Язык жестов

Содержание:

Буквы русского алфавита

Частыми вопросами о буквах русского алфавита являются: сколько букв в алфавите, какие из них гласные и согласные, какие называются прописными и какие строчными? Основная информация о буквах часто встречается в популярных вопросах к ученикам начальных классов, в тестах на эрудицию и определение уровня IQ, в опросниках для иностранцев на знание русского языка и других подобных задачках.

Количество букв

Сколько букв в русском алфавите? В русском алфавите 33 буквы.

Некоторые люди для запоминания количества букв в русском алфавите ассоциируют их с популярными фразами: «33 удовольствия», «33 несчастья», «33 коровы». Другие люди ассоциируют с фактами из своей жизни: живу в квартире номер 33, живу в регионе 33 (Владимирская область), играю в команде под номером 33 и подобными. И если число букв алфавита вновь забывается, то ассоциированные фразы помогают его вспомнить. Вероятно, и вам поможет?!

Гласные и согласные

Сколько в русском алфавите гласных и согласных букв? 10 гласных + 21 согласная + 2 не означают звука

Среди букв русского алфавита выделяют:

  • 10 гласных букв: а, о, у, ы, э, я, е, ё, ю, и;
  • 21 согласная буква: б, в, г, д, й, ж, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ;
  • 2 буквы, не означающие звуков: ь, ъ.

Буква означает звук. Сравните: «ка», «эль» — названия букв, , — звуки.

Прописные и строчные

Какие буквы прописные и какие строчные?

Буквы бывают прописные (или заглавные) и строчные:

  • А, Б, В… Э, Ю, Я — прописные буквы,
  • а, б, в… э, ю, я — строчные буквы.

Иногда говорят: большие и маленькие буквы. Но такая формулировка некорректна, так как она означает размер буквы, а не её начертание. Сравните:Б — большая заглавная буква, Б — маленькая заглавная буква, б — большая строчная буква, б — маленькая строчная буква.

С заглавной буквы пишутся имена собственные, начало предложений, обращение на «вы» с выражением глубокого уважения. В компьютерных программах используется термин «регистр букв». Прописные буквы набираются в верхнем регистре, строчные буквы — в нижнем регистре.

Структура обучения языка глухонемых

Далее следует разобраться с тем, что представляют собой данные курсы и что приобретается по окончании обучения.

Выделяются 3 уровня освоения жестуно со следующими навыками:

  • На 1 уровне для всех начинающих разбираются азы, алфавит, нормы лексики с практическими занятиями;
  • 2 уровень подойдет для тех, кто уже имеет базовые навыки и желает приобрести умения по переводу с жестуно на обычный;
  • А уже 3-й уровень позволяет совершенствовать навыки в лингвистике и углубленно изучать перевод в синхронном и последовательном виде.

Каждый уровень длится 3 месяца или 50 академических учебных часов. В конце курсов вы будете иметь на руках специальное свидетельство, подтверждающее ваш уровень. Однако его не стоит расценивать как свидетельство о квалификации жестового переводчика, для которого нужно пройти специальную комиссию. Попробовать пройти это можно после второго курса.

Использование азбуки глухонемых

В первую очередь язык жестов необходим для людей, которые не могут в силу своих особенностей на равных общаться с членами окружающего их общества. Благодаря азбуке пальцев они имеют отличную возможность общаться друг с другом и близкими им людьми, получать желаемое образование и необходимую информацию.

Знание языка жестов позволяет педагогам обрести работу или дать образование тем, кто в нем нуждается. Зная алфавит глухонемых, можно поделиться секретной информацией в общественном месте. Когда необходимо соблюдать режим тишины, также может выручить пальцевой алфавит.

Алфавит глухонемых позволяет людям переживать все свойственные их сородичам эмоции: влюбленные могут объясниться в своих чувствах, дети поделиться с родными своими достижениями, родители рассказать детям о любви к ним. Язык жестов раскрывает широкие возможности в карьере.

История создания

Достоверно неизвестно, кто стал создателем алфавита для глухонемых, но есть свидетельства, что пальцевые буквы были изображены еще в латинской Библии. Это говорит об использовании языка глухонемых еще в древности

Есть мнение, что первым обратил внимание на проблемы людей с ограниченными возможностями речи итальянский лекарь Д.Кардан. Его работа послужила толчком для развития дактильной речи, и к концу 17-го века был создан алфавит с использованием букв «на пальцах»

В России же первая школа с сурдопедагогическим уклоном был открыта в 1806 году под Санкт-Петербургом. В России и США была использована французская методика, которая наложила существенный след в их общем развитии. В Москве такая же школа открыла двери почти через 60 лет.

Много сил на развитие языка жестов было потрачено выдающимися личностями: ведущим специалистом по дефектологии Г.Л.Зайцевой и судрдопреподавателем И.Ф.Гейльманом, который открыл первый в России техникум для слабослышащих и глухонемых.

Жестовая речь со временем стала одним из международных языков и приобрела название Жестуно, которая пользуется актуальностью и по сей день.

Где можно обучаться жестуно

Жестуно в России не имело популярности и на 100 глухонемых в России приходилось лишь 3 сурдопереводчика, тогда как на Западе таких 30 человек. Внесенные в 2012 году поправки в закон о защите инвалидов помогли развитию языка жестов. Помимо получения официального статуса, началось обучение в соответствующих учреждениях для подготовки и переквалификации заинтересованных людей. В результате процент желающих учить жестуно резко возрос.

Есть немало способов изучить жестуно. Один из них состоит в том, что на специальных занятиях проводится обучение. Получить необходимые знания можно следующими способами:

  1. В сообществах глухонемых в вашем городе, где предоставляются бесплатные занятия для всех желающих. Несколько месяцев помогут изучить базовые аспекты жестологии и опробовать имеющиеся знания практическим методом.
  2. Институты и колледжи нередко имеют в своих образовательных программах предмет, касающийся жестового языка. Чаще всего это специальности лингвистика и социология. Тем, кто является или планирует быть студентом, можно бесплатно ознакомиться с жестуно.
  3. Если вы не смогли найти бесплатных курсов, то имеются профессиональные платные курсы, которые проводятся на базе институтов, медцентров и специальных школ для глухонемых.

Узнав о местах, где производят обучение жестуно, перейдем к структуре обучения языку глухонемых.

Как выучить язык жестов самостоятельно с нуля

Нет единой теоретической и методологической базы, чтобы язык жестов учить, овладеть им самостоятельно. Для желающих разработаны печатные словари и онлайн словари: сурдопедагог демонстрирует жест в соответствии со словом и дает четкую артикуляцию.

Важно! При изучении жестуно учитывается следующая особенность: дактилология нужна для имен собственных (городов, людей) либо для слов, не имеющих жеста

С чего начать самостоятельное изучение

Выучить жестовый язык можно самостоятельно, но отрабатывать разговорные навыки лучше в процессе общения

План изучения:

  1. Главное, изучить дактильную азбуку, – 33 жеста, соответствующих определенной букве алфавита. В реальности азбукой пользуются редко, но знание ее полезно при изучении новых слов, для которых нет специальных жестов, для имен собственных, когда используют буквенные жесты.
  2. Как только будет освоена теория, выучен алфавит, и приобретен базовый запас слов, необходимо общение с носителями языка для тренировки разговорных навыков. Это можно сделать на тематических форумах, специализированных сайтах, где аудиторией являются слабослышащие и глухие люди.

Важно! Нереально без практики овладеть языком глухонемых. Только в процессе непосредственного общения приобретаются языковые навыки

Тогда возможны понимание языка жестов и умение на нем объясняться.

Знакомство с дактилологией

Знакомясь с языком жестов, надо понимать, что он не является универсальным для разных стран. В каждом регионе есть свои, не совпадающие с другими алфавит и словарь. В этом вся сложность, так как зачастую при невербальном общении жест обозначает не букву, а слово или даже целое словосочетание. Поэтому необходимо знание дактилологии – своеобразной формы речи, включающей в себя дактильную азбуку. В ней каждая буква имеет свой знак (дактилему), сложенный из пальцев.

Новичкам сложно разграничить язык жестов и дактильный алфавит, между тем дактилемы передают слова по буквам, а жесты – целые слова.

Техника постановки пальцев

Дактилология  – ручной алфавит, многие жесты в нем начинаются с буквы, например, чайник – буква ч

Изучать дактильную азбуку надо пошагово, не торопясь, важно хорошо отработать технику постановки пальцев. Сначала рука будет уставать, но при постоянной тренировке пальцы становятся более гибкими

У начинающих первое время наблюдаются деревянные жесты. Гибкость приобретается за счет упражнений для растяжки связок и разработки кистей рук.

Для освоения дактилологии важно понимать, что это ручной алфавит, для него главное – постановка пальцев

Принципом четкости в ЖЯ служит следующее пояснение:

  • пальцы, не задействованные в конфигурации, остаются прямыми;
  • в конфигурации каждый палец действует самостоятельно;
  • между дактилемами промежуточные конфигурации отсутствуют;
  • нечеткие, смазанные конфигурации – это дефекты.

Последовательность изучения

Дактилология ЖЯ в каждой стране своя, не существует единого языка глухонемых. Поэтому при самостоятельном изучении следует придерживаться определенных правил:

  • При освоении дактилем надо запомнить основные слова, имена, названия.
  • Желательно сразу освоить счет, простейшие числа. Это поможет закреплению ЖЯ.
  • Затем изучают сам язык – около 2000 разных обозначений.
  • Изучение жестов начинается с простых слов: спасибо, пожалуйста, здравствуйте.
  • Заучивать слова надо постепенно, за один урок учить несколько жестов.

ЖЯ – информативный способ коммуникации, который воспринимается лучше, чем вербальное общение. Научившись контролировать невербальные сигналы, можно более эффективно взаимодействовать с собеседниками.

Проверка парных согласных звуков в корне слова. урок. Русский язык 2 Класс

На этом уроке мы узнаем, что парная согласная в корне слова (в середине и в конце слова) требует проверки. Научимся проверять парные согласные в корне при помощи гласной буквы. Выполним много занимательных заданий.

Мы уже знаем, что в русском языке есть парные согласные:

Б-П, Д-Т, Г-К, З-С, В-Ф, Ж-Ш.

Рис. 1. Парные согласные (Источник)

Понаблюдаем за тем, что происходит с парными согласными на конце и в середине слова.

Назовём предметы. Выделим последние звуки.

Поезд. Слышим звук Т – пишем букву Д.

Таз. Слышим звук С – пишем букву З.

Рис. 2. Поезд (Источник) Рис. 3. Таз (Источник)

Проверим, как звучит парный согласный в середине слова перед глухими согласными.

Лодка. Слышим звук Т – пишем букву Д.

Ложка. Слышим звук Ш – пишем букву Ж.

Рис. 4. Лодка (Источник) Рис. 5. Ложка (Источник)

Делаем вывод: звонкие парные на конце слова и в середине перед глухими согласными оглушаются, значит, написание парных согласных надо проверять.

Три способа проверки парных согласных

Это орфограмма встречается в корне слова, поэтому получила название «Правописание парных согласных в корне слова». А какие слова будут проверочными?

Рассмотрим примеры.

Первый способ проверки правописания парных согласных: изменить форму слова, чтобы после парного согласного появилась гласная.

Например: груз – грузы, сугроб – сугробы, плод – плоды.

Второй способ: мысленно подставить слово «нет».

Например: флаг – нет флага, мороз – нет мороза, клюв – нет клюва.

Третий способ: подобрать однокоренное слово так, чтобы после парного согласного шла гласная.

Например: ножка – ноженька, лапка – лапочка, травка – травушка.

Рис. 6. Слова с парными согласными (Источник)

Парные согласные

Самые опасные.

Парный в слове проверяй,

Рядом гласный подставляй.

А ещё, чтобы проверить парный согласный, надо изменить слово так, чтобы после проверяемого согласного звука слышался звонкий согласный звук Н.

Например: рыбка – рыбный, книжка – книжный.

Закрепление знаний на практике

А теперь закрепим полученные знания, выполнив задания.

Вставим пропущенные буквы, назовём проверочное слово.

Юбка, дудка, блузка, холод, выставка, глазки, снежки, грязь, коровка, кружка, звонок, морж.

Проверим, что получилось: юбка – юбочка, дудка – дудочка, блузка – блузочка, холод – холодный, выставка – выставить, глазки – глаза, снежки – снежный, грязь – грязный, коровка – коровушка, кружка – кружечка, звонок – звонки, морж – моржи.

Выделим корень в родственных словах, вставим парную согласную.

Тра…ка – тра…а, тра…ушка, тра…инка.

Ду…ки – ду…ок, ду…очек, ду…овый.

Моро… – моро…ы, моро…ный, моро…ить.

Травка – трава, травушка, травинка – корень трав. Вставили букву В.

Дубки – дубок, дубочек, дубовый – корень дуб. Вставили букву Б.

Мороз – морозы, морозный, морозить – корень мороз. Вставили букву З.

Назовём предметы. В каких словах написание расходится с произношением? Подберите к ним проверочные слова. Выделим корни.

Хлеб, гвоздь, шапка, торт, голубь.

Проверим. Произношение расходится с написанием у слов:

Хлеб, гвоздь, голубь.

Проверочные слова:

Хлеб – хлеба, хлебушек, хлебный. Корень хлеб.

Гвоздь – гвозди, гвоздик. Корень гвоздь.

Голубь – голуби, голубок, голубиный. Корень голубь.

…… цветёт весной.

Мама сделала …… из огурцов.

Зимой идёт……

…… намело во время пурги.

После драки под глазом……

…… сена убрали в поле.

Проверим, что получилось (один из вариантов).

Сад цветёт весной.

Мама сделала салат из огурцов.

Зимой идёт снег.

Сугроб намело во время пурги.

После драки под глазом синяк.

Стог сена убрали в поле.

На следующем уроке мы узнаем правила написания слов с разделительным мягким знаком и закрепим эти знания на практике, выполнив множество интересных заданий.

Список рекомендованной литературы

  1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. – М.: Просвещение, 2012 (http://www.twirpx.com/file/1153023/)
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. – М.: Баласс.
  3. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. – М.: Дрофа.

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

  1. Kuznetzova.siteedit.ru (Источник). 
  2. School.xvatit.com (Источник).  
  3. Фестиваль педагогических идей “Открытый урок” (Источник). 

Рекомендованное домашнее задание

  • Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. – М.: Просвещение, 2012. Выполни упр. 165 С. 109, упр. 167, 168 С. 111.
  • Вставь необходимый согласный на месте пропуска в словах.

Рис. 7. Задание на правописание парных согласных в корне слова (Источник) 

* Используя полученные на уроке знания, разгадай ребусы, объясни правописание слов-ответов.

Рис. 8. Ребус 1 (Источник) Рис. 9. Ребус. 2 (Источник)

Кто первый? Немного истории

Кто первый изобрел дактильный алфавит, точно не установлено. Правда, известно, что изображения пальцевых букв встречаются уже в латинской Библии X века. Возможно, некоторыми ручными знаками, в том числе и буквами, пользовались уже в древнем мире. Однако были ли тогда дактильные алфавиты, не известно. Исследователи считают (например, S. Carmel, «International Hand Alphabet Charts», 1982), что первая известная науке публикация дактильного алфавита — это книга испанского монаха де Вебра, изданная в 1593 году (рис. 1). При чем тут монахи? Дело в том, что члены некоторых монашеских орденов, дававшие обет молчания, общались друг с другом не только жестовой, но и дактильной речью.

Рис. 1. Испанский дактильный алфавит М. de Lebra, 1593. Из книги S. Carmel, по разрешению автора

В обучении глухих (насколько мы можем судить на основе дошедших до наших дней источников) дактильную речь начал применять испанский монах Педро Понсе де Лион, деятельность которого относится к XVI веку. Какие-либо опубликованные работы П. Понсе неизвестны, свою систему обучения глухих он хранил в секрете. Однако сведения о том, что П. Понсе использовал дактильную речь, сохранились. Впервые дактильный алфавит, созданный специально в целях обучения глухих, был опубликован в книге Ж. П. Бонета «О природе звуков и искусстве научить глухого говорить», в которой автор обобщил свой опыт обучения глухих. В книге, опубликованной в Мадриде в 1620 году, была изображена дактильная азбука испанского языка (рис. 3). Дактильная азбука Ж. П. Бонета в XVIII веке была положена в основу французского дактильного алфавита первыми учителями глухих во Франции (Дж. Р. Перейра, Ш.-М. Делепе), а также американского дактильного алфавита, разработанного в начале XIX века Т. Х. Галлодетом и Л. Клерком. А вот английский дактильный алфавит (его первая публикация относится к 1698 году) построен на другой основе: в отличие от испанского, французского, американского и многих других этот алфавит — двуручный. Его современная модификация (рис. 4) широко используется, помимо Великобритании, также в Австралии и ряде других стран.

Рис. 2. Титульный лист книги Ж. П. Бонета

Рис. 3. Испанский дактильный алфавит Ж. П. Бонета. Из книги S. Carmel, по разрешению автора

Рис. 4. Английский дактильный алфавит (двуручный)

Русский дактильный алфавит был опубликован в первой русской книге об обучении глухих — замечательном произведении В. И. Флери «Глухонемые», вышедшем в Петербурге в 1835 году. В. И. Флери подчеркивает, что описал дактильный алфавит, который в то время уже использовался в педагогическом процессе. В этом дактильном алфавите, а также в дактильной азбуке, помещенной в книге директора Петербургского училища для глухонемых Г. А. Гурцева «Энциклопедический курс» (1838), отчетливо прослеживается традиция, идущая от Ж. П. Бонета: пальцевое воспроизведение графического изображения буквы. Большинство дактилем, представленных в книге Г. А. Гурцева, входят в современный русский дактильный алфавит (рис. 7). В настоящее время в нашей стране созданы и широко применяются дактильные алфавиты национальных языков союзных республик: украинский, белорусский, узбекский, армянский и т. д. (А. Г. Геранкина, 1972, И. Ф. Гейльман, 1981).

Рис. 5. В. И. Флери

Рис. 6. Титульный лист В. И. Флери

Рис. 7. Русский дактильный алфавит

Дактильные алфавиты национальных языков созданы и используются во многих странах мира. В книге S. Carmel (1982) описаны 43 дактильных алфавита, используемых в 59 государствах (в некоторых странах используется американский дактильный алфавит: в Гане, Либерии, Нигерии и т. д., в других — английский: в Австралии, Южной Африке и др.). Во многих развивающихся странах, таких, как Эфиопия, Таиланд, Венесуэла и др., есть и оригинальные дактильные азбуки. Помещен в книге и международный дактильный алфавит, которым пользуются (начиная с 1963 года) на конференциях Всемирной федерации глухих (рис. 8).

Рис. 8. Международный дактильный алфавит. Из книги S. Carmel, по разрешению автора

Заметим, что в некоторых странах используются также специальные дактильные алфавиты для слепоглухих. В их основе лежат национальные дактильные азбуки. Рука слепоглухого накладывается на руку говорящего, и он «считывает» дактильную речь. Существует и международный дактильный алфавит для слепоглухих (рис. 9). Стрелками изображено направление движений, цифрами — порядок их исполнения.

Рис. 9. Международный дактильный алфавит для слепоглухих. Из книги S. Carmel, по разрешению автора

Каким же образом построены дактильные алфавиты?

Как выучить язык жестов

В данной статье рассмотрим обучение русскому жестовому языку (РЖЯ). Потому что именно его используют в России, и с ним придется сталкиваться в повседневности.

РЖЯ отличается от других языков жестов по лексике и грамматике. При этом и от грамматики русского разговорного языка отличается непростым морфологическим преобразованием слов.

Лексика РЖЯ близка к международной, потому что много жестов было взято из немецкого, австрийского и французского языка жестов.

Знакомство с дактилологией

Начинать изучение языка жестов нужно со знакомства с дактилологией. Это особая форма речи, при которой каждая буква алфавита обозначается определенным знаком, сложенным из пальцев.

В дактильной азбуке 33 знака (дактилей), как и в алфавите.

Данные буквенные обозначения это лишь малая часть языка жестов. Дактилологию обычно используют для передачи собственных имен: городов, имен, местности и для других слов, у которых нет специального жеста.

В основном же глухонемые используют жесты для обозначения слов или целых словосочетаний.

Помимо этого есть маноральная речь – чтение по губам. Жесты в этом случае только делают акцент на некоторые буквы и слоги (твердые, мягкие, глухие, звонкие согласные).

Техника постановки пальцев

В общении на РЖЯ играет роль каждое движение и положение рук. Так что учиться языку жестов нужно не спеша, досконально прорабатывая технику постановки пальцев.

В начале обучения рука и пальцы могут быстро уставать. Делайте перерывы. Через несколько тренировок вы уже начнете привыкать к движениям, руки приспособятся, и вы станете выносливей.

Можно делать гимнастику для рук и пальцев, чтобы они лучше гнулись.

Скорость постановки пальцев

Когда отточите технику и точность постановки пальцев, можно увеличивать скорость. Выберите слово, которое хотите научиться проговаривать на дактиле. К примеру, собственное имя.

Запоминайте все знаки, которые нужно показать, встаньте перед зеркалом и тренируйтесь. Сначала просто повторите движения, чтобы вспомнить, а потом старайтесь быстрее показывать их.

Старайтесь не нарушать точность движений ради скорости.

Счет и числа

Когда вы отточите свои познания в алфавите, пора двигаться дальше – время научиться, как показывать цифры.

Для начала хватит счета от 1 до 10.

Позже можно расширить свои познания, расширив познания до сотни.

Особенности профессии

Сурдопедагогика – это раздел специальной педагогики (раньше её называли коррекционной педагогикой и дефектологией). Но суть сурдопедагогики – не исправление недостатка слуха, а помощь ребёнку в преодолении барьера между ним и окружающим миром. Сотни тысяч людей по всему миру не слышат звуков музыки, человеческих голосов, звуков природы и работающих машин. Этим людям сложно адаптироваться в мире. Не все из них глухи с рождения, и трудно сказать, кому приходится тяжелее: тем, кто оглох, будучи взрослым, или тем, кто не слышал никогда.

Если глохнет взрослый человек, у него есть одно важное преимущество: он умеет говорить, читать и писать, а порой он уже владеет профессией, при которой глухота – дополнительная трудность, но не катастрофа. И самое главное – он уже умеет учиться, целенаправленно нарабатывая новые умения, облегчающие жизнь

У ребёнка – всё иначе. Глухой ребёнок должен осваивать мир только с помощью зрения, осязания и обоняния. Ему недоступны обычные школьные занятия, сказки по телевизору, непринуждённые разговоры с ребятами во дворе.

В России обучать людей с нарушением слуха начали XVIII – начале XIX века. В это же время появились и первые учителя для глухих и слабослышащих детей.

И таким детям нужна помощь сурдопедагога. Он учит малыша, который не слышит ничего или слышат плохо, правильно произносить слова, читать книги, «считывать» чужую речь по губам, обучает его азбуке жестов и дактильной азбуке (азбука, в которой буквы изображаются на пальцах).

Слабослышащему человеку может помочь слуховой аппарат. Но иногда и он уже бессилен, и тогда требуется другая помощь – кохлеарная имплантация (в ухо вживляется устройство, стимулирующее слуховой нерв).

В последнее воскресенье сентября отмечается Международный День глухих. Он учрежден по инициативе ООН в 1951 г. В России День глухих отмечается с 1998 г.

Но даже если кохлеарный имплантат установлен, человек может остаться  глухим: ему ещё нужно научиться слышать. Без привычки мозг воспринимает окружающие звуки как сплошной поток шумов, не различая ни звуков речи, ни весенней капели, ни шума автомобиля. И на этом этапе ребёнку тоже нужен сурдопедагог.

Высококвалифицированный сурдопедагог выполняет ряд профессиональных задач:

  • выявляет снижение слуха у детей;
  • проводит углубленное психолого-педагогическое обследование детей с нарушением слуха;
  • разрабатывает индивидуальные программы по тренировке остаточного слуха и по компенсации нарушений (обучение жестовой речи и пр.)
  • создает условия для всестороннего развития детей с нарушением слуха с учетом их индивидуальных особенностей;
  • консультирует детей и их родителей и т.д.

Обучение языку жестов

В бывшем Союзе республик язык жестов централизованно преподавался в специальных учреждения, школах для плохослышащих, что и обусловило преобладание единого алфавита жестов на этой территории.

В 2012 году сурдоязык получил официальный статус, дающий возможность пройти подготовку или переподготовку преподавателям и просто заинтересованным лицам в спецобразовательных учреждениях. Получить необходимые знания и навыки для общения с людьми, которые плохо слышат или являются глухонемыми, можно в следующих местах:

  • бесплатные занятия может пройти любой желающий в сообществах глухонемых, что позволяет проверить свои знания тут же на практике;
  • многие образовательные учреждения имеют в своих программах и обучающие курсы по изучению языка жестов;
  • в спецшколах, методических центрах можно найти платные курсы, обеспечивающие знаниями и практическими навыками в области Жестино.

Для освоения языка жестов курсы предоставляют три уровня изучения:

  • первый — базовая основа для тех, кто только начинает изучение, даются знания лексических норм и общение вживую;
  • второй — дает более глубокие знания для тех, кто уже освоил базовый уровень;
  • третий — совершенствует навыки лингвистики и синхронного перевода.

По окончании курсов выдается свидетельство с указанием освоенного уровня. Данное свидетельство не является документом, удостоверяющим возможность работы переводчиком жестового языка. Для этого потребуется прохождение уполномоченной комиссии.

Как самому выучить глухонемой язык

Кроме перечисленных ранее методов, есть возможность для изучения жестуно с помощью самоучителя. Здесь помогут такие ресурсы:

  1. Вебсайты, помогающие в изучении жестуно, самый популярный «Город жестов». Немало полезной информации можно найти в соцсетях, где располагаются специализированные группы жестуно. С их помощью отрабатывается теория и практика совместно с единомышленниками.
  2. Специально для мобильных устройств создаются приложения с азбуками и картинками по жестовому языку. Достаточно скачать программу и в свободное время работать с необходимой информацией.
  3. Книги прекрасно помогают в изучении жестуно, но только тем, кто готов дополнительно приложить силы в учебе и терпеть. Ведь рядом не будет преподавателя, который даст подсказки. А значит, потребуется больше времени на разбор материала.
  4. Неплохой вариант в данном деле — видеоролики с речью преподавателей, однако никто вас не будет поправлять. Основное достоинство в том, что материал многообразен, понятен и наглядно объясняется.

Каждый человек самостоятельно выбирает тот или иной способ. Но большая часть людей, ввиду нехватки времени, предпочитает изучать жестовый язык самостоятельно.

Пример видеоурока по изучению языка жестов.

Как выучить жестовый язык слов

Теперь можно разучивать самые распространенные слова и фразы. Выучить весь язык будет сложно, но постепенно вы расширите свой словарный запас.

В целом обучение языку жестов мало чем отличается от других языков. Первым делом запоминай самые ходовые слова, которые будут требоваться чаще других.

Как правило, хватает 500-1000 слов, чтобы понимать и общаться с людьми на иностранном языке на базовом уровне. Здесь принцип тот же. Найдите список таких слов и фраз, которые рекомендуют изучать в первую очередь, и переложите на язык жестов.

Первым делом изучите слова, которые используете чаще всего. Приветствие, прощание, извинения, благодарность, популярные вопросы. Потом самостоятельно определите вектор движения в зависимости от того, на какие темы вы чаще всего общаетесь.

Добрый день

Погладьте тыльную сторону левой руки дважды по направлению к себе. После этого сложите пальцы обоих рук в мордочку уточки, направьте ее «носик» наверх, тыльной стороной пальцев к собеседнику.

Меня зовут…

Покажите указательным пальцем на себя правой рукой. А потом несколько раз погладьте тыльную сторону левой руки быстрым движением.

Для обозначения имени используйте дактильную азбуку – составьте свое имя из отдельных знаков.

Пожалуйста

Данное слово означает просьбу о помощи. Довольно простой и очевидный жест, который даже не придется запоминать. Сложите руки, соединив ладони. Немного подвигайте им, как во время мольбы.

Спасибо

Жестовый язык сопровождается артикуляцией, и движения должны совпадать со следующими слогами:

  1. «спа» — правую руку сожмите в кулак, и коснитесь лба костяшками.
  2. «сибо» — рука костяшками касается подбородка.

Мне нужна помощь

Здесь уже сложнее – нужно сделать три движения:

  1. Покажите указательным пальцем правой руки на себя.
  2. Сделайте жест из мизинца, среднего и указательного пальца, ударьте рукой в воздухе перед собой.
  3. Раскрытыми ладонями ударьте друг об друга – их ребра должны стукнуться, как будто вы показываете крестик.

Надеемся, что эта фраза никогда вам не пригодится, но если увидите подобный жест – придите на помощь нуждающемуся.

Который час?

Формально вы должны проговаривать губами время сколько».

Поднимите раскрытые пальцы ко рту и пошевелите ими, потом постучите ими по левому запястью, где обычно бывают часы.

Потом поднимите правую руку перед собой с раскрытыми пальцами, кончики которых направлены вверх. И пошевелите ими.

Я люблю тебя

Простая фраза, которая будет понятна и без перевода. Покажите на себя, на собеседника, потом поцелуйте кончики пальцев и прикоснитесь ими к сердцу.

До свидания

Еще один очевидный жест, которому вы научитесь за секунду. Поднимите правую руку на уровень лица, а потом помашите рукой. Но не в стороны, а как бы сжимая в ней резиновый шарик.

В данном видео вы найдете все фразы, описанные выше — посмотрите как они выглядят и проверьте насколько правильно вы выполняли жесты.

История создания

Достоверно неизвестно, кто стал создателем алфавита для глухонемых, но есть свидетельства, что пальцевые буквы были изображены еще в латинской Библии. Это говорит об использовании языка глухонемых еще в древности

Есть мнение, что первым обратил внимание на проблемы людей с ограниченными возможностями речи итальянский лекарь Д.Кардан. Его работа послужила толчком для развития дактильной речи, и к концу 17-го века был создан алфавит с использованием букв «на пальцах»

В России же первая школа с сурдопедагогическим уклоном был открыта в 1806 году под Санкт-Петербургом. В России и США была использована французская методика, которая наложила существенный след в их общем развитии. В Москве такая же школа открыла двери почти через 60 лет.

Много сил на развитие языка жестов было потрачено выдающимися личностями: ведущим специалистом по дефектологии Г.Л.Зайцевой и судрдопреподавателем И.Ф.Гейльманом, который открыл первый в России техникум для слабослышащих и глухонемых.

Жестовая речь со временем стала одним из международных языков и приобрела название Жестуно, которая пользуется актуальностью и по сей день.

Где можно выучить язык жестов

С нуля будет очень непросто выучить РЖЯ, особенно если вам не с кем практиковаться. При изучении любого языка необходимо общение, чтобы кто-то замечал ваши ошибки, а вы могли находить чужие. Но не всегда можно найти напарника вживую.

Существует несколько вариантов для самостоятельного изучения:

  1. Ролики на youtube. Можно найти много каналов, в которых выкладывают обучающие материалы по данной теме. Разбирают популярные слова, выкладывают интересные диалоги, делают озвучку для фильмов или песен на жестах. Интересные материалы позволят изучать язык веселее, рассматривая настоящие жесты актуальных слов и фраз.
  2. Найти друга для общения через скайп или другие средства видео-связи.
  3. Сайт «город жестов» — ресурс для изучения русского жестового языка в игровой форме. Используются тексты, картинки, видео уроки, видеословари. Соревнования, советы, игры.  Там же можно найти единомышленников для общения и практики. Весь ресурс посвящен проблеме людей с нарушением слуха. Будет полезно ознакомиться: jestov.net.

Хотя ничто не сравнится с обычными курсами в вашем городе. Так вы сможете вживую оттачивать свое мастерство, общаться с настоящими людьми и сразу получать обратную связь. Они поправят ваши ошибки, помогут выставить руки в правильное положение.

Использование азбуки глухонемых

В первую очередь язык жестов необходим для людей, которые не могут в силу своих особенностей на равных общаться с членами окружающего их общества. Благодаря азбуке пальцев они имеют отличную возможность общаться друг с другом и близкими им людьми, получать желаемое образование и необходимую информацию.

Знание языка жестов позволяет педагогам обрести работу или дать образование тем, кто в нем нуждается. Зная алфавит глухонемых, можно поделиться секретной информацией в общественном месте. Когда необходимо соблюдать режим тишины, также может выручить пальцевой алфавит.

Алфавит глухонемых позволяет людям переживать все свойственные их сородичам эмоции: влюбленные могут объясниться в своих чувствах, дети поделиться с родными своими достижениями, родители рассказать детям о любви к ним. Язык жестов раскрывает широкие возможности в карьере.

Литература1 класс Литература Алфавит Азбука

В вашем браузере отключен Javascript. Чтобы произвести расчеты, необходимо разрешить элементы ActiveX!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector