Ответственность за преступления коррупционной направленности
Содержание:
- Уголовный тип
- Обычный следователь трудится с большой нагрузкой
- Иные правонарушения
- Перечень преступлений
- Дисциплинарная ответственность
- Признаки деяния
- Гражданско-правовая ответственность
- Правонарушения, связанные с коррупционными
- Преступления коррупционной направленности при наличии коррупционного умысла
- Коррупционные преступления, совершенные должностным лицом
- Необходимо доказать коррупционные мотивы
- Взятка раскрывается через провокацию
- Гражданско-правовой тип
- Преступления при наличии личного умысла
- Законодательное определение понятия
- Расследование преступлений
- Разбирательство по любому делу должно быть публичным и открытым
- Правонарушения подкупной формы
Уголовный тип
А что такое уголовная ответственность за коррупционные преступления? Это меры, которые вводит УК РФ за совершение общественно опасных действий, что непосредственно посягают на авторитет публичного или непубличного учреждения, выражающихся как в незаконном присвоении преимуществ, так и в незаконном их предоставлении третьим лицам. Расследование коррупционных преступлений производится на самом серьезном уровне.
Тут три категории:
- Собственно коррупционное преступление. Посягает на авторитет муниципального, федерального учреждения, которое становится главной целью такого посягательства.
- Коррупционное преступление в более широком понятии. Посягающее на ту же социальную ценность (авторитет), но уже более опосредованно.
- Преступления коррупционной направленности, которые тоже будут посягать на авторитет организации, но как не на главный, а как на необязательный, факультативный объект.
Самая серьезная ответственность за коррупционное правонарушение — уголовная. Для каждого из видов преступлений — своя мера наказания по УК. Некоторые менее серьезные деяния рассматриваются по гражданскому, административному законодательству.
Обычный следователь трудится с большой нагрузкой
Следователям удобнее не искать в деле коррупционную составляющую? Ведь в этом случае надо распутывать всю коррупционную цепочку, которая подчас ведет далеко «наверх». К тому же это, наверное, труднее доказывать?
Екатерина Ходжаева: Да, конечно. Следователю в сложном деле проще вменить тот состав, который бы обосновывал, что покупается какая-то незаконная услуга, и тогда можно ограничить дело меньшим набором фигурантов, не искать других участников коррупционного обмена, а указать, что пойманный на коррупционном преступлении смошенничал, ввел в заблуждение, взял деньги или иную плату, понимая, что реализовать договоренность законно не имел возможности. Даже по взяткам мы видим, что число лиц, чье преступление было квалифицировано как получение взятки за незаконные действия (ст. 290 ч.3), на порядок превышает количество осужденных за взятки в обмен на действия, которые входили круг должностных обязанностей (ст. 290, ч.1) — 486 человек против 52 лиц в прошлом году. И это справедливо как для осужденных за получение взятки государственных и муниципальных служащих (151 против 21), сотрудников полиции (58 против 3) и сотрудников ГИБДД (75 против 8)
Даже если мы оставим за скобками политические аспекты, важно указать на ту рутину, в которой происходит расследование
И от следователей, и от оперативных работников требуют прежде всего количество показателей. Для первых это число дел, направленных в суд, а для вторых — число раскрытых преступлений. Сложность самого преступления в последние годы учитывается, но не так, чтобы на него можно было потратить все рабочее время. Такое могут себе позволить только следователи по особо важным делам, работающие в управлениях регионального уровня. Обычный следователь Следственного комитета трудится с большой нагрузкой, к тому же в условиях значительной текучки кадров. И хотя на «экономику» обычно ставят самого толкового в отделе, он нагружен и другими видами преступлений не меньше остальных и не всегда существенно более опытен. Более того, оперативные сотрудники, которые должны способствовать расследованию, не находятся в прямом подчинении следователей СК — они работают в МВД, небольшая часть в ФСБ. У них свои правила, свои требования от руководства. Поэтому даже при всем желании следователь СК не всегда может задействовать полностью ресурсы полиции для расследования всех звеньев коррупционной схемы.
ВС предлагает считать некоторые экономические преступления уголовными проступками
Коррупционное преступление подчиненным лицом — это всегда репутационный риск для руководителей. Во избежание отставок они включают свои социальные связи, знакомства, а иногда и полномочия, чтобы добиться прекращения дела или переквалификации преступления. Есть ли статистика по прекращенным делам о коррупции?
Екатерина Ходжаева: Есть статистика только по прекращениям и по переквалификациям в суде. В 2019 году во всех преступлениях коррупционной направленности по наиболее тяжкому составу обвинялись 10 514 человек. Три четверти из них (7947 человек — 75,6%) осуждены без переквалификации. Переквалификацию на другой состав получили всего 544 человек (5,2%). Значительно больше подсудимых добились прекращения — 1949 человек (18,5%), и это часто прекращение по нереабилитирующим основаниям. Оправдание получили 73 человека. Статистика прекращений и переквалификаций по этим видам преступлений на этапе предварительного следствия в открытом доступе не публикуется. Однако следователи вообще мало прекращают дел (и чаще всего это происходит со смертью обвиняемого). Они не мотивированы к этому, так как работа следствия оценивается по числу дел, направленных в суд. Если следователь будет прекращать дела, пусть даже по нереабилитирующим основаниям, то плана не выполнит. Но все же сложно сказать, что такая же тенденция сохраняется и по преступлениям коррупционной направленности: открытых данных нет.
Иные правонарушения
Содержание правонарушения | Относящаяся к нему статья Уголовного кодекса |
Факт халатности | 293 |
Факт служебного подлога | 292 |
Незаконная занятость деятельностью, относящейся к предпринимательской | 298 |
Присвоение правонарушителем должностных полномочий с наличием при этом корыстной либо иной собственной заинтересованности | 288 |
Факты превышения своих должностных полномочий | 286 |
Нецелевое расходование финансов, иных материальных средств, что находятся во внебюджетных государственных фондах | 285, часть 2 |
Нецелевая растрата средств, которые наполняют государственный бюджет | 285, часть 1 |
Злоупотребление полномочиями, имеющимися согласно должности | 285 |
Факты вымогательства или хищения наркотических или психотропных препаратов, связанные с использованием злоумышленником своего должностного положения | 222, часть 2, пункт «в» |
Вымогательство или хищение боеприпасов, оружия, взрывной техники, взрывчатых веществ, что было совершено преступником, опираясь на собственное служебное положение | 226, часть 3, пункт «в» |
Хищение или вымогательство спектра ядерных материалов, что предпринималось с использованием собственного должностного статуса | 221, часть 2, пункт «в» |
Организация преступной системы, банды, сообщества или иного объединения лиц, чему способствовало служебное положение преступника | 210, часть 3 |
Факты превышения собственных полномочий сотрудниками детективных служб, охранных предприятий, основанием для чего служила корыстная или личная заинтересованность правонарушителя | 203 |
Злоупотребление служебными правами со стороны частных аудиторов и нотариусов, цель чего — извлечение выгоды как для себя, так и для круга заинтересованных лиц | 202 |
Злоупотребления полномочиями работниками, служащими и проч. | 201 |
Регистрация сделок с землей, признанных незаконными | 107 |
Присвоение либо растрата корпоративного, общего имущества с использованием служебного статуса | 160, часть 3 |
Мошенничество с использованием должностного положения в области страхования | 159.5, часть 3 |
Мошенничество по служебному статусу в сфере получения различных денежных выплат | 159.2, часть 3 |
Мошенничество по должностному положению в сфере кредитования юридических и физических лиц | 159.1, часть 3 |
Любое иное мошенничество, совершенное злоумышленником с использованием собственного должностного положения | 159, часть 3 |
Невыплата пособий, студенческих стипендий, субсидий, пенсий, оплаты труда | 145.1 |
Перечень преступлений
Виды преступлений, относящихся к коррупционной направленности:
Коммерческий подкуп. Нарушение финансирования кандидата, деятельности группы лиц по проведению референдума, избирательной группы. Подкуп организаторов конкурсов или спортивных соревнований. Посредничество во взяточничестве. Дача взятки. Принятие взятки. Незаконное ведение коммерческой деятельности. Незаконное перемещение через границу Российской Федерации огнестрельного оружия либо его частей (затворов, стволов, ствольной коробки, барабана, рамы), боеприпасов, средств военной техники, средств иного вооружения, материалов, которые могут быть использованы для создания оружия или военной техники лицом исполняющим свои служебные обязанности ненадлежащим образом. Незаконное перемещение через границу Российской Федерации ядерных материалов, ядовитых, взрывчатых, радиоактивных, сильнодействующих, отравляющих веществ с использованием служебного положения
Незаконное перемещение через таможню РФ культурных ценностей или товаров стратегической важности. Незаконное перемещение через таможню Российской Федерации психотропных или наркотических средств, их аналогов, растений, содержащих наркотические вещества, инструментов или оборудования для изготовления наркотических средств лицом , использующим каким-либо образом свое служебное положение
Дисциплинарная ответственность
Дисциплинарная ответственность за совершение преступлений коррупционной направленности предусмотрена статьей 27.1 закона «О муниципальной службе в Российской Федерации». Закон предусматривает наказание за несоблюдение требований, запретов, неисполнения обязанностей, предусмотренных в целях предотвращения коррупции. Наказание предусматривает наказание в виде выговора, замечания или увольнения в соответствии с определенными основаниями.
Увольнение служащего возможно в ситуациях соответствующих следующим статьям:
- статья 15 — за непредоставление служащим сведений о своих доходах и расходах, имущественных обязанностях супруга или супруги, своих несовершеннолетних детей, в случае, когда предоставление данной информации является обязательным;
- статья 14.1 — за непринятие служащим необходимых действий, связанных с предупреждением конфликта интересов или его своевременного разрешения.
Признаки деяния
Преступления коррупционной направленности выделяются рядом признаков, характерных именно для данного злонамерения:
- Правонарушитель наносит непосредственный вред авторитету службы, организации, учреждения, предприятия, чьим сотрудником является. Это может быть публичная структура — органы федеральной исполнительной власти, муниципальное управление, государственная служба, и непубличная — коммерческие и иные формы. Опосредованный ущерб авторитету в данном случае могут причинить и любые иные правонарушения.
- Противоправный, незаконный характер присвоения публичным служащим (государственным, муниципальным и проч.), работником коммерческой системы каких-либо преимуществ — денег, услуг, льгот, материальной собственности.
Использование своего служебного авторитета, положения не в интересах, что прописаны в трудовом (или ином ему равном) договоре.
Лицо, совершившее один из видов коррупционных преступлений, имеет признаки гражданина, описанного ст. 201 и 285 российского УК.
А теперь — статистика.
Гражданско-правовая ответственность
Гражданско-правовая ответственность за совершение преступлений коррупционной направленности наступает вследствие причинения вреда государственным органам. Она предусматривает возмещение вреда государству.
Такая ответственность предусмотрена следующими статьями гражданского кодекса:
- статья 1069 ГК РФ предусматривает возмещение ущерба за вред, причиненный юридическому или гражданскому лицу вследствие неправомерных действий государственных органов или органов правоохранения, их должностных лиц, издания несоответствующего правового акта или закона;
- статья 16 ГК РФ предусматривает возмещение ущерба за счет органов государственной, муниципальной или какой-либо другой власти вследствие принесенных убытков гражданскому или юридическому лицу правоохранительными или государственными органами либо их должностными лицами.
Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу, возмещается за счет казны Российской Федерации, ее субъектов или казны муниципального образования.
Правонарушения, связанные с коррупционными
Коррупционные преступления военнослужащих, чиновников и иных публичных и непубличных работников данной группы также помещены в таблицу.
Содержание правонарушения. | Статья УК, запрещающая подобное деяние |
Легализация (иными словами, отмывание) денежных ресурсов или иного имущества, что было приобретено незаконно. Законодательство относит сюда собственность, которая досталась своему владельцу в результате совершения им коррупционного преступления. | 174, часть 3, пункт «б» |
Отмывание денежной массы или иного материального имущества, что было приобретено собственником преступно. | 174.3, часть 3, пункт «б» |
Как сбыт, так и приобретение незаконно нажитого имущества. Также это покупка и продажа собственности, что заведомо была добыта правонарушителем при совершении коррупционного преступления. | 175, часть 3 |
Укрывательство злодеяний коррупционной направленности (если случай укрывательства заранее не обещан при факте сотрудничества с правоохранительными органами).Организация какой-либо преступной системы, создающейся для совершения тяжких и особо тяжких коррупционных преступлений. Злодеяния, что предусматриваются ст. 290 (4-я часть). | 210, 316 |
А мы переходим к еще одной классификации структуры коррупционной преступности.
Преступления коррупционной направленности при наличии коррупционного умысла
Существует ряд преступлений, которые можно отнести к коррупционной направленности при наличии преступного умысла у должностного лица:
- Отмывание денег (легализация денежных средств), полученных им незаконно при совершении должностного преступления.
- Отмывание денег несколькими лицами, приобретенными ими при совершении преступления.
- Создание преступной организации или руководство такой организацией в целях совершения особо тяжкого или тяжкого преступления.
- Посягательство на жизнь человека, занимающегося расследованием преступления или совершающим правосудие.
- Угрозы в адрес человека, совершающего расследование или правосудие.
- Насильственные действия в адрес человека, совершающего расследование или правосудие.
- Воспрепятствие предварительному расследованию либо свершению правосудия.
- Подкуп, принуждение к заведомо ложным показаниям.
- Уклонение от дачи показаний.
- Склонение человека к неправильному переводу.
Коррупционные преступления, совершенные должностным лицом
- Присвоение или растрата. Должностное лицо растратило или присвоило вверенное ему имущество либо группа лиц по предварительному сговору.
- Мошенничество, совершенное человеком в крупных размерах с использованием своего служебного положения.
- Хищение ядерных веществ, радиоактивных, химических, огнестрельного оружия или его комплектующих, материалов или оборудования для создания оружия или военной техники человеком, воспользовавшимся служебными возможностями.
- Перемещение через таможню Российской Федерации взрывоопасных веществ, огнестрельного оружия, военной техники лицом, осуществляющим таможенный или пограничный контроль.
- Нарушение правил изготовления, использования, хранения, транспортировки, ввоза, вывоза и т.д. наркотических и психотропных веществ лицом, на которое возложены обязанности осуществления контроля над данным процессом.
- Вымогательство либо хищение психотропных и наркотических веществ лицом, находящимся при исполнении служебных обязанностей.
- Незаконное перемещение через границу наркотических или психотропных веществ с применением насилия к работнику таможни.
Необходимо доказать коррупционные мотивы
Есть целый ряд должностных преступлений: халатность, превышение полномочий, злоупотребление служебным положением и т.п. Но они не обязательно связаны с коррупцией. Кто квалифицирует подобные деяния как коррупционные и на каком основании?
МВД: Растет только количество IT-преступлений
Екатерина Ходжаева: Да, помимо собственно взяток в число коррупционных преступлений могут быть включены совершенно разные составы, возможный перечень которых утвержден Генеральной прокуратурой совместно с МВД. Этот список состоит из более чем 50 статей уголовного закона. Часть из них, как те же взятки, включаются в учет преступлений коррупционной направленности в обязательном порядке, но многие другие (например, мошенничества, растраты или злоупотребление должностным положением) — только при определенных условиях. В обвинительном заключении следователю необходимо доказать именно корыстные или коррупционные мотивы, а также то, что в преступлении участвовало должностное лицо. Однако в учет преступление попадает не тогда, когда обвинительное заключение составлено, утверждено прокурором и направлено вместе с делом в суд, а гораздо раньше: при возбуждении уголовного дела следователь заполняет статистическую карточку и там в отдельной графе указывает, является ли преступление коррупционным. Формально решение о том, маркировать ли преступление в карточке как коррупционное, принимает следователь. Однако правильность заполнения статистической карточки за ним проверяет его руководство и надзирающий прокурор.
Из экспертных интервью мы знаем, что иногда, например, при расследовании злоупотреблений должностным положением (ст. 285) коррупционный умысел в отношении чиновника доказать не удается, и тогда преступление может не маркироваться как коррупционное в статистике. Иногда может быть выставлена корректирующая карточка. Однако именно прокуратура является держателем этой статистики и именно она подсчитывает динамику преступлений, в том числе и коррупционной направленности. Это публично доступная информация, и каждый может ее найти на сайте http://crimestat.ru/. Число же осужденных по тем или иным составам и по примененным к ним судами санкциям надо искать в статистике судимости на сайте Судебного Департамента при ВС РФ. Именно там публикуется вся информация о том, как дела были расследованы в судах. Точно так же, как и в отношении всей уголовной статистики, статистика коррупционной преступности на каждом этапе ее формирования означает разное. В отчетах МВД, например, она означает факт выявления преступления, то есть удачно проведенное оперативно-разыскное мероприятие, которое привело к раскрытию нескольких эпизодов одной и той же взятки. Сколько взяток, столько и раскрытых преступлений. Но уже на этапе статистики предварительного расследования прокуратура оперирует числом уголовных дел, фиксируемых в статистических карточках. А когда дело попадает в суд, статистически учитываются исходы уже не по делам, а по лицам. И получается, что все эти цифры идеально никогда не сходятся, так как в одном деле может быть несколько преступлений или лиц, или одно лицо может обвиняться в нескольких преступлениях
Возможности для манипуляции здесь могут быть большие, и нужно осторожно относиться к данным
Легко ли обнаружить в действиях должностного лица коррупционный умысел?
Признание в тяжком преступлении не будет главным аргументом в суде
Екатерина Ходжаева: Это целая проблема. Преступления должностных лиц принято относить к так называемой беловоротничковой преступности. А вообще типовой российский преступник — малообразованный, в двух из трех случаев безработный или в каждом пятом случае занимающийся физическим трудом молодой мужчина. Те же, кто подозреваются или обвиняются в преступлениях коррупционной направленности, — люди с образованием, при должности. У них значительно выше возможности замести следы, ведь мало доказать мошенничество или растрату, надо же выявить именно коррупционный умысел, чтобы преступление попало в статистику как коррупционное. И если предпринимателя, дающего взятку, суд легче сочтет обладающим таким умыслом, то чиновник всегда имеет возможность прикрыть свое решение регламентом или инструкцией. Поэтому ему легче вменить просто злоупотребление должностным положением без коррупционного умысла, чем доказывать, что этот умысел был.
Взятка раскрывается через провокацию
Генпрокуратура назвала самые коррупционные регионы страны
Взяточничество трудно расследовать, потому что тут нет жертвы и, как правило, нет свидетелей?
Екатерина Ходжаева: Да, отчасти по этим причинам. При насильственном преступлении или имущественном хищении (кражи, грабежи или разбои) жертвой является человек, который в большинстве случаев совершенно точно понимает, что ему нанесен вред или ущерб. Полиция узнает о таком преступлении, когда жертва подаст заявление. Но существуют и другие виды преступности, где все участники получают выигрыш и где конкретная жертва отсутствует. Действительно, если обмен денег на услугу или на наркотики проходит, как было задумано, то никто не посчитает себя здесь жертвой, и обе стороны обмена заинтересованы в сокрытии. Жертвы тут мы с вами, общество, которое страдает от последствий этих преступлений. Но меня как социолога, изучающего правоприменение, интересует то, как преступление обнаруживается и раскрывается. И я не скажу тут ничего нового: наиболее широкий метод при всех преступлениях без жертвы, включая коррупционные, — это провокация. Так поступают и с министрами, и с врачами, и профессорами в вузах — организуют оперативно-разыскное мероприятие, в рамках которого происходит контролируемая полицией дача взятки. Если операция прошла удачно, то преступление регистрируется по рапорту сотрудников правоохранительных органов, которые его провели. В рапорте сразу указано и заподозренное лицо, то есть никого уже искать не надо, выявлено и преступление, и преступник. Почти все преступления без жертвы во всех странах, не только в России, раскрываются подобным образом — через провокацию.
Раскрытие взятки — результат работы правоохранителей с информаторами и провокаторами. Формально следователь должен потом рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела и против сотрудничающей стороны, но он либо вынесет постановление об отказе в его возбуждении, или, если дело все же будет возбуждено, прекратит его в связи с тем, что был факт сотрудничества, без которого невозможно было установление самого факта взятки. И провокатор, каковы бы ни были его намерения, будет переведен в статус свидетеля. Именно поэтому все зарегистрированные взятки практически на сто процентов раскрываются — лицо, против которого была проведена операция, известно с самого начала. Это существенно отличает коррупционные составы от тех преступлений, о которых полиция узнает от заявителей и где необходимо организовать розыск преступников.
Гражданско-правовой тип
Содержание данной группы следующее:
- Принятие в дар государственными, муниципальными служащими, медиками, педагогами, коммерческими работниками подарков, денежных сумм от клиентов, пациентов, студентов и проч. Например, дорогая бытовая техника учителю, сертификат на зарубежный отдых лечащему врачу и проч.
- Как принятие в дар, так и дарение муниципальным и государственным, публичным и непубличным служащим презентов, связанных с их служебным положением, исполнением определенных должностных обязанностей. Ответственность наступает за факт принятия подарка, стоимость которого в 5 раз превышает МРОТ (ст. 575 российского ГК).
Преступления при наличии личного умысла
- Злоупотребление полномочиями.
- Злоупотребление служебными полномочиями аудиторами и нотариусами.
- Злоупотребление служебными полномочиями.
- Регистрация земельных сделок незаконным путем.
- Нецелевое расходование денежных средств внебюджетных фондов.
- Расходование средств бюджета в личных целях.
- Нарушение прав граждан, их законных интересов, каких-либо правоохранных интересов или интересов организаций вследствие совершения действий должностным лицом, выходящим за пределы его полномочий.
- Вынесение неправильного решения, приговора или судебного акта судом.
- Служебный подлог.
- Внесение в государственный реестр заранее неверных сведений, повлекшее нарушение интересов граждан.
Законодательное определение понятия
Понятие «коррупция» в сфере российского законодательства основывается на определении термина мировыми правовыми актами:
- Конвенция против коррупции ООН (документ был принят в 2003 году).
- Конвенция СЕ (аббревиатура Совета Европы) об уголовной ответственности за коррупционную деятельность (документ принят в 1999-м).
Эти акты содержат в себе определение как коррупции, так и взятки, злоупотребления служебными полномочиями, служебного подкупа и проч.
Если основываться на международные документы, то коррупцию можно трактовать так: злоупотребление данной властью для получения прибыли, выгоды как в личных целях, так и в интересах иных лиц. Сюда относятся и многочисленные формы присвоения публичной собственности для личного незаконного использования злоумышленником.
Международное право относит к коррупционным преступлениям и такое явление, как непотизм. Русскими синонимами ему будет землячество, кумовство и проч.
Расследование преступлений
Расследование преступлений коррупционной направленности относится к компетенции Генеральной прокуратуры РФ, следственного комитета РФ, счетной палаты РФ, Федеральной службы безопасности РФ.
Коррупционные преступления могут быть различной тяжести. Расследование преступлений коррупционной направленности зависит от многих факторов. Каждое из них имеет свою специфику и рассматривается в соответствии с нужным методическим пособием. Конечно же, у коррупционных преступлений есть общие черты.
Преступления коррупционной направленности — это правонарушения, совершенные должностными лицами или группой лиц в целях получения личной финансовой выгоды. Такие преступления бывают разных видов. Наказание также разнообразно. Это может быть штраф, выговор, увольнение, принудительное возмещение ущерба, либо лишение или ограничение свободы. Преступления коррупционной направленности относятся к компетенции различных органов государственной власти. В зависимости от тяжести совершенного преступления, рассмотрением таких дел могут заниматься ФСБ РФ, прокуратура, счетная палата или следственный комитет. Данные правонарушения являются достаточно серьезным преступлением. Государственные власти принимают все необходимые меры для снижения уровня коррупции в стране и поднятия ее авторитета в глазах населения.
Разбирательство по любому делу должно быть публичным и открытым
Может быть, стоит путем поправок в УПК РФ упростить процедуру привлечения к уголовной ответственности лиц, обладающих особым правовым статусом? Например, интенсивнее использовать институты дисквалификации и отрешения от должности в связи с утратой доверия.
Екатерина Ходжаева: Я вообще большой противник снижения любых правовых гарантий обвиняемым. В ситуации непрозрачности не только расследования, но и оперативно-разыскной деятельности снижение гарантий может принести больше вреда, чем пользы: расследование будет скорее обращено против наиболее слабых и уязвимых групп. Сильные, сплоченные группировки смогут защититься с большим успехом, нежели отдельные или ослабленные игроки. А именно сильные коррумпированные группы и наносят больше вреда, чем разовые акты коррупции.
Генпрокуратура разберется с увольнениями под предлогом пандемии
Возможно, следует усилить меры по защите лиц, способствующих раскрытию коррупционных преступлений?
Екатерина Ходжаева: Смотря какие меры. Защита в ситуации давления на свидетеля или угрозы жизни — это конечно. Но как бы это не вылилось в поголовную практику использования в процессах «закрытых» свидетелей, которые могут и оговаривать человека, будучи сокрытыми от публики и стороны защиты, которая не сможет ничего противопоставить. Я считаю, что разбирательство по любому уголовному делу, тем более резонансному, должно быть максимально публичным и открытым. Мне кажется, нужно смотреть в сторону улучшения практики оперативно-разыскной разработки, особенно в ситуации, когда значительная часть коррупционных преступлений раскрывается через провокацию. Сегодня суды практически не препятствуют полиции и санкционируют в 90 процентах случаев ходатайства на прослушку и другие действия. Оперативные службы располагают широким набором технических средств и применяют их. Именно на «чистоту» раскрытия и высокое качество расследования должна быть сделана ставка, чтобы ни у кого не осталось сомнений в воссозданной следователями картине.
Визитная карточка
Фото: Валерий Выжутович
Екатерина Ходжаева — кандидат социологических наук, научный сотрудник Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге. Родилась в 1976 году в Казани. Окончила в 1998 году социологический факультет Казанского государственного университета, там же в 2003 году защитила кандидатскую диссертацию на тему культурной политики татарстанских средств массовой информации. Изучала также этнические и религиозные процессы в Татарстане. Исследования правоприменения начала в 2007 году, в рамках исследовательского проекта по наблюдению за работой полиции в Казани. Это же исследование было повторено ею в 2012 году, сразу после инцидента в отделе полиции Дальний. До 2013 года работала старшим преподавателем в Казанском национальном исследовательском техническом университете, а с 2013 года присоединилась к команде Института проблем правоприменения при ЕУ СПб. Сфера научных интересов включает помимо судов присяжных правоприменительную практику в полиции, органах предварительного следствия, а также особенности юридической профессии в России.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере «РГ»
Правонарушения подкупной формы
Что относится к данному виду коррупционных преступлений, мы поместили в таблицу. Рядом с правонарушением — статья уголовного законодательства, что вводит по нему меру ответственности.
Суть преступления | Статья УК, регулирующая правонарушение |
Принуждение, подкуп к даче каких-то показаний (либо к уклонению от предоставления такой информации, ее переводу).Для случаев совершения подобного действия именно дорогой подкупа | 309 |
Провокация коммерческого подкупа (иными словами, взятки) | 304 |
Посредничество в процессе, системе взяточничества, обусловленное служебным положением злоумышленника | 291, часть 1 |
Собственно, дача взятки | 291 |
Получение лицом коммерческого подкупа (взятки) | 290 |
Организация преступной системы, банды, сообщества или иного объединения лиц, участие в деятельности подобной структуры, цель которой — масштабное взяточничество, тяжкое или особо тяжкое коррупционное преступление | 210, часть 3290, части 2, 3, 4291, часть 2 309, часть 4 |
Коммерческий подкуп должностного лица — публичного или непубличного | 204 |
Подкуп как участников, так и организаторского состава зрелищных коммерческих конкурсов, состязаний в сфере профессионального спорта | 184 |
К категории коррупционных относят следующие виды преступлений: антизаконное предоставление и получение информации, содержащей в себе банковскую, коммерческую тайну, что было «вознаграждено» взяткой | 183 |
Воспрепятствование путем подкупа осуществлению гражданином его избирательных прав во время работы избирательной комиссии | 141 |
Продолжаем далее разбирать понятие и виды коррупционных преступлений. Переходим к самой распространенной группе.