Шашечки или ехать
Содержание:
Махнуть до метро
Водители всего мира протестуют против господства агрегаторов регулярно — часто с намного большим размахом. В России первая масштабная акция состоялась осенью 2016 года: несколько тысяч столичных водителей-таксистов на несколько дней отключились от системы «Яндекс.Такси» в ответ на решение компании о понижении тарифов для пассажиров.
т1
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков
В том числе агрегатор тогда ввел опцию поездки за 99 рублей — за эти деньги днем пассажир мог проехать 2 км или около пяти минут. Пользователям идея понравилась, а водителям — не очень. Многие отказались работать по этому тарифу, указывая, что у них всё равно уходит дополнительное время на подачу машины, так что для того, чтобы выйти в плюс в таких условиях, им придется резко увеличить рабочее время.
В итоге в какой-то момент в столице действительно возникли трудности с подачей машин в отдельных районах, но затем конфликт удалось разрешить. Тариф продолжил существовать, в компании журналистам , что водители в заработке не потеряли, потому что число заказов, которые они могут выполнить за смену, резко увеличилось.
Судя по всему, согласны с этим далеко не все, поскольку популярные у жителей мегаполисов короткие поездки (например, от дома до станции метро или от станции метро до работы) остаются источником раздражения для водителей. Это влияет и на стоимость заказов — по данным исследования, которое в 2017 году провел Аналитический центр при правительстве РФ, если в 2014 году средний чек за одну поездку составлял около 700 рублей, то в 2017-м — чуть более 400.
На игле
На заре своего существования, в начале 2010-х годов, компаниям-агрегаторам удалось привлечь на свою сторону большое количество заказчиков не только благодаря удобству и прозрачности системы, но и за счет заманчиво низких цен (которые вызвали такое острое недовольство водителей в 2016 году).
Однако упрочив свое положение на рынке, сервисы ценовую политику стали менять
Так, в декабре 2017-го они одновременно подняли цены на свои услуги, что привлекло внимание Федеральной антимонопольной службы
По мнению главы межрегионального профсоюза таксистов Ярослава Щербинина, на долю «Яндекс.Такси» и Uber после слияния приходится около 80% заказов в Москве. Первый зампред комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков рассказал «Парламентской газете», что, по его данным, на две эти компании накануне слияния приходилось около 70% всех заказов.
т2
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков
«Сначала агрегаторы посадили на свою иглу таксистов и клиентов, а теперь потихоньку перераспределяют прибыль в свою пользу», — пояснил он «Парламентской газете».
Разговоры о необходимости урегулировать деятельность компаний-агрегаторов и, как минимум, четко прописать в законе их определение, права и обязанности, ведутся давно. Сейчас на рассмотрении парламентариев находится соответствующий законопроект. Второй документ касается регулирования принципов работы служб такси в целом.
Осенью 2017-го принять его рассчитывали до конца года, однако сейчас документ по-прежнему остается на рассмотрении. Как рассказал «Парламентской газете» один из авторов, председатель комитета Госдумы по транспорту и строительству Евгений Москвичев, заняться им депутаты, видимо, смогут не раньше осени.
Впрочем, таксистам, скорее всего, в любом случае придется научиться договариваться с агрегаторами. В объединенной пресс-службе «Яндекс.Такси» и Uber «Таким делам» рассказали, что в день забастовки сервисы работали в обычном режиме, а число машин на линии увеличивалось едва ли не большими темпами, чем в аналогичный день на прошлой неделе.
История появления «шашечек»
Желтые такси появились в Соединенных Штатах Америки. История начинается с Джона Херца, который занимался продажей автомобилей. Те, кто не имел возможности заплатить за машину полную сумму, мог доплачивать старым авто. Со временем у автомобильного магната скопилось большое количество транспортных средств, подержанные машины стали перекрашиваться в желтый оттенок и использоваться для перевозки пассажиров. Цвет не случаен: желтый был заметен издалека.
Компания «Checker Motors Corporation» впервые нанесла на машины «шашечки», а позже начала выпуск собственных автомобилей для перевозки людей — образовалась большая таксомоторная компания «Checker Taxi». Согласно переводу с английского «checker» означает «шашки, шахматное поле». Менеджеры компании придумали фирменный логотип: полоска вдоль борта, оформленная квадратиками черно-белого цвета.
Но существует вторая версия, почему на такси рисуют «шашечки». Согласно ей, логотип взят не из игры в шашки, а из автомобильных гонок. Именно такой флаг используется на финише, когда выбирается победитель. Символ намекает на быстроту служб перевозки.
Появление «шашечек» в СССР датируется 1948 годом. Таким символом были украшены «Победы». Это первые официальные марки служб такси: автомобили служили антиподом американской марки «Форд».
Накипело
Поводом для очередного витка борьбы стало повышение комиссии, которую водители должны платить агрегаторам, с 20 до 30%. Как рассказал председатель межрегионального профсоюза таксистов Ярослав Щербинин телеканалу «360», таксистам сейчас приходится отдавать компаниям большую часть заработка.
т4
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков
«Яндекс» сказал, что шофер, по их подсчетам, в час зарабатывает 450 рублей. Мы подсчитали: 4,5 тыс. за 10-часовую смену. Из них вычитаются проценты «Яндекса», аренда автомобиля, бензин, и у водителя остается порядка 800 рублей. Представляете, за 10-часовую смену 800 рублей! Правда, если он еще поработает 2–3 часа, то он может до двух тысяч дотянуть. Представляете, работать 12–14 часов и получать две тысячи?» — цитирует Щербинина издание.
Кроме того, по его словам, компании «управляют» лояльностью водителей с помощью перераспределения заказов — например, за то, что водитель размещает на борту машины рекламу. При этом признаки, по которым водитель может получить приоритет, тоже меняются нередко.
Среди основных требований участников акции: зафиксировать комиссию на уровне 10%, ввести государственное регулирование отрасли, а также провести массовые проверки компаний-агрегаторов для борьбы с иностранными водителями, работающими нелегально.
Борьба с нелегалами
Официальные таксисты неоднократно обвиняли компании-агрегаторы в том, что те подключают к своим системам водителей, не имеющих лицензии. Об этой проблеме портал iz.ru писал в конце 2017 года. Считается, что подключиться к крупному агрегатору «нелегалы» могут через небольшие, специально в этих целях созданные таксомоторные компании, с которыми, в свою очередь, сотрудничает агрегатор. Сами сервисы в этой ситуации ответственности за подбор водителей не несут.
т3
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Михаил Терещенко
В конце 2017-го эксперты отметили, что рынок «серых» посредников, получающих деньги за то, чтобы подключить водителя к системе агрегатора, скорее всего, невелик. По мнению председателя общественного движения «Форум такси», выступившего инициатором акции, Олега Амосова, речь может идти о двух десятках тысяч человек.
«Яндекс.Такси» отключил 12 тыс. таких водителей, но всего их около 20 тыс., и остальные агрегаторы не торопятся идти навстречу. Мы требуем от департамента транспорта провести массовую проверку иностранных водителей», — пояснил он порталу «Такие дела» во вторник, 10 апреля.
Предложения продать подключение к популярному сервису в соответствующих группах в интернете действительно можно встретить и сегодня.
«Шашечки» в разных странах
Разные страны используют разные цвета для окрашивания автомобилей, работающих в сфере доставки пассажиров. Шашки — не универсальный вариант логотипа. Классические варианты службы встречаются в Нью-Йорке. Машины желтого оттенка, логотип — черно-белые шашки.
Машины, доставляющие пассажиров в Германии, обычно кремового цвета. Водители служб должны пройти тщательную проверку, сдать экзамены, специальную подготовку.
Во всем мире знают о кэбах — такси в Британии. Автомобили всегда черного оттенка, одной фирменной марки. В Новой Зеландии пользуются машинами зеленого цвета, в Сингапуре — небесно-синего.
Японцы не ограничиваются цветами, марками машин. Транспортные компании могут придумать оригинальные стили. В Индии, на Бали пользуются рикшами, мотоциклами или мопедами.
Венеция славится водными службами перевозки, в Канаде пользуются экокебами. В Бразилии практикуется применение летающего средства передвижения — вертолета. Хоть стоимость «проезда» высока, услуга пользуется спросом.
Таиланд предлагает прокатиться на «тук-туке», представляющем собой автомашину, не имеющую боковых стен.
Найти и заказать такси в Минске просто с каталогом TAM.BY.