Не для россии? почему в нашей стране не будет парламентской республики

Мнения: несогласных с президентом не оказалось

Судя по небольшому опросу, проведенному «Правдой.Ру», дискуссии о том, должна ли Россия стать парламентской республикой, в ближайшее время не предвидится.

Лидер КПРФ Геннадий Зюганов заявил, что является приверженцем советской системы государства.

«В нынешней форме криминально-буржуазной, когда нет устойчивой политической системы, когда каждый день появляются новые партии, когда рвут на части страну и каждый пытается аул, а то и республику превратить в самостоятельное государство, нужна сильная исполнительная вертикальная власть», — полагает политик.

«Я абсолютно согласен, потому что большая страна, разные национальности, разные религии. Конечно, должен быть избранный человек, как во всех нормальных странах, который руководит энное количество лет», — сказал он.

А вот литературовед Мариэтта Чудакова вообще считает неважной дискуссию о том, какая форма правления более подходит России — парламентская или президентская. «Сейчас во всей этой ситуации есть гораздо более острые моменты

Сама перестройка Конституции, мне кажется, гораздо более острым и важным моментом. Суть не в том, парламентская или президентская. Суть в том, на мой взгляд, что наша Конституция — одна из лучших в мире. И я против ее перекройки — вот что важно», — сказала она

«Сейчас во всей этой ситуации есть гораздо более острые моменты. Сама перестройка Конституции, мне кажется, гораздо более острым и важным моментом. Суть не в том, парламентская или президентская. Суть в том, на мой взгляд, что наша Конституция — одна из лучших в мире

И я против ее перекройки — вот что важно», — сказала она

Публицист Анатолий Вассерман не согласился с мнением главы государства относительно того, переход к парламентской форме правления сейчас невозможен. По его мнению, такой переход никогда не был возможен в истории России.

«Насколько я могу судить, каждая попытка перейти к парламентской форме правления или к чему-либо хотя бы отдаленно ее напоминающему, немедленно оборачивалась явно катастрофическими последствиями. Так было, например, в Смутное время. Самой жуткой его частью по всем дошедшим до нас сведениям была семибоярщина. Так было, когда пытались ограничить правление Анны Иоанновны. Она, конечно, далеко не подарок и вошла в историю как одна из худших правительниц. Но известные нам кондиции, то есть условия, предложенные для ее правления, показывают, что если бы эти кондиции были исполнены, то было бы гораздо страшнее. Так было во время Временного правительства, так было при всех попытках коллективного руководства в советское время, когда каждый раз это руководство оборачивалось разбродом и шатанием», — отметил он.

Встройте «Правду.Ру» в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в или в

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или

Также будем рады вам в наших сообществах во

Характеристика

Формы правления, политические режимы и системы
  • Автократия
  • Анархия
  • Аристократия
  • Бюрократия
  • Геронтократия
  • Демархия
  • Буржуазная демократия
  • Имитационная демократия
  • Либеральная демократия
  • Представительная демократия
  • Прямая демократия
  • Деспотизм
  • Джамахирия
  • Диархия
  • Военная диктатура
  • Диктатура буржуазии
  • Диктатура пролетариата
  • Нацистская диктатура
  • Фашистская диктатура
  • Идеократия
  • Изократия
  • Клептократия
  • Коммунизм
  • Корпоратократия
  • Критархия
  • Марионеточное государство
  • Матриархат
  • Меритократия
  • Милитократия
  • Всемирная монархия
  • Выборная монархия
  • Конституционная монархия

    • Дуалистическая монархия
    • Парламентская монархия
  • Сословно-представительная монархия
  • Феодальная монархия
  • Вотчинная монархия
  • Раннефеодальная монархия
  • Ханство (каганат)
  • Царизм
  • Ноократия
  • Однопартийная система
  • Олигархия
  • Охлократия
  • Петрократия
  • Плутократия
  • Исламская республика
  • Народная республика
  • Парламентская республика
  • Президентская республика
  • Смешанная республика
  • Советская республика
  • Стратократия
  • Талассократия
  • Теллурократия
  • Теократия
  • Технократия
  • Тимократия
  • Тирания
  • Тоталитаризм
  • Хунта
  • Этнократия
Портал:Политика ·

С одной стороны, парламент смешанной республики имеет право вынести вотум недоверия правительству, сформированному президентом. С другой стороны, президент имеет право распустить парламент и назначить внеочередные выборы (в некоторых странах парламент не может быть распущен в течение конституционно определённого срока).

Если в новом составе парламента партия президента получит большинство голосов, то сохранится «бицефальная» исполнительная власть, когда политику правительства определяет президент, при относительно слабой фигуре премьер-министра. Если же выиграют противники президента, то, как правило, последний будет вынужден принять отставку правительства и фактически передать полномочия по формированию нового правительства лидеру партии, набравшей большинство голосов на выборах. В последнем случае президент не может существенно влиять на политику правительства, и главной политической фигурой становится премьер-министр. Если впоследствии будет избран президент, оппозиционный парламентскому большинству, он сформирует новое правительство, и если оно не получит одобрения в парламенте, то последний может быть распущен.

Таким образом, как и в парламентарных странах, в смешанной республике правительство может работать, только когда оно опирается на поддержку парламентского большинства. Но если в парламентарных странах президент или монарх (номинальный глава государства) лишь формально назначает правительство, реально сформированное парламентской правящей партией или коалицией, то в смешанной республике избранный народом президент вправе фактически формировать своё правительство, невзирая на существующее парламентское большинство, вступать в конфликт с парламентом и добиваться его роспуска. Такое положение невозможно ни в парламентарных странах, ни в президентской республике. Поэтому смешанную республику считают самостоятельной формой правления, наряду с парламентарной и президентской.

Признаки государства

Чтобы называться государством, необходимы определенные признаки:

1. Территориальная организация. Наличие государственной границы и гражданства.

2. Суверенитет, внутренний и внешний.Внутренний суверенитет — верховенство государственной власти внутри страны. Внешний суверенитет — независимость на международной арене.

3. Наличие государственного аппарата. Государство невозможно безорганов власти и государственных учреждений. Важная часть госаппарата — полиция, армия, суды.

4. Публичный характер власти. Государство и общество — не одно и то же, государство представляют специальные органы и люди.

5. Принудительный характер власти. Государство обладает «монополией на законное насилие».

6. Исключительное право на взимание налогов и эмиссию денег. Только государство может собирать налоги, пошлины, печатать национальную валюту.

7. Исключительное право принимать законы. Только государство может издавать правовые акты, обязательные для населения.

8. Государственная символика. Государственный герб, флаг и гимн.

Люди с государственным флагом России. Москва, 2016 год. Фото: Reuters

Монархия

Конституционные монархии

Парламентские монархии

  •  Андорра (Княжество)
  •  Антигуа и Барбуда
  •  Австралия
  •  Багамские Острова
  •  Барбадос
  •  Бельгия
  •  Белиз
  •  Камбоджа
  •  Канада
  •  Дания
  •  Гренада
  •  Ямайка
  •  Япония (Империя)
  •  Лесото
  •  Люксембург (Великое Герцогство)
  •  Малайзия (Федеративные Султанаты)
  •  Нидерланды
  •  Новая Зеландия
  •  Норвегия
  •  Папуа — Новая Гвинея
  •  Великобритания
  •  Сент-Китс и Невис
  •  Сент-Люсия
  •  Сент-Винсент и Гренадины
  •  Соломоновы Острова
  •  Испания
  •  Швеция
  •  Таиланд
  •  Тувалу

Дуалистические монархии

  •  Бахрейн
  •  Бутан
  •  Иордания
  •  Кувейт (Эмират)
  •  Лихтенштейн (Княжество)
  •  Монако (Княжество)
  •  Марокко
  •  Тонга
  •  ОАЭ (Федеративные Эмираты)
  •  Бруней (Султанат)
  •  Оман (Султанат)
  •  Катар (Эмират)
  •  Саудовская Аравия

Основные характеристики парламентской республики

Все государства парламентской республики имеют схожие черты, которые следует перечислить:

  • исполнительная власть целиком принадлежит главе правительства, это может быть премьер-министр либо канцлер;
  • президента избирает на должность не народ, а парламент (или специальная коллегия);
  • глава правительства назначается президентом, хотя кандидатура предлагается из числа лидеров сформированной коалиции большинством;
  • всю ответственность за деяния правительства несет на себе его руководитель;
  • все акты президента имеют силу только в том случае, если они будут подписаны премьер-министром или же соответствующим министром.

Парламентская республика

При этом способе управления, основной и главной функцией в формировании государственной жизни обладает парламент, который выбирает премьер-министра. Следует отметить, что на пост председателя правительства (премьера) выдвигается преимущественно глава фракции, у которой большая часть голосов в парламенте.

Признаки парламентской республики:

  1. Глава государства избирается непосредственно парламентским большинством. Причем, президент страны не имеет значимого государственно – правового веса и ограничивается представительскими функциями.
  2. Председатель правительства (премьер), а не президент обладает исполнительной властью.
  3. Глава партии парламентского большинства (или партийной коалиции), в большинстве случаев, становится главой правительства и сам определяет состав кабинета министров. Президент не несет обязательств за деятельность правительства. Эта функция возложена на премьер-министра.
  4. Президент не может самостоятельно уволить с поста главу правительства, и только по согласованию с премьер-министром может увольнять членов правительства.
  5. Парламент осуществляет контроль работы правительства. Но — президент может объявить о роспуске парламента и, следовательно, указать на необходимость дополнительных выборов. Этот вариант возможен, когда парламент объявил о недоверии правительству.

Парламентская республика, реже встречающаяся в мире, чем президентская, распространена в таких странах: Австрия, Германия, Швейцария, Индия, Турция, Греция, Италия и др.

«Плюсы» и «минусы» этой формы управления государством

К основным достоинствам данной политической системы можно отнести следующие:

  • парламентская система обеспечивает единство законодательной и исполнительной ветви власти;
  • все инициативы правительства, как правило, получают полную поддержку парламента, что обеспечивает стабильную работу всей системы власти;
  • данная система управления в полной мере позволяет соблюдать принцип народного представительства во власти.

Есть, однако, в парламентских республиках и свои недостатки, которые отчасти выходят из достоинств этой политической системы. В первую очередь это неустойчивость коалиционных союзов, которая часто приводит к политическим кризисам (яркие примеры — Украина или Италия). Также очень часто коалиционному правительству приходится отказываться от полезных для страны действий, дабы придерживаться идеологической линии коалиционного соглашения.

Еще один существенный недостаток парламентских республик — это опасность узурпации власти в государстве правительством, когда парламент, по сути, превращается в обычную «штамповочную машинку» для законов.

Далее рассмотрим особенности политического устройства самых популярных на планете парламентских республик: Австрии, Германии, Индии и Польши.

Республика Индия

Индия также является парламентской республикой, в которой вся полнота власти принадлежит парламенту и правительству, которое им формируется. Индийский парламент включает в себя Народную Палату и Совет Штатов — орган, который выражает интересы отдельных штатов.

В Народную Палату (Лок Сабха) депутаты избираются всеобщим народным голосованием. Общее (максимальное по Конституции Индии) количество членов Народной Палаты — 552 человека. Срок работы одного созыва Палаты составляет 5 лет. Однако Лок Сабха может быть распущена президентом страны досрочно, а в отдельных ситуациях законодательство Индии предусматривает и продление срока работы Палаты на один год. Руководит Народной палатой Индии спикер, который после своего избрания на эту должность обязан выйти из своей партии.

Совет Штатов (Раджья Сабха) формируется путем косвенных выборов и включает в себя 245 депутатов. Каждые два года состав Раджья Сабха обновляется на треть.

Исторические титулы государств

Форму государственного правления нужно отличать от титула государства. Особенно интересны титулы монархий, в них иногда отражается не только форма правления, но и историческое название титула монарха. Сегодня эти титулы формальны, а в прошлом они давали представление о положении государства в иерархии монархий. При анализе названия монархического государства необходимо быть внимательным с его переводом. Так, принцество (principality) на русский язык обычно переводится как княжество, а маликство — как королевство.

Титул императора сохранился только у японского монарха. Помимо типичных для Европы королевств с эпохи феодальной раздробленности на политической карте сохранялись и суверенные образования формально иерархически более низкого уровня — принцества, герцогства, княжества и графства. Некоторые из них (Лихтенштейн, Монако, Люксембург) сохранились до сих пор. Формально называет себя принцеством и Андорра, однако в данном случае это название говорит не о внутренней структуре, а о внешней зависимости страны (кондоминиумной Франции и Испании).

Западноевропейская система титулов сопоставима с арабо-мусульманской, только если в Европе отправным стал титул Римской империи, то на Ближнем Востоке таким был статус Арабского халифата. После формирования Османской империи её лидеры переняли титул главы старого образования, и турецкое государство было халифатом до XX в. С тех пор единый халифат остаётся лишь мечтой некоторых мусульман. Возникшие в частях арабского и османского халифатов, мусульманские королевства носят титул маликств (Бахрейн, Иордания, Саудовская Аравия, Марокко). Как и в Европе, в мусульманском мире были феодальные образования субнационального уровня — султанаты, эмираты и шейхства. Некоторые из них получили суверенитет и сохраняются на современной политической карте мира либо в качестве отдельных государств (султанаты Бруней и Оман, эмираты Катар и Кувейт), либо в составе союзных федераций (султанаты Малайзии, эмираты ОАЭ).

Еще один титул имперского уровня, сохранявшийся до недавнего прошлого — шахиншахство — был до исламской революции 1978—1979 гг. в Иране. Он восходит к эпохе древнеперсидского государства и равнозначен титулу падишахства, который носило Могольское государство в Индии до британской колонизации. В составе государств с персидской системой были также феодальные образования субнационального уровня — сатрапии, шахства, эялеты и др., но до наших дней суверенные образования с такими титулами не сохранились. В прошлом остались также русско-славянская (Великое княжество Киевское, Болгарское царство) и тюркско-монгольская системы (Хазарский каганат, Золотая Орда или Улус Джучи, Хивинское ханство, Казахские жузы).

Титулы республик не отличаются такой пестротой, однако и они иногда отражают политическую эволюцию государства, чаще всего его идеологическую ориентацию. Можно выделить следующие повторяющиеся расширительные названия республик:

  • демократическая республика (Конго, Восточный Тимор, Непал, Сан-Томе и Принсипи, Шри-Ланка, Западная Сахара);
  • народная (или социалистическая) республика (Китай, Вьетнам);
  • народно-демократическая республика (КНДР в Северной Корее, ЛНДР в Лаосе, АНДР в Алжире);
  • федеративная республика (Бразилия, Германия, Нигерия, Эфиопия);
  • исламская республика (Афганистан, Мавритания, Пакистан, Иран).

Существовали попытки предложить альтернативный монархическому или республиканскому титул государства. Так, Ливия времен М. Каддафи именовалась джамахирией, а Гайана называется Кооперативной Республикой. В обоих случаях такие титулы должны подчеркнуть реализацию в политических системах этих стран альтернативной модели государственного устройства.

Что это такое?

Парламентская республика (примеры стран этой формы правления вы найдете ниже) — это разновидность государственного устройства, в которой вся полнота власти принадлежит специальному законодательному органу — парламенту. В разных странах он называется по-разному: Бундестаг — в Германии, Ландтаг — в Австрии, Сейм — в Польше и т. д.

Форма правления «парламентская республика» отличается в первую очередь тем, что именно парламент формирует правительство, которое полностью ему подотчетно, а также и избирает президента страны (в большинстве случаев). Как всё это происходит на практике? После проведения парламентских народных выборов партии-победители создают коалиционное большинство, на основе которого формируется новое правительство. При этом каждая из партий получает количество «портфелей» в соответствии со своим весом в этой коалиции. Вот так, несколькими предложениями, и можно описать функционирование такого образования, как парламентская республика.

Примеры стран — «чистых» парламентских республик — можно привести следующие: это Германия, Австрия, Ирландия, Индия (это самые классические примеры). С 1976 года к их числу добавилась Португалия, а с 1990 года — африканское государство Кабо-Верде.

Не стоит путать такие понятия, как парламентская монархия и парламентская республика, хотя они во многом схожи. Главное сходство заключается в том, что и там и там главенствующим органом власти выступает парламент, а президент (либо монарх) выполняет лишь представительские функции, то есть является лишь неким символом страны. А вот главное отличие между этими формами правления состоит в том, что в парламентской республике президент каждый раз переизбирается парламентом, а в монархии эта должность передается по наследству.

Основные характеристики парламентской республики

Все государства парламентской республики имеют схожие черты, которые следует перечислить:

  • исполнительная власть целиком принадлежит главе правительства, это может быть премьер-министр либо канцлер;
  • президента избирает на должность не народ, а парламент (или специальная коллегия);
  • глава правительства назначается президентом, хотя кандидатура предлагается из числа лидеров сформированной коалиции большинством;
  • всю ответственность за деяния правительства несет на себе его руководитель;
  • все акты президента имеют силу только в том случае, если они будут подписаны премьер-министром или же соответствующим министром.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector