Жестокий ребенок: что делать?
Содержание:
- Норма детской жестокости – что это такое?
- Причины детской жестокости
- Ребенок злой: что делать?
- Причины подростковой жестокости
- Виды детской жестокости
- Сонник — Дети
- 1,5 – 3 года
- Как научить детей любить животных
- Причины травли
- Как проявляется жестокость
- Какую опасность влечет эта проблема
- Все равно будет сходить!
- 7-12 лет
- Средняя школа: разрушители устоев
- Почему родители бьют детей: причины
- Жестокость сегодня
- Мы же его не бьем!
- Жестокость у детей. Причины появления
Норма детской жестокости – что это такое?
Да, бывает и норма. Вспомните себя, всегда ли вы в детстве скрывали от других свою неприязнь к ним? Скорей всего вы хотели её тем или иным образом выразить. Кто-то не нравился – могли обозвать, толкнуть, испортить вещь. Можно ли объяснить, почему не нравился твой сосед по парте? Просто не нравился. В детстве судят однобоко – из малообеспеченной семьи, с физическими недостатками, ботаник, предатель и т.д. Любой из подобных признаков в школьной среде может стать поводом для выражения жестокости.Самое тревожное время для родителя, когда детская жестокость начинает активно проявляться – период обучения в 4-7 классах. Дети уже вроде и не совсем дети, но ещё не юноши и девушки. В большинстве случаев «обзывания», «толкания» и т.д. проходят с выходом ребёнка из отрочества. Главное, понять, что эта жестокость «возрастная».
Причины детской жестокости
Психологи выделяют несколько совершенно разных причин.
Дитя просто стремится привлечь к себе внимание, утвердиться в коллективе. В большинстве случаев эти проявления неосознанны — ребенок просто копирует модель поведения взрослых.
Малыш проверяет грани позволенного
Он бьет других детей на площадке и ждет, какая будет реакция у своих родителей и посторонних людей. Если ребенка вовремя не остановить, проблема будет усугубляться.
Очень часто малыш становится агрессивным, когда в семье рождается младший ребенок. Если первенец еще слишком мал, чтобы умом воспринять изменения, он или она могут почувствовать, что у него забрали материнское тепло и любовь и начинает проявлять жестокость по отношению к нарушителю его счастья. Исправить ситуацию обычно не вызывает затруднений: нужно больше внимания уделять старшему ребенку, чаще обнимать и хвалить, и не только за заслуги, а просто потому, что ему очень нужна родительская поддержка.
Также бывает, что из-за недостатка внимания, тепла, нежности и любви ребенок начинает чувствовать, что он недостаточно хорош. Он не может объективно сравнивать себя с другими, поэтому ему постоянно нужен взрослый, который сможет подтвердить его ценность. Когда этого не происходит, малыш начинает доказывать своё превосходство над теми, кто слабее.
Семейная иерархия также имеет большое влияние. Каждый член семьи может быть услышан и имеет право говорить, игнорирование мнения ребенка приводит к тому, что он начинает его отстаивать жестокими методами.
Еще одна причина — неправильный семейный уклад, агрессивное поведение одного из родителей, чаще всего отца. Если отношения основаны на принципе «кто сильнее, тот и прав», то это мировоззрение укореняется в сознании как норма. Когда родители проявляют остроту, нетерпение и агрессивность друг к другу и к посторонним, можно быть уверенным, что ребенок рано или поздно станет таким же.
В основном агрессивные дети воспитываются в семьях, где они должны быть полностью послушными, безупречными, а все нарушения сурово наказуемы. В зоне риска и эмоционально нестабильные семьи, где дети становятся свидетелями взрослых конфликтов. Агрессия малышей накапливается также, если их регулярно и несправедливо наказывают.
Маленькие агрессоры нередки в семьях, где они могут делать все, что хотят, нет наказаний, ценятся только «хорошие поступки», а ребенка хвалят только за то, что он чему-то научился или сделал. Он чувствует эмоциональную холодность родителей, а духовную пустоту заполняет, чем может. Такое отчуждение провоцирует агрессию даже больше, чем суровое наказание.
Еще одна причина — трусливость. Если ребенка обижают старшие дети, неспособный защитить себя, ответить тем, кто его оскорбляет, он перенесет свои переживания в агрессию на более слабого. Это могут быть самые маленькие члены семьи, более слабые дети, родственники, которые не имеют высокого социального статуса (например, бабушка и дедушка), животные, растения, игрушки и другие неодушевленные предметы. Жестокость детей бывает такой, что выдавшие виды педагоги и представители власти теряются.
Ребенок злой: что делать?
Как убрать проблему детской жестокости или не допустить ее появления? Общие рекомендации:
- Прислушивайтесь к ребенку, не подавляйте его своей родительской властью, даже если он неправ или хочет чего-то, что не имеет прямой пользы или явного рационального смысла. Можно ведь поговорить, обсудить, аргументировать – и, в конце концов, дать ребенку право совершить свои ошибки и поучиться на них! У ребенка не должно быть понятия «Кто старше, тот и «право имеющий»!
- Не применяйте физических наказаний и ограничений, регулируемых физической силой. Речь идет не так о символическом шлепке, как о моментах, когда маленького ребенка держат за руку и ведут куда надо, даже если он рыдает, и т.п. Конечно, не должно быть в реальности болезненных физических наказаний!
- Помогайте ребенку побеждать. В чем угодно – в спорах, в играх, спортивных состязаниях и т.д. Каждому ребенку в любом возрасте нужно иногда чувствовать себя лучшим, победителем – это формирует нормальную самооценку! Причем, не только с родителями, но и со сверстниками – направьте энергию ребенка в ту деятельность, где он действительно конкурентоспособен, помогите ему в ней реализоваться! Ни в коем случае не смейтесь над его успехами в чем-либо и не преуменьшайте их, хвалите ребенка за его маленькие победы.
- Поясняйте ребенку, что значит доброта, сочувствие – а также то, что другим людям и животным тоже может быть больно, обидно и т.д. А то ведь причиной детской жестокости к животным и насекомым в маленьком возрасте может служить искренний исследовательский интерес – маленькие дети в реальности могут не понимать, что «подопытным» больно!
- «Фильтруйте» телевизионный и компьютерный контент, просматриваемый ребенком. И да, если папа смотрит боевики, а малыш бегает рядом – это тоже считается!
Проблема детской жестокости вполне разрешима – и даже если она вам знакома не понаслышке, вполне вероятно, что это останется в детстве и не повлияет на формирование взрослой личности!
——
Автор – Даша Блинова, сайт www.sympaty.net – Красивая и Успешная
Копирование этой статьи запрещено!
Причины подростковой жестокости
Жестокость у подростков объясняется чертами характера, которые формируются в семье. Корни подростковой жестокости кроются в особенностях воспитания.
Причины жестокости подростков по отношению к сверстникам
К сверстникам жестокость детей может проявляться по следующим причинам:
- Увлеченность онлайн-играми агрессивного содержания оказывает пагубное влияние на психику.
- Проблемы с учебой, стресс перед ЕГЭ, низкий статус подростка в коллективе и безответная любовь могут стать причинами проблем в эмоционально-волевой сфере. Психика подростка находится в стадии становления, поэтому стресс или наблюдение актов насилия может привести к ее расстройству. Жестокие подростки отличаются слабо развитой способностью к эмпатии.
- Дворовая компания определяет особенности поведения подростков. Желая занять высокое положение в группе, подростки стараются произвести впечатление на товарищей. Многие преступления подростки совершают под давлением сверстников. Это говорит о том, что конформизм также является причиной жестокости.
Причины жестокости подростков к родителям и взрослым
Чаще всего детская жестокость по отношению к взрослым проявляется по следующим причинам:
Если к ребенку в семье относятся пренебрежительно, игнорируют его потребности и мнение. Авторитарный стиль воспитания и физические наказания заставляют его искать жертву, чтобы выплеснуть на нее обиду и негатив.
Подросток чувствует, что его мнение незначимо. Родители выбирают ему одежду, исходя из своих предпочтений, а не современной моды, за него решают, куда ему пойти учиться после школы. Если он высказывает протест, его пресекают: «Мал еще сам решать! Взрослым виднее!» Естественно, что ему это неприятно, он грубо отвечает взрослым, ведет себя демонстративно, провоцируя конфликт
Родителям важно понимать, что он это делает не из вредности, а потому, что он личность и имеет право на собственную точку зрения.
Непоследовательность взрослых. Случается, что взрослые не обращают внимания на выходки отпрыска, полагая, что отсутствие реакции приведет к исправлению поведения
Но поведение не исправляется, поэтому в один прекрасный момент родители обрушиваются на ребенка с криками, угрозами и строгими наказаниями не только за последний проступок, а за все, что было сделано неделю, месяц назад. Естественная реакция на такие воспитательные меры – бурный протест, агрессия и жестокость.
Непоследовательность в воспитании
- Вседозволенность. Некоторые родители склонны считать детей в 12-14 лет взрослыми, поэтому они не стремятся высказывать им своих требований к поведению. Но однажды они расходятся во мнениях относительно того, во сколько полагается прийти домой с прогулки, сколько денег необходимо на карманные расходы. Тут начинаются конфликты. Отстаивая свое мнение и свободу, дети грубят, агрессивно себя ведут, оскорбляют родителей.
- Родители предъявляют неконкретные требования. Они говорят: «Веди себя нормально!», «Учись лучше!», «Найди себе нормальных друзей!», но при этом содержание понятий «лучше», «нормально» они не раскрывают. С точки зрения подростка, у него и так все в порядке. Сравнивая себя с другими, он не понимает претензий родителей, постоянные упреки его раздражают.
Виды детской жестокости
Проблема жестокости у детей особенно остро стоит в последнее время. Дети не просто ведут себя жестоко, они еще бравируют своим поведением. Снимают сцены издевательств на смартфоны, выкладывают в интернет. Достаточно часто подростки не понимают, что за жестокие действия в отношении другого человека или животного, проявленные с особой жестокостью возможно уголовное наказание.
Чтобы разработать меры воздействия, чтобы понять почему дети жестоки, разработать программу коррекции поведения агрессивности детей, необходимо понимать, по каким видам делится агрессивность ребятни. Психологи предлагают такое деление:
- фрагментарная проявляется у дошколят. Непоседы, не способные к агрессивности, вдруг начинают грубить маме или бабушке. Отнимать игрушки у младшего братика или сестренки. Кроха пытается установить границы личного пространства, проверяет, что ему позволено делать. Если дошкольник отрывает крылышки бабочки, кидает камни в кошку, скорее всего крохой движет желание узнать, как поведет себя живое существо.
- Устойчивая агрессивность уже связана с особенностями характера личности. Чаще всего она присуща детям в подростковом возрасте. Такой вид направлен уже на определенную категорию детей или животных, иногда направляется на беспомощных взрослых.
Малыш, воспитанный уважать других, имеющий самоуважение, высокую самооценку, в трудных ситуациях попробует договориться или по другому решить проблему. Дети с комплексом неполноценности, неуверенные себя, свой страх выражают в желании причинить боль другому объекту. Злой малыш пытается самоутвердиться за счет слабости другого.
Если малыш участвует в травле другого крохи, постоянно издевается особо зверским способом над котятами, щенками — взрослые должны обратиться за помощью к психологам. В данных случаях простой беседы с подростком бывает недостаточно, чтобы снизить его агрессивность, привить нравственные начала.
Жестокость также бывает:
- Неосознанная агрессивность. Дошкольник зачастую не осознает, что другому может быть также больно. Кроха уверен, что настоящую боль жертвы его издевательств не испытывают. Несмышленыш считает свое поведение просто игрой. Малыш подражает тому, что увидел в мультфильме — например, как в героя кидают камни, или отрубают ему руку. Кроха, подражая увиденному, ломает любимую куклу, кидает камни в котенка или в малыша.
- Осознанная агрессивность. Самый тяжелый случай. Социальный, моральный аспект поведения полностью отсутствует. Подросток целенаправленно травит, издевается над более слабым, испытывая при этом удовольствие. Никаких угрызений совести, чувства вины в данном случае нет.
Многие замечают, что существуют особые люди, которые притягивают к себе неприятности, чаще других становятся жертвами насилия или противоправного поведения. Виктимность — склонность личности стать жертвой насилия, преступления. Особое поведение малыша, может спровоцировать в отношении его проявления жестокости со стороны сверстников.
Особенности виктимного поведения выросли в семье. Сильные, уверенные взрослые, имеющие твердые нравственные начала, также воспитают и свое чадо. Необходимо выделять успехи крохи, хвалить за хорошие поступки, воспитывать уважение к окружающим и себе. Уверенный в себе дошкольник не вызовет желание других деток поиздеваться над ним.
Сонник — Дети
Дети — образ, заслуживающий особого внимания, потому что он передает истинное отображение всех наших мыслей и переживаний. Дети всегда боятся того, чего стоит бояться; у них обостренное чувство справедливости, они четко разграничивают добро и зло; им также свойственно откровенное выражение своих чувств объектам, как обожания, так и ненависти. Вам снится дружба с ребенком? Трактовка неоднозначна. Если этот ребенок существует в вашей реальной жизни, то это просто проецирование вашего желания. Если же ребенок незнаком вам, то, возможно, это вы сами в прошлом. Главный элемент толкования — как вы себя ведете и как связаны с этим ребенком. Если во сне вы становитесь родителем и видите своих собственных детей — вполне вероятно, что это обычное воплощение желания. Однако это может быть и указанием на то, что не ладятся отношения с вашими родителями или другими важными для вас людьми. Кроме того, видеть себя родителем означает потребность в реализации стремления оказывать на кого-то влияние. Например, отношения с кем-то из вашего окружения выходят из-под контроля, и вы хотите вернуть все на круги своя. А поскольку большинство из нас испытало на себе властное отношение родителей, мы, становясь взрослыми, можем совершать во сне то же самое. Еще один возможный вариант — это сон, в котором вы сами являетесь ребенком, в то время как другие проявляют свою авторитарность по отношению к вам и пытаются вас контролировать. К примеру, вам снится, что вы, как в детстве, играете на работе «в переодевания», а все ваши коллеги — обычные взрослые люди. По отношению к реальности это может означать, что ваши коллеги авторитетнее вас.
1,5 – 3 года
С полутора до трех лет агрессия ребенка связана с периодом его самоидентификации. Ребенок впервые начинает ощущать себя самостоятельной личностью, но еще не может обходиться без родительской помощи, из-за чего его желания и потребности зачастую конфликтуют с родительской волей. Выражается это в криках, бросании игрушек, щипании, царапании, попытках укусить и ударить взрослого.
В этот период родителям важно не подавлять детскую ярость, а дать ей возможность выплеснуться. Нельзя смеяться над малышом или отвечать на его действия агрессивно
Необходимо отвлечь ребенка игрой или перевести его внимание на другие интересные занятия, призвать его к правильному поведению спокойно и доброжелательно, но при этом твердо
Как научить детей любить животных
Любой жестокий поступок по отношению к животным ещё не является знаком того, что этот человек непременно превратится в маньяка-убийцу. Маленькие дети, не отстающие в умственном развитии, и чьё естественное любопытство может привести к травмам или даже гибели животного, в процессе правильной воспитательной работы научатся с ними гуманно обращаться.
Однако, если ребёнок намеренно запирает животное, бьёт его после своей ссоры с родителями, или получает удовольствие, когда наблюдает, как то мучается, — это очень тревожные сигналы того, что необходимо профессиональное вмешательство. Особенно это относится к той ситуации, когда достаточно умственной зрелости, чтобы понимать, что он совершает плохой поступок — и всё равно намеренно его совершает.
Даже если ребёнок сам не был свидетелем или жертвой жестокого обращения, не во всех детях присутствует врождённый инстинкт осторожного и бережного обращения с братьями нашими меньшими. Как воспитывать в детях любовь к животным:
Как воспитывать в детях любовь к животным:
С самого раннего детства показывайте своим примером, что нужно относиться к животным и их ареалу обитания с уважением. Объясняйте, что с любым — большим или маленьким, милым на вид или неприглядным — нужно обращаться бережно
Рассказывайте детям, что животным так же, как и людям необходим дом, еда, и почему так важно беречь природу.
Если вы завели в доме питомца, научите ребёнка притрагиваться к нему нежно, не хватать, не щипать, не тянуть. Объясните, почему нужно гладить пушистого зверька по шерсти, чтобы не раздражать особо чувствительные зоны на его коже
Потянуть за хвост — довольно соблазнительно для детей, особенно для тоддлеров. Объясните малышу, что хвост — это не поводок и не ручка, за которую можно держаться. Используйте простые слова: «Котёнка нельзя тянуть за хвост. Погладь его нежно». Иногда малыш становится слишком возбуждённым, когда гладит своего питомца, и поглаживания переходят в удары. Опять же, используйте слова и покажите, как мягко нужно прикасаться.
Никогда не бросайте в животного предметы, не кричите ему в морду, не пытайтесь напугать его, даже играючи. Некоторые дети считают, что напугать своего кота или собаку — это забавно. Нужно понимать, что для животного это может быть опасно.
Покажите ребёнку язык тела животного, научите распознавать сигналы его дискомфорта. Объясните, что если оно напугано, то может начать защищаться. Если животное пытается убежать, никогда не бегите ему вдогонку. Рычание или шипение — это очевидные знаки испуга.
Если у вас есть возможность, наблюдайте за дикими животными, не прикасаясь к ним. Гуляя с ребёнком по лесу, загляните под камешки, посмотрите, как живут под ними сороконожки или жуки. Посидите тихо и понаблюдайте, как взаимодействуют между собой белки, птицы, как садятся на цветки бабочки. Это чудесное ощущение — постараться вместе с ребёнком понаблюдать и послушать окружающую нас природу, а также это хорошее упражнение для детей по выработке самоконтроля и сдерживании своего поведения.
Рассказывайте об ареалах обитания насекомых, птиц, рыб, животных; живая природа — это дом для миллионов особей, живущих в лесах, на лугах, в воде. Огромная часть воспитания уважительного и заботливого отношения к животным — это воспитание заботливого уважения к местам их проживания. Когда мы засоряем окружающую среду, или ломаем ветки, мы приносим урон жилищам представителей животного мира.
Посещайте с детьми питомники для зверей (включая некоторые зоопарки). Не все зоопарки являются ужасными тюрьмами, во многих не содержат зверей в клетках, а максимально воссоздают их естественную среду обитания и являются для них реабилитационными центрами. Мы против контактных зоопарков, поэтому не советуем их посещать.
Узнавайте вместе с детьми как можно больше о живой природе — смотрите документальные фильмы. Отличным примером могут быть серии «Планета Земля», созданные БиБиСи. Детям необходимо учиться заботиться о братьях наших меньших — через такое образование они вырастают неравнодушными и сильными личностями, которые пронесут любовь и заботу об окружающей природе через всю жизнь.
Автор — Ольга Селецкая,
Фото с nastol.com.ua
Причины травли
Ниже перечислены основные причины детской жестокости и агрессивности, приводящие к травле сверстников:
Самоутверждение. По этому пути чаще всего идут дети, нуждающиеся во внимании со стороны окружающих, но не умеющие получить его другим путем.
Предвзятость. Некоторые дети привыкли относиться к окружающим с чувством превосходства. Они с раннего возраста делят всех на «своих» и «чужих» (подобный шовинизм или снобизм является результатом соответствующего семейного воспитания).
Демонстративность. Ребенку очень хочется объединить вокруг себя одноклассников, чтобы почувствовать себя значимым.Если ребенок любит быть в центре внимания, то ради того, чтобы ребята собрались вокруг него, он готов на все, даже стать шутом в классе
Но самолюбивому ребенку важно выставлять на посмешище не себя, а кого-то другого. И вот во время фотографирования он приставляет рожки одноклассникам
Сперва просто для того, чтобы другие посмеялись, а не с целью обидеть этих одноклассников. Цепляет бумажки с глупыми словами на спины других одноклассников, пририсовывает бороду к портретам в учебнике и радостно показывает всем, комментирует слова учителей и одноклассников. Постепенно он прощупывает почву — с этим шутить опасно, можно получить. Над этим смеяться не станут — боятся или уважают. А над этими охотно смеются. Даже самые авторитетные дети в классе улыбнулись
И тогда этот шут начинает яростно изводить случайно нащупанную жертву, не потому что она ему неприятна, а потому, что она позволяет себя высмеивать и помогает ему привлечь внимание к самому себе, стать популярным. В более старших классах такой ребенок может начать высмеивать даже учителя, если тот покажется неугодным элите класса и поддастся на провокации.
Максимализм
Нетерпимые к чужим ошибкам максималисты, всегда и во всем ищущие справедливости и не знающие, что такое сочувствие, становятся яростными борцами с теми, кто не вписывается в их понятие о справедливости и правильном поведении. Они не желают, да и не умеют идти на компромисс, их отличает нечувствительность к нюансам. Очень часто это дети с хорошо развитым интеллектом, но с недостаточно развитым так называемым эмоциональным интеллектом — они не понимают разницы между намеренным поступком и случайным. Неуклюжий ребенок, толкнувший одноклассника или испортивший какую-либо вещь, в их представлении о справедливости ничем не отличается от ребенка, обидевшего другого или испортившего что-то «назло». Можно даже говорить о ригидности (негибкости) мышления.
Как проявляется жестокость
Родителям необходимо быстро реагировать в следующих случаях:
- у малыша проявляется немотивированная агрессивность. Все проблемы кроха пытается решить с помощью кулаков;
- кроха играет в игры с большим количеством элементов насилия. «Расстреливает» из пистолета, автомата малышей. Игрушечным ножом отпиливает руки, ноги, играет в пытки, допросы с нанесением увечий;
- с большим удовольствием смотрит сцены насилия на экране телевизора, или наблюдает как издеваются над маленьким котенком;
- постоянно поступают жалобы на непоседу, что он обзывается, дразнится, преследует какого-либо малыша. С восторгом рассказывает маме, как в результате его издевательств кто-то плакал.
Какую опасность влечет эта проблема
Жестокость в поведении у детей осуждается взрослыми
Это приводит к объединению жестоких детей в малолетние преступные группировки, которыми движет желание доказать всему миру что-то, обратить на себя внимание, способом воплощения этих желаний становится агрессия
Из жестоких подростков вырастают агрессивные взрослые, с которыми крайне трудно выстраивать деловые отношения. Они всегда чем-то недовольны, не способны идти на компромисс, к новым условиям адаптируются очень тяжело, к коллегам настроены враждебно. Они часто меняют сексуальных партнеров, их браки заканчиваются разводом.
Сегодня актуальная проблема, которая требует участия психологов, – это детская жестокость. Она обусловлена тяжелой обстановкой в семье, напряженными отношениями со сверстниками, внутриличностными конфликтами. Пожалуй, самыми действенными мерами профилактики жестокости у подростков можно считать любовь родителей и демократический стиль воспитания.
Любовь родителей
Все равно будет сходить!
Стоит отметить, что многие люди слишком часто позволяют себе грубость при общении с близкими. Они срываются даже из-за ерунды. Однако если вы будете проявлять жестокость постоянно, то ваш близкий человек в один прекрасный день может просто не выдержать вашей бестактности и исчезнуть из вашей жизни.
В качестве примера можно привести ситуацию, когда родители постоянно срывают на отпрысках свое плохое настроение. Когда дети вырастают, они, как правило, покидают отца и мать навсегда.
Бывает и так, что мужчина, выплескивая весь свой негатив на вторую половинку, в конце концов, теряет свою любимую женщину. Жертва может терпеть издевательства лишь определенный период времени.
7-12 лет
В этот период многим детям свойственна естественная возрастная агрессивность, которая проявляется, как правило, в конфликтах, перебранках и драках со сверстниками. Родителям в это время нужно постараться направить энергию ребенка в позитивное русло: на подвижные игры, занятия в различных кружках и секциях
Надо учить своего ребенка проявлять эмоции не через физическую силу, а через слова, объяснять ему важность социальных ценностей. Также стоит следить за тем, какие телепрограммы смотрит ребенок, в какие игры играет на компьютере, и по возможности оградить его от передач и игр со сценами чрезмерной жестокости
Средняя школа: разрушители устоев
Семиклассницу Кристину ровесники не любят: зубрилка и ботан, она никогда никому не дает списывать и часто «доводит до сведения» учителей те или иные проделки одноклассников. За один такой донос ей даже устроили темную: при входе в класс накинули на голову чей-то пиджак и отпинали. А уж написать на ее страничку в социальной сети гадость — развлечение для ребят традиционное. В прошлом году мама переводила ее в другую школу, но пришлось вернуться: там травля приняла уж совсем жестокий характер.
— Ситуация ожидаемая, — комментирует Татьяна Котова, — ведь важнейшим авторитетом для подростка становятся уже не родители и учителя, а сверстники. И если в начальной школе смеются над двоечниками, в средней могут травить за хорошую учебу, то есть за соответствие взрослым правилам. И понятие справедливости тут формируется в соответствии с шаблонами массовой культуры, где герои, как правило, слегка асоциальны, но при этом придерживаются какой-то общечеловеческой морали (например, «своих не сдаем!»). На похожих принципах построены гангстерские боевики про благородных разбойников. И если лидером класса подобные образцы приняты, они распространяются на всех.
Желание быть сильным в подростковом возрасте — одно из самых главных. Но дальше все зависит от того, на что сила направлена. Если на то, чтобы защищать идеалы и слабых — это прорыв во взрослость. Если сила ради силы — это лень, деградация и, как следствие, жестокость.
Родителям подростков приходится нелегко: ведь это возраст, когда даже самые послушные дети пытаются проявлять независимость и отвергают правила старших
Так что действовать мамам и папам придется с особой осторожностью
Постарайтесь объяснить: травля — это признак незрелости одноклассников. И их попытка подлизаться к вожаку — ведь подростки всегда примыкают к сильному. Который, как правило, пытается соответствовать каким-то образцам, шаблонам массовой культуры.
И еще любому подростку требуется ваша убежденность: «Ты — сильный!» Причем как жертве, так и, как ни странно, агрессору. Уверенный в себе человек не станет доказывать свою значительность кулаками.
Почему родители бьют детей: причины
Почему родители бьют детей?
По сути, родительская жесткость и воспитание — вещи несовместимые. Ничего хорошего из воспитания жестокостью не получится. Родители часто считают, что лишний подзатыльник будет полезен для воспитания. Только они не учитывают, что вместе с тем у детей развиваются не самые лучшие чувства — обиды, страхи, ненависть. Поэтому нельзя бить детей.
Наряду с этим есть и другие причины, почему этого не стоит делать:
Плохая наследственность. Часто жестоких детей воспитывают таким же образом и для них это является нормой поведения. У них остаются некоторые обиды, которые потом они переносят на своих детей. Как правило, родители даже не задумываются об иных способах воспитания. Этот способ для них считается самым эффективным.
Родители не хотят воспитывать детей. Всегда сложно растить детей, а особенно хорошими людьми. Над этим работать надо постоянно. С детьми надо постоянно разговаривать, играть, обучать. Но родители часто к такому не готовы. Кто-то проводит очень много времени на работе, а кому-то просто не хочется ничего делать
Важно всегда объяснять ребенку, как надо себя вести и как правильно.
Неграмотность. Нередко, когда родитель уже не знает, как объяснить ребенку какие-то моменты
И когда у него заканчиваются аргументы, то он уже начинает применять силу. Это говорит о том, что родители не знают основ воспитания и даже не пытаются их узнать. Они просто не могут понять, как вести себя с активным ребенком. Да и к тому же, ему всегда требуется больше внимания. В данном случае важно понимать, хотя бы основные принципы воспитания, чтобы не применять силу в различных ситуациях.
Родители-неудачники. Когда родители не могут самоутвердиться в семье или на работе, у них постоянно какие-то проблемы, то они начинают срываться на детях. Над ними они чувствуют силу. Конечно, ребенок слабый и беззащитный.
Нарушения психики. Есть такие родители, которым наказание просто необходимо. Это как лекарство для них. Это позволяет им получить моральное удовлетворение. Хотя, потом они жалеют о своих поступках. Такие люди не здоровы, им требуется профессиональная помощь.
Жестокость сегодня
Жестокость стала обыденным делом. Ее проявления не шокируют ни взрослых, ни детей.
Довольно часто жестокое поведение дает существенные результаты: человеку удается с его помощью удовлетворить свои интересы и заставить других подчиняться. Однако эта дорога ведет в тупик. Наблюдая или почувствовав на себе жестокое поведение, окружающие составляют соответствующее мнение о таком человеке и, опасаясь за собственную безопасность, пытаются его всячески избегать. Жестокий в итоге становится одиноким, окруженным страхом, недоверием, непринятым другими.
Жестокий характер ребенка, склонность к насильственным действиям должны насторожить родителей. Конечно, малыши должны уметь себя защищать, однако вряд ли целесообразно, чтобы дети входили в жизнь, заняв бойцовскую позицию.
Кто-то мудро отметил: если бы дети были наделены физической силой взрослых, весь мир погрузился бы в насилие. Ребенок мог бы совершить много бед, сея боль и разрушение, поскольку еще не усвоил общечеловеческих норм поведения и не научился контролировать свои поступки. К счастью, физические возможности детей существенно ограничены.
Мы же его не бьем!
С первыми проявлениями жестокости у ребёнка родители сталкиваются примерно в его полтора года. И это нормально! Как раз если ребёнок никакой агрессии не проявляет вообще, то к его развитию есть вопросы. Многих родителей агрессия малыша ставит в тупик: «Мы же его этому не учили! Мы его не бьем! Он ничего такого не видел!» Импульсы агрессии у ребёнка есть, а способов совладать с ней ещё не наработано. Для него ещё нет разницы живой-не живой: что кукле руку отломать, что котенка за хвост потащить. Ребёнок не жесток, просто пока он не знает, как можно, а как нельзя. Ему интересно всё исследовать и изучать, он любопытен. Он знает, что такое больно, но не понимает, что боль может причинить он сам. Есть цель — не вижу препятствий!
Жестокость у детей. Причины появления
У взрослых часто существуют два ошибочных представления о жестокости:
- жестокость у ребенка врожденная, ничего тут не изменить;
- проявления детской жестокости — возрастные особенности, которые сами пройдут, когда малыш вырастет.
При рождении крохе дается темперамент. Так холерик с гиперактивностью не может усидеть на месте, постоянно шалит, не думая о последствиях, но не желая причинять другим живым существам какую-либо боль. Малыш, любящий издеваться над слабыми, беспомощными животными, насекомыми или другими детьми, которые не смогут ответить, добивается именно причинения страданий.
Такие дети наслаждаются слезами жертвы, тем как она страдает от причиненной боли. Боль может быть не только физической, болезненно воспринимаются оскорбления, насмешки. Часто слабые малыши, подвергаются психологическому давлению, издевательствам от сверстников в детсадах, школах.
Ждать, когда дети «перебесятся», «само пройдет» — большая ошибка. Не принятые вовремя меры, не обращенные взрослыми особенности поведения некоторых детей, могут привести к развитию, обострению некоторых психических заболеваний. Садизм, социопатия неотделимы от жестокости.
Последний признак уже обязывает родителей принять все серьезные меры воспитания, а также лечения. Не всегда малыш, который мучает животных становится садистом. Но вероятность такого развития событий достаточно высока.
Специалисты сходятся к одному мнению: для возникновения детской жестокости — причины, следует искать в семье. Именно семья, методы воспитания, родители поведением являются главными виновниками проявления жестокости у ребенка. Из поведения значимых взрослых начинает происходить, развиваться агрессивность крохи.