Форма правления. республиканская форма правления и монархия. страны и примеры

Содержание:

Что такое государство

Словарь дает краткое определение понятию и утверждает, что это некая организация с политическими чертами, расположенная на какой-то территории, во главе которой стоит правительство и его органы.

Их задача охранять утвержденный порядок и закон, а также подавлять противников. Несмотря на верность данного толкования, стоит сказать, что понятие это встречается в различных сферах, и правильно будет охарактеризовать его с точки зрения этих сфер:

  1. Теория права: это определенный способ формирования общества или главный элемент политики, которая управляет им и имеет для этого ранее созданные органы, с помощью которых реализует свои полномочия. Публичная власть при этом распространяется на весь данный социум и представляет его.
  2. Конституциональное право: совокупность всех официально утвержденных органов власти, которые работают в пределах территориально-политической единицы. Совокупность также включает территориальных представителей органов, которые выполняют управление на местах.
  3. Международные отношения: активный участник на международной арене, который имеет политическую власть и народ, заселяющий определенную территорию.

Краткое определение термина в правовых теориях синонимично, но при этом основным объединяющим и характеризующим его признаком является суверенитет, т.е. независимость власти от стороннего влияния.

Разность подходов к определению понятия

С момента введения термина в обиход (Николой Макиавелли в 16 веке) его трактовали разные политические и научные деятели, и каждый из них стремился охарактеризовать его более полно, нежели до него.

Сложность этого заключалось в том, что само понятие крайне сложно как социальное явление. Именно поэтому до политологов сегодня дошли трактовки разных выдающихся ученых, по мнению которых, государство – это:

  1. Социум, который самостоятельно управляет собой – так считал Иммануил Кант.
  2. Любое народное сообщество, которое имеет общепринятую политическую власть объяснял данное понятие Леон Дюги.
  3. Самостоятельное общение граждан, которые не нуждаются ни в каком другом общении, и которые ни от кого не зависят в своем общении – объяснял древнегреческий ученый Аристотель.
  4. Общим благом, которое должно получаться от исполнения настоящих интересов народа – так считал Никколо Макиавелли.
  5. Управление семействами властью, которая основывает свои действия на понятии добра и справедливости. Получение таким способом общего блага и есть держава – определял термин француз Жан Боден.
  6. Лицо или владыка, чья воля, вследствие согласия населения считается общей волей так, что это лицо может использовать общие силы и способности народа для достижения мира и исполнения потребностей социума – говорил английский философ Томас Гоббс.
  7. Общая воля, которая выражается путем преобладающей силы и есть государство – утверждал Джон Локк.
  8. Это реальность нравственности и воли, которая мыслит и исполняет то, что она знает – говорил Гегель. Его представление было основано на его же системе философии прежде всего, а не на понятии права.

Марксистско-ленинская наука определение слова дает, исходя из его классовой природы: разделение на классы определяет выдвижение самого могущественного в правящую партию и угнетение более слабых всеми возможными инструментами.

Немецкая литература толкует термин несколько иначе, делая акцент на земле: государство – это организация совместного сосуществования народа на одной территории под единой властью.

А вот российская литература не сходиться в едином мнении относительно данного понятия и в разные периоды времени определяет его по-разному:

  • особая организация, которая с помощью определенных инструментов осуществляет свою неограниченную власть или диктатуру,
  • господство экономически сильного класса, который имеет аппарат власти и осуществляет свою диктатуру, держа под контролем классовых противников и защищая себя от внутренних и внешних противников.

Исходя из вышеизложенных трактовок, становиться понятно, что на краткое определение термина влияют политические взгляды и убеждения ученого или научной школы, их принадлежность к оправленной идеологии.

Большинство ученых, как древних, так и нового времени, сходились во мнении, что прежде всего, страна является союзом людей!

Каждый подход отображает определенную характеристику державы, но только совокупность этих подходов позволяют понять этот термин в целостности.

Что такое монархия. Монархическая форма правления

Монархия — это форма правления, при которой верховная власть в государстве принадлежит пожизненному правителю и передается по наследству. Правитель может называться по-разному: царь, император, король, великий князь, султан, фараон и т.п.

Древнегреческое слово «монархия» () означает «единовластие».

Противоположность монархии — республика, при которой высшие органы власти в стране избираются на определенный срок.

В современном мире монархии делятся на абсолютные (власть монарха ничем не ограничена) и на ограниченные (они бывают парламентские и дуалистические). При парламентской монархии правителю принадлежит лишь символическая власть, при дуалистической он делит власть с парламентом.

Монархия не означает, что в стране отсутствуют права и свободы, а власть авторитарна. В современных парламентских монархия — таких как Великобритания или Нидерланды — установлен демократический режим.

Читайте подробнее: Что такое политический режим. Демократия, авторитаризм и тоталитаризм

Законодательная власть

Федеральное Собрание

Законодательным и представительным органом государственной власти (парламентом) Российской Федерации является Федеральное Собрание Российской Федерации (ст. 94 Конституции Российской Федерации). Оно является постоянно действующим органом (ст. 99 Конституции Российской Федерации).

Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхняя палата — Совет Федерации (полное именование — Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации) и нижняя палата — Государственная Дума (полное именование — Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации). Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно, но могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.

Полномочия палат российского парламента описаны в ст. 94-109 Конституции Российской Федерации 1993 года.

Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами. С момента принятия конституции они неоднократно менялись.

Порядок формирования Совета Федерации

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от исполнительного и законодательного органа власти субъекта. Поскольку состав Российской Федерации из-за объединения субъектов федерациименялся, то соответственно менялось и количество членов Совета Федерации.

В 1994-1995 годы действовал выборный Совет Федерации (согласно переходным положениям Конституции России), в 1996-2002 годах в Совет Федерации входили главы исполнительной власти и парламентов субъектов РФ, а после реформы 2000 года, предложенной президентом, их сменили представители этих органов, делегируемые на постоянной основе. Ротация в основном произведена в 2001-2002 годах. Срок полномочий членов Совета Федерации совпадает со сроком полномочий назначающих (избирающих) их органов.

Порядок избрания Государственной Думы

Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах (причём, одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом Государственной Думы и членом Совета Федерации). Депутатом Государственной Думы первого созыва мог одновременно являться член Правительства Российской Федерации (согласно переходным положениям Конституции России).

С 2007 года депутаты Государственной Думы избираются по пропорциональной системе (по партийным спискам). Ранее в России была смешанная избирательная система, так как половина общего состава депутатов избиралась также по мажоритарной системе (по одномандатным округам). Срок полномочий Государственной Думы — 5 лет. Политическая реформа 2012 г. внесла новые изменения: была возвращена смешанная избирательная система, по которой прошли выборы в Государственную Думу РФ в 2016 г.

Вопросы законодательства

Федеральные законы принимаются Государственной Думой, одобряются Советом Федерации и подписываются Президентом. Государственная Дума может преодолеть вето Совета Федерации, повторно приняв закон двумя третями голосов. Вето президента может быть преодолено, только если закон повторно принят и Советом Федерации, и Думой, большинством в 2/3 голосов от общего числа членов обеих палат.

Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством (не менее трёх четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы). Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.

Нетипичные (смешанные, гибридные) формы правления

  • Монархия с республиканскими элементами («республиканская монархия», выборная) — такая монархия имеет главный республиканский признак — систематическую выборность главы государства, однако им не может быть избран любой гражданин, удовлетворяющий избирательным квалификациям и требованиям для президента, а только один из нескольких монархов — правителей составных частей федерации. Подобная нетрадиционная форма правления имеется в ОАЭ и Малайзии, которые по своему государственному устройству являются федерациями, при этом каждая из составных частей (7 эмиратов ОАЭ) или некоторые составные части государства (9 из 13 штатов Малайзии) представляют собой наследственные монархии. Глава государства в целом формируется путём выборов между монархами, возглавляющими тот или иной субъект федерации. При этом срок его полномочий чётко оговаривается (в обоих государствах он составляет 5 лет), и по истечении указанного срока полномочий монарх избирается вновь.
  • Республика с монархическими элементами («монархическая республика», суперпрезидентская) — в современном мире в условиях тоталитарных систем появились республики, которым свойственен важнейший элемент монархии — несменяемость главы государства. Глава государства в такой республике может формально избираться, может назначаться, но реально народ в формировании главы государства участия не принимает. Кроме того полномочия такого главы государства не ограничены, он является пожизненным правителем, более того возможна передача власти по наследству. Впервые пожизненным президентом стал Сукарно в Индонезии, затем пожизненный пост стал занимать президент Югославии Тито, в настоящее время встречается в некоторых странах Азии и Африки (КНДР, Туркменистан при Ниязове, Казахстан, Гамбия). Исторический пример — республики Венеция и Генуя обе с пожизненным дожем.
  • Теократическая республика (исламская республика) — особая форма республики, где правит мусульманское духовенство, сочетает в себе основные признаки традиционного исламского Халифата и признаки современного республиканского строя. В Иране в соответствии с Конституцией 1979 г. главой государства является Рахбар — высшее духовное лицо, которое не избирается населением, а назначается специальным религиозным советом (Совет экспертов), состоящим из влиятельных богословов страны. Исполнительную власть возглавляет избираемый населением на альтернативных выборах президент, а законодательную — однопалатный парламент (Меджлис). Кандидаты на должность президента, а также все члены правительства и кандидаты в депутаты Меджлиса утверждаются Советом стражей конституции, который также проверяет законопроекты на соответствие исламскому праву и имеет право наложить вето на любое решение Меджлиса.

Политические режимы. Таблица

Критерии

Политические режимы

Тоталитарный

Авторитарный

Демократический

Законодатель­ство

Система законов мало разработана

Система законов минимальна

Развитая система демократических законов

Полномочия

главы государ-­

ства

Практически не ограничены

Фактически не ограничены

Строго ограничены законом

Представитель­ные органы власти

Марионеточны

Отсутствуют или марионеточны

Имеют широкий круг полномочий

Разделение вла­стей

Формально признается

Отвергается

Реализуется на практике

Полномочия местных органов власти

Формально широ­кие

Минимальные

Максимальные

Партии

Массовая полити­ческая партия одна

Правящая партия огосударствлена

Многопартийность

Идеология

Официальная идеология одна

Господство одной идеологии

Политический плюрализм

Права и свободы

Разрешено только то, что приказано

Разрешено то, что не имеет отношения к политике

Разрешено все, что

не запрещено законом

Карательные органы

Проводят массо­вые политические

репрессии

Осуществляют тайный политический сыск

Строго регламенти­рованы законом

Оппозиция

Отрицается

Запрещена

Действует легально

Характер и ме­ра осуществле­ния власти

Всеобщий, не знающий границ контроль и насилие

Возникновение

неконтролируемых властью областей общественной жизни

Власть осуществля­ется представителя­ми граждан, изби­раемыми в соответ­ствии с законом

Отношение лю­дей к власти, их взаимодействие

Слияние общест­венного сознания с властью

Отчуждение наро­да от власти

Поддержка предста­вителей власти народом

Идеалы поли­тического пове­дения: 1. власти 2. индивида

1. Всемогущество

2. Энтузиазм, кон­формизм

1. Компетентность2. Послушание, бесправие

1. Соблюдение закона

2. Соблюдение законов

Источник и носитель власти

Для понимания различий между двумя существующими формами правления важно различать понятия «источник власти» и «носитель власти». Источник власти — это организация, которая имеет право управлять государством, выбирая носителя власти и контролируя его

Носитель власти — это институт, который на практике занимается государственным управлением. Форма правления определяет источник и носителя власти в государстве

Источник власти — это организация, которая имеет право управлять государством, выбирая носителя власти и контролируя его. Носитель власти — это институт, который на практике занимается государственным управлением. Форма правления определяет источник и носителя власти в государстве.

Формы государства

В силу исторических, культурных, экономических и прочих причин государства могут быть организованы по-разному.

Форма государства — это его структура, модель внутреннего устройства. Форма государства включает в себя три вещи: форму правления, форму территориально-государственного устройства и политический режим.

Форма государственного правления — это способ организации государственной власти, ее высших органов. По форме правления государства принято делить на республики и монархии.

Монархия — форма правления, при которой власть принадлежит пожизненному правителю и передается по наследству.Монархия может быть абсолютной, ограниченной и дуалистической.Примеры абсолютных монархий — Российская империя или сегодняшняя Саудовская Аравия, где вся высшая власть сосредоточена в руках короля.Примеры ограниченных монархий — современная парламентская монархия в Великобритании или Нидерланды, где монархи играют символическую роль.Пример дуалистической монархии — Марокко, где существует парламент, но король имеет реальное право назначить или сменить правительство.

Король Саудовской Аравии Салман ибн Абдул-Азиз Аль Сауд во время визита в Москву. Фото: Reuters

Республика — форма правления, где верховная власть избирается.Республика может быть президентской, парламентской и смешанной. Примеры президентских республик — Россия и США, где президент избирается всенародным голосованием, руководит страной и имеет широчайшие полномочия.Примеры парламентских республик — Германия и Италия, где главой государства является премьер-министр, лидер победившей на выборах парламентской партии.Пример смешанной республики — Франция, где широкими полномочиями обладают и парламент, и президент.

Канцлер Германии Ангела Меркель и президент России Владимир Путин. Фото: Reuters

Государственно-территориальное устройство – это способ взаимосвязи территориальных образований. По территориальному устройству государства делятся на унитарные, федеративные и конфедеративные.

  • Унитарное государство — форма государственного устройства, при которой в составе страны нет самостоятельных образований, все регионы подчиняются единым центральным органам власти.Примеры: Великобритания, Испания, Япония.

  • Федерация — форма государственного устройства, при которой части страны обладают определенной политической самостоятельностью.Примеры: Российская Федерации, США, Германия.

  • Конфедерация — союз независимых государств, созданный для достижения определенных политических целей, обычно временный.Примеры: Конфедеративные Штаты Америки — объединение противников федеральной власти в годы Гражданской войны в США (1861-65).Современная Швейцария по традиции официально называется Швейцарской Конфедерацией, но по сути имеет все признаки федеративной республикой.

Флаг американской Конфедерации времен Гражданской войны. Фото: Reuters

Политический режим – это совокупность методов и способов осуществления государственной власти и управления. Политический режим может быть демократическим, авторитарным и тоталитарным.

  • Демократия — политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равными правами участников.Пример: современные Франция, Швеция, Индия.

  • Авторитаризм — политический режим, при котором власть осуществляется одним человек либо элитарной группой, партией при минимальном участии народа.Пример: СССР эпохи «застоя», современный Китай.

  • Тоталитаризм — политический режим, при котором государство стремится к полному контролю над всеми аспектами жизни общества и человека.Пример: нацистская Германия, КНДР времен Ким Ир Сена, СССР сталинской эпохи.

Демократические выборы. Грузинский патриарх Илия II голосует на президентских выборах 2018 года. Фото: Reuters

Органы государственной власти: понятие, виды

Органы государственной власти — это основанный государством коллектив людей, имеющий статус юридического лица и осуществляющий государственные функции в определенной отрасли или сфере общества.

Каждый из них входит по своему функционалу в структуру конкретной ветви власти в Российской Федерации. Функции и цели, а также методы работы всех государственных органов регулируются Конституцией и законами государства. В теории государства и права выделяют следующие виды органов государственной власти.

В зависимости от способа создания:

Первичные — орган избирается всем населением страны или определенной территории непосредственно. К таким органам можно отнести законодательное собрание края, области, а также Государственную Думу.

Вторичные — это институции, которые создаются первичными органами государственной власти. Вторичные учреждения не подконтрольны народу, так как он их не назначает и не выбирает.

По характеру образования:

  • избираемые органы (парламент, местные советы);
  • органы, состав которых определяет или назначает глава государства или вышестоящая организация (например, часть судей Конституционного Суда назначается Президентом);
  • органы власти, передающиеся по наследству (в России и Украине таковых нет).

В зависимости от способа принятия решений:

  • Коллегиальные — решение в этом учреждении может приниматься только большинством голосов. В основном, это органы законодательной власти или местные советы.
  • Единоличные — решения принимаются непосредственно руководителем и оформляются в виде приказа.

По видам функций:

  • парламент (в России это Государственная Дума, в Украине — Верховный Совет) — орган законодательной власти;
  • Президент — это фигура, которая стоит над всеми органами власти, а также представляет интересы страны на внешней арене;
  • суды — это органы, выполняющие важнейшую в демократическом государстве функцию правосудия;
  • милиция и другие правоохранительные органы;
  • спецслужбы, которые защищают особые интересы государства (ФСБ в России, СБУ в Украине, ФБР и ЦРУ в США).

Конституционная монархия

В настоящее время конституционная монархия является формой правления в Великобритании. При такой форме правления главой исполнительной власти, а также членом законодательной является премьер-министр. Монарх, занимающий престол, исполняет лишь формальные и церемониальные функции по отношению к правительству.

В современной британской монархии ее глава выполняет конституционные и представительские обязанности, сложившиеся на протяжении многовековой истории Англии. Суверен также выступает в качестве главы нации, как ориентир для национального единства и стабильности.

Например, нынешняя королева Великобритании Елизавета II представляет королевство, принимая иностранных послов, глав других государств, а также совершает государственные визиты в другие страны. Делается это для поддержки и улучшения экономических и дипломатических отношений.

Нетипичные (смешанные, гибридные) формы правления

  • Монархия с республиканскими элементами («республиканская монархия», выборная) — такая монархия имеет главный республиканский признак — систематическую выборность главы государства, однако им не может быть избран любой гражданин, удовлетворяющий избирательным квалификациям и требованиям для президента, а только один из нескольких монархов — правителей составных частей федерации. Подобная нетрадиционная форма правления имеется в ОАЭ и Малайзии, которые по своему государственному устройству являются федерациями, при этом каждая из составных частей (7 эмиратов ОАЭ) или некоторые составные части государства (9 из 13 штатов Малайзии) представляют собой наследственные монархии. Глава государства в целом формируется путём выборов между монархами, возглавляющими тот или иной субъект федерации. При этом срок его полномочий чётко оговаривается (в обоих государствах он составляет 5 лет), и по истечении указанного срока полномочий монарх избирается вновь.
  • Республика с монархическими элементами («монархическая республика», суперпрезидентская) — в современном мире в условиях тоталитарных систем появились республики, которым свойственен важнейший элемент монархии — несменяемость главы государства. Глава государства в такой республике может формально избираться, может назначаться, но реально народ в формировании главы государства участия не принимает. Кроме того полномочия такого главы государства не ограничены, он является пожизненным правителем, более того возможна передача власти по наследству. Впервые пожизненным президентом стал Сукарно в Индонезии, затем пожизненный пост стал занимать президент Югославии Тито, в настоящее время встречается в некоторых странах Азии и Африки (КНДР, Туркменистан при Ниязове, Казахстан, Гамбия). Исторический пример — республики Венеция и Генуя обе с пожизненным дожем.
  • Теократическая республика (исламская республика) — особая форма республики, где правит мусульманское духовенство, сочетает в себе основные признаки традиционного исламского Халифата и признаки современного республиканского строя. В Иране в соответствии с Конституцией 1979 г. главой государства является Рахбар — высшее духовное лицо, которое не избирается населением, а назначается специальным религиозным советом (Совет экспертов), состоящим из влиятельных богословов страны. Исполнительную власть возглавляет избираемый населением на альтернативных выборах президент, а законодательную — однопалатный парламент (Меджлис). Кандидаты на должность президента, а также все члены правительства и кандидаты в депутаты Меджлиса утверждаются Советом стражей конституции, который также проверяет законопроекты на соответствие исламскому праву и имеет право наложить вето на любое решение Меджлиса.

Республика

Президентские республики

Президентские республики без премьер-министра

  •  Афганистан
  •  Ангола
  •  Бенин
  •  Боливия
  •  Бразилия
  •  Бурунди
  •  Чили
  •  Колумбия
  •  Коморы
  •  Республика Конго
  •  Коста-Рика
  •  Кипр
  •  Доминиканская Республика
  •  Эквадор
  •  Сальвадор
  •  Гамбия
  •  Гана
  •  Гватемала
  •  Гондурас
  •  Индонезия
  •  Иран
  •  Кения
  •  Либерия
  •  Малави
  •  Мальдивы
  •  Мексика
  •  Никарагуа
  •  Нигерия
  •  Палау
  •  Панама
  •  Парагвай
  •  Филиппины
  •  Сан-Марино
  •  Сейшельские Острова
  •  Сьерра-Леоне
  •  Южный Судан
  •  Судан
  •  Суринам
  •  Уругвай
  •  Венесуэла
  •  Замбия

Президентские республики с премьер-министром

  •  Аргентина
  •  Азербайджан
  •  Белоруссия
  •  ЦАР
  •  Камерун
  •  Чад
  •  Республика Корея
  •  Кот-д’Ивуар
  •  Гвинея
  •  Экваториальная Гвинея
  •  Габон
  •  Казахстан
  •  Мозамбик
  •  Намибия
  •  Перу
  •  Руанда
  •  Шри-Ланка
  •  Танзания
  •  Того
  •  Уганда
  •  Узбекистан
  •  Йемен

Полупрезидентские республики

  •  Россия
  •  Украина
  •  Алжир
  •  Буркина-Фасо
  •  Хорватия
  •  Джибути
  •  Египет
  •  Франция
  •  Грузия
  •  Гвинея-Бисау
  •  Гайана
  •  Гаити
  •  Киргизия
  •  Литва
  •  Мадагаскар
  •  Монголия
  •  ДР Конго
  •  Мавритания
  •  Ботсвана
  •  Маршалловы Острова
  •  Микронезия
  •  Ливан
  •  Мьянма
  •  Науру
  •  ЮАР

Монархия

Конституционные монархии

Парламентские монархии

  •  Андорра (Княжество)
  •  Антигуа и Барбуда
  •  Австралия
  •  Багамские Острова
  •  Барбадос
  •  Бельгия
  •  Белиз
  •  Камбоджа
  •  Канада
  •  Дания
  •  Гренада
  •  Ямайка
  •  Япония (Империя)
  •  Лесото
  •  Люксембург (Великое Герцогство)
  •  Малайзия (Федеративные Султанаты)
  •  Нидерланды
  •  Новая Зеландия
  •  Норвегия
  •  Папуа — Новая Гвинея
  •  Великобритания
  •  Сент-Китс и Невис
  •  Сент-Люсия
  •  Сент-Винсент и Гренадины
  •  Соломоновы Острова
  •  Испания
  •  Швеция
  •  Таиланд
  •  Тувалу

Дуалистические монархии

  •  Бахрейн
  •  Бутан
  •  Иордания
  •  Кувейт (Эмират)
  •  Лихтенштейн (Княжество)
  •  Монако (Княжество)
  •  Марокко
  •  Тонга
  •  ОАЭ (Федеративные Эмираты)

Абсолютные монархии

  •  Бруней (Султанат)
  •  Оман (Султанат)
  •  Катар (Эмират)
  •  Саудовская Аравия

Однопартийная система

Тип политической системы, в которой единственная политическая партия обладает законодательной властью.

  •  Куба
  •  КНДР
  •  Эритрея
  •  Лаос
  •  Китай
  •  САДР
  •  Туркмения
  •  Вьетнам

Форма правления в России. Российская Федерация как президентская республика

Россия — республика. Эта форма правления закреплена в Конституции Российской Федерации:

Россия как президентская республика. Чаще всего Российскую Федерацию относят к президентским республикам. Действительно, конституционные полномочия президента очень широки.

В России президент является официальным главой государства, гарантом Конституции и прав граждан, верховным главнокомандующим, представителем страны в международной политике.

Президент РФ обладает правом законодательной инициативы, подписывает законы и имеет право вето, издает обязательные к исполнению на всей территории страны указы и распоряжения.

Президент с согласия Госдумы назначает премьер-министра, определяет структуру правительства, может отправлять кабинет министров в отставку.

Президент выдвигает кандидатуры судей Верховного и Конституционного суда, кандидатуру генерального прокурора, назначает федеральных судей, назначает и снимает с постов высшее командование Вооруженных сил.

От имени России президент ведет переговоры с лидерами других стран, подписывает международные договоры.

Черты смешанной республики в России. В то же время в российских законах есть ряд положений, характерных для президентско-парламентских республик. Например, парламент может отстранить президента от должности (импичмент), одобряет или отклоняет предложенную президентом кандидатуру премьер-министра, правительство обязано отчитываться перед парламентом о своей работе.

Сословно-представительная монархия

В Средние Века в Европе существовала так называемая феодальная монархия — правитель опирался на подчиненных ему землевладельцев-вассалов (феодалов). С упадком феодального строя в ряде стран произошел переход к сословно-представительной монархий.

Сословно-представительная монархия — это форма правления, при которой власть государя была ограничена представителями различных сословий общества (знати, духовенства, горожан и даже крестьянства). Представители сословий участвовали в управлении государством, составлении законов, принятии важнейших внутри- и внешнеполитических решений. В Испании органами сословно-представительной монархии были кортесы, во Франции — генеральные штаты, в Англии — парламент.

В России сословно-представительную монархию связывают с деятельностью Земских соборов. Первый Земский собор был созван при Иване IV Грозном в 1549 году. В работе соборов участвовали бояре, дворяне, священнослужители, купечество, посадкие (городская верхушка), казаки. Земские соборы утверждали своды законов и новые налоги, объявление войны и заключение мира, несколько раз избирали царя при отсутствии очевидного наследника престола.

«Земский собор». Картина Сергея Иванова. 1908 год

Переход от сословно-представительной монархии к абсолютизму в России начался во второй половине XVII века — в правление царя Алексея Михайловича перестали созываться Земские соборы. Царь стал опираться не на представителей сословий, а на разветленную бюрократию и регулярную армию. Окончательно абсолютная монархия в форме самодержавия установилась в правление Петра I, при нем Россия была провозглашена империей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector