Земский собор 1613 года: причины, участники, цель и результаты

Каково историческое значение выбора?

Главный результат избрания Михаила Романова на царствование — конец династического кризиса. Это имело и дальнейшие положительные результаты — конец смуты, резкий подъем экономики, рост числа городов (к концу века их становится 300). Русские люди стремительно продвигаются к Тихому океану. Поднималось и сельское хозяйство, наращивая обороты.

Между отдаленными районами страны налаживается мелкая и крупная торговля, обмен товарами, что способствует становлению единой экономической системы.

Выборы правителя поспособствовали повышению роли сословий в управленческой системе. Деятельность соборов мотивировала рост общественного сознания и укрепила систему политического управления в столице и уездах. Выборы царя на соборе подготовили почву для перерастания монархии в России в абсолютистскую. На дальнейших соборах (1645, 1682) выборы были сменены на процедуру подтверждения законности наследника. Возможность выбрать царя самостоятельно исчезает.

К середине XVII века соборы и вовсе утрачивают свое значение и силу. На их смену приходят совещания с представителями отдельных сословий при царе. Принцип выборности сменился на принцип должностного делегирования.

Периодизация земских соборов

Список Земских соборов

Можно выделить шесть периодов в работе земских соборов:

При Иване Грозном

История земских соборов начинается во время правления Ивана IV Грозного. Первый собор состоялся в 1549 году Соборы, созываемые царской властью —данный период продолжается вплоть до  г.

От смерти Ивана Грозного до падения Василия Шуйского

Начиная со смерти Ивана Грозного и вплоть до падения Шуйского (1584—1610 гг). Соборы выполняли функцию избрания на царство.

Ополчения

С 1610 по 1613 годы земский собор при Ополчениях превращается в орган верховной власти (и законодательной, и исполнительной), решающий вопросы внутренней и внешней политики. Именно в этот период времени земский собор играл наиболее важную и существенную роль в общественной жизни России.

1613—1622 гг.

Собор действует почти непрерывно, но уже в качестве совещательного органа при царской власти. Решает текущие административные и финансовые вопросы. Царская власть стремится опереться на земские соборы при проведении финансовых мероприятий: сбор пятинных денег, восстановление подорванного хозяйства, ликвидация последствий интервенции и предотвращение новой агрессии со стороны Польши. С 1622 года деятельность соборов прекращается до 1632 года.

1632—1653 гг.

Соборы собираются сравнительно редко, но для решения важных вопросов как внутренней политики: составление Уложения, восстание в Пскове, так и внешней: русско-польские и русско-крымские отношения, присоединение Малороссии, вопрос об Азове. В этот период активизируются выступления сословных групп, предъявляющих требования правительству, не столько посредством земских соборов, сколько через подаваемые челобитные. В 1649 году на Земском соборе был принят свод законов Русского государства — «Соборное уложение 1649 года».

1653—1684 гг.

Значение земских соборов снижается (небольшой взлёт наблюдался в 80-х годах). Последний собор в полном составе собирался в 1653 г. по вопросу о принятии Запорожского Войска в состав Московского государства.

В 1684 году состоялся последний земский собор в российской истории. Он решал вопрос о вечном мире с Речью Посполитой. После этого земские соборы больше не собирались, что стало результатом проводимых Петром I реформ всего общественного устройства России и укрепления абсолютизма.

Версии о мотивах избрания

«Романовская» концепция

Согласно официально признанной в эпоху правления Романовых (и позднее укоренившейся в советской историографии) точке зрения, собор добровольно, выражая мнение большинства жителей России, принял решение об избрании Романова, согласуясь с мнением большинства. Этой позиции придерживаются, в частности, крупнейшие российские историки XVIII—XX веков: Н. М. Карамзин, С. М. Соловьёв, Н. И. Костомаров, В. Н. Татищев и другие.

«Не было тогда никого милее народу русскому, как род Романовых. Уж издавна он был в любви народной. Была добрая память о первой супруге Ивана Васильевича, Анастасии, которую народ за ее добродетели почитал чуть ли не святою. Помнили и не забыли ее доброго брата Никиту Романовича и соболезновали о его детях, которых Борис Годунов перемучил и перетомил. Уважали митрополита Филарета, бывшего боярина Федора Никитича, который находился в плену в Польше и казался русским истинным мучеником за правое дело» (Н. И. Костомаров)

Для этой концепции характерно отрицание стремления Романовых к власти. Одновременно, очевидна негативная оценка трёх предыдущих правителей. Борис Годунов, Лжедмитрий I, Василий Шуйский в представлении «романистов» выглядят отрицательными героями.

Другие версии

Однако часть историков придерживается иной точки зрения. Наиболее радикальные из них полагают, что в феврале 1613 года имел место переворот, захват, узурпация власти. Другие считают, что речь идёт о не до конца справедливых выборах, принесших победу не достойнейшему, а хитрейшему кандидату. Обе части «антироманистов» едины во мнении, что Романовы сделали всё для достижения престола, и что события начала XVII века следует рассматривать не как смуту, завершившуюся с приходом Романовых, а как борьбу за власть, завершившуюся победой одного из конкурентов. По мнению «антироманистов», собор создал лишь видимость выбора, на самом деле это мнение не было мнением большинства. А впоследствии, в результате умышленных искажений и фальсификаций Романовым удалось создать «миф» об избрании Михаила Романова на царство.

«На первый взгляд… избрание… „на царство“ юного Михаила Романова выглядит истинным чудом, ниспосланным этой семье свыше в награду за добропорядочность и благочестие… При попытке же „вывернуть наизнанку“ этот миф, Романовы преображаются из почти святых „тишайших“ благочестивцев опять-таки в „тихих консерваторов“» (Ф. Л. Гримберг)

«Антироманисты» указывают на следующие факторы, ставящие под сомнение легитимность нового царя:

  • Проблема легитимности самого собора. Созванный в условиях полной анархии собор не представлял русские земли и сословия в сколь бы то ни было справедливой пропорции.
  • Проблема документального описания заседаний собора и результатов голосования. Единственным официальным документом, описывающим деятельность собора является Утверждённая грамота об избрании на царство Михаила Федоровича Романова, составленная не ранее апреля-мая 1613 года (см., например: Л. В. Черепнин «Земские Соборы в России в XVI-XVII веке»).
  • Проблема давления на избирателей. Согласно ряду источников, большое влияние на ход обсуждения оказали посторонние лица, в частности, расквартированное в Москве казачье войско.

Примечания

  1. Никольский В. К. Земский собор о вечном мире с Польшей 1683—84 гг. // Научные труды Московского педагогического института. под редакцией проф. И. И. Месяцева. — М., 1928, вып. № 2, стр. 51.
  2. . Дата обращения 10 апреля 2013.
  3. . Дата обращения 10 апреля 2013.
  4. . Дата обращения 10 апреля 2013.
  5. . Дата обращения 10 апреля 2013.
  6. Беляев И. Д. Земские соборы на Руси. М., 1902 Издание книгопродавца А. Д. Ступина
  7. «К. П. Победоносцев и его корреспонденты: Письма и записки» / С предисловием Покровского М. Н., Т. 1, М.-Пг., 1923, полутом 1-й, С. 18.
  8. «К. П. Победоносцев и его корреспонденты: Письма и записки» / С предисловием Покровского М. Н., Т. 1, М.-Пг., 1923, полутом 1-й, С. 8 и далее.
  9. Глинскій Б. Б. Константинъ Петровичъ Побѣдоносцевъ. (Матеріалы для біографіи) // «Историческій Вѣстникъ», апрель 1907, стр. 272.
  10. «К. П. Победоносцев и его корреспонденты: Письма и записки» / С предисловием Покровского М. Н., Т. 1, М.-Пг., 1923, полутом 1-й, С. 261—263. Проект предлагал «предстоящее торжество священного венчания и миропомазания Нашего на Царство совершить пред собором высших иерархов церкви православной, высших чинов правительства, высших избранников дворянства и городов и нарочито выборных от земли» (Ibid., стр. 261.)
  11. «К. П. Победоносцев и его корреспонденты: Письма и записки» / С предисловием Покровского М. Н., Т. 1, М.-Пг., 1923, полутом 1-й, С. 247 (резолюция Александра на докладе Победоносцева от 13 мая 1882 года).
  12. Письма Победоносцева к Александру III. М., 1926, Т. II, С. 12.

Новые династии

Дважды в истории на Земских соборах избирались цари-родоначальники новых династий, но судьбы их сильно отличались друг от друга. Первый избранный собором царь Борис Годунов не был любим в народе и виделся подданным едва ли не хуже самозванцев, заполонивших страну в годы Смуты. Царь Борис правил Россией семь лет, а его сын Федор (последний из Годуновых) – всего полтора месяца.

Земский собор. Художник С.В. Иванов. 1908 год

В начале 1613 года, после изгнания из Москвы интервентов, пришло время избрать нового правителя. В столицу съехались выборные «Всей земли» из 58 городов, их число превышало восемьсот человек. Им предстояло участвовать в первом по-настоящему всесословном Земском соборе, отменить решение предыдущего собора о призвании на престол польского королевича Владислава и из множества кандидатур выбрать самого достойного русского царя. Заседания Земского собора происходили в очень напряженной обстановке. Представители знатных боярских фамилий выдвигали своих ставленников и до последнего боролись за лидерство. Всего предложили более десяти претендентов, среди которых Дмитрий Трубецкой, Иван Голицын, Петр Пронский и герой Второго ополчения Дмитрий Пожарский (он, впрочем, сразу отказался). После ожесточенных споров выбор пал на шестнадцатилетнего Михаила Федоровича Романова. Ему суждено будет стать первым из династии, правившей затем Российским государством на протяжении трех столетий. Кандидатура Романова оказалась компромиссной. Бояре надеялись, что юным правителем будет легко манипулировать

Народу было важно дальнее родство Михаила Федоровича с Рюриковичами: он приходился родственником первой супруге Ивана Грозного Анастасии Захарьиной-Юрьевой

20 февраля 1613 года. На паперти Благовещенского собора Московского Кремля келарь Троице-Сергиевой лавры Авраамий Палицын зачитывает решение Земского собора «Об избрании на царский престол боярина Михаила Федоровича Романова»

Созыв земского собора при Иване IV

Царствование Ивана IV началось в специфических условиях. Дело в том, что его отец Василий III умер в 1533 году и до 1547 года продолжался период регентства при малолетнем царевиче.

Рис. 1. Первый земский собор.

Первый Земский собор также называли “собором примирения”. Причиной созыва стало восстание в столице в 1549 году. Заседание продолжалось всего два дня, 27-28 февраля. Среди его участников были: царь, бояре, Боярская дума, а также выборные представители от других сословий. Они рассматривали вопросы государственного управления, например, отмену кормлений и борьбу со злоупотреблениями на местах. С этого момента можно датировать возникновение в России сословно-представительной монархии.

Одновременно с созывом этого собора начались реформы. Иногда историки называют их “реформы Избранной Рады”. Последствием реформ стали улучшения в военной сфере, а также в законодательстве, сборе налогов, церковных делах и управлении. В войске была усилена артиллерия и появились инженеры, которые делали подкопы. Это очень помогло во время похода на Казань в 1552 году.

Также вскоре после созыва первого Земского собора Иван IV провел церковную реформу в 1551 и к 1556 году были завершены еще две реформы: губная и земская. Их результатом стало улучшение работы органов местной власти и отмена устаревшего способа содержания администрации на местах – кормлений.

1549 год в истории России запомнился вторым походом Ивана IV на Казань, но успехов он не принес. Бунт в Москве в 1547 году связан с засухой и пожарами. Толпа восставших граждан убила родственника царя – Юрия Глинского.

Рис. 2. Земский собор.

История земских соборов

«Царь Иоанн IV открывает первый Земский собор своею покаянною речью». Картина Клавдия Лебедева

В 1549 году Иван IV созвал Собор примирения (рассматривал проблему отмены кормлений и злоупотреблений чиновников на местах); впоследствии такие соборы стали называться Земскими (в противоположность соборам церковным — «освящённым»). Слово «земский» могло обозначать «общегосударственный» (то есть дело «всей земли»).[источник не указан 2411 дней] (До сих пор не подтверждена просматривающаяся логическая связь между новгородским классом своеземцев и Земским собором в едином централизованном русском государстве.) Собор 1549 г. продолжался два дня, он был созван для решения вопросов о новом царском Судебнике и о реформах «Избранной рады». В процессе собора выступал царь, бояре, позже состоялось заседание Боярской думы, принявшей положение о неподсудности (кроме как по крупным уголовным делам) боярских детей наместникам. По мнению И. Д. Беляева, в первом Земском Соборе участвовали выборные от всех сословий. Царь испросил у бывших на соборе святителей благословение исправить Судебник «по старине»; затем объявил представителям общин, что по всему государству, по всем городам, пригородам, волостям и погостам и даже в частных владениях бояр и других землевладельцев должны быть избраны самими жителями старосты и целовальники, сотские и дворские; для всех областей будут написаны уставные грамоты, при помощи которых области могли бы управляться сами собой без государевых наместников и волостелей.

Самый ранний собор, о деятельности которого свидетельствует дошедшая до нас Приговорная грамота (с подписями и перечнем участников думного собора) и известия в летописи, состоялся в 1566 г., на нём главным был вопрос о продолжении или прекращении кровопролитной Ливонской войны.

В. О. Ключевский определял земские соборы как «особый тип народного представительства, отличный от западных представительных собраний». В свою очередь С. Ф. Платонов считал, что земский собор — это «совет всей земли», состоящий «из трёх необходимых частей»: 1) «освящённого собора русской церкви с митрополитом, позднее с патриархом во главе»; 2) боярской думы; 3) «земских людей, представляющих собой различные группы населения и различные местности государства».

Такие собрания созывались для обсуждения важнейших вопросов внутренней и внешней политики Российского государства, также по делам, не терпящим отлагательства, например, разбирались вопросы войны и мира (о продолжении Ливонской войны), налогов и сборов, преимущественно для военных нужд. Судьбам политического устройства страны были посвящены земские соборы 1565 года, когда Иван Грозный уехал в Александровскую слободу, особое значение имеет приговор, вынесенный земским собранием 30 июня 1611 года в «безгосударное время».

История земских соборов — это история внутреннего развития общества, эволюции государственного аппарата, формирования общественных отношений, изменения в сословном строе. В XVI веке только начинается процесс формирования данного общественного института, первоначально он не был чётко структурирован, и его компетенция не была строго определена. Практика созыва, порядок формирования, состав земских соборов долгое время тоже не были регламентированы.

Что касается состава земских соборов, то даже в период царствования Михаила Романова, когда деятельность земских соборов была наиболее интенсивна, состав варьировался в зависимости экстренности решаемых вопросов и от самого характера вопросов

Важное место в составе земских соборов занимало духовенство, в частности, земские соборы февраля — марта 1549 и весны 1551 годом были одновременно и церковными соборами в полном составе, а в остальных московских соборах участвовали только митрополит и высшее духовенство. Участие в соборах духовенства было призвано подчеркнуть легитимность решений, принятых монархом

Б. А. Романов считает, что земский собор состоял как бы из двух «палат»: первую составляли бояре, окольничие, дворецкие, казначеи, вторую — воеводы, княжата, дети боярские, большие дворяне. Ничего не говорится о том, из кого состояла вторая «палата»: из тех, кто оказался в то время в Москве, или из тех, кто был вызван в Москву специально. Данные об участии посадского населения в земских соборах очень сомнительны, хотя решения, принимаемые там, были зачастую очень выгодны верхушке посада. Зачастую обсуждение происходило по отдельности у бояр и окольничих, духовенства, служилых людей, то есть каждая группа по отдельности высказывала своё мнение по данному вопросу.

↑ Первый русский царь из Рюриковичей

Первым царем провозгласил себя Иван IV Васильевич, прозванный Грозным. Он происходил из рода Московских великих князей. Иван потерял родителей в детстве. В возрасте семи лет будущий царь являлся сиротой, безмолвно наблюдающей за произволом бояр. Как бы то ни было, Иван был законным правителем Руси. В возрасте 13 лет он впервые воспользовался своим положением, приказав казнить боярина Андрея Шуйского.

Считается, что именно после этого он получил прозвище Грозный, показав свой твердый характер. В конце 1546 г., когда Грозному было 17 лет, он сделал два заявления, удививших современников. Молодой князь захотел жениться и, что самое главное, стать царем. В начале 1547 г. произошло венчание на царство Ивана Грозного. Бояре посчитали, что это очередная причуда и сумасбродство юноши. Даже если это и так, Иван выбрал очень удачное время.

К середине XVI века на Руси сложились все предпосылки для установления монархии. Первый русский царь громко заявил об амбициях своей страны, с которыми придется считаться в Европе и на Востоке.

Значение земских соборов в истории России

Историческая судьба земских соборов дает очень определенный ответ на то, что они из себя представляли, как учреждение, и какое имели значение. Судьба их глубоко поучительна. Начало оживленной деятельности соборов совпадает со временем тяжелых испытаний, посланных судьбой русскому государству в XVII веке.

Вследствие пресечения династий и низложения царя (Шуйского), государство несколько раз оказывается без обычного своего руководителя, царя, и в это «безгосударное» время власть сама собой возвращается к народу. Так было после смерти бедора Ивановича, после смерти Годунова и, наконец, после низложения царя Шуйского.

В такие исключительные моменты земские соборы, как видим, получали и исключительное значение: тогда они являлись верховною властью в государстве.

Таким образом, в силу обстоятельству должен был выдвинуться на первый план народ, народная власть в виде земских соборов. Это мы и видим. Мы видим прежде всего небывалое оживление местной жизни, «местных миров».

Отдельные города и области, тревожась за судьбу свою и судьбу всего государства и ища выхода из тяжелого положения, начинают деятельно сноситься друг с другом, обмениваться мыслями, планами, как бы им «быть в любви и в совете и в соединенна и стоять единомысленно » за христианскую веру и против врагов государства.

В городах созываются местные соборы и от имени их разсылаются грамоты. В грамотах города просят друг друга сообщать «вести» и давать «советы». Эти оживленные сношения «местных миров», как известно, не остались без результата.

После низложения Шуйского верховная власть официально перешла к Боярской думе с князем Милославским во главе, и до избрания царя дума считалась временным правительством.

Но вследствие раздоров и борьбы партий (одни хотели избрать польского королевича Владислава, другие — царя русского происхождения), власть была спорна, и легко присваивалась другими.

Так, земское ополчение Прокопия Ляпунова, князей Трубецкого и Заруцкого, подступив к Москве и расположившись станом около нея, избрало своих вождей в качестве временного правительства всей России и действовало в этом смысле. А само ополчение образовало из себя земский собор, в который вошли представители 25 городов.

Это скорее собор ополченцев, «походная дума» вождей ополчения, по выраженно историка Н.И.Костомарова. Гораздо интереснее и важнее другой собор — собор второго ополчения. Как известно, во главе второго ополчения, собранного для освобождения Москвы, стал князь Пожарский.

Новый вождь счел долгом — прежде всего призвать народ к участию в установлены порядка и действовать от имени народа.

Поэтому он тотчас же разослал по городам грамоты с предложением прислать к нему в стан выборных от всех сословий.

«Для земского совета к нам вскоре «, как говорилось в его посланиях, — » и молити бы нам всем Всемилостивого Бога, чтобы нам православным христианам быть в любви и в совете, безо всяких сердечных злоб», чтобы «советовать со всякими людьми общим советом», «как бы нам в нынешнее конечное разоренье быти не безгосударным» (слова другой грамоты) и, наконец, чтоб «нам, по совету всего государства, выбрать общим советом государя»(слова той же грамоты). Города откликнулись на призыв князя Пожарского, выслали выборных, и таким образом около него составился уже действительно земский собор. С этого момента Пожарский не предпринимал уже ничего без участия собора, и все распоряжения — делались от имени собора. Так, от имени собора велись переговоры с Новгородом об избрании на царство сына шведского короля Карла IX.

Ответ написан от имени собора—»о томи мы к вам пишем всею землею, по крестьянскому (христианскому) своему — обету говорится в посланы. Дело о покушении на князя Пожарского разбиралось тоже на соборе «землею».

Сначала собор находился в Ярославле, затем вместе с Пожарскими двинулся к Москве, а когда Москва была взята и очищена от поляков, собор заседали в Москве.

Последними актом этого собора была рассылка по городам грамот с извещением о взятии Москвы и присылке в Москву выборных для избрания царя. После этого собор разошелся, и вместо него собрался уже новый, тот самый, который избрали на царство Михаила Феодоровича Романова.

Государство носит на себе свежие следы страшного разорения и потрясения всех жизненных устоев, а на престоле юноша, исполненный благих намерений, но совершенно неопытный, не знающий, как привести в порядок расстроенное смутой государство.

Сознавая свою полную беспомощность, Михаил Федорович Романов даже согласился принять «бразды правления» лишь на том условии, что избравший его народ будет ему помогать в исполнении принятой им ка себя тяжелой задачи.

Материал создан: 29.08.2015

Часть 12. Земские соборы в XVII веке

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector