Театр наций отметил юбилей спектакля «рассказы шукшина» детским «капустником»
Содержание:
Из истории спектакля
Премьера спектакля «Рассказы Шукшина» состоялась в Москве в конце 2008 года, через два года после назначения Евгения Миронова художественным руководителем Государственного театра наций. Режиссером спектакля стал Алвис Херманис, художественный руководитель Нового Рижского театра. Актерскую команду составили: Евгений Миронов, Чулпан Хаматова, Юлия Свежакова, Павел Акимкин, Юлия Пересильд, Наталья Ноздрина, Александр Гришин, Александр Новин и Дмитрий Журавлев.
Для постановки в Москве режиссер выбрал хорошо знакомую российской публике прозу Василия Шукшина. В основу сценария, который был написан режиссером вместе с драматургом проекта Романом Должанским, вошли 10 рассказов: «Степкина любовь», «Сапожки», «Микроскоп», «Миль пардон, мадам», «Игнаха приехал», «Беспалый», «Жена мужа в Париж провожала», «Срезал», «В воскресенье мать-старушка», «Степка».
Для того, чтобы лучше понять прозу Шукшина, режиссер предложил поехать всей команде спектакля — актерам и художнику Монике Пормале, — на родину писателя в село Сростки. После этой поездки в спектакле появились фотографии жителей села, возникло простое и сильное сценографическое решение, когда актеры играют прозу Шукшина на фоне крупных планов лиц реальных людей, односельчан писателя. Музыкальное решение было найдено актером и композитором Павлом Акимкиным также не без влияния от поездки в Сростки — в спектакле звучат народные песни в аутентичном исполнении.
На премьеру спектакля «Рассказы Шукшина» в Москве были приглашены родственники Шукшина — вдова писателя Лидия Федосеева-Шукшина, дочь Мария и внучка Анна, деятели театра, искусства, шоу-бизнеса — Юрий Норштейн, Никита Михалков, Ирина Антонова, Константин Эрнст, Валерий Гергиев, Владимир и Сати Спиваковы, Юрий Башмет, Галина Волчек, Алла Пугачева, Алла Сигалова, Наталья Бондарчук, Николай Бурляев, Андрей Кончаловский и Юлия Высоцкая, Владимир Хотиненко, Павел Лунгин, политики и бизнесмены — Валентина Матвиенко, Вячеслав Володин, Михаил Прохоров, Дмитрий Песков, Владислав Сурков, Сергей Нарышкин, Сергей Степашин, Михаил Горбачев, космонавт Алексей Леонов, врач Лео Бокерия и другие.
Спектакль был тепло встречен публикой и критикой. Он стал лауреатом театральных премий «Золотая маска», «Хрустальная Турандот», «Гвоздь сезона», является победителем VII Международного театрального форума «Золотой Витязь». За 10 лет «Рассказы Шукшина» увидели зрители в более чем 20 странах мира.
В 2014 году, когда исполнилось 85 лет со дня рождения Василия Шукшина и 40 лет со дня его смерти, спектакль «Рассказы Шукшина» посетил Президент России Владимир Путин.
Универсальность шукшинских тем
Юлия Пересильд, сыгравшая, как и ее коллеги, в спектакле сразу несколько ролей, также считает, что поднятые писателем темы универсальны. «Большая ошибка считать Шукшина исключительно советским писателем. Да, он советский в силу того времени, в котором он жил, работал и писал, но его чудики — это понятная история в каждой стране, потому что везде есть город и деревня, есть старики и созданный им мир. Поэтому, думаю, что тема уходящего мира всегда будет современна», — рассказала Пересильд в разговоре с корреспондентом ТАСС.
Она добавила, что зал принял постановку очень тепло, а некоторые зрители получили возможность после спектакля лично выразить актерам свое восхищение. «На первом спектакле у нас была Хелен Миррен. Она плакала, а потом пришла к нам в гримерку и сказала, что спектакль ее очень тронул и что он был восхитительным», — сообщила Пересильд.
Гастроли Театра наций в Лондоне продолжатся 11 и 12 октября спектаклем «Иванов» по пьесе Антона Чехова. Роли в нем вновь исполнят Евгений Миронов, Чулпан Хаматова, Александр Новин, также на сцену выйдут Елизавета Боярская, Виктор Вержбицкий, Игорь Гордин и другие артисты.
«Легко скатиться в лубок»
Шукшинские спектакли были поставлены на основе короткой прозы. Раньше, особенно в советское время, постановщики отдавали предпочтение пьесам либо перерабатывали для сцены большие прозаические произведения. Отчего такой поворот? Накануне фестиваля автор задал этот вопрос известному театроведу Елене Кожевниковой. Она в качестве рабочей предложила версию о фрагментарном, клиповом сознании современного человека, которому хочется «покороче и побыстрее». Договорились вернуться к этому вопросу после просмотра спектаклей — и, как оказалось, не зря.
Повторный прокат фильма «Калина красная» собирает своих зрителей
— Сами по себе рассказы Шукшина очень плотные по смыслу, здесь столько линий, столько возможностей прочесть сюжет по-разному и поиграть жанрами, что режиссеры делают выбор в их пользу, — пришла к выводу Елена Кожевникова. — Информация подается со сцены не плавно, не постепенно, ведь изменился сам темпоритм времени. Поэтому постановки по рассказам Шукшина требуют от актеров очень большого мастерства. И порой, когда они начинают изображать персонажей, иллюстрировать текст каким-то ужимками и прыжками, спектакль разрушается.
Шукшинские рассказы обманчиво просты. С ними легко угодить в западню упрощенчества и опуститься до художественной самодеятельности.
— Василий Макарович очень опасный автор. С его рассказами запросто можно скатиться в лубок, в веселое представление о простых людях. Многие так и пытаются показать сложный мир Шукшина, но, честно скажу, лучше бы они этого не делали
В нашем случае режиссер Алвис Херманис с большой любовью, вниманием и серьезностью отнесся к героям Шукшина, — пояснил корреспонденту «РГ» народный артист России, худрук Театра Наций Евгений Миронов, блестяще играющий свою роль в «Рассказах Шукшина»
Дождаться третьих петухов
В осмыслении творческого наследия Шукшина наши театры где-то на полпути. На многие вопросы предстоит найти ответы. Например, почему у писателя вскользь и косвенно, отдельными штрихами отражены две ключевые темы его поколения — Великая Отечественная и трагедия коллективизации? Шукшина-человека они еще как затронули: отчим погиб на войне, отца репрессировали как «врага народа». Объяснение, что Шукшин сам не воевал и «не сидел по политической», не выдерживает критики — сравните с песнями Владимира Высоцкого.
Еще один далеко не праздный вопрос, особенно с учетом непростых отношений Василия Макаровича с его женами: был ли он заступником, своего рода адвокатом русского мужика? Можно привести длинный список рассказов, где писатель если и не оправдывает, то хотя бы пытается объяснить мотивы представителей сильного пола. «Жена мужа в Париж провожала», «Верую!», «Мой зять украл машину дров» — классические примеры. Возможно, знаменитый вопрос: «Что с нами происходит?» был адресован прежде всего мужчинам. Шукшин не был женоненавистником, но и вглубь бабьего царства не лез. Зато в причинах мужской древнерусской тоски и душевной маеты копался глубоко.
Известный отечественный киновед Валерий Фомин, лично знавший Шукшина, убежден, что духовным завещанием Василия Макаровича была пьеса «Ванька, смотри!», которая в угоду цензуре получила другое, более нейтральное название «До третьих петухов». Сказка про Ивана, которого нечистая сила обманула в очередной раз, оказалась пророческой. В современной России за пьесу эту не брались давно — во всяком случае так, чтобы она стала явлением театральной жизни. Что говорить, если даже на Алтае предыдущая постановка «До третьих петухов» датируется 1978 годом. Этот спектакль на учебной сцене института культуры тогда поставил ученик Андрея Гончарова Владимир Марин. Спектакль произвел фурор. Когда его решили показать в театре драмы, толпа разнесла входные двери. Но постановка жила недолго — время предостережений истекло, в монастырь уже ломились черти. А что с нами происходит сейчас?
На Алтае открылся фестиваль спектаклей «Здравствуйте, люди!»
— Третьи петухи — это вечное время для России, — считает Кожевникова. — Время пробуждения. В общественной жизни оно идет. А что касается театра, то все зависит от выбранного накала высказывания. Если взять за точку отчета то, что мы живем «в волшебной стране», это будет одна история, а если идти от русской мифологии — другая. Но только без откровенных аллюзий, например, что Мудрец — это какой-нибудь большой начальник. Идти нужно по пласту сознания творческого человека.
Возможно, первыми духовное завещание Шукшина прочтут и «проснутся» в Театре наций.
— На следующий год мы хотим провести творческую лабораторию по произведениям Шукшина, — сообщил «РГ» Евгений Миронов. — Будут работать три режиссера. Сейчас обсуждаем материал для эскизных спектаклей. Может, кто-то отважится и на эту пьесу.
Очень точное слово — «отважится».
Прямая речь
Ольга Хлебникова, художник-постановщик театра «Сфера» (Москва):
— Сейчас такое время, когда в кино, да и в театре тоже, хотя в меньшей степени, появились огромные возможности для использования спецэффектов. И этих эффектов полно. Но большинство зрителей все равно предпочитает смотреть качественные телесериалы. Спецэффекты поражают человека лишь на большом экране. А людям хочется историй, рассказанных негромким голосом. Хочется смотреть и слушать, как человек говорит с человеком. Об этом наш спектакль «Раскас». О том, как люди могут быть близкими друг другу, сами не понимая этого, о том, что самое простое и может быть самым важным.
Справка «РГ»
Во всероссийском фестивале спектаклей по произведениям Шукшина приняли участие семь театров из Москвы, Твери, Омска, Новокузнецка и Барнаула. В различных сценических версиях были представлены 34 рассказа писателя.
Рассказы ШукшинаТеатр наций
Драма в 2-х действиях (3ч) 16+
- С 09.04.2020 нет дат для данного спектакля.Учтите, что театр может переименовывать спектакль, также одни антрепризы иногда передают в прокат спектакли другим.Для полной уверенности что спектакль не идет воспользуйтесь поиском по спектаклю.
- Рецензия «Афиши»:
- Взявшись за литературное наследие Шукшина, создатели «Рассказов…» посчитали, что лучшей формой для их сценического воплощения будет композиция из десяти произведений писателя, каждое из которых имеет свою завязку, кульминацию и развязку. Таким образом, вниманию зрителей предлагается история деревни Сростки и ее обитателей, что жили в далекие теперь уже семидесятые годы в СССР. Действие разворачивается на фоне сменяющих друг друга фотопанно, на которых запечатлены нынешние местные жители, окрестные пейзажи и сценки из сельской жизни. У актеров же иная задача: они намеренно далеки от документальности и «рисуют» своих героев самыми яркими и смелыми красками.Жанр этого спектакля определить чрезвычайно легко – это бенефис артиста Евгения Миронова, преподнесенный зрителям в концертно-игровой форме. Его герои – тонкие и толстые, молодые и старые, лукавые и бесхитростные, приземленные и с поэтической душой, с бутылкой самогона или с гармонью в руках – рассказывают зрителям о персонажах Василия Шукшина, которых любил, жалел, а иногда и осуждал сам писатель. Вторит «премьеру» слаженная и задорная команда актеров – Юлия Свежакова, Юлия Пересильд, Дмитрий Журавлев, Александр Гришин, Александр Новин, Павел Акимкин и, конечно же, Чулпан Хаматова. Ее чудаковатые простушки, бойкие бабенки, местные сплетницы и деревенские праведницы ни в чем не уступают персонам, придуманным Евгением Мироновым. Ловко «перескакивая» из одного сюжета в другой, то общаясь друг с другом напрямую, то в третьем лице, меняя костюмы, повадки, привычки и характеры своих героев, артисты на три с лишним часа перевоплощаются в деревенских мужиков и баб, что смачно выражаются, одеваются по «сельской моде» и постоянно выясняют отношения. То с соседями, то с близкими, а то и с самими собой. А как же иначе? Это жизнь! В самом же конце все действующие лица, усевшись в ряд на длинной скамье, лихо сыграют на гармошках и тем самым обозначат закономерно оптимистический и сугубо театральный финал сценической истории под названием «Рассказы Шукшина». Режиссер А. Херманис. Художники А. Херманис, М. Пормале. Художник по костюмам В. Севрюкова. Художник-фотограф М. Пормале. Жанна Филатова
отзывы зрителей (92) | написать отзыв |
Редакция журнала «Театральная Афиша»
Пишите нам: afisha@teatr.ru
главная страница
| Реклама на сайте | театральный клуб | третий звонок | рекомендуем спектакли | ссылки | журнал
Кузбасский ракурс
Нынешний фестиваль обозначил грань между традиционным, отягощенным различными штампами советских времен, прочтением Шукшина и современным его восприятием. Два самых живучих клише: «Шукшин — это чудики и вообще люди со странностями», а также «Шукшин умилялся деревней и не любил город». Молодым режиссерам чужды эти благоглупости, они видят в творчестве Василия Макаровича мотивы, которые раньше задвигали на задний план или вовсе замалчивали.
— Его тексты не могут оставить равнодушным никого. Меня привлекла тема жизни и смерти. Причем жизнь не всегда счастливая, а смерть не всегда трагичная. И, конечно, честность и откровенность в этой простоте — неотъемлемая часть самого Шукшина и его героев. Недаром говорят, что все гениальное просто, — отмечает 34-летний Михаил Лебедев, режиссер-постановщик спектакля «Всякое бывает» Новокузнецкого драмтеатра.
Театр Наций сыграет на гастролях в Лондоне Чехова и Шукшина
«Всякое бывает», причудливо сотканное из девяти очень разных рассказов, стало одним из главных открытий фестиваля. Шукшин по-кузбасски — это жестко, порой очень, зато неожиданно и многомерно.
— Это что-то удивительное. В жизни, которую кузбассовцы создали на сцене, все значимо и одухотворено талантом Шукшина
Мир его героев открыт всем сферам, в том числе фантазии, вымыслу, творчеству — и очень важно то, как актер живет в этом материале, — объясняет Елена Кожевникова
Новый угол зрения на творчество земляка пытались найти и в краевом театре драмы. Автор инсценировки «И разыгрались же кони в поле…» Максим Астафьев отметил:
— Хочется верно услышать и донести до зрителя то, что волновало этого сложного и во многом противоречивого человека, передать его «послание» миру. Наш спектакль — размышление о том, на что опереться, когда все так непросто. Поиск того, во что верить.
Взгляд со стороны
Миронов назвал Шукшина «певцом простых людей», способного одновременно и описывать знакомые ему ситуации, и смотреть на них со стороны. «Шукшин не только исключительно советский, он выдающийся русский писатель, который говорит о вечных ценностях, как Чехов, как Достоевский, но про то, что ему больше знакомо и ведомо. Он мастер и певец простых людей, который поднимается над ситуацией, смотрит на этих людей как будто из космоса, а не просто рассказывает про их быт и отношения», — сказал руководитель Театра наций.
Со стороны на действия персонажей рассказов Шукшина (их роли исполнили сам Миронов, Чулпан Хаматова, Юлия Пересильд, Александр Новин, Александр Гришин, Павел Акимкин, Юлия Свежакова, Дмитрий Журавлев) удалось посмотреть и режиссеру
«Из-за того, что Алвис Херманис латыш, он смог посмотреть на нас со стороны, он с любовью акцентировал внимание на тех вещах, которые мы можем и не замечать в себе», — сказал Миронов
При этом худрук Театра наций признался, что каждый спектакль, который идет с аншлагами в Москве и побывал на гастролях в США, Германии, Франции, Италии, Австрии, Израиле, Польше, Чили, актеры играют по-иному, добавляя в него что-то новое. «Мы не даем пьесе идти вхолостую и стараемся проживать все моменты каждый раз по-новому. Поэтому каждый спектакль так не похож на другой, и, в зависимости от ситуации и страны, происходит внутренняя корректировка, импровизация. Нам самим интересно, мы получаем огромное удовольствие — и актерское, и человеческое», — сообщил Миронов.
Актер, несмотря на то, что выходил на сцену с этим спектаклем не раз, всегда возит с собой талисман — фото Шукшина. Он стоит на гримировочном столе Миронова. «У меня есть талисман, это портрет писателя из фильма, а потом по нему сделали памятник, один к одному, в Сростках, в Алтайском крае
Мне важно посмотреть ему в глаза», — рассказал руководитель Тетра наций. Помимо этого с собой Миронов возит подаренную ему около 10 лет назад небольшую фигурку человека, которую он сам называет «шукшинским чудиком» и кусок алтайского дерева