Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (с изменениями на 11 октября 2018 года)

Вы здесь

Главная Деятельность Правовая и антикоррупционная экспертиза Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов

Независимая антикоррупционная экспертиза

Согласно статье 5 Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» институты гражданского общества и граждане могут в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет собственных средств проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).

В заключении по результатам независимой антикоррупционной экспертизы должны быть указаны выявленные в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) коррупциогенные факторы и предложены способы их устранения.

Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению органом, организацией или должностным лицом, которым оно направлено, в тридцатидневный срок со дня его получения. По результатам рассмотрения гражданину или организации, проводившим независимую экспертизу, направляется мотивированный ответ, за исключением случаев, когда в заключении отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов.

Независимая антикоррупционная экспертиза проводится юридическими лицами и физическими лицами, аккредитованными Министерством юстиции Российской Федерации в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, в соответствии с методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96.

В целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации, проектов постановлений Правительства Российской Федерации, проектов концепций и технических заданий на разработку проектов федеральных законов, проектов официальных отзывов и заключений на проекты федеральных законов федеральные органы исполнительной власти, иные государственные органы и организации — разработчики проектов нормативных правовых актов в течение рабочего дня, соответствующего дню направления указанных проектов на согласование в государственные органы и организации в соответствии с пунктом 57 Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. № 260, размещают эти проекты на своих официальных сайтах в сети Интернет с указанием дат начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.

В целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, федеральные органы исполнительной власти, иные государственные органы и организации — разработчики проектов нормативных правовых актов в течение рабочего дня, соответствующего дню направления указанных проектов на рассмотрение в юридическую службу федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, размещают эти проекты на своих официальных сайтах в сети Интернет с указанием дат начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.

Результаты независимой антикоррупционной экспертизы отражаются в заключении по форме, утверждаемой Министерством юстиции Российской Федерации.

25 мая 2012 года

Независимая антикоррупционная экспертиза

Институты гражданского общества и граждане могут в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) за счет собственных средств (ч. 1 ст. 5 Закона № 172-ФЗ).

Независимая антикоррупционная экспертиза проводится юридическими и физическими лицами, аккредитованными Минюстом России в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, в соответствии с Методикой.

В целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации, проектов постановлений Правительства РФ, проектов концепций и технических заданий на разработку проектов федеральных законов, проектов официальных отзывов и заключений на проекты федеральных законов федеральные органы исполнительной власти, иные государственные органы и организации — разработчики проектов нормативных правовых актов в течение рабочего дня, соответствующего дню направления указанных проектов на согласование в государственные органы и организации согласно пункту 57 Регламента Правительства Российской Федерации1, размещают эти проекты на своих официальных сайтах в Интернете с указанием дат начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.

Для обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, федеральные органы исполнительной власти, иные государственные органы и организации — разработчики проектов нормативных правовых актов в течение рабочего дня, соответствующего дню направления указанных проектов на рассмотрение в юридическую службу федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, размещают эти проекты на своих официальных сайтах в Интернете с указанием дат начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.

Результаты независимой антикоррупционной экспертизы отражаются в заключении. В нем должны быть указаны выявленные в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) коррупциогенные факторы и предложены способы их устранения. Такое заключение носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению органом, организацией или должностным лицом, которым оно направлено, в 30-дневный срок со дня его получения. По результатам рассмотрения гражданину или организации, проводившим независимую экспертизу, направляется мотивированный ответ, за исключением случаев, когда в заключении отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов.

Обратите внимание: проекты федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства РФ, концепций и технических заданий на разработку проектов федеральных законов, официальных отзывов и заключений на проекты федеральных законов вносятся Президенту Российской Федерации и (или) в Правительство РФ с приложением поступивших заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы. Причем государственная регистрация нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, которую осуществляет Минюст России, ведущий Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, включает в себя, в частности, сведения о проведении независимой антикоррупционной экспертизы с приложением копий заключений по результатам такой экспертизы

Об этом говорится в Правилах проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96, и Правилах подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.97 № 1009.

юридические науки

  • ,
  • Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области
  • АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ЭКСПЕРТИЗА
  • КОРРУПЦИЯ
  • НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ
  • ЭКСПЕРТ
  • КОМПЛЕКСНЫЙ ХАРАКТЕР

В статье анализируется история возникновения и развития института антикоррупционной экспертизы в Российской Федерации, даются ссылки на нормативные правовые акты, которые в разные годы регламентировали процедуру проведения антикоррупционной экспертизы. Ввиду отсутствия законодательного понятия «антикоррупционная экспертиза» автором цитируются определения отдельных ученых и дается свое. При этом, автор исходит из того, что антикоррупционная экспертиза должна носить комплексный характер.

Список литературы

  1. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ (по состоянию на 22 декабря 2014 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2008. – № 52 (ч. I). – Ст. 6228.
  2. Федеральный закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» от 17.07.2009 № 172-ФЗ (по состоянию на 21 октября 2013 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2009. – № 29. – Ст. 3609.
  3. Национальный план противодействия коррупции на 2010-2011 годы: утв. указом Президента РФ от 31 июля 2008 г. № Пр-1568 // Российская газета. – 2008. – 05 августа (№ 164).
  4. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции» от 05.03.2009 № 195 // Собрание законодательства РФ. – 2009. – № 10. – Ст. 1240.
  5. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении методики проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции» от 05.03.2009 № 196 // Собрание законодательства РФ. – 2009. – № 10. – Ст. 1241.
  6. Постановление Правительства Российской Федерации «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» от 26.02.2010 № 96 // Собрание законодательства РФ. – 2010. – №10. – Ст. 1084.
  7. Постановление Губернатора Московской области «Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, принимаемых исполнительными органами государственной власти Московской области, государственными органами Московской области, и их проектов» от 14 августа 2013 г. № 193-ПГ // КонсультантПлюс: справочная правовая система / разраб. НПО «Вычисл. математика и информатика». – М.: КонсультантПлюс, 1997-2015. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  8. Постановление Межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ от 15 ноября 2003 г. № 22-15, Модельный закон «Основы законодательства об антикоррупционной политике» // Информационный бюллетень Межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ. – 2004. – № 33. – С. 225-260.
  9. Головщинский К. И. Диагностика коррупциогенности законодательства: учеб. пособие / К. И. Головщинский. — М.: Индем, 2004. – 61 с.
  10. Кашанина Т. В. Юридическая техника: учебник / Т. В. Кашанина. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2015. – 496 с.
  11. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» / под ред. П. А. Кабанова. — Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2010. — 120 с.
  12. Правовые акты: антикоррупционный анализ: научно-практ. пособие / И. С. Власов, А. А. Колесник, Т. О. Кошаева ; отв. ред. В. Н. Найденко, Ю. А. Тихомиров, Т. Я. Хабриева. — М.: КОНТРАКТ, ВолтерсКлувер, 2010. — 176 с.

Вы здесь

Главная Деятельность Правовая и антикоррупционная экспертиза

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) представляет собой вид юридической деятельности, осуществляемой в целях выявления в правовых документах  коррупциогенных факторов и их последующего устранения.

Коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

Правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов установлены Федеральным законом от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

В соответствии с пунктом 18 Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 03.03.2014 № 25 Главное управление Минюста России по Нижегородской области осуществляет полномочия по проводению в установленном порядке антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации при мониторинге их применения.

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится:

— прокуратурой Российской Федерации — в соответствии с Федеральным законом «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» и Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации;
— федеральным органом исполнительной власти в области юстиции — в соответствии с  Федеральным законом «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», в порядке и согласно методике, определенным Правительством Российской Федерации;
— органами, организациями, их должностными лицами — в соответствии с Федеральным законом «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.

 Адрес электронной почты для получения копий заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы: ru52@minjust.gov.ru

Независимая антикоррупционная экспертиза
Информация о ходе реализации в Приволжском федеральном округе мероприятий по противодействию коррупции (за период с 20.12.2017 по 01.07.2018)

25 мая 2012 года

Проведение, сроки заключение антикоррупционной экспертизы НПА

О ее назначении и проведении размещается информация на федеральном портале проектов НПА.

Проведение экспертизы НПА возможно на двух стадиях:

  1. При его проектировании;
  2. По результатам рассмотрения его правоприменения.

О ее назначении и проведении размещается информация на федеральном портале проектов НПА. Здесь указываются даты, когда начинаются и заканчиваются приниматься заключения по результатам рассматриваемой экспертизы.

Сроки ее проведения устанавливаются разработчиком. Но они не могут быть меньше 7 дней. Заключения направляются как на бумажных носителях, так и в электронном виде на почты, указанные на федеральном портале, а также на официальном сайте разработчиков НПА.

При этом в заключениях должна быть следующая информация:

  1. Реквизиты НПА или его проекта, в отношении которого проводилось исследование;
  2. Установленные коррупциогенные факторы, а также предложения по их устранению;
  3. Реквизиты, установочные данные эксперта, его свидетельства об аккредитации.

Заключение подается на специальном формализованном бланке, который утвержден в Минюсте. Оно носит рекомендательный характер, но рассмотреть его орган, которому адресован это документ, обязан.

Срок рассмотрения строго регламентирован – 30 дней с момента получения. За этот срок заключение либо возвращается с указанием причин возврата (например, не соответствие установленной форме), либо дается мотивированный ответ. Последний не направляется, если в нем отсутствуют предложения об устранения коррупциогенных факторов, или они вовсе не указаны в документе.

Правовая экспертиза нормативных актов: антикоррупционная экспертиза.

голос

Article Rating

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector