Причины и последствия опричнины

История термина «опричнина»: краткое введение

Происхождение этого термина берёт своё начало от исконно славянского слова «опричь» или «отдельно», «вне», «за пределами». В те времена им обозначался надел, которым наделяли вдову после смерти мужа. Он находился вне основной части общего имущества, подлежащего разделу.

При Иване Грозном такое название получали территории, которые конфисковывались у прежних владельцев и передавались в государственное пользование. Остальную часть страны называли «земщиной». Из общих земельных угодий, принадлежавших большей частью боярскому сословию, царь выделял немалую долю для государства, которое он сам и олицетворял, называя её «вдовьей долей». А сам при этом отводил себе роль якобы обиженного и смиренного государя, который задавлен произволом бояр и нуждается в защитниках.

Таким образом, было собрано многотысячное войско из населения переданных государству и конфискованных территорий, то есть «опричных». К 1572 году отмена опричнины стала уже неизбежной и по царскому замыслу это войсковое формирование стало играть роль национальной гвардии. Она была наделена широкими полномочиями и предназначалась для усиления государственной власти и царского могущества.

Жестокое историческое явление — опричнина

Но самым аморальным и ужасным былоИван Грозный

Такие злодеяния были ужасны ещё и тем, что по понятиям тех времён насмерть обрекали не только физическую субстанцию, но и душу. Во время казни людей жестоко рассекали на части, отрубая им ноги, руки, головы и полностью расчленяя туловище. Православная церковь считала и проповедовала, что без тела грешная душа не сможет предстать перед Страшным судом. Тем самым убиенные обрекались «царской рукой» на вечное небытие.

По прошествии страшных казней московский царь заносил в синодик имена невинных жертв. По ним затем служили панихиду и считали, что такого покаяния будет вполне достаточно для православного и образцового христианина. Грозный создал при этом собственную концепцию монархического единовластия. Он был уверен, что его царское величие равно Божьему. В результате чего все подданные лишались права в любой форме осуждать и обсуждать государевы деяния.

Исторические оценки опричнины

Отношение к реалиям, которые характеризовали правление Ивана Грозного, а именно к опричнине на протяжении веков многократно менялось. Давались различные оценки этому явлению начиная от психического помешательства жестокого царя (так считали многие дореволюционные историки), и заканчивая положительными оценками происходящего. Суть последних сводилась к тому, что это было прогрессивное явление, направленное на преодоление феодальной раздробленности, централизацию власти и укрепление государства.

Введение опричнины

До 1565 года термин “опричнина” использовали для наименования удела, который получала вдова при разделе имущества умершего мужа, а также великой княгини. Датой учреждения опричнины Иваном IV можно считать 3 февраля 1565 года.

Рис. 1. Опричнина карта.

Этому событию предшествовало ряд событий. Во-первых, с 1558 года Иван IV вел Ливонскую войну. В 1561 году вместо слабого Ливонского ордена противником стало более крупное Великое княжество Литовское, а следом за ним в войну прямо и косвенно вступили Крымское ханство, Польша и Швеция. Война сопровождалась смертью в 1560 году первой жены царя – Анастасии. После ее смерти Иван IV охладел к своим прежним сподвижникам первых лет царствования – Избранной Раде. В 1561-1564 ситуация вокруг царя ухудшилась. Войска потерпели поражение в битве при Чашниках, а некоторые бояре стали убегать в Великое княжество Литовское, в их числе оказался и бывший сподвижник Андрей Курбский.

В декабре 1564 года Иван IV покинул Москву и увез с собой казну в Александровскую Слободу (ныне – город Александров во Владимирской области). Он объявил об отречении от трона в пользу малолетнего сына, а причиной этого назвал гнев на бояр и воевод. В результате, было достигнуто соглашение о возвращении Ивана IV на царство. Он объявил о том, что “учреждает опричнину”.

  • От Белого моря до Александровской Слободы.
  • Некоторые крепости вблизи Москвы, например, Вязьма и Медынь, а также некоторые улицы столицы.
  • Кострома и земли от Великого Устюга до Белого моря.
  • От города Кемь на севере до Торжка на юге.

Опричное войско формировалось из молодого дворянства у которого не было родственных связей со знатным боярством. Его численность составила около 6 тыс. человек. Внешне оно напоминало монашеский орден. В опричной столице – Александровской Слободе появились своя казна и приказы (Бронный, Сытный, Конюшенный, Постельный).

В опричном войске начал свою карьеру будущий царь Борис Годунов. Были среди опричников и иностранцы, например, авантюрист Генрих фон Штаден, он прожил в России 12 лет, с 1564 по 1576, а потом уехал в Голландию. Вторым можно считать кабардинского мурзу Михаила Темрюковича Черкасского.

Опричники на Руси прославились карательным походом на Новгород Великий зимой 1569-1570 и различными казнями. Несколько человек царь казнил в Пскове в 1570 году. Даты апогея опричного террора – 1570-1571 годы.

Рис. 2. Опричник.

Опричнина: кратко и не по существу (для ЕГЭ)

Итак, начнем с краткого пересказа событий. 3 декабря 1564 г. Иван Грозный, забрав с собой государственную казну, личную библиотеку, почитаемые иконы и символы власти вместе с женой Марией Темрюковной и детьми внезапно покинул Москву, выехав на богомолье в Коломенское.

Царь обосновался в 65 км от Москвы в Александровской слободе. Оттуда в январе 1565 г. он обратился в столицу с двумя посланиями. В первом послании, направленном духовенству и Боярской думе, Иван IV сообщал об отказе от власти из-за измены бояр и просил выделить ему особый удел – опричнину. Во втором послании, обращенном к посадским людям, он сообщал о принятом решении и добавлял, что к горожанам у него претензий нет.

Предпосылки и последствия опричнины

Установление опричнины ухудшило положение дел в России, в частности, в экономике. Некоторые деревни были разорены, прекратилась обработка пахотных земель. Разорение дворян повлекло за собой то, что русское воинство, основу которого они составляли, ослабело и это стало причиной проигрыша войны с Ливонией.

Последствия опричнины были таковы, что никто независимо от сословия и положения не мог чувствовать себя в безопасности. Кроме того, в 1572 году войско царя не смогло отразить наступление крымского войска татар на столицу, и Иван Грозный принял решение отменить сложившуюся систему репрессий и наказаний, но по сути она существовала до самой смерти государя.

История

В 1550 году Иван Грозный планировал при проведении военной реформы в Московском государстве из «лучших» детей боярских сформировать «Избранную тысячу». Основу её должны были составить представители наиболее знатных родов и потомков удельных князей. Тысячники должны были по задумке царя выполнять важные и многообразные командные (начальствующие) функции, в частности, назначаться полковыми воеводами и головами. Планировалось снабдить их поместьями в окрестностях Москвы, однако осуществить этот проект на то время, по-видимому, не удалось.

Н. В. Неврев. «Опричники».

Бегство Андрея Курбского в Литву и его опустошительный набег на Великолуцкую область были прологом самого учреждения опричнины.
В  — 1567 годах Московским царём была реализована идея «Избранной тысячи», то есть введена так называемая опричнина (см. Имущество государства). Иван Васильевич отделил часть бояр, служилых и приказных людей и, вообще, весь свой «обиход» сделал особым (отдельным, выделенным), в царских дворцах — Сытном, Кормовом и Хлебенном — был назначен особый штат ключников, поваров, псарей и тому подобное. Служилые люди были разделены на государевых людей (опричных) и земских, таким же образом были разделены и уезды.

По сословному составу опричники были разнородной массой, в которой числились бояре, князья, дворяне, дети боярские как московских, так и городских бояр, были набраны особые отряды стрельцов.

Опричник. Увеличенное изображение с поддона подсвечника начала XVII в. Экспонируется в Музее-заповеднике «Александровская слобода»

Опричники одевались в чёрную одежду, подобную монашеской. Как утверждали ливонские дворяне Таубе и Крузе, «Опричники (или избранные) должны во время езды иметь известное и заметное отличие, именно следующее: собачьи головы на шее у лошади и метлу на кнутовище. Это обозначает, что они сперва кусают, как собаки, а затем выметают все лишнее из страны». Среди учёных нет единой точки зрения, шла ли речь о настоящих собачьих головах, их символических изображениях или просто о метафоре. Обзор литературы и мнений по данному вопросу дает Чарльз Гальперин (сам он склоняется к буквальному пониманию сообщений о головах). Метла же могла символизировать чудесное оружие, насмерть поражающее врага. Тем не менее, наличие собачьей головы упоминают не все современники, а «метла» таковой могла и не являться. Так, Г. Штаден пишет: «Опричные должны были носить черные кафтаны и шапки и у колчана, куда прятались стрелы, что-то вроде кисти или метлы, привязанной к палке. По этому узнавали опричников».

Опричники приносили царю клятву в верности, обещая, в частности, жить отдельно от «земских» людей. Наиболее известными опричниками были дворянин Малюта Скуратов, боярин Алексей Басманов, князь Афанасий Вяземский.

На содержание опричников были назначены особые города (около 20) с волостями. В самой столице некоторые улицы (Чертольская, Арбат, Сивцев Вражек, часть Никитской и прочие) были отданы в распоряжение опричников, жители этих улиц были переселены на другие улицы Москвы.

Исключительно дворянский состав опричнины (как титулованной, так и нетитулованной) и принесение личной присяги главе конгрегации позволяет говорить об опричнине как об орденском образовании — военно-монашеском или военно-политическом ордене опричников.

Причины и цели опричнины

  • Основной причиной опричнины считают наличие сумасшествия, которое охватило бездумного Ивана Грозного в шестидесятых годах XVI столетия. Но это, конечно, слишком упрощённая версия.
  • Её основная причина заключалась в сосредоточении очень большой власти, которую имела высшая боярская знать. Наряду с этим, существовала большая прослойка мелкого дворянства в Московском царстве, которая мечтала о больших деньгах, привилегиях и славе.

Иван Грозный обладал непомерным властолюбием и амбициями. И любое противоборство вызывало у него бурю негодующих эмоций и чувство ненависти. В результате чего в 1560 году была упразднена Избранная рада, хотя именно благодаря ей впоследствии и расцвело царское величие.

Одна тысяча пятьсот пятьдесят восьмой год ознаменовался началом Ливонской войны. Хотя многие из представителей феодальной знати не приветствовали её и открыто выражали своё недовольство, тем самым накаляя страсти в высших властных кругах. Царь пытался сломить недовольство бояр, а те, в свою очередь, не хотели показать покорное коленопреклонение, а некоторые просто уезжали за границу.

Примером тому служит известный князь Андрей Михайлович Курбский, который покинул пределы своего государства и получил тёплый приём у польского короля. Ему были пожалованы земли в Литве, а сам князь стал членом королевской рады.

Царь умудрился переругаться не только с княжеской знатью, но и с представителями духовенства, тем самым противопоставив себя высшей бюрократии. По этому поводу можно вспомнить Павла I, который, был убит пойдя против интересов высокопоставленных дворян. И Иван Грозный вполне мог закончить точно так же, если бы не сплотил вокруг себя прослойку мелкого дворянства. То есть он сумел противопоставить одной бюрократии — другую. Вот так и зародилась опричнина.

Почему появилась опричнина?

Ивана Грозного еще при жизни называли мнительным, таким он и остался для потомков. Конечно, не беспочвенно, но заговоры он видел на каждом шагу. Насколько известно истории, первые звоночки появились после Казанского похода, после которого царь (хотя тогда он еще назывался великим князем) вернулся в столицу в 1553 году.

Он серьезно заболел и тут же заметил предательские настроения бояр, которые хватались за любые возможности сохранить свое положение у кормушки. Чтобы не допустить предательств с их стороны, Иван Грозный приказал всем подданным присягнуть на верность своему младшему сыну Дмитрию, который на тот момент был еще младенцем.

Боярам не понравился указ: негоже присягать пеленочнику, а потому многие нашли способ уклониться от присяги. Смелости они набрались по простой причине – слабые позиции царя, который сам по себе болел, а от младенца большого ущерба не будет, а значит, можно претендовать на власть.

Картина П.Павлова. Бояре

Когда Иван Грозный выздоровел, он запомнил отношение бояр – осторожничал, обозлился на окружающих и не смог простить отказа присягнуть Дмитрию.

События, которые окончательно повлияли на формирование такого явления как опричнина, случились позже. Ощущение, что кругом собрались одни враги, укрепилось у Ивана Грозного на фоне двух факторов:

  • В 1563 году умер московский митрополит Макарий. Он был приближенным лицом царя и оказывал на него свое влияние. Благодаря митрополиту, агрессия царя немного сдерживалась и не выходила за рамки. Макарий не раз убеждал Ивана Грозного в том, что заговоры тому только кажутся. На место митрополита Макария встал Афанасий. Этот был на стороне недовольных бояр, тем самым, выступая против царя. Поддержки от духовного лица у Ивана Грозного уже не было, а ощущение паранойи усилилось.
  • В следующем 1564 году князь Курбский переходит на сторону Литовского княжества, бросив службу в армии Московского государства. За князем пошли талантливые и влиятельные военачальники. Более того, князь Курбский выдал Литве русских шпионов. Для царя это был серьезный удар и очередной повод для недоверия к окружающим.

На фоне этих событий Иван Грозный принял решение лишить бояр их независимости. До этих пор каждый боярин мог владеть землями, содержать собственную армию, казну, двор и людей. Теперь же Иван Грозный собирался ликвидировать силы внутренних противников.

Конец опричнины

Опричнина продолжалась с 1565 по 1572 год. Долгих 7 лет на русской земле царил ужас и страх. От всего этого кошмара страну, как ни странно звучит, спас крымский хан Девлет-Гирей (1512-1577). В самый разгар Ливонской войны Ивану Грозному удалось замириться с крымскими татарами. В соглашении оговаривалось, что Девлет-Гирей не будет совершать набегов на русские земли. В связи с этим, войска, охранявшие южные границы Московского царства, были отправлены в Ливонию. Вся южная территория оказалась практически незащищённой.

Но коварный хан нарушил договор. Его конное войско прорвало жидкие вооружённые заслоны и подошло к Москве весной 1571 года. Жители заперлись за городскими стенами, а татары начали обстреливать город зажигательными стрелами. В результате возник пожар. Все постройки были в основном деревянными, поэтому город выгорел за каких-то 3 часа.

Москва в годы опричнины

Бедствие и горе были колоссальными. Многие жители сгорели заживо в огне или задохнулись в дыму. Оставшиеся в живых лишились всего имущества. Иван Грозный бросил клич собираться всем, кто только может носить оружие. Основная его надежда была на опричников. Но «особые люди» в тяжелейшую для государства годину показали всю свою низость и мерзость.

Одни из них дезертировали, другие прикинулись заболевшими или немощными. Выражаясь языком XVI века, «объявили себя в нетях». Героями они были только с беззащитными людьми. А вот перед вооружёнными и сильными врагами оказались трусливыми овечками.

Сопротивление крымским татарам оказал боярин Михаил Воротынский. Он организовал оборону почти полностью сгоревшей Москвы, а затем преследовал неприятеля вплоть до крымских степей. Опричное же войско так и осталось в городе Серпухове, где находилось вместе с царём во время начала рейда крымских татар.

Грозный царь не простил своим «особым людям» трусости. Головы лидеров опричников, испугавшихся татарских сабель, дружно полетели на плахах. Были казнены: князья Михаил Черкасский и лютый Вяземский, Василий Грязной и Алексей Басманов. Фёдору, сыну Басманова, царь предложил сохранить жизнь, если тот сможет перерезать горло своему отцу. Федор согласился и убил отца. Грозный выполнил обещание. Фёдора не стали убивать. Его заковали в кандалы, отправили на север и посадили там в тюрьму, где он вскоре и умер.

В 1572 году Иван Грозный упразднил опричнину. Но это вовсе не означало конец бесчеловечной системы. Смертной казни подвергли лишь небольшую верхушку опричников. К примеру, тот же Малюта Скуратов, самый страшный из всех «особых людей», погиб на Ливонской войне уже после уничтожения своих соратников.

Большинство опричников уцелело. Часть из них была переведена без каких-либо привилегий в служилое дворянство, другая часть постриглась в монахи или устроилась в приказах. Остались у власти и бояре, связанные так или иначе с бесчеловечной системой. Примером тому может служить такая личность как Борис Годунов. Впоследствии он стал царём всея Руси, а Иван IV (Грозный) вошёл в историю как самый кровавый и страшный правитель, принёсший русской земле неисчислимое горе.

Причины опричнины

Основную причину опричнины видят в припадке сумасшествия, которое охватило Ивана Грозного в конце 1564 года. Но это слишком упрощённый подход. Суть же заключалась в том, что высшая боярская знать сосредоточила в своих руках очень большую власть. Наряду с этим в Московском царстве сложилась довольно большая прослойка мелкого дворянства, мечтавшего о деньгах, славе и привилегиях.

Иван Грозный отличался непомерными амбициями и властолюбием. Любое противодействие вызывало у царя чувство гнева и ненависти. В 1560 году он упразднил Избранную раду, хотя именно она создала ту базу, на которой впоследствии и расцвело пышным цветом царское величие.

В 1558 году началась Ливонская война. Многие представители феодальной знати были против неё. Они открыто высказывали своё недовольство. Всё это накаляло страсти в высших эшелонах власти. Царь усиливал давление на бояр, но те не хотела покорно склонять головы перед волей монарха. Некоторые князья уехали за границу. Самым известным из них являлся Андрей Михайлович Курбский (1528-1583). В конце апреля 1564 года он бежал в Литву. Там князь был тепло встречен польским королём. Ему пожаловали земли в Литве и сделали членом королевской рады.

Царь переругался не только с князьями, но и с духовенством. То есть он противопоставил себя высшей бюрократии. Конец здесь мог быть только один. Вспомним Павла I. Он также выступил против интересов высшего дворянства и был убит. У Ивана Грозного всё могло быть точно также. Но у него хватило ума одной бюрократии противопоставить другую. Один в поле не воин, поэтому царь сплотил вокруг себя мелкое дворянства. Так и появилась опричнина.

Опричники

Итоги опричнины и ее значение

Любое историческое событие ну, тем более такое массовое и значимое, как опричнина, несет после себя определенные последствия, которые являются важными для потомков. Итоги опричнины Ивана Грозного можно выразить в следующих основных пунктах:

  1. Значительное усиление самодержавной власти царя.
  2. Сокращение влияния бояр на дела государственные.
  3. Сильный экономический упадок страны, который наступил в результате того раскола, который наметился в обществе из-за опричнины.
  4. Введение заповедных лет в 1581 году. Заповедные лета, которые запрещали переход крестьян от одного землевладельца к другому, были обусловлены тем, что населения центральной и северной части России массово бежали на юг. Тем самым они спасались от действий власти.
  5. Разгром крупных боярских угодий. Одни из первых шагов опричнины были направлены на то, чтобы уничтожить и отобрать у бояр их имущество, и передать это имущество государству. Это было успешно реализовано.

Историческая оценка

Краткое повествование об опричнине не позволяет с точностью понять всю суть тех событий. Более того, это тяжело сделать даже при более детальном анализе. Наиболее показательным в этом плане является отношение историков к данному вопросу. Ниже представлены основные идеи, которые характеризуют опричнину, и которые указывают, что единого подхода к оценке данного политического события нет. Основные концепции сводятся к следующему:

  • Имперская Россия. Императорские историки преподносили опричнину как явление, которое пагубно сказалось на экономическом, политическом и социальном развитии России. С другой стороны многие историки императорской России говорили о том, что именно в опричнине стоит искать истоки самодержавия и действующей имперской власти.
  • Эпоха СССР. Советские ученые всегда с особым энтузиазмом описывали кровавые события царского и имперского режима. В результате практически во всех советских произведениях опричнина преподносилась, как необходимый элемент, который сформировал движение народных масс против угнетения боярами.
  • Современное мнение. Современные историки говорят об опричнине, как о пагубном элементе, в результате которого погибли тысячи невинных людей. Это один из поводов, которые позволяют обвинить Ивана Грозного в кровавости.

Проблема здесь заключается в том, что изучение опричнины является крайне тяжелым, поскольку практически не осталось реальных исторических документов той эпохи. В результате мы имеем дело не с изучением данных, ни с изучением исторических фактов, а очень часто мы имеем дело с мнениями отдельных историков, которые ничем не обоснованы. Именно поэтому опричнину нельзя оценивать однозначно.

Все, о чем мы можем говорить, это то, что на момент проведения опричнины внутри страны не было никаких четких критериев, по которым происходило определение «опричника» и «земщика». В этой связи ситуация очень похожа на ту, которая была на начальном этапе становления советской власти, когда происходило раскулачивание. Точно так же никто не имел даже отдаленного представления о том, что собой представляет кулак, и кого к кулакам стоит причислять. Поэтому и в результате раскулачивание в результате опричнины пострадало огромное количество людей, которые ни в чем не были повинны. Это и есть главная историческая оценка данного события. Все остальное уходит на второй план, поскольку в любом государстве главной ценностью является человеческая жизнь. Укрепление власти самодержавца за счет уничтожения простых людей является весьма постыдным шагом. Именно поэтому в последние годы жизни Иван Грозный запрещал любые упоминания об опричнине и велел казнить практически людей, которые в этих событиях принимали активное участие.

Остальные же элементы, которые преподносит современная история как последствия опричнины и ее итоги, весьма сомнительны. Ведь главный итог, о котором говорят все исторические учебники, заключается в усиление самодержавной власти. Но о каком усилении власти мы можем говорить, если после смерти царя Ивана наступило смутное время? Все это вылилось не просто в какие-то беспорядки или другие политические события. Все это вылилось в смену правящей династии.

Итоги опричнины и ее значение

Любое историческое событие ну, тем более такое массовое и значимое, как опричнина, несет после себя определенные последствия, которые являются важными для потомков. Итоги опричнины Ивана Грозного можно выразить в следующих основных пунктах:

  1. Значительное усиление самодержавной власти царя.
  2. Сокращение влияния бояр на дела государственные.
  3. Сильный экономический упадок страны, который наступил в результате того раскола, который наметился в обществе из-за опричнины.
  4. Введение заповедных лет в 1581 году. Заповедные лета, которые запрещали переход крестьян от одного землевладельца к другому, были обусловлены тем, что населения центральной и северной части России массово бежали на юг. Тем самым они спасались от действий власти.
  5. Разгром крупных боярских угодий. Одни из первых шагов опричнины были направлены на то, чтобы уничтожить и отобрать у бояр их имущество, и передать это имущество государству. Это было успешно реализовано.

Историческая оценка

Краткое повествование об опричнине не позволяет с точностью понять всю суть тех событий. Более того, это тяжело сделать даже при более детальном анализе. Наиболее показательным в этом плане является отношение историков к данному вопросу. Ниже представлены основные идеи, которые характеризуют опричнину, и которые указывают, что единого подхода к оценке данного политического события нет. Основные концепции сводятся к следующему:

  • Имперская Россия. Императорские историки преподносили опричнину как явление, которое пагубно сказалось на экономическом, политическом и социальном развитии России. С другой стороны многие историки императорской России говорили о том, что именно в опричнине стоит искать истоки самодержавия и действующей имперской власти.
  • Эпоха СССР. Советские ученые всегда с особым энтузиазмом описывали кровавые события царского и имперского режима. В результате практически во всех советских произведениях опричнина преподносилась, как необходимый элемент, который сформировал движение народных масс против угнетения боярами.
  • Современное мнение. Современные историки говорят об опричнине, как о пагубном элементе, в результате которого погибли тысячи невинных людей. Это один из поводов, которые позволяют обвинить Ивана Грозного в кровавости.

Проблема здесь заключается в том, что изучение опричнины является крайне тяжелым, поскольку практически не осталось реальных исторических документов той эпохи. В результате мы имеем дело не с изучением данных, ни с изучением исторических фактов, а очень часто мы имеем дело с мнениями отдельных историков, которые ничем не обоснованы. Именно поэтому опричнину нельзя оценивать однозначно.

Все, о чем мы можем говорить, это то, что на момент проведения опричнины внутри страны не было никаких четких критериев, по которым происходило определение «опричника» и «земщика». В этой связи ситуация очень похожа на ту, которая была на начальном этапе становления советской власти, когда происходило раскулачивание. Точно так же никто не имел даже отдаленного представления о том, что собой представляет кулак, и кого к кулакам стоит причислять. Поэтому и в результате раскулачивание в результате опричнины пострадало огромное количество людей, которые ни в чем не были повинны. Это и есть главная историческая оценка данного события. Все остальное уходит на второй план, поскольку в любом государстве главной ценностью является человеческая жизнь. Укрепление власти самодержавца за счет уничтожения простых людей является весьма постыдным шагом. Именно поэтому в последние годы жизни Иван Грозный запрещал любые упоминания об опричнине и велел казнить практически людей, которые в этих событиях принимали активное участие.

Остальные же элементы, которые преподносит современная история как последствия опричнины и ее итоги, весьма сомнительны. Ведь главный итог, о котором говорят все исторические учебники, заключается в усиление самодержавной власти. Но о каком усилении власти мы можем говорить, если после смерти царя Ивана наступило смутное время? Все это вылилось не просто в какие-то беспорядки или другие политические события. Все это вылилось в смену правящей династии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector