Административно-территориальное деление россии

Федеративные государства

Федерация (в пер. с лат. ассоциация, союз) – это форма правления, при которой федеральные административно-территориальные единицы, являющиеся частью государства, имеют определённую правовую и административно-политическую независимость. Иначе говоря, федерация – это государство, состоящее из частей, наделённых автономиями (республик, федеральных земель, областей, провинций, кантонов, эмиратов, автономных округов, краёв и др.), но имеющих общее (федеральное) правительство.

Изначально федеративная форма устройства государства известна со времён Древней Греции. Там она была формой политической зависимости. Это были политические отношения между Грецией и Македонией, в которых правительства должны были быть полностью подчинены Филиппу II во внешней политике, но они сохранили свою независимость в своей внутренней политике.

В настоящее время части, составляющие федерацию, обычно имеют обширную внутреннюю автономию и создают собственную правовую систему по некоторым вопросам. Общими в федерации являются валютная, внешняя и оборонная политика страны.

Субъекты федераций заключают между собой нечто вроде союзного договора и часть своих полномочий доверяют центральным органам власти. Разные федерации насчитывают разное количество субъектов.

Примечания

  1. , с. 157—159.
  2. См.Морозова Л.А. Теория государства и права. — М.: Изд. Эксмо, 2009. — С. 74.
  3. См.: Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. — М.: Юрайт-М, 2002. — С. 132—133. — ISBN 5-7975-0616-5.
  4. ↑ , с. 186—187.
  5. В ст. 115 Конституции Италии 1947 г. сказано что все области Италии создаются как автономные образования с собственными правами и функциями.
  6. В ст. 137 Конституции Испании 1978 г. закреплено, что все эти единицы пользуются автономией при ведении своих дел.
  7. Конституция Шри-Ланки 1978 г.
  8. Конституция Южно-Африканской Республики 1996 г. в ст. 104 определяет законодательную автономию провинций.
  9. , с. 187.
  10. Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности : монография. — М.: Норма : ИНФРА-М, 2017. — С. 141−155. — ISBN 978-5-16-105667-7.
  11. Гетьман-Павлова И. В., Постникова Е. В. Международное право : учебник для академического бакалавриата. — 3-е изд., перераб. и доп.. — Москва: Юрайт, 2019. — С. 62. — 560 с. — ISBN 978-5-534-06679-1.

Характеристика конфедераций

Если федерация – это союзное государство, то конфедерация – это союз государств. Правовой статус федерации определяется национальным законодательством. Правовой статус конфедерации обычно определяется международным правом

Тем не менее, национальное законодательство, особенно конституционное право, также важно здесь

Поскольку конфедерация формируется по определённым вопросам, предмет её работы не охватывает очень широких вопросов. Основными областями деятельности наднациональных (конфедеративных) органов власти являются:

  • внешняя политика;
  • вопросы войны и мира;
  • формирование единой армии;
  • интеграция таможенных служб;
  • создание единого экономического пространства и т.д.

Конфедерация не имеет права взимать прямой налог, так же как и нет возможности обязательного сбора членских взносов в бюджет конфедерации. Её бюджет формируется на основе добровольных взносов конфедерации.

Как правило, конфедерация не имеет единой валюты. Другими словами, объединение нескольких государств в конфедерацию (в отличие от федерации) обычно не приводит к созданию нового государства. В конфедерации государства чаще всего объединяются для достижения определённой цели.

В этом случае они создают специальные совместные органы для координации своей деятельности. Как правило, их решения являются обязательными для граждан отдельных стран конфедерации после их одобрения властями этих государств.

Так, например, до 1848 года Швейцария была конфедерацией. В 1982 году Гамбия и Сенегал объединились в конфедеративный союз, образовав Сенегальскую конфедерацию, которая распалась несколько лет спустя. СНГ (объединение стран бывшего Советского Союза) тоже имеет ряд признаков, характерных для конфедераций (но реально таковой не является).

Значительным историческим примером конфедеративного государства может служить Югославия.  В период распада Югославии она была преобразована из унитарного государства в конфедеративный Союз Сербии и Черногории. Каждая страна могла свободно выйти из состава этого союза. Чёткого государственного и политического центра этот Союз также не имел. Всё это должно было продемонстрировать свободу выбора основателей конфедерации, уважение мнения каждого из них.

В 2006 году Союз Сербии и Черногории окончательно распался на Черногорию и Сербию, а в 2008 году Сербия де-факто потеряла одну из своих автономий – Косово.

Выбери ответ

Формы межгосударственных образований

  • Содружество — организационное объединение суверенных государств для долговременного и взаимовыгодного сотрудничества, характеризующееся наличием общих признаков и определённой степени однородности в политической, экономической, правовой, культурной и языковой сферах. Содружество в будущем может перерасти либо в конфедерацию, либо в федерацию. В целом содружество схоже с конфедерацией, но имеет существенное отличие от неё, прежде всего, в том, что политическая, экономическая, социальная и иная интеграция характеризуется устойчивостью, существование объединения не ставится в зависимость от достижения какой-либо цели, в то время как конфедерация — это всегда временный союз государств, цель объединения которых конкретно определена. В качестве примера обычно приводится Британское Содружество. Также сюда некоторые относят Европейский союз, представляющий собой устойчивое объединение государств, цель интеграции которых имеет длящийся характер, кроме того в рамках объединения созданы свои органы власти и формируется система законодательства, закрепляется приоритет общеевропейского законодательства над национальным. Существует мнение, что Европейский союз в будущем может преобразоваться в федеративное государство.
  • Протекторат

    Ассоциированное государство — вид протектората, представляющий собой переходную форму внешней зависимости подчинённой территории, которая находится между статусами колонии и самостоятельного государства. Подобные отношения существуют, к примеру, у Пуэрто-Рико с США, Монако с Францией, Ватикана с Италией.

    — основанное на соглашении неравноправное объединение государств, в котором более слабое государство передаёт в пользу более сильного право осуществления части принадлежащих ему суверенных прав (как правило внешнюю политику и обеспечение безопасности) на условиях сохранения собственной государственности и получения взамен политической, военной, финансовой и иной поддержки.

  • Доминион — самоуправляющаяся колониальная территория в составе монархии, имеющая большую степень самостоятельности, которая в последующем получила независимость, но при этом продолжает признавать в качестве главы государства прежнего монарха. Подобный статус имели бывшие самоуправляющиеся территории Британской Империи: Австралия, Канада, Новая Зеландия, Южно-Африканский Союз, Ньюфаундленд; в настоящий момент — члены Британского Содружества.
  • Кондоминиум — основанное на договоре совместное владение или управление определённой территорией (государством) двумя или несколькими государствами (Англо-Египетский Судан до года, в настоящее время под совместным управлением Франции и Испании находится Андорра).
  • Уния — общность монархических государств, возглавляемая одним монархом.

    • Личная уния — устанавливается между монархическими государствами, как правило, случайно в результате того, что одно и то же лицо становится одновременно наследником двух монархов в различных государствах, в которых условия и порядок престолонаследия различны (уния Великобритании с Ганновером, в XIX в.).
    • — форма объединения монархий, где законодательством государств устанавливается специальный порядок престолонаследия, предусматривающий, что наследник трона в одной стране является одновременно наследником во всех государствах, составляющих унию (Австро-Венгрия, уния Норвегии и Швеции).
  • Империя — сложное колониальное государство, созданное военным путём, которое управляется метрополией. Такими были в своё время Римская Империя, Британская Империя, Российская Империя, Османская Империя, Цинская империя.
  • Фузия — временная переходная форма, представляющая собой слияние в одно государство двух или нескольких государств, населённых одним этносом, которые ранее входили в единое государство (объединение ФРГ и ГДР в году, воссоединение Южного и Северного Вьетнама в году, а также Южного и Северного Йемена в году).

Экономические районы Российской Федерации

Территориальное деление России на экономические районы называется экономическим районированием России. Экономические районы – это территории, внутри которых формируется и развивается специализированное хозяйство, являющееся частью народного хозяйства Российской Федерации и взаимосвязанное с другими его частями обменом производимых в них товаров и другими экономическими отношениями.

В настоящее время в Российской Федерации используется деление территории Российской Федерации на 11 экономических районов.Калининградская область не включена в состав ни одного экономического района. В соответствии с Федеральным законом № 16-ФЗ от 10 января 2006 года «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» Калининградская область наделена статусом особой экономической зоны. В соответствии с Федеральным Законом в Калининградской области действует специальный правовой режим осуществления хозяйственной, производственной, инвестиционной и иной деятельности.

Крупные экономические районы являются высшим звеном экономического районирования и используются для общегосударственного территориального управления экономкой. Это четко специализированные территориальные хозяйственные комплексы, играющие важную роль в общероссийском разделении труда. Располагая большой численностью населения и значительной территорией, а также разнообразным природно-ресурсным потенциалом, крупные экономические районы имеют четко выраженную специализацию

Состав экономических районов 

Район

Субъекты РФ

Площадь, тыс. км²

1. Центральный

1.       Брянская область

2.       Владимирская область

3.       Ивановская область

4.       Калужская область

5.       Костромская область

6.       Московская область

7.       Орловская область

8.       Рязанская область

9.       Смоленская область

10.   Тверская область

11.   Тульская область

12.   Ярославская область

13.   Москва

482,3

2. Центрально-Чернозёмный

1.       Белгородская область

2.       Воронежская область

3.       Курская область

4.       Липецкая область

5.       Тамбовская область

167,9

3. Восточно-Сибирский

1.       Республика Бурятия

2.       Республика Тыва

3.       Республика Хакасия

4.       Забайкальский край

5.       Красноярский край

6.       Иркутская область

4155

4. Дальневосточный

1.       Республика Саха (Якутия)

2.       Камчатский край

3.       Приморский край

4.       Хабаровский край

5.       Амурская область

6.       Магаданская область

7.       Сахалинская область

8.       Еврейская автономная область

9.       Чукотский автономный округ

6169,3

5. Северный

1.       Республика Карелия

2.       Республика Коми

3.       Архангельская область

4.       Вологодская область

5.       Мурманская область

6.       Ненецкий автономный округ

1476,6

6. Северо-Кавказский

1.       Республика Адыгея

2.       Республика Дагестан

3.       Республика Ингушетия

4.       Кабардино-Балкарская Республика

5.       Карачаево-Черкесская Республика

6.       Республика Крым

7.       Республика Северная Осетия — Алания

8.       Чеченская Республика

9.       Краснодарский край

10.   Ставропольский край

11.   Ростовская область

12.   Севастополь

382,1

7. Северо-Западный

1.       Ленинградская область

2.       Новгородская область

3.       Псковская область

4.       Санкт-Петербург

195,2

8. Поволжский

1.       Республика Калмыкия

2.       Республика Татарстан

3.       Астраханская область

4.       Волгоградская область

5.       Пензенская область

6.       Самарская область

7.       Саратовская область

8.       Ульяновская область

539,8

9. Уральский

1.       Республика Башкортостан

2.       Республика Удмуртия

3.       Пермский край

4.       Курганская область

5.       Оренбургская область

6.       Свердловская область

7.       Челябинская область

823,3

10. Волго-Вятский

1.       Республика Марий Эл

2.       Республика Мордовия

3.       Чувашская Республика

4.       Кировская область

5.       Нижегородская область

264,8

11. Западно-Сибирский

1.       Республика Алтай

2.       Алтайский край

3.       Кемеровская область

4.       Новосибирская область

5.       Омская область

6.       Томская область

7.       Тюменская область

8.       Ханты-Мансийский автономный округ — Югра

9.       Ямало-Ненецкий автономный округ

2454

Особая экономическая зона

1.       Калининградская область

15,1

Формы государственного устройства

Форма государственного устройства — это элемент формы государства, характеризующий территориальное устройство государства, характер взаимоотношений между его составными частями, центральными (высшими) и местными органами.

По этой форме государства подразделяются на унитарные и федеративные.

Унитарное государство (от лат. unitas — единство) представляет собой такую территориальную организацию, при которой большинство её частей (административно-территориальных единиц) не имеет каких-либо суверенных прав. Административно-территориальные единицы (районы, области, кантоны и пр.) занимают равное положение по отношению к центральным органам и подчиняются им. Как правило, в унитарных государствах действует только одна конституция, одна система высших органов власти (представительной, исполнительной, судебной), единое гражданство, единая налоговая и финансовая системы.

Иногда в составе унитарного государства допускается автономия отдельных частей, поэтому такие государства называются усложнёнными унитарными. К ним, например, относится Испания, в которой несколько провинций получили автономию, в том числе исторические области: Страна Басков и Каталония.

Федерация (от лат. foederatio — союз, объединение) — это децентрализованное государство, в котором разграничивается компетенция между центральными (федеральными) органами власти и органами его составных частей (субъектов).

Объединяющими началами федерации выступают единое социально-экономическое пространство, единая денежная система, единое гражданство, федеральная конституция и законы, федеральные органы власти. Но наряду с этим имеются высшие органы власти и в субъектах федерации (штатах, землях, республиках). В каждом из субъектов может быть также своя конституция, законодательство, своё гражданство, судебная и налоговая системы.

Между федерацией и её субъектами устанавливаются отношения, при которых действует принцип верховенства федеральной конституции и других федеральных законов. Так, конституции федеративных государств не признают за субъектами федерации права выхода из неё. В случае нарушения этой юридической нормы центральная власть имеет право на принудительные меры по отношению к субъекту федерации. Из курса истории вы знаете, что попытки отделения приводили обычно к глубоким затяжным кризисам и не имели, за редким исключением, успеха. Ярким примером является Гражданская война в США. В этом же убеждают и многие современные события.

Общефедеральным органам принадлежат полномочия и в области внешней политики, и в решении основных вопросов внутренней политики. Таким образом, при федеративной форме государственного устройства государственные образования внутри федерации хотя и обладают юридически определённой политической самостоятельностью, но не являются суверенными государствами. Суверенитет принадлежит единому федеративному государству. Интересы субъектов реализуются посредством представительства в верхней палате общефедерального парламента. Так, в России эту функцию выполняет Совет Федерации, в США — Сенат, в Германии — Бундесрат. Подчеркнём, что двухпалатная структура парламента является обязательным элементом федерации.

Однако правовой статус субъектов в разных федеративных государствах различен. По этому признаку выделяют федерации симметричные и асимметричные. К первой группе относятся те, в которых субъекты имеют равные права и равное представительство в общефедеральном органе власти. Вторую группу составляют федерации, в которых существует неравенство субъектов либо в правах, либо в представительстве. Большинство федераций, в том числе и Россия, относятся к асимметричному типу.

Федерации отличаются также по принципам построения. Так, Австралия, ФРГ, США строятся по территориальному принципу. Федерация в этих странах стала формой преодоления политической раздробленности и не служила средством регулирования межнациональных отношений. Многонациональные федеративные государства, например Индия, имеют национальный принцип построения. Некоторые учёные называют и третий, смешанный, национально-территориальный принцип, который характерен, в частности, для Российской Федерации.

Все описанные формы государства создаются на основе конституции и иных законов, которые характеризуют способы организации государственной власти.

Федерация

Основная статья: Федерация

Федерация (от лат. «foederatio» — объединение, союз) — сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями с ограниченным государственным суверенитетом. Строится на распределении функций управления между центром и субъектами федерации.

Отличительные признаки федеративного государства

  1. Предметы ведения и полномочия разделены между государством в целом (федерацией) и его составными частями (субъектами федерации), существует также совместная компетенция по отдельным вопросам;
  2. Двухуровневая система органов государственной власти, в соответствии с которой отдельно существуют федеральные органы и органы субъектов федерации (парламент на уровне федерации имеет двухпалатную структуру — верхняя палата представляет интересы субъектов федерации, кроме того субъекты также формируют свои местные парламенты);
  3. Двухуровневая система законодательства (конституция и законы существуют как на уровне федерации, так и на уровне каждого субъекта);
  4. Наряду с общефедеральным гражданством у субъектов федерации, как правило, есть возможность устанавливать собственное гражданство.

Виды федераций

Федерации на карте мира

По способу образования субъектов федерации выделяют:

  • Территориальная федерация (административная) — федеративное государство, в котором все составляющие его субъекты образованы по географическим, историческим, экономическим и иным особенностям (США, Бразилия, Мексика).
  • Национальная федерация — федеративное государство, составные части которого разделены по национально-лингвистическому критерию на основе проживающих в них различных народов. (Бельгия, Индия, в прошлом СССР и Югославия).
  • Национально-территориальная федерация (смешанная) — федеративное государство, в основу формирования которого положен и территориальный, и национальный принципы образования субъектов (Россия, Канада).

По способу образования самой федерации выделяют:

  • Конституционная федерация — федерация, образованная в результате децентрализации унитарного государства, в основе которого лежит специально принятая конституция (Пакистан, Индия, Югославия, Чехословакия, Россия).
  • Договорная федерация (союзная) — федерация, образованная в результате объединения независимых государств на основе союзного договора (США, ОАЭ, СССР).
  • Смешанная федерация (конституционно-договорная) — государство, в котором процессы децентрализации и объединения протекают параллельно, в результате чего в основе государства лежат одновременно как договорный, так и конституционный способы образования федерации.

В зависимости от правового статуса субъектов федерации выделяют:

  • Симметричная федерация — субъекты обладают равным объёмом полномочий и у них у всех одинаковое правовое положение в рамках федерации.
  • Асимметричная федерация — федерация, в которой одни субъекты имеют более высокий статус, чем другие и, как следствие, обладают большим объёмом полномочий.
  • Симметричная федерация с элементами асимметрии — связано с наличием в составе федерации различных автономных образований.

В зависимости от соотношения объёма полномочий федерации и её субъектов:

  • Централизованные — федерация обладает большим объёмом полномочий, определённых достаточно подробно, чем субъекты.
  • Децентрализованные — определён достаточно подробно круг полномочий субъектов, все иные полномочия по остаточному принципу являются федеральными.

В зависимости от характера связи федерации и её субъектов:

  • Дуалистические — в конституциях определяются только вопросы исключительного ведения отдельно федерации и субъектов.
  • Кооперативные — кроме вопросов исключительного ведения федерации и субъектов, также определяются вопросы их совместного ведения.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector