Какого числа начинается великий пост в 2021 году

Вторая неделя Великого поста: что можно кушать

Великий пост: рецепты на каждый день. На второй неделе поста принято вспоминать притчу про мытаря и фарисей, так же поминать святых великомученников и усопших родственников. Что касается питания, то оно становится цикличным по шестую неделю.

Примерное меню второй недели поста

  • Понедельник: На завтрак порция нарезанной сырой моркови и горсть изюма с орешками. На обед салат из сырых шампиньонов с заправкой из уксуса и лимонного сока с чесноком и зеленью, ломтик хлеба из муки грубого помола.  На ужин тосты из зернового хлеба с намазкой из раздавленных ягод, фруктовый или овощной салат. В течение дня пить просто чистую воду.
  • Вторник: На завтрак с добавлением замороженных ягод или меда, на обед картофельное пюре с салатом из капусты и огурца, на вечер запечённые грибы и 2 яблока. Пить можно компот из сухофруктов, зеленый или травяной чай.
  • Среда: К завтраку можно приготовить густой с бананами и съесть горсть орешков. На обед стоит побаловать себя порцией овощного салата из корнеплодов, с заправкой из зелени и лимонного сока. Ужином станет фруктовый салат и горсть сухофруктов. В течение дня разбавленный водой морс.
  • Четверг: Ячневая каша без сахара и масла, сваренная на воде. На обед запеченые без масла овощи гриль и ломтиком поджаренного тоста. На ужин можно сделать салат из запеченых или свежих овощей, заправить уксусом или лимонным соком. Густой кисель добавит сытности, а пить можно зеленый или черный чай.
  • Пятница: Нельзя использовать в рационе термически обработанную пищу и масло, поэтому все меню состоит из фруктовых или овощных салатов, фруктов орехов и сухофруктов.
  • Суббота: На завтрак гороховая каша с добавлением обжаренного в масле репчатого лука. На обед тыквенный суп пюре с сухариками. На ужин можно побаловать себя винегретом или тушеными овощами. Разрешается немного вина, разбавленного водой, чай, травяные отвары, компоты.
  • Воскресенье: Салат из тертой моркови или тыквы, фруктовый смузи. На обед — овощной суп с крупой, ломтик хлеба из муки грубого помола. На ужин овощи, нарезанные ломтиками, и запеченые в форме башенки в духовке с огуречным салатом. Сварите густой кисель, компот, выпейте немного красного церковного вина.

Дополнительная нагрузка и лишние расходы?

Постом многие советуют не только отказываться от скоромной пищи, но и вообще уделять кулинарным вопросам меньше внимания. На деле же именно пост становится для хозяйки испытанием. Денег больше уходит (постные продукты дороже), все мысли только о том, чем накормить мужа и детей. Когда поста нет — проще, больше выбор, не приходится все время думать об этом. Разве это правильно?

Протоиерей Валериан КРЕЧЕТОВ, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы села Акулово Московской области, духовник Московской епархии:

— Настоящее растительное питание вообще бесплатное. Конечно, в городе на бетоне ничего не вырастишь, но в сельской местности достаточно иметь пятачок земли, чтобы иметь все необходимое. У нас Успенским постом повара в храме отдыхают: выйдут на грядочку, нарвут крапивы, сныти, лучку, выберут несколько картошечек — и овощной суп готов! Быстро, вкусно, полезно! Мы к сныти и крапиве относимся как к сорнякам, а ведь преподобный Серафим Саровский два года одной снытью питался! Ботву свекольную сейчас все выкидывают, забыли о таком вкусном блюде, как ботвинья. На самом деле съедобна и полезна ботва не только от свеклы, но и от моркови, от репы.

А на зиму надо заготавливать овощи, грибы, щавель. Тогда и Великим постом всегда будут у вас на столе вкусные постные щи. А на второе нет ничего лучше и здоровее каши. Гречневая, овсяная, пшенная, перловая (кстати, любимая каша Петра I и Суворова). Интересно, какое скоромное блюдо дешевле каши? А ведь никакого особого искусства каша не требует. Проблема в том, что у нас совсем утрачена культура питания. Поставьте детям на празднике гречку, творог, молоко — они ни к чему не притронутся. Зато выпьют всю кока-колу и съедят все чипсы. У них с ранних лет испорчен вкус. И хозяйки с таким же испорченным вкусом предпочитают не напрягаться, покупают в супермаркете неизвестно из чего сделанные полуфабрикаты.

Басня «Стрекоза и муравей» по-прежнему актуальна. Одни трудятся, готовятся к посту, на зиму заготавливают соленья, замораживают свежие овощи, чтобы и Великим постом есть вкусную и здоровую пищу, другие не утруждают себя, не хотят даже фантазию проявить, сами едят что попало и домашних вынуждают. А ведь готовить очень интересно, я бы сам с удовольствием готовил, только не хватает времени. Вот я знаю, что академик-хирург Александр Федорович Черноусов осенью всегда сам заготавливает перец, супруга только под его командой все делает. И знаю многих мужчин, которые готовят лучше своих половин.

Наверное, постные полуфабрикаты стоят дорого — не знаю, не ем. Есть еще более важная проблема, чем расходы. Мы забыли о главном назначении пищи. Сократ говорил: многие живут, чтобы есть, а я ем, чтобы жить. Пища дана нам для жизни, для поддержания телесных сил. И растительная пища, безусловно, для этого больше подходит, она полезнее, здоровее. Например, ученые посчитали, что суп из белых грибов полезнее мясного такой же калорийности в семь раз. Мы не умнее наших предков, которые соблюдали пост и были гораздо здоровее нас.

Я уж не говорю о том, что мясные (а иногда, увы, и рыбные) продукты, которые продаются сегодня в магазинах, как правило, просто нельзя есть. Чем подкармливали того же бройлера? Лучше не думать, а есть здоровую растительную пищу со своего огорода. Как-то принимали мы архиерея Великим постом. На столе стояли отдельно белые грибы, лисички, опята, маслята, грузди, рыжики. Скажите, видел ли хоть один миллионер на своем столе такое ассорти? Сомневаюсь.

Когда не совершается браковенчание

Накануне среды и пятницы всего года (вторник и четверг), воскресных дней (суббота), двунадесятых, храмовых и великих праздников; в продолжение постов: Великого, Петрова, Успенского, Рождественского; в продолжение Святок, в Неделю мясопустную, в течение сырной седмицы (Масленицы) и в Неделю сыропустную; в течение Пасхальной (Светлой) седмицы и в дни Воздвижения Креста Господня — 27 сентября.

Дела поста — дела милостыни

Преп. Серафим Саровский говорил: «Пост же и бдение, и молитва, и милостыня, и всякое Христа ради делаемое доброе дело есть средства для стяжания Святого Духа Божьего».

Мы надеемся, что наш календарь постов оказался Вам полезен.

И любой даже небольшой вклад очень важен и нужен! Пожалуйста, если есть такая возможность, то с помощью кнопки ниже сделайте перевод любой суммы, которую Вы можете пожертвовать. На собранные средства мы сможем оплатить хостинг сайта, оказать поддержку инициативам храма, а также дальше создавать полезные веб-проекты.

В форме для перевода Вы можете указать Ваше имя и имена Ваших близких для молитвы о Вас в нашем православном храме в Гамбурге.

Литература

Великий Пост

Петров, или Апостольский пост

Как провести Петров пост

Успенский пост

Как провести Успенский пост

Рождественский (Филиппов) пост

Как провести Рождественский пост, Рождество Христово и святки

Разное

Православный пост. Календари на другие года

  • Календарь постов в 2018 году
  • Календарь постов в 2019 году
  • Календарь постов в 2020 году
  • Календарь постов в 2021 году
  • Календарь постов в 2022 году
  • Календарь постов в 2023 году
  • Календарь постов в 2024 году

Календарь православных постов и указание строгости поста даны для информационных целей. О том как поститься, в Вашем конкретном случае мы настоятельно рекомендуем советоваться с священником.

studio.hamburg-hram.de

Нужно ли в пост есть невкусно?

Из постных продуктов можно приготовить изысканные блюда. Не является ли это грехом? Может быть, правильно в пост отказываться не только от скоромной, но и вообще от вкусной пищи?

Протоиерей Александр БОРИСОВ, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана в Шубине (Москва):

— Можно так разнообразить постную пищу, что и разговляться не захочется. Особенно Успенским постом — в конце лета много дешевых овощей и фруктов. Но такой пост теряет смысл. Ведь суть поста не просто в отказе от животной пищи, а в ограничении удовольствий. Сознательно лишая себя утешения, которое мы получаем от вкусной пищи и вина, мы становимся чувствительнее к духовной жизни. Если же человек озабочен, как поизысканнее поесть, ему не до духовного. Хотя он и отказывается от животной пищи, но радости жизни в Господе не получает. Всему свое время. Кончается пост — приходит праздник, и мы радуемся, накрываем праздничный стол, зовем гостей, угощаем их вкусной пищей, вместе славим Господа, в том числе и благодарим его за вкусную трапезу, ведь это тоже дар Божий. А постом заботы о еде должны занимать минимум времени. Но искусственно делать пищу невкусной не только не нужно, но и грешно — мы же во славу Божию вкушаем! Постная пища должна быть простой, здоровой и быстрой в приготовлении. И не надо забывать об умеренности — если простой картошкой до отвала наестся, тоже будет не до молитвы, не до чтения Евангелия, не до размышлений о вечном.

— Мы от всего в жизни получаем удовольствие — от каждого цветка, от солнца, от пения птиц, шелеста листьев. Да и от того, что мы просто дышим. Что же, не жить? Просто нужна рассудительность. Получать удовольствие от разумного удовлетворения потребностей нормально. Грех — когда это удовлетворение переходит в страсть, мы хотим насыщаться все больше, есть все изощреннее. Первое — чревобесие, второе — гортанобесие.

Конечно, пост подразумевает ограничение удовольствий, но только глубокие молитвенники и аскеты могут есть совсем невкусную пищу и не замечать этого. Большинству же людей, тем более мирянам, совсем без утешения даже в пост тяжело. Часто люди, особенно новоначальные, прочитав о подвигах святых, пытаются подражать им внешне, в том числе и постятся очень строго, безжалостно по отношению к себе, а в результате впадают в уныние, некоторые даже до нервных срывов себя доводят. Нужна мера, которая у каждого своя. Пища должна быть простой, но достаточно сытной и вкусной. Не может простой человек есть совсем без удовольствия.

Протоиерей Валериан КРЕЧЕТОВ:

— Священноисповедник Афанасий (Сахаров) говорил: «Ешьте хоть вкусную, но постную пищу». Есть невкусно — не наша мера. В понедельник первой седмицы Великого поста поется стихира: «Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть, злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение, пост истинный есть, и благоприятный». Отец мой, протоиерей Михаил, Великим постом всегда за трапезой говорил: «Постимся постом приятным» — и на этом останавливался.

Службы в православный пост

Понятно, что присутствовать постом на всех церковных службах так, как это делали иногда древнерусские крестьяне (поскольку полевые работы в средней полосе в это время еще не начинались), современный человек, особенно житель мегаполиса, позволить себе не может. И все же есть несколько особенных богослужений, побывать на которых желательно.

В понедельник, вторник, среду и четверг первой недели поста, а затем вечером в среду пятой недели (формально – на утренней службе четверга) в храмах читают Великий покаянный канон Андрея Критского. Конечно, его можно почитать дома, а теперь даже и послушать на диске. Но при возможности быть в храме – очень желательно.

Великим, а теперь и другими постами в храмах массово проводится таинство Соборования, очень созвучное постной дисциплине. Время его проведения и продолжительность в разных храмах различается, нужно просто узнать про ближайшие и выбрать удобный.

Очень помогает достойно завершить пост и подготовиться к празднику Пасхи посещение служб последней Страстной седмицы. Некоторые православные даже берут на эти дни отпуск, а в православных гимназиях – объявляют специальные каникулы.

Все перечисленное выше – ключевые моменты, которые хорошо бы не пропустить. Разумеется, что прочие церковные службы постом тоже продолжаются (правда, чуть реже служатся литургии, которые в первые шесть недель по будням бывают только в среду и пятницу). И их посещение зависит от Ваших возможностей.

Важно иметь в виду, что после Соборования необходимо при первой же возможности причаститься. То есть в обычном порядке подготовиться и побывать либо на ближайшей литургии, либо – на литургии в ближайшие выходные (разумеется, всё – с посещением вечерней службы накануне)

Также на литургии по будням могут быть отслужены полным чином Часы, и тогда служба займет больше времени, чем обычно. Впрочем, это зависит от обычаев конкретного храма, о которых стоит заранее расспросить дежурную у свечного ящика.

В мультиварке

Что можно кушать в пост. Для приготовления постных блюд подойдет современный кухонный прибор – мультиварка. Загрузил, включил и занимайся своими делами. Простые рецепты для мультиварки:

Постные каши

Пшённая каша

  • 3 стакана воды,
  • 1 стакан пшена,
  • соль, сахар по вкусу.

Пшено промыть, засыпать в мультиварку, залить водой, добавить соль, сахар и включить на режим «Каша». Пшено получается рассыпчатым, можно добавить растительное масло и кушать на завтрак или использовать как гарнир.

Овсяная каша с медом и изюмом

Все ингредиенты, кроме меда, отправляем в чашу. Включаем режим для каши. Перед подачей кашу заправляем медом.

  • 250 мл воды,
  • 100 гр. овсяных хлопьев,
  • 3 ст.л. меда,
  • изюм.

Ячневая каша

  • 600 мл воды,
  • 300 гр. ячневой крупы,
  • сахар, соль – по вкусу.

Промытую крупу и остальные ингредиенты сложить в чашу мультиварки. Пропорции даны для густой каши, если любите жидкую — добавьте ещё 100 мл воды. Включаем на уже известный нам режим для каши. После сигнала готовности включаем «Подогрев» и томим еще 15 минут.

Постные супы

Морковный суп-пюре

  • 1 л воды,
  • 5 шт. моркови,
  • 2 шт. картофеля,
  • 1 луковица,
  • 1 ст.л. растительного масла,
  • специи на ваш вкус,
  • половина лимона, соль.

Лук порезать, добавить специи и обжарить в течение 10 минут на растительном масле в режиме «Жарка». Нарезать морковь и картофель, высыпать в чашу с луком, включить «Тушение» на 30 минут. После отключения выжимаем сок лимона и перемалываем блендером в пюре. При подаче добавить зелень по вкусу.

Постный борщ со свежей капустой

  • 2 л воды,
  • 2 шт. картофеля,
  • 1 морковь,
  • 1 свекла,
  • 300 гр. капусты белокочанной,
  • 1 луковица,
  • масло растительное,
  • соль, сахар,
  • томатная паста по вкусу.

Порезать лук, натереть на терке морковь и свеклу, выложить в чашу с растительным маслом и готовить на режиме «Жарка» 5-7 минут. Добавить нарезанные картофель и капусту, сахар, соль, томатную пасту. Залить водой и готовить борщ в режиме «Суп» 30-40 минут.

Постные салаты

Салат из редьки с морковью

  • 200 гр. маргеланской редьки,
  • 100 гр. моркови,
  • 2 ст.л. оливкового масла,
  • укроп, петрушка,
  • лимонный сок,
  • перец черный молотый,
  • соль.

Овощи помыть, натереть на терке, добавить рубленную зелень, оливковое масло, перемешать и витаминный салат готов.

Салат с пекинской капустой и кукурузой

  • 300 гр. пекинской капусты,
  • 400 гр. кукурузы консервированной,
  • 1 морковь,
  • 50 гр. зеленого лука,
  • зубчик чеснока,
  • зелень,
  • лимон,
  • соль, сахар,
  • растительное масло.

Капусту нашинковать, морковь натереть на терке, зелень порубить без жестких стеблей. Сложить всё в глубокую миску, добавить кукурузу. Отдельно приготовить заправку: измельченный чеснок, соль, сахар, сок лимона. Заправку добавлять в салат непосредственно перед подачей к столу.

Салат из свежей свеклы, с яблоком и грецким орехом.

  • 2 шт. свеклы,
  • 2 яблока,
  • 100 гр. грецкого ореха,
  • апельсин.

Очищенную свежую свеклу натереть на тёрке, яблоки порезать соломкой, орехи мелко порубить. Всё перемешать в чашке, выдавить сок апельсина. Салат подавать порционно, украсив грецкими орехами.

История постов

Пост существовал во времена Ветхого Завета, христиане же стали поститься с самого основания Церкви, следуя примеру Самого Господа и апостолов. Древнейшие из церковных писателей утверждают, что апостолы установили первый 40-дневный пост в подражание пророку Моисею и Спасителю, которые постились 40 дней в пустыне. Отсюда название Великого поста — Четыредесятница.

Некоторые церковные ученые считают, что пост поначалу состоял из 40 часов. Древние христианские книги (II, III века) рассказывают нам об обычае поститься в продолжение двух суток. Пост перед Пасхой составлял 6 дней, как рассказывает об этом Дионисий Александрийский.

Таким образом, Великий пост (Святая Четыредесятница) в том виде, как он существует ныне, сложился постепенно. Церковные историки считают, что он окончательно оформился, когда вошло в обычай крестить новообращенных на Пасху и готовить их к принятию Таинства Крещения продолжительным постом. Из чувства братства и любви в этом посте вместе с ними стали участвовать и все верующие.

Уже в IV веке Великий пост существовал в Церкви повсеместно, но начинался не везде в одно время и не везде продолжался 40 дней. Пост был очень строгим. Древний христианский писатель Тертуллиан рассказывает, что разрешались только хлеб, сушеные овощи и фрукты, и то не раньше вечера. Это называлось сухоядением. В течение дня не пили даже воду. На Востоке сухоядение держалось до XII века, потом постными стали считаться не только овощи, но и рыба, и даже некоторые птицы.

Любая радость и веселье считались нарушением поста. Общее правило заключалось в воздержании от возбуждающей пищи и умеренном употреблении даже разрешенных продуктов.

В последующие времена появились ереси, одни из которых считали пост главной обязанностью христианина, другие, наоборот, совершенно отрицали его значение. Церковные же правила, обобщившие опыт первых веков, наказывают не только всякого, кто без необходимости для здоровья нарушает установленный пост, но и тех, кто утверждает, что есть мясо — грех даже в праздники, и осуждает употребление мясной пищи в дозволенное время.

В дни Великого поста в христианских странах запрещались всякие зрелища, закрывались бани, лавки, торговля мясом и другими скоромными продуктами, продавались только предметы первой необходимости. Прекращались даже заседания в судах. Христиане занимались благотворительностью. В эти дни рабы часто отпускались на волю или освобождались от работы.

Посты делятся на однодневные и многодневные. К многодневным постам относятся:

  1. Великий пост, или Святая Четыредесятница.
  2. Петровский пост.
  3. Успенский пост.
  4. Рождественский пост.

К однодневным постам относятся:

  1. Еженедельные посты в среду — в память предательства Спасителя Иудой и в пятницу — в память страданий и смерти Спасителя.
  2. Однако в среду и пятницу некоторых недель поста нет. Это: Пасхальная неделя, которая почитается как бы за один Светлый день; неделя после Троицы; так называемые Святки, то есть время от Рождества до Крещенского сочельника; Неделя о мытаре и фарисее перед Великим постом (чтобы мы не уподобились фарисею, который хвалился своим благочестием); Масленица (хотя во время нее действует запрет на мясо).
  3. Праздник Воздвижения Креста Господня — 27 сентября.
  4. День усекновения главы Иоанна Предтечи — 11 сентября.
  5. Крещенский сочельник, то есть день накануне Крещения — 18 января.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector