Святой пророк илия. житие и чудеса пророка божия илии

Енох

Рассмотрим вначале повествование о Енохе. Апостол Иуда говорит, что Енох был седьмым от Адама (см.: Иуд. 1: 14). В Библии есть две фразы, повествующие об окончании его земной жизни: в Ветхом Завете сказано: «И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его» (Быт. 5: 24); о Енохе также говорит апостол Павел: «Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его» (Евр. 11: 5). В обеих фразах нет ни слова о небе. Сказано лишь, что Енох был переселен, но разве переселение должно обязательно быть на небо? Енох был перемещен в некое место, но это не то место, куда взошел Христос. Святитель Григорий Палама говорит: «Еноха переместил Бог; следовательно – переместил его на небо? – Прочь, такая мысль! – Потому что, как говорит Евангелие, “никтоже взыде на небо, токмо Сшедый с небесе”». Столь же апофатично об участи Еноха высказывается и святитель Феофилакт Болгарский: «Итак, что он живым был переселен и что теперь еще живет – мы знаем, но где или как – неизвестно, так как в Писании не сказано об этом». Поэтому и говорить, что слова Христа противоречат жизнеописанию этого праведника, нет ни малейшего основания.

Особого внимания заслуживает еще один аспект в анализе текстов Ветхого и Нового Заветов. Спаситель говорит о Себе как об активном участнике восхождения на небо, а Енох пассивно участвует в переселении. Подчеркнем, что Спаситель Сам взошел на небеса, Еноха же переселил Бог и не на небо, а в некое место.

Что случилось с другим ветхозаветным праведником, который, как и Енох, пока что не вкусил смерти? Куда же вознесся пророк Илия?

Храмы Илии пророка на Руси

Во имя святого пророка Илии освящена церковь на погосте Выбуты Псковской области. Каменная Ильинская церковь построена из плиты в XV веке. Предположительно, здесь стоял более древний храм, т.к. в Третьяковской галерее в Москве имеется икона святого пророка Илии из церкви в Выбутах, датированная XIII веком. Церковь стоит на берегу реки Великой. Колокольня каменная, в связи с притвором церкви. Престолов в церкви два: главный — во имя святого пророка Божия Илии, придельный — во имя святителя Николы. Близ церкви находится кладбище. Церковь была закрыта в советское время. Финансовый отдел Псковского окрисполкома 15 декабря 1927 года направил в окружной отдел народного образования (ОКРОНО) письмо с грифом «Не подлежит оглашению», в котором сообщал о намерении «реализовать Госпромцветмету 14 штук разного размера колоколов с закрытой Выбутской церкви». В ответ ОКРОНО сообщил, что «продажа колоколов немузейного значения может быть произведена лишь Главнаукой». В годы Великой Отечественной войны церковь была повреждена. В 1955-1957 годах реставрирована по проекту В.П. Смирнова. В 1999 году в церкви возобновлены богослужения.

Храм во имя святого пророка Илии на погосте Выбуты

Во имя пророка Илии был освящен храм близ д. Конечек  (быв. погост Кривовичи) Псковской области. Когда и кем построена церковь — сведений не имеется. В 1877 году с правой стороны главного храма устроен придел во имя Святой Живоначальной Троицы. Церковь окружает кладбище, обнесенное каменною оградою. Ильинская церковь бывшего погоста Кривовичи сильно пострадала во время военных действий по освобождению Пскова в 1944 году. Ее развалины находятся возле деревни Конечек Псковской области.

Во имя пророка Илии был освящен храм в Теплых рядах в Москве. Каменный храм строился как собор основанного не позднее XV века рядом с Московской торговой площадью Ильинского монастыря. От имени этого храма получила название улица Ильинка, торг стал называться Ильинским крестцом. Строительство храма велось с 1519 по 1521 годы, «а ставил от простых людей нехто именем Клим, а прозвище Мужило». Церковь горела в 1547 году, пострадала при пожаре 1626 года. Восстание горожан 27 мая 1606 года в Москве против Лжедмитрия I началось после удара набата на колокольне монастырского храма Илии пророка, сделанного по приказу Шуйского. В Смутное время монастырь был упразднен, храм стал приходским, и в 1676 году его вместе с церковной землей передали Новгородскому архиерейскому дому и надстраивают верхним храмом, куда переносят престол в честь пророка Илии. Древний нижний храм освятили во имя апостола Тимофея. Храм закрыли в 1923 году, затем разобрали верхний ярус колокольни. С 1930 по 1980 годы в здании храма располагались различные учреждения. Здание является объектом культурного наследия федерального значения. С 1995 года в храме возобновились богослужения.

Храм пророка Илии в Теплых рядах (Москва)

В честь пророка Илии освящен храм в с. Пруссы Коломенского района Московской области. Селом Пруссы владели бояре Шереметевы. В середине XVI века его приобрел Коломенский епископ. Тогда же была сооружена шатровая Ильинская церковь. Она упоминается каменной в писцовых книгах 1578 года. Здание частично переделывалось в 1660-х гг. В первой половине XIX века с запада были пристроены кирпичная трапезная и деревянная колокольня «на столбах» (ныне утрачены).

Ильинский храм в с. Пруссы

Также во имя пророка Илии освящена церковь на погосте Выя Архангельской области, которая была построена в 1600 году.

Ильинская церковь на погосте Выя

Ильинская церковь существовала в д. Часовенская (Задняя Дуброва) Архангельской области. Построена и освящена около 1622 года. В 1879 г. она разобрана, и на каменном основании сооружен новый храм. В 1884 г. колокольня разобрана до основания и переустроена на каменном фундаменте. В советские годы отпилили алтарь и обрушили шатер. Находится в аварийном состоянии.

Икона в храме Ильи Пророка в Израиле

Уже несколько столетий паломники со всего мира прибывают на гору Кармил, чтобы лично прикоснуться к святыням, связанным с именем этого божьего проводника. Место для строительства храма выбрано не случайно. Согласно легенде, именно в одной из пещер в этой горе пророк Илья достаточно долгое время был вынужден прятаться от преследователей. Именно здесь ему удалось одержать победу над языческим жрецом. Храм построен непосредственно над этой пещерой и имеет форму креста. Расположенный во внутреннем дворике небольшой алтарь очень похож на тот, который в свое время создавал сам Илья. Рядом с ним стоит аккуратная статуя этого пророка, занесшего руку с клинком над головой языческого жреца. Когда армия арабов воевала с евреями, то мусульмане, отрубив ее, посчитали, что тем самым уничтожили ту помощь, которую она оказывала христиан.

Храм построили относительно недавно: в день памяти Святого пророка Ильи в первой четверти двадцатого столетия. Ежегодно к нему стекаются тысячи верующих, чтобы помолиться перед иконой с его изображением и покрестить перед ней детей.

Ильин день – праздник 2 августа

Ильин день в 2020 году — 2 августа

Ильин день в 2021 году — 2 августа

Ильин день в 2022 году — 2 августа

Ильин день отмечают 2 августа. Этот праздник посвящен самому первому Святому, которого стали почитать на Руси. В IX в Киеве был построен соборный храм, а княгиня Ольга возвела храм во имя пророка Божия Илии на севере Руси, в селе Выбуты. В Ильин день всегда молились об избавлении от засухи, ведь в те времена это означало голод и отсутствие урожая. Ильин день обычно выпадал на границу сезонов и считался серединой лета, когда время близится уже к зиме.

После Ильина дня обычно не плавали в водоемах. Существовало поверье, что можно утонуть. Многие придерживаются его до сих пор. А девушки в эти дни молились о замужестве, так как Ильин день сопровождался традиционным периодом свадеб. Современное православное понимание праздника далеко отошло от народных верований, имеющих отношение, скорее, к язычеству, чем к истинному почитанию Библейского пророка. Мы познакомим вас с историей о пророке Илии, расскажем о его житие и пророчествах. Святой пророк Илия посвятил себя служению Богу и был взять живым на Небеса. В Писании говорится о том, чтоб он был «сокрыт вихрем», до него такой чести в Писании удостаивался лишь один человек.

Пророк Илия упоминается и в Новом Завете, удивительно также, что его почитают пророком и мусульмане. В Коране есть упоминание о пророке по имени Ильясин. В священной книге мусульман пророка Илию также отождествляли с другими людьми, которые избежали смерти и вознеслись на Небо живыми. Это было знаком особого расположения Господа и больших духовных заслуг, на которые способны редкие праведники

Христианам важно не забывать о том, что суеверия и обряды, схожие с языческими не относятся к Ильину дню в православном понимании. Ильин день также совпадает со светским праздником — днем ВДВ

Илия (др.-евр. אֵלִיָּהוּ (Элийя́ху), אֵלִיָּה (Элийя́) — «Бог мой Яхве») — (1-я пол. IX в. до Р. Х.), один из ветхозаветных пророков.

Имя пророка Илии переводится как «Бог мой Господь», что выражает основное содержание его служения (ср.: 3 Цар 18. 36) — ревностна борьба за поклонение единому Богу и своими делами являвшего Его могущество.

Пророк Илия в исламе

Основная статья: Ильяс

Илья́с (араб. إلياس‎) — исламский пророк (наби), посланный к народу Израиля. Упоминается в Коране дважды. В Коране назван посланником (мурсал), праведником (салих), верующим (мумин).

Ильяс был послан к израильтянам, которые отступили от заповедей Аллаха и стали поклоняться идолам. Он руководствовался шариатом Мусы (Моисея). Племя пророка Ильяса воздвигло в Баальбеке своему главному идолу Баалу гигантский памятник высотой в 8-10 метров. Ильяс призывал своих соплеменников отказаться от поклонения Баалу, но его проповедь не была воспринята его народом. Соплеменники Ильяса сочли его слова ложью и изгнали, за это понесли суровое наказание. Начавшаяся засуха вызвала неурожай, гибель скота и голод. Израильтяне вернули Ильяса, и они вновь стали слушаться его и поклоняться Аллаху. Благодаря молитвам Пророка пошли дожди, и жизнь в племени нормализовалась. Со временем народ вновь вернулся к идолопоклонству, за что стал обречён на вечные муки ада.

Покинув своё племя, Ильяс стал проповедовать среди других израильских племён, одно из которых хорошо приняло его. С помощью молитвы Ильяс излечил юношу по имени Аль-Яса, который стал его верным учеником и следующим израильским пророком.

Исламское предание повествуют о праведнике Ильясе, которому Аллах даровал власть над дождем, а затем вознёс на небеса. Он всё время путешествует по миру вместе с Хидром, регулярно посещает Иерусалим и Мекку. Когда он и Хидр расстаются, то произносят друг другу славословия, повторяя которые люди могут уберечься от пожара, потопления, воровства, укусов ядовитых змей и насекомых и т. д. Иногда Ильяса идентифицируют с Хидром или пророком Идрисом.

Пророк Илия в Новом Завете

Преображение Господне

Пророк Илия упоминается несколько раз в Новом Завете. Так, описан эпизод, как старейшины и народ спрашивали Иоанна Предтечу, когда он проповедовал на берегах Иордана в духе и силе Илии и даже по внешности походил на него, не он ли Илия? Также ученики Иисуса Христа, согласно Евангелию от Матфея, спрашивали Его, не должен ли перед Мессией прийти Илия. На что Христос ответил: «правда, Илия должен прийти прежде и устроить все; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них» (Мф. ). Тогда ученики поняли, что Иисус говорил об Иоанне Крестителе, который был обезглавлен (Мк. ).

Во время Преображения Иисуса Христа Илия пророк явился вместе с Моисеем, и они беседовали с Иисусом «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк. ). По мнению Иоанна Златоуста, «один умерший и другой, ещё не испытавший смерти», предстали для того, чтобы показать, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землей». Предполагается, что он есть один из двух светильников предстоящих перед Богом и должен явиться пред вторым пришествием Христа на землю (Откр. ). Во время страданий Христа на кресте некоторые из людей думали, что Христос зовёт пророка Илию на помощь, и ожидали его прихода.

Кто такой Илья-пророк: история праздника

Пророк Илия (на Руси его называли Илья-пророк) почитается во всех авраамических религиях (в иудаизме, христианстве, исламе). Пророк был известен с глубокой древности, он славился строгой набожностью, последовательным отстаиванием идеи единобожия, нетерпимостью к язычеству и нарушению божественных заповедей.

В связи с этим у Илии возник конфликт с тогдашним царем Израиля Ахавом, который находился под сильным влиянием своей жены-язычницы — финикиянки Иезавель, даже имя которой считается символом распутства.

Илия в своих требованиях строгого почитания единого Бога был непреклонен, он не позволял Иезавели соблазнять израильтян языческими культами. За это пророк подвергался преследованиям и был вынужден скрываться от гнева распутной царицы в пустыне. Господь укрепил дух и силы Илии, благодаря этому пророк сумел добиться возвращения Ахава и всех израильтян к истинной вере, а распутница Иезавель погибла страшной смертью.

Легенда гласит, что после окончания своего земного служения Илия был живым поднят в небесные божественные чертоги на огненной колеснице (эту сцену часто изображают на иконах и в религиозной живописи). На Руси пророк почитался как «заведующий» громами и молниями, который может сурово наказать нечестивцев и ослушников, вплоть до испепеления грешников.

Чудеса святого

К чудесам святого Ильи относят:

  1. 3 года голода во время правления Ахаве. Из-за молитв пророка случилась засуха, которая привела к длительному отсутствию урожая и голоду.
  2. Еда, которая не кончалась. Из-за того, что вдова из города Сарепта отдала пророку всю оставшиеся у нее муку и масло, по молитве святого они более не кончались в ее доме.
  3. Возвращение из мертвых сына вдовы из Сарепта. По приданию Илия оживил заболевшего и умершего отрока женщины, сострадая ее горю.
  4. Вороны, которые носили ему еду к потоку Хараф.
  5. Дождь, который пошел после его молитв по окончанию 3 лет засухи.
  6. Низвержение огня, чтобы покарать грешников и дать знамение истинным верующим.
  7. Разговор с Богом лицом к лицу.
  8. Разделение реки Иордан ударом своей одежды.
  9. Вознесение в Божье царство живым.

Примечания

  1. см. Krumm Acher, Stanley, а также в монографии Milligan, «Elijah, his life and times».
  2. Енох, Энох // Библейская энциклопедия архимандрита Никифора. — М., 1891—1892.
  3. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры. Кн. 4. 1894. С. 267.
  4. Gray, John. Old Testament Library, I & II Kings, SCM Press, London, 1964
  5. Мк. 
  6. ↑ , с. 94.
  7. ↑ .
  8. , с. 95.
  9. ↑ , с. 405.
  10. , с. 207—208.
  11. Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. — Епархиальная типография, Каплуновская ул. д. №4. — Харьков, 1916. — С. 22. — 376 с.
  12. Рыбаков Б. А. // Язычество древних славян. — М.: Наука, 1981. — 406 с.
  13. , с. 139.
  14. ↑ , с. 205.
  15. Колосова М. Заметки о языке и народной поэзии в области северо-великорусского наречия Владимиро-Суздальский и Ярославский край. Отчеты отделения русского языка и словесности. Приложение к XXX тому Записок Имп. Академии Наук № 3. — СПб.: тип. Имп. Акад. наук, 1877. — Стр. 309 и след.

Тексты

В молитве Элиасу просят о его молитве Богу, чтобы он:

  • подал молящимся дух покаяния и сокрушения о грехах;
  • помог им оставить нечестивый путь и преуспеть в своих начинаниях;
  • укрепил их веру в борьбе со страстью и похотью;
  • вселил в их сердца смирение, любовь к ближнему, кротость, терпение и целомудрие;
  • спас их души и отвратил от них свой гнев.

Также в молитве возносится поклонение Богу и Иисусу Христу.

В тропаре пророку Илье говорится о том, что:

  • он ангел во плоти и основание пророков;
  • Элиас – предвестник второго пришествия;
  • он послал благодать Елисею.

В кондаке пророка просят послать дожди и молиться за людей перед Богом. Это связано с тем, что христиане верят в его возможность управлять погодой. Также в преданиях сказано о том, что он говорил с Богом лицом к лицу. По этой причине Илья Пророк может остановить бедствия и напасти, которые встречаются на пути верующих.

Тропарь

Во пло́ти А́нгел,/ проро́ков основа́ние,/ вторы́й Предте́ча прише́ствия Христо́ва Илия́ сла́вный,/ свы́ше посла́вый Елисе́еви благода́ть,/ неду́ги отго­ня́ти/ и прокаже́нныя очища́ти,// те́мже и почита́ющим его́ то́чит исцеле́ния.

Кондак

Проро́че и прови́дче вели́ких дел Бо́га на́шего,/ Илие́ великоимени́те,/ веща́нием твои́м уста́вивый водото́чныя о́блаки,// моли́ о нас еди́наго Человеколю́бца.

3 и 4 Книга Царств: 3 Цар. 19:19–21; 4 Цар. 2:1, 6–14

По-церковнославянски:

Бысть во дни оны, обрете Илия Елиссея, Сына Асафатова, и той ораше волами. И иде Илия к нему, и поверже Илия милоть свою на нем, и остави Елиссей волы, и тече созади Илии, и служаше ему.

И бысть, егда взяту быти Илии Господем в вихре яко на небо, и идоста Илия и Елиссей в Галгалы. Рече Илии ко Елиссею: седи убо зде, яко Господь посла мя до Иордана. И рече Елиссей: жив Господь, и жива душа твоя, аще оставлю тебе. И поидоста оба, и пятьдесят мужей от сынов пророческих приидоша и сташа прямо издалеча. Оба же стаста при Иордане. И прият Илия милоть свою, и свит ю, и порази ею воды, и разделися вода сюду и сюду, и преидоста оба по суху. И бысть, яко преидоста, и рече Илия Елиссею: проси, что сотворю тебе, прежде даже не взят буду от тебе.

И рече Елиссей: да будет убо дух, иже в тебе, сугуб во мне. И рече Илия: ожесточил еси просита; обаче аще увидиши мя, вземлема от тебе, будет та тако, аще ли же не увидиши, не будет.

И бысть идущим им и глаголющим, и се колесница огненна и кони огненни и раздели между обема, и взятся Илия трусом, яко на небо. И Елиссей зряше, и той вопияше: отче, отче, колесница Израилева и кони его! И не виде его ктому. И ятся Елиссей за ризы своя, и раздра я на двое. И взят милоть Илиину Елиссей, падшую верху его. И обратися Елиссей, и ста на брезе Иордана. И прият Елиссей милоть Илиину, падшую верху его, и удари воды, и не разделишася. И рече Елиссей: где убо есть Бог Илиин, Апфо? И удари Елиссей воды второе, и разделишася воды, и прейде по суху.

По-русски:

И пошел он оттуда, и нашел Елисея, сына Сафатова, когда он орал; двенадцать пар было у него, и сам он был при двенадцатой. Илия, проходя мимо него, бросил на него милоть свою. И оставил волов, и побежал за Илиею, и сказал: позволь мне поцеловать отца моего и мать мою, и я пойду за тобою. Он сказал ему: пойди и приходи назад, ибо что сделал я тебе? Он, отойдя от него, взял пару волов и заколол их и, зажегши плуг волов, изжарил мясо их, и роздал людям, и они ели. А сам встал и пошел за Илиею, и стал служить ему.

В то время, как Господь восхотел вознести Илию в вихре на небо, шел Илия с Елисеем из Галгала. И сказал ему Илия: останься здесь, ибо Господь посылает меня к Иордану. И сказал он: жив Господь и жива душа твоя! не оставлю тебя. И пошли оба. Пятьдесят человек из сынов пророческих пошли и стали вдали напротив их, а они оба стояли у Иордана. И взял Илия милоть свою, и свернул, и ударил ею по воде, и расступилась она туда и сюда, и перешли оба посуху.

Когда они перешли, Илия сказал Елисею: проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя. И сказал Елисей: дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне. И сказал он: трудного ты просишь. Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так, а если не увидишь, не будет.

Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо. Елисей же смотрел и воскликнул: отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его! И не видел его более. И схватил он одежды свои и разодрал их на две части. И поднял милоть Илии, упавшую с него, и пошел назад, и стал на берегу Иордана; и взял милоть Илии, упавшую с него, и ударил ею по воде, и сказал: где Господь, Бог Илии, — Он Самый? И ударил по воде, и она расступилась туда и сюда, и перешел Елисей.

Пророчества и чудеса пророка Илии

Божественный пророче, ты ревнуя по Господе Вседержители, молитвою небеса заключил еси, рек: дождь и роса да не снидет на землю, токмо глаголом уст моих.

Через некоторое время поток высох. Пророк Илья, по слову Божию, отправился в Сарепту Сидонскую к бедной вдове. За то, что она не пожалела последней горсти муки и масла, по молитве пророка Илии мука и масло с тех пор не истощались в доме вдовы. Здесь же пророк Илия совершает еще одно чудо: он оживил внезапно заболевшего и умершего сына вдовы, сострадая горю женщины.

На третий год засухи пророк Илия вернулся к Ахаву. Пророк Илия предложил устроить состязание со жрецами Ваала, чтобы выяснить, чей бог истинный. Собрав народ на горе Кармил, пророк Илия предложил соорудить два жертвенника: один — от жрецов Ваала, другой — от пророка Илии для служения Истинному Богу. «На который из них спадет огонь с неба, тот будет указанием, чей Бог истинен, — сказал пророк Илия, — и все должны будут поклониться Ему, а не признающие Его будут преданы смерти».

Жрецы Ваала плясали, молились и кололи себя ножами весь день, но ничего не случилось. К вечеру святой пророк Илия воздвиг свой жертвенник из 12 камней, по числу колен Израилевых, возложил жертву на дрова, приказал выкопать вокруг жертвенника ров и повелел поливать жертву и дрова водой. Когда ров наполнился водой, пламенный пророк обратился к Богу с горячей молитвой и прошением, чтобы Господь ниспослал с неба огонь для вразумления заблуждающихся и ожесточившихся израильских людей и обратил сердца их к Себе. Огонь пал с неба и возжег жертву пророка Илии.

Народ закричал: «Воистину Господь есть Бог Един и нет другого Бога, кроме Него!». Тогда по повелению пророка Илии жрецы были убиты. По молитве пророка Илии Господь послал на землю обильный дождь, засуха кончилась.

Божественный пророче, ты молитвою и милованием, паки небеса отверзаеши, и дождь жаждущим людем, богатно даруеши.

Однако, несмотря на чудеса и великие знамения, которые свершились по молитве пророка, Иезавель желала убить его за то, что он предал смерти жрецов вааловых. Снова начинаются преследования и гонения. Илья бежит в пустыню. Этот суровый и непреклонный ревнитель истинной веры впервые впал в отчаяние — ему казалось, что лишь он один остался верен истинному Богу, что не осталось на земле никого, кому он мог бы передать и сохранить веру отцов в Единого Бога.

И вот на горе Харив этот великий пророк удостоился, насколько это возможно для человека, созерцания лицом к лицу Бога. Господь утешил его, сказав, что остались еще люди на земле, никогда не поклонявшиеся идолам, и указал Илие на Елисея, которого Он выбрал пророком после Илии. Столь яркое событие в жизни пророка Илии показало ему, насколько Господь милостив, что Он не только грозный карающий судия. Елисей стал учеником пророка Илии и свидетелем его восхождения на небо в огненной колеснице.

Возвращение

Есть пророчество, что Илия должен вернуться на землю перед вторым пришествием Христа. Когда антихрист вступит во власть, Илия с Енохом (который тоже не вкусил земной смерти, а был забран на небо живым), придёт обратно в земном теле. Они будут вдвоем обличать антихриста. За это он убьет их, и тела будут лежать на площади. На третий день они воскреснут и вернутся на небо.

В Новом Завете говорится, что Илия должен прийти перед первым пришествием Христа. Под этим именем подразумевался Иоанн Креститель. Он пророчествовал о Христе и крестил Его в Иордане.

Также на горе Фавор, когда Христос преобразился перед апостолами Иоанном, Иаковом и Петром, им явились Илия и Моисей. Они беседовали с Ним о крестной смерти Христа.

Илья в фольклоре

Благодаря тому, что по пророчеству Илии в течение трех лет были заключены небеса и по его же молитве на землю пролился дождь, Илия часто ассоциируется с дохристианскими небесными божествами. Не последнюю роль в этих ассоциациях сыграл образ уходящего на небеса пророка — на огненной колеснице.

Уже в христианскую эпоху, в пятом веке поэт Седулиус с именем Илии связывал греческого бога солнца — Гелиоса — тем более, что оба эти имени очень близки по звучанию (имя «Илия» в греческой транскрипции звучит как «Элиас»).

В славянской традиции на фигуру Илии-Пророка были перенесены некоторые функции языческого бога-громовержца Перуна. А народ коми и вовсе ввел Илию в пантеон своих богов: Илья-пророк считается помощником одного из божеств-демиургов. Его атрибуты — огниво и кремень, которыми он высекает гром и молнию.

Храм пророка Илии в Обыденском переулке

Среди ныне действующих наиболее известен московский храм Илии Пророка в Обыденском переулке, фото которого представлено в нашей статье. Принято считать, что построен он был в 1592 году. Место, где сейчас находится храм, называется Остоженка, а когда-то его именовали Скородом. Дело в том, что сюда сплавляли по реке бревна, и строить тут было удобно и быстро. Скорый получался дом. Один день — «обыдень», и все готово. Это и дало название пролегающим здесь переулкам.

Построенная в этом месте деревянная церковь Илии Пророка была одной из числа самых почитаемых в городе. В Смутное время, в 1612 году, в ее стенах московское духовенство совершало молебен, испрашивая помощи у Господа Бога в изгнании из Москвы польских захватчиков. В исторических хрониках часто упоминаются крестные ходы к церкви в дни засухи, а также в престольные праздники. Часто службу в ней проводили представители высшего духовенства.

Каменное здание храма возведено в 1702 году, и в течение трехсот лет к нему не иссякает поток богомольцев. Даже в тяжелые для церкви годы его двери не закрывались, хотя попытки такие были. Известно, например, о намерении властей закрыть храм сразу по окончании литургии 22 июня 1941 года. Но Господь этого не допустил.

В период гонений на церковь Храм святого пророка Илии стал местом, куда стекались прихожане многих закрытых в столице храмов. Они приносили с собой не только церковную утварь, спасенную от конфискации, но и многие благочестивые традиции, сохранившиеся еще с дореволюционных времен. Таким образом, разрастаясь, община обогащалась духовно.

В чем помогает икона Ильи Пророка

Значение иконы Ильи Пророка крайне велико. Особенно это касается плодовитого урожая на засеянных территориях, появление которого бывает весьма затрудненным без божией помощи. Поэтому, с древних времен, крестьяне, а в нынешние времена сельскохозяйственные фермеры, обращаются к нему за помощью во время засухи для того, чтобы предотвратить её, обогатив почву проливным дождем.

Бывает и обратное, когда люди наоборот обращаются к святыне с целью установления хорошей солнечной погоды. Считается, что икона Ильи Пророка помогает человеку избавить свою душу от скверны и очернённой злобы.  Молящиеся, во время совершения определенных религиозных канонов и прочтения молитвы, может быть услышан, и исцелен от сопровождающих его болезней.  Находясь дома, в специально предназначенном для этого домашнем уголке, она способна подарить проживающей семье уют и особую теплоту.

Отдельное внимание следует уделить воздушно-десантным войскам. В каждой части такого военного подразделения обязательно существует часовня, главной иконой которой является образ святого Ильи Пророка

В России, данную почитаемую святыню можно увидеть в церковном храме, который расположен на Обыденском переулке в городе Москве. Другой её образ находится в Новгородском храме, который называется Храм Пророка Божия Илии.

Описание иконы

Каноны иконописи уходят далеко в древность, где святого изображали с длинными волосами, густой бородой и со свитком Священного Писания в руках. Отличительной особенностью современных икон является изображение разных сюжетов. На одном образе Илья изображен с вороном, на другом — с Небесной колесницей. Многое было видоизменено, но общий смысл сохранился во всех последующих списках.

Иконография

Одним из ранних образов святого считается «Вознесение Илии Пророка». Первая известная икона – картина, которая была написана в 700 годах. На ней святой изображен седовласым старцем, а его лик обработан сусальным золотом. На иконе он держит правую руку в пророческом жесте, а левую – опущенной с раскрытым пергаментом в ней.

На одной из икон изображен Илия и его ученик Елисей. На этом изображении показаны слова книги 4 царства, где огненные кони на золотой колеснице, объятой пламенем, уносят пророка в царство Божие. Также на некоторых ее интерпретациях под ногами Елисея лежит плащ или одежды, которые святой сбросил с себя во время вознесения. Значение этой иконы передает идею о вознесении Илии при жизни на Небеса.

Почитание пророка Илии на Руси

Пророк Илия был одним из первых угодников Божиих, которых стали почитать на Руси. Во имя его еще при князе Аскольде, в начале IX века, был воздвигнут соборный храм в Киеве. И святая равноапостольная княгиня Ольга поставила церковь во имя пророка Божия Илии на севере Руси, в селе Выбуты. Святой пророк Илия всегда воспринимался православным русским народом как один из ближайших нашему отечеству святых. В «Ильинских» церквях совершались и совершаются крестные ходы, особенно в засуху. Ильин день считался границей сезонов, при этом у южных славян (например, в Македонии) этот день назывался серединой лета, а в России — поворотом на зиму. После Ильина дня ожидали дождей, и было запрещено купаться (чтобы не утонуть или не заболеть). В этот день можно было начинать пользоваться плодами нового урожая. Праздник связывался в представлениях славян с брачной темой и символикой плодородия: молились о богатом урожае, а девушки о том, чтобы выйти замуж.

День памяти пророка Илии совершается 2 августа (20 июля ст. ст.). В христианстве является самым почитаемым ветхозаветным святым. По месту рождения в городе Фисвы, пророка Илию называют Илия Фезвитянин.

Пророк в христианстве

Пророк Илья в христианстве был одним из первых почитаемых угодников Божьих. В Киевской Руси в начале IX князь Аскольд возвел в его честь соборный храм. На севере Руси святая равноапостольная княгиня Ольга построила церковь в честь вознесения пророка Ильи (Псков, село Выбуты).

Ветхозаветный святой стоит на ряду с русскими почитаемыми святыми и чудотворцами. Во время засухи совершаются крестные ходы в честь прославленного святого, дабы испросить милости — ниспослать дождь на высохшие земли.

В Македонии 2 августа — середина летнего сезона, в России – поворотное время на холода. Ильин день считается границей сезонов, с этого дня церковь запрещает купание в водоемах, чтобы не заболеть или не утонуть. После дня празднования памяти святого начинался сезон дождей, было разрешено вкушать плоды нового урожая.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector