Что такое мемы
Содержание:
Мемы и пародии на пранк “Ну как там с деньгами”
Михаил Павлович Терентьев – целый образ, созданный неизвестным шутником. В интернете можно найти и другие телефонные разговоры с его участием, но самым классическим и популярным остается “Ну че там с деньгами”.
Видео и паста из разговора стали мемом в 2011 году, когда на ютубе массово стали появляться пародии. Например, с наложенным на оригинальный звук роликом про Путина и Медведева, разговаривающими по телефону.
В 2020 году фраза “Ну че там с деньгами” стала частью абстрактных мемов. Ее пишут на картинках, где фигурируют персонажи с телефонной трубкой.
Полная расшифровка диалога:
— Да?
— Алё!
— Да да?
— Ну как там с деньгами?
— А?
— Как с деньгами-то там?
— Чё с деньгами?
— Чё?
— Куда ты звонишь?
— Тебе звоню.
— Кому?
— Ну тебе.
— Кому тебе?
— А вот тебе вот.
— Ты кто такой?
— Михал Палыч.
— Какой Михал Палыч?
— Терентьев.
— Такого не знаю, ты ошибся номером, друг.
— Кто?
— Ты.
— Чё с деньгами?
— Какими деньгами?
— Ну которые я внес в капитал.
— Куда?
— В капитал прожиточного минимума.
— Ты пьяный или кто, сынок?
— Я тре.. Я Михал Палыч Терентьев.
— Кто такой?
— Пьяный.
— Вот именно, ну и все, завяжи лямку, ёбана в рот.
— Куда… Чё завязать?
— Завяжи лямку!
— А чё ты кричишь?
— Да ничего!
— Алё!
— Да.
— Ну чё там?
— Чего?!
— Как с деньгами обстоят во… Обстоит вопрос?
— С какими деньгами?
— Которые я вложил в капитал.
— В какой капитал?
— Прожиточного минимума.
— Какой?
— В смысле в какой?
— Ты куда звонишь?! По какому номеру звонишь?
— По твоему номеру.
— Ты, сынок!
— Чё?!
— Сынок ёбаный!
— Чё?
— Ты куда звонишь?!
— Чё ты кричишь?
— По какому телефону звонишь?!
— Двадцать два, пятьсот пять.
— Ну? Какой капитал? Пидор ты ёбаный!
— Прожи… Прожиточного минимума!
— Ну, прожиточного.
— Ну а чё ты кричишь?
— Да ни хуя! А то соплю тебе разобью нахуй, сопляк ёбаный!
— Ты чё?
— Ты понял, да?!
— Я не понимаю куд…
— Всё затнись нахуй!
— Алё.
— Пидорас ёбаный!
— А чё я?
— Ты приедь сюда, я тебе бошку отверну!
— А какой адрес?
— Вот приедь сюда, я тебе бошку отверну, сопляк ёбаный!
— Да не надо.
— Ты понял, да?!
— За что?
— За всё!
— А чё я сделал?
— Сынок ёбаный!
— Чё с деньгами?
— Ты понял меня?!
— Чё с деньгами, я спрашиваю?
— Вот всё, какие то деньги, ёбаный пидорас.
— Кто?
— Ты!
— Почему?
— Всё, заткнись.
— Алё. Алё.
— Я щас ещё узнаю с какого ты телефона звонишь!
— Я звоню щас из офиса.
— С какого офиса?
— Находящейся по улице Красноармейской, четыре.
— Вот, номер твой телефон скажи мне.
— Алё.
— Скажи номер телефона своего.
— Зачем?
— А чтобы я приехал тебе моську набил нахуй.
— За что это?
— А за всё! Ты понял, да?
— Ничё не понял.
— Я тебе сказал, сынок.
— Что?
— Ты понял меня?
— Папа!
— Всё.
— Чё всё то?
— Ты давай номер телефона или сюда приезжай.
— А с деньгами как вопрос обстоит?
— С какими деньгами?!
— Которые я вложил.
— Куда ты вложил?!
— В капитал.
— В какой?
— Прожиточного минимума.
— Пидорас ёбаный!
— Что?
Ещё немного определений
Итак, мем – это единица культурной информации. Им может быть любая фраза, любая идея, символ, изображение или звук, которые передаются от человека к человеку на основе подражания. Мемы создаются и распространяются людьми. Мемом, в его широком смысле, может быть что угодно, любой элемент массовой культуры, любой популярный бренд, строчка из песни, известный человек.
Среди субъектов, которые участвуют в процессе т.н. «мемизации» (создания мема из какого-либо явления), можно различить собственно источник мема, его непосредственный создатель и ретранслятор. Источником мема называется то самое событие или явление, которое становится мемом. Источником может быть человек, его слова, его образ, а может быть – неодушевленный предмет. Так, источником популярного мема «георгиевская ленточка» является прообраз этого символа – георгиевская (или гвардейская) лента, которая служила основой для военной награды. Акция зародилась в рамках локального проекта информационного агентства РИА «Новости», которое и можно назвать в данном случае создателем мема. Его ретранслятором тут являются все люди, которые распространяют георгиевские ленточки и надевают их.
Можно встретить другое понимание термина «мем». На сайте «Мемы и медиавирусы» мем объясняется как «знак, очищенный от контекста». Действительно, это можно назвать одной из характеристик мема: как единица культурной информации он не зависит от конкретной ситуации, а представляет собой универсальный код. На практике это проявляется в случаях, когда один и тот же мем используется для объяснения самых различных ситуаций. Возьмем, например, известное сленговое слово «Дратути». Впервые оно появилось в речи одного из персонажей телепередачи “Городок”. А как мем с картинкой в виде собаки – зародилось в соцсетях и на портале “Пикабу”. Но теперь говоря “Дратути” мы же не имеем в виду Модэста из “Городка”. И даже не всегда вспоминаем о собаке. Это значит, что слово уже утратило свой контекст, оно стало знаком. И поэтому “дратути” – это мем.
Таким образом, можно сделать вывод, что мем становится мемом только тогда, когда из конкретного прецедентного события превращается в бесконтекстную единицу информации.
Отдельной разновидностью мема можно назвать интернет-мем. Это та же единица культурной информации, получившая в качестве канала распространения новую среду – интернет. В интернете происходит обмен интернет-мемами, а сами они представлены в нескольких формах: в виде статичного или подвижного изображения, в звуковом и словесном виде. Об этом подробнее.
Интернет-мемы как арт-объект
Если коротко – мемы это современный фольклор.
В классическом понимании этого феномена (по Р. Докинзу), мемами могут быть те же афоризмы и поговорки, а они, как известно, являются жанрами народного творчества. Соответственно, мемы в некоторых случаях тождественны фольклору, а интернет-мемы можно назвать современным фольклором или сетевым фольклором. В таком случае, мемы, безусловно, относятся к самодеятельному искусству.
Т.Е. Савицкая в статье «Интернет-мемы как феномен массовой культуры» тоже видит черты фольклора в мемах. Она пишет о том, что мем – явление комплексное и характерное для культуры постмодерности.
В то же время, по Савицкой, мемы обладают персонализированным характером контента. Автор приводит в пример такие мемы, как свидетель из Фрязино (групповая фотография напротив Фрязинского ЗАГСа, где изображен пожилой мужчина, резко отличающийся от окружающих хмурым видом и спортивной одеждой), а также видео Harlem Shake (на нем группа подростков танцует необычный танец под американскую песню Harlem Shake). Мемы могут носить индивидуализированный, абсурдистский характер оговорок и описок, различных омофонов и т.д. По мнению Савицкой, такой персонализированный и «социально заостренный» комизм мема естественно связывает его с традицией «салонного острословия» и даже обычным анекдотом.
На это обращает внимание и А. Ашкеров
Он говорит, что в меме есть что-то от народного анекдота из-за его способности к тиражированию.
С предыдущими исследователями согласна А.Р. Кожаринова. Она вспоминает концепцию Рашкоффа, согласно которой медиавирусы вводят в инфосферу завуалированные идеи, являющиеся, по сути, «идеологическими кодами». Медиавирусы, в свою очередь, могут распространяться при помощи коротких семиотических фрагментов — мемов.