От малахита до мрамора. «каменные» сокровища эрмитажа
Содержание:
- Самые узнаваемые экспонаты Эрмитажа
- Будуар императрицы Марии Александровны (супруги Александра II)
- Десятки лет кропотливой работы
- Прогулка по Колывани и ее окрестностям
- Самые известные картины Эрмитажа
- Самые необычные экспонаты Эрмитажа
- История Колыванского камнерезного завода
- Колыванское чудо
- История создания
- Новый Эрмитаж – первый специально спроектированный музей России.
Самые узнаваемые экспонаты Эрмитажа
Многие экспонаты этого музея знакомы каждому, даже если он не бывал в Эрмитаже. Они растиражированы на календарях и открытках. Среди них можно назвать «Черный квадрат» К. Малевича. Это произведение знает каждый, даже далекий от живописи человек.
Часы «Павлин» — еще один знаковый для Эрмитажа экспонат. Созданные более 2 веков назад часы поражают изяществом и красотой. Удивительно, но они исправно работают и каждую неделю радуют посетителей.
Картина Рембрандта «Возвращение блудного сына» известна каждому еще со школьной скамьи. А драматичная судьба самого художника придает творению еще больший трагический окрас.
«Юноша с лютней» это шедевр кисти Караваджо. На этом полотне изображен прекрасный юноша, который был другом знаменитого художника.
«Вечная весна» композиция О. Родена. Она выполнена из белоснежного мрамора, что придает ощущение свежести и новизны чувств. Знаменитая скульптура это лишь часть большой работы «Врата ада».
Эрмитаж ждет вас. Чтобы удивить, поразить, испугать, порадовать – экспонаты музея многолики как искусство, которое создается людьми уже миллионы лет. И экспонаты Эрмитажа яркое тому доказательство. Возможно, вас этот музей удивил чем-то другим. Делитесь впечатлениями и советуйте тем, только планирует поход в Эрмитаж.
Будуар императрицы Марии Александровны (супруги Александра II)
Прекрасная комната больше похожа на шкатулку с драгоценностями. Оформление подчеркивает изящество, любовь к красоте и женственность ее владелицы. Первым автором был А. Брюллов, однако позднее интерьер изменил архитектор Г. Боссе. Прихотливые орнаменты, металлические и деревянные с позолотой, сплетаются в капризный, тонкий узор. Стены и потолок оформлены семью зеркалами, образующими бесконечные цепочки отражений. Дизайнеры отмечают, что убранство будуара словно рисует сложное, переменчивое настроение, чувствительность, грацию. Малиновый шелк в отделке дополняет общую роскошь.
Десятки лет кропотливой работы
Задача стояла не из легких: каким-то образом транспортировать гигантскую находку на расстояние в тридцать два километра, до ближайшей Колыванской фабрики, где шлифовали минералы. В 1828-м году массив первоначально «обтесали», а потом силами большого числа рабочих принялись расчищать дорогу. Конечно, перевозка царицы-яшмы происходила посредством тяжелейшего людского труда. Мужики тянули специальные лямки, прикрепленные к деревянным волокушам, на которых и водрузили кусок скалы. Для сооружения пути и доставки глыбы привлекли одну тысячу человек.
В 1824-м году известный архитектор Авраам Иванович Мельников, ректор Императорской Академии художеств, разработал уникальный проект впечатляющей по размерам вазы. Но всевозможные нюансы обговаривали еще не один год. В течение долгих двенадцати лет труженики Колыванского завода обтесывали сверхпрочный камень, вручную наносили сложнейший орнамент и тщательно полировали поверхность яшмы.
Прогулка по Колывани и ее окрестностям
Прогулку можно начать у самого въезда в поселок. Здесь установлен необычный памятник – Колыванский столп: вырезанная из красного гранита чаша возвышается на высокой стеле. Памятный знак посвящен мастерам камнерезного дела. На столбе закреплены таблички с названиями городов – Москва, Париж, Санкт-Петербург, Лондон… Они красноречиво говорят, как далеко по миру разошлись и прославились изделия Колыванского камнерезного завода.
Колыванский столп
Поселение, созданное на этой земле в начале XVIII века для медеплавильного завода, решено было обезопасить от кочевых племен – калмыков и джунгар. Для этого в Колывани построили деревянную крепость, имевшую четыре боевых бастиона с пушками и окруженную земляным валом. Чуть позже это фортификационное сооружение обновили и расширили, вырыв снаружи глубокий ров. Внутри крепостных стен жили рабочие завода и солдаты. Сейчас составить представление о Колыванской крепости можно по ее восстановленному фрагменту – Капитанской сторожевой башне.
Капитанская сторожевая башня Колыванской крепости
Медеплавильный завод просуществовал в поселке с 1727 по 1799 год. А через три года в его цехах разместили фабрику для обработки и шлифования камня — Колыванский камнерезный завод. Тогда это было третье подобное в России производство. Здесь впервые стали проводить механическую обработку камня с помощью энергии воды. Сегодня более 100 мастеров, трудящихся на нем, продолжают изготавливать изделия из камня: вазы, фонтаны, столы, памятники, шкатулки, визитницы, пепельницы, письменные приборы, а также мозаичные панно и иконы.
Камнерезный завод. Панно
В Колывани интересно посетить музей, рассказывающий историю алтайского камнерезного дела. Здесь можно побывать в цехах, которым уже более 210 лет, увидеть процесс обработки камня и художественную продукцию завода. За время существования камнерезного производства на Алтае, местные мастера сделали множество настоящих произведений искусства, украшающие музеи по всему миру. А самая большая каменная овальная чаша – «Царица ваз» хранится в Государственном музее Эрмитаж в Санкт-Петербурге.
Дорога от Колывани в сторону пос. 8 марта проходит по красивому сосновому лесу. Это – Колыванский борок. Он занимает площадь в 10 га и является памятником природы. Растительность в бору очень разнообразная – более 750 видов.
Колыванский борок
Поселок 8 марта построен на берегу озера Белое. Этот живописный водоем 2,5 на 1,5 км, богат рыбой и пользуется популярностью как отличное место для купания. Здесь прогулку по Колывани и ее окрестностям можно завершить. Но если есть желание, можно еще совершить восхождение на две живописные вершины и съездить на Колыванское озеро.
Озеро Белое
В 8 км к югу от Колывани и в 2 км от пос. 8 марта находится гора Синюха. К ее вершине, расположенной на высоте 1210 м над уровнем моря, можно подняться по-разному. Одна из хороших троп проложена от озера Белого. Она хоженая, так что заблудиться будет невозможно. Подъем от озера до вершины занимает 2,5-3 часа, а возвращение обратно – 1-1,5 часа. На северном склоне горы есть источник. А с самой вершины открывается захватывающая панорама горных хребтов, видны город Змеиногорск и озера – Колыванское, Белое и Моховое.
Гора Синюха
В 5 км от Колывани находится другая возвышенность – гора Очаровательная. Чтобы дойти до нее от поселка, нужно вначале двигаться по проселочной дороге, ведущей к сенокосным лугам. А затем подниматься около 0,5 км на юго-восток. На вершине Очаровательной находится живописная скала – «каменное чудище». А в южной части горы есть небольшое красивое озеро.
Гора Очаровательная
Колыванское озеро находится в 26 км на запад-северо-запад от поселка. Оно имеет размеры 4 на 3 км и очень красиво из-за расположенных по его каменистым берегам причудливых скальных образований. Добраться до озера можно на машине от Колывани или же на рейсовом автобусе, курсирующем между Барнаулом и селом Саввушка. А от Саввушки до водоема можно дойти пешком или же подъехать на такси.
Самые известные картины Эрмитажа
Художественных экспонатов в Эрмитаже тысячи. Но есть такие, которые притягивают к себе туристов не зависимо от их художественных вкусов. Будучи в музее их нужно увидеть обязательно.
«Мадонна Лита»
«Мадонна Лита» — небольшая картина Леонардо да Винчи размером всего 42х33 см, но привлекает к себе толпы туристов. Долгие годы она находилась во владении Герцога Литты и куплена Эрмитажем в 1865 году, хотя и была в ужасном состоянии. Картина была написана предположительно в конце XIV — начале XV веков по заказу короля Людовика II.
«Возвращение блудного сына»
Картина «Возвращение блудного сына» написана на тему библейской притчи о блудном сыне. Сюжет был интересен Рембранду поэтому он трижды писал картины на эту тему. В Эрмитаже мы можем видеть последний, самый известный вариант, созданный в 1666 году. Это была последняя картина, написанная художником перед смертью.
«Танец» Анри Матисс
Картину «Танец» Анри Матиссу заказал Сергей Щукин в 1910 году. Однако творение было не принято ни публикой, ни критикой и Щукин не решился забрать заказа. Через пару дней он все же передумал и панно забрал. Картина отличается яркими красками, отсутствием проработки света и теней. За буйное творчество критики называли Матисса «диким», а слово «фовизм» закрепилось за всем направлением.
«Бульвар Монмартр в Париже»
Серию картин, посвященных бульвару Монмартр, Камиль Писарро создавал в течение 2 месяцев в 1897 году. Для этого он в течение 2 месяцев жил в номере гостиницы, окна которой выходили на этот бульвар. В конце позапрошлого века это была самая красивая и оживленная улица Парижа. Художник запечатлел бульвар в разное время суток, получилась серия картин. Одна из 13-ти картин представлена в Эрмитаже.
Черный квадрат
К. Малевич нарисовал вовсе не квадрат, ведь в фигуре нет параллельных сторон. Однако за картиной прочно закрепилось это название. «Черный квадрат» это часть триптиха, который прославился больше чем две его остальные части — «Черный круг» и «Черный крест».
Самые необычные экспонаты Эрмитажа
«Восковая персона» это фигура Петра I созданная после его смерти Б. Растрелли. Туловище выполнено из дерева, также как ноги и руки. А лицо, кисти рук и ног из воска. При этом фигура подвижна за счет шарниров в конечностях. Самое удивительное это волосы на голове «персоны», которые взяты с головы самого Петра. Одежда также подлинная.
Статуя богини Мут-Сохмет представляет собой женщину с головой льва. Богиня Древнего Египта выглядит устрашающе. Это не удивительно, ведь это кровожадная богиня войны. Смотрители неоднократно отмечали, что возле ее ног образуется непонятно пятно, похожее на кровь.
Маска, выполненная из золота, была найдена при раскопках в г. Керчи. Кому она принадлежала, установить не удалось. Предположительно это маска супруги правителя Боспорского царства Рескупорида. Но так это или нет, точно выяснить, пока не удалось.
«Гробница Гомера» также таит в себе немало загадок. Конечно, к Гомеру она не имеет отношения, ведь сделана почти через тысячу лет после его смерти. Но озадачивает историков то, что гробницу переделывали, а вот кто и по каким причинам пока установить не удалось.
История Колыванского камнерезного завода
Строительство фабрики было осуществлено за два года: с 1801 по 1802 годы. Руководил работами автор проекта новой механизированной шлифовальной фабрики Ф. В. Стрижков. Филипп Васильевич был механиком, изобретателем, художником, мастером-камнерезом и грамотным руководителем. А его отец был мастеровым на Алтайском медеплавильном заводе. Стрижков впоследствии возглавлял фабрику на протяжении 9 лет.
Шлифовальная фабрика Колывани стала третьей в России — такие же фабрики были в Петергофе и Екатеринбурге. Однако Колыванская фабрика имела значительное отличие — именно она первой начала использовать энергию воды для механической обработки камня. Для этого завод использовал пруд: сначала с его помощью приводились в движение меха, которые подавали кислород в медеплавильные печи. Затем пруд использовали для привода водоналивного колеса, которое в диаметре достигало 5 метров. От колеса с помощью специальных устройств механическая энергия передавалась ручным шлифовальным машинам. Благодаря такому изобретению Ф. В. Стрижкова, обработка камня происходила быстрее, чем на других фабриках и позволяла заниматься крупными объектами.
В 1949 году заводу было присвоено имя И. И. Ползунова — изобретателя, создавшего двухцилиндровый паровой двигатель.
К середине XIX века камнерезное художественное производство достигло своего расцвета, а к концу столетия интерес к нему стал угасать. В XX веке камнерезный завод Колывани выполнял лишь государственные заказы, которых было совсем не много. В 80-ых годах ситуация начала меняться: крупный заказ поступил от Алтайского краевого музея изобразительного и прикладного искусства — нужно было изготовить 3 крупные вазы.
В 1999 году руководство Алтайского края приняло важное для завода решение — присоединить его к госпредприятию «Алтайавтодор» в качестве дочерней организации. Благодаря новому финансированию на заводе прошла серьезная модернизация
К 200-летнему юбилею в 2002 году мастера Колыванского завода изготовили 8-гранную вазу из того же материала, что была сделана знаменитая «Царица ваз» — из зеленоволнистой ревнёвской яшмы — и назвали ее «Юбилейная».
Photoskif
Колыванское чудо
В феврале 1828 года, как свидетельствует документ, «к настоящему делу чаши приступлено было». Заготовку вычертили со всех сторон точно по масштабу и вновь приступили к обсечке.
По описанию Николая Савельева, огромный деревянный шаблон прикидывали к камню, вращая его по дугам. При изготовлении круглой чаши пользовались одним шаблоном, но чаша-эллипс требовала целую серию шаблонов. Камень, окружённый ими, был словно в лесах и напоминал строительство дома.
Обтёской верхней части – так называемого полотенца чаши — 65 мастеров под руководством Ивана Ивачёва занимались целый год. Сохранились имена некоторых умельцев-камнетёсов: Петр и Григорий Мурзинцевы, Иван Толстов, Алексей Осколков, Иван Окулов, братья Поднебесновы и Никита Трапезников…
В 1832 году началось «вынятие внутренности чаши долотною работою» — кропотливейший, однообразный труд
Обтёсывали, шлифовали, полировали вручную, с предельной осторожностью. Параллельно бригада резчиков из 42 человек долотами изготавливала резьбу орнамента
Богато декорировали ножку чаши: листья аканта вместе с волнистыми линиями яшмы создают необыкновенную игру объёма, цвета и тени. Словно какое-то древнее дерево вырастает из земли и неожиданно раскрывается цветком фантастических размеров.
Одновременно с этим шли поиски камня для пьедестала. Несколько раз находили, казалось бы, нужный монолит, но в процессе его обработки обнаруживались трещины, и всё приходилось начинать сначала. Наконец в 1842 году пьедестал тоже был готов. Чашу с помощью лебёдок приподняли и её ножку утопили в пирон – стальной стержень пьедестала. Оставалось только подправить полировку, чем и занимались ещё почти год девять мастеровых. Наконец, после почти двадцатилетнего напряжённого труда камнерезов чаша была закончена – только на фабрике её обрабатывали больше десятка лет – с декабря 1831-го по начало 1843 года.
19 февраля 1843 года 154 лошади повезли из Колывани в Барнаул «четыре вновь изобретённого устройства вагона, особенно для самой чаши». Далее обоз достиг Екатеринбурга, а потом водным путем – по рекам Чусовой, Каме и далее по Мариинской системе, соединяющей бассейн Волги с Балтийским морем, – в Санкт-Петербург.
Баржа с величественным изделием довольно долго стояла на Фонтанке у Аничкова моста, потом закупоренную чашу выгрузили у набережной Невы рядом с Эрмитажем. Ещё четыре года для неё сооружали специальный фундамент в проезде здания только что возведённого Нового Эрмитажа. И только 5 ноября 1849 года 770 рабочих поставили «Царицу ваз» на место, добавив к ней бронзовые украшения – венок из дубовых листьев. А у её основания закрепили мраморную доску, надпись на которой гласит: «Чаша сия сделана на Колыванской шлифовальной фабрике из ревневской яшмы по рисунку архитектора Мельникова: в поперечнике 7 аршин (506 см — А.М.), вышиною вместе с пьедесталом и ножкою 3 аршина 10 вершков (260 см – А.М.), весом более 1200 пудов (19 200 кг – А.М.). Камень добыт в 1829 г. унтершихтмейстером Колычевым и осекался на месте два года, чаша совершенно окончена в начале 1843 г. Отправлена с фабрики под наблюдением бергшворена 12 класса Ивачева и доставлена в С.-Петербург в августе того же года».
Между прочим, за более чем полтора века гигантская чаша никогда и никуда не переезжала. Даже в годы Великой Отечественной войны каменное чудо Колывани оставалось в обезлюдевшем и промёрзшем Эрмитаже. Чтобы спасти бесценный экспонат, в дни блокады Ленинграда сотрудники вёдрами вычерпывали из её полости талую воду. Образно говоря, «Царица ваз» вместе с блокадниками испила чашу страданий. И выстояла!
Немало счастливых моментов и трудностей выпало и Колыванскому камнерезному заводу. Его мастера за более чем два века изготовили в общей сложности свыше 900 крупных каменных изделий. Только в каталоге Государственного Санкт-Петербургского Эрмитажа насчитывается 89 ваз, торшеров и чаш. Десятки великолепных каменных изделий хранятся в музеях и частных коллекциях Великобритании, Франции, США, Японии, Швеции, Австрии, Турции. Это и неудивительно, поскольку они изготавливались по проектам лучших архитекторов, таких как Андрей Воронихин, Чарлз Камерон, Джакомо Кваренги, Карл Росси…
Деятельность Колыванского камнерезного завода не раз угасала и вновь возрождалась. Однако предприятию удалось сохранить свой профиль. Сейчас здесь изготавливают мозаичные панно, вазы, фонтаны, изделия ширпотреба и изделия для дорожной отрасли и строительства. А рядом с заводом расположен Музей камнерезного дела Алтая, где хранится его богатая история.
История создания
Яшмовая гостиная в Зимнем дворце. 1833 год.
В 1830 году на месте двух Приёмных императрицы архитектором О. Р. Монферраном создаётся один большой зал — Яшмовая гостиная (вид этого зала сохранился на рисунке 1833 года, выполненном Г. Чернецовым). Тогда же появились массивные камины, сдвоенные колонны и пилястры (каннелированные из серо-фиолетовой яшмы). После пожара зал восстановлен А. П. Брюлловым как Малахитовая гостиная.
Малахитовая гостиная имела особый статус в структуре Зимнего дворца, поскольку она была своеобразным «пограничным» помещением между парадными залами дворца и личными покоями императрицы. Этот зал был репрезентативным, и одновременно он открывал анфиладу из трех гостиных на половине императрицы. В этом помещении собирались члены императорской семьи перед так называемыми выходами — строго регламентированными парадными и церемониальными шествиями в Большую или Малую дворцовые церкви или в Тронный зал. Из малахитовой гостиной открывается выход в залы Невской анфилады.
Согласно воле императора, в декоративное убранства зала А. П. Брюллов включил редкий полудрагоценный камень — малахит. С 1830-х годов, после открытия на уральских рудниках Демидовых огромных залежей малахита, этот камень стал широко использоваться. В парадной гостиной императрицы колонны, пилястры и камины выполнены в трудоёмкой технике, которая получила название «русская мозаика»: тонкие пластины камня наклеивали на основу, линии стыков заполняли малахитовым порошком, затем поверхность шлифовали. Сочетание малахита с обильной позолотой свода, дверей, капителей колонн и пилястр вызывало восторг.
Зал обставили спасённой во время пожара мебелью, выполненной в 1830 году по рисункам Огюста де Монферрана мастером Генрихом Гамбсом. Своё место между окон заняла спасённая малахитовая ваза и восстановленная по чертежам Монферрана сень — большая зеркальная рама с двойными колоннами. Некогда находившиеся здесь торшеры (работа архитектора И. И. Гальберга, 1828 г.) были впоследствии перенесены в Просветы Нового Эрмитажа.
Создавая Малахитовый зал, Брюллов, казалось бы, сохранил композиционное решение старой гостиной и изменил лишь отдельные элементы, но тем не менее общее впечатление от интерьера изменилось. Основным средством художественной выразительности не характерной для классицизма стала подчеркнутая контрастность сопоставления декоративных элементов: насыщенного ярко-зеленого малахита, белизны облицованных белым искусственным мрамором стен и обильной позолоты.
На стене напротив окон была воссоздана роспись, которая существовала до пожара. Роспись выполнил автор, который первоначально выполнил эту работу — Антонио Виги. Фигуры были написаны на тонком коленкоре, а затем наклеены на искусственный мрамор. Центральная из трех женских фигур росписи — аллегория Поэзии — была копией с работы художника Возрождения Рафаэля Санти — медальона «Поэзия», венчающего фреску «Парнас» в Ватикане. По сторонам Поэзии изображены аллегорические фигуры, олицетворяющие День и Ночь. Прообразами этих фигур стали барельефы датского скульптора Бертеля Торвальдсена.
На протяжении всего XIX века архитектурно-декоративное убранство Малахитового зала оставалось без изменений, и он продолжал играть ту же роль «пограничного» помещения между парадными и жилыми покоями. В 1894—1895 годах интерьеры северо-западного ризалита Зимнего дворца получили новое оформление, поскольку здесь после свадьбы должен был разместиться великий князь Николай Александрович (будущий император Николай II) с супругой, но уникальную отделку Малахитовой гостиной сохранили.
Малахитовая гостиная — единственный сохранившийся образец оформления малахитом целого жилого интерьера. Особенно нарядный вид придает интерьеру сочетание ярко-зеленого цвета камня с обильной позолотой и насыщенным малиновым тоном драпировок.
Новый Эрмитаж – первый специально спроектированный музей России.
Вплоть до середины 19 в. коллекции Эрмитажа были доступны небольшому кругу лиц. Билеты выдавала придворная контора. Так, по рекомендации поэта В.Жуковского А.Пушкин получил постоянный пропуск в Эрмитаж, как выразился В.Жуковский – «билет на всю вечность».
Однако в середине 19 в. повсюду в Европе возникали общедоступные музеи. Такой музей в 1839–1852 был построен и в Санкт-Петербурге по проекту баварского архитектора Лео фон Кленце. Музей примыкал к зданиям Старого и Малого Эрмитажа и получил название Новый Эрмитаж.
Новый Эрмитаж строился как музей, предназначенный для широкой публики, выполняющий просветительские функции в обществе. Это был первый в России профессионально спроектированный музей со специальными выставочными помещениями, предназначенными для определенных коллекций, которые были систематизированы в соответствии с научными принципами. Сюда были перенесены все лучшие экспонаты из царских коллекций. Другие здания: Малый Эрмитаж, Старый Эрмитаж, Зимний дворец освобождались от хранения памятников искусства. В 1850–1858 интерьеры Малого и Старого Эрмитажа были перестроены архитектором А.Штакеншнейдером. Тогда был создан ряд роскошных помещений, в том числе знаменитый, залитый светом Павильонный зал на месте маленьких комнат, построенных Валлен-Деламотом. Перестроенные залы, получившие новое оформление, вплоть до революции использовались как части царской резиденции.
Архитектор Л. фон Кленце, выдающийся мастер музейного ансамбля, ученый, археолог, живописец разработал проект музея с учетом опыта европейского музейного строительства 19 в. Все залы первого этажа были построены в духе греко-римской архитектуры, хотя античная коллекция занимала всего 5 залов. Остальные залы были заняты скульптурами русских и западноевропейских мастеров, а также «музеумом книги», собранием гравюр и рисунков. Самой ценной частью античной коллекции было собрание античных ваз, найденных в Италии в тех местах, где были греческие колонии. Собрание располагалась в зале «Греко-этрусских ваз» (т.к. там же было представлено искусство этрусков – древнего населения Италии), впоследствии получившим название «Двадцатиколонный» – из-за своего архитектурного облика. Кленце хотел дать мощную «оркестровку» лучшей части коллекции благодаря торжественной архитектуре зала, построенного в виде греческого храма и украшенного 20 колоннами из серого гранита. В верхней части стен были исполнены росписи на темы и в стилистике греческой вазописи и этрусских росписей. Этот зал и сейчас в основных чертах сохраняется в своем первозданном виде как наиболее выдержанный экспозиционный ансамбль середины 19 в.
На втором этаже Кленце спроектировал залы, предназначенные для показа картин (по правилам того времени скульптура и живопись выставлялись отдельно), а также – монет, медалей и камей. Для каждой национальной школы: итальянской, французской, голландской, испанской, фламандской, а также русской отводились отдельные залы. Перед входом в картинную галерею была расположена Галерея истории древней живописи. 86 картин, написанных по эскизам Л.Кленце (почти все исполнялись на медных досках мюнхенским художником Г.Хильтеншпергером), представляли историю античной живописи: ее зарождение, расцвет и гибель. Через Галерею древней живописи посетитель музея попадал в центральные залы – Большие просветы, с верхним освещением. В конце обхода картинной галереи посетитель осматривал залы русского искусства. В них были представлены знаменитые картины К.Брюллова (среди них – Гибель Помпеи), Ф.Бруни, А.Иванова, И.Айвазовского и других. В 1898, когда был образован Русский музей, картины русской школы были переведены туда.
Вплоть до 1925 года только Новый Эрмитаж был музеем. Зимний дворец, большая часть залов которого была заново отделана в 1837–1839 после грандиозного пожара 1837 (на другие здания пожар не распространился), Малый Эрмитаж, Старый Эрмитаж (интерьеры выполнены по проекту А.Штакеншнейдера), эрмитажный театр до революции оставались царской резиденцией.