Начало спектакля скачать mp3 бесплатно

Определение слова «Спектакль» по БСЭ:

Спектакль (франц. spectacle, от лат. spectaculum — зрелище)произведение сценического искусства, создаваемое театральным коллективом (актёры, художник-декоратор, композитор и др.), возглавляемым в современном театре режиссёром-постановщиком. В драматическом театре процесс подготовки С. начинается с выбора пьесы, который определяется духовными и эстстическими запросами зрительской аудитории, возможностями данной труппы и др. Исходя из замысла С., его жанра, стиля, постановщик истолковывает пьесу в целом и её основные роли, а также намечает сценическую форму представления (декорации, костюмы, грим, значение и функции музыки, света, характер пластики, сценической речи и т. п.).Один из наиболее важных моментов в постановке С. — определение его мизансцен. Однако декорационное и вещественное (бутафория, реквизит) оформление мизансцены, темп и ритм С. оживают только при одухотворённом актёрском исполнении (см. Актёрское искусство). Поэтому основная задача постановщика — работа с актёрами в процессе репетиции. Мизансцены С. проверяются в условиях завершенного оформления, в костюмах и гримах, согласовываются с музыкой (см. Театральная музыка), шумами и др., окончательно устанавливается световая партитура. Заключительный этап работы над С. — генеральная репетиция, которая проводится на публике и даёт возможность понять участникам С., в какой мере достигнуты их цели. См. также Театр, Режиссёрское искусство, Театрально-декорационное искусство.Ведущая роль музыки, пения, хореографии в драматургии оперно-балетного С. определяет большое, часто основное, значение дирижёра, балетмейстера в процессе постановки С.Лит.: Горчаков Н.М,, Работа режиссёра над спектаклем, М., 1956. Попов А., Художественная целостность спектакля, М., 1959.К. Л. Рудницкий.

Сложности соблюдения дистанции

Директор Российского академического Молодежного театра (РАМТ) Софья Апфельбаум рассказала, что обсуждается еще одна версия рассадки, согласно которой продаваться билеты будут через ряд и через два места. «Для театров это очень сложно и непривычно, потому что у нас ряды довольно узкие. Человек, проходя мимо другого, хотя и садясь в шахматном порядке, близко с ним соприкасается», — поделилась она. Она отметила также сложность соблюдения социальной дистанции в небольших пространствах театра, где примерно по 40 мест.

По словам Апфельбаум, несмотря на то, что озвученные меры безопасности в театрах оставляют пока больше вопросов, их разработка — уже движение к открытию театров. «Есть хоть какая-то отправная точка, если хотя бы так разрешат играть, то так начнем играть. Хотя конечно, видеть полупустой зал будет очень непривычно», — сказала она.

Срок начала продажи билетов в августе директор театра считает приемлемым. «Исходя из того, что мы хотим начать играть в сентябре, нужен хотя бы месяц для продажи билетов. Кроме того, у нас много зрителей перенесли посещение на сентябрь-октябрь, нам нужно понять, как мы их обслужим», — резюмировала директор РАМТ.

Художественный руководитель театра «Практика» Марина Брусникина в беседе с ТАСС предположила, что пока рано планировать специфическую рассадку зрителей, до предполагаемой даты открытия театров. «В любом случае, играть спектакли имеет смысл, с шахматной ли рассадкой, с любым количеством зрителей — для театра это такая же работа и творческая, созидательная деятельность. Искусство исследует сейчас разные формы, в том числе спектакль для одного человека. Другое дело, что в этом случае почти невозможно что-то зарабатывать», — рассказала она, добавив, что в репертуаре «Практики» есть и спектакли с небольшим количеством участников, и моноспектакли, которые можно играть с соблюдением социальной дистанции.

Фильм-спектакль

См. также: Фильм-спектакль

Существует множество видеозаписей театральных постановок и фильмов, основанных на театральных спектаклях, к которым нередко применяется понятие «фильм-спектакль». Согласно изданию «Кино: Энциклопедический словарь», фильм-спектакль является экранизацией своего театрального прототипа, при которой активно используются средства кино: в первую очередь монтаж, студийные и натурные съёмки. Фильм-спектакль при использовании монтажа и разбивки на планы требует иной техники актёрского исполнения, чем в театре. Так же называют фильмом-спектаклем театральный спектакль, снятый на видео- или киноплёнку многокамерным способом, независимо от того, присутствуют ли в нём монтаж и натурные съёмки. В каталоге Гостелерадиофонда «фильмами-спектаклями» именуются любые видеозаписи театральных постановок, включая записи по трансляции со сцены театра.

Первые фильмы-спектакли в России создавались ещё до революции. Это «Царь Иван Васильевич Грозный» (1915 год), «Ревизор» (1916 год, спектакль московского Малого театра). Особыми видами фильма-спектакля являются киноопера и кинобалет.

В СССР в 50-е годы фильмы-спектакли, демонстрировавшиеся в кинотеатрах, не уступали бестселлерам кинопроката по количеству зрителей. Так, безусловными рекордсменами проката тех лет, считались фильмы, собравшие более 40 миллионов зрителей. Например широко известный художественный фильм «Весна» (1947 год, Л. Орлова, Ф. Раневская, Р. Плятт) собрал в прокате чуть больше 16 миллионов зрителей, а фильм-спектакль по Лопе де Вега «Учитель танцев» (1952 год) Татьяны Лукашевич собрал 27 миллионов 900 тысяч зрителей, фильм-спектакль по Льву Толстому «Живой труп» Владимира Венгерова (1952 год) 27 миллионов 500 тысяч, «Любовь Яровая» (1953 год) — 46 миллионов 400 тысяч зрителей, «Свадьба с приданым» (1953 год) — 45 миллионов 400 тысяч, «Анна Каренина» (1953 год) — 34 миллиона 700 тысяч зрителей.

Фильм-спектакль на телевидении

В СССР до начала 50-х годов театральные спектакли, как и отдельные сцены из них, разыгрывались непосредственно в телевизионной студии; 16 апреля 1951 года состоялась первая внестудийная трансляция — оперы А. Рубинштейна «Демон» из Большого театра. Тогда же, в начале 50-х, поскольку появилась возможность записывать театральные постановки с помощью кинорегистраторов, была разработана программа создания фонда снятых на киноплёнку и предназначенных для массового зрителя — для демонстрации по телевидению, а в 50-е годы, когда телевизор был ещё редкостью, и в кинотеатрах — лучших, по мнению инициаторов, спектаклей советских театров. Первыми этой чести удостоились спектакли Малого театра — «Волки и овцы», «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского, «Горе от ума» А. С. Грибоедова и «Васса Железнова» А. М. Горького, спектакли МХАТа — «Анна Каренина» (по Л. Толстому) и «Школа злословия» Р. Шеридана и два спектакля Ленинградского Большого драматического театра — «Разлом» Б. Лавренёва и «Любовь Яровая» К. Тренёва.

Виды записи театральных постановок, пишет Б. С. Каплан, могли быть различными: «Это была трансляция из театрального зала со зрителями, или съёмка со сцены театра в пустом зале, или съёмка в телевизионной студии, естественно, без зрителей, но в декорациях театра. Были записи с подсъёмкой натуры или со вставками кинохроники».

В конце 1970 года в Главной редакции литературно-драматических программ Центрального телевидения был создан отдел фондовых театральных спектаклей, с тем чтобы сохранить лучшие театральные работы. Спектакли снимали специальные телевизионные режиссёры, иногда при участии создателей театральных постановок. Отдел фондовых спектаклей за 20 лет своего существования запечатлел на киноплёнке около 200 спектаклей различных театров. Правда, делал это нередко для архива, по телевидению в 60—70-е годы спектакли ведущих московских и ленинградских театров демонстрировались редко: администраторы театров именно с расширением телевизионной аудитории и демонстрацией спектаклей по телевидению связывали падение кассовых сборов.

Фильмы-спектакли на телевидении ставили такие известные режиссёры, как Георгий Товстоногов, Анатолий Эфрос, Евгений Радомысленский, и многие другие.

В годы реформ отдел прекратил своё существование; но трансляции театральных постановок по телевидению (на телеканале «Культура») впоследствии возобновились; видеозаписи по трансляции создаются и в настоящее время.

Как зрители реагировали на представления и почему могли уехать в середине спектакля

Люди XIX века вели себя в театре более шумно, чем сейчас: топали ногами, кричали, вызывали актеров. Во время представления актер мог произнести монолог — ему весь зал хлопал, он раскланивался и повторял монолог еще раз. Для нас сейчас это немыслимо.

Зрители вообще имели обыкновение приходить не на весь спектакль. Часто они приходили на какую-то его часть или, как в опере, на одну ноту в исполнении любимого певца. Это было связано с традициями: театр воспринимался иначе, чем сейчас.

C одной стороны, театр — это клуб, где люди общаются, ходят друг другу в ложи. Приехали, расселись, со всеми поздоровались, потом увидели кого-то знакомого напротив — пошли в гости. Они наблюдали друг за другом. Например, сидит какой-нибудь молодой человек, а напротив — барышня, и он внимательно за ней наблюдает. Потом видит, как к ней заходит другой молодой человек и они исчезают куда-то. Они могут пойти в аванложу — это такое место, где устраивали свидания и можно было побеседовать тет-а-тет. Так что люди приходили в театр не только ради спектакля, но и ради общения. Это светское общество, в котором можно было узнать какие-то новости.

Но в театр, конечно, ходили и потому, что его любили и им интересовались. В 1830–1840-х годах люди писали о том, что театр — это важнейшая инстанция для решения жизненных вопросов. Были такие эпохи, когда у зрителя было ощущение, что вот оно, настоящее, а жизнь — это слабая, жалкая, неяркая копия театра.

Почему те, кто ходил в театр ради театра, могли приходить не на весь спектакль? А потому, что они были завсегдатаями и уже видели спектакль много раз. Они могли прийти на любимую сцену, как мы перечитываем в книгах что-то, что нам особенно нравится.

Это были профессиональные театральные зрители, настоящие знатоки, а надо сказать, что в XIX веке было больше людей, которые регулярно ходили в театр, разбирались, могли рассуждать об актерах. Но было и огромное количество жителей Петербурга, которые в театр не ходили никогда.

История

Фильмы-спектакли появляются в первое десятилетие существования кинематографа, причём для художественных фильмов раннего периода характерна глубокая взаимосвязь с театром. Но отсутствие звука и новые выразительные средства вскоре подтвердили возникновение нового жанра, и действительные экранизации спектаклей стали выделяться на фоне остальных кинолент.

В кинематографе

Р. Н. Юренев, автор обстоятельной работы о фильмах-спектаклях, опубликованной в 1950-е годы называет фильмами-спектаклями «снятые на пленку, зафиксированные кинематографическими методами спектакли драматических театров» и сравнивает их со спектаклями, которые переносила на экран французская фирма «Фильм д’Ар» в начале XX века. А. Липков отмечает, что практика экранизации спектаклей существовала практически с момента рождения кино и приводит в качестве примера съёмку фрагментов постановки Петербургского Народного дома «Князь Серебряный» пионером российского кинематографа Александром Дранковым. По С. Гинзбургу к фильмам-спектаклям могут быть отнесены также дореволюционные фильмы «Ревизор» (1916 год, экранизация спектакля московского Малого театра с участием Е. Турчаниновой) и «Царь Иван Васильевич Грозный» (1915 год, в нём запечатлена одна из лучших партий Шаляпина из оперы «Псковитянка»).

Первые фильмы-спектакли были практически копиями театральных постановок. В дальнейшем их начали постепенно усовершенствовать: часть съёмок производить не в бутафорских декорациях природы, а на натуре, долгие театральные сцены делились на более короткие эпизоды, как в кинематографе, некоторые актёры заменялись на более подходящих по внешним данным. Особыми видами фильма-спектакля стали киноопера и кинобалет.

В послевоенные годы интерес к этой форме искусства подстегнул дефицит игрового кино, возникший в конце 40-х, начале 50-х годов XX века. В 1951 году режиссёр С. Алексеев снял постановку Малого театра «Правда хорошо, а счастье лучше». Этот опыт открыл кинематографу возможность без больших затрат как творческих, так и организационно-временных (на утверждение киносценария, согласования) легко и быстро получить ленты, пригодные для демонстрации в кинозалах. Фильмы-спектакли утвердились в российском кино. Решение о массовом выпуске фильмов-спектаклей на киноэкраны был вызвано необходимостью заполнить экраны кинотеатров в условиях послевоенного кризиса малокартинья. Уже в следующем, 1952 году, из двадцати четырёх выпущенных на экраны фильмов десять были фильмами-спектаклями. Среди самых кассовых лент были фильмы-спектакли «Учитель танцев» Центрального театра Советской армии, «Живой труп» Ленинградского театра драмы имени А. С. Пушкина и «Разлом» Большого драматического театра имени М. Горького, а в 1953 фильм-спектакль «Любовь Яровая» Большого драматического театра имени М. Горького стал лидером кинопроката. Многие фильмы-спектакли снимались на кинематографических студиях, но появились благодаря развитию телевидения, для которого в начале 1950-х годов был организована масштабная съёмка театральных постановок ведущих театров страны.

На телевидении

Фильмы-спектакли, созданные по заказу телевидения и прошедшие путь от простой записи действия на сцене на плёнку (первый такой фильм-спектакль Малого театра «Правда — хорошо, а счастье лучше» снимался кинематографическим способом, одной камерой при пустом зале, с дальнейшим монтажом<[уточнить]) до создания полноценных творческих работ с использованием всех спектров телеискусства, создали условия для усовершенствования формы фильма-спектакля и становления его как особого жанра телевизионного искусства.

По мнению Зоркой Н. М., телевизионный фильм-спектакль — это новое художественное произведение, «произведение другого самостоятельного искусства, эквивалент, параллель сценического оригинала в ином, телеэкранном пространстве и измерении. Именно телевизионный фильм-спектакль, существующий параллельно и одновременно с живым театральным действием, наглядно демонстрирует и самостоятельность нового эстетического вида, и его определенные преимущества, и вместе кровную связь с оригиналом, иногда и обратное влияние на оригинал».

Фильмы-спектакли на телевидении ставили такие известные режиссёры, как Георгий Товстоногов, Анатолий Эфрос, Евгений Радомысленский, и многие другие.

В ожидании отмены ограничений

Генеральный директор Санкт-Петербургского Театра-фестиваля «Балтийский дом» Сергей Шуб рассказал ТАСС, что и репетиции, и продажи билетов на спектакли из репертуара возобновятся только после того, как угроза распространения коронавируса будет минимизирована. «Что касается рассадки «в шахматном порядке», я считаю, что это напоминает «русскую рулетку». А в буфет зрители как пойдут? А в метро как они поедут в театр?» — отметил Шуб. Исходя из сегодняшней ситуации, театр планирует вернуться к репетициям после выхода из отпуска — в июле, а открыть двери для публики примерно в середине сентября.

«Балтийский дом» запустил на своих интернет-ресурсах акцию «Поддержите театр — не сдавайте билеты»: как только театр вернется к работе, зрители, не сдавшие билеты на отмененные или перенесенные спектакли, смогут выбрать любую постановку из репертуара и посетить ее до 31 декабря 2020 года. Также в театре открыли продажу билетов на «Спектакль с открытой датой»: билеты можно приобрести дешевле, чем обычно, на взрослые и детские спектакли Большой сцены и посмотреть их в любой день также до конца года, предварительно уведомив театр.

Петербургский Театр Эстрады имени Аркадия Райкина, вместимость которого составляет около 500 зрителей, готов продавать билеты для рассадки в «шахматном порядке». Запускать продажу билетов на спектакли коллектив будет после официального объявления даты снятия запрета на проведение массовых мероприятий, афиша уже готова: так, в сентябре театр рассчитывает показать премьеру спектакля «Три апельсина. Карнавал», ранее запланированную на май.

В единственном в Крыму евпаторийском Театре юного зрителя о возобновлении спектаклей с публикой также пока не задумывались. «Это отдаленная перспектива, как минимум до сентября, так же, как и возобновление продажи билетов. Мы с июня уходим в отпуск до начала июля. Речь пока может идти о репетициях малыми группами до двух человек максимум, такой процесс мы с этой недели начали. О спектаклях со зрителями пока говорить рано», — рассказал ТАСС художественный руководитель ТЮЗа Андрей Пермяков.

Не определились со временем открытия учреждения для посетителей и в Ханты-Мансийском театре кукол. Как сообщили ТАСС в пресс-службе театра, после выхода из режима самоизоляции планируется устроить праздничное мероприятие, но конкретные планы еще не прорабатывались.

«Мастерская Петра Фоменко»: ждем сказки Шехерезады

Андрей Воробьев, директор:

— Карантин снимается, но эйфории нет места: надо быть сосредоточенным, думать, планировать, стараться — и не особо надеяться, что наша жизнь вернется к прежнему.

Пришли новые времена. Артисты «Мастерской Фоменко» привыкли играть при стопроцентных аншлагах, при ломящихся залах. Но вакцины до сих пор нет, инфекцию никто не отменил, а ведь театр — это госбюджетное учреждение культуры, у которого фонд заработной платы на 50-70 процентов (у нас — на 70) зависит от приносящей доход деятельности. Сейчас мы этой деятельности лишены где-то до сентября, до начала нового сезона. А не закроют ли нас потом под вторую волну коронавируса? И пойдет ли зритель, когда все эти волны откатятся, снова в театр?

Мариинский театр проведет известный фестиваль в «живом» формате

Но наши актеры — как солдаты. Да, всем трудно, все сидят на небольших бюджетных окладах, но между нами за это время не было скандалов, нет истерик, выяснений отношений. Созваниваемся, делимся новостями, пытаемся прогнозировать — но коллектив при этом далек от бунта, он и на карантине продолжает работать.

В начале мая вышел спектакль по Zoom-пьесе Дмитрия Данилова «Выбрать троих!» в постановке Евгения Каменьковича, его можно посмотреть на сайте театра. Там же, в разделе «Внеклассное чтение» — масса замечательных камерных видеоработ наших актеров — они читают рассказы и стихи, танцуют и поют песни. Читают пьесы. Сейчас в работе два спектакля, которые мы намереваемся выпустить в следующем сезоне — в конце этого года «Сказки Шехерезады» в постановке Полины Агуреевой, и к апрелю ждем премьеры от Дмитрия Крымова. Возобновляют работу коллеги из кино — фоменковцы приглашены во многие проекты.

Но зализывать раны мы будем еще год-полтора. А там посмотрим, может, все и наладится. В любом случае в таких условиях еще не работали.

Нынешняя ситуация еще раз доказала, как важна человеку не только внутренняя, но и внешняя свобода

Вино и пицца для зрителей

Российские театры также борются за нового зрителя. Первый заместитель генерального директора и художественного руководителя московского музыкального театра «Геликон-Опера» Владимир Горохов рассказал об оригинальных постановках и о некоторых методах привлечения публики. В частности, один из таких инструментов — еда. Так делается жанр постановок «кафе». Зрители сидят за столиками, перед каждым стоят угощения. В рамках одной из постановок артисты сами готовят кофе: начиная от помола и заканчивая разливом напитка. Есть в «Геликон-Опере» и «бал с пивом», постановка с вином и пиццей, чаем с молоком и пряниками. Как отметил Горохов, «еда объединяет любителей оперы».

Рассказал Горохов и о том, как в театре работают с молодежью и школьниками. В частности, в «Покровском зале» проводят проект PRODIGY Kids (вундеркинды), куда приглашают юных победителей различных фестивалей. Первую часть концерта зрители слушают выступления детей, а вторая часть проходит как импровизированная пресс-конференция, где ребятам задают вопросы об их жизни, о том, чем они занимаются. Так юные гости театра могут почувствовать себя звездами, которыми интересуется публика.

Советник губернатора по культуре в ранге министра Московской области Нармин Ширалиева отметила, что культурные учреждения в России активно работают с молодежью, применяя современные цифровые технологии. «Когда в Голицынском дворце появилась пиковая дама — голограмма, в этом противоречий нет, и мы получаем зрителей», — сказала она. По ее словам, опыт Италии в части детских ночевок в театре планируется использовать и в России.

Главной целью нацпроекта «Культура» является увеличение посещаемости учреждений культуры на 15% к 2024 году.

Санкт-Петербургский международный культурный форум проходит с 14 по 16 ноября 2019 года. Его основная тема — «Культурные коды в условиях глобализации». ТАСС является генеральным информационным партнером и фотохост-агентством ПМКФ.

Почему дамы не могли сидеть в партере и по каким правилам в театр надевали бриллианты

Театр в начале XIX века — это очевидно светское мероприятие, куда собираются, одеваются. Причем наряд — вечерний, но не бальный. Бальное платье отличалось: оно было пастельных тонов; кроме того, бальный костюм должен был отчетливо показывать, замужем или не замужем дама. В театре же это было не так принципиально.

В Александринском театре дамы до 1860-х годов не сидели в партере. Одна из главных причин: в партере дама оказывается на виду, почти как на сцене. Поэтому они сидели в ложах

Естественно, дамы приходили с мужьями или с матерями, девица могла прийти со старшей замужней сестрой — неважно. Женщины тоже аплодировали, но, видимо, делали это максимально тихо — именно потому, что выражать эмоции публично не пристало даме.

В то время в ложи приходили по абонементу, до 1860-х годов с этим было очень строго. Вы не могли абонировать кресло, только всю ложу. Были разные системы абонементов — скажем, известно, что в Александринке Пушкин имел абонемент только на пьесы русских авторов.

Семьи снимали ложи, а места в партере продавали по креслу на каждый спектакль. Туда ходили чиновники, офицеры — люди небедные. Хотя ложа всё равно считалась гораздо более солидным местом: бриллианты сверкали именно там. И был такой принцип: чем ниже ярус, тем глубже декольте.

В связи с этим есть байка конца XIX века: одна из княжон Мещерских вспоминает, как однажды ее родители сидели в ложе, и на маме были роскошные бриллианты. И в театр приехала вдовствующая императрица Мария Федоровна. В антракте в ложу к Мещерским приходит фрейлина и вежливо говорит, что императрица не надела свои бриллианты, так что «такие бриллианты, как у вас, сегодня в театре очень нежелательны». Снять их госпожа в театре не могла, потому что декольте без украшений — это неприлично. Поэтому они уехали, не досмотрев спектакль.

Александринский театр был довольно демократичен — демократичнее более аристократического Михайловского. Известно, что в Михайловском зрителей после спектакля ожидали кареты, а из Александринки часто уезжали на экипажах или даже расходились пешком. Есть литографии, на которых изображен разъезд из Александринского театра — и видно, что оттуда выходит купец с женой, совсем не дворяне.

В Александринский ходили и весьма скромные люди — естественно, наверх, где стояли скамеечки. Но зрители не пересекались — разделение поначалу было довольно сильное: например, места за креслами были отгорожены от партера — входы туда были разные.


Программка первого представления пьесы «Ревизор», 1836 г. Фото: Александринский театр

Театр им. Вахтангова: готовим сцену к нашему столетию

Кирилл Крок, директор:

В Новосибирске реконструируют кинотеатр «Пионер» для театра Афанасьева

— Сезон мы откроем при любых ограничениях. Нам скажут сажать через кресло — будем сажать, скажут измерять у зрителей температуру — будем измерять. Это будет в ущерб театральной экономике? С моей точки зрения, сейчас главное — возвращение театра к нормальной жизни, и если при этом на кону безопасность зрителей и артистов, то вопросы экономики должны отходить на третий план. Тем более что в Минкульте нас уверили, что если Роспотребнадзор введет свои ограничения еще на несколько месяцев, то министерство будет искать деньги, думать, как помочь театрам.

А пока у нас все ушли в отпуск на 56 дней, на сцене идут еще до всяких пандемий запланированные большие ремонтно-строительные работы к столетию театра. Вернувшись из отпуска, труппа начнет репетиции, ближе к концу августа мы поедем на гастроли в Улан-Удэ, потом в Пермь, и где-то с середины сентября начнем сезон в Москве.

Роль зрителей

Если зрители могут включаться в разговоры и действия в спектакле, то в нем нельзя использовать только те сценарии, которые драматурги написали заранее, а актеры выучили наизусть. Приходится заимствовать техники из жанров, в которых давно разрабатывают интерактивность.

Так, в пособии по созданию сценариев для иммерсивных спектаклей Нандита Дайнеш рассказывает, что изучила пять форм интерактивных скриптов:

  • упражнения в пособиях по изучению иностранного языка;
  • настольные ролевые игры;
  • обучающие симуляторы для будущих медсестер;
  • уличные тренинги для команд и лидеров;
  • образовательные тренинги для волонтеров Красного Креста.

Но больше всего ей помогло обращение к LARP — ролевым играм живого действия. LARP’ы особенно распространены в среде реконструкторов, толкиенистов, в закрытых субкультурных сообществах. Но последнее время они проникают и в искусство.

LARP предполагает, что ролевая игра проходит в физическом пространстве и может тянуться долго, до нескольких дней. Организаторы продумывают материальную сторону игры, задействуют разные каналы восприятия. Игроки перевоплощаются в персонажей, общаются друг с другом от их имени, но, как правило, в строго заданных рамках.

В целом сценарии для LARP’ов делятся на три части: подготовительные инструкции, фрагменты для игры и протоколы так называемого дебрифинга — коллективного осмысления того, что случилось за время игры, уже не от лица персонажей, а от собственного лица.

На этой основе Дайнеш выделяет семь разделов, из которых может состоять пьеса для иммерсивного спектакля:

  • инструкции по подготовке зрителей и кастинга исполнителей;
  • синопсис сценария;
  • необходимый реквизит;
  • описания персонажей, которых будут играть исполнители и зрители (точнее, Дайнеш пользуется словом «зритель-актер» — spect-actor вместо spectator, — которое предложил Аугусто Боаль, создатель форум-театра, еще одной техники включения зрителей в заранее продуманное театральное действие); возможно, анкеты, которые помогут детализировать образы;
  • отдельные сцены с диалогами и таймлайн, по которому они могут разворачиваться;
  • матрица возможных зрительских действий и инструкции, как откликаться исполнителям на каждое из них;
  • инструкция для дебрифинга.

Еще один протокол, особенно подробно разработанный в LARP-культуре, — это протокол зрительского согласия. Перед игрой участникам часто задают вопросы, по которым нужно прийти к единому мнению:

  • позволено ли повышать голос?
  • позволено ли дотрагиваться друг до друга?

и тому подобные.

Зачем нужно приобретать программку?

Втеатральной программке, которая продается втеатре, всегда точно указаны действующие лица иисполнители сегодняшнего спектакля, атакже создатели спектакля, впрограммке есть полная информация оспектакле: жанр, продолжительность, сантрактом или без и т. д. Втеатрах сейчас, как правило, двойные составы, одну итуже роль играют несколько актеров.
Нередко, когда явтеатре невкачестве сотрудника, авкачестве зрителя, явижу, как сидящие рядом зрители вовремя действия заглядывают впрограммку, чтобы посмотреть фамилию заинтересовавшего ихисполнителя, открывают для себя новые имена втеатре.
Иконечно, программка— это память, аесли программка сполученным автографом любимого актера— память вдвойне. Пройдут десятилетия, итакая программка станет раритетом ибудет хранить память онезабываемых мгновениях общения слюбимым актером ивпечатление оспектакле. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector