Вопросы о таинстве крещения

Ритуалы, традиции и приметы на Крещение, 19 января 2019

В этот день православная церковь почитает не только Крещение Господне и Святое Богоявление, но и святителя Феофана Затворника. Считается, что в ночь на 19 «открывается небо» страждущим, и о чем помолишься или искренне попросишь, все сбудется. Но, якобы, увидеть «разверзшиеся» небеса дано далеко не каждому, только самым благочестивым и чистым душой людям.

Вода, освященная в этот день называется Агиасмой, и считается великой святыней, имеющей необычайную чудодейственную силу. Поэтому в Крещение принято запасаться этой святой водой на весь год. Рекомендуется набирать ее в кранах и водоемах с 12 ночи до трех утра, в ночь на 19 января – именно в эти часы вода набирает самую большую мощь. Используют эту воду для омовения, проведения различных обрядов и ритуалов, а также пьют натощак каждое утро с целью сохранить здоровье и избавиться от ряда болезней.

Хранить крещенскую воду следует в стеклянных банках, в специально отведенном для этого месте, но там, куда лишний раз не ступает нога человека. Рядом с продуктами держать ее не рекомендуется, лучшим местом считается специальный шкафчик под иконами.

Есть еще одно правило. Разбавлять крещенскую воду можно, но не добавлением в сосуд с крещенской водой еще воды, а добавлением какого-то количества крещенской воды в обычную воду.

Таинство Миропомазания

После погружения в купель и облачения в белую одежду священник помазует новопросвещенного святым Миром: запечатлевает «печатью дара Духа Святаго».

Через миропомазание Святой Дух сходит на каждого из нас, исполняя нас силой Божией, как некогда в день пятидесятницы он сошел на учеников Христовых. Святое миро — это особым образом приготовленное масло, которое раз в год освящается патриархом и затем рассылается по всем епархиям, где архиереи раздают его настоятелям. Священник помазывает святым миром уже крещеного человека.

Помазываются его лоб, глаза, ноздри, уста, уши, грудь, руки и ноги. Святым Миром помазываются разные части тела, дабы через помазание освятить всего человека: и его тело, и его душу.

Помазывается лоб для снятия позора, покрывшего его по преступлению Адама, и для освящения мыслей наших.

Помазываются глаза, чтобы мы не шли ощупью впотьмах по пути порока, но чтобы шли по пути спасения под руководством благодатного света; уши — чтобы наше ухо сделалось чутким к слышанию слова Божия; уста — чтобы они стали способными к вещанию Божественной истины.

Помазываются руки для освящения на труд благочестивый, на дела, угодные Богу; ноги — для хождения нашего по стопам заповедей Господних; и грудь — чтобы мы, облекшись благодатию Духа Святого, победили всякую вражескую силу и все могли совершать в укрепляющем нас Иисусе Христе (Флп. 4. 13).

Одним словом, освящаются наши мысли, желания, наше сердце и все наше тело, чтобы сделать их способными для новой христианской жизни.

Помазание Миром есть видимый знак, печать того, что новокрещенному даруется от Бога Дух Святый. С той минуты, как на нас положена эта священная печать, Дух Святый вступает в обручение, в тесную живую связь с нашей душой. С той же самой минуты мы становимся христианами.

Всякий раз священник повторяет слова: «Печать дара Духа Святаго», а восприемник по окончании помазания отвечает: «Аминь», что значит «Подлинно, истинно».

Миропомазание — новое самостоятельное таинство, хотя оно связано с Крещением и совершается, по правилам Православной Церкви, сразу же после троекратного погружения в купель. Приобретая через Крещение нового сына, заботливая мать наша — Святая Церковь — без всякого отлагательства начинает прилагать к нему свое попечение. Как в телесной жизни для укрепления сил младенца нужен воздух и пища, так и для родившегося духовно через Крещение нужна особенная, духовная пища.

Такую пищу преподает святая Церковь в таинстве Миропомазания, через которое происходит сошествие на нашу душу Святого Духа. Оно подобно сошествию Святого Духа в виде голубя, бывшее при Крещении Господа Иисуса Христа.

Праздник Крещения в древней церкви

Андреа Верроккьо, «Крещение», ок. 1472—1475, Уффици

Крещение Господне. Мозаика, монастырь Осиос-Лукас, XI век

Раннее упоминание об особом почитании воды, набранной в день Крещения Господня, и о её чудесных свойствах (в первую очередь, способности не портиться в течение долгого времени) содержится в одной из антиохийских проповедей святителя Иоанна Златоуста (387 год): «В этот праздник все, почерпнув воды, приносят её домой и хранят во весь год, так как сегодня освящены воды; и происходит явное знамение: эта вода в существе своём не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года, остается неповреждённой и свежей».

К тому же времени относится сообщение Епифания Кипрского, который связывает чудесные свойства богоявленской воды с превращением воды в вино в Кане Галилейской, которое также вспоминалось в Богоявление.

Таким образом, до последней трети V века, когда Петром Гнафевсом была составлена молитва богоявленского водоосвящения, богоявленской считали воду, набранную в ночь праздника из источника. В Константинополе VI века таким источником служил фонтан перед храмом Св. Софии.

Традиции

Водосвятие на Неве в день Крещения Господня. Гравюра из книги «Нынешняя Россия. Рисунки и изображения из всех частей европейского царства» (Лейпциг, 1876)

Традиция поиска креста на Богоявление в Греции (Миконос)

Йордановден в Болгарии

Владимир Путин на крещенских купаниях на озере Селигер

Согласно определению Московского собора 1667 года, освящение воды происходило дважды: накануне Богоявления — в церквях, а в сам праздник — «на иордани», то есть на природных водоёмах.

6 (19) января, в праздник Крещения, проходил молебен водосвятия. Над вырубленной (часто — в виде креста) полыньёй, или «иорданью», устраивалась выносная часовня. Она получила название «иорданской сени», хорошо известной на Руси в XVI—XVII веках: «В Суздале в день Богоявления на реку Каменку совершался крестный ход для освящения воды в Иорданской сени. Впереди процессии в сопровождении псаломщика шёл священник и окроплял путь. За ним следовали хоругвеносцы, несшие хоругви и большой пятиглавый фонарь перед выносным крестом с частицей мощей. Следом несли большие выносные иконы, перед каждой из которых четыре массивных одноглавых фонаря. Далее следовали женщины с малыми иконами из собора и монастырей. За ними шли попарно священники со всего города, соблюдая порядок чинопочитания. Процессию завершали богомольцы города и ближайших селений. Напрестольный крест для освящения воды на Иордань нёс священник (протоиерей или архиерей) на голове от самого собора до проруби, которая вырубалась во льду в виде креста. Иордань на реке устанавливалась недалеко от моста. Ниже по течению, где была бельевая прорубь, происходило купание людей, но только в тот момент, когда священнослужитель погружал напрестольный крест в иорданскую прорубь».

В 1890—1910 годах в Санкт-Петербурге, во льду против Зимнего дворца вырубалась прорубь (Иордань), над ней сооружалась сень, вышиною около четырёх саженей, представлявшая собой храм, с куполами и крестами, украшенный вызолоченными изображениями ангелов и образами, обнесённый вокруг открытой галереей. В храме служили молебен. По галерее помещали знамёна гвардейских полков для окропления их святою водою. От Иорданского подъезда Зимнего дворца ко льду и далее по льду устраивали сходни и мостики, украшенные флагами и гирляндами. Вдоль них выстраивались шпалерами гвардейские части в зимней парадной форме без шинелей, солдаты без перчаток — такова была традиция.

После обедни во дворце высшее духовенство выходило на Иордань служить молебен с водосвятием по традиции с петровских времён. На лёд выходила и царская семья.

Митрополит опускал крест в воду, и в это время давался 101 выстрел из пушек Петропавловской крепости. «По представлению верующих, вода в Неве мгновенно делалась святою, и все по очереди подходили испить её. Несмотря на то, что санитарная инспекция уже тогда запрещала пить сырую невскую воду ввиду её загрязнения сточными водами». После водосвятия царь принимал Крещенский парад — мимо него проходили церемониальным маршем войска, присутствовавшие на Иордани.

По словами протоиерея Георгия Рощина, «купание в полынье — „Иордани“ на Богоявление — это не исконная, как принято думать, а сравнительно недавняя российская традиция, ей всего несколько лет. Прежде, до революции, совершались крестные ходы на „Иордани“ с освящением воды, но массовое купание этому не сопутствовало». Более того, обычай купания в реках в Крещение осуждался до революции в «Настольной книге для священно-церковно-служителей» духовного писателя С. В. Булгакова:

В некоторых местах существует обычай в этот день купаться в реках (купаются в особенности те, которые на Святках переряживались, гадали и проч., суеверно приписывая этому купанью очистительную силу от этих грехов). Такой обычай нельзя оправдать желанием подражать примеру погружения в воде Спасителя, а также примеру палестинских богомольцев, купающихся в реке Иордане во всякое время. На востоке для богомольцев это безопасно, потому что там нет такого холода и таких морозов, как у нас.В пользу такого обычая не может говорить и верование в целебную и очистительную силу воды, освящённой Церковью в самый день крещения Спасителя, потому что купаться зимой значит требовать от Бога чуда или же совершенно пренебрегать своей жизнью и здоровьем.
С. В. Булгаков, «Настольная книга для священно-церковно-служителей»

Богословие таинства

Сцена крещения. Стекло, первая половина XII века. Франция, Сент-Шапель

В исторических церквях, а также в лютеранстве и англиканстве крещение относится к таинствам. В других протестантских церквях, крещение понимается как символический обряд.

В крещении, с точки зрения Церкви, человек умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Святого Духа в жизнь духовную. При крещении человек не только смывает с себя все прежние грехи, но он также умирает для греха:

В Послании к Римлянам говорится, что крещаемый умирает с Христом, чтобы воскреснуть с Ним для вечной жизни: «Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим. ). Продолжая грешить после крещения, человек тем самым отказывается от благодати: «Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого» (2Петр. ).

Архиепископ Фессалоникийский Симеон о таинстве крещения пишет следующее, ссылаясь при этом на псалом 50:

Как происходит Таинство крещения

В самом начале оглашенный или крестные родители (если крещение будет принимать ребенок) встают рядом со священником, который читает молитвы о просвещении человека, собирающегося принять крещение, и сохранении его от зла. Потом он поворачивает их лицом на запад и предлагает отречься от диавола, всех его злых дел. После этого надо дунуть и плюнуть на диавола. Этот жест символизирует ненависть к злым делам, грехам.

Затем человек вместе с батюшкой поворачивается лицом на восток и произносит слова веры во Христа. Священник трижды вопрошает оглашенного, отрекся ли он от сатаны и его злых дел. На этот вопрос надо трижды ответить положительно. Потом священник спрашивает о том, верит ли человек во Христа и сочетается ли с Ним. На это тоже трижды надо ответить положительно.

После этого оглашенный или крестный читает Символ веры. Затем священник читает молитву на освящение воды. Он рукой благословляет воду с троекратным пением «Аллилуйя», затем опускает туда освященное масло. Этим маслом батюшка помазает и крещающегося.

Основная часть Таинства

Затем начинается основная часть – троекратное погружение человека в купель со словами: «крещается раб (раба) Божия (имя) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь».

Вынув ребенка из купели, священник отдает его крестным, которые держат наготове полотенце. Они вытирают его и надевают на него крестильную рубаху. Священник в это время читает особую молитву на освящение крещальной одежды.

После этого на шею человека надевается крест, который он не должен снимать до самой смерти. Дальше происходит Таинство миропомазания. После этого крестный с крестником на руках (или сам крещающийся) идут вслед за батюшкой вокруг купели с пением «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (Гал.3-27). Этот шествие повторяется трижды в знак того, что человек готов идти по жизни вслед за Христом и подражать Ему в земной жизни.

Потом читается отрывок из Апостола и Евангелие. Затем следуют ектении, а потом происходит сострижение волос крещающегося в знак посвящения души и тела Богу. Остриженные волосы наматываются священником на свечу и опускаются в купель. (На этот счет имеются народные поверья о том, как поведет себя свеча в купели, потонет или нет. Это, конечно, является предрассудком, и никакого отношения к вере не имеет).

Чин воцерковления новокрещенного

После этого начинается чин воцерковления новокрещенного. Читается особая молитва, лица мужского пола вводятся в алтарь с поклонами, а женщин подводят к амвону. Потом обычно священник читает матери крещающегося ребенка молитву об очищении после родов.

В ближайшее время после Таинства крещения следует принести малыша в храм для принятия Святых Таин.

Крещенские купания

Раньше в прорубь окунались прежде всего те, кто участвовал в святочных гаданиях, колядках и ряжении — чтобы смыть грехи. В настоящее время купание на Крещение в ледяной проруби стало массовым развлечением. Окунуться в иордань стремятся даже не воцерковленные верующие и атеисты, считая это полезным для здоровья. Во избежание несчастных случаев, устройством крещенских купелей занимаются местные власти, а в дни праздника рядом дежурят спасатели и медики.

фото: chelgo.ru

Крещенские купания: правила поведения, как правильно

Врачи предостерегают – купание в проруби может быть опасно. Они призывают воздержаться от купания людей, страдающих заболеваниями, особенно сердечно-сосудистыми, нервной системы, сахарным диабетом, воспалительными заболеваниями носоглотки.

Если все же вы решили искупаться – последуйте нескольким советам:

  • Не купайтесь в необорудованных прорубях, рядом с которыми нет медиков и служб МЧС
  • Воздержитесь от употребления алкоголя
  • не прыгайте в прорубь вперед головой
  • не прыгайте в прорубь с кромки льда
  • перед погружением сделайте разминку
  • купайтесь не больше 1 минуты
  • после купания сразу же разотрите себя полотенцем, тепло оденьтесь и выпейте горячий чай.

Место Крещения

Вид на Эль-Махтас (Вади-эль-Харар) из Каср-эль-Яхуда, предполагаемое место Крещения Иисуса Христа. Современный православный храм Иоанна Предтечи.

Точное расположение места крещения Иисуса Христа неизвестно. Большинство ранних греческих рукописей Нового Завета называют место Крещения Иисуса Вифанией Заиорданской (Βηθανία πέραν τοῦ ᾿Ιορδάνου). Считается, что наименование Вифавара впервые предложил Ориген, но он расположил её на западном берегу Иордана. В славянской Библии место крещения названо Вифаварой по ту сторону Иордана (Виѳавáрѣ бы́ша объ о́нъ пóлъ Иордáна), в русском Синодальном переводе — Вифаварой при Иордане (Ин. ), в Новой Библии Короля Якова (NKJV) — Вифаварой за Иорданом (Bethabara beyond the Jordan), в греческой Библии и Новой Вульгате — Вифанией за Иорданом.

Однако на Мадабской карте VI века место Крещения изображено напротив Иерихона на западном берегу реки, то есть не за Иорданом, если смотреть с западного берега. Существует предположение, что автор Мадабской карты, живший на восточном берегу Иордана, понял словосочетание за Иорданом в смысле места, находящегося на другом берегу по отношению к нему, хотя автор Евангелия, естественно, понимал предлог за, как к расположенному на восточном берегу. Паломник Феодосий (V—VI вв.) сообщал, что на месте Крещения Иисуса Христа находилась мраморная колонна, увенчанная железным крестом.

До VI—VII веков традиционное место Крещения Иисуса Христа располагалось на восточном берегу Иордана около Иерихона, но после арабского завоевания Палестины (640 год) местом Крещения стали считать место также около Иерихона, но на западном берегу по причине труднодоступности восточного берега. Со временем место Крещения было утеряно из-за разрушения находившихся там церквей.

С течением времени река Иордан изменила своё русло, поэтому в настоящее время место крещения Иисуса находится на суше.

В конце XV века считалось, что место Крещения находилось в Бейт-Аваре (Beth-Abara, она же Бефвара (Суд. )) в районе современного моста Алленби, но с XVI века считается, что около монастыря святого Иоанна, примерно в 10 км восточнее Иерихона. При этом остается точно не выясненным с какого берега Иисус входил в реку. На западном берегу это место называется Каср-эль-Яхуд (контролируется Израилем), на восточном, напротив него — Эль-Махтас (Вади-эль-Харар) в Иордании. В ходе раскопок в Вади-эль-Хараре была обнаружена большая мраморная плита, по-видимому, являющаяся основанием колонны, упомянутой паломником Феодосием.

Что можно есть в Сочельник и Крещение

На Крещение можно устроить семейное застолье — считается, что первым приступать к еде должен тот, кто последним вышел из проруби. А вот накануне праздника, в Сочельник, действует строгий пост. Традиционным блюдом для этого дня является сочиво — делимся простым рецептом.

Надо: 1, 5 стакана пшеницы, 80 г сухофруктов, 80 г мака, 80 г грецких орехов, 4 ст. ложки меда, 1,5 ст. ложки сахара, соль.

Готовим. Пшеницу промываем, кладем в кастрюлю. Вливаем 3 стакана воды, варим 30 минут. Добавляем сахар и щепотку соли, продолжаем варить до мягкости. Мак промываем, заливаем кипятком, даем набухнуть. Сливаем воду. Сухофрукты промываем и также заливаем кипятком (минут на 15-20), при необходимости измельчаем. Орехи мелко рубим. Соединяем все подготовленные ингредиенты, поливаем медом и перемешиваем. Сочиво готово.

Сочиво на Крещение. Фото: instagram.com/sweet_dessert_kmv

Правила крещения для родителей

Существуют определенные правила, которые должны соблюдать родители и родственники младенца:

  • Крестить ребенка можно в любом возрасте, как в первый день жизни, так и после года. Однако священники рекомендуют проводить таинство на сороковой день. Это связано с тем, что до этого времени мать младенца не сможет принять участие в совершении обряда.
  • Таинство совершается в любой день. Церковь не устанавливает каких-либо ограничений. Однако дату крещения нужно заблаговременно согласовать со священником.
  • Родители должны выбрать для своего ребенка крестных. Но если не удается найти обоих, восприемником может быть один. При этом для девочки обязательно нужна крестная, а для мальчика – крестный.
  • Родители не могут быть крестными для своего ребенка, а вот близкие родственники: братья, сестры, тети, племянники, вполне могут взять на себя ответственность.
  • Для проведения обряда необходимо купить ребенку нательный крестик, полотенце, специальная рубашечка и пеленка. Как правило, эти расходы берут на себя крестные. Но при желании, мама может самостоятельно сшить или связать крестильный наряд для своего ребенка.
  • Официально плата за крещение не предусмотрена. Как сказал Христос: «Даром приняли, даром давайте» (Мф,10:8). Однако стоит помнить, что апостолов кормили и принимали на ночлег верующие. В современном мире требы – это статься дохода храма. Этими деньгами оплачивают текущие расходы по оплате коммунальных услуг. Часть этих средств идет священнику, у которого, как правило, много детей. Если же у вас нет денег, окрестить ОБЯЗАНЫ бесплатно.
  • Родители и родственники должны исповедовать православную веру и носить нательный крестник.
  • Отец и мать ребенка наблюдают за таинством, не касаясь ребенка.
  • Вещи, которые использовали для крещения, в дальнейшем сохраняют, никогда не стирая. На них содержаться частички святого мира. Когда малыш болеет, на него надевают крестильную рубашечку и молятся о его здравии.

Праздник Крещения в исторических церквях

Основные эпизоды земной жизни Иисуса Христа согласно Евангелиям
  • Рождество
  • Сретение
  • Крещение
  • Искушение Христа
  • Призвание двенадцати апостолов
  • Нагорная проповедь
  • Чудеса
  • Преображение
  • Дарование молитвы ученикам
  • Пророчество о Втором пришествии
  • Вход в Иерусалим
  • Изгнание торгующих из храма
  • Страсти Христовы

    • Помазание миром
    • Тайная вечеря
    • Моление о чаше
    • Суд Пилата
    • Крестный путь
    • Распятие
    • Смерть Христа
    • Погребение
    • Сошествие во ад
  • Воскресение
  • Явления Христа ученикам
  • Вознесение

В Православной церкви праздник принадлежит к числу двунадесятых, отмечается 6 января (19 января) (в одних поместных церквах по юлианскому календарю, в других — по новому стилю) и завершает рождественские святки.

Древний христианский праздник Богоявления, первоначально посвящённый Рождению Христа, посещению волхвов и Крещению Христа, постепенно (в общецерковном масштабе — после Халкидонского собора 451 года) стал праздноваться исключительно в воспоминание Крещения Христа, в связи с чем «Богоявление» и «Крещение Господне» в православии суть два названия одного праздника.

Основные песнопения праздника
На церковнославянском (транслитерация) На русском На греческом
Тропарь праздника Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя: и Дух в виде голубине извествоваше словесе утверждение: явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе. Господи, когда Ты крестился во Иордане, явилось поклонение Св. Троице; ибо голос Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух, в виде голубя, подтверждал истинность слов (Отца); Христе Боже, явившийся и просветивший мир, слава Тебе. Ἐν Ἰορδάνῃ βαπτιζομένου σου Κύριε, ἡ τῆς Τριάδος ἐφανερώθη προσκύνησις· τοῦ γὰρ Γεννήτορος ἡ φωνὴ προσεμαρτύρει σοι, ἀγαπητὸν σε Υἱὸν ὀνομάζουσα· καὶ τὸ Πνεῦμα ἐν εἴδει περιστερᾶς, ἐβεβαίου τοῦ λόγου τὸ ἀσφαλές. Ὁ ἐπιφανεὶς Χριστὲ ὁ Θεός, καὶ τὸν κόσμον φωτίσας δόξα σοι.
Кондак праздника Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси и явился еси, Свет неприступный. Сегодня Ты, Господи, явился вселенной, и свет открылся нам, разумно воспевающим Тебе: «Свет неприступный, Ты пришел и явился нам». Ἐπεφάνης σήμερον τῇ οἰκουμένῃ, καὶ τὸ φῶς σου Κύριε, ἐσημειώθη ἐφ᾽ ἡμᾶς, ἐν ἐπιγνώσει ὑμνοῦντας σε· Ἦλθες ἐφάνης τὸ Φῶς τὸ ἀπρόσιτον.
Задостойник Припев: Величай, душе моя, Честнейшую горних воинств, Деву Пречистую Богородицу.

Недоумеет всяк язык благохвалити по достоянию, изумевает же ум и премирный пети Тя, Богородице; обаче Благая сущи, веру приими, ибо любовь веси Божественную нашу: Ты бо христиан еси Представительница, Тя величаем.

Припев: Величай, душа моя, Пречистую Богородицу, которая почетнее небесных (ангельских) воинств.

Никакой язык не в силах восхвалить по достоинству, и даже ангельский ум недоумевает(, как) воспеть Тебя, Богородица; но, как Благая, прими веру, ведь любовь нашу живую Ты знаешь; Ты — Предстательница христиан; Тебя мы величаем.

Припев: <…>

Ирмос 9-й песни канона: Ἀλλότριον τῶν μητέρων ἡ παρθενία, καὶ ξένον ταῖς παρθένοις ἡ παιδοποιΐα· ἐπὶ σοὶ Θεοτόκε ἀμφότερα ᾠκονομήθη. Διὸ σε πᾶσαι αἱ φυλαὶ τῆς γῆς, ἀπαύστως μακαρίζομε

Величание Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию Крестившагося от Иоанна в водах Иорданских. Славим Тебя, Податель жизни, Христос, ради нас сегодня крестившегося по плоти от Иоанна в водах Иорданских. <…>
  • В католической церкви латинского обряда Богоявление и Крещение — отдельные праздники, из которых первый, празднуемый 6 января, посвящён воспоминанию прихода волхвов. Крещение же празднуется в следующее воскресенье за ним.
  • В древневосточных церквях, в том числе в Армянской апостольской церкви, Крещение Господне по первоначальной древней традиции празднуется одновременно с праздником Рождества Христова под общим названием Богоявления 6 января (в Коптской церкви — 7 января).

Святая вода: когда набирать на Крещение в 2019 году

Крещение Господне в 2019 году отмечается 19 января. Утром этого числа все идут в церковь и набирают освященную воду. Некоторые говорят, что воду из церкви нужно принести первому, хотя на самом деле, это не более, чем глупая примета.

Очень неприятно смотреть, когда люди стараются набрать воду скорее всех и толкаются прямо в церкви. Освященно воды в церкви хватит для всех.

Также набирать освященную воду можно и 18 января, этот день называется Крещенский Сочельник. В этот день тоже проходит служба в церкви.

Многих интересует, в Крещение Господне в 2019 году когда набирать воду, 18 или 19 числа лучше? Священники говорят, что разницы нет, освящается эта вода одинаково.

Такую воду используют для освящения своих домов, а остатки хранят в доме весь год в темном месте. Если вы не можете пойти в церковь, то можно набрать воду из под крана. В этом случае нужно знать когда на Крещение Господне в 2019 году набирать воду из под крана.

Крещенская вода 18 и 19 января какая разница между ними

В сочельник, после литургии в храмах совершается великое освящение воды. Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти.

Вода эта называется Агиасмой, или просто крещенской водой. Под влиянием Иерусалимского устава, с 11-12 века водоосвящение происходит два раза – и в Крещенский сочельник, и непосредственно в праздник Богоявления — богоявленская вода.

Как пользоваться Крещенской водой

Тем, кто успел запастись самой активной крещенской водой, причем не важно, где вы ее набирали — из водопровода, из открытого источника или принесли из церкви, — ученые напоминают, что пить ее надо регулярно, желательно каждый день и натощак. Она великолепно поднимает иммунитет и делает человека устойчивым ко многим инфекциям

К примеру, если ребенка регулярно поить такой водой, он будет реже простужаться. Кстати, полезно не только пить крещенскую воду, но и умывать ею лицо по утрам и на ночь. Также будет не лишним поить крещенской водой живность и поливать растения

Она великолепно поднимает иммунитет и делает человека устойчивым ко многим инфекциям. К примеру, если ребенка регулярно поить такой водой, он будет реже простужаться. Кстати, полезно не только пить крещенскую воду, но и умывать ею лицо по утрам и на ночь. Также будет не лишним поить крещенской водой живность и поливать растения.

Как правильно хранить

В Храме святую воду набирают только в очень чистую посуду. Не стоит кощунствовать и брать для этого бутылки из-под водки или пива, особенно, если на них остались этикетки.

«Считается, что святая вода не портится, поэтому ставить в холодильник ее не надо. Православные хранят ее в Красном углу рядом с иконами. Кроме того, капля святыни море освящает. Можно взять обыкновенную, неосвященную воду и добавить туда капельку крещенской, она вся и освятится..»
(С. Шуляк «Православные праздники»).

Крещенскую воду лучше всего хранить в стеклянной посуде. Время от времени из бутыли или трехлитровой банки воду отливают в меньшую бутылочку, чтобы ею пользоваться.

Считается, что не стоит слишком часто открывать емкость с водой или держать ее открытой. Остатками воды поливают растения, а не сливают их в раковину. Не стоит долго держать крещенскую воду в открытых ведрах и в кастрюлях. Вода в прудах и реках тоже вскоре становится прежней.

Сохранившиеся православные традиции на Крещение

Началом праздника Крещения Господнего считается Крещенский сочельник, канун праздника. Перед Крещением заканчиваются Святки, длившиеся две недели после праздника Рождества Христова. В Крещенский сочельник принято накрывать стол с постными блюдами.

Вечером люди посещают церковную службу. Они приносят с собой емкости, наполненные водой, чтобы священнослужители могли, согласно церковному обычаю, освятить воду.

Также вода освящается священниками в реках и прорубях, предназначенных для следующего этапа празднования Крещения.

Обряд окунания в проруби в ночь с 18 на 19 января, либо на протяжении всего дня 19 января – древний ритуал очищения тела от болезней, а души – от грешных помыслов. Согласно поверью, вода в этот день обладает магическими свойствами, становится кристально чистой и прозрачной. Живая вода помогает в излечении от различных недугов, а также освобождает душу человека от терзаний и скорби. Люди верят, что вода в день Крещения «смывает» все прошлые прегрешения человека.

Несмотря на то, что вода очень холодная, считается, что возможность заболеть после купания в живой воде исключена. Однако, следует помнить, что одно лишь окунание в купели, если оно не сопровождается истинной верой в Бога, неспособно принести пользу человеку, а наоборот, может стать причиной болезней.

Событие праздника

Согласно евангельскому повествованию, к Иоанну Крестителю, находившемуся у реки Иордан в Вифаваре (Ин. ), пришёл Иисус Христос (в 30-летнем возрасте — Лк. ) с целью принять крещение.

Иоанн, много проповедовавший о скором пришествии Мессии, увидев Иисуса, был удивлён и сказал: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». На это Иисус ответил, что «надлежит нам исполнить всякую правду», и принял крещение от Иоанна. Во время крещения «отверзлось небо, и Дух Святый нисшёл на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Моё благоволение!» (Лк. ).

Таким образом, при участии Иоанна, всенародно было засвидетельствовано мессианское предназначение Иисуса Христа. Крещение Христово, свершившееся тогда, рассматривается как первое событие его общественного служения. После крещения Иисуса «Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили и крестились» (Ин. ). Евангелист Иоанн связывает появление первых из двенадцати апостолов именно с проповедью Иоанна Крестителя: «На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом» (Ин. ).

Согласно евангельскому рассказу, после своего крещения Иисус Христос, ведомый Духом, удалился в пустыню, чтобы в уединении, молитве и посте подготовиться к исполнению миссии, с которой он пришёл на землю. Иисус сорок дней «был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал» (Лк. ). Тогда приступил к нему дьявол и тремя обольщениями попытался соблазнить его на грех, как всякого человека.

Традиции празднования

Накануне праздника, 18 января, установлен строгий пост.

В память того, что Спаситель Своим Крещением освятил воду, бывает водосвятие; накануне праздника вода освящается в храмах, в самый же праздник — в естественных водоемах.

Для этого во льду вырубается крестообразная прорубь — иордань. Они используются верующими для купания и набора воды. Считается, что вся вода в этот день приобретает чудесные свойства: она долго остается свежей, обладает целебными свойствами. Традиционно в этот день в дом приносилась вода из церкви или открытого водоема, запиралась в сосуд и хранилась для особых случаев.

В канун Крещения также было принято с молитвой ставить крестики мелком или снегом у всех входов в дом и сарай — помечались двери, окна, печные трубы. Считалось, что так жилище и скотина будут защищены от нечистой силы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector