Что такое мемы

Мемы и пародии на пранк “Ну как там с деньгами”

Михаил Павлович Терентьев – целый образ, созданный неизвестным шутником. В интернете можно найти и другие телефонные разговоры с его участием, но самым классическим и популярным остается “Ну че там с деньгами”.

Видео и паста из разговора стали мемом в 2011 году, когда на ютубе массово стали появляться пародии. Например, с наложенным на оригинальный звук роликом про Путина и Медведева, разговаривающими по телефону.

В 2020 году фраза “Ну че там с деньгами” стала частью абстрактных мемов. Ее пишут на картинках, где фигурируют персонажи с телефонной трубкой.

Полная расшифровка диалога:

— Да?

— Алё!

— Да да?

— Ну как там с деньгами?

— А?

— Как с деньгами-то там?

— Чё с деньгами?

— Чё?

— Куда ты звонишь?

— Тебе звоню.

— Кому?

— Ну тебе.

— Кому тебе?

— А вот тебе вот.

— Ты кто такой?

— Михал Палыч.

— Какой Михал Палыч?

— Терентьев.

— Такого не знаю, ты ошибся номером, друг.

— Кто?

— Ты.

— Чё с деньгами?

— Какими деньгами?

— Ну которые я внес в капитал.

— Куда?

— В капитал прожиточного минимума.

— Ты пьяный или кто, сынок?

— Я тре.. Я Михал Палыч Терентьев.

— Кто такой?

— Пьяный.

— Вот именно, ну и все, завяжи лямку, ёбана в рот.

— Куда… Чё завязать?

— Завяжи лямку!

— А чё ты кричишь?

— Да ничего!

— Алё!

— Да.

— Ну чё там?

— Чего?!

— Как с деньгами обстоят во… Обстоит вопрос?

— С какими деньгами?

— Которые я вложил в капитал.

— В какой капитал?

— Прожиточного минимума.

— Какой?

— В смысле в какой?

— Ты куда звонишь?! По какому номеру звонишь?

— По твоему номеру.

— Ты, сынок!

— Чё?!

— Сынок ёбаный!

— Чё?

— Ты куда звонишь?!

— Чё ты кричишь?

— По какому телефону звонишь?!

— Двадцать два, пятьсот пять.

— Ну? Какой капитал? Пидор ты ёбаный!

— Прожи… Прожиточного минимума!

— Ну, прожиточного.

— Ну а чё ты кричишь?

— Да ни хуя! А то соплю тебе разобью нахуй, сопляк ёбаный!

— Ты чё?

— Ты понял, да?!

— Я не понимаю куд…

— Всё затнись нахуй!

— Алё.

— Пидорас ёбаный!

— А чё я?

— Ты приедь сюда, я тебе бошку отверну!

— А какой адрес?

— Вот приедь сюда, я тебе бошку отверну, сопляк ёбаный!

— Да не надо.

— Ты понял, да?!

— За что?

— За всё!

— А чё я сделал?

— Сынок ёбаный!

— Чё с деньгами?

— Ты понял меня?!

— Чё с деньгами, я спрашиваю?

— Вот всё, какие то деньги, ёбаный пидорас.

— Кто?

— Ты!

— Почему?

— Всё, заткнись.

— Алё. Алё.

— Я щас ещё узнаю с какого ты телефона звонишь!

— Я звоню щас из офиса.

— С какого офиса?

— Находящейся по улице Красноармейской, четыре.

— Вот, номер твой телефон скажи мне.

— Алё.

— Скажи номер телефона своего.

— Зачем?

— А чтобы я приехал тебе моську набил нахуй.

— За что это?

— А за всё! Ты понял, да?

— Ничё не понял.

— Я тебе сказал, сынок.

— Что?

— Ты понял меня?

— Папа!

— Всё.

— Чё всё то?

— Ты давай номер телефона или сюда приезжай.

— А с деньгами как вопрос обстоит?

— С какими деньгами?!

— Которые я вложил.

— Куда ты вложил?!

— В капитал.

— В какой?

— Прожиточного минимума.

— Пидорас ёбаный!

— Что?

Ещё немного определений

Итак, мем – это единица культурной информации. Им может быть любая фраза, любая идея, символ, изображение или звук, которые передаются от человека к человеку на основе подражания. Мемы создаются и распространяются людьми. Мемом, в его широком смысле, может быть что угодно, любой элемент массовой культуры, любой популярный бренд, строчка из песни, известный человек.

Среди субъектов, которые участвуют в процессе т.н. «мемизации» (создания мема из какого-либо явления), можно различить собственно источник мема, его непосредственный создатель и ретранслятор. Источником мема называется то самое событие или явление, которое становится мемом. Источником может быть человек, его слова, его образ, а может быть – неодушевленный предмет. Так, источником популярного мема «георгиевская ленточка» является прообраз этого символа – георгиевская (или гвардейская) лента, которая служила основой для военной награды. Акция зародилась в рамках локального проекта информационного агентства РИА «Новости», которое и можно назвать в данном случае создателем мема. Его ретранслятором тут являются все люди, которые распространяют георгиевские ленточки и надевают их.

Можно встретить другое понимание термина «мем». На сайте «Мемы и медиавирусы» мем объясняется как «знак, очищенный от контекста». Действительно, это можно назвать одной из характеристик мема: как единица культурной информации он не зависит от конкретной ситуации, а представляет собой универсальный код. На практике это проявляется в случаях, когда один и тот же мем используется для объяснения самых различных ситуаций. Возьмем, например, известное сленговое слово «Дратути». Впервые оно появилось в речи одного из персонажей телепередачи “Городок”. А как мем с картинкой в виде собаки – зародилось в соцсетях и на портале “Пикабу”. Но теперь говоря “Дратути” мы же не имеем в виду Модэста из “Городка”. И даже не всегда вспоминаем о собаке. Это значит, что слово уже утратило свой контекст, оно стало знаком. И поэтому “дратути” – это мем.

Таким образом, можно сделать вывод, что мем становится мемом только тогда, когда из конкретного прецедентного события превращается в бесконтекстную единицу информации.

Отдельной разновидностью мема можно назвать интернет-мем. Это та же единица культурной информации, получившая в качестве канала распространения новую среду – интернет. В интернете происходит обмен интернет-мемами, а сами они представлены в нескольких формах: в виде статичного или подвижного изображения, в звуковом и словесном виде. Об этом подробнее.

Интернет-мемы как арт-объект

Если коротко – мемы это современный фольклор.

В классическом понимании этого феномена (по Р. Докинзу), мемами могут быть те же афоризмы и поговорки, а они, как известно, являются жанрами народного творчества. Соответственно, мемы в некоторых случаях тождественны фольклору, а интернет-мемы можно назвать современным фольклором или сетевым фольклором. В таком случае, мемы, безусловно, относятся к самодеятельному искусству.

Т.Е. Савицкая в статье «Интернет-мемы как феномен массовой культуры» тоже видит черты фольклора в мемах. Она пишет о том, что мем – явление комплексное и характерное для культуры постмодерности.

В то же время, по Савицкой, мемы обладают персонализированным характером контента. Автор приводит в пример такие мемы, как свидетель из Фрязино (групповая фотография напротив Фрязинского ЗАГСа, где изображен пожилой мужчина, резко отличающийся от окружающих хмурым видом и спортивной одеждой), а также видео Harlem Shake (на нем группа подростков танцует необычный танец под американскую песню Harlem Shake). Мемы могут носить индивидуализированный, абсурдистский характер оговорок и описок, различных омофонов и т.д. По мнению Савицкой, такой персонализированный и «социально заостренный» комизм мема естественно связывает его с традицией «салонного острословия» и даже обычным анекдотом.

На это обращает внимание и А. Ашкеров

Он говорит, что в меме есть что-то от народного анекдота из-за его способности к тиражированию.

С предыдущими исследователями согласна А.Р. Кожаринова. Она вспоминает концепцию Рашкоффа, согласно которой медиавирусы вводят в инфосферу завуалированные идеи, являющиеся, по сути, «идеологическими кодами». Медиавирусы, в свою очередь, могут распространяться при помощи коротких семиотических фрагментов — мемов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector