Вербное воскресенье (телесериал)

Обычаи Вербного воскресенья на Руси

В допетровскую эпоху этот праздник отмечался с особой пышностью и крестным ходом во многих русских городах, в частности, в Москве, Ростове, Астрахани, Казани, Новгороде. В Москве в Китай-городе и по берегам реки Неглинки обильно росла верба, за которой в преддверии праздника приходил народ. И лишь в 1697 г. Петр Первый отменил своими царским указом пышные празднества в честь Вербного воскресенья. Но никакой указ не мог отменить идею милосердия и человеколюбия, которая осталась жить в сердцах людей.

Испокон века православные в ночь на Вербное воскресенье ходили в церковь, стояли службу, освящали ветки вербы. Вернувшись домой, они слегка хлестали ими детей, приговаривая при этом «Не я бью, верба бьет!». Считалось, что данный обряд обладает силой, очищающей от порчи, болезней, злых духов. Точно так же поступали и со взрослыми людьми, проспавшими заутреню. Да и в целом, побить друг друга вербой в этот день считалось полезным. Почки освященной вербы проглатывали, чтобы избавить себя от недугов.

Нередко благочестивые прихожане беспокоились о том, попали ли капли святой воды на принесенные ими веточки вербы и просили священника вновь окропить их. Но нужно понимать, что главный смысл каждения верб состоит в освещении их Благодатью Духа Святого, поэтому любые волнения являются беспочвенными.

Ветки, принесенные из церкви, хранили в переднем углу избы, за иконами. Когда весна целиком и полностью вступала в свои права, скот выгоняли со двора на пастбище именно вербой, ветки которой потом также использовали в различных обрядах. Считалось, что:

  • Верба, брошенная против ветра, убережет от непогоды, стихийных бедствий, засух, наводнений;
  • Ветки вербы, если воткнуть их на поле, обеспечат богатый урожай;
  • Букет вербы под стрехой крыши защитит дом и его обитателей от любых невзгод;
  • Многие хранили освященную вербу на случай пожара; считалось, что ветки этого кустарника, брошенные в огонь, помогают усмирить огненную стихию;
  • Во время грозы ветки вербы клали на подоконник в надежде, что в дом не ударит молния;
  • Ветки этого растения подвешивали на скотном дворе, веря в то, что они помогают предотвратить болезни и падеж скота;
  • Вербу несли и на кладбище, втыкали на могилах усопших, желая их душам покоя в загробном мире.

Сережки цветущей вербы запекали в хлеб, добавляли в воду, в которой купали больных детей. Считалось, что эти действия способствуют выздоровлению и благополучию.

Одной из традиций было проведение т.н. вербных базаров в честь этого праздника. На эти ярмарки люди прибывали, как правило, с детьми, поскольку ассортимент товаров был тоже праздничным, с преобладанием подарков, сувениров, детских игрушек, всевозможных сладостей. Повсеместно продавались готовые пучки вербы с привязанными к ним бумажными ангелочками, которые так и назывались – вербные херувимы.

Вход Господень в Иерусалим, или Вербное воскресенье в 2020 году – 12 апреля

Воскрешение Лазаря празднуется Русской Православной Церковью в шестую субботу Великого поста, накануне Вербного воскресенья, когда Христос въехал в Иерусалим. Это последнее великое чудо, сотворенное Иисусом перед началом Страстей, и рассказывает о нем один только евангелист Иоанн. Многие поверили тогда в Христа. Услышав о чуде, люди приходили в дом Лазаря и, увидев воскресшего, готовы были на руках внести Спасителя в Иерусалим. А спустя пару дней с такой же фанатичной верой в Его вину перед ними лично понаблюдать за распятием.

Весть о чуде мгновенно разнеслась по Иудее, так что именно после воскрешения Лазаря первосвященники и фарисеи принимают окончательное решение убить Иисуса, обнародовав повеление взять Его, как только Он будет замечен. Причем это событие так озлобило книжников и первосвященников, что они решили убить не только Воскресителя, но и воскрешенного. Лазарь был вынужден бежать и поселился на острове Кипр, где впоследствии поставлен был апостолами первым епископом Китона, а Богоматерь подарила ему собственноручно вытканный омофор. Благодаря Иисусу Лазарь прожил еще 30 лет.

Воскрешение Лазаря. Фреска Джотто в капелле Скровеньи

Когда были обретены мощи епископа, они лежали в мраморном ковчеге, на котором было написано: «Лазарь Четверодневный, друг Христов». В 898 году византийский император Лев Мудрый (886–911) приказал перенести мощи Лазаря в Константинополь и положить в храме во имя Праведного Лазаря, откуда их впоследствии похитили франкские крестоносцы и вывезли в Марсель. Но в 1970 году под церковью Святого Лазаря в Ларнаке (где и был первоначально похоронен святой) обнаружили саркофаг, а в нем человеческий череп. Киприоты позолотили его и выставили в одной из установленных в храме рак, твердо веря, что это – череп святого Лазаря. Правы ли они, никто сейчас сказать не может.

Евангелист Иоанн изображает это событие как очевидец, с поразительной, почти осязаемой достоверностью. Тот, Кто вскоре Сам должен будет пройти через смерть на кресте, в этот день предстает ее победителем. А вечером следующего дня Христос спускается с Елеонской горы, направляясь к стенам Иерусалима. Под Ним белый осел – символ мира. Христос едет как Царь, несущий примирение, а галилейские паломники подтверждают это криками: «Осанна Сыну Давидову! Слава в вышних!» Они машут пальмовыми ветвями – так принято приветствовать победителя. Они надеются, что Пророк-Мессия даст им освобождение от власти язычников-римлян.

С болью в сердце обращается Иисус к Иерусалиму: «О, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих…» Он впервые не отклоняет восторгов толпы. Он ждет, испытывая сердца человеческие, поскольку знает, что поверить в Него не поздно до последнего мгновения. Но Он несет Благую Весть, а люди мечтают о сигнале к революции. Даже Его ученики заражены общей истерией – они спорят между собой, деля будущие места у трона. Между ними и Христом образуется пропасть.

Народные обычаи и традиции на вербное воскресенье

До сих пор освященные веточки вербы народ наделяет очистительными свойствами от порчи и сглаза для домашнего скота, от хищников и злого глаза недобрых соседей. Поэтому в наше время в некоторых местах России, Украины и Белоруссии еще сохранились обычаи, традиции и обряды, совершаемые именно на вербное воскресенье.

В народе считают, что вода с вербой помогает избавиться от многих болезней. Поэтому купали младенцев в оде с вербными почками. Так же существует поверье, что если вбить на угол дома освященный колышек вербы, то природная трусость членов семьи уйдет.

В дореволюционной Руси в Вербное воскресенье устраивались катания на лодках, на реках и прудах, народные гулянья и так называемые вербные проезды карет с молодыми девушками по Красной площади, своеобразный «парад невест».

Что делают с вербными веточками после освящения?

Вербные почки, сережки и веточки, освещенные в церкви славяне применяли по-разному:

На Украине дети съедали вербные почки, чтобы горло не болело;

В России пеки печенье, лесенки с вербными косточками и скармливали его скоту;

При выходе из церкви необходимо съесть 9 вербных почек, чтобы не болели зубы;

В Белоруссии было принято по традиции на вербную неделю вербные веточки относить на кладбище на могилы родственников.

Зачем святят ветки вербы в церкви?

Веточки вербы святят и носят в церковь, потому что освященные в церкви, считают наделенными большой духовной силой. Поэтому больной человек может использовать ее для лечения.

При этом в народе ранее считалось что надо веточкой вербы быть по телу, приговаривая: «Святой Дух, через вербу входи — болезнь уводи. Верба придет — болезнь унесет».

Что делают в сам праздник Вербное воскресенье

Конечно, основной символ Вербного воскресенья – это свежие ветви ивы (вербы). Интересно, что это дерево первым набирает почки в наших широтах. Вы наверняка замечали, что когда бы ни выпало празднование Пасхи, а вербы все равно поспевают, ведь у природы нет плохой погоды.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

На Руси существовала добрая традиция ходить за вербами всей семьей. Накануне праздника домочадцы, соседи, целые деревни выходили в рощи, на побережья водоемов и срывали свежие ветви ивы с распускающимися почками. Вербами украшали дом, иконы, светлые углы в каждой комнате. И конечно, их дарили всем родным и близким.

Что нужно делать в церкви

Первым делом в этот день нужно отправиться за вербами и осветить ветви в церкви. Будет здорово купить их заранее, а с утра сразу пойти на праздничное служение. В принципе тут даже не играет особой роли, насколько часто человек ходит в церковь, крещен ли он. Никаких запретов нет – главное все делать искренне, от души, а не для формального соблюдения обычая.

К тому же именно в церкви можно почувствовать довольно необычную, особую праздничную атмосферу

Это особенно важно сделать людям, которые пока одиноки или переживают нелегкие времена. Порой ведь надо сделать маленький шаг, и перемены к лучшему могут произойти как будто сами собой

Конечно, верующие знают, что делают в церкви на Вербное воскресенье. Пойти на богослужение необходимо с самого утра. Если человек придерживается строго поста, он просто обязан быть в собрании верующих. Ну а все остальные могут просто уделить немного внимания и насладиться атмосферой праздника.

Что делают дома

И вот самый главный вопрос – что делают в Вербное воскресенье дома. Конечно, первым делом нужно искренне поздравить всех домашних, близких, гостей и соседей с этим праздником. Кстати говоря, на Руси с незапамятных времен существует интересный обычай: освященными ветвями вербы легонько ударяют близкого человека и желают ему здоровья

А тем, кто планирует какое-то важное мероприятие, можно скушать три почки и искренне поверить в то, что ситуация сложится хорошо

Из верб можно сделать маленькие букетики и поставить их пучками в воду – это самое главное, что нужно сделать в Вербное воскресенье у себя дома. Если в доме есть икона, то несколько веток надо обязательно разместить рядом со святым ликом. Так мы усиливаем полезное действие вербы и к тому же подзаряжаем домашнюю обстановку, настраиваясь на все самое доброе.

В такой прекрасный день лучше постараться уделить побольше времени своей семье. Почему бы не испечь вкусную домашнюю сдобу? Ведь, пожалуй, не найти запаха уютнее, чем тот, который идет от горячих булочек. Кстати говоря, на Руси пекли мучные шарики (как колобки) и прятали в некоторые из них почки вербы. Дети могут оценить это веселье и сегодня — попробуйте сыграть с ними в эту интересную игру.

Для тех, кто соблюдает пост, в такой день разрешается небольшое послабление: можно употреблять рыбные блюда, а еще – немного хорошего красного вина (например, церковного кагора). Конечно, не стоит устраивать пышные застолья и тем более злоупотреблять спиртным. Ведь смысл праздника – в приятном семейном общении, воспоминаниях о Спасителе, который уже совсем скоро, ровно через 7 дней, воскреснет. Ну а это, как говорится, уже другая история.

Что произошло 2000 лет назад: значение праздника

Мы уже давно привыкли к тому, что каждый праздник имеет одно общепринятое название, например, Новый год или 8 марта. Однако в случае с Вербным воскресеньем ситуация другая. Его также называют Пальмовое воскресенье, а еще Неделя Цветоносная (реже – Неделя ваий).

Что же произошло 2 тысячи лет назад, откуда пошел праздник и традиции, с ними связанные? Если кратко — Спаситель под восторженное ликование народа въезжает в Иерусалим на ослике, но что стоит за этим на самом деле?

В древние времена люди уделяли большое внимание определенным символам. Справедливости ради надо сказать, что мы и сегодня неравнодушны к мелочам

Согласитесь, что цвет галстука, модные аксессуары и даже марка авто — все это можно назвать языком нового времени.

А теперь давайте представим на секунду психологию людей, которые жили две тысячи лет тому назад. Иисуса ведь воспринимали как Спасителя, того самого Мессию, который должен был прийти и защитить израильский народ от гнета римских оккупантов, захвативших его историческую землю в те времена. Более того – очень многие уверовали, что он и есть Сын Бога живого. А ведь Бог – это Царь, и место царю – непременно в столице.

И вот Христос совершает свое служение, исцеляет больных и даже воскрешает из мертвых. К слову сказать, Лазарева суббота празднуется ровно за день до Вербного воскресенья (накануне Иисус по преданию воскресил умершего Лазаря).

После этого Мессия въезжает в священный город и столицу еврейского народа Иерусалим. Этой истории предшествует целая череда интересных, действительно знаковых событий.

Но вот что удивительно. Спаситель вошел не на коне, а на осле. И это событие придает особое значение празднику Вербное воскресенье. Ослик – символ мира, в то время как если бы Христос въехал на коне, это означало бы его воинственные планы – взять город силой, принуждением.

И совсем необязательно даже верить в Бога, чтобы понять, в чем истинный смысл события. Да, мы практически всегда можем добиться желаемого понуждением, приказом. Другое дело – насколько долго ситуация будет оставаться такой, как мы «приказали»?

Напротив, добрая воля, мирный диалог – путь более сложный. Но и результаты его впечатляющие, из категории тех, про которые говорят «всерьез и надолго». Вот почему эта удивительный рассказ означает нечто большее, чем въезд Господа в город Иерусалим.

На деле Вербное воскресенье – символ победы мира над войной, доброй воли над понуждением, власти ума над властью руки и оружия. И все служение Христа было призвано служить в том числе этой идее.

Шествие на осляти

Шествие на осляти – православный обряд, который символизировал вход Господень в Иерусалим – торжественный въезд на осле в город. Этот обряд Русская православная церковь, скорее всего, позаимствовала у греков.

В древней Москве в Вербное воскресенье после обедни устраивали торжественный крестный ход из Успенского собора в Кремле на «лобное место». В крестном ходе всегда принимали участие патриарх московский и царь. Обряд проводили даже в 1611 году, когда Кремль был занят польским захватчиками.

На площади, куда приходило шествие, всё было приготовлено для совершения молебствия. Здесь же в санях, украшенных зелёным и красным сукном, была установлена освященная верба, украшенная яблоками, финиками, инжиром и другими плодами.

Недалеко от этого места стоял «осля», как его тогда называли. В шествии вместо ослёнка принимала участие белая лошадь, потому что в России из-за суровой зимы, настоящие ослы не выживали. Лошадь украшали шелковыми покрывалами.

Патриарх благословлял собравшихся и раздавал им ветви вербы.

Во время службы читали Евангелие. Когда же доходили до слов: «И послал (Господь) двоих учеников своих», патриарх обращался к двум священникам и велел им: «Идите в село, которое перед вами, и там отыщите привязанного молодого осла. Отвяжите его и приведите сюда». Священники брали ранее приготовленного «осля». Человек, который его держал, спрашивал их: «Что делаете, отвязывая ослёнка?» Они же отвечали: «Господь его требует».

Служители церкви, изображая учеников Христа, приводили под уздцы «осля», которого тут же покрывали одеждами, зеленым и красным сукном, а сверху золотым ковром. Затем патриарх по высоким ступенькам восходил на «осля».

Шествие направлялось обратно в Кремль. Царь, в полном царском одеянии, вёл «осля» под уздцы, показывая таким образом своё полное смирение перед Церковью.

Вокруг «осляти» шли мальчики в белых одеждах. Они держали вербу и пели: «Осанна Сыну Давидову, благословен грядый во имя Господне». Военные, стрельцы и народ по дороге расстилали свои одежды, сукна и кафтаны разных цветов. Был случай, когда более семисот человек участвовало только в расстилании одежд.

Патриарх крестом благословлял народ. В санях везли убранную, разукрашенную вербу, которую потом рассылали тем, кто особо потрудился на шествии.

Крестный ход доходил до Успенского собора, входил в храм, и начатая на площади служба заканчивалась.

С тех пор прошло много времени… Люди, постепенно теряя духовность, стали больше смотреть на внешность, а не на дух обряда. И постепенно он перестал существовать. Воспоминание о нём осталось в народном гулянии на площадях в городах и селах, куда собирается народ, что купить вербу.

Наши предки не только смотрели и покупали вербу, а приписывали ей ещё и магическую силу. И это не зря, ведь любые суеверия имеют под собой реальную основу.

И сегодня в церквях освящают вербу. Это растение, а особенно его сережки, повсеместно считалось целебным и наделенным особой силой. В былые времена единственным источником для пропитания семьи было домашнее хозяйство, поэтому старались этим целебным растением накормить скотину. Бабушки в Вербное воскресенье в хлебцы запекали шишечки вербы и обязательно скармливали скотине. Вернувшись с заутрени, хозяин веточки вербы бросал в пищу домашней скотине в надежде, что это предохранит животных от падежа. Несколько ветвей втыкали под крышу хлева или дома, чтобы скотина не только в целости сохранилась, но и исправно возвращалась домой, не терялась бы в лесу.

В Вербное воскресенье беспокоились не только за сохранность скотины, но и за здоровье всех членов семьи. Женщины пекли «барашки» – печенье в форме вербных веточек. А ещё верили, что если съесть девять вербных сережек, то это защитит от лихорадки.

Почки освященной вербы рекомендовали употреблять бесплодным женщинам.

Ветвями, принесенными из церкви, хлестали друг друга, а особенно детей. Били вербой обычно утром, у церкви или у дома, и как правило с приговором:

Верба, верба, верба хлёст,

Верба хлест бьёт до слёз.

Верба синяя бьёт не сильно,

Верба красна бьёт напрасно,

Верба бела бьёт за дело,

Верба хлёст – бьёт до слёз!

И хотя праздник Вход Господня в Иерусалим выпадает на Великий пост, в этот день церковь разрешает вкушение рыбы, а накануне праздника, в Лазареву субботу, на стол можно подать рыбную икру.

Праздник в регионах: освященная верба на дом и меры предосторожности

В православных храмах в эти дни продолжаются богослужения, они будут проводиться и в Вербное воскресенье, но верующих призывают оставаться дома. Протоиерей Димитрий Олихов, настоятель Собора Воскресения Христова Омской Епархии рассказал ТАСС, что праздничные службы в храмах будут проводиться по уставу православной церкви. «Прихожане если считают возможным, то приходят. Мы, конечно, не ограничиваем, не выгоняем из храмов, но понятно, что люди в целом соблюдают режим самоизоляции, поэтому в храмах людей откровенно немного», — сказал Олихов.

Во время богослужения принимаются дополнительные меры предосторожности. Как рассказал ТАСС руководитель пресс-службы и службы протокола Красноярской епархии Андрей Скворцов, «в крупных храмах, помимо объявлений при входе, сделана разлиновка таким образом, чтобы верующие молились в 1,5  м друг от друга, если они придут, ведется регулярная дезинфекция икон, святынь, причастие совершается с использованием одноразовых лжиц и салфеток с последующим сожжением, запивка выдается в одноразовых стаканчиках, просфоры — в одноразовых перчатках»

В Саранской епархии прихожан просят в обязательном порядке приходить в храмы в масках. «Маски мы шьем сами, сотрудников обеспечили, также выдаем маски прихожанам», — сказал ТАСС секретарь епархии протоиерей Виктор Хохлов. Что касается освящения вербы, он пояснил, что «согласно рекомендации Московской патриархии, раздача вербы может осуществляться на улице при условии соблюдения дистанции между людьми». Этот вопрос патриархия оставила на усмотрение правящих архиереев, добавил протоиерей.

Пресс-секретарь Ярославской епархии отец Александр Сатомский пояснил ТАСС, что в эти дни на усмотрение настоятелей верба будет либо преподаваться в гигиенических перчатках со всеми необходимыми мерами предосторожности, либо будет освящаться та верба, которую человек принесет, и будет освящать сам в своих руках во избежание дополнительного контакта. Между тем врио главы Чувашии Олег Николаев во время встречи с митрополитом Чебоксарским и Чувашским Варнавой предложил привлечь волонтеров для доставки освященной вербы на дом

Митрополит поддержал эту идею, назвав ее своевременной. «Сейчас нельзя без надобности выходить на улицу. Если людям верующим принесут освященную вербу, это будет для них настоящая радость. А молиться можно дома», — отметил Варнава

Между тем врио главы Чувашии Олег Николаев во время встречи с митрополитом Чебоксарским и Чувашским Варнавой предложил привлечь волонтеров для доставки освященной вербы на дом. Митрополит поддержал эту идею, назвав ее своевременной. «Сейчас нельзя без надобности выходить на улицу. Если людям верующим принесут освященную вербу, это будет для них настоящая радость. А молиться можно дома», — отметил Варнава.

Православные волонтеры на протяжении всего карантина продолжают оказывать помощь пожилым людям, рассказали ТАСС в Екатеринодарской епархии. Нуждающиеся получают необходимые лекарства и продукты, в настоящее время большинство из них предоставляется на безвозмездной основе — за счет средств добровольцев и приходов города Краснодара. «В основном на горячую линию поступают заявки от одиноких пожилых людей, имеющих инвалидность или хронические заболевания

Волонтеры оказывают помощь своевременно, соблюдая меры предосторожности», — добавили в пресс-службе епархии

Душеполезное поучение на Вербное воскресение

Блаженный Феофилакт Болгарский, толкование на Евангелие от Матфея (Мф. 21, 1-11, Евангелие дню).

1-5. И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Исус послал двух учеников, сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне; и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их. Всё же сие было, да сбудется реченное через пророка, который говорит: «Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной».

Господь воссел на осла не по какой-либо другой нужде, а единственно для того, чтобы исполнить пророчество и вместе чтобы показать нам, как скромно нужно ездить, ибо Он ехал не на лошади, а скромно на осленке. Пророчество (см. Ис. 62, 11. Зах. 9, 9) Он исполняет и в историческом, и в таинственном смысле: в историческом через то, что видимым образом воссел на ослицу, в иносказательном же — воссевши на осленка, то есть на новый, необузданный и непокорный народ, язычников. Осел и ослица были привязаны узами своих грехов. Разрешить были посланы двое — Павел к язычникам, а Петр к обрезанным, то есть иудеям. И доныне двое разрешают нас от грехов — Апостол и Евангелие. Христос шествует кротко, ибо в первое пришествие Свое Он явился не судить мир, но спасти. Другие цари евреев были хищны и несправедливы, Христос же — царь кроткий.

6-7. Ученики пошли, и поступили так, как повелел им Исус: привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх них.

Лука и Марк говорят только об осленке, а Матфей — об ослице и осленке. Между ними нет противоречия, ибо, когда повели осленка, за ним последовала и мать его. Исус воссел на них, то есть не на двух животных, но на одежды. Или: сначала Он сидел на осле, а потом на осленке, так как сперва Он пребывал в иудейской синагоге, а потом избрал народ верный из язычников.

8-9. Множество же народа постилали свои одежды по дороге; а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге. Народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давыдову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!

Что касается прямого, исторического смысла, то постилание одежд выражает великую честь, а ношение срезанных ветвей — проявление торжества. В смысле же таинственном так понимай: Господь воссел, когда апостолы подослали Ему одежды свои, то есть добродетели. Если душа не украшена апостольскими добродетелями, Господь не воссядет на нее. Предшествовавшие — это пророки, жившие до воплощения Христова, а сопровождающие — это жившие после воплощения мученики и учители. Они подстилают Христу свои одежды, то есть плоть покоряют духу, так как тело и есть одежда, покров души. Они разостлали тела свои на пути, то есть во Христе. Я есмь путь и истина и жизнь, — говорит Он (Ин. 14, 6). Кто не постелет плоть свою, то есть не уничижит ее, пребывая на пути, во Христе, а уклонится в ересь, на того не воссядет Господь. Осанна, по словам одних, означает «песнь» или «псалом», а по словам других, что вернее, — «спаси нас». Господь называется Грядущим, ибо Его пришествия ожидали евреи. Так и Иоанн говорит: Ты ли Грядущий? (Мф. 11, 3), то есть Тот, пришествия Которого ожидают. Кроме того, Господь называется Грядущим и потому, что каждый день можно ожидать Его второго пришествия. Посему каждый из нас должен ожидать кончины века, пришествия Господня и приготовляться к этому.

10-11. И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: кто Сей? Народ же говорил: Сей есть Исус, Пророк из Назарета Галилейского.

Бесхитростный и простой народ не завидовал Христу, но вместе с тем не имел о Нем и надлежащего понятия. Потому-то народ и в данном случае называет Его Пророком. Народ не говорил: это Пророк, но: Пророк, то есть именно Тот, ожидаемый, о Котором Моисей сказал: пророка, как меня, воздвигнет Господь Бог (Втор. 18, 15).

Суть Вербного воскресенья

Вербное воскресенье отмечается каждый год за неделю до Пасхи. В этот день принято поздравлять друг друга, посещать службы и святить ветки вербы. Праздник обладает не только богатой историей и большим количеством традиций и обрядов, но и запретами на совершение определенных поступков.

Именно поэтому редакция «Так Просто!» подготовила для тебя, любимый читатель, крупицы знаний о традициях, обрядах на Вербное воскресенье, а самое главное, о действиях, которые категорически нельзя совершать в этот светлый день.

Традиции и запреты на Вербное воскресенье

  1. В Вербное воскресенье в церкви во время всенощной службы освящают веточки вербы. По традициям вербу нужно нарезать накануне до рассвета. Освященную вербу приносят в дом и ставят возле иконы.

  2. Веточки вербы должны простоять в доме весь год, охраняя семью от несчастий. В народе считали, что освященная верба имеет чудотворную целебную силу, способную избавить людей и животных от болезней, порчи, а жилье — от пожаров и наводнений.

  3. Также принято после прихода с церковной службы немного и несильно похлестать друг друга вербовыми ветками со словами: «Верба хлыст, бей до слез. Не я бью, верба бьет. Будь здоров, как верба!» Или так: «Верба красна, бей до слез, будь здоров!»

    Существует примета и у детей, что тот, кто съест почку вербы, будет здоровым и крепким. Но это уже больше примета, и она далека от церковных канонов.

  4. По обычаю в Вербное воскресение можно есть рыбу, сдабривать еду растительным маслом, пить красное вино. Запрет по-прежнему распространяется на мясные и молочные продукты.

  5. Все работы в этот день под запретом, Вербное воскресенье — большой церковный праздник, поэтому работать запрещено. Во все времена хозяйки накануне старались прибраться в доме и приготовить еду.

  6. В Вербное воскресенье нельзя женщинам рукодельничать: шить, вязать, вышивать. Также нужно воздержаться от домашней уборки и стирки. И конечно же, не стоит приниматься за работу в саду или огороде.

  7. А еще в этот день всем женщинам рекомендуется свести к минимуму расчесывание волос, чтобы не навлечь на себя неприятности.

  8. Стоит помнить, что пышных гуляний на Вербное воскресенье не устраивают, так как еще идет Великий пост, поэтому этот день лучше провести в семейном кругу, в молитвах, в размышлениях о добре, о смысле жизни.

    Также в этот день нужно подготовить себя к самым главным для христиан дням — Страстной неделе, которая завершится самым радостным праздником — Светлой Пасхой Христовой.

Веточкам вербы приписываются в этот день целебные свойства. Считается, что если поставить ветки у изголовья постели, то это сбережет человека, особенно детей, от болезней в течение года.

В этом видео ты можешь услышать проповедь протоиерея Андрея Ткачева, посвященную Вербному воскресенью.

Совет редакции

Через неделю после Вербного воскресенья наступит Воскресение Христово, которое в 2020 году выпадает на 19 апреля. Предлагаю тебе ознакомиться с интересным способом, как декорировать яйца с помощью техники декупаж. Справится даже новичок!

А еще хочу сказать пару слов от себя. Не стоит забывать, что некоторые обычаи лишены здравого смысла. Главное в этот день (впрочем, как и в любой другой) — дарить миру свет и добро, не тратить силы на негатив, черпать вдохновение в себе самом и в окружающем мире, избегать злых мыслей и поступков.

Желаю тебе прекрасного проведения этого светлого праздника. Не забудь рассказать об этой статье своим друзьям. Это советы полезны и актуальны.

Сюжет

Это история, которая начинается в 1970-е годы в СССР и заканчивается в начале 2000-х годов в «потрясённой» России, повествует о жизни балерины Оксаны Лепиной. Она не москвичка, жилья нет (судя по всему — родителей тоже нет), живёт у своей учительницы, выдающейся балерины и педагога Павлы Кирилловны Головиной в центре Москвы и выступает на сцене Большого театра. Внук члена Политбюро Артур Никитин без памяти увлекается балериной и подговаривает её товарищей Марго и Лёшу (тоже солисты балета Большого театра), чтобы те уговорили Оксану поехать к нему на дачу, где он смог бы остаться с ней наедине в надежде на близкие отношения. Взамен Марго и Лёша получат звание Заслуженных артистов РСФСР и гастроли за границей.

План срабатывает. Но на близкие отношения Оксана не соглашается, и Артур в порыве страсти насилует юную танцовщицу. Однако Оксана проявляет характер, пишет заявление в милицию об изнасиловании, но милиционеры, узнав, кто такой Артур, не открывают уголовное дело и пробуют уговорить Оксану отозвать своё заявление. Оксана не соглашается. А тем временем разгорается политический скандал: вражеские радиоголоса передают, что внук члена Политбюро изнасиловал молодую балерину. Член Политбюро вынужден восстанавливать своё «честное имя» и обвинять в клевете саму балерину. Ложные свидетельства подписывают те же друзья: Марго и Алексей, на что Алексей сначала не соглашается, но его шантажируют — он гей, а уголовное преследование однополых контактов в советской стране не было ещё отменено. В итоге беременную от Артура Оксану сажают в тюрьму за шантаж и наветы. Оксана умирает при родах в тюрьме. Её последняя просьба — назвать родившуюся дочь в честь её педагога. Дочь умершей Оксаны записывают дочерью Дуси Кочетковой (сокамерницы и новой подруги Оксаны) под именем Павла Кирилловна Кочеткова.

Проходят годы, и на дворе уже конец 1990-х годов. После долгого проживания в Сибири благополучная и состоятельная бандитская семья Дуси Кочетковой и её гражданского мужа, криминального авторитета по кличке Коля Бугай, где выросла юная Павла, переезжает в Москву. Павла знает, что её настоящая мать умерла при родах в тюрьме, а также о злоключениях, из-за которых та оказалась за решёткой. Павла Кочеткова работает телерепортёром. Она решает снять документальный телефильм про биологическую маму, спонсором фильма согласен быть её приёмный папа со своими товарищами — тружениками рынка. Павла знакомится с Павлой Кирилловной Головиной, и та готова ей помогать. Для успеха документального фильма нужно, чтобы в нём участвовали Артур, Марго, Алексей, следователь Валерий Алексеевич Васильев и все те, кто имел отношение к той давней истории. По-разному сложились их судьбы: какие-то из них стали богатыми и влиятельными в России людьми, знаменитыми и занимающими важные государственные посты, а кто-то оказался выброшен из жизни. Некогда знаменитая балерина Головина живёт в бедности в огромной квартире, когда-то выданной ей советской властью; старая женщина, забытая всеми, не имеет ни сил, ни возможностей даже на уборку. Следователь Васильев, верный солдат, выполнив свой долг, доживает в одиночестве, больной, в доме ветеранов. Алексей Громов стал мировой знаменитостью, создав собственную балетную студию за рубежом и ставя балетные спектакли в самых престижных театрах мира. Красавица Маргарита не растерялась и при новой власти: она и владелица балетной труппы, и депутат Думы. У неё головокружительный роман с сыном Артура Никитина, Геннадием. Возмужавший же внук члена Политбюро Артур Михайлович Никитин числится в списках журнала «Форбс» как один из богатейших людей, да и он не прочь баллотироваться в Думу. Документальный фильм, над которым работает младшая Павла Кирилловна, ни Маргарите, ни Артуру не нужен — огласка наверняка помешает карьере, а жена Артура озабочена ещё и другим: выжившая Павла, как дочь Артура, будет иметь право на часть его наследства. Чтобы фильм, разоблачающий их, не вышел, эти люди готовы на всё, даже на то, что бы убить дочь Оксаны, но бандитские навыки юной Павлы, перенятые ею из семьи, где выросла, помогают выжить, а бандиты, рыночные мошенники, наемный киллер, взявший деньги за заказ, но не исполнивший работу, сплачиваются и помогают Павле — фильм выходит на телеэкраны и имеет фантастический успех. Аферисты разоблачены и наказаны… Коварная и лицемерная Марго, не вынеся разоблачения, кончает с собой…

Отнесение веток на кладбище

Отнесение освящённых веток на кладбище к покойникам-родителям совершалось в Вербное воскресенье в Белоруссии, где веткой вербы трижды хлестали по могиле, в польском Поморье, у кашубов, на Западной Украине (Львовщина), в Словакии (Новоград и Гонт), в Хорватии (Синь и Лика), где кизиловую ветку, увитую плющом, втыкали около могильного креста, «чтобы в домашнем хозяйстве всё спорилось и преуспевало — шло в гору», и в Болгарии (Добруджа), где вербовые прутики втыкали в могилы всех родственников. У болгар-капанцев (с.-вост. Болгария) в Вербное воскресенье женщины шли на рассвете на кладбище с веточками вербы, кадильницами, ладаном, водой и кукурузной соломой; кадили на могиле, втыкали в неё вербу и жгли огонь (ср. Греть покойников).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector