Какими полномочиями обладает президент россии

Национальная безопасность

Президент является Верховным главнокомандующим Вооруженными силами РФ, ему же принадлежит право назначать на должности и освобождать от них высшее командование армии и флота России.

В случае агрессии (или ее непосредственной угрозы) против Российской Федерации глава государства имеет право ввести на всей территории страны или в ее отдельных местностях военное положение. Также при попытках вооруженного мятежа, массовых беспорядках, техногенных или экологических катастрофах и других экстренных обстоятельствах президент может объявлять чрезвычайное положение. В обоих случаях он обязан незамедлительно проинформировать о своем решении обе палаты Федерального собрания. В течение 48 часов введение военного положения должно быть одобрено большинством членов Совета Федерации (чрезвычайное положение должно получить одобрение в течение 72 часов).

Согласно ст. 106 Конституции, президент не имеет права объявлять войну и заключать мир. Это исключительная компетенция Совета Федерации.

Глава государства формирует и возглавляет Совет безопасности РФ. В этот совещательный орган входят председатели палат Федерального собрания, глава правительства, министры силового блока и иностранных дел, глава администрации президента и др. Совбез готовит для главы государства основные документы в сфере национальной безопасности, в частности, военную доктрину, которую утверждает президент.

Правовой статус

Конституционно-правовой статус президента отличается в разных странах. Функции и полномочия главы государства определяются в зависимости от политических традиций, соотношения сил между президентом и другими ветвями власти, политическими и классовыми группировками и другими факторами. В современной мировой конституционной практике выделяют три основных вида республик: президентские, парламентские и смешанного типа.

В президентских республиках глава государства избирается, как правило, населением страны и является главой исполнительной власти, высшим должностным лицом, играющим ведущую роль в государственном управлении. Он формирует правительство, подотчетное только ему, парламент не вправе выносить вотум недоверия правительству или отдельным министрам. Эта форма правления принята во многих странах, в том числе в США, России, большинстве стран Латинской Америки и Африки.

В парламентских республиках президент избирается обычно парламентом или специальной коллегией. Являясь главой государства, он не обладает реальной властью, а осуществляет в основном представительские функции. Правительство в таких странах формируется парламентом и подотчетно ему. Сегодня республики такого типа преобладают в Европе, типичными примерами являются ФРГ, Италия, Индия.

В республиках смешанного типа (полупрезидентские или президентско-парламентские) сочетаются элементы президентской и парламентской республик. В таких странах глава государства избирается населением, формирует правительство, имеет право роспуска парламента. Однако сильная президентская власть сочетается с наличием эффективных мер по контролю парламента за деятельностью правительства. Такая форма существует во Франции, Португалии, Литве.

Свои особенности имеет статус президента в Иране. В этой стране верховная власть принадлежит высшему религиозному иерарху — аятолле. Ему подчинены все остальные органы власти и должностные лица, в том числе президент.

История изменений Конституции РФ

Действующая Конституция была принята на референдуме в 1993 году. В нем приняли участие свыше 58 млн россиян.

Конституция за время своего действия неоднократно корректировалась. Так, в период с 1996 по 2008 г. в нее были внесены изменения, связанные с укрупнением субъектов РФ, а также их переименованием.

В 2009 году были внесены более существенные коррективы, когда был расширен срок избрания Президента до 6 лет (ранее он избирался на 4 года), а депутатов Госдумы стали выбирать на 5 лет (ранее – на 4 года). Также в обязанности Правительства включили регулярную отчетность перед Госдумой по результатам работы.

В 2014 году в Конституцию внесли изменения, связанные с объединением ВС и ВАС РФ, а также с принятием в состав РФ Крыма и Севастополя, введением должности федерального сенатора.

В Послании Федеральному Собранию 15 января 2020 года Президент указал на то, что со времени принятия Конституции прошло уже более 25 лет, и текущие российские реалии сегодня изменились. Конституция 1993 года принималась в кризисный период российской истории, который существенно отличается от текущей конъюнктуры. Хотя налицо ряд острых экономических и социальных проблем, в целом ситуацию в стране можно охарактеризовать, как стабильную.

Именно такие причины Президент озвучил в качестве оснований для изменения Конституции. Озвученные предполагаемые поправки в Конституцию не затрагивают ее базовых основ, поэтому они могут быть утверждены Парламентом. Но с учетом того, что коррективы предполагают существенное изменение действующей конфигурации политической системы, а также изменение деятельности законодательной и судебной властей, то Президент посчитал необходимым провести всероссийский референдум по вопросам изменения Конституции. Таким образом, В. В. Путин анонсировал всеобщее голосование по конституционным поправкам.

О формировании судов

В ст. 128 описывается порядок . Здесь же указано, что председатели, заместители председателей и судьи других федеральных судов назначаются президентом в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного суда, Верховного суда и иных федеральных судов устанавливаются Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Порядок осуществления гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства регулируется также соответствующим процессуальным законодательством.

Какие поправки предложил Президент

В ходе Послания Федеральному собранию Президент предложил закрепить в Конституции изменения по 10 пунктам:

1. Приоритет Конституции РФ над международным правом на территории страны. Фактически это означает, что международные договоренности, подписанные РФ, действуют только в той части, в которой они не ограничивают права и свободы граждан и не противоречат Конституции. В настоящее время международное право по Конституции выступает составной частью правовой системы. Если международный договор устанавливает отличные от российских законов правила, то применяются нормы международного договора. Таким образом, данная поправка направлена на укрепление российского суверенитета.

2. Ужесточение требований к кандидатам на президентский пост. Теперь для того, чтобы претендовать на президентский пост, кандидат должен проживать в стране в течение не менее 25 лет и не иметь иностранного гражданства. Пока же в числе требований к кандидатам в президенты значатся возраст не менее 35 лет и постоянное проживание в РФ не менее 10 лет.

3. Запрет на иностранное гражданство или иностранный вид на жительство для представителей власти. Такие запреты предполагается распространить на глав регионов, депутатов Госдумы, министров, судей и ряд других должностных лиц («критически важные» должности). Указанный запрет действует и сегодня, но предполагается закрепить его на конституционном высшем уровне.

4. Изменение статуса и полномочий Госсовета (действует с 2000 года) и усиление позиций губернаторов. Эксперты полагают, что данный губернаторский институт доказал свою эффективность, в связи с чем его роль и значение нужно повышать. Президент предложил повысить роль губернаторов в процессе принятия значимых для федерального уровня власти решений.

5.Изменение роли парламента. Теперь кандидатура Премьера должна пройти утверждение Госдумой, а Президент не вправе отклонить одобренного кандидата. Помимо утверждения кандидатуры Председателя Правительства, предполагается, что Госдума примет участие в формировании Правительства. Сейчас эти полномочия, которые передаются Парламенту, являются прерогативой Президента. Тем не менее за главой государства сохранится право на отстранение главы Правительства или иных министров при утрате доверия или ненадлежащем исполнении должностных функций. За Президентом также будет сохранено право руководства ВС и силовыми структурами.

6. Изменения в назначении руководителей силовых ведомств и прокуроров регионов. Теперь такие назначения Президент сможет сделать только по результатам предварительных консультаций с Советом Федерации.

7.Закрепление в Конституции РФ социальных гарантий. Законодательно закреплено условие, по которому МРОТ должен быть не ниже прожиточного минимума. Предлагается ввести это правило в Конституцию. Еще одна «косметическая поправка» – это закрепление норм об индексации пенсий и достойного пенсионного обеспечения. Пенсия в настоящий момент индексируется 2 раза в год, но Конституция этот вопрос не регулирует.

8. Усиление роли Конституционного суда. К новым правам Конституционного суда отнесут право проверки законопроекта на конституционность по запросу Президента.

9. Наделение Совета Федерации полномочиями отрешать от должностей судей КС РФ и ВС РФ. Снятие с должности судей такого уровня допускается по представлению Президента и при совершении ими грубых проступков, порочащих честь и достоинство.

10. Закрепление принципов единой системы власти. Предлагается также убрать ограничение «не более двух президентских сроков подряд» и заменить на «не более двух президентских сроков». Хотя сам Президент подчеркнул, что этот вопрос не является принципиальным. По действующей редакции один Президент не может находиться у власти более двух сроков подряд. Именно это положение Конституции позволило самому В. В. Путину получить пост Президента в третий раз в 2012 году и в четвертый раз в 2018 году.

Президент уже создал рабочую группу по подготовке конституционных поправок, в которую вошли 75 человек.

Институт президентства в России

Законодательная база Российской Федерации, связанная с институтом Президентства невероятно широка. Это объясняется как его наивысшим конституционным статусом, так и широким кругом полномочий во многих областях государственной жизнедеятельности.

Конституция — основополагающий закон РФ

Приведем далее ряд базовых правовых документов, определяющих положение Президента, как избираемого главы российского государства. Сюда же будут включены отдельные акты, части которых регулируют определенные возможности Президента прямо или косвенно влиять на функционирование конкретных общественно-политических институтов, а также на деятельность различных органов государственной власти.

  1. Конституция Российской Федерации. Особенностям положения Президента среди всех ветвей власти отводится целый раздел. Кроме него во многих статьях документа указаны те или иные полномочия руководителя страны по отношению к другим конституционным органам власти.

Конституция РФ

  1. Закон Российской Федерации N. 2446-1 от 1992 г. принятый под общим заголовком закон о безопасности наделяет Президента правом формирования Совета Безопасности страны. Также он председательствует на каждом заседании Совета.

  2. ФКЗ N. 1 от 1994 г., ред. 2018 г. о формировании и статусе Конституционного Суда РФ в части предложения кандидатов на должности судей.

  3. ФКЗ N. 3 от 2014 г., ред. 2018 г. о положении Верховного Суда РФ. Подтверждает полномочия Президента по представлению кандидатов в судьи Верховного Суда, включая Председателя.

  4. ФКЗ N.1 от 2002 г. По нормам закона «О военном положении» Президент, будучи верховным главнокомандующим вправе объявлять о начале и прекращении состояния войны.

  5. ФЗ N. 12 от 2001 г. в ред. 2014 г. очерчивающий круг правовых гарантий, положенных бывшим Президентам и членам их семьи. Закон до сих пор вызывает крайне неоднозначную реакцию у знающих его граждан, так как он фактически снимает с руководителя страны, его ближайших родственников, а также подчиненных ему сотрудников, ответственность за действия во время пребывания у власти.
  6. ФКЗ N. 11 от 2014 г. Поправка в Конституции, по которой Президент вправе назначать/освобождать от должности сенатора – члена Совета Федерации.
  7. ФКЗ N. 6 от 2008 г. Закон, внесший в Конституцию поправку, увеличившую сроки работы Президента и депутатов Госдумы.

  8. ФЗ N. 19 от 2003 г. в ред. 2018 г. устанавливающий нормы проведения президентских выборов, включая выдвижение кандидата, организацию процедур голосования, подсчет итогов, вступление в должность победившего на выборах, присягу.

Президент подписывает закон

Также через инструмент указов Президента устанавливаются отдельные нормы в работе федеральных, например, правительственных органов. Так, через указ Президента была принята Военная доктрина Российской Федерации (N.Пр-2976 – 2014 г.), а также Концепция Внешней политики (посл. ред. указ N.640 – 2016 г.).

Трактовка поправок

Обнуление президентских сроков. Руководитель одной из юридических фирм на условиях анонимности сообщил «Коммерсанту», что поправка может «обнулить» президентские сроки: «Когда снимали ограничения по количеству переназначений губернаторов и руководителей судов, все отсчитывалось с начала, предыдущие сроки обнулялись». Впрочем, сам президент в субботу в Санкт-Петербурге в беседе с ветеранами дал понять, что против практики неограниченного пожизненного руководства, как это было в позднесоветский период. По мнению Путина, таким образом не решить задачи обеспечения трансформации власти и стабильности страны.

Сохранение сильной президентской власти. «Институт президентской власти остается сильным, ослабляется только возможность его долгосрочного персонального удержания за счет нормы о том, что одно лицо не может быть главой государства более двух сроков», — говорит «Ведомостям» политолог Дмитрий Бадовский. По его словам, президент даже получает дополнительные полномочия, касающиеся отрешения судей или проверки конституционности законопроектов. К полномочиям президента отнесено и формирование Госсовета, который, как считает Бадовский, становится органом стратегического планирования. Старший партнер коллегии адвокатов Pen & Paper, экс-сенатор Константин Добрынин опасается, что Госсовет и вовсе может стать надпарламентским органом по аналогии с Госсоветом Российской Империи в начале ХХ века
Однако Бадовский обращает внимание, что статья 11 конституции устанавливает, что государственную власть в России осуществляют президент, Федеральное собрание, правительство и суды. Поскольку эта норма не правится, «соответственно, Госсовет органом, осуществляющим власть, не будет», подчеркнул Бадовский
Он считает, что происходит окончательное разделение на органы исполнительной власти, подконтрольные президенту и премьер-министру.

Коллективное президентство. «Государственный совет становится чем-то вроде коллективного президентства, — говорит Bloomberg Андрей Кортунов, глава созданного Кремлем Совета по международным делам России

— Будет очень важно, кто его возглавляет и как он формируется». Эти вопросы не рассматриваются подробно в законопроекте, опубликованном в понедельник

Предлагаемые поправки могут позволить Путину «продлить свое 20-летнее правление на неопределенный срок после того, как он по закону обязан покинуть пост президента в 2024 году»,  уверена Financial Times. Аналитики, на которых ссылается газета, проводят аналогию между действиями российского президента и опытом Казахстана, где  бессменный лидер страны Нурсултан Назарбаев в прошлом году покинул пост президента, но сохранил должности председателя партии «Нур Отан», члена Конституционного совета и председателя Совета безопасности Казахстана.

Станет похоже на Беларусь?

Как видно, благодаря поправкам в России у президента станет больше полномочий в назначении и увольнении премьера и министров, а также роспуске Думы, но хотя бы номинальные ограничения останутся. Сами можете судить о степени сходства в некоторых аспектах конституционных норм Беларуси и России — с поправками.

В Беларуси

В России

Срок полномочий президента 5 лет

Срок полномочий президента 6 лет

Количество сроков не ограничено

Максимум два срока после утверждения поправок

Президент назначает премьер-министра, на что должна дать согласие нижняя палата парламента

Президент назначает главу правительства, которого должна утвердить нижняя палата парламента

Президент сам определяет состав правительства

Президент после консультаций с верхней палатой парламента назначает пять министров: обороны, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, чрезвычайных ситуаций.

Остальных членов правительства президент назначает после утверждения нижней палатой парламента по представлению главы правительства.

Если нижняя палата трижды отклонила кандидатуры членов правительства, представленные главой правительства, президент может назначить их сам без ее утверждения нижней палатой

Президент может отправить в отставку любого члена правительства

Президент может отправить в отставку любого члена правительства

Если нижняя палата два раза отклонила кандидатуру премьер-министра, президент вправе ее распустить и назначить новые выборы и и.о. премьера

Если нижняя палата три раза отклонила кандидатуру главы правительства, президент вправе ее распустить и назначить новые выборы и главу правительства

Президент может распустить нижнюю палату и назначить новые выборы, если она выражает вотум недоверия правительству

Президент может распустить нижнюю палату и назначить новые выборы:

— если она три раза не утвердила более трети кандидатур в правительстве

— если она два раза выражает вотум недоверия правительству по своей инициативе

— если выражает вотум недоверия правительству в ответ на запрос его главы

Президент назначает генерального прокурора с согласия верхней палаты парламента

Президент назначает генерального прокурора и его заместителей после консультаций с верхней палатой парламента

Президентское вето на закон может быть преодолено 2/3 от числа членов обеих палат парламента.

Президентское вето на закон может быть преодолено 2/3 от числа членов обеих палат парламента.

НО: президент может направить в Конституционный суд на проверку законопроект; если там найдут нарушения, закон не вступает в силу

Президент назначает 6 из 12 судей Конституционного суда.

Президент представляет в верхнюю палату на утверждение кандидатуры всех 11 судей Конституционного суда.

Президент может снимать с должности судей Конституционного суда.

Президент может просить верхнюю палату снять с должности судей Конституционного суда за проступки.

Президент назначает в верхнюю палату не более 8 сенаторов из 64.

Президент назначает в верхнюю палату не более 30 сенаторов из 200, из них 7 можно назначить пожизненно.

Возрастет роль парламента, а премьера утвердит Госдума

Путин выдвинул еще ряд поправок к Конституции, касающихся политического устройства страны

В первую очередь он обратил внимание на такой орган власти, как Госсовет — совещательный орган при президенте России, куда входят в том числе главы всех регионов. Его статус предлагается закрепить в Конституции

«За прошедшее время Госсовет показал свою высокую эффективность, его рабочие группы обеспечивают профессиональное, всестороннее и качественное рассмотрение наиболее значимых для граждан и страны вопросов. Считаю целесообразным закрепить в Конституции России соответствующий статус и роль Государственного совета», — заявил президент.

Кроме того, Путин отметил необходимость повысить роль губернаторов в принятии решений на федеральном уровне — пока не вполне ясно, каким образом.

Вместе с тем Путин призвал усилить роль парламента в политической жизни страны. Согласно его предложениям, Госдума будет утверждать премьер-министра, его заместителей и федеральных министров, а президент будет обязан назначить утвержденных Госдумой кандидатов. Сейчас Госдума лишь согласовывает кандидатов на эти должности.

Президент также предложил назначать руководителей силовых ведомств по итогам консультаций с Советом Федерации. По мнению Путина, это позволит сделать работу прозрачнее. Кроме того, Путин также предложил закрепить в Конституции РФ право Совета Федерации отрешать от должности судей Верховного и Конституционного судов по представлению президента.

Путин предложил прописать в Конституции требования к чиновникам на «критически важных должностях». Фото duma.gov.ru

Порядок действий для регистрации кандидата в Президенты России

В целом, подать документы на регистрацию себя в качестве кандидата в Президенты РФ может любое лицо, соответствующее вышеозначенным требованиям. Однако прежде чем лицо будет внесено в избирательные списки, следует совершить целый ряд дополнительных действий в соответствии со строгим регламентом действующего законодательства. Порядок действий для регистрации кандидата в Президенты РФ будет следующим:

  1. Необходимо собрать группу из как минимум 500 граждан Российской Федерации, каковые обладают активным избирательным правом для демонстрации поддержки избирателями будущего кандидата.
  2. Следует назначить дату собрания группы избирателей, а также уведомить Центризбирком РФ не позднее, чем за пять дней до даты такового собрания. На собрании должно быть вынесено решение про поддержку самовыдвижения потенциального кандидата, формировании избирательной группы и назначении уполномоченных лиц таковой группы. Протокол собрания и все его решения должны быть зафиксированы в нотариальной форме.
  3. В течение 20 дней с момента объявления и публикации решения про назначение выборов Президента РФ, кандидат должен обратиться в Центризбирком с ходатайством про регистрацию избирательной группы граждан. Кроме этого, в Избирком предоставляются также документы, удостоверяющие личность и гражданство потенциального кандидата, а также решения собрания избирательной группы, заявление самого кандидата о его самовыдвижении, декларация о доходах кандидата и его семейства, декларация об имуществе,
  4. После одобрения регистрации кандидата, он обязан собрать не менее 300 тыс. подписей граждан РФ (для самовыдвиженцев, при выдвижении от партии — 100 тыс. подписей). При этом Центризбирком запрещает предъявлять более 7500 подписей из каждого из конкретных субъектов РФ, а также – более 7500 автографов от граждан РФ, находящихся вне российской территории. Подписные листы производятся исключительно за наличествующие средства избирательного фонда потенциального кандидата по установленной на федеральном уровне форме.
  5. После сбора подписей, их проверки, а также предоставления окончательного пакета документов, в том числе свидетельствующего о закрытии всех имеющихся иностранных счетов, проводится окончательная регистрация кандидата в Президенты РФ и внесение информации о нём в избирательные списки, а также её публикация.

Важный факт

Все отказы центральной избирательной комиссии по поводу регистрации кандидатов на любом этапе должны выдаваться не более, чем в двухдневный с момента подачи документов. Кроме этого, любой отказ должен быть мотивирован. Оспаривание таковых отказов проводится исключительно в Верховном Суде РФ, а рассмотрение таковых исков составляет не более пяти суток с момента их подачи.

В целом, касательно регистрации кандидата действует дополнительный существенный список ограничений прав. В частности, не допускается превышение установленного на федеральном уровне максимума затрат на ведение избирательной компании и предвыборной агитации более, чем на 5 процентов. Таковые нормативы призваны обеспечить равные права у участников предвыборной гонки вне зависимости от наличествующих у них финансов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector