Когда полетел гагарин в космос? в каком году гагарин полетел в космос?
Содержание:
Личная жизнь
Вдова Юрия Алексеевича всегда была закрыта для прессы. Интервью позже дала дочь Галина, в котором она рассказала, что мать испытала большое горе, говорить о котором было невозможно.
Когда Валентина (так звали жену Гагарина) впервые увидела Юру, он ей не особо понравился. Но его уверенность в себе постепенно победила, и в 1958 году девушка приехала к нему на Север, где он заканчивал летное училище. В 1960 году, когда у них была годовалая дочка, семья переехала в Москву.
После того как Юрий Гагарин полетел в космос, Валентина увидела своего мужа лишь на Красной площади, а наедине им удалось остаться еще через несколько дней. Супруги никогда не ссорились перед детьми, а когда кто-то из них воспитывал, другой не вмешивался.
День начинался с гимнастики, когда Юрий всех поднимал, спускался по лестнице, звоня во все квартиры. Зарядка длилась сорок минут. Валентина, правда, не занималась, так как была занята другими заботами.
Конструкция
Основная статья: Восток (космический корабль)
- Масса аппарата — 4,725 т;
- Диаметр герметичного корпуса — 2,2 м;
- Длина (без антенн) — 4,4 м;
- Максимальный диаметр — 2,43 м.
В мае 1959 года по инициативе заместителя Председателя Совета Министров СССР, председателя Комиссии Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам Д. Ф. Устинова было принято решение Совета Министров СССР об утверждении разработки пилотируемого комплекса «Восток».
Участие СССР в космической гонке привело к тому, что при создании корабля был выбран ряд неоптимальных, но зато простых и быстро осуществимых решений. Некоторые компоненты создать вовремя не успели, в результате пришлось отказаться от системы аварийного спасения на старте и системы мягкой посадки корабля. Кроме того, из конструкции строящегося корабля была убрана дублирующая тормозная установка. Последнее решение было обосновано тем, что при запуске корабля на низкую 180-200-километровую орбиту он в любом случае в течение 10 суток сошёл бы с неё вследствие естественного торможения о верхние слои атмосферы и вернулся бы на Землю. На эти же 10 суток рассчитывались и системы жизнеобеспечения.
Макет космического корабля «Восток» с третьей ступенью носителя «Восток»
Связь
С космонавтом устанавливалась и поддерживалась двусторонняя радиосвязь. Частоты бортовых коротковолновых передатчиков составляли 9,019 мегагерца и 20,006 мегагерца, а в диапазоне ультракоротких волн 143,625 мегагерца. С помощью радиотелеметрической и телевизионной систем производилось наблюдение за состоянием космонавта во время полёта.
Опасения за космонавта
Электрокардиограмма Ю. Гагарина, записанная за день до его полёта в космос.
Первый полёт проходил в автоматическом режиме, при котором космонавт был как бы пассажиром корабля. Тем не менее, в любой момент он мог переключить корабль на ручное управление.
Советские психологи, не зная достоверно, как будет себя вести человек при длительном воздействии невесомости, допускали, что космонавт может потерять над собой контроль и захочет вести корабль вручную, поэтому цифровой код, позволяющий отключить автоматику, лежал в специальном запечатанном конверте. Подразумевалось, что правильно прочитать и ввести этот код космонавт сможет только будучи вменяемым. Однако перед полётом Гагарину всё же сказали этот код.
Международная реакция
Главы государств
В Кремль шли поздравления и от руководителей западных стран.
Президент США Джон Кеннеди написал: «народ Соединённых Штатов разделяет удовлетворение народа Советского Союза в связи с благополучным полётом астронавта, представляющее собой первое проникновение человека в космос. Мы поздравляем Вас и советских учёных и инженеров, сделавших это достижение возможным. Я выражаю искреннее пожелание, чтобы в дальнейшем стремлении к познанию космоса наши страны могли работать вместе и добиться величайшего блага для человечества»;
Премьер-министр Великобритании Гарольд Макмиллан, поздравляя Н. С. Хрущёва «по случаю величайшего успеха ваших учёных, техников и астронавтов в осуществлении полёта человека в космос», назвал происшедшее «историческим событием»;
Президент Франции Шарль де Голль писал, что «успех советских учёных и астронавтов делает честь Европе и человечеству».
Избитый и почти отчисленный
Произошедшее не помешало мальчику преуспеть в учебе. В школе он был отличником и, закончив шесть классов, несмотря на протесты семьи, уехал в Москву. Там юноша поступил в ремесленное училище в Люберцах и также окончил его с отличием, получив специальность «формовщик литейного цеха».
Дом, где семья Гагариных жила после войны. Тогда они переехали из деревни в город Гжатск, который теперь называется Гагарин. Фото — Википедия
Далее его путь лежал в Саратов, в местный индустриальный техникум и, что самое важное, в спортивный аэроклуб, где юноша совершил первый самостоятельный полет на самолете Як-18. Всего же в аэроклубе Юрий Гагарин выполнил 196 стартов
Як-18. Фото — Википедия
Само собой, призыв в армию закончился для молодого летчика попаданием в 1-е военное авиационное училище в Чкалове (нынешний Оренбург). Там он также проявил свою энергию и даже был назначен помощникам командира взвода. Однако ретивость новобранца пришлась по душе не всем. Несколько курсантов устроили ему ночью «темную». Гагарин вернулся из госпиталя только через месяц. Три курсанта были осуждены военным трибуналом. Новоиспеченный сержант же ничуть не снизил требовательности ни к себе, ни к товарищам.
Сержант Гагарин в авиационном училищею Фото — РИА Новости
Помимо житейских проблем, в училище Гагарин испытал едва ли не главные проблемы на пути к своей мечте летать. По всем дисциплинам он имел самые высокие баллы, но никак не мог освоить грамотную посадку — самолет все время «клевал носом», шел на снижение слишком резко.
Было даже принято решение об отчислении. Однако приказ не подписывали — юноша плакал, говорил, что без неба не может жить
Едва ли не в последний момент начальник училища обратил внимание на маленький рост Гагарина, в связи с чем предположили, что у курсанта менялся угол обзора и снижалось чувство земли. В итоге будущему космонавту положили на кресло толстую подкладку, после чего он справился с заданием
25 октября 1957 года Гагарин окончил училище с отличием.
Летчик-космонавт СССР
Дата и место рождения:
9 марта 1934 года, с. Клушино Гжатского (ныне Гагаринского) района Смоленской обл., РСФСР (Россия).
Дата и причина смерти:
27 марта 1968 года погиб в авиакатастрофе на самолете УТИ МиГ-15 вместе с летчиком-испытателем, полковником В.С. Серегиным во время тренировочного полета. Самолет разбился вблизи д. Новоселово Киржачского района Владимирской области. Точная причина авиакатастрофы не установлена.
Похоронен в Кремлевской стене на Красной площади в г. Москве.
Образование:
1941 — поступил в 1-й класс средней школы с. Клушино, но учебу прервала война. Лишь в 1943 году возобновил учебу в школе.
1945-1949 — учился (окончил 6 классов) в средней школе г. Гжатск (в 1945 году семья Гагариных переехала в Гжатск).
1949-1951 — учащийся ремесленного училища №10 г. Люберцы Московской области, получил специальность «формовщик-литейщик».
1951 — окончил 7-й класс в школе рабочей молодежи № 1 г. Люберцы и был направлен Московским областным управлением трудовых резервов на учебу в Саратовский индустриальный техникум.
1951-1955 — учащийся Саратовского индустриального техникума по специальности «Литейное производство», получил диплом с отличием.
4 сентября 1954 — 1 октября 1955 — занимался в Саратовском областном аэроклубе. На самолете Як-18 выполнил 196 полетов и налетал 42 час 23 мин. По окончании аэроклуба направлен в 1-е Чкаловское Высшее авиационное училище летчиков (ВАУЛ). 14 марта 1955 — совершил первый прыжок с парашютом ПД-47 с высоты 800 метров с самолета По-2.
27 октября 1955 — 5 ноября 1957 — курсант 1 -го Чкаловского ВАУЛ имени К.Е. Ворошилова. 8 января 1956 — принял военную присягу. Госэкзамены по теоретическим курсам сдал на «отлично». Летал на самолетах Як-18 и МиГ- 15бис (общий налет — 166 час 41 мин, 586 полетов).
1 сентября 1961 — 2 марта 1968 — слушатель Военно-воздушной инженерной академии (ВВИА) им. Н.Е. Жуковского, инженерный факультет. 17 февраля 1968 защитил дипломный проект. Окончил академию с отличием по специальности «Пилотируемые воздушные и космические летательные аппараты и двигатели к ним» и получил квалификацию «летчик-космонавт-инженер».
Автор книг: «Дорога в космос» (1962), «Вижу Землю» (1976), соавтор книги «Психология и космос» (1971).
Деятельность до зачисления в отряд космонавтов:
- С 5 ноября 1957 — в распоряжении командующего ВВС Северного флота (СФ).
- С 29 декабря 1957 — до зачисления в отряд космонавтов — летчик 769 истребительного авиационного полка 122 истребительной авиационной дивизии ВВС СФ, пос. Луостари-Новое Мурманской области.
- 24 октября 1959 — был представлен на должность старшего летчика. К октябрю 1959 — общий налет — 265 час.
Служба в отряде космонавтов:
- 7 марта 1960 — приказом Главкома ВВС №267 зачислен слушателем-космонавтом в отряд космонавтов ЦПК ВВС.
- 25 января 1961 — назначен на должность космонавта и присвоена квалификация «космонавт ВВС».
- С 23 мая 1961 — командир 1 отряда, старший инструктор-космонавт.
- С 16 января 1963 — командир отряда космонавтов, старший инструктор-космонавт.
- С 20 декабря 1963 — заместитель начальника ЦПК по летно-космической подготовке, начальник отдела летно-космической подготовки.
- С 20 марта 1964 — начальник 3 отдела, старший инструктор-космонавт, заместитель начальника ЦПК.
- С 14 марта 1966 — заместитель начальника ЦПК по летно-космической подготовке, старший инструктор-космонавт.
- 15 апреля 1968 — исключен из списков офицерского состава ВС СССР как погибший при исполнении служебных обязанностей.
Космическая подготовка и полеты:
- 16 марта 1960 — 18 января 1961 — общекосмическая подготовка.
- 11 октября 1960 — приказом Главкома ВВС №00176 зачислен в группу для подготовки к первому пилотируемому полету на КК «Восток» вместе с В. Быковским, Г. Нелюбовым, А. Николаевым, П. Поповичем и Г. Титовым.
- Октябрь 1960 — апрель 1961 — непосредственная подготовка к полету в составе группы.
- 8 апреля 1961 — решением Госкомиссии назначен пилотом КК «Восток».
- Первый космический полет совершил 12 апреля 1961 в качестве пилота КК «Восток». Спускаемый аппарат и космонавт приземлились неподалеку от деревни Смеловка Терновского района Саратовской области. Продолжительность полета: 1 час 48 минут. Позывной: «Кедр».
- Сентябрь 1965 — апрель 1967 — проходил подготовку к полету в качестве командира активного КК «Союз» (7К-ОК) в составе 2-го экипажа.
- 23 апреля 1967 — был дублером командира КК «Союз-1» В. Комарова.
Почетные звания:
Государственные награды:
Награды зарубежных государств:
Награды научных и общественных организаций:
Почетный гражданин городов:
Именем Ю.А. Гагарина названы:
По материалам справочника
«Советские и российские космонавты. 1960-2000»
Валентин Бондаренко
Полет в космическое пространство всегда связан со смертельной опасностью: малейший просчет инженеров или летчиков может привести к страшным последствиям. Это касается не только полета, но и подготовки к нему. Об этом напоминает история Валентина Бондаренко.
Трагедия случилась за несколько дней до запланированного полета Гагарина — 23 марта 1961 года. Одним из самых важных испытаний для будущих космонавтов была тренировка в сурдобарокамере, куда летчиков помещали на 10-дневную изоляцию. Все это время пилотам приходилось находиться в очень ограниченном пространстве: места едва хватало, чтобы изменить положение тела. Состав воздуха в тренировочной камере сильно отличался от обычных земных условий: концентрация кислорода была увеличена на 40 процентов.
Бондаренко успешно прошел испытание — трагическая случайность произошла уже во время его подготовки к выходу наружу. По команде медиков Валентин Васильевич отсоединил от своего тела медицинские датчики и протер появившиеся от них следы тампоном со спиртом. После этого космонавт бросил его в урну, но случайно попал на раскаленную плитку, на которой разогревал себе пищу. Ситуация, в обычной жизни не предвещающая ничего опасного, в условиях повышенного содержания кислорода оказалась смертельной. Тампон мгновенно загорелся, и за считаные секунды огонь распространился по всей камере.
Валентина Васильевича срочно отвезли в Боткинскую больницу. Вместе с ним туда поехали и его товарищи-космонавты. Несмотря на усилия врачей, через восемь часов Бондаренко скончался. Ему было всего 24 года.
Долгое время трагедию держали в тайне: имя Валентина Бондаренко удаляли из официальной хроники, его лицо стирали с совместных фотографий с другими членами первого отряда космонавтов. Лишь в 1980-х страна узнала о судьбе Валентина Васильевича.
Слава герою!
Юрий Гагарин стал человеком-символом, сделавшим первый шаг в неизведанные просторы Вселенной. Общеизвестно, что он полетел в космос старшим лейтенантом, а приземлился уже майором. На простого русского парня посыпались всевозможные премии и награды. Английская королева назвала его не земным человеком, а «небесным» и, вопреки этикету, сфотографировалась с ним. Солнечная улыбка Гагарина стала настоящим брендом. Юрий достойно выдержал испытание славой. Его подвиг показал всему миру, на что способен русский человек. И в настоящее время мы гордимся, что именно наши соотечественник совершил первый полет в космос. Золотая медаль им. Ю. Гагарина вручается астронавтам и космонавтам, внесшим свой вклад в освоение космоса. Федеральное космическое агентство учредило специальную награду — знак Гагарина. Именем первого космонавта названы многие площади, районы, улицы, бульвары, проспекты. Город Гжатск, в котором Юрий провел детство, переименован в Гагарин. О том, сколько времени длился полет Гагарина, знают во всем мире. Имя космонавта повторяют на разных языках с гордостью и восхищением.
Как отбирали в отряд космонавтов
Решение о создании Отряда космонавтов было принято в 1959
году. История создания такова:
- Кандидаты должны быть военными летчиками в
возрасте до 35 лет, ростом до 175 см, весом до 75 кг. - Первоначально записались 3461 человек.
- После рассмотрения документов на собеседование
пригласили 347 кандидатов. - После предварительного медицинского обследования
претендентов осталось 206. - Из этого числа после глубокого медицинского
освидетельствования осталось 29 кандидатов. - После прохождения предполетной подготовки
осталось 20 человек. - Непосредственно в Отряд космонавтов зачислено 12
человек. - 6 космонавтов готовились к первому полету на
корабле «Восток» - Первым космонавтом выбрали Ю.А. Гагарина,
дублером – Г. Титова, запасным – Г. Нелюбова.
Ракета-носитель «Восток»
Ракета-носитель использовалась для запусков первых автоматических лунных станций, пилотируемых кораблей-спутников («Восток»), различных искусственных спутников.
Старт проекту был дан постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР от 20 марта 1958 г., которым предусматривалось создание ракеты космического назначения на базе двухступенчатой межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) Р-7 («семерка», индекс 8К71) с добавлением блока 3-й ступени.
Работы по ракете вел разработчик «семерки», ОКБ-1 (ныне РКК «Энергия» им. С.П. Королева) под руководством главного конструктора Сергея Королева.
Эскизный проект третьей ступени МБР Р-7, получившей обозначение «блок Е», был выпущен в том же 1958 г. Ракете-носителю было дано обозначение 8К72К. Ракета-носитель имела три ступени. Ее длина составляла 38,2 м, диаметр — 10,3 м, стартовая масса — около 287 т.
Двигатели всех ступеней использовали в качестве топлива керосин и жидкий кислород. Систему управления блока Е разработал НИИ-885 (ныне Научно-производственный центр автоматики и приборостроения им. академика Н.А. Пилюгина, Москва) под руководством Николая Пилюгина.
Могла выводить в космос полезный груз массой до 4,5 т.
Запуски ракеты-носителя осуществлялись с космодрома Байконур. Первые испытательные запуски проводились в рамках лунной программы.
Впервые ракета стартовала 23 сентября 1958 г. с лунной станцией Е1, однако запуск закончился аварией на 87-й секунде полета (причина — возникновение возрастающих продольных колебаний). Следующие два старта были также аварийными. Успехом увенчался четвертый запуск 2 января 1959 г. с автоматической межпланетной станцией (АМС) «Луна-1». В том же году ракетой благополучно были выведены в космос АМС «Луна-2» и «Луна-3».
15 мая 1960 г. с помощью ракеты был запущен прототип пилотируемого корабля «Восток» — экспериментальное изделие 1К (открытое наименование — «Спутник»). Следующие запуски в 1960 г. проводились с кораблями 1К, на борту которых в специальных контейнерах находились собаки. 19 августа был запущен корабль-спутник с собаками Белкой и Стрелкой.
9 и 25 марта 1961 г. состоялось два успешных запуска с кораблями, предназначенными для пилотируемых полетов (3КА), также с собаками на борту. Животные Чернушка и Звездочка полностью проделали путь, который предстоял первому космонавту: взлет, один виток вокруг Земли и посадка.
12 апреля 1961 г. ракета-носитель вывела в космос корабль-спутник «Восток» с Юрием Гагариным.
Первая публичная демонстрация макета ракеты состоялась в 1967 г. на авиасалоне в Ле-Бурже во Франции. Тогда же впервые ракета была названа «Востоком», до этого в советской прессе ее именовали просто «сверхмощной ракетой- носителем» и т. п.
Всего было проведено 26 запусков ракеты «Восток» — 17 успешных, 8 аварийных и один нештатный (при запуске 22 декабря 1960 г. из-за сбоя в работе ракеты корабль-спутник с собаками совершил полет по суборбитальной траектории, животные выжили). Последний состоялся 10 июля 1964 г. с двумя научными спутниками «Электрон».
На базе ракеты «Восток» в дальнейшем были созданы другие модификации «Восток-2», «Восток-2А», «Восток-2М», которые выпускались на куйбышевском заводе «Прогресс» (ныне Ракетно-космический центр «Прогресс», Самара).
Запуски проводились как с Байконура, так и с космодрома Плесецк. С помощью ракет выводились в космос спутники серии «Космос», «Зенит», «Метеор» и др. Эксплуатация этих космических носителей завершилась в августе 1991 г. запуском ракеты «Восток-2М» с индийским спутником дистанционного зондирования Земли IRS-1B («Ай-ар-эс-1-би»).
Детство
Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года в деревушке Клушино, в Западной области СССР, в семье зажиточных крестьян. Мальчик был третьим из четверых детей. Детство Юры проходило спокойно и радостно, отец и мать уделяли ему много внимания. Алексей Иванович, глава семейства, много занимался поделками из дерева и с удовольствием приобщал к этому детей.
Юрий Гагарин в детстве
В 6 лет Юра пошел в школу, но успел закончить только первый класс, прежде чем началась Великая Отечественная война. Немецкие войска захватили часть территории СССР, дошли они и до Клушино, так что работа многих государственных учреждений, в том числе и школы, прекратилась. Став известным человеком, Юрий предпочитал никогда не вспоминать о мрачных временах оккупации. Известно, что солдаты Германии выгнали семью Гагариных из дому и, отступая, забрали с собой молодежь в качестве военнопленных. Так увезли его брата и сестру.
В 1943 году Клушино освободили, а вскоре после окончания войны Гагарины переехали в Гжатск, где мальчик продолжил учебу. Юрий был очень способным и любознательным юношей, занимался множеством видов деятельности, начиная от музыки и заканчивая фотографией.
После того, как Гагарин закончил 6 классов, он решил переехать в Москву, так как чувствовал себя слишком стесненным в небольшом городе. Родители пытались отговорить амбициозного юношу, но не смогли этого сделать. Так, в 1949 году 15-летний Юрий Гагарин переехал в столицу.
Юрий Гагарин (в центре) — учащийся Саратовского индустриального техникума с друзьями. 1953 год
Подросток жил у родственников, учился в ремесленном училище, одновременно проходя программу за седьмой класс в школе рабочей молодежи. Тогда же молодой Гагарин увлекся баскетболом и вскоре стал капитаном команды. В 1951 году юноша переехал в Саратов, где и начал проходить обучение в индустриальном техникуме. Во время учебы произошло первое знакомство Юрия с небом.
В 1954 году Гагарин попал в клуб авиалюбителей, где читались доклады отцов-основателей космонавтики. Послушав выкладки Циолковского, юноша просто влюбился в идею полетов за пределы Земли, хотя вряд ли мог представить себе тогда, чем обернется его увлечение. В следующем году Гагарин выпустился из техникума, параллельно молодой человек продолжал состоять в клубе авиалюбителей и уже успел самостоятельно выполнить несколько полетов на маленьком учебно-тренировочном самолете.
Юрий Гагарин протирает свой самолет в аэроклубе ДОСААФ города Саратова. 1954 год
Через несколько месяцев после того, как будущий космонавт закончил учебу, его призвали на прохождение армейской службы в военное авиационное училище в Чкалове. Там у Гагарина возник серьезный конфликт, едва не стоивший молодому человеку жизни. Гагарин, назначенный помощником командира взвода, был чрезвычайно строг по части дисциплины, что, разумеется, не устраивало его сокурсников. Однажды ночью его подловили и жестоко избили, после чего юноша пролежал в больнице месяц, прежде чем смог вернуться к службе. Примечательно, что это происшествие нисколько не сломило боевой дух, отношение к подопечным он не поменял.
Курсант Гагарин легко справлялся с любыми заданиями, кроме посадки самолета. Аппарат постоянно клевал носом, и из-за того, что требования к обучающимся были крайне строги, было принято решение отчислить Гагарина.
Юрий Гагарин с родителями
Молодой человек, не представлявший без неба своей жизни, готовился уже поставить крест на своей карьере, но в этот момент начальник училища, которому не давали покоя загадочные неудачи лучшего студента, обратил внимание на маленький рост парня и предположил, что именно из-за этого он имеет проблемы с углом обзора во время посадки. Гагарину дали еще один шанс, при этом перед полетом положили на кресло подкладку, увеличившую высоту сидения
Предположение оказалось верным.
В 1957 году Юрий Гагарин окончил училище и начал служить в Мурманской области.
Характеристики
«Восток» представлял собой корабль-спутник, то есть, в отличие от современных космических кораблей, он не мог выполнять орбитальные маневры.
Длина корабля — 4,3 м, максимальный диаметр — 2,43 м, стартовая масса — 4 т 725 кг. Рассчитан на одного члена экипажа и продолжительность полета до 10 суток.
Состоял из двух отсеков — спускаемого аппарата сферической формы (объем — 5,2 куб. м) для размещения космонавта и конического приборно-агрегатного отсека (3 куб. м) с аппаратурой и оборудованием основных систем корабля, а также тормозной двигательной установкой.
Был оснащен системами автоматического и ручного управления, автоматической ориентации на Солнце и ручной — на Землю, жизнеобеспечения, терморегулирования. Снабжен радиотелеметрической аппаратурой для контроля состояния человека и систем корабля. В кабине корабля были установлены две телевизионные камеры для наблюдения за космонавтом. Двусторонняя радиотелефонная связь с Землей осуществлялась посредством аппаратуры, работающей в ультракоротковолновом и коротковолновом диапазонах. Некоторые основные системы были дублированы для надежности.
Герметичный спускаемый аппарат (СА) имел три иллюминатора: один технологический и два с отделяемыми при помощи пиротехнических устройств крышками для катапультирования кресла с космонавтом и выбрасывания парашюта СА.
В целях безопасности космонавт во время всего полета находился в скафандре. На случай разгерметизации кабины в скафандре был запас кислорода на четыре часа, он обеспечивал защиту космонавта при катапультировании кресла на высоте до 10 км. Скафандр СК-1 и кресло были созданы опытным заводом номер 918 (ныне Научно-производственное предприятие «Звезда» им. академика Г.И. Северина, пос. Томилино Московской обл.).
При выведении на орбиту корабль закрывался сбрасываемым головным обтекателем, имевшим люк для аварийного катапультирования космонавта. После полета спускаемый аппарат возвращался на Землю по баллистической траектории. На семикилометровой высоте осуществлялось катапультирование, затем космонавт в скафандре отделялся от кресла и самостоятельно спускался на парашюте. Кроме того, предусматривалась возможность приземления СА с космонавтом на борту (без катапультирования).
Как назывался корабль
Как уже упоминалось выше, космический корабль, на котором Гагарин отправился в космос, имел название «Восток». Он открывал собой целую серию кораблей с таким же названием, которые в будущем осуществили не один успешный полет за пределы атмосферы земли.
Строился «Восток» конструктором Ивановским О. Г. Под тщательным наблюдением и руководством все того же легендарного Сергея Павловича Королева.
В корабле были использованы достаточно простые, но в то же время предельно надежные и эффективные технические решения и материалы. Главными задачами, которые ставились перед кораблем, был сбор информации о том, как на человеческое тело, психику и работоспособность повлияет нахождение на орбите, а также отработка всех систем и механизмов.
Экваториальные ветры в Антарктиде
Еще одно явление, связанное с волнами в атмосфере, недавно объяснили американские ученые из Университета Клемсона в Южной Каролине и Колорадского университета в Боулдере.
Наблюдая на станции Мак-Мердо в Антарктиде за полярными вихрями — массивными круговыми потоками холодного воздуха, которые вращаются по спирали над каждым из полюсов Земли, — они заметили: антарктический вихрь синхронен с фазами квазидвухлетних колебаний в атмосфере (КДК).
Примерно раз в два года широтные ветра, которые дуют на экваторе Земли, меняют направление с восточного на западное. Фронт зарождается на высоте больше 30 километров в стратосфере и движется вниз со скоростью примерно один километр в месяц. Через 13-14 месяцев одновременно по всему экватору происходит инверсия ветров. Полный цикл, таким образом, занимает от 26 до 28 месяцев.
Общая схема квазидвухлетних колебаний
Американцы установили, что во время восточной фазы КДЦ антарктический вихрь расширяется, а при западной сжимается. Это объясняют прохождением через разные слои атмосферы меридиональных гравитационных волн от экватора к полюсам.
Эти волны зафиксировали и предположили, что они связаны со сменой направления ветров, дующих на экваторе — на расстоянии более девяти тысяч километров от места наблюдений. Сравнение с данными системы метеорологических и атмосферных наблюдений НАСА MERRA-2 за период с 1999 по 2019 год полностью это подтвердило.
Давно известно: расширение зоны полярного вихря приносит холодную погоду в средние широты. Однако то, что первопричина — в смене направления стратосферных ветров в тропиках, стало неожиданностью.
Ученые надеются, что выявленные ими закономерности позволят создать более точные климатические модели и модели атмосферной циркуляции для прогнозирования погоды. В то же время они обеспокоены тем, что в последние десятилетия все чаще сказывается воздействие антропогенных факторов.
Так, четыре года назад заметили нарушение цикличности КДК. В феврале 2016-го переход к восточным ветрам неожиданно прервался. Одна из возможных причин — глобальное потепление.
Поезда и слухи — враги космонавтов
Возвращение Германа Титова на Землю тоже не обошлось без курьезов. Он приземлился на окраине небольшого городка Красный Кут, совсем рядом с железной дорогой, по которой как раз в тот момент проходил поезд. Если бы спускаемый аппарат, в котором находился космонавт, опустился на рельсы, все могло бы кончиться трагически и для него, и для находившихся в поезде людей. К счастью, Титов немного «промахнулся» мимо железнодорожных путей, и никто не пострадал.
Но на этом проблемы вернувшегося с небес космонавта не закончились. Если Юрия Гагарина в скафандре, приземлившегося недалеко от города Энгельса, местные жители просто испугались и разбежались, то Германа Титова бдительные граждане приняли за шпиона и заперли в первом попавшемся доме. Позже, извиняясь перед ним, они оправдывались, что посчитали шпионским атрибутом тянувшийся за ним парашют.
Из-за того, что приземлившегося космонавта долго продержали в скафандре, кто-то пустил слух, что во время полета он получил большую дозу радиации. Этот слух тут же начал обрастать разными подробностями: кто-то рассказывал, что Титов ослеп, кто-то утверждал, что лично видел его полностью лысым. К счастью, сам Герман Степанович отнесся ко всем этим сплетням с юмором.
Герман Титов в 1974 году