Два промышленных гиганта и «любимый завод путина». история ожесточённой битвы за рынок вагонов

В чем уникальность разработок

1. Сочлененный вагон с раскрывающейся крышей

Обычно вагон — это кузов на двух колесных тележках. Новая разработка «Алтайвагона» не такая. Она выглядит так,словно инженеры «срастили» два вагона: новинка состоит из двух частей(секций), которые стоят на трех тележках. Средняя тележка одновременно служит двум секциям,которые соединяет так называемый узел сочленения.

У каждой секции сдвигается крыша. Это позволяет загружать их с крана(что невозможно сделать с обычным закрытым вагоном), и в то же время не бояться,что снег или дождь по дороге испортят товар(как в случае с открытыми вагонами).

Презентация новых моделей на «Алтайвагоне».

Анна Зайкова

Зачем понадобилось сочленять по сути два вагона в один? Во многом это связано с тарифами РЖД,объясняют заводчане. Дело в том,что в такой двухсекционный вагон можно поместить 93 тонны грузов,тогда как в обычный — до 67. А платить при этом не за два вагона,а за один. Так грузоотправитель и перевозчик будут экономить свои деньги.

Возить в таком вагоне можно все,что угодно — продукты,муку,бумагу,лес,металлопрокат и т.д. И даже контейнеры.

Презентация новых моделей на «Алтайвагоне».

Анна Зайкова

Это собственная разработка «Алтайвагона». Завод нашел инвестора,который профинансировал создание таких вагонов и готов купить 1−3 тыс. штук.

Дмитрий Медведев,
гендиректор «Алтайвагон»:

2. Вагон-рефрижератор

В России никто не выпускает вагоны для перевозки скоропортящихся товаров,утверждает Дмитрий Медведев. Во всяком случае на профессиональном уровне. Есть те,кто утепляет обычные вагоны,устанавливает на них китайские охладители,но этого недостаточно для безопасной перевозки такой продукции,говорит гендиректор «Алтайвагона».

Презентация новых моделей на «Алтайвагоне».

Анна Зайкова

В декабре завод построил собственный рефрижератор — такой,каким он должен быть. 200 таких вагонов уже намерена купить новосибирская транспортная фирма «СибирьТрансСервис». Всего России необходимо 10 тыс. таких вагонов,сказал Медведев.

Оба вагона сейчас проходят сертификацию. «Алтайвагон» намерен начать их производство в течение 2019 года.

3. Инновационная тележка

Громкое слово «инновационный» в вагоностроении следует понимать как «улучшенный». Вагоны с инновационными тележками позволяют перевозить на 7−10% больше груза,обслуживать их надо в два раза реже,а срок эксплуатации увеличивается с 22 до 32 лет.

В 2014—2017 годах «Алтайвагон» по лицензии делал инновационные вагоны на базе тележки «Уралвагонзавода». Но партнер пересмотрел условия сотрудничества,и в марте 2018 года стороны разорвали отношения. «Алтайвагон» остался без «инновации». А этот сегмент с каждым годом становится все более важным на рынке.

И вот на заводе представили собственную инновационную тележку,разработанную в сотрудничестве с РЖД. Ее полностью изготавливают на рубцовском филиале «Алтайвагона», за исключением колес,осей и подшипников. Таким образом алтайский завод стал третьим в России производителем собственной инновационной тележки.

Презентация новых моделей на «Алтайвагоне».

Анна Зайкова

По словам Дмитрия Медведева,это «очень большая победа», которая позволит заводу продолжить конкурентную борьбу на перенасыщенном рынке(ежегодно стране нужно 60 тыс. новых вагонов,а производственные мощности всех профильных заводов позволяют выпускать 100 тыс.).

Предприятие уже разработало 3 новых вагона на базе инновационной тележки. Их пока не показали — они все находятся на испытаниях.

Почему конкурентная борьба такая острая?

«Мы в состоянии войны,на дух не переносим друг друга», — так характеризует отношения в отрасли Дмитрий Медведев,гендиректор «Алтайвагона». Новоалтайское предприятие — одно из 4−5 крупнейших вагоностроительных заводов России. Всего в стране их 16,и емкости рынка периодически на всех не хватает.


Дмитрий Медведев,гендиректор «Алтайвагона».

Из архива «Алтайвагона»

Дмитрий Медведев говорит непопулярные вещи. Он уверен: рыночной экономике не место в такой стратегической отрасли как ж/д-перевозки. Государство должно планировать работу вагоностроителей. Удивительно,что за такой «советский» подход ратует человек,в котором «старую школу» разглядеть сложно: Медведев хвалит Стива Джобса и Илона Маска,а по заводу ходит в кроссовках New Balance.

Но госпланирования нет,рыночной экономики,по сути, — тоже,говорит Медведев. А есть административный ресурс,который работает в пользу конкретных предприятий. В первую очередь в пользу «Уралвагонзавода»(УВЗ) и «Тихвинского вагоностроительного завода»(ТВСЗ,входит в холдинг «Объединенной вагоностроительной компании»(ОВК)). Об этом Медведев неоднократно высказывался,притом довольно жестко. Даже позволяя себе критиковать государственную политику на губернаторском телеканале.

Дмитрий Медведев,гендиректор «Алтайвагона»(в интервью на «Катунь 24»):

На заводе «Алтайвагон».

altapress.ru

В то же время «Алтайвагон» хотят выдавить с рынка. Эту мысль гендиректор предприятия высказывал во многих интервью. Подтверждают ее судебные разборки,в которые конкуренты втягивают «Алтайвагон». Также на заводе ссылаются на заключение ФАС России от 30 июля 2018 года о сговоре УВЗ и своим поставщиком «Уником-Сервис».

Дмитрий Медведев,гендиректор «Алтайвагона»(в интервью «Интерфаксу»):

Самый острый конфликт произошел с УВЗ. В 2013 году «Алтайвагон» купил у УВЗ лицензию на вагонную тележку(один из самых важных элементов вагона) и с 2014 года выпускал на их базе так называемые инновационные вагоны. Они позволяют перевозить на 7−10% больше груза,обслуживать их надо в два раза реже,а срок эксплуатации увеличивается с 22 до 32 лет. До 2017 года инновационные вагоны составляли треть от общего объема производства.

В 2016 году УВЗ перешел в собственность «Ростеха». После этого УВЗ потребовал изменить условия договора с «Алтайвагоном». Медведев назвал новые условия кабальными и отказался подписывать документ. УВЗ обвинил алтайский завод в нарушении условий договора и подал в суд,чтобы аннулировать лицензию.

В марте 2018 года партнеры-конкуренты разорвали отношения по инициативе «Алтайвагона». В Новоалтайске решили,что дальнейшее сотрудничество бесперспективно. Так алтайское предприятие осталось без инновационной продукции. А этот сегмент с каждым годом становится все более важным.

На заводе «Алтайвагон».

altapress.ru

Как завод чуть не остановился и что там происходит сейчас?

2013—2015 годы были труднейшими для «Алтайвагона» в современной истории. На рынке перенасыщение. Завод периодически останавливался. Люди месяцами получали только часть зарплаты. Их поддерживало государство: платило оставшуюся часть. Получалось так,что рабочие полдня трудились на завод,другую половину — на государство(выходили на общественно-полезные работы или шли повышать квалификацию).

Так при помощи властей удалось сохранить коллектив. Хотя потери,конечно,были. Буквально за воротами завода инженеров и других квалифицированных сотрудников переманивали рекрутеры с ТВЗ.

В худшие времена «Алтайвагон» был загружен всего на треть. Однако в 2015 году правительство запретило эксплуатацию вагонов старше 25 лет. Это мотивировало отрасль обновлять парк вагонов,появились заказы. Особенно востребованными оказались инновационные,и «Алтайвагон» в партнерстве с УВЗ вошел в этот сегмент.

На заводе «Алтайвагон».

altapress.ru

В начале 2017 года «Алтайвагон» объявил, что преодолел кризис. В тот год предприятие выпустило 7 тыс. вагонов и полувагонов(при номинальной мощности 9 тыс. единиц).

В 2018 году предприятие получило заказов уже на 10 тыс. вагонов. Сейчас завод работает круглосуточно. Около трети продукции отправляет на экспорт(прежде всего в Казахстан). Кроме того,«Алтайвагон» снизил минимальный заказ с 500 до 20 вагонов — чтобы не зависеть от крупных покупателей и иметь возможность увеличить цены.

За кризисные годы «Алтайвагон» накопил 3 млрд рублей убытков. В 2018 году предприятие рассчитывает выйти в плюс и заработать миллиард. Пока все выглядит благополучно. Однако в отрасли все понимают: рост спроса временный,и будущее — за инновационными вагонами. А их в линейке «Алтайвагона» пока нет.
Но скоро будут. «Алтайвагон» в партнерстве с РЖД инвестирует 500 млн рублей в разработку инновационной тележки. За основу взяли изделие,которое создал еще в нулевые Всероссийский научно-исследовательский и конструкторский технологический институт(ВНИКТИ). Тогда оно оказалось невостребованным,но в первой половине 2018 года по заказу РЖД «Алтайвагон» совместно с ВНИКТИ тележку доработал.

«Алтайвагон».

Из архива «Алтайвагона».

Цифры и факты

  • «Алтайвагон» — ведущее предприятие частного холдинга «Сибирский деловой союз». Его предприятия добывают уголь,выпускают вагоны,возят грузы по железной дороге,производят тепло- и электроэнергию,электродвигатели,шахтное оборудование,зерно,мясо,молоко и многое другое;
  • Оборот «Алтайвагона» — 25 млрд рублей в год;
  • Рентабельность производства вагонов в России — 3%(по данным Дмитрия Медведева);
  • «Алтайвагон» занимает долю в 12% на российском рынке грузовых железнодорожных вагонов,узлов,комплектующих и запасных частей к ним. По этому показателю он третий производитель в стране;
  • Основное производство «Алтайвагона» расположено в Новоалтайске. На рубцовском филиале производят стальное вагонное литье,в Кемерово — дополнительная производственная площадка;
  • «Алтайвагон» несколько лет судится с зарегистрированной в Кипре компанией AFCT,аффилированной с другим конкурентом — ТВЗ. Она обвиняет алтайский завод в том,что одну из моделей полувагонов в Новоалтайске нелегально выпускали с хребтовой балкой,конструкцию которой AFCT запатентовало.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector