Обязательно ли учить «родной русский язык»?

Русский язык

У бедной твоей колыбели,

еще еле слышно сперва,

рязанские женщины пели,

роняя, как жемчуг, слова.

Под лампой кабацкой неяркой

на стол деревянный поник

у полной нетронутой чарки,

как раненый сокол, ямщик.

Ты шел на разбитых копытах,

в кострах староверов горел,

стирался в бадьях и корытах,

сверчком на печи свиристел.

Ты, сидя на позднем крылечке,

закату подставя лицо,

забрал у Кольцова колечко,

у Курбского занял кольцо.

Вы, прадеды наши, в неволе,

мукою запудривши лик,

на мельнице русской смололи

заезжий татарский язык.

Вы взяли немецкого малость,

хотя бы и больше могли,

чтоб им не одним доставалась

ученая важность земли. Ты, пахнущий прелой овчиной

Ты, пахнущий прелой овчиной

и дедовским острым кваском,

писался и черной лучиной

и белым лебяжьим пером.

Ты — выше цены и расценки —

в году сорок первом, потом

писался в немецком застенке

на слабой известке гвоздем.

Владыки и те исчезали

мгновенно и наверняка,

когда невзначай посягали

на русскую суть языка.

Желнов Игорь

Судьбоносный закон приняли за минуты

Закон о свободе выбора родных языков год назад Дума приняла во втором чтении за 11 минут. На следующий день документ также без проблем прошел и третье чтение. Собственно, потому что доработка документа заняла много времени и вызвала бурное обсуждение, а внесенные поправки в конечном итоге устроили все стороны. В качестве родного языка родители получили возможность выбрать русский, а для поддержки национальных — создали президентский фонд.

Нашумевший законопроект в апреле прошлого года внесла в Госдуму группа депутатов всех фракций, вызвав широкий резонанс в национальных регионах, в том числе и в Татарстане. Речь шла о том, чтобы перевести родные языки на факультативную форму изучения. В нашей республике многие встретили инициативу бурным негодованием, полагая, что факультатив предаст забвению татарский язык.

В Москве услышали негодование регионов, и в российском парламенте создали рабочую группу по доработке документа. Та в новой редакции подготовила текст к 24 июля. Изменения устроили все стороны, участвовавшие в работе над проектом. Поэтому Комитет по образованию и науке рекомендовал депутатам поддержать документ во втором чтении. Его глава Вячеслав Никонов уточнил, что было учтено много предложений.

Предложенные поправки в закон «Об образовании» состояли из двух частей:

  1. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, начального общего и основного общего образования обеспечивают возможность получения образования на родных языках из числа языков народов РФ, изучения государственных языков республик РФ, родных языков из числа языков РФ, в том числе русского языка как родного.
  2. Свободный выбор языка образования, изучаемых родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, государственных языков республик РФ осуществляется по заявлениям родителей, законных представителей несовершеннолетних обучающихся при приеме, переводе на обучение по образовательным программам дошкольного образования, имеющим государственную аккредитацию, образовательным программам общего и основного общего образования.

— Таким образом, ответственно заявляю, что никакой факультативности в отношении языков не вводится! Они предусматриваются федеральными государственными стандартами. При этом в качестве родного языка в тех школах, где преподается предмет «Родной язык», может быть выбран русский язык, — подчеркнул глава Комитета по образованию и науке Вячеслав Никонов.

Тогда же зашла речь о создании Фонда поддержки родных языков. Фонд был создан указом президента РФ, предполагалось, что он позволит готовить учебники по родным языкам, программы обучения, специалистов и проводить научные исследования в этой области. Но финансирование на эти цели отвели скромное — всего 40 млн рублей.

Первое публичное обсуждение «эскиза стратегии татарского народа» и его первая презентация широкой аудитории прошли в январе этого года. Фото Олега Тихонова

В постановлении к первому чтению также записали необходимость создания концепции преподавания родных языков. Продолжается эта работа и в Татарстане. Первое публичное обсуждение «эскиза стратегии татарского народа» и его первая презентация широкой аудитории прошли в январе этого года. Председатель «Милли Шура» Всемирного конгресса татар Василь Шайхразиев рассказал, к какому времени татарский народ достигнет устойчивого развития, увеличится ли число татарских школ и как будет развиваться национальная культура.

Инна Серова, Василя Ширшова

ОбществоОбразованиеВластьИстория Татарстан

С чего начинается Родина

С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре,

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А может, она начинается

С той песни, что пела нам мать,

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять.

С чего начинается Родина?

С заветной скамьи у ворот,

С той самой березки, что во поле,

Под ветром склоняясь, растет.

А может, она начинается

С весенней запевки скворца

И с этой дороги проселочной,

Которой не видно конца.

С чего начинается Родина?

С окошек, горящих вдали,

Со старой отцовской буденовки,

Что где-то в шкафу мы нашли.

А может, она начинается

Со стука вагонных колес

И с клятвы, которую в юности

Ты ей в своем сердце принес.

С чего начинается Родина?..

М. Матусовский

«Устранить неоднозначное толкование законодательства»: что предлагает новая методичка?

Что же предлагает родителям новая методичка?

  1. Преподавание и изучение государственных языков и родного языка на добровольной основе по заявлению родителей.
  2. За счет вариативной части учебного плана школа может увеличить часы на изучение отдельных предметов или ввести новые учебные предметы, в том числе государственные языки республик.
  3. Государственные языки могут изучаться добровольно за счет вариативной части, не более двух часов в неделю, на основании заявления родителей.
  4. Тем, кто не выбрал предмет «государственный язык», школа может предложить предметы из обязательного списка (математика, история, иностранный и т.д.), краеведение или другие курсы, «обеспечивающие этнокультурные интересы обучающихся», преподавание которых может осуществляться на русском, родном языке или государственном языке.
  5. Уточняется, что школа должна обеспечить право выбора — изучать государственный язык республики или другие предметы.

Компромиссным вариантом недовольны все

Как ни странно, компромиссным планом, который должен был учесть интересы как татар, так и русских в Татарстане, не довольны ни те, ни другие.

Сторонники добровольного изучения татарского языка не понимают, что делает предмет «Родной язык» в обязательной части. Добровольность изучения они считают выбором между тем изучать или не изучать. А не между тем, какой язык изучать в качестве родного. Из этого вытекает вторая претензия — шестидневная учебная неделя (в пятидневку такой объем предметов просто не влезет), и третья — что отказавшиеся от государственного татарского будут делать два урока в неделю?

«2 часа краеведения с 1-го по 11-й класс для детей, отказавшихся от изучения госязыка республик, это не многовато? История всей планеты в меньшем количестве часов преподается», — пишут в группе «Родительское сообщество Татарстана».

По данным Минобрнауки, всего в Татарстане 69% детей изучают татарский язык в качестве родного. Фото tetushi.tatarstan.ru

Возмущенные комментарии под постом о новом учебном плане и в группе сторонников обязательного изучения татарского языка «Татар ата-аналары»:

«Узаконены ДВА иностранных языка — государству важнее полиглоты-«иностранцы»? Родной язык — по выбору, т.е. если хочешь на 100 баллов ЕГЭ по русскому языку сдать, откажись от родного национального, записавшись добровольцем-русским? 2 часа с вариативки, якобы оставленные на ВОЗМОЖНОСТЬ изучения государственного языка республик ЗАКРОЮТ желанием углубленного изучения профильных предметов, которые пригодятся при сдаче обязательных ОГЭ, ЕГЭ (математика, иностранный, история и т.п., планируемых в ближайшие годы) (орфография и пунктуация автора сохранены, — прим. ред.)».

Дарья Турцева

ОбществоОбразование

Русский язык! Звонких житниц запас

Русский язык! Звонких житниц запас

Собран Владимиром Далем для нас.

Только к его Словарю прикоснусь,

В душу повеет могучая Русь.

Буквы заглавные – что терема.

Говор живой – что держава сама.

Словно в зарницы, в страницы вглядись –

Даль развернется, откроется высь.

В гнездах, что пчелы, взроятся слова.

Соты медовы, в них мудрость жива.

В пашнях страниц всколыхнется страда.

Каждому слову – своя борозда.

Слово за словом – и слышится речь:

Родину надо крепить и беречь!

Голос за голосом – слышен народ:

Русь не согнется, вовек не умрет!..

В смутах ли страшных, в нужде ли какой

Эту великую книгу открой…

Леонид Корнилов

Мне последнего слова не надо

Мне последнего слова не надо.

И когда хлынет кровь под кадык.

Из меня, как чеку из гранаты,

Время выдернет русский язык.

И сорвёт оглушительной силой

Свет со звёзд, словно пламя со свеч.

Над воронкой, размером с Россию,

В космос вздыбится русская речь.

Немота перейдёт все границы.

И полмира забудет слова.

И минута молчанья продлится

Может, год, может, век, может, два.

Но когда кошельками моллюсков

Мир себя до отвала набьет,

Он очнется и вспомнит про русских,

Про бессребреник – русский народ,

Раздаривший Аляску и правду,

И поднявшийся к Богу впритык.

Мне последнего слова не надо.

Говорить будет русский язык.

Он из наших — последний великий

Прикрывает надежно отход.

Не иконы, а книги, как лики,

Остаются на полках высот.

Что хотите вы мне говорите…

Как в пространстве царит высота,

Так числом русских букв в алфавите

Измеряется возраст Христа.

Древним словом мы с будущим слиты.

Человечество – наш ученик.

Наш круг чтенья – земная орбита.

Наша Родина – русский язык.

Валерий Брюсов

Мой верный друг! Мой враг коварный!

Мой верный друг! Мой враг коварный!

Мой царь! Мой раб! Родной язык!

Мои стихи – как дым алтарный!

Как вызов яростный – мой крик!

Ты дал мечте безумной крылья,

Мечту ты путами обвил.

Меня спасал в часы бессилья

И сокрушал избытком сил.

Как часто в тайне звуков странных

И в потаённом смысле слов

Я обретал напев нежданных,

Овладевавших мной стихов!

Но часто, радостью измучен

Иль тихой упоён тоской,

Я тщетно ждал, чтоб был созвучен

С душой дрожащей — отзвук твой!

Ты ждёшь, подобен великану.

Я пред тобой склонен лицом.

И всё ж бороться не устану

Я, как Израиль с божеством!

Нет грани моему упорству.

Ты — в вечности, я — в кратких днях,

Но всё ж, как магу, мне покорствуй,

Иль обрати безумца в прах!

Твои богатства, по наследству,

Я, дерзкий, требую себе.

Призыв бросаю,- ты ответствуй,

Иду, — ты будь готов к борьбе!

Но, побежден иль победитель,

Равно паду я пред тобой:

Ты – мститель мой, ты – мой спаситель,

Твой мир – навек моя обитель,

Твой голос – небо надо мной!

М. Ефимов

Татарстан переживает сейчас то, что Башкирия 4 года назад

Волнения, которыми сопровождаются процессы по изменению учебных программ в регионах зависят от количества уроков родного языка в школах. Лидером в этом плане был Татарстан, где татарский язык и литература и русский и литература официально преподавались в равном количестве — по 5-6 часов. При этом русского языка и литературы было все же меньше, чем в остальных регионах России.

Опыт, который сейчас переживает Татарстан, в соседнем Башкортостане пережили 4 года назад. До 2013 года башкирский изучался 3 часа в неделю в обязательном порядке, плюс 2-3 часа родного языка — татарского, башкирского или русского и 1 час в неделю выделялся на предмет «Культура Башкортостана».

— В 2013 году в законы республики внесли поправки и объявили, что башкирский язык изучается по выбору родителей. Во всех СМИ это прозвучало. Радостные родители стали писать заявления о том, чтобы часы башкирского заменить на русский, математику, физику, английский, но не тут-то было! На деле отказаться от изучения башкирского в пользу других предметов никому не удавалось. Максимум, что можно было сделать — просто отказаться от изучения башкирского языка, — рассказывает «Реальному времени» жительница Уфы Лина Серегина, которая отстаивает право своих детей на добровольное изучение башкирского языка.

По словам Серегиной, сейчас редкие школы предоставили родителям право отказаться от изучения башкирского.

Активисты Коми потребовали отменить приказ регионального Минобраза и сохранить преподавание коми языка как обязательного во всех школах и детских садах. Фото sm-news.ru

Тихо там, где добровольно

В России 22 национальные республики, но споры о языках идут далеко не везде. Спокойно в Удмуртии. Там второй государственный язык никогда не преподавался в обязательном порядке. Он есть только в нескольких школах и то в качестве факультатива — последним уроком. Многие общественники считают, это большим упущением и выступают за обязательное изучение.

— У нас проблема в том, что для введения удмуртского языка в качестве обязательного нужны программа и учебники. На их разработку нужны деньги, которых нет. Зато у нас каждый год проходят трехмесячные бесплатные курсы по изучению удмуртского языка, которые проводит Министерство национальной политики Удмуртии. С каждым годом все больше народа на эти курсы записывается, берут столько людей сколько наберется, — рассказывает «Реальному времени» жительница Ижевска Жанна Николаева.

В Мордовии эрзянский и мокшанский языки начали изучать в обязательном порядке в 2006 году со 2-го по 6-й класс 2 часа в в неделю. При этом ученики могли выбрать один из двух. Впрочем, в 2010 году прокуратура республики резко отреагировала на введение обязательного изучения мордовского языка. «Законом Республики Мордовия «О государственных языках в Республике Мордовия» установлено, что мордовский язык является государственным наряду с русским. Во всех учебных заведениях республики может изучаться мордовский язык. Однако право выбора языка обучения детей принадлежит родителям или лицам, их заменяющим».

В Якутии изучение языка саха не было обязательным и изучалось русскими в добровольном порядке, так же как и марийского языка в Марий-Эл.

Дарья Турцева

ОбществоОбразование

Ленительный падеж

— Спросил я Лежебокина:

— А ну-ка расскажи,

За что так ненавидишь ты,

Не любишь падежи?

Давным-давно все школьники

Их знают назубок.

Их за два года выучить

Лишь ты один не смог.

Ответил я рассерженно:

-В том не моя вина.

Пусть им сперва ученые

Изменят имена.

Ведь я падеж творительный

Нарочно не учу:

Трудиться,

А тем более

Творить я не хочу.

Такой падеж, как Дательный

Я с детства не терплю.

Давать, делиться чем-нибудь

С друзьями не люблю.

Предложный ненавижу я:

Чтоб не учить урок,

Приходиться выдумывать

Какой-нибудь предлог.

А на падеж Винительный

И вовсе я сердит:

Отец во всякой шалости,

Всегда меня винит.

— Да, переделка, кажется,

Серьезная нужна.

А сам ты смог бы новые

Придумать имена?

— Давно придумал:

Взятельный,

Грязнительный,

Лежательный,

Губительный,

Ленительный,

И, наконец, простительный.

Андрей Усачёв

Обзор документа

Рассмотрены некоторые вопросы о реализации прав граждан России получать образование на родном языке.

Разъяснено, что и федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), и государственные образовательные стандарты 2004 г. (ГОС-2004) позволяют в полном объеме реализовать право изучать как русский язык, так и родной язык из числа языков народов России.

Так, в соответствии с ФГОС начального общего и основного общего образования предметы «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и «Родной язык и родная литература» обязательны для изучения. Программы данных предметов разрабатываются согласно ФГОС и утверждаются образовательной организацией самостоятельно.

Напоминается, что по ФГОС в 2017/2018 учебном году учатся школьники 1-7 классов, в 8-11 классах продолжают действовать ГОС-2004.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Выучи русский язык

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре –

Выучи, выучи русский язык.

Он твой наставник – великий, могучий,

Он переводчик, он проводник.

Если штурмуешь познания кручи –

Выучи, выучи русский язык.

Русское слово живет на страницах

Мир окрыляющих пушкинских книг.

Русское слово — свободы зарница,

Выучи, выучи русский язык!

Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник,

Блещет зеркальностью русское слово —

Выучи, выучи русский язык!

Мир разобщенных безрадостно тесен,

Спаянных мир необъятно велик.

Сын мой, работай, будь людям полезен,

Выучи русский язык!

К. Бальмонт

Маму не спросили

Как пояснили в Министерстве образования Башкортостана, учебный предмет «башкирский язык» изучается школьниками на добровольной основе по выбору родителей. Не больше двух часов в неделю с выставлением оценок.

Власти Латвии продолжили выдавливать русский язык из школ

Однако в соцсетях родители школьников пишут, что у них остался один урок башкирского и согласия родителей об этом не спрашивали.

— Совсем отказаться от башкирского языка нельзя, — сообщает в Сети родительница уфимской школы N 5 Рушана Ибраева.

— У нас в 5-м классе в гимназии N 91 два урока башкирского оставили. Идти разбираться — опять будет конфликт, — пишет Гульшат Давлетова.

А вот уфимка Наталья Панчишина считает, что все зависит от принципиальности родителей: «Башкирский язык как государственный входит в вариативную часть учебного плана. И родители выбирают либо его, либо другой предмет. В некоторых школах так и поступили. Это вопрос принципиальности родителей. И только».

— У нас есть национальные школы, где количество часов русского меньше, а башкирского больше. Но эти школьники сдают ЕГЭ по русскому языку на общих основаниях, — говорит аккредитованный эксперт ЕГЭ Иляна Аминова.

Инфографика: «РГ»/Михаил Шипов/Леонид Кулешов/Ирина Ивойлова

В часы родного языка — только родной язык, краеведение — как альтернатива государственному

Новая методичка составлена на основе третьего варианта учебного плана для начальной школы и четвертого для основной школы (их, кстати, выбрало большинство татарстанских школ). Эти варианты уже предполагают обязательное изучение родного языка и литературы. То есть если школа отдает вариативную часть под изучение государственного языка, то получаются все те же 5 часов татарского языка в неделю, только с пометкой «добровольно».

В чем разница нового плана и тех, по которым школы работают сейчас? В методичке четко прописано, что для учащихся, выбравших русский язык, «часы родного языка могут передаваться на изучение русского языка и литературного чтения».

Закон — в споре не точка

Не считает законченным спор об обязательности преподавания татарского языка для всех школьников, по-видимому, и председатель Госсовета РТ пятого созыва Фарид Мухаметшин. В своей итоговой речи он вновь высказал претензии к прокуратуре, которая, по его мнению, не проявила должного понимания сути происходивших в республике процессов, а подошла к исполнению буквы закона жестко и формально.

В отличие от Павла Шмакова, Фарид Мухаметшин не стал критиковать ни качество программ и учебников татарского, ни качество подготовки учителей. Он заявил, что многонациональное общество «недопустимо раскалывать» и пообещал:

— Мы обязательно добьемся, чтобы каждый мог изучать язык своих предков.

Но как и Шмаков, спикер татарстанского парламента высказал опасения, что ситуация, когда школьникам оставили выбор — учить татарский или не учить — может негативно аукнуться в будущем.

— Учителя — ранимые люди, сколько людей разочаровалось, — намекнул он на армию оставшихся без работы специалистов и на то, что следствием свободы выбора может стать обострение националистических настроений в определенных кругах общества. — Вот сейчас перепись начнется, боюсь, что это еще может обернуться расколом семей.

Закон о свободе выбора родных языков год назад Дума приняла за 11 минут. Фото duma.gov.ru

Непримиримый Павел Шмаков

За право не отказываться от обязательного изучения в школе татарского языка продолжает бороться директор казанской школы СОлНЦе Павел Шмаков. Недавно он подал жалобу на запрет обязательного преподавания татарского языка в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ).

В конфликт с законом Шмаков вошел не из-за татарского языка, а из-за учителей татарского, которых, по его словам, чиновники потребовали уволить в середине учебного года — в декабре 2017-го. Он не подчинился, прошел суды, в итоге проиграл и был оштрафован.

— Мы продолжаем бороться, и это — на долгие годы, — сообщил Шмаков «Реальному времени». — Мы собираемся также подать жалобу в Конституционный суд России. Мы защищаем интересы детей, когда их делят по национальному признаку, это приводит к событиям вроде тех, которые происходят на Украине. Нельзя грубо обращаться с национальными чувствами людей!

Однако закон, принятый год назад Госдумой, известный российско-финский педагог считает «неплохим». Беда, по его мнению, кроется в несовершенных Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОСах), в которых не прописано изучение государственных языков республик, входящих в состав Российской федерации. А знать государственные языки, считает педагог, должны все — «хотя бы немного».

Директор казанской школы СОлНЦе Павел Шмаков продолжает бороться за право не отказываться от обязательного изучения в школе татарского языка. Фото Ирины Анисимовой

Еще один довод Шмакова в пользу обязательного татарского, что называется, от противного. Он предлагает порассуждать: если татарский нельзя обязывать всех учить, то нельзя вводить и обязательный английский, русский, математику.

При этом директор школы СОлНЦе стоит на том, что мнение родителей насчет того, надо ли изучать язык республики, в которой живешь, спрашивать вовсе не обязательно

Важно, говорит он, мнение детей, с ними и надо грамотно работать — не заставлять учить с первого класса непонятные правила, а увлекать песенками и стихами, азами разговорной речи, преподаванием языка в игровой форме

Правда, отстаивая право на обязательный татарский, Шмаков сознает, что сейчас способных по-настоящему увлечь учеников педагогов на все школы элементарно не хватит. Причину падения уровня подготовки учителей он видит в утрате уважения к профессии:

— Нужно начать поднимать престиж учителя!

На вопрос, как давно он сам выучил татарский, Шмаков ответил, что впервые он взялся за его изучение в начале 90-х годов прошлого века — 3 года учил, а потом еще два активно им пользовался, когда, будучи депутатом Казгордумы, должен был принимать посетителей, многие из которых не говорили или плохо говорили по-русски.

— С 1995 по 2019 год мне татарский практически не был нужен. Вспоминать его я стал в конце 2017-го, когда начался этот конфликт. Сейчас снова занимаюсь с преподавателем

Тут не важно, когда я его выучу — важно, что учу

Не считает законченным спор об обязательности преподавания татарского языка для всех школьников и председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин. Фото Максима Платонова

Выполнение поручения Путина в Республике Коми приостановили

Языковые скандалы сейчас сотрясают и Коми. Надо признать, что язык коми в школах никогда не преподавался в таком количестве, как татарский в Татарстане или башкирский в Башкортостане. Обязательное изучение было введено в 2011 году, на него отводилось 1 или 2 урока в неделю, русский язык при этом преподавался в должных объемах.

Но местные образовательные стандарты, после прокурорских проверок тоже начали приводить в соответствие с федеральными. Минобраз Коми принял решение убрать государственный язык республики из обязательной части. С родителей, так же как в Татарстане, начали собирать заявления на изучение родного языка — русского или коми.

Как сообщает ИА «СеверИнформ», после введения добровольного изучения коми языка республика раскололась на два лагеря. Представители коми интеллигенции выступили резко против. Другая часть населения, в первую очередь жители Воркуты и других северных муниципалитетов, где коми проживает очень мало, отнеслись положительно к решению перевести коми язык в разряд факультативных.

Местный Минобраз, идя на уступки и стремясь снизить протестное настроение, рекомендует вводить безбалльную систему оценивания по чувашскому государственному языку. Фото sernovodsk-sch.minobr63.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector