Памяти экипажа k-141 «курск»: имена и лица
Содержание:
- Выученные уроки
- Строительство часовни
- Несчастливый проект
- «Не гоните волну!»
- «Не гоните волну!»
- Походный штаб
- Почему было закрыто уголовное дело?
- Был ли шанс на спасение?
- Боевая часть-7
- Боевая часть-4
- Сокрытие информации и мифологизация
- Мог ли экипаж субмарины допустить ошибку?
- Служба снабжения
- Музей и подарки
- В тему
- К каким выводам пришло следствие?
Выученные уроки
По мнению Игоря Курдина, российский флот извлек уроки из гибели «Курска».
— Важно, что изменилось отношение к принятию иностранной помощи в мирное время, — прокомментировал эксперт. — В качестве примера можно вспомнить нештатную ситуацию с батискафом АС-28 в 2005 году
Он запутался в тросах и сетях, не мог самостоятельно всплыть. И тогда мы запросили помощь у США, Японии и Великобритании. Первыми пришли на помощь англичане. Им удалось освободить АС-28 из подводного плена, он самостоятельно поднялся на поверхность. И экипаж в составе семи человек остался жив. Тем не менее есть еще над чем работать. Мы модернизировали проект «Антей», к которому относится «Курск», снабдили его новым оружием и оборудованием. Сегодня эти лодки в строю, и это лучшая память о «Курске». Но спасательные средства нашего флота пока не соответствуют требованиям сегодняшнего дня. За 20 лет в России построен лишь один современный спасательный корабль «Игорь Белоусов», который сейчас несет службу на Тихоокеанском флоте. Но в таких кораблях нуждаются все флоты ВМФ России.
Курск_3
Памятные мероприятия, посвященные 20-й годовщине гибели атомной подводной лодки «Курск», на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге
Фото: РИА Новости/Алексей Даничев
В марте 2018 года президент Владимир Путин, вспоминая события августа 2000-го, заявил, что трагедия «Курска» — проявление общего состояния Вооруженных сил в тот период. Глава государства назвал гибель «Курска» колоссальной трагедией, которую нельзя забывать.
В среду в городах России и на всех флотах ВМФ прошли памятные мероприятия, приуроченные к годовщине гибели «Курска». На кораблях и подводных лодках были приспущены флаги. Моряки почтили память экипажа подводной лодки минутой молчания.
В Николо-Богоявленском морском соборе Санкт-Петербурга состоялась панихида «по воинам, в море погибшим», на которой были поименно названы все, кто находился на борту субмарины 12 августа 2000 года.
Справка «Известий»
Атомный подводный крейсер «Курск» проекта 949А «Антей» вышел в море 10 августа 2000 года. На борту находилось 118 человек. Командовал кораблем капитан 1-го ранга Геннадий Лячин.
Субмарина несла боезапас крылатых ракет «Гранит» и торпед. Последний раз экипаж вышел на связь 12 августа в 08:51. По плану с 11:30 до 14:30 «Курск» должен был провести учебную торпедную атаку, однако наблюдатели ее не зафиксировали. Не было и доклада с борта корабля. Боевая тревога дежурным силам флота была объявлена в 18:00. Под конец дня флотское командование доложило о ситуации в Москву.
13 августа в 04:36 гидроакустики крейсера «Петр Великий» обнаружили затонувшую субмарину лежащей на глубине 108 метров. В последующие дни вся страна ожидала новостей о ходе спасательной операции, не теряя надежды, что часть экипажа еще жива. Однако подводные аппараты не смогли пристыковаться к корпусу лодки.
19 августа спасательная операция стала международной. К месту аварии направилось норвежское судно Normand Pioneer с британской спасательной мини-лодкой LR5, затем прибыло норвежское судно Seaway Eagle с глубоководными водолазами.
21 августа норвежским водолазам удалось вскрыть внутренний люк в 9-й отсек АПЛ, внутри которого оказалась вода. В тот же день начальник штаба Северного флота вице-адмирал Михаил Моцак объявил, что экипаж корабля погиб в полном составе. На следующий день президент Владимир Путин объявил 23 августа днем траура.
Корпус АПЛ «Курск» был поднят со дна Баренцева моря в октябре 2001 года и направлен на утилизацию. Тела 115 из 118 членов экипажа были опознаны и захоронены. Трех человек так и не обнаружили.
Фрагмент рубки лодки был в 2009 году установлен в Мурманске на смотровой площадке у храма Спаса на Водах.
Строительство часовни
В 1986 году у Максимова трагически погиб старший сын — курсант военно-морского училища. В 1997-м, после выхода в отставку, бывший разведчик переехал в Тульскую область и в память о сыне решил на свои средства возвести небольшую часовню.
Строительство длилось больше трёх лет, а когда произошла трагедия с «Курском», Максимов решил посвятить часовню не только своему сыну, но и 118 погибшим морякам.
«Я сам ведь тоже моряк, и, когда речь шла о такой трагедии, ни у кого никаких сомнений, переименовывать или нет, не было. Мы даже особо это не обсуждали. И как сказал владыка, когда освящал, это первый Божий храм, построенный после 1917 года не на месте какого-то восстановления, а специально в память о событии, о трагедии с «Курском», — рассказал RT Максимов.
По его словам, строить часовню ему помогали местные жители: «Вот говорят, будто мужики в деревнях только пить умеют, но они и работают. Я только материалы покупал и маленькую долю ещё им платил из того, что накапливал. Очень помогла и местная власть: пригнали бульдозеры, всё выровняли, почву подготовили под строительство. И сейчас тоже помогают. У нас хорошие отношения».
После освящения в часовне стали проходить службы. А со временем о храме узнали и родственники погибших на «Курске» моряков. Приезжать сюда в годовщину трагедии для многих из них стало традицией.
«Их трогает самое главное — что в глубине России о них помнят. Именно искренне помнят, и не потому, что написали или приказали. В жизни так бывает: чтобы всех согреть, кто-то должен сгореть. Это типичный пример для русского воина. Спасти, отстоять. Именно так 1000 лет живёт Русь», — считает Максимов.
Несчастливый проект
В августе 2000-го на спасение моряков были брошены корабли, палубная авиация, вертолеты, команды водолазов, и не только Северного флота. Во время служебной командировки во Владивосток в ЗАТО Большой Камень, где дислоцируется 72-я отдельная бригада строящихся и ремонтируемых подводных лодок Тихоокеанского флота, автору этой публикации удалось поговорить с военными моряками. Один из них на условиях анонимности рассказал, что команду водолазов Тихоокеанского флота 15 лет назад срочно перебросили в район гибели «Курска» для спасения людей. По его словам, подводные аппараты, с помощью которых можно было попасть внутрь крейсера и вывести тех, кто еще оставался в живых, оказались бесполезными не только из-за природных факторов – большой глубины, шторма и мутности воды. Был поврежден кормовой аварийно-спасательный люк, стыковка с корпусом АПЛ оказалась невозможной. Люк мог стать спасением. Не для всех, конечно, многие не выдержали бы давления и кессонной болезни, но кто-то из подводников остался бы жив. В этом уверен офицер ТОФ. Стыковку с корпусом все же осуществили водолазы-норвежцы с Seaway Eagle, но только 20 августа, когда было уже слишком поздно.
К слову, во Владивостоке, в одном из доков судостроительного комплекса «Звезда», мне показали подлодку «Томск», близнеца «Курска». Их строили на заводе «Севмашпредприятие» одновременно, по одному проекту «Антей». Моряки считают его несчастливым: осенью 2013 года на «Томске» тоже случился пожар. Слава богу, без жертв.
«Не гоните волну!»
С каждой озвученной версией прибавлялось у страны вопросов, главный из которых – «Почему их не спасли?» – не дает и сегодня спать родным погибших моряков. После того как и без нас была проработана сотня версий, мы не будем строить 101-ю. Мы поговорим с участниками спасательной операции. Один из них живет в Благовещенском районе. Глава Леньковского сельсовета Александр Гринчук сразу поставил условие: он расскажет, все, что знает, а журналисты не будут гнать волну. Александр Михайлович – офицер запаса, с 1983 по 1995 год служил в составе Северного флота в Североморске, близ Видяево, где базировался погибший «Курск». 13 августа 2000 года он, тогда еще старший лейтенант и борттехник спасательного вертолета К-27, в составе других экипажей отдельного противолодочного вертолетно-корабельного полка работал в районе бедствия. Вот как ответил на главный вопрос Александр Гринчук:
– Александр Михайлович, самая страшная и безбожная из опубликованных версий звучит примерно так. Людей могли спасти, но не спасали специально, дабы не оставлять живых свидетелей столкновения с американской субмариной и не осложнять отношений с Америкой…
– Да, живые на «Курске» в первые сутки после аварии оставались. Но то, что их специально не спасали, – бред полный. Не могли спасти по стечению роковых обстоятельств. Сильный шторм, который не давал близко подойти к аварийной АПЛ, лишь одно из них. Самое главное – отсутствие аппаратов для работы на стометровой глубине. Если честно, мы не были к такому готовы. В 90-е корабли, в том числе и спасательные, списывали без разбору. Случилась беда с «Курском», и люди одумались, и стали оснащать флот специальными спасательными агрегатами. Увы, вся история ВМФ и авиации написана кровью российских мужиков. Не приведи бог, случись что-то подобное в наше время, моряков достанут с любой глубины, в любую погоду.
– По официальной версии, «Курск» погиб из-за детонации торпед в отсеках. Но было много и неофициальных, от которых не отмахнуться. Какой из них придерживаетесь вы?
– Даже в нашей профессиональной среде военных я слышал много и правдоподобного, и не очень. Государственная комиссия работала долго и тщательно, ни у одного военного человека нет повода не верить ее выводам о том, что в торпедных отсеках сдетонировали торпеды. Но свое мнение, конечно, было у каждого, кто участвовал в спасательной операции. Мое личное, считайте его субъективным, основано на анализе характера повреждений корпуса «Курска». Они дают повод предположить, что случилось столкновение. Утверждать, с субмариной американцев или иной страны НАТО, не буду – не хватает для этого достоверных фактов.
К слову, сказанное Александром Гринчуком в одном из комментариев после окончания расследования трагедии подтвердил и руководитель Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников Игорь Кудрин: «Не могу себе представить ситуацию, когда наша подводная лодка где-то терпит бедствие, а ее никто не ищет и не оказывает ей помощи. Этого просто не может быть».
«Не гоните волну!»
С каждой озвученной версией прибавлялось у страны вопросов, главный из которых – «Почему их не спасли?» – не дает и сегодня спать родным погибших моряков. После того как и без нас была проработана сотня версий, мы не будем строить 101-ю. Мы поговорим с участниками спасательной операции. Один из них живет в Благовещенском районе. Глава Леньковского сельсовета Александр Гринчук сразу поставил условие: он расскажет, все, что знает, а журналисты не будут гнать волну. Александр Михайлович – офицер запаса, с 1983 по 1995 год служил в составе Северного флота в Североморске, близ Видяево, где базировался погибший «Курск». 13 августа 2000 года он, тогда еще старший лейтенант и борттехник спасательного вертолета К-27, в составе других экипажей отдельного противолодочного вертолетно-корабельного полка работал в районе бедствия. Вот как ответил на главный вопрос Александр Гринчук:
– Почему не спасли? Легко спрашивать тем, кто там не был. А вот ответить трудно. Если вообще возможно. Баренцево море суровое и очень холодное, почти всегда штормит. Были штормовыми и все дни, в которые пытались спасти экипаж. Там работало много экипажей.
– Александр Михайлович, самая страшная и безбожная из опубликованных версий звучит примерно так. Людей могли спасти, но не спасали специально, дабы не оставлять живых свидетелей столкновения с американской субмариной и не осложнять отношений с Америкой…
– Да, живые на «Курске» в первые сутки после аварии оставались. Но то, что их специально не спасали, – бред полный. Не могли спасти по стечению роковых обстоятельств. Сильный шторм, который не давал близко подойти к аварийной АПЛ, лишь одно из них. Самое главное – отсутствие аппаратов для работы на стометровой глубине. Если честно, мы не были к такому готовы. В 90-е корабли, в том числе и спасательные, списывали без разбору. Случилась беда с «Курском», и люди одумались, и стали оснащать флот специальными спасательными агрегатами. Увы, вся история ВМФ и авиации написана кровью российских мужиков. Не приведи бог, случись что-то подобное в наше время, моряков достанут с любой глубины, в любую погоду.
– По официальной версии, «Курск» погиб из-за детонации торпед в отсеках. Но было много и неофициальных, от которых не отмахнуться. Какой из них придерживаетесь вы?
– Даже в нашей профессиональной среде военных я слышал много и правдоподобного, и не очень. Государственная комиссия работала долго и тщательно, ни у одного военного человека нет повода не верить ее выводам о том, что в торпедных отсеках сдетонировали торпеды. Но свое мнение, конечно, было у каждого, кто участвовал в спасательной операции. Мое личное, считайте его субъективным, основано на анализе характера повреждений корпуса «Курска». Они дают повод предположить, что случилось столкновение. Утверждать, с субмариной американцев или иной страны НАТО, не буду – не хватает для этого достоверных фактов.
К слову, сказанное Александром Гринчуком в одном из комментариев после окончания расследования трагедии подтвердил и руководитель Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников Игорь Кудрин: «Не могу себе представить ситуацию, когда наша подводная лодка где-то терпит бедствие, а ее никто не ищет и не оказывает ей помощи. Этого просто не может быть».
Походный штаб
Капитан 1 ранга Багрянцев Владимир Тихонович — начальник штаба дивизии подводных лодок, 1958 г. р., ЧВВМУ, ВМА им. Н.Г. Кузнецова
Багрянцев Владимир Тихонович
Капитан 2 ранга Белогунь Виктор Михайлович — заместитель НЭМС, 1960 г.р., СВВМИУ
Белогунь Виктор Михайлович
Капитан 2 ранга Щепетнов Юрий Тихонович — флагманский ракетчик, 1964 г.р., ЧВВМУ
Щепетнов Юрий Тихонович
Капитан 2 ранга Исаенко Василий Сергеевич — помощник НЭМС, 1961 г.р., СВВМИУ
Исаенко Василий Сергеевич
Капитан 3 ранга Байгарин Мурат Ихтиярович — врио флагманского минера, 1964 г.р., ВВМУПП
Байгарин Мурат Ихтиярович
Почему было закрыто уголовное дело?
Спустя 20 лет гибель «Курска» продолжает оставаться важнейшим событием российской истории, однако несмотря на живой общественный интерес, эта история не продвинулась за точку, которую поставило следствие, отказавшись предъявить кому-либо обвинения.
Расследование гибели «Курска», закончившееся закрытием уголовного дела, как считает эксперт Российского совета по международным делам Илья Крамник, остается политическим вопросом до сих пор: «Видимо, причина этой аварии, достоверно известная ограниченному количеству бывших руководителей государства и вооруженных сил, слишком политически чувствительна для их разглашения. Даже сейчас и особенно сейчас».
Владимир Гундаров также называет это решение «политическим»: «Было принято решение не подставлять под уголовную ответственность командование. Это большая цепочка, очень длинная. А почему это было сделано, так жизнь была такая в предыдущие в 1990-е годы, что невозможно было содержать флот. Флот выживал на последнем дыхании. Как такового его уже не существовало. И сейчас наказывать кого-либо за то, что предыдущее военно-политическое руководство страны не поддержало флот на должном уровне, было бы не совсем правильно».
Image caption
23 августа 2000 года в России был объявлен траур по жертвам катастрофы «Курска», в стране были приспущены флаги, а все развлекательные мероприятия были отменены
В интервью Би-би-си Гундаров сказал еще об одном обстоятельстве
По его мнению, руководящие документы на флоте традиционно принимаются во внимание меньше, чем выполнение задачи, и эта традиция стала одной из главных причин трагедии
«Если руководствоваться всеми документами, которыми обязаны руководствоваться командиры и начальники… Все эти документы направлены на то, чтобы избегать таких аварий. Но к сожалению, выполнение задачи ставится выше различных руководящих документов. Вернее, не просто выполнение задачи, а выполнение задачи, поставленной вышестоящим командованием. Если главком, министр обороны, а тем более президент говорит «надо», то подводники костьми лягут, но выполнят эту задачу», — сказал он.
В идеальной ситуации, по словам эксперта, на подлодке, чтобы она считалась готовой, должен быть сформированный и сложившийся, постоянно действующий экипаж, исправная материальная часть, организаторская работа и специальная подготовка. На «Курске» всего этого не было.
Эксперт Российского совета по международным делам Илья Крамник отмечает, что даже соблюдение всех должностных инструкций не является стопроцентной гарантией безопасности на атомной подлодке: «Под водой всегда оказывается, что инструкций недостаточно. Гарантий нет, нарываются регулярно все и всегда».
Был ли шанс на спасение?
Очень болезненной темой в обсуждении аварии «Курска» остается смерть подводников. В девятом отсеке собрались 23 человека, которые какое-то время были живы.
Среди выживших был капитан-лейтенант Дмитрий Колесников, командир турбинной группы дивизиона движения из седьмого отсека. Умирая, он оставил записку, ставшую знаменитой. В ней он признается в любви жене, пишет о том, что шансов нет, и призывает не отчаиваться.
До сих пор многие уверены, что у подводников был шанс спастись, если бы спасательная операция началась сразу или иностранным спасателям разрешили участвовать в ней раньше.
Адвокат родственников погибших моряков Борис Кузнецов, который выступал в Страсбургском суде и написал книгу «Она утонула. Вся правда о «Курске», утверждает, что выжившие при взрывах продержались несколько дней.
Image caption
Экипаж подлодки «Курск» за неделю до катастрофы
«Правда же заключается в том, что подводники просили о помощи и отчаянно стучали кувалдой или другим металлическим предметом больше двух суток — с 2 часов ночи 13 августа до вечера 14 августа. В гидроакустических журналах кораблей и судов последние стуки зафиксированы в 11 часов 14 августа, а по показаниям свидетелей стуки продолжались до вечера того же дня», — пишет адвокат.
По официальной версии, источником стука стало специальное аварийное устройство, которое таким образом помогало акустикам спасательных кораблей обнаружить субмарину, а выжившие прожили всего несколько часов — спасти бы их не удалось, даже если бы не было ни одной задержки.
Боевая часть-7
Капитан 3 ранга Садков Александр Евгеньевич — командир БЧ-7, 1967 г.р., ТОВВМУ
Садков Александр Евгеньевич
Капитан-лейтенант Логинов Сергей Николаевич — командир ГАГ, 1973 г.р., ТОВВМУ
Логинов Сергей Николаевич
Старший лейтенант Коровяков Андрей Владимирович — инженер ГАГ-1,1976 г.р., ВВМУРЭ
Коровяков Андрей Владимирович
Старший лейтенант Коробков Алексей Владимирович — инженер ГАГ-2,1975 г.р., ВВМУРЭ
Коробков Алексей Владимирович
Капитан-лейтенант Радионов Михаил Олегович — командир ВГ, 1973 г.р., ВВМУПП
Радионов Михаил Олегович
Старший лейтенант Ерахин Сергей Николаевич — инженер ВГ, 1977 г.р., ВМИРЭ
Ерахин Сергей Николаевич
Старший лейтенант Гудков Александр Валентинович — командир ГРР, 1977 г.р., КВВМУ
Гудков Александр Валентинович
Старший мичман Федоричев Игорь Владимирович — старшина команды радиометристов, 1973 г.р., Тульская обл., г. Олчисин
Федоричев Игорь Владимирович
Мичман Таволжанский Павел Викторович — техник ГАГ, 1976 г.р., Белгородская обл., с. Клименки
Таволжанский Павел Викторович
Мичман Парамоненко Виктор Александрович — техник ГАГ, 1973 г.р., г.Николаевск
Парамоненко Виктор Александрович
Мичман Зубов Алексей Викторович — техник ГАГ, 1974 г.р., Днепропетровская обл., г. Павлоград
Зубов Алексей Викторович
Мичман Белов Михаил Александрович — техник ГАГ, 1974 г.р., Нижегородская обл., г. Богородск
Белов Михаил Александрович
Мичман Грязных Сергей Викторович — техник ВГ, 1978 г.р., г. Северодвинск
Грязных Сергей Викторович
Старший мичман Власов Сергей Борисович — техник ГР РР, 1957 г.р., п. Видяево
Власов Сергей Борисович
Боевая часть-4
Капитан 3 ранга Рудаков Андрей Анатольевич — командир БЧ-4, 1968 г.р., ТОВВМУ
Рудаков Андрей Анатольевич
Капитан-лейтенант Фитерер Сергей Геннадьевич — командир ГКС, 1976 г.р., КВВМУ
Фитерер Сергей Геннадьевич
Капитан-лейтенант Насиковский Олег Иосифович — командир ГЗАС, 1971 г.р., КВВМУ
Насиковский Олег Иосифович
Старший мичман Чернышев Сергей Серафимович — техник ГКС, 1968 г.р., г. Севастополь
Чернышев Сергей Серафимович
Старший мичман Калинин Сергей Алексеевич — техник ГЗАС, 1970 г.р., Киевская обл., с. Лиляки
Калинин Сергей Алексеевич
Старший мичман Свечкарев Владимир Владимирович -техник ГЗАС, 1973 г.р., г. Нижний Новгород
Свечкарев Владимир Владимирович
Сокрытие информации и мифологизация
А что выучено? Ни одна из катастроф подобной «Курску» никогда, ни при каких условиях не будет впредь обсуждаться открыто. Все аналогичные расследования будут и уже засекречены. А в 2015 году президент подписал указ, согласно которому данные о потерях личного состава в Вооруженных силах в мирное время отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну, хотя раньше они были доступны.
Кроме выводов официального следствия по делу о гибели экипажа «Курска» и моего адвокатского расследования, появились многочисленные публикации, интервью, документальные фильмы, книги, в которых исследуются многочисленные версии о гибели корабля и экипажа Я остановлюсь только на самых значимых.
Их можно условно разделить на три части. Первая — это вышедшие до окончания расследования уголовного дела, где многочисленные версии возникали и множились из-за недостатка информации. Морские писатели Владимир Шигин, Николай Черкашин поторопились опубликовать свои версии. Книга Роберта Мура «Время умирать» более всех приближена к действительным обстоятельствам. По этой книге снят бельгийский фильм «Курск» режиссёра Томаса Винтерберга и продюсера Люка Бессона.
Вторая группа фильмов, книг и публикаций, появившихся после окончания расследования, — сокрытие действительных обстоятельств и виновных. Большинство тех, кто выдвигает версии об атаке «Курска» ракетами с «Петра Великого», российскими береговыми противокорабельными комплексами или «чеченским следом», не знакомы с обстоятельствами гибели корабля и экипажа, а их мотивы — желание заявить о себе, прославиться. Но и после окончания расследования ряд авторов и интервьюеров пытаются сгладить острые углы, представить события 20-летней давности как цепь случайных событий.
Тот же Владимир Шигин выпускает в 15-летнюю годовщину еще одну, третью книгу «Гибель «Курска». Неизвестные страницы трагедии». Никаких неизвестных страниц я не обнаружил, как не нашел откровенной лжи. Но некоторые действительные обстоятельства маскируют правду. Приведу только один пример. Автор пишет: «01 час 04 минуты. «Михаил Рудницкий» отошел от причала и начал движение в район поиска. При установленной готовности к выходу в четыре часа экипаж спасательного судна управился всего за три часа тридцать минут, перекрыв все установленные нормативы».
Действительно, спасательное судно «Михаил Рудницкий» отошел от пирса в 01:04 13 августа, но автор умалчивает, что судно в соответствии с телеграммой начальника Главного штаба ВМФ России адмирала Виктора Кравченко должно было находиться в районе учений. Не пишет Шигин, что даже формально готовность судна к выходу в море при проведении учений должна составлять 1 (один) час. А приказ о часовой готовности командир судна получил только в 20:20, спустя 8 часов 50 минут после взрыва. Не пишет он и о том, что при допросе 28 августа 2000 года командир спасательного судна, капитан II ранга Юрий Костин показал, что он слышал о запланированных учениях в августе, но точные сроки ему известны не были и никаких задач о вступлении в силы ПСО ни ему, ни экипажу не ставились. А прибыло судно к месту обнаружения «Курска» только в 11 часов и 11 минут 13 августа.
Единственным профессиональным и честным публицистическим исследованием, как я считаю, стала книга вице-адмирала Валерия Рязанцева «В кильватерном строю за смертью. Почему погиб «Курск». Рязанцев участвовал в деле «Курска» в качестве эксперта, у него была возможность знакомиться с некоторыми материалами уголовного дела, не со всеми, к сожалению. У меня есть свое, отличное от Рязанцева, мнение в отношении сроков жизни 23 моряков и причиной детонации части боезапаса, но что касается готовности корабля и экипажа, то и экспертиза, и книга честны и объективны.
Мог ли экипаж субмарины допустить ошибку?
Рязанцев пишет, что экипаж субмарины никогда раньше не стрелял торпедами такого типа и «более трех лет не выполнял стрельбы практическими торпедами».
Он также настаивает на том, что «Акт проверки и обезжиривания трубопроводов технического воздуха» был подписан фальшивыми подписями. Эта информация не подтверждается никакими другими источниками, однако авторитет эксперта привел к тому, что ее довольно часто цитируют.
Владимир Устинов не приводит никакой информации об этом акте, но у него в книге упоминается другое нарушение: «В контрольно-приемном листе приготовления данной торпеды ряд подписей в графе «принял» исполнены заместителем начальника цеха капитан-лейтенантом, который никакого отношения к приготовлению торпеды для АПЛ «Курск» не имел и не был допущен к самостоятельному руководству приготовлением торпед этой модификации».
Image caption
Портреты погибших моряков, 2001 год
Владимир Гундаров из «Независимого военного обозрения» в статье «Трагедия «Курска», 20 лет спустя» пишет, что командовавший торпедистами «Курска» мичман не умел работать с торпедой 65-76А, поскольку был назначен на «Курск» с подводной лодки другого проекта 945 «Барракуда» и поднялся на борт буквально за два дня до выхода в море.
«Этим, в частности, объясняется решение командования отправить в море с экипажем старшего офицера, исполнявшего обязанности флагманского минера дивизии подводных лодок. В отличие от командира БЧ-3, он хотя бы прошел теоретический курс в учебном центре ВМФ и закрепил полученные знания на тренажере, но в море никогда не стрелял», — говорится в статье.
Рязанцев в своей книге пишет, что служебная документация на подлодке была неверной: «Обгорелая папка с эксплуатационными инструкциями, которая чудом сохранилась после взрыва на борту АПЛ «Курск», хранила в себе поразительные сведения. Эти инструкции не относились к тем торпедам и торпедным аппаратам, которые были на борту «Курска».
«Не вина подводников, а беда, что начальники не подготовили их к обслуживанию самой мощной в Военно-Морском Флоте и самой сложной торпеды 65-76А. Учитывая это обстоятельство, напрашивается вывод: «Курску» нельзя было планировать стрельбу «толстушкой» «, — пишет в своей статье Владимир Гундаров.
Служба снабжения
Старший мичман Кичкирук Василий Васильевич — старшина команды снабжения, 1967 г.р., Житомирская обл., с. Старый Майдан
Кичкирук Василий Васильевич
Старший мичман Беляев Анатолий Николаевич — старший кок-инструктор, 1954 г.р., Рязанская обл., п. Пролетарский
Беляев Анатолий Николаевич
Главный корабельный старшина контрактной службы Янсапов Саловат Валерьевич — командир отделения коков, 1977 г.р., Республика Башкирия, г. Ишимбай
Янсапов Саловат Валерьевич
Матрос Витченко Сергей Александрович — кок, 1980 г.р., Ленинградская обл., г. Кировск
Витченко Сергей Александрович
Матрос Евдокимов Олег Владимирович — кок, 1980 г.р., г. Курск
Евдокимов Олег Владимирович
Музей и подарки
На 15-ю годовщину гибели подлодки родственники подарили часовне икону Пресвятой Богородицы «Знамение Курская-Морская» («Спасающая на море»). В прошлом году с Афона была привезена другая икона — «Державная», написанная к 100-летию гибели последнего российского императора.
Рядом с часовней открыт музей памяти погибших моряков: в нём можно увидеть портреты всех членов экипажа, множество заметок о «Курске», а также книгу, в которой каждому моряку посвящено несколько страниц.
На 20-ю годовщину трагедии семья Сафоновых подарила музею корабельные часы. На них установлено точное время взрыва — 11:28. Часы принадлежали Максиму Сафонову, штурману АПРК «Курск». Его родители Анатолий и Людмила рассказали RT, что Максим не успел их взять с собой на подлодку.
Также по теме
Вдова моряка подлодки «Курск»: Я и мысли не допускала, что они погибли
Вдова старшего лейтенанта Сергея Ерахтина, Наталья, рассказала RT, как узнала о произошедшей трагедии, как ждала результатов операции…
За четыре дня до трагедии, 8 августа, ему исполнилось 26 лет. И эти часы были подарком на день рождения.
«Когда мы узнали о трагедии и приехали в Видяево, увидели их там, забрали домой в качестве памяти. А теперь думаем, что это достояние не только нашей семьи. Это единственная вещь, которой не коснулась эта трагедия», — объясняют Сафоновы.
По словам родителей, Максим обожал свою профессию. Выбор он сделал самостоятельно и осознанно: пошёл по стопам отца (Анатолий Ефимович — капитан 1-го ранга в отставке), окончил Нахимовское училище.
Родители хранят его письмо, где он описывает свою радость от того, что попал именно на «Курск».
«Он подробно писал, как у него хорошо складывались отношения с экипажем и командиром. Всё это он принимал как настоящую мужскую жизнь. И когда обозначились трудные времена, он переживал не за себя, а за подлодку. Не зря же у него в характеристике есть фраза «любит ВМФ», — рассказывают Сафоновы.
Они отмечают, что объездили все места, где увековечена память моряков «Курска», но часовня в деревне Герасимово стала для них особой.
«Других подобных памятных мест мы не знаем. Здесь духа больше всего. Если и едем, то только сюда. Одно время достаточно активно посещали места, где увековечена память моряков. Были в Белгороде, Курске, Калуге, на Севере. А к этому месту мы относимся с особым почтением, оно для нас святое. Отозваться с таким сочувствием и пониманием к нашему горю — это настоящий подвиг. И мы это очень ценим», — говорит Людмила Сафонова.
Атомный подводный ракетоносный крейсер К-141 «Курск» базировался в Видяеве и входил в состав Северного флота России. 12 августа 2000 года подлодка находилась на плановых учениях в Баренцевом море. В 11:28 гидроакустик крейсера «Пётр Великий», который принимал участие в учениях, зафиксировал странный хлопок. В положенное время командир «Курска» не вышел на связь, а уже ближе к ночи, согласно нормативным документам, подлодка была признана «аварийной». Утром следующего дня её местонахождение было установлено, и началась спасательная операция, за ходом которой следила вся страна. Однако спасти моряков не удалось.
По количеству жертв катастрофа «Курска» стала крупнейшей в послевоенной истории советского и российского подводного флота.
Указом президента от 26 августа 2000 года все погибшие моряки были посмертно награждены орденом Мужества, а командир «Курска» Геннадий Лячин был удостоен звания Героя России.
В тему
По итогам расследования было опубликовано более 10 версий трагедии. Официальная, высказанная генпрокурором Устиновым – пожар и детонация торпед, взрывами которых были разрушены конструкции субмарины. Одну из наиболее популярных версий озвучил вице-адмирал Валерий Рязанцев: второй, роковой взрыв произошёл из-за столкновения субмарины с грунтом, боевые торпеды сдетонировали от удара, а не из-за пожара. Режиссер Жан-Мишель Карре, снявший документальный фильм «Курск. Подводная лодка в мутной воде», считает, что «Курск» торпедировала американская подлодка. Француз основывается на том, что в районе учений в Баренцевом море, где «Курск» выполнял показательный выстрел новой торпедой, присутствовали в качестве наблюдателей две американские АПЛ – «Толедо» и «Мемфис». А Илья Клебанов, вице-премьер в те годы, назвал вероятным столкновение «Курска» с миной времён Великой Отечественной. Версия, самая, казалось бы, слабая, на самом деле объясняет наличие специфичного отверстия в корпусе «Курска», которого не могла оставить американская торпеда МК-48.
К каким выводам пришло следствие?
Уголовное дело о гибели «Курска» было возбуждено главной военной прокуратурой по статье «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта». Расследование аварии шло два года.
Генеральный прокурор Владимир Устинов в феврале 2002 года сказал, что в ходе расследования были выявлены серьезные нарушения со стороны командования Северного Флота и экипажа погибшей субмарины.
Media playback is unsupported on your device
Вдова офицера «Курска»: «Мы наблюдали в прямом эфире гибель наших родственников»
Эти общие слова не вылились в какие-либо конкретные обвинения. В августе 2002 года дело было закрыто за отсутствием состава преступления без предъявления обвинений.
Устинов тогда сказал, что допущенные нарушения в организации проведения учений и поисково-спасательной операции, не состоят «в причинной связи с гибелью «Курска», что исключает привлечение кого-либо к уголовной ответственности». Теперь военные эксперты считают, что следствие остановили, поскольку обвинения могли быть выдвинуты высокопоставленным военным и государственным деятелям.
Следствие, как рассказал в 2002 году Владимир Устинов, выявило много нарушений, допущенных и на самой подлодке.
Image caption
Подводную лодку «Курск» смогли поднять только в 2001 году
На ней была отключена сигнализация аварийного буя и система аварийного выброса антенны — эти устройства облегчают задачу поиска затонувшей субмарины. На подлодке также была отключена система «Снегирь», своего рода «черный ящик» — она записывала переговоры по громкой связи.
Но основной причиной следствие все-таки признало производственный дефект торпеды 65-76 ПВ «Кит» серийный номер 1336А. Эта торпеда была изготовлена на Машиностроительном заводе имени С. М. Кирова в Алма-Ате. Срок ее службы к 2000 году подходил к концу.
Следствие считает, что из-за микротрещин в прокладке бака с окислителем — пероксидом водорода — он попал в торпедный аппарат, где началась химическая реакция с выделением кислорода и тепла. Торпеда сначала загорелась, а потом взорвалась в узкой трубе торпедного аппарата.
Взрывом выбило его заднюю крышку, это вместе со взрывной волной и частями торпеды привело к детонации других торпед и второму, гораздо более мощному взрыву нескольких торпед на стеллажах в первом отсеке. Как раз этот взрыв разрушил носовую часть лодки — первый, второй и третий отсеки.
Газета «Коммерсант» в 2002 году после выступления Устинова изложила официальную версию. В статье говорилось, что в одном из болтов корпуса торпеды и резиновых прокладках, расположенных примерно в средней ее части, оказались микротрещины. В результате произошла утечка окислителя в торпедный аппарат, что и привело сначала к пожару, а затем и к взрыву.
В своей книге «Правда о «Курске», которая вышла в 2005 году, Владимир Устинов пишет, что «срок сохранения работоспособности резинотехнических деталей торпеды, контактирующих с перекисью водорода при хранении торпед в собранном виде, не должен превышать шесть лет».
«При этом сведения об установке указанных резиновых деталей должны быть указаны в обязательном приложении к формуляру торпеды. Однако в формуляре торпеды данное приложение отсутствует, так как было выдано с торпедой на носитель (то есть на АПЛ) и в последующем уничтожено взрывом», — говорится в книге.