Введение во храм пресвятой богородицы

Икона «Введение во Храм Пресвятой Богородицы»: описание и значение

В основе композиции иконы лежит изображение Иерусалимского храма, куда Анна и Иоаким подвели свою дочь Марию. Все семейство встречает священник, голова которого увенчана нимбом. Позади него находятся врата Святая Святых, которые представляют особое место, где хранятся важные реликвии иудеев. Сюда даже первосвященник может входить только 1 раз в год, потому что для верующих находиться здесь равнозначно возможности увидеть Бога и поговорить с ним, пребывать около него.

Слева на иконе видны родители Марии, а справа стоит священник около входа в храм. В центре изображения — сама Дева Мария, образ которой знаменует начало спасения и стремления к чистоте души. Обращаясь к Богу, каждый верующий совершает работу над собой, своим духом, что затем приносит радость и праздник.

Старинные иконы «Введение во Храм Пресвятой Богородицы», фото приведены в обзоре, есть во многих православных храмах России и в коллекциях музеев.

Храм по традиции на иконах изображают в виде кивория, шатра. Вверху иконы художники рисовали красное покрывало (велум), которое символизирует собой место действия и означает, что оно происходит внутри Иерусалимского храма, интерьеры которого также часто присутствуют. На голову первосвященника надет кидар, что означает его принадлежность именно к этому храму, к нему всегда крепится табличка с надписью «Святыня Богу». 15 ступеней символизируют 15 восходящих псалмов, которые произносят паломники, поднимаясь в Храм.

Введение в храм Пресвятой Богородицы: приметы и традиции

Введение во храм Пресвятой Богородицы. Панселин, XIII век. Карея, Афон

В народе существует поверье, что природа ликует в этот день, и в полночь с 3 на 4 декабря ненадолго распускается верба.

Что касается примет, то у наших предков праздник этот ассоциировали с приходом настоящей зимы. Его даже называют «Воротами зимы»: говорят, что с этого момента зима окончательно вступает в свои права, оттепелей уже ждать не стоит, впереди – лишь стужи да метели.

Считалось, что:

  • Если в этот день щиплет мороз и светит солнце, то это добрый знак – значит, следующее лето будет теплым и урожайным.
  • Если в этот день сильный мороз, то следует ждать мороза до самого Рождества.
  • В Введенье мороз – все праздники морозны, тепло – все праздники теплы.

Приметы на погоду:

Если к этому времени уже установились морозы, то говорили:

  • Введенье пришло – зиму привело.
  • На Введенье – толстое леденье.
  • Введенские морозы рукавицы на мужика надели, стужу установили, зиму на ум наставили.
  • Если с Введенья ляжет глубокая зима, готовь глубокие закрома – будет богатый урожай хлебов.

А вот если на Введение случалась оттепель, тогда говорили:

  • Введенские морозы зимы не ставят.
  • Введенье ломает леденье.
  • До Введенья если снег выпадет, то растает.

В этот день было принято ходить друг к другу в гости. При этом хозяева следили, кто первым войдет в дом: если женщина, то грядущий год будет неудачным, и даже в семью может настигнуть беда. А вот ежели мужчина, то это к удачному году, к процветанию и счастью.

В церквях с этого дня начинается усиленная подготовка к Рождеству, поэтому в храмах можно услышать такие песни, как «Христос рождается». Как и во все праздники проводится торжественное Богослужение, на котором рассказывают о Марии.

Введение во храм Пресвятой Богородицы — что нельзя делать в этот день

В праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы нельзя устраивать пышные застолья и веселиться, так как церковь не приветствует подобного. К тому же всем верующим в обязательном порядке необходимо посетить службу в церкви, поставить свечку Деве Марии и помолиться.

В этот праздник запрещено выполнять тяжелую работу, убирать, шить стирать и вязать. Желательно, по мере возможности, дать милостыню нуждающимся людям. Это может быть все, что угодно: от денег и еды вплоть до одежды, варежек и носков.

Кроме этого, на праздник категорически нельзя заключать браки и венчаться, как и во время всего Рождественского поста, а вот таинство крещения совершать никто не запрещает.

Непростые 90-е

Вспоминается начало нашего «православного ренессанса». Конец 80-х – начало 90-х годов прошлого века… Для молодежи – это уже история, а для нас, «ветеранов», словно вчерашний день.

Недавно, в статье «473 греха, или Исповедь по инструкции» мы касались этой проблемы, вспоминая, как в ту «вчерашнюю» эпоху происходило все «по Марксу: 1) спрос на духовное окормление и подвижническую жизнь определил предложение (только из-за почти полного отсутствия духоносных старцев и прерванности традиции потребительский спрос был удовлетворен за счет предложения народу суррогатов, «идентичных натуральным»), а предложение имитации благочестия и духоносности стало формировать соответствующий спрос; 2) спрос на «православизацию всей страны» породил предложение массы пособий и руководств в виде популярных брошюрок, регламентирующих все аспекты жизни, вплоть до питания и супружеского долга (добро бы еще грамотно объясняли, так ведь и тут не обошлось без идиотизма), среди которых одно из почетных мест заняли издания в помощь исповедующимся».

И вот, оглядываешься на тот минувший день, всматриваешься в день сегодняшний и вздыхаешь: что же мы вечно из огня да в полымя бросаемся уж четверть века как, а?!.. Что ж не поискать-то «золотой середины»?

Вспоминаю, сколько неофитского бреда было в то время… Кто во что был горазд: бросали вузы или перспективную работу и шли в сторожа, кочегары и плотники (кто-то из них потом или продолжил прерванную учебу, вернулся к работе по специальности или переквалифицировался в катехизаторы, педагоги, священнослужители и в прочее, полезно реализующее их знания и способности – это благополучный вариант, ну а из тех, кто так и остался «в подсобке», сколько остались удовлетворены некогда сделанным выбором; чьи души не забродили разочарованием, неудовлетворенностью и, как результат, озлобленностью, подозрительностью, конспирологией, иэнэнизмом и эсхатоложеством?).

Фото: hram-troicy.prihod.ru

С остервенением потрошили свои библиотеки, избавляясь от классиков мировой литературы (сплошь безбожие, душевность, разврат и крамола) и русских (да и нерусских) народных сказок (оно ведь, как говорится: «сказка – ложь…», а отец лжи у нас кто? – от то-то же ж). Причем хорошо еще, если на смену приходили ротапринтные издания святых Отцов, но зачастую вперемешку с ними, а то и взамен, освободившиеся книжные полки загромождались всевозможной неочерносотенной мутью, порой с плавным, но стабильным сползанием в неоязычество.

Кто-то по «благословению старца» женился (зачастую как будто с целью искалечить жизнь себе, жене и детям), кто-то, по слову того же старца, разводился с женой, не понимавшей его духовного преображения, что, как правило, не самым лучшим образом отражалось на дальнейшем общении с детьми. Кто-то еще радикальней поступал, уходя в монастырь, опять же, нередко при живой жене и детях (неканонично, а что делать, кто ж будет восстанавливать монастыри, как не молодые, здоровые, сильные мужчины, а жены-дети… так неомонаси ж оттуда еще лучше о них позаботятся, поминая в своих святых молитвах, Господь не оставит!).

А кто-то, с точностью до наоборот, начал на всем вышеперечисленном делать деньги и карьеру, ну или карьеру и деньги – это уж у кого в какой последовательности. И ведь во оправдание любого бреда всегда находилась нужная цитата из Писания и Отцов, потому как «грамотные все стали»…

Статьи на Православие.Ru

21 ноября / 4 декабря 2018 г. Вторник 28-й седмицы по Пятидесятнице. Введение во храм Пресвятой Богородицы. Сретенский монастырь. Божественная литургия. Хор Сретенской духовной семинарии. (MP3 файл. Продолжительность 1:15:23 мин. Размер 69.1 Mb)

20 ноября / 3 декабря 2018 г. Понедельник 28-й седмицы по Пятидесятнице. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенской духовной семинарии. (MP3 файл. Продолжительность 2:35:09 мин. Размер 142.1 Mb)

20 ноября / 3 декабря 2017 г. Неделя 26-я по Пятидесятнице. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хоры Сретенского монастыря и Сретенской духовной семинарии. (MP3 файл. Продолжительность 2:29:02 мин. Размер 136.5 Mb)

21 ноября / 4 декабря 2016 г. Неделя 24-я по Пятидесятнице. Введение во храм Пресвятой Богородицы. Сретенский монастырь. Божественная литургия. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 1:16:30 мин. Размер 55.1 Mb)

20 ноября / 3 декабря 2016 г. Суббота 24-й седмицы по Пятидесятнице. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 2:48:07 мин. Размер 121.1 Mb)

Как можно сделать подготовку к празднику и сам праздник живым уроком – таким, когда дети не просто «учатся», но проживают это событие церковной жизни? Своим опытом делится многодетная мама.

О том, почему Праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы называют самым детским праздником и о чем он напоминает нам, взрослым.

21 ноября / 4 декабря 2014 г. Четверг 26-й седмицы по Пятидесятнице. Введение во храм Пресвятой Богородицы. Сретенский монастырь. Божественная литургия. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 1:15:32 мин. Размер 54.4 Mb)

Священники Артемий Владимиров (в стихах!), Валерий Духанин, Андрей Хвыля-Олинтер и диакон Владимир Василик.

20 ноября / 3 декабря 2014 г. Среда 26-й седмицы по Пятидесятнице. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 2:34:57 мин. Размер 111.6 Mb)

Какой пример родителям подается праздником Введения Богородицы во храм? Что сказать подростку, отказывающемуся от Церкви? Как быть, если в семье мальчик, а отец неверующий?

Гимны праздничных канонов возносят славу Марии выше славы Иерусалимского храма. Она, в отличие от ветхозаветного храма законного, – одушевленный храм святой славы Божией. (MP3 файл. Продолжительность 10:10 мин. Размер 7.4 Mb)

21 ноября / 4 декабря 2013 г. Среда 24-й седмицы по Пятидесятнице. Введение во храм Пресвятой Богородицы. Сретенский монастырь. Божественная литургия. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 1:06:24 мин. Размер 47.9 Mb)

Пресвятой Деве нужно было забыть «дом отца своего», чтобы храм Божий стал для нее Домом, чтобы к таким детским воспоминаниям: молитвы и богослужения – возвращалось Ее сердце снова и снова.

Дети наши, они также являются, как и Божия Матерь, чистейшими сосудами, еще не замутненными этим миром, не оскверненными. И в то же время мир готовит для них страшную совершенно участь – он делает все, чтобы осквернить их, и сделать их сосудами греха. Мы видим, как грех умножился вокруг нас, и самыми уязвимыми являются дети. (MP3 файл. Продолжительность 5:39 мин. Размер 4.1 Mb)

21 ноября / 4 декабря 2012 г. Вторник 27-й седмицы по Пятидесятнице. Введение во храм Пресвятой Богородицы. Сретенский монастырь. Божественная литургия. Хор Сретенского монастыря.

Итак, слыши дщи и виждь и приклони ухо твое, и забуди люди твоя и дом отца твоего. И возжелает царь доброты твоея. И поклонишися Ему. Научися, христианская душа, – и сей есть вторый предмет пророческаго возглашения, – научися верности, которая должна привести тебя во благоволение Царя царей, как единственная вожделенная для Него доброта в нас, неимеющих никакой доброты собственной.

Введение во храм Пресвятой Богородицы – один из великих церковных праздников, который связан с приведением Пресвятой Богородицы Ее родителями в Иерусалимский храм для посвящения Богу.

20 ноября / 3 декабря 2012 г. Понедельник 27-й седмицы по Пятидесятнице. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенской Духовной семинарии. (MP3 файл. Продолжительность 2:30:60 мин. Размер 108.8 Mb)

Когда-то, лет десять назад, я тоже не верил в историчность Введения Богородицы в храм, и казался себе по этому поводу весьма умным и продвинутым…

Ритуал в день зимнего солнцестояния на исполнение желания

Желание загадывают во время рассвета:

Встаньте лицом к востоку – смотрите в том направлении, где поднимается возрожденное Солнце. Поблагодарите Солнышко за все то хорошее, что есть в вашей жизни и попросите помощи в будущем сезоне. Загадайте желание — постарайтесь упомянуть как можно больше деталей.

Представьте, будто бы желание уже исполнилось. Что вы чувствуете? Пусть ваше воображение рисует счастливые картины.

В этот праздник хорошо загадывать желания, которые предполагают обновление жизни, привлечение чего-то нового. В течение дня рекомендуется также пить имбирный чай.

История появления праздника

Историю, которая связана с появлением праздника вы не найдете в священном писании, так как за основу взяты апокрифы, где в одной из книг рассказывается о жизни Девы Марии. Родители Святой Марии долго не могли завести детей, так как её мать Анна была неплодной. Они долго молились о ребенке и пообещали Богу, что если все же он подарит такое чудо, то они обязательно посвятят жизнь своего чада служению Господу. В итоге, они сдержали свое обещание, и когда у них родилась девочка, в возрасте трех лет они отвели её в храм.

По легенде, в тот день к первосвященнику пришло откровение, что девочку необходимо отвести в Святая Святых Храма. Это особенная комната, куда можно было зайти первосвященнику только один раз в год, если же он был нечист перед Богом, то попав туда его поражал огонь на смерть. Но в этот день случилось настоящее чудо, ведь, когда девочка туда попала, ничего не произошло.

Все кто знал Марию лично, говорили, что она была очень исполнительной, доброй и отзывчивой девочкой, готовой прийти на помощь. Более того, её милосердие сочеталось с мудростью, при чем уже в раннем возрасте. С самого детства к ней за советом бежали более взрослые девушки, просили чему-то обучить и направить в сложных жизненных ситуациях.

Первые упоминания о праздновании Введения были отмечены уже в восьмом веке, но там же говорится о том, что ему не придавали особой торжественности и значимости и отмечали его не везде. Более широкое распространение Введение во Храм пресвятой Марии получил в девятом веке.

Традиции

В народе название праздника связывали со словом «ведение» («водятся волки», «водили Варвару»). Когда как придётся — или «толстое леденье», или «Введенье ломает леденье». Через Введенские ворота, мол, проводит зима и старого, и малого, и птицу, и зверя всякого. Не выдерживают ледяные ворота живого тепла. Потому, мол, и оттепели на Введение. Когда на Введение ожидался мороз, то все грядущие праздники ожидали морозными.

Но чаще зима наступала и устанавливался санный путь, поэтому на Введенье начинались зимние гуляния — совершались катанья на санях. Начинались они с обряда «казать молодую». В семью, где были молодожёны, собирались родные и знакомые смотреть выезд молодых. Выезду новобрачных предшествовало небольшое столованье, прерывавшееся «на полустоле», чтобы закончиться после возвращения поезда новобрачных во двор. Отправлявшиеся на гулянье молодые должны были переступать порог своей хоромины не иначе, как по вывороченной шерстью вверх шубе. Свёкор со свекровью, провожая невестку на первое санное катанье с мужем-молодым, упрашивали-умаливали всех остальных поезжан-провожатых уберечь «княгинюшку» от всякой беды».

Ребята, катаясь с горок на санках, в этот день пели:

В деревнях Мозырско-Припятского Полесья на Введенье варили вареники с ягодами. В один вареник могли положить монетку: «кто копейку найдёт — будет счастлив».

Этот день был особенно почитаем женщинами: он считался освящённым силой, покровительствующей их судьбе, их жизни, их работе. «Введение — праздник баб».

На Черниговском Полесье девчата-белоруски, укладываясь спать накануне праздника, загадывали: «Святое Введенье, веди меня туда, где мне жить». И надеялись во сне увидеть хату будущего мужа.

В некоторых регионах Украины на Введение начинались отдельные виды работ, дабы они спорились, да ладились в течение всего года. В Черкасской области в старину[когда?] некоторые женщины в полночь под Введенье садились голыми на пороге двери в сени и пряли самосевную коноплю, «щоб прядиво пішло на руку».

На Подолье, утром на Введенье, хозяйки осыпали своих коров конопляным семенем и смазывали маслом вымя — «чтобы давали много молока». А «чтобы была густая сметана» — варили из муки густой кисель и кормили коров. Чтобы никто не отобрал «живности», окуривали коров и овец ароматными травами, приговаривая при этом заклинания.

В восточных областях Украины в XX веке бытовал старинный обычай среди «дивчат-чаровниц» святить воду в ночь на Введенье. С этой целью девушки собирались в таком месте, где три ручья сходились в одно русло. Набрав воды в кувшин, зажигали два полена, а когда огонь хорошо разгорался, держали их над глиняной миской и лили воду так, чтобы она проходила между двумя огнями. При этом говорили заклинания. Они верили, что такая «святая» вода годится для того, чтобы приворожить парней.

Украинские крестьяне верили, что «до Введенья можно копать лопатой землю, а с этого дня и до Благовещения нельзя, потому что земля покоится и на лето силы набирается»; «от Введение в Девятого четверга (девятый четверг после Рождества Христова) нельзя бить бельё вальком, так как это повредит ниве и приведёт летом бурю на поля»; «посконь надо трепать до Введенья, а тот, кто их треплет после этого праздника, навлекает бурю на поля, а на себя пренебрежение людей».

Ещё одно название дня — «Видение» (укр. Видіння). На Слобожанщине крестьяне говорили, что в этот день Бог отпускает праведные души посмотреть на своё тело: «Душа видит своё тело, поэтому и Видение».

У южных славян на Введенье запрещалось прикасаться к острым предметам, чтобы предохранить скот от волков.

Травы, заготавливаемые 4 декабря

В декабре травники собирают соплодия. Например, в этот период люди заготавливают сосновые почки и ольховые шишки. С деревьев срезается верхушка побега с частью ветки. Затем высушивается и используется в приготовлении лекарства. Сбор лекарственных ингредиентов продолжается всю зиму.

Православные прихожане верят, что Всевышний дал им шанс на искупление грехов и вознесение к райским благам в тот день, когда девочка Мария вошла в божью обитель. А своим поступком родители Марии показывают верующим, что любовь и уважение к Всевышнему надо воспитывать в ребенке с детства.

Духовничество

В процессе воцерковления важнейшую роль играет качество духовного руководства. Однако именно оно-то и было дискредитировано эпидемией младостарчества. Чтобы прочистить промытые младостарцами неофитские мозги, началась разъяснительная работа, которая, как это обычно бывает при внедрении в жизнь идеологических установок, не отличалась глубиной и утонченностью разработок. Было в 1998 г. соответствующее Синодальное постановление (которое мало кто читал), в столичных книжных лавках появились толково составленные сборники на эту тему (но насколько они распространились по приходам?), а все остальное – более или, как правило, менее удачные интерпретации.

Взять хотя бы проблему определения пределов духовного руководства. В период бурления пастырской активности на возникавших один за другим приходах о чем только не рассказывали взыскующие духовного руководства, напоровшиеся на «младостарчествующих» батюшек.

Помню, как один пылкий москвич, вдохновленный идеей всецелого послушания, доказывал мне, что благословение надо брать буквально на каждый чих. А сколько девушек и молодых женщин с вытаращенными глазами рассказывали о священниках, проявлявших какое-то странное, чтоб не сказать патологическое, любопытство к подробностям их интимной жизни!.. Отсюда вполне понятна сформировавшаяся противоположная крайность, выражающаяся в отгораживании мирян от какого бы то ни было духовного руководства, в утрате ими понимания ценности добродетели послушания и в уклонении даже от жизни по совету. Крайность понятная, но от этого не менее порочная.

Более того, нерасположенность не то что к послушанию, а к элементарной дисциплинированности наблюдается даже среди нового поколения насельников и насельниц монастырей, но это отдельная тема, которую нам сейчас рассматривать не по формату.

Я как-то спросил своего духовного отца, прот. Владимира Залипского, что такое Священное Предание? К тому времени я уже, по-моему, заканчивал семинарию и служил диаконом, катехизическое определение знал, но мне было интересно, что он скажет. А он в ответ вспомнил, как задал тот же самый вопрос своему духовнику. И тот ему ответил: «Священное Предание – то, чему я научился у своего духовного отца».

Вот так: обобщенно, лаконично и точно по сути. Именно духовник молитвой и советом не только помогает неофиту воцерковляться, но поддерживает всех своих чад в их единении с Церковью, или, лучше сказать, их жизнь в ней.

Надо сказать, что о. Владимир буквально убегал от жаждавших отдаться ему в полное послушание. Себя он называл «столбом с указателями», благословляя на волю Божию и даже советы избегая давать без спроса и крайней нужды, всякий раз стараясь это сделать исключительно мягко, обходительно, ненавязчиво, повторяя: «Где Бог, там свобода». И только если видел, что человек в самом деле хочет услышать от него исчерпывающий ответ и поступить по его совету, говорил вещи порой насколько неудобоваримые, настолько же и целебные.

Однажды я его спросил, верно ли говорят, что он отвечает людям то, что они хотят услышать: «Нет, неправда, – был ответ. – Я могу просто ничего не сказать, промолчать, когда вижу, что человек не расположен меня слушать. Но это если речь не „о жизни и смерти“. А если „о жизни и смерти“, то и скажу, и повторю, и раз, и два, и сколько надо».

Вот уж кто был тем самым пастырем, который оставляет пастись в горах 99 овец и отправляется на поиски одной пропавшей. Нет, он не бегал ни за кем

Но особое внимание и деликатную заботу проявлял о тех, кто еле-еле держался в Церкви. Мы, его духовные чада, знали: если он без особо крайней нужды отвечает что-то болезненно задевающее за живое – это очень хороший признак: значит, можешь понести с пользой для души

Литература

  • Баранова О. Г., Зимина Т. А., Мадлевская Е. Л. и др. Русский праздник. Праздники и обряды народного земледельческого календаря. Иллюстрированная энциклопедия / Науч. ред. И. И. Шангина. — СПб.: Искусство-СПБ, 2001. — 668 с. — (История в зеркале быта). — ISBN 5-210-01497-5.
  • Коринфский А. А. Введенье // Народная Русь : Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. — М.: Издание книгопродавца М. В. Клюкина, 1901. — С. 489—494.
  • Некрылова А. Ф. Круглый год. — М.: Правда, 1991. — 496 с. — ISBN 5-253-00598-6.
  • Некрылова А. Ф. Русский традиционный календарь: на каждый день и для каждого дома. — СПб.: Азбука-классика, 2007. — 765 с. — ISBN 5352021408.
  • Погодой год припоминается: русский народный земледельческий календарь / Б. Ховратович. — Красноярск: Красноярское книжное изд-во, 1994. — 206 с. — ISBN 5-7479-0447-7.
  • Рожнова П. К. Радоница. Русский народный календарь: обряды, обычаи, травы, заговорные слова. — М.: Дружба народов, 1992. — 174 с. — ISBN 5-285-00135-8.
  • Введение / Толстая С. М. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1995. — Т. 1: А (Август) — Г (Гусь). — С. 293. — ISBN 5-7133-0704-2.
  • Толстая С. М. Полесский народный календарь. — М.: Индрик, 2005. — 600 с. — ISBN 5-85759-300-X.
  •  (белор.)
  •  (укр.)
  •  (укр.)
  •  (серб.)
  • Сапіга В. К. Українські народні свята та звичаї. — К.: Т-во «Знання України», 1993. — 112 с. — ISBN 5-7770-0582-9.  (укр.)

Откуда?..

Что касается идейных источников ложных установок, то они могут быть самые разные (случаи всевозможных психопатологий мы здесь не рассматриваем). К примеру, бытует взгляд, что христианская жизнь в миру ничем не должна отличаться от монашеской, кроме семейных обязанностей. Пока это убеждение распространяется на исполнение заповедей, спорить не о чем. Но если переносить в семейную жизнь своего рода шаблон монашеской аскезы, может случиться беда.

Одно дело для мирского человека гасить и отсекать греховные страсти гнева, уныния, помыслы подозрительности, осуждения и т.п., и совсем другое – подавлять в себе естественные любовные переживания и порывы, насилуя свою природу на протяжении всех этапов интимной близости. Если первое – борьба за чистоту души, то второе – надругательство над Божиим даром.

Если же кто-то вообразил, что в православном понимании половая жизнь – это в лучшем случае простительное скотство, потребности которого надо удовлетворять как можно проще и грубее, чтобы не погрязнуть в наслаждениях, то спешу разочаровать: это никакое не Православие, а кинизм – древнегреческая языческая философия, бичевавшая низменные пороки, но заодно с предрассудками ниспровергавшая и многие здравые культурные устои. Ее наиболее известным представителем является Диоген Синопский.

Впрочем, вольному – воля, и если уж подражать в сексуальном поведении киникам, так последовательно и до конца: единственная среди них супружеская пара – Кратес и Гиппархия – прилюдно совокуплялась, а Диоген мастурбировал на глазах честного народа и сетовал: «Вот кабы и голод можно было унять, потирая живот!» Если же эта модель сексуального поведения, логично вытекающая из понимания интимной близости как примитивного способа снятия напряжения, не привлекает нас, то давайте будем последовательны, наконец, в избранном нами пути (мы ж все-таки какие-никакие, а христиане), проявляя любовь и уважение к ближнему своей предупредительной заботой, в том числе и в интимной жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector