Железная маска (фильм, 1962)

Тайна «железной маски»

В 1741 году случился государственный переворот. Цесаревна Елизавета Петровна со своими сподвижниками взяла штурмом Зимний дворец глубоко ночью. Мать и отец новорождённого императора были арестованы. Елизавета запретила солдатам поднимать шум в спальне Ивана. Было велено дождаться пробуждения ребёнка. Таким образом, солдаты несколько часов простояли над колыбелькой. Когда малыш открыл глаза, он закричал от ужаса. Тут же его вытащили из кроватки и отнесли Елизавете.

«Портрет императрицы Елизаветы Петровны». Виргилиус Эриксен, 1757 год

Оставлять на своих руках кровь младенца новая императрица не хотела, поэтому она решила создать для ребёнка условия, несовместимые с жизнью. Ребёнка под именем Григорий перевезли в Холмогоры (до Соловков помешала добраться ненастная погода) в дом архиерея. До шестнадцати лет он жил в комнате без окон. У Ивана никогда не было игрушек, его не учили грамоте. Он не видел людей, птиц и животных. Раз в неделю его ночью выводили в баню. В восемь лет маленький Иван заболел оспой. Елизавета Петровна строго запретила приводить врача к мальчику. Императрица не хотела лично убивать ребёнка, но делала всё, чтобы он умер. К разочарованию правительницы, мальчик выжил и продолжил своим существованием угрожать наследникам Елизаветы Петровны.

Брат короля

Франсуа Вольтер предполагал, что за маской Железного Человека скрывался кровный брат Людовика XIV, которого король отправил в заточение, чтобы избавиться таким образом от соперников за трон. Именно личностью узника обусловлена та таинственность, которой он был окружен на протяжении всего срока пребывания в темницах.

Мать Людовика XIV, Анна Австрийская, долгое время не могла забеременеть, однако потом у нее все-таки появился сын от внебрачных связей. Впоследствии она таки родила и законного наследника трона. Когда Людовик узнал, что у него есть старший брат, то решил от него избавиться, однако на убийство все-таки не пошел, а просто отправил в заключение, приказав надеть на него ту самую маску, чтобы скрыть от окружающих его лицо.

Существовала версия, что заключенный на самом деле – брат-близнец Людовика XIV. Рождение в королевской семье мальчиков-близнецов обусловило возникновение вопроса относительно престолонаследия. Предполагается, что одного из сыновей королевской четы воспитывали втайне от общества, а Людовик, когда вырос и узнал о его существовании, решил отправить брата в темницу.

Биография узника

Арест и заключение

Город Пинероло

В июле 1669 года военный министр Людовика XIV маркиз де Лувуа отправил письмо Бениню Доверну де Сен-Мару, начальнику тюрьмы Пиньероль (в то время город Пинероло принадлежал Франции) о прибытии узника под именем «Эсташ Доже» в течение следующего месяца. Это считается первым письменным упоминанием Человека в железной маске. Лувуа приказал Сен-Мару подготовить камеру со множеством дверей, которые бы закрывались одна за другой так, чтобы никто не мог услышать, что происходит в камере. Сен-Мар мог видеть узника только раз в день, чтобы предоставить ему всё необходимое, но не более, чем камердинеру. Некоторые историки полагали, что пленника якобы полагалось убить, если он заговорит о чём-либо другом.

Имя узника в письме было вписано другим почерком, что предполагало, что кто-то из слуг Лувуа мог это сделать. «Доже» был арестован капитаном Александром де Воруа, комендантом Дюнкерка, и сослан в Пиньероль, куда прибыл в конце августа. По другим данным, арест состоялся в Кале, о чём не знал даже местный губернатор, предполагая, что за капитаном де Воруа охотились испанские солдаты, попавшие на территорию Франции из испанских владений в Нидерландах. Тогда же начались споры о том, кто был этим узником. Согласно большинству толкований легенды, узник никогда не снимал маску.

Человек в маске в качестве слуги

Гравюра 1872 года

Предполагаемый портрет узника авторства Жана-Жозефа Реньо-Варана

В тюрьму Пиньероль отправляли государственных преступников, поэтому обычно там было несколько человек. Среди узников этой тюрьмы были граф Эрколе Антонио Маттиоли, которого осудили за двойное пересечение границы Франции и за нарушение сделки по присоединению замка Касале; суперинтендант финансов Николя Фуке, попавшийся на присвоении денег; Антуан Номпар де Комон, маркиз де Лозун, который сватался к кузине короля Анне де Монпасье без одобрения самого короля. Камера Фуке была этажом выше камеры де Лозуна.

В письмах к Лувуа Сен-Мар писал, что «Доже» — тихий и скромный человек, не представляющий опасности и преданный воле Бога и Короля, в то время как другие узники пытались устроить побег, жаловались, истерили или сходили с ума. Полной изоляции не было, у заключённых были слуги. Так, у Фуке был слуга по имени Ла Ривьер, однако подобные слуги сами же по положению не отличались от арестантов. Когда Ла Ривьер болел, то Сен-Мар подавал прошение разрешить Доже занять временно пост слуги. Лувуа разрешил это делать в 1675 году только в тех случаях, когда Ла Ривьера невозможно было попросить и если Фуке не желал кого-либо видеть. Если же Фуке и де Лозун встречались, то «Доже» не должен был присутствовать.

Хотя Фуке был обречён провести остаток дней в заточении и встреча с узником в маске ничего не меняла, де Лозун ожидал скорейшего освобождения, но ожидалось, что он не должен даже раскрывать личности узника. Специалисты по XVII веку полагают, что хотя по протоколу не полагалось представителю королевской семьи быть в качестве слуги, тогда же появились первые слухи о том, что узник в маске был королевского происхождения. В 1680 году Сен-Мар после кончины Фуке обнаружил секретную лазейку между камерами Фуке и де Лозуна, предположив, что они могли переговариваться и что де Лозун узнал о существовании «Доже». Лувуа в ответ на это сообщение приказал Сен-Мару перевести де Лозуна в камеру Фуке и убедить, что «Доже» и Ла Ривьер были освобождены, хотя на самом деле их увели в другую часть тюрьмы.

В других тюрьмах

Форт Эксиллес

Остров Сент-Маргерит

В 1681 году де Лозун был освобождён, а Сен-Мара назначили губернатором форта Экзиль (ныне город Эксиллес), куда были сосланы человек в маске и Ла Ривьер. В январе 1687 года скончался Ла Ривьер, и Сен-Мар и «Доже» отправились на остров Сен-Маргерит (миля от Канн). Тогда же распространились слухи, что узник носит железную маску, и снова его отправили в камеру со множеством дверей. 18 сентября 1698 года Сен-Мар стал начальником Бастилии, куда отправили и известного узника, поселив его в третьей камере башни Бертодьер с большим количеством мебели. Заместитель начальника тюрьмы де Розарж обязался кормить узника. Лейтенант дю Жунка, офицер тюрьмы, отметил, что узник носил маску из чёрного бархата.

19 ноября 1703 года узник в маске скончался и был похоронен под именем «Marchioly». Всю мебель и одежду уничтожили, закрасив стены и расплавив все металлические вещи. В 1711 году Елизавета Шарлотта Пфальцская отправила письмо своей тёте Софии Ганноверской, в котором утверждала, что с пленником хорошо обращались и давали ему всё необходимое, однако два мушкетёра готовы были убить его в случае, если он снимет маску. Эти сведения также породили множество слухов.

Особенности сюжета

  • Конфликт между Фуке и Кольбером наличествует (правда, изменен до неузнаваемости).
  • Есть сцена сватовства Людовика и Мария-Терезии.
  • Есть сцена, когда Фуке бросается за Людовиком в Бастилию.
  • За основу взята незначительная часть романа — второстепенная сюжетная линия о Железной маске.
  • Большинство сюжетных линий отсутствует, оставшиеся видоизменены до неузнаваемости.
  • в фильме Кольбер и Фуке не только присутствуют при рождении Людовика и Филиппа, но они ещё приближены к Людовику XIII (историческая неточность).
  • Д’Артаньяна назначили опекуном маленького Филиппа и сослали в Гасконь, что противоречит сюжету романа «20 лет спустя», время действия которого — примерно через 5 лет после рождения близнецов.
  • Луиза де Лавальер не была любовницей короля во время сватовства испанской инфанты. В то время король ещё был увлечён племянницами Мазарини. Луиза появится позже.
  • Некий кардинал венчает Филиппа и Марию-Терезу, но он лишён власти. В это время властвовал Мазарини. Лишь после его смерти Людовик приблизил по его совету Кольберa.
  • В фильме погибает Арамис. У Дюма он единственный из мушкетёров остается жив.
  • Арест Фуке Д’Артаньяном — реальное историческое событие — превратилось по сути в убийство Фуке.
  • Фуке убивает Луизу де Лавальер. У Дюма она осталась жива и оплакивала виконта де Бражелона, который отсутствует в данной экранизации.

Саундтрек

The Man in the Iron Mask(Original Soundtrack)
саундтрек Гленни-Смит, Ник
Дата выпуска 10 марта
Жанр саундтрек
Длительность 50:57
Страна
  •  США
  •  Франция
  •  Великобритания
Лейбл Milan Records
Профессиональные рецензии
Ник Гленни-Смит

Музыку к фильму написал английский композитор Ник Гленни-Смит. Она также известна благодаря тому, что звучала в 2002 году на зимних Олимпийских играх. Российский фигурист Алексей Ягудин получил золотую медаль в мужском одиночном катании, откатав произвольную программу на музыку «Человека в железной маске».

  1. Surrounded (с англ. — «Окружены») — 3:50
  2. Heart Of A King («Сердце короля») — 3:21
  3. The Pig Chase («Загон свиней») — 3:30
  4. The Ascension («Восхождение») — 0:57
  5. King For A King («Король в обмен на короля») — 6:23
  6. The Moon Beckons (Манящая луна) — 2:17
  7. The Masked Ball («Бал-маскарад») — 1:30
  8. A Taste Of Something («Привкус») — 4:00
  9. Kissy Kissie («Милашка Кисси») — 2:10
  10. Training To Be King («Обучение королевским манерам») — 1:42
  11. The Rose («Роза») — 2:22
  12. All Will Be Well («Все будут в порядке») — 1:07
  13. All For One («Все за одного») — 4:42
  14. Greatest Mystery Of Life («Величайшая загадка жизни») — 1:50
  15. Raoul And Christine («Рауль и Кристина») — 1:50
  16. It Is A Trap («Мы в ловушке») — 2:48
  17. Angry Athos («Разгневанный Атос») — 1:57
  18. Raoul’s Letter («Письмо Рауля») — 1:03
  19. The Palace («Дворец») — 0:27
  20. Raoul’s Death («Смерть Рауля») — 1:30
  21. Queen Approaches («Приближение королевы») — 1:57

Находка для шпиона

В войну библиотека в одночасье стала оборонным, стратегическим и даже секретным объектом. Начальник Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) Г. Александров и завотделом культпросветучреждений Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) Т. Зуева в письме секретарям ЦК ВКП(б) А.А. Андрееву, Г.М. Маленкову, А.С. Щербакову «О порядке обслуживания библиотеками иностранных и советских читателей» отмечают, что в Управлении «имеются материалы, свидетельствующие об использовании представителями иностранных миссий и иностранными корреспондентами наших публичных библиотек в разведывательных целях», и просят ограничить иностранцам доступ к фондам.

Оказывается, эвакуированные в Куйбышев (ныне Самара) представители английской, американской, китайской, турецкой, чехословацкой, польской, монгольской, греческой и др. миссий по 8–10 часов ежедневно просиживали в читальном зале областной библиотеки. Проявляли «интерес к подшивкам центральных и областных газет, к справочному материалу по экономическим ресурсам Поволжья, к материалам о важнейших объектах и подъездных путях к Москве и Ленинграду…»

Проверка показала, что «любой читатель библиотеки им. Ленина, систематически следя за областной и районной печатью, может составить полное представление об экономике и других специальных интересующих его вопросах по области или району.

В библиотеке Дома Союзов можно свободно получить книги с экономической и краеведческой характеристикой областей Советского Союза, зачастую с полным топографическим описанием местности, с картами, маршрутами и т.п.».

Была ли железная маска на самом деле?

В 1756 году Ивана Антоновича перевезли в тюрьму Шлиссельбург. Окна в его камере густо замазали тёмной краской. В помещении всегда горели свечи, и даже во время уборки Иван не покидал стен камеры. За свою жизнь Иван Антонович видел только трёх женщин: свою мать и двух императриц. В 1762 году узника посетила Екатерина II, которую вид юноши поверг в шок: таким диким был молодой человек. Полвека изоляции сделали своё дело — личность непризнанного императора неизбежно деформировалась.

Пётр III посещает Иоанна Антоновича в его шлиссельбургской камере.

Несмотря на то, что все упоминания о существовании Ивана Антоновича были уничтожены (изымались монеты с его изображением, из книг вырывались листы с упоминанием о нём), простые люди знали, кто содержится в Шлиссельбурге. Поговаривали, что мальчик, никогда не видевший света, носил железную маску. Мол, Елизавета Петровна в своё время приказала навсегда замуровать лицо юного императора под толстым слоем металла. Однако даже при отсутствии маски судьба Ивана Антоновича ужасает: император 25 лет провёл в заточении, не знал людей, не учился грамоте и ничего в своей жизни, кроме серых стен и тусклого света, не увидел.

Сюжет

У короля Людовика XIV есть брат-близнец (Филипп), которого королевская семья считает умершим во младенчестве. О том, что он жив, известно лишь Кольберу и Д’Артаньяну. Их люди похищают Филиппа из сельского домика, где он рос и воспитывался и отвозят в Бастилию.

Луиза де Лавальер в сопровождении Дюваля (человека Фуке) тайно навещает в Бастилии своего отца. Камера отца соседствует с камерой Филиппа, и молодые люди знакомятся. Филипп влюбляется с первого взгляда. Луиза отмечает, что молодой человек очень похож на короля

Дюваль также обращает внимание на это сходство и сообщает об этом Фуке. Фуке сообщает королю о том, что его брат жив

Король приказывает запереть Филиппа в замке на острове Сен-Маргарет, заковав его в железную маску, чтобы никто не видел его лица.

Король проводит время в Фонтенбло за своими любимыми занятиями — танцами и играми. Он оказывает знаки внимания Луизе, но она не отвечает ему взаимностью.

Тем временем, Кольбер и Д’Артаньян задумывают поменять Людовика и Филиппа местами. Это событие должно произойти на празднике в честь именин короля, который устраивает Фуке в своем имении Во-ле-Виконт. С этой целью Кольбер подготавливает копию платья короля и заказывает известному художнику портрет короля в этом платье. Но на портрете, в отличие от копии платья, есть одна неточность — лиловая лента. На оригинале же платья — белая.

Д’Артаньян едет в Бастилию за Филиппом, но обнаруживает, что его увезли. От отца Луизы он узнает, куда. Д’Артаньян освобождает Филиппа, однако по дороге их настигает Фуке и его люди. Чтобы спасти Филиппа, Д’Артаньян надевает железную маску и уводит за собой погоню. Между Фуке и мнимым Филиппом (Д’Артаньяном) завязывается драка, и последний прыгает со скалы в море. Фуке убежден, что Филипп погиб.

Д’Артаньян и Филипп приезжают в поместье Кольбера. Туда же с визитом приезжает Фуке с Луизой. Молодые люди снова встречаются и, в первый момент, Луиза принимает Филиппа за короля. Однако, Филипп, в отличие от короля, ей более симпатичен. Филипп узнает, что он брат короля, что по приказу брата он был закован в маску, и принимает предложение Кольбера — он соглашается поменяться местами с Людовиком. Д’Артаньян обучает Филиппа фехтованию, танцам и этикету, Филипп изучает историю своего рода.

Наконец наступает день празднования именин короля. Д’Артаньян привозит Филиппа в замок Во-ле-Виконт. Филипп одет в копию платья короля (с белой лентой). В одной из комнат Луиза одевается к балу. Там же стоит портрет короля. Филипп, проходя по коридору, видит в приоткрытую дверь Луизу со служанкой и решает проверить, достаточно ли он похож на короля. Служанка принимает его за короля и удаляется. Луиза его узнает. Вдруг в комнату входит Людовик (в платье с лиловой лентой). Он узнает брата и поднимает тревогу. В комнату врываются Д’Артаньян и Фуке. Д’Артаньян по очереди наставляет шпагу то на Людовика, то на Филиппа. Людовик кричит, чтобы арестовали самозванца, Филипп вторит ему. Фуке, зная о существующем расхождении между портретом и оригинальным платьем короля, принимает решение, что самозванцем является тот, на ком лиловая лента, и арестовывает Людовика.

Филипп выходит к гостям в обличии короля. Он впервые встречается с королевой-матерью (Анной Австрийской) и женой (Марией Терезией). Начинаются танцы. Мария Терезия в танце сообщает Филиппу, что она знает о подмене, но не заинтересована в возвращении Людовика. Филипп остаётся на троне, а его брат Людовик — в железной маске в замке на острове Сен-Маргарет.

Спасение Коперника

Газеты военной поры называли их «бойцами культурного фронта». И тех, кто на передовой в перерывах между боями создавал дивизионные, полковые и даже ротные библиотеки. И тех, кто с вещмешком за спиной пробирался на отдаленные участки фронта с книгами, заказанными бойцами, и не всегда находил их в живых. Да и сам книгоноша мог оказаться раненым или погибнуть. Тогда уходило родным печальное извещение: «Погиб смертью храбрых».

И как, если не бойцами, назвать тех, кто смог спрятать от фашистской грабь-армии сокровища своих библиотек? «Комсомольская правда» в декабре 1943-го, в дни освобождения восточной Украины от оккупации, сообщала: «Заведующая Краматорской городской библиотекой тов. Фесенко, прежде чем покинуть город, спрятала 150 самых ценных изданий.

Сотрудник Харьковского университета А. Борщ в железном ящике закопала старинные альбомы итальянских архитекторов (подобные экземпляры имелись только в Лувре), первые издания Коперника и Ломоносова».

На оккупированной территории СССР было уничтожено более 100 млн изданий. Только в Киеве сожжено до 4 млн книг. Особенно пугала фашистов советская литература. Вот объявление в захваченном Старобельске Ворошиловградской области (ныне Луганская народная республика): «Населению города приказываю немедленно сдать все большевистские листовки и вообще весь пропагандистский большевистский материал, затем немецкое и всякое другое оружие.

Кто до января 1943 г. не выполнит этого распоряжения, будет расстрелян». Каково — оружие на втором месте! Совсем не шутили фашисты.

Сюжет

Главными героями фильма являются постаревшие три мушкетёра: Атос, Портос и Арамис, а также д’Артаньян.

Францией правит жестокий и эгоистичный король Людовик XIV, который занят не столько политикой, сколько развлечениями и соблазнением женщин. Арамис стал священнослужителем, Портос заправляет собственным борделем, д’Артаньян занимает пост капитана личной гвардии короля, а уже взрослый сын Атоса, Рауль, готовится стать мушкетёром и хочет предложить руку и сердце своей возлюбленной Кристине. Однако во время очередного празднества короля, куда приходят Рауль и Кристина, Людовик замечает Кристину и улучив момент, пытается очаровать её. Но та оказывается непреклонной из-за любви к Раулю. Тогда король решает избавиться от Рауля, поставив того в первые ряды войск в войне против Испании. Юноша погибает. Убитый горем Атос приезжает в резиденцию короля, намереваясь отомстить за смерть сына. Однако в казармах его останавливает д’Артаньян. Атос уходит, назвав д’Артаньяна предателем. Последней каплей терпения старых мушкетёров становится задание убить главу иезуитов. Людовик поручает это Арамису. Арамис же и есть глава иезуитского ордена. По инициативе Арамиса мушкетёры сговариваются освободить таинственного узника Бастилии — «Железную маску». На самом деле узник в железной маске — брат-близнец Людовика, Филипп. Все, кроме д’Артаньяна, согласны. Капитан королевской гвардии говорит старым друзьям, что не сможет предать короля. Мушкетёрам приходится действовать без д’Артаньяна. Переодевшись в священников, они проникают в Бастилию и хитростью забирают Филиппа из темницы. Несколько недель Атос тренирует и готовит Филиппа к роли короля.

Во время бала мушкетёрам удаётся связать Людовика, Филипп занимает его трон, но проницательный д’Артаньян замечает подмену по нехарактерному Людовику поведению Филиппа, освобождает захваченного короля и захватывает Филиппа. От Людовика д’Артаньян узнаёт, что Филипп — брат-близнец короля. После того, как Людовик вновь пленит Филиппа, д’Артаньян принимает решение встать на сторону Филиппа, поняв, что лишь у того сердце короля. Атос, Портос и Арамис, возвратившись в склеп, где они заключили договор о подмене короля, находят записку от д’Артаньяна, в которой говорится о том, что пленник находится в Бастилии. В это же время Кристина узнаёт, что Людовик намеренно поставил Рауля в передние ряды войск. Спустя некоторое время она, не выдержав тяжести своей вины и вины Людовика, совершает самоубийство, повесившись в окне дворца. После самоубийства Кристины д’Артаньян отправляется в Бастилию на помощь друзьям, однако предупреждённый король устраивает мушкетёрам и брату ловушку. При встрече д’Артаньян рассказывает Филиппу о том, что он является его отцом. Людовик лично ведёт в бой мушкетёров, чтобы уничтожить брата вместе с изменниками, но те, храбро вступив в бой с целым отрядом, вынуждают мушкетёров отступить. Взбешённый Людовик внезапно кидается на брата с ножом, но удар принимает д’Артаньян. Рана оказывается смертельной, но мушкетёр счастлив, что умер такой смертью. После смерти д’Артаньяна потрясённый командир Андре переходит на сторону Филиппа, мушкетёры надевают маску на Людовика и уводят в темницу.

Филипп становится королём Людовиком XIV. Подданные короля, за исключением очень узкого круга, так и не узнали о подмене короля. За время правления Людовика XIV Франция пережила «Золотой век», а король вошёл в историю как «Король-солнце». Ходили слухи, что Людовик впоследствии помиловал пленника в железной маске и он жил уединённо в деревне. Его навещала королева-мать.

Сюжет

У короля Людовика XIV есть брат-близнец (Филипп), которого королевская семья считает умершим во младенчестве. О том, что он жив, известно лишь Кольберу и Д’Артаньяну. Их люди похищают Филиппа из сельского домика, где он рос и воспитывался и отвозят в Бастилию.

Луиза де Лавальер в сопровождении Дюваля (человека Фуке) тайно навещает в Бастилии своего отца. Камера отца соседствует с камерой Филиппа, и молодые люди знакомятся. Филипп влюбляется с первого взгляда. Луиза отмечает, что молодой человек очень похож на короля

Дюваль также обращает внимание на это сходство и сообщает об этом Фуке. Фуке сообщает королю о том, что его брат жив

Король приказывает запереть Филиппа в замке на острове Сен-Маргарет, заковав его в железную маску, чтобы никто не видел его лица.

Король проводит время в Фонтенбло за своими любимыми занятиями — танцами и играми. Он оказывает знаки внимания Луизе, но она не отвечает ему взаимностью.

Тем временем, Кольбер и Д’Артаньян задумывают поменять Людовика и Филиппа местами. Это событие должно произойти на празднике в честь именин короля, который устраивает Фуке в своем имении Во-ле-Виконт. С этой целью Кольбер подготавливает копию платья короля и заказывает известному художнику портрет короля в этом платье. Но на портрете, в отличие от копии платья, есть одна неточность — лиловая лента. На оригинале же платья — белая.

Д’Артаньян едет в Бастилию за Филиппом, но обнаруживает, что его увезли. От отца Луизы он узнает, куда. Д’Артаньян освобождает Филиппа, однако по дороге их настигает Фуке и его люди. Чтобы спасти Филиппа, Д’Артаньян надевает железную маску и уводит за собой погоню. Между Фуке и мнимым Филиппом (Д’Артаньяном) завязывается драка, и последний прыгает со скалы в море. Фуке убежден, что Филипп погиб.

Д’Артаньян и Филипп приезжают в поместье Кольбера. Туда же с визитом приезжает Фуке с Луизой. Молодые люди снова встречаются и, в первый момент, Луиза принимает Филиппа за короля. Однако, Филипп, в отличие от короля, ей более симпатичен. Филипп узнает, что он брат короля, что по приказу брата он был закован в маску, и принимает предложение Кольбера — он соглашается поменяться местами с Людовиком. Д’Артаньян обучает Филиппа фехтованию, танцам и этикету, Филипп изучает историю своего рода.

Наконец наступает день празднования именин короля. Д’Артаньян привозит Филиппа в замок Во-ле-Виконт. Филипп одет в копию платья короля (с белой лентой). В одной из комнат Луиза одевается к балу. Там же стоит портрет короля. Филипп, проходя по коридору, видит в приоткрытую дверь Луизу со служанкой и решает проверить, достаточно ли он похож на короля. Служанка принимает его за короля и удаляется. Луиза его узнает. Вдруг в комнату входит Людовик (в платье с лиловой лентой). Он узнает брата и поднимает тревогу. В комнату врываются Д’Артаньян и Фуке. Д’Артаньян по очереди наставляет шпагу то на Людовика, то на Филиппа. Людовик кричит, чтобы арестовали самозванца, Филипп вторит ему. Фуке, зная о существующем расхождении между портретом и оригинальным платьем короля, принимает решение, что самозванцем является тот, на ком лиловая лента, и арестовывает Людовика.

Филипп выходит к гостям в обличии короля. Он впервые встречается с королевой-матерью (Анной Австрийской) и женой (Марией Терезией). Начинаются танцы. Мария Терезия в танце сообщает Филиппу, что она знает о подмене, но не заинтересована в возвращении Людовика. Филипп остаётся на троне, а его брат Людовик — в железной маске в замке на острове Сен-Маргарет.

Особенности сюжета

  • Конфликт между Фуке и Кольбером наличествует (правда, изменен до неузнаваемости).
  • Есть сцена сватовства Людовика и Мария-Терезии.
  • Есть сцена, когда Фуке бросается за Людовиком в Бастилию.
  • За основу взята незначительная часть романа — второстепенная сюжетная линия о Железной маске.
  • Большинство сюжетных линий отсутствует, оставшиеся видоизменены до неузнаваемости.
  • в фильме Кольбер и Фуке не только присутствуют при рождении Людовика и Филиппа, но они ещё приближены к Людовику XIII (историческая неточность).
  • Д’Артаньяна назначили опекуном маленького Филиппа и сослали в Гасконь, что противоречит сюжету романа «20 лет спустя», время действия которого — примерно через 5 лет после рождения близнецов.
  • Луиза де Лавальер не была любовницей короля во время сватовства испанской инфанты. В то время король ещё был увлечён племянницами Мазарини. Луиза появится позже.
  • Некий кардинал венчает Филиппа и Марию-Терезу, но он лишён власти. В это время властвовал Мазарини. Лишь после его смерти Людовик приблизил по его совету Кольберa.
  • В фильме погибает Арамис. У Дюма он единственный из мушкетёров остается жив.
  • Арест Фуке Д’Артаньяном — реальное историческое событие — превратилось по сути в убийство Фуке.
  • Фуке убивает Луизу де Лавальер. У Дюма она осталась жива и оплакивала виконта де Бражелона, который отсутствует в данной экранизации.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector