Умирающие села сибири: «мы подохнем, и больше никого не будет»

Мифы о крепком здоровье

Распространённое
мнение о крепком здоровье сибиряков
является мифом, считает врач-инфекционист
Пётр Гладкий. «С ноября и до апреля у
нас высокий уровень простудных заболеваний
(ОРЗ и гриппа). Значит, здоровье сибиряков
в целом не такое крепкое», — объяснил
он.

Напротив,
суровость сибирского климата отрицательно
влияет на здоровье. Длинные ночи зимой
и короткие ночи летом приводят к
недосыпанию, а частое и продолжительное
пребывание на холоде может привести к
обострению хронических болезней
(дыхательных путей, сосудов, суставов),
обморожениям кожи лица и рук. Для здоровья
полезнее жить там, где климат и
продолжительность светового дня
оптимальны, и Сибирь, разумеется, сюда
не относится.

Гладкий
также оправдал морозобоязнь «европейских»
россиян — по его словам, в отсутствии
ветра 30-градусный мороз воспринимается
здесь легче, чем минус 10 в Москве или
Петербурге.

«Что там происходит, знают только посвященные»

Река Дубчес, северный приток реки Енисей, считается мировой «столицей» старообрядчества — по крайней мере для старообрядцев часовенного согласия. Это одно из направлений, которое выросло из течения беспоповцев — то есть тех, кто отвергает необходимость священнослужителей в принципе.

Люди начали селиться здесь еще в конце XVII века — вскоре после раскола 1650–1661 годов, за которым последовали гонения на тех, кто предпочел придерживаться старой веры. Многие ехали в Сибирь добровольно, надеясь обрести спасение души, многих просто ссылали в глухие сибирские леса.

Сегодня в тайге по берегам великой реки по-прежнему стоят закрытые монастыри и скиты, попасть в которые «мирскому» человеку нельзя. «Однажды туда прилетали корреспонденты на вертолете, так обитатели монастыря просто ушли все в лес», — рассказал журналисту «Известий» один из жителей Туруханского района.

старообрядцы

Фото: РИА Новости/Валерий Мельников

Здесь же, на Дубчесе, находится и деревня Сандакчес — фактически центр местного старообрядчества, через который проходит большинство людей, приезжающих в качестве паломников или с желанием переселиться в эти края.

Автор цитаты

Посетить эти места приезжает много паломников, в том числе из старообрядческих общин, расположенных по всему миру: от Канады до Латинской Америки и Африки. Некоторые из них остаются в монастырях годами. Именно так, объясняет правозащитник, на берегах Енисея появляются люди с просроченными документами и — нередко — иностранными паспортами.

Автор цитаты

Информацию о закрытых и удаленных от мира монастырях подтверждает и разошедшаяся несколько лет назад по многим изданиям история девочки из США, которая, по ее словам, провела в одном из таких монастырей 15 лет.

Она рассказывала журналистам, что родственники-старообрядцы подростком отправили ее в монастырь на Дубчесе с организованной паломнической группой, но через какое-то время прибывшие с ней люди просто уехали — и девочка поняла, что для нее был взят «билет в один конец». Сбежать из монастыря девушке удалось лишь через 15 лет, при этом, как следует из ее рассказа, добраться до Енисейска ей помогли жители располагавшихся неподалеку сел — тоже старообрядцы.

старообрядцы

Фото: РИА Новости/Илья Питалев

Правда, Николай Шляхов, рассказывая о монастырской жизни со слов знакомых старообрядцев, говорит, что «насильно их там никто не держит» — если человек чувствует, что не справляется, что такая жизнь не по нему, он может уйти и поселиться в обычной старообрядческой деревне.

Такие деревни, где в основном живут семейные, в отличие от монастырей, хорошо известны местным, и их жители, по словам Ольги Суворовой, по-своему пытаются взаимодействовать с мирскими.

— Я всегда знала, что на Дубчесе у нас существует община беспоповцев, что Чулково — старообрядческое поселение, что капитаны пассажирских судов с ними поддерживают отношения, так же, как и отдельные граждане, которые занимаются рыбалкой и охотой, — поясняет она.

Старообрядцы, которые живут охотой, рыбалкой, а также сельским хозяйством (в Чулково, по ее словам, жители выращивают картошку и выкармливают молочных бычков), торгуют с местными. Или меновым способом, или за деньги, которые им всё равно нужны на приобретение тканей, одежды, обуви и всевозможных инструментов.

Автор цитаты

«Промысел назвали браконьерством»

При этом в России с 2006 года действует «Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом». По ней,в том числе старообрядцев, проживающих за рубежом, активно приглашают вернуться на Дальний Восток (еще один дореволюционный центр старообрядчества в России).

старообрядцы

Фото: ТАСС/Иванов Виталий

Тем, кто решится на переезд, предлагают помощь — в том числе финансовую, — при оформлении собственности на землю и строительстве домов. Однако в отношении староверов, Россию так и не покинувших, здесь возникает некоторая двойственность.

Автор цитаты

Такая несогласованность выглядит странно в том числе и для представителей общин из других стран — особенно учитывая, что многие общины поддерживают между собой тесные связи. В том числе и с Россией.

— Смотрится всё это так, что одной рукой мы приглашаем старообрядцев — мол, приезжайте к нам на Дальний Восток, будут вам и преференции, и документы. А с другой стороны, мы говорим о тех, кто уже живет на территории Российской Федерации: ребята, они совсем не наши. Пусть они сначала уберутся к вам — причем болезненно, через задержания, суды и решетки, а там мы посмотрим, может быть, потом они смогут к нам вернуться и на Дальнем Востоке жить хорошо и здорово, — указывает Ольга Суворова.

Так, например, серьезная проблема для староверов, живущих в основном охотой и рыбной ловлей, — ужесточение правил рыболовства. Старообрядцы, хотя и придерживаются в первую очередь своих внутренних правил, общие для всех законы нарушать тоже не хотят. Но выжить без охоты и рыбалки они не смогут.

старообряцы

Фото: РИА Новости/Борис Бабанов

Именно во время одного из таких участившихся рейдов рыбинспекции, например, на Енисее был задержан Ханофер Ефимов (что рыбу он ловил, получается, незаконно, он тогда не отрицал).

Автор цитаты

Ольга Суворова согласна с тем, что старообрядцам, ведущим уединенную жизнь в тайге, могут помочь квоты, аналогичные тем, что действуют для коренных народов Севера — в конце концов, указывает она, староверы живут здесь с XVII–XVIII веков. Примерно тогда же в России узнали и о существовании коренных народов Севера. Получается, что они существуют бок о бок уже почти три столетия, и те и другие живут довольно закрытыми сообществами, сохраняющими исторический уклад. И одинаково сильно зависят от традиционных промыслов. Однако у одних есть, скажем, квоты на вылов рыбы и охоту, а у других — нет.

Впрочем, в случае с Енисеем, такие дополнительные привилегии могут вызвать вопросы у жителей соседних деревень, даже несмотря на то, что вообще-то к старообрядцам жители относятся спокойно. Вопрос с ужесточением правил рыбной ловли здесь — больной для всех («У нас мало рабочих мест и много рыбы, охотники ею собак всегда кормили»).

старообрядцы

Фото: РИА Новости/Александр Полегенько

По данным, которые «Известиям» озвучивают сибирские правозащитники, до 70% мужчин на Енисее так или иначе уже имеют судимость из-за нарушений правил рыбной ловли. И вряд ли люди с пониманием отнесутся к тому, что староверов переведут на привилегированное положение, подчеркивает Николай Шляхов, — сибиряк, называющий себя старожилом Туруханского района.

Какие они – деревни сибирские

      Деревни в Сибири растянулись вдоль дорог. Иногда на несколько километров тянется деревня вдоль дороги. И лишь в самом центре она может расшириться до двух или трёх улиц. Дома расположены фасадом к улице. Окна выходят прямо на улицу. Нет никакого палисадника, оградки или ещё чего то.

       Рядом с домом расположен сарай или другая хозяйственная постройка. Между ней и фасадной стеной дома глухой забор с воротами или решётчатая ограда. Огород за домом и с улицы не виден. И огромные поленницы дров у дома. Топят то здесь дровами. Представляете сколько дров нужно заготовить на долгую сибирскую зиму?

      Сами домики небольшие, одноэтажные. Размером всего то может быть метров шесть на шесть или чуть больше. Окна небольшого размера, с деревянными ставнями. Дома, что построены позже гораздо больше по размеру. Крыши домов чаще двускатные и крытые досками. Недавно построенные дома покрыты шифером или листами металлочерепицы. 

      Кроме центральной дороги асфальта больше нигде нет. Дороги сплошь грунтовые. В весеннюю или осеннюю распутицу наверное сплошная грязь. Без сапог никуда не выберешься. Впрочем, люди здесь к сапогам привычные.

Старые русские дома в деревне

      Деревянные дома в Сибири строили всегда. Ведь это самый доступный материал для строительства. Леса вокруг полно. Вот и строили из брёвен даже заборы. Несмотря на простоту строений, они кажутся довольно красивыми.

      Посмотрите как удерживается крыша на доме. Для этого используется комлевая часть дерева вместе с корнем.

       А вот такая кованая петля на воротах.

 

      Этот старый дом в деревне имеет высокий подклет. Подклет – это подпол, или небольшой подвал. А почти вся территория двора перекрыта досками. Это чтобы не месить грязь, которой всегда хватало в деревне.

 

      Постройки на усадьбе обычно состояли из сарая, конюшни, стайки для содержания домашнего скота и обязательно русской бани. Все постройки располагались по периметру усадьбы, так, чтобы двор был окружён постройками и высоким забором.

Учителя и подвижники

Поселившись на Енисее в 1981 году, Тарковский с головой ушел в местный быт, стал своим для жителей Бахты. Своими руками учился делать все те предметы, которые сохранились в обиходе в этом уголке России. Помогал ему известный охотник Геннадий Соловьев. Он научил, как смастерить жестяную печку, сделать лыжи или срубить кулемку.

— Соловьев многому научил, так как имеет дар наставничества, умеет хорошо объяснять. Причем не только в промысловом деле — я обсуждал с ним рассказы, он давал советы, подарил сюжет. Однажды я пришел к нему и говорю: «О чем бы написать?» А он: «Напиши, как Иван вернулся на охоту на один сезон». Так родилась повесть «Енисей, отпусти!». Потом Соловьев сразу поддержал мою задумку с фильмом, буквально одна фраза была, сказанная искренне и с силой: «Снимай, я помогу!» — рассказал писатель.

Кроме фильма и музея, усилиями Тарковского в Бахте появился православный храм. Сруб для него сделали из карельской сосны, выросшей на берегу Онежского озера, где-то в районе знаменитого музея-заповедника Кижи в Карелии. На четырех грузовых фурах привезли до Красноярска, а оттуда речным судном — до Бахты.

Последние статьи

  •   Как советские разведчики незамеченными прошли почти 100 км в тылу врага: Дерзкий рейд капитана Галузы 31.08.2020, 23:12
  •   Какие деликатесы ели на Руси, и Почему сегодня это вряд ли кто-то решился бы попробовать 31.08.2020, 22:55
  •   10 лучших фильмов-катастроф, которые не предвещают человечеству ничего хорошего 31.08.2020, 20:01
  •   Кем в жизни была «кустодиевская купчиха» и другие малоизвестные факты о жизни и творчестве любимого ученика великого Репина 31.08.2020, 18:21
  •   Животные на изображениях святых: Зачем св. Элигию лошадиная нога, почему св. Бригитта всегда с лисой и другие странности 31.08.2020, 16:14
  •   Почему над последним из династии Бонапартов открыто издевались: «Пигмей и шакал» Наполеон III 31.08.2020, 12:55
  •   Что заставило 10 звёздных актрис сменить профессию 31.08.2020, 11:00
  •   Марина Неёлова и Гарри Каспаров: Кто расстроил отношения известной актрисы и чемпиона мира по шахматам 31.08.2020, 09:16
  • +1   3 брака и один несостоявшийся роман Ричарда Гира: Правда и мифы о главном принце Голливуда 31.08.2020, 07:35
  • +1   Чем знаменит самый дорогой автопортрет Рембрандта, и Почему художник написал огромное количество своих портретов 30.08.2020, 20:44

Все статьи

Умершая деревня

Впрочем, документы — далеко не единственная проблема, с которой сталкиваются и сами староверы, и муниципальные власти в районах, в которых они проживают. Деревня Чулково, в которой живет Ханофер, рассказывает Ольга Суворова, возникла на этом месте еще в XVII веке. Потом она пришла в упадок — и до 1970-х считалась «умершей».

В 1970-е ее возродили, но не административно, а стихийно — просто приехали две старообрядческие семьи, спасавшиеся от гонений со стороны советской власти, поставили дом и стали жить. К ним присоединились и другие староверы — в том числе и те, кто покидал расположенные на Дубчесе монастыри, возвращаясь к мирской жизни. Это, объясняет Николай Шляхов, тогда было удобно и советской администрации, и староверам — и долгое время два совершенно разных мира спокойно сосуществовали рядом.

Сейчас в Чулково проживают 77 человек взрослых и детей. Но, когда правозащитники занялись делом Ханофера Ефимова, выяснилось, что у поселения нет официального статуса. То есть даже если член этой общины захочет получить паспорт, в ФМС смогут ему выдать документ, но не смогут его зарегистрировать — формально их домов не существует.

старообрядцы

Поселок староверов в Красноярском крае

Фото: ТАСС/Иванов Виталий

В Верхнеимбатском сельсовете, в состав которого входит поселение, еще в 2014 году — то есть задолго до громкой истории с Ханофером Ефимовым, — был принят генеральный план развития, по которому в том числе предполагалось закрепить наконец за Чулково официальный статус поселения.

С этим представители сельсовета по установленной процедуре обратились к краевым властям — но, как показала практика, процедура оказалась сложнее, чем могли предполагать люди в небольшом селении, находящемся в сотнях километрах от крупных городов.

Автор цитаты

При этом, подчеркивает Ольга Суворова, оформление статуса поселения позволило бы в том числе пополнить бюджет сельского поселения: ведь в этом случае его жители будут платить налоги, например, на недвижимое имущество. «В обмен, например, на то, что власти помогут им почистить дорогу грейдером». На вопрос, уверена ли она, что старообрядцы действительно готовы платить взносы в казну, она уверенно отвечает «да».

Буксир Леха толкает замечательно

Тайга.инфо: К чему вы морально не были готовы в своих мини-экспедициях?

Тимофей: К дорогам! Стоит удалиться от административного центра, они пропадают. Это либо какая-то щебенка (видно, что укатанная, давнишняя), либо просто грунтовая дорога. Если видим по прогнозу дождь, мы отменяем поездку.

Много где застревали. У нас нет внедорожника, который мог бы везде проехать. Моя машина — обычная «Лада Калина». Мы как-то размещали на «Планете» сбор на УАЗик. Но ничего из этого не вышло. А так, у меня есть замечательное устройство для буксира — он сейчас сидит рядом со мной. Это Леха. Толкает замечательно.

нас часто подводит 2ГИС — он показывает, что в этом месте идет большая ровная дорога. Приезжаем — дороги нет

Алексей: Мы любим ездить по полевым дорогам между деревень. Если дождь прошел недавно, то все. Было дело, ездили снимать Изылинскую пещеру в Тогучинском районе, застряли по дороге — долго выбирались из болота. В итоге к самой пещере подобрались, когда уже темнеть начинало. Когда искали машину на обратном пути, телефоны уже почти сели.

Там недалеко, кстати, есть деревня Изылы — она точно брошенная, хотим туда летом съездить. В прошлый раз не попали, потому что она была через речку от нас. Судя по всему, ее недавно забросили.

Тимофей: Еще нас часто подводит 2ГИС — он показывает, что в этом месте идет большая ровная дорога. Приезжаем — дороги нет. И застревали, и блудили. Они рисуют дороги, но не проверяют, есть ли они вообще. Мы даже в техподдержку писали.

В последний раз мы развернулись, потому что 2ГИС повел нас непонятно куда через заснеженное поле.

Тайга.инфо: Вы говорили, что зимой тоже ездили. Везде проехать можно?

Тимофей: Да, зимой дороги хорошо чистят. Мы не встречали ни одной деревни, чтобы не было вообще дорог. Как минимум, к самой деревне ее доводят.

Глухая сибирская деревня

      И уж совсем вдали от цивилизации, в глухомани, живут отшельники да нашедшие себя в сегодняшней новой жизни деревенские предприниматели и фермеры. Заедешь в какую-нибудь глухомань по разбитой просёлочной дороге и вдруг перед тобой предстаёт куча строений. А это фермер обосновался на месте, где была глухая сибирская деревня, уже давно исчезнувшая.

      Развивается, строит новые фермы, разводит животных. И хорошо, если у него растёт такой же активный сын – крестьянин. Если нет – не бывать здесь жилью спустя всего одно поколение. И зарастёт травой и лесом место бывшей деревни уже окончательно.

      Об отшельниках и говорить не стоит. На них никогда не держалась деревня. Да и такой образ жизни немногих привлекает. Вернее уже никого. Вот такая она – жизнь в сибирской деревне.         

Ссылка женщин в Сибирь

Среди ссылаемых в Сибирь женщины составляли меньшинство. Американский исследователь сибирской ссылки Джордж Кеннан отмечал,что в 1885 году из 15766 ссыльных было всего 4079 женщин.

Большинство этих женщин(3468) отправились в Сибирь добровольно,за своими отцами и мужьями.

Современники отмечали: «Большинство женщин идут в Сибирь за поджоги и за убийство детей,а оба эти преступления вызываются ревностью и обуславливают в ссыльной женщине присутствие пылких страстей».

Другие современники считали,что преобладание семейных преступлений среди женщин говорило о правовой незащищенности и приниженном положении русской женщины в семье,что приводило к протесту в столь крайней форме.

Свадьба,Енисейская губерния. Начало XX века.

kkkm.ru.

Новосибирск — город с большими перспективами

Новосибирск привлекателен для переезда по целому ряду причин:

  • Стоимость квадратного метра жилья в среднем составляет 55 тысяч рублей;
  • Относительно неплохой уровень экологии, несмотря на наличие промышленных предприятий;
  • Много вариантов для развития в научной сфере;
  • Возможность трудоустроиться в престижную компанию на высокооплачиваемую должность.

Насчет климата нельзя сказать однозначно, насколько он может понравиться тем, кто хочет жить в Новосибирске. Лето может быть очень холодным, например, с температурами от +8 до +20°C. О зимах говорить не приходится, ведь все слышали о суровых морозах Сибири. Свою ложку дегтя добавляет порывистый ветер, который иногда буквально сносит с ног. Экологическая ситуация в Новосибирске сравнительно неплохая, но только по отношению к другим промышленным городам. В некоторых районах от постоянного проживания лучше отказаться именно по причине сильного загрязнения почвы и воздуха.

Инфраструктуру Новосибирска сами жители считают сущим наказанием. Ряд крупных магистралей постоянно забит автомобильным транспортом. Новые дорожные развязки не строят, хотя обещают, что ситуация вскоре изменится. Этим обещаниям уже почти 10 лет. Первую развязку собирались начать строить в 2008 году, но мировой кризис прервал планы. Правый и левый берега города соединены мостами, которые тоже часто оказываются забиты автомобилями. В итоге пробки мегаполиса стали каждодневным явлением, а само дорожное покрытие регулярно становится предметом обсуждений автомобилистов исключительно в негативном ключе. Проблемы есть и с капитальным ремонтом домов. Поэтому, если искать место для ПМЖ, то лучше сразу выбирать благоустроенные или строящиеся районы, так как дождаться улучшения инфраструктуры и коммунального хозяйства в старых невозможно.

Новосибирск опирается на промышленность. Здесь находят работу специалисты из разных областей. Устроиться можно и в логистическую компанию, и в финансовую сферу, городу регулярно требуются новые риелторы с большим опытом. Последние несколько лет активно развивалась торговля, появилось много крупных сетевых торговых центров. Наиболее перспективные должности у работников строительной сферы (40–50 тысяч рублей). Средний заработок обычно не превышает 40 тысяч рублей в месяц.

С безопасностью в городе все более или менее. Жить можно спокойно. Однако каждому жителю и приезжему стоит избегать «барахолки», где можно наткнуться на выходцев из стран Средней Азии. Местные говорят, что там царит полная анархия.

Курс на Бахту

Татьяна Сергиенко говорит, что уже в этом году музей в Бахте, который самая что ни на есть точка притяжения для путешественников, должен был встретить свой первый туристический сезон. Но попасть в поселок можно только на борту теплохода, а пассажирская навигация в этом году началась позже обычного. Причина того, что теплоходы вышли в рейсы по Енисею позже, — в пандемии, вызванной новым типом коронавируса. Однако в июле теплоходы все-таки открыли навигацию, на их бортах — туристы, отпускники, следующие по своим делам люди, попутно любующиеся неспешной красотой Енисея, его берегов, жизнью речных поселков и деревень.

Современники о сибирских женщинах

Мнения авторов,которые описывали сибирских женщин,нередко различались. Встречаются и совсем нелестные отзывы.

Например,Антон Чехов,писавший во время своего знаменитого путешествия на Сахалин путевые заметки,высказался так: «Женщина здесь также скучна,как сибирская природа; она не колоритна,холодна,не умеет одеваться,не поет,не смеется и не миловидна и,как выразился один старожил в разговоре со мной: «жестка на ощупь».

Николай Ядринцев писал: «В общество женщина является отдельно,ее избегают мужчины из чувства приличия,чтоб не привлечь ревности ея властителей,и она находится только в среде своего пола. Она сидит безмолвною,набеленная и нарумяненная,как бы ни был хорош цвет ея лица,изукрашенная дорогими,жемчужными и бриллиантовыми ожерельями,не смея поднять глаз,не смея двигаться. Покорная прислужница,безмолвная раба,она трепещет пред взглядом своего господина,чтобы не навлечь его подозрения. Этот вид униженной женщины всегда кидался в глаза европейцам,посещавшим Сибирь».

Гимназистки,начало XX века.

sib-okrug.ru.

Из Бразилии в Туруханск

Ханофер Ефимов ди Кейрос почти два десятилетия назад вместе с матерью переселился из Бразилии в Восточную Сибирь и с тех пор жил в Туруханском районе. Сначала вместе с матерью (в Россию она привезла его подростком) он оставался в одном из скитов, по-прежнему стоящих в тайге, а после ее смерти перебрался в старообрядческую деревню Чулково, расположенную на берегах Енисея, больше чем в 300 км от райцентра, Туруханска.

туруханск

Вид на Туруханск со стороны Енисея

Фото: ТАСС/Владимир Веленгурин

В октябре 2018 года о нем написали большинство федеральных и региональных СМИ: в конце лета его остановили на реке сотрудники рыбинспекции. Попытавшись проверить документы у нарушителя, они обнаружили, что у мужчины их в общем-то и нет — по словам Ханофера, его бразильский паспорт сгорел в пожаре несколько лет назад. Из документов осталось только свидетельство о рождении и то на португальском языке.

Дальше ситуация развивалась быстро — в конце сентября Ханофер, оставив в деревне жену Антониду (тоже из числа местных старообрядцев) и троих детей, явился в суд Туруханского района. Судья вынес постановление о депортации Ханофера, его взяли под стражу и этапировали в Красноярск. За него вступились правозащитники и журналисты, сторонники Ханофера призывали власти не разлучать семью, тем более до сих пор благополучно работавшую «на земле». Доводы, да и настойчивость защитников сработали. В начале октября суд Красноярска отменил решение о депортации, в краевом МВД пообещали оказывать ему поддержку, а в паблике, посвященном работе региональных полицейских, даже выложили фотографии счастливого Ханофера вместе с супругой и новым свидетельством о браке.

После этого правозащитники отвезли Ханофера в Москву, где он обратился в посольство Бразилии в России с просьбой о восстановлении паспорта. Документа он пока не получил, но депортация ему как супругу гражданки Российской Федерации больше не грозит, пояснила «Известиям» правозащитница Ольга Суворова, которая помогает семье старообрядца.

старообрядцы

Ханофер Ефимов ди Кейрос, старовер из Туруханского района узаконил свой брак с гражданской женой

Фото: vk.com/Полиция Красноярья

Впрочем, вероятнее всего, история Ханофера — лишь вершина айсберга. Людей с просроченными или отсутствующими документами на Енисее может быть сотни, если не тысячи. Многие из них, вероятнее всего, являются гражданами других государств — и при столкновении с официальными органами, не слишком, судя по всему, подготовленными к их появлению, их будет ждать не менее суровый прием.

Истоки стереотипов о сибиряках

История
освоения русской Сибири насчитывает
более 400 лет, начиная с похода Ермака в
1582 году. Однако общероссийский стереотип
о сибиряках как о более мужественных и
здоровых людях сформировался относительно
недавно — уже в XX веке,
рассказал доктор исторических наук,
заведующий сектором истории второй
половины XVI – начала ХХ вв. Института
истории СО РАН Михаил Шиловский.

«Это
русско-японская война, Первая мировая
и Великая отечественная. Помните у
Твардовского — «родимый край лихих
сибирских трём войнам памятных полков»?»
— уточнил профессор. По его словам,
стереотип и даже элемент мифологии о
том, что сибиряки спасли Москву и внесли
большой вклад в победу, стал своеобразным
кирпичиком в представлении о сибиряках
как если и не о суперэтносе, то как о
наиболее достойной части русского
этноса.

Шиловский
признал, что дух авантюризма у прибывающих
в Сибирь в известной степени присутствовал.
Бытовало мнение, что Сибирь — край, где
очень много земли и мало начальников,
и это даёт возможность «проявить себя
во всей красе». Но нельзя сказать, что
за Урал ехали только из соображений
«найти райскую землицу». В европейской
России зачастую считали, что Сибирь
является своеобразным цивилизационным
тупиком.

Также
учёный напомнил, что в конце XIX – начале
XX веков сибирские областники Григорий
Потанин, Николай Ядринцев и другие
рассматривали Сибирь как политическую
и экономическую колонию России и считали,
что здесь сформировался новый тип
русского народа — сибиряки. Они полагали, что сибиряки отличаются от
живущих в европейской России даже по
антропологическим характеристикам и
особенно по психоментальным качествам.
Сибиряков сравнивали с первопроходцами,
которые осваивали Северную Америку.

«Проблемное» население

Сам глава Верхнеимбатского сельсовета явно относится к старообрядцам с уважением. Но как у «человека от власти» у него есть к ним вопросы — в разговоре «своих» старообрядцев он называет «проблемным населением».

Автор цитаты

Оформлять или переоформлять документы многие старообрядцы не стремятся потому, что связывают их с нечистой силой и доказывают местным властям, что на документах,якобы есть «число зверя». На любые попытки переубедить, просто говорят: «Мы паспорт получать не будем», — и под любым предлогом стараются уйти от этой темы.

Или, говорят в Верхнеимбатском сельсовете, есть пример того же Ханофера Ефимова.

Несколько лет назад, когда он только собирался жениться на Антониде, он уже приходил к Николаю Шляхову и просил выдать российский паспорт, объясняя, что родился в Красноярске. Глава сельсовета не поверил — и тогда Ханофер признался, что является гражданином Бразилии.

Николай Шляхов вспоминает, что предложил принести все имеющиеся документы, чтобы как-то решить вопрос с восстановлением документов. Например, отправить запрос в консульство, и предупредил, что процедура, скорее всего, будет длинная и сложная. «Тот ушел и больше не появлялся», — сокрушается муниципальный глава.

река

Вид на Енисей 

Фото: Global Look Press/Michael Vershinin

Еще сложнее — с оформлением документов на детей. Их «выправлять» местные жители, живущие по своим, внутренним, законам, тоже не стремятся. По мере сил муниципальные власти сами стараются отслеживать появление новорожденных, чтобы убедить родителей оформить документы. Но среди детей, получивших свидетельства о рождении, многие по достижении 20 лет так и не получили паспорта: «И этими вопросами мы тоже занимаемся», — говорит Николай Шляхов.

Выстраивая взаимодействие между представителями таких поселений и «мирскими» — в том числе представителями всевозможных государственных органов и ведомств, — крайне важно избегать конфликтов, убежден председатель юридического центра при Российской ассоциации центров изучения религии и сект Александр Корелов. Автор цитаты

Автор цитаты

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector