Рождественский пост. умеете ли вы правильно поститься?

Когда начинается Рождественский пост?

Каждый год стабильно, без изменений даты начало рождественского поста 28 ноября. Заканчивается он утром 7 января. В ночь с 6 на 7 в церкви служиться Всенощное бдение – особая служба Божья, в мир пришел Спаситель – он родился в Вифлееме. Убогие пастыри и богатые волхвы принесли ему дары, кто чем был богат с тем и поспешил к новорожденному младенцу. Рождественский пост для мирянина – жертва во славу Божью, подарок для новорожденного который он может дать.

Длится пост 40 дней – это тот путь, в конце которого, человек обретает радость от прихода на землю Христа. Самый строгий день этого поста 6 января — Навечерие Рождества, в народе сочельник. В этот день положен строгий пост, для тех может по состоянию здоровья его выдержать, на протяжении дня запрещено употреблять даже постные кушанья, вечером после появления первой звезды принято есть кутью или сочиво – постную кашу с медом и изюмом. Пост имеет цель – укрепить духовное состояние, напомнить, что главная потребность людской души — общение с Богом, надо забыть о насущном, то есть о еде.

Почему Рождественский пост называется Филиппов?

История Рождественского поста — рассказы о временах, записанных на страницах Библии. Само понятие начало Новой Эры – время Рождения Иисуса Христа, отсчет времени по конкретному событию. Начало Рождественского поста выпадает на следующий день, после дня памяти св. апостола Филиппа, называние Филиппов пост придумали в народе. В старину ориентироваться по церковным праздникам верующим людям было проще и удобнее, календарь был не в каждом доме, а в церковь ходили все и в воскресенье батюшка объявлял предстоящие по уставу праздники на целую неделю вперед и говорил о начале поста.

Питание на Рождественский пост

Устав Церкви учит, от чего следует воздерживаться во время постов – “все благочестиво постящиеся строго должны соблюдать уставы о качестве пищи, то есть воздерживаться в посте от некоторых брашен, не как от скверных (да не будет сего), а как от неприличных посту и запрещенных Церковью. Брашна, от которых должно воздерживаться в посты, суть: мясо, сыр, коровье масло, молоко, яйца, а иногда и рыба, смотря по различию святых постов”.

Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, столь же строги, как и Петров пост. Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и елей и дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение) только после вечерни.

В остальные же дни – вторник, четверг, суббота и воскресенье – разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг.

Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей.

От 20 декабря до 25 декабря (старого стиля) пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется. Между тем именно на эти дни приходится празднование гражданского Нового года, и нам, православным христианам, надо быть особенно собранными, чтобы весельем, винопитием и вкушением пищи не нарушить строгость поста.

Постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно. “Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды”, – заповедует Святая Церковь.

Пост телесный, без поста духовного, ничего не приносит для спасения души, даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства от сознания того, что он постится.

Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора. Пост не цель, а средство – средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой.

Сущность поста выражена в следующей церковной песне: “Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, – напрасно утешаемся неядением: ибо – если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядушим”.

Некоторые считают, что при современном бедственном положении в России, когда не выплачивают зарплату, когда у многих нет денег, пост не тема для разговора. Напомним слово Оптинских старцев: “Не хотят поститься добровольно – будут поститься недобровольно…”

Что едят в Рождественский пост

Люди, которые никогда не постились и только планируют это сделать первый раз, не знают, что можно кушать. Они спрашивают: «А что едят в Рождественский пост?» Мясные и молочные продукты являются основой среднестатистического российского рациона. Если их убрать, не так уж много еды остается. Но так кажется только на первый взгляд.

Сейчас выбор продуктов намного больше, чем 100 лет назад. Фрукты и овощи доступны круглый год, появились в большом количестве бобовые культуры, такие как чечевица, фасоль. Бобы являются прекрасным источником энергии.

Полезно разнообразить свой стол в пост соевыми продуктами, такими как растительный сыр тофу, он восполнит в организме недостаток белка. Также рекомендуется добавить в рацион кунжутные семечки. Они компенсируют недостаток кальция в организме, возникающий из-за отсутствия молочных продуктов. В дни, когда разрешена горячая пища, полезным будет варить крупы. Отсутствие молока в каше легко заменить фруктами, овощами и сухофруктами. Так, очень вкусно подавать на стол гречневую кашу с черносливом, рисовую — с изюмом, пшенную — с тыквой и курагой. Самым строгим периодом в православии является Великий пост. Питание в это время исключает рыбную пищу, сухоядных дней значительно больше.

Сколько дней поститься?

В литургической жизни Церкви таинство Рождества Христова приближается по значению к таинству Воскресения из мертвых, а потому продолжительность и значение Рождественского поста подобны Великому посту, предшествующему Пасхе. Однако не всегда этот пост был сорокадневным. Даже Великий пост, самый древний, имел разную продолжительность и строгость. Еще в середине ХІІ века известный византийский канонист Феодор Вальсамон, Антиохийский Патриарх, отвечая на вопрос об обязательности постов перед праздниками Рождества Христова, апостолов Петра и Павла и Успения Божией Матери, отвечал, что их следует соблюдать по семь дней, «ибо один только пост сорокадневный — святой и великой Пасхи». А в 1431 году Григорий протосинкел писал, что в его время в Константинополе Рождественский пост некоторые соблюдали с 15 ноября, некоторые с 6 декабря, а некоторые даже с 20 декабря – со дня предпразднства.

Недавно почивший Сербский Патриарх Павел в свое время разрабатывал тему «Согласование церковных определений о посте с требованиями современной эпохи», которую предполагалось рассмотреть на Всеправославном соборе. Отвечая на вопросы журнала Сербской Православной Церкви «Гласник», Патриарх изложил свою позицию

Принимая во внимание, что некоторые Уставы предписывают начинать Рождественский пост не 15 ноября по старому стилю, как сегодня, а и 10 декабря, а в ХV веке — и 20 декабря, Патриарх находил возможным предложить Всеправославному собору определить продолжительность поста перед Рождеством Христовым в две недели

Однако действующая ныне церковная дисциплина полагает продолжительность Рождественского поста в сорок дней. Заканчивается пост в ночь перед Рождеством (25 декабря / 7 января). В течение этого времени растет молитвенное напряжение, все крепче становится предчувствие праздника. За пять дней до Рождества, то есть со 2 января (по новому стилю) начинается так называемое предпразднство, по образцу Страстной седмицы. Особенный день поста — канун праздника — Навечерие Рождества, или Сочельник. Это день строгого поста, а богослужение Сочельника построено по образцу Великой (Страстной) Пятницы.

Традиции, правила и обычаи Филипповского поста

Начало Рождественского поста в этом году 28 ноября. Он длится 40 дней, до самого Рождества. Это последний длительный пост в году. По своей продолжительности он почти равен Великому посту, но не такой строгий. Упоминания о нем датируются 4 веком. А «официально» он был установлен в 1166 году на Константинопольском соборе, там же была оговорена и длительность в 40 дней.

Источник видео: Живе Телебачення

Рождественский пост соблюдают, чтобы очистить тело, душу и мысли перед светлым праздником Рождества Христова. Вот только незадача: аккурат перед последней неделей поста есть светский праздник Новый год, с традиционно богатым столом. Истинно верующих этот казус никак не касается, так как в усердных молитвах и скромности, воздержании они проводят все сорок дней.

Вообще, церковь напоминает всем желающим поститься, что пост — это не диета. Это духовная очистка, а не «не есть мясо и яйца». В пост гораздо важнее воздерживаться от злых мыслей, зависти, обид, не ссориться с родными, не совершать греховных поступков

А то, что стоит на столе в это время — важно, но не первостепенно. Смысл поста в том, чтобы дисциплинировать организм, взять себя в руки и перейти от расслабленного состояния в другой, так сказать, духовный режим

Способствует этому молитва, покаяние, дела милосердия и любви. Например, помощь больным, одиноким, нуждающимся людям и сиротам, которые в период приближения рождественских праздников особенно остро испытывают потребность не только в материальных благах, но и в словах любви и поддержки.

Во время Рождественского поста крестят детей, однако не венчают пары.

По понедельникам, средам и пятницам — сыроядение, то есть, пища не обрабатывается термически.

Вторник, четверг и суббота — дни пищи с маслом, лучше всего подойдут вареники с разными постными начинками: картошкой, горохом, грибами, ягодами. В эти дни также можно есть рыбу.

Читай также: День памяти Иоанна Златоуста: что должна сделать каждая хозяйка в этот день

В субботу и воскресенье, а также в некоторые праздники поста разрешено вино.

Накануне поста, 27 ноября, устраивают «прощание с мясом», но это не значит, что стол должен ломиться от окороков и колбас. Входить в пост, как и выходить из него, следует постепенно, без крайностей. В это время заканчивали кручение домашних колбас и заготовку сала и отправляли все в подпол, чтобы набирало вкуса и силы до Рождества.

Утром 28 ноября следует зайти в церковь и получить благословление на пост.

Пост не соблюдают воины, дети, беременные, больные и пожилые, а также путешественники.

Читай также: Хрустящая постная галета со сладкой или соленой начинкой

Как спланировать рацион в дни Рождественского поста? Не рекомендуется увлекаться различными соленьями и маринованными овощами. Разумеется, они отлично украшают скучные постные блюда, но во время перестройки организма на употребление вегетарианских блюд с ограничением даже растительного масла такие продукты могут спровоцировать проблемы с желудочно-кишечным трактом. В ежедневном меню должно быть достаточное количество растительного белка, который временно заменяет животный белок. Для этого следует продумывать меню с обязательным употреблением орехов, грибов, блюд с горохом и фасолью.

Источник видео: Сніданок з 1+1

Протоиерей Александр Ильяшенко: Только людей не ешьте!

Протоиерей Александр Ильяшенко

«Постясь телесно, постимся и духовно». Это самая главная цель поста. Подчас святые выражали свои мысли очень ярко и парадоксально, например: «Вы постом хоть мясо ешьте, только друг друга не ешьте».

Для Господа, конечно, гораздо важнее наше мирное устроение духа, наше теплое отношение друг к другу, наше великодушие, наше снисхождение к недостаткам ближних или даже к обидам, если они нам наносят. Это Господу угодно. Если ты не съел чего-то – это дисциплинарная мера, которая способствует внутренней мобилизации и дает силы поститься духовно. Ведь Церковь не говорит, что не надо поститься телесно, нет, постясь телесно, постимся и духовно. Но цель поста – это духовный пост. А телесный пост – великое средство, благодатное средство, дарованное нам Церковью от Господа для того, чтобы мы этой высокой цели достигали.

Нужно строго следить за собой, чтобы ни на кого не обижался, никого не осуждал, ни на кого не раздражался. Если чувствуешь, что греховная волна захлестывает твою душу, сразу молись, кайся, обращайся к Господу и молись так, чтобы эта волна отступила. Пусть она и вновь нахлынет (лукавый в покое никого никогда не оставляет), от нас какие-то греховные мысли, может быть, и не зависят. Если мы не позволяем себе куда-то пялиться, куда не надо, то, как правило, не зависят. Спроси любого человека: нужна тебе какая-нибудь гадость? Конечно же, нет, она лукавому нужна.

В мыслях мы не вольны, а вот в отношении к ним – вольны. Если в голову лезет дрянь, то тут не надо впадать ни в панику, ни в истерику и тем более не надо их смаковать, и ни в коем случае с ними нельзя беседовать. Нужно сразу каяться: Господи, помоги, Господи, спаси и помилуй мя грешного, моя душа нечистая и тянется к греху, прости меня, Господи, очисти мою душу грешную, избавь меня от этих темных, грязных, греховных мыслей. И молись так, чтобы свет Божьей благодати вновь воссиял в твоей душе. И эти мысли на какое-то время тебя оставят. Опять лукавый будет нападать.

На войне как на войне, ничего не поделаешь. От того, что ты врагу скажешь: мне неприятно, что ты на меня нападаешь – он не перестанет на тебя нападать.

Еще хочу напомнить замечательную вещь, тоже афористически выраженную. Старец Паисий Святогорец говорил, что подчас, когда люди начинают молиться, каяться, эта невидимая брань усиливается. Это нормально. Имейте в виду, что для врага (старец Паисий его презрительно называл «тангалашка» – очень удачное слово) ваша молитва, ваше покаяние – это как острые пули и копья. Но не думайте, что если вы мечете во врага острыми копьями и пулями, он в ответ будет вам метать мармелад и шоколад. Это нормально. Если эта брань усиливается, это значит, что ты лукавого достаешь. Это очень хорошо.

Только опять-таки нельзя раскисать, нельзя впадать в панику, нужно усиливаться, нужно укрепляться, нужно молиться, нужно облачиться в благодатную броню Божью, чтобы она не позволяла лукавому приблизиться к вашей душе. Мы эту бронь, эту защиту можем сохранять, только если постоянно молимся, обращаемся к Господу, не давая себе расслабиться. Или, если на душе все хорошо, не забывать благодарить: Слава Тебе, Господи, какое счастье, Ты меня милуешь и даешь такую радость.

Как Апостол Павел говорил, всегда радуйтесь. Христианство – это религия радости, и Господь сказал своим ученикам: радуйтесь.

Но одной радости недостаточно, потому что очень легко, чтобы эта радость превратилась в некий дежурный американский смайл.

Непрестанно молитесь. Вот тогда эта радость становится настоящей и глубокой. Но и этого недостаточно.

И за все благодарите Господа. Вот тогда, если у тебя на душе такое устроение, ты радуешься, молишься, полагаешься не на себя, а на помощь Божью и благодаришь Господа за то, что Он слышит твои молитвы и милует тебя. Вот тогда у тебя правильное, гармоничное устроение души. Тогда действительно слава Богу. И дай Бог, чтобы результатом поста, в который мы со дня на день заступаем, стало такое благодатное, радостное молитвенное состояние души, соединенное с искренней благодарностью к Подателю всех благ Господу нашему Иисусу Христу.

Духовное очищение

Как и у остальных, суть Рождественского поста заключается в духовном очищении и борьбе со своими страстями. Но пост подразумевает не только ограничение себя в еде. Это не является процедурой физического очищения тела, но духовного. В первую очередь он установлен для духовного очищения людей от грехов.

Поэтому трудно представить себе пост без покаяния, длительной молитвы и усмирения своего собственного «я». Простой отказ от пищи животного происхождения не может привести к спасению души. Без молитвы пост превращается в мирскую диету.

Духовное очищение перед праздником Рождества Христова на протяжении всех сорока дней должно сопровождаться молитвой, чтобы с чистой душой и открытым сердцем встретить праздник рождения Спасителя. Покаяние в своих грехах приносит очищение, душеное спокойствие и приближение своих помыслов к Священному Учению. Нельзя добиться очищение духа только отказом от определенной пищи, поэтому весь пост нужно смиренно ходить на богослужения и неустанно молиться.

В дни Рождественского поста люди смиренно каются в своих грехах, при этом не забыв простить и грехи своим обидчикам. По возможности нужно испросить прощение и у людей, которых обидели сами. Воздержание от просмотра увеселительных программ, ограничение пустых разговоров, отказ от участия во всякого рода мероприятиях, исключение интимных отношений — все это должно быть в жизни человеке, который постится.

Злоба, осуждение своих знакомых или постоянные конфликты с семьей также не могут привести к спасению души. Пост для того и установлен, чтобы дать нам возможность осмыслить суть своего существования, очистить душу и мысли и принять правильную жизнь во Христе. Желательно в эти дни много читать духовной литературы, чаще подавать милостыню, посетить детские дома и больницы для подаяния и совершения совместной молитвы.

Питание в Рождественский пост

Устав о пище совпадает с уставом Петрова поста, до дня святителя Николая (19 декабря). Если праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы выпадает на среду или пятницу, то разрешается рыба. После дня памяти Святителя Николая и до предпразднства Рождества разрешается рыба в субботу и воскресенье. В предпразднство нельзя есть рыбу во все дни, в субботу и воскресенье – пища с маслом. В сочельник нельзя есть до появления первой звезды, после чего принято есть сочиво – вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом.

  • 28 ноября – традиционно в первый день нужно приготовить постную кутью. Ей следует угощать всех гостей дома.
  • С 28 ноября до 19 декабря (День Святого Николая-Чудотворца) – по понедельникам, средам и пятницам желательно употреблять термически необработанную пищу, а по вторникам, четвергам, субботам и воскресеньям можно есть горячее. В выходные можно позволить себе около 100 мл сухого или полусладкого красного вина, разбавленного с водой.
  • С 20 декабря до 1 января – три дня в неделю (понедельник, среда, пятница) – постное без масла, а по вторникам, четвергам и выходным – дни послабления, можно пить горячий чай, есть рыбные блюда.
  • Со 2 января по 5 января: последняя неделя поста отличается большей строгостью. Нужно отказаться от сахара, соли и горячих напитков, а в остальном придерживаться рациона предыдущего периода.
  • 6 января– до появления на небосклоне звёзд нельзя есть, можно пить только воду. После появления первой звезды следует разговляться сочивом из замоченных в воде рисовых или пшеничных зерен с добавлением меда, сухофруктов и орехов.

На весь период ограничений важноотказаться от продуктов животного происхождения. Творог, мясо, сливочное масло, сыр, яйца можно будет есть только после сочельника

Заменить эти продукты можногрибами, фасолью, нутом, горохом, чечевицей, машем и другими бобовыми

Творог, мясо, сливочное масло, сыр, яйца можно будет есть только после сочельника. Заменить эти продукты можногрибами, фасолью, нутом, горохом, чечевицей, машем и другими бобовыми.

Основу рациона будут составлять постные супы и каши

Крупы на протяжении этих 40 дней будут главенствовать на столе, но важно помнить, что их необходимо готовить только на воде и без добавления сливочного масла, соль и сахар тоже желательно не класть

Можно готовить пшеничную, манную, кукурузную, перловую, гречневую, овсяную и другие каши. Не стоит злоупотреблять различными приправами или есть маринованные овощи. Зато овощи в свежем виде, тушёные, отварные, приготовленные в пароварке идеально подойдут в качестве постной пищи. То же самое касается и фруктов, можно употреблять разные виды орехов и мёд.

Не стоит ограничиваться только маслом подсолнечника. Можно также употреблять оливковое, кукурузное, льняное, соевое, горчичное, кунжутное, ореховое, тыквенное и т.д.

Прекрасно дополнит рацион рыба и морепродукты. Лучше выбирать нежирные сорта с белым филе: минтай, треска, мойва, кальмары. Из нее можно готовить паровые котлеты, запекать в духовке, вялить и т.д. На основе рыбных консервов можно готовить супы. Отлично подойдут и овощные салаты с тунцом, а также морская капуста. Разрешается употребление хлеба, но лучше отдавать предпочтение серому ржаному.

Каждую среду и пятницу требования ужесточаются, поэтому в эти дни употребление рыбы и постных масел исключается. Основное требование к постному периоду заключается в том, чтобы предоставить себе максимально разнообразное питание в рамках, установленных церковными канонами. Это обеспечит поступление всех необходимых питательных элементов и витаминов, а также окажет необходимое очищающее действие для пищеварительной системы.

Следите за новостями на нашем “Telegram-канале“

Не хлебом единым сыт человек

Фото: Doxologia.ro

Ни единым хлебом человек сыт будет, он еще должен себя укреплять и молитвой. Род лукавый (диавол) изгоняется только постом и молитвой.

«Молитва должна быть всегда, потому как непрестанная молитва сбережет вас от напастей. Молитва спасает города, села, семьи, народы. Молитва утверждает и утверждается во всем. Что такое молитва? Это не просто чтение заученных или написанных молитвословий. Человек должен молиться с умом и рассудительно. Если мы читаем молитву «Отче наш», должны помнить, что это Слово Божие, молитва Господня. Если мы читаем «Символ Веры» мы должны помнить, что эта молитва – символ установления Догматических истин, которые были написаны на I и II Вселенском Соборе, если это молитва 50-го Псалма, то это Святый Царь пророк Давид каялся, осознавая свое недостоинство, грех блуда и вместе с тем убийства мужа Вирсавии, если это молитва 90-го Псалма, она сохраняет человека от диявольских напастей и т.д.», – перечислил Владыка.

По его словам, молитвы, которые составлены святыми отцами, они испытаны. В особенности молитвы Дамаскина, Василия Великого, Иоанна Златоустого, Григория Богослова – они имеют особенный характер богословский, проницательно молитвенный и жизненный.

«Потому что если мы молимся просто так – набор слов, то временами даже не знаем что просить. Люди просят более всего здоровья и продолжения жизни. Как можно просить то, о чем ты не знаешь? Вот человек лежит, уже умирая, и просит – помолитесь, чтобы я встал с кровати, хотя понятно, что он уже не поднимется. Поэтому здесь нужно просить: «Господи, прости его грех, помоги спокойно, тихо разлучиться с земной жизнью, страданиями и печалями. Господи, помоги этому человеку пройти воздушные мытарства, чтобы избегнуть вечных мук и страданий и встретиться с Христом». Если человек избрал путь супружества, то он молится: «Господи, помоги сохранить семейные узы, дай терпения, дай возможность продолжить свой род рождением детей. Господи, помоги и детям сохранить лицо семьи – отца и матери и быть достойными наследниками Царства Небесного». Поэтому каждая молитва несет в себе особый характер, имеет глубокий смысл для человеческой жизни», – пояснил митрополит Павел.

Зачем?

Христос в пустыне. И. Н. Крамской

Согласно общему святоотеческому мнению, пост был установлен еще в Раю. Само предписание не вкушать от Древа познания Добра и Зла являлось установлением первого поста. Постился Моисей, постился пророк Илия, всю свою жизнь провел в строгом посте святой Иоанн Предтеча, постился и Сам Спаситель. И теперь при монашеском постриге постригаемый говорит: «Постнического жития желаю». Какова же роль поста для христианина?

Одна из первых целей поста, лежащая на поверхности — это жертва Богу. Мы отказываемся от определенных видов и количества пищи, ради того, чтобы засвидетельствовать свою любовь и преданность Богу. Предполагается, что излишки — продуктов ли, средств — пойдут на милостыню. Современный греческий старец Епифаний Феодоропулос говорит о том, что имеются еще две цели поста: подвиг для тела (воздержание) и подвиг для души — послушание Матери-Церкви. На телесном подвиге — аскезе — следует остановиться особо.

Господь создавал человека совершенным по Своему Образу и Подобию. Однако грехопадение изменило человека — его тело приобрело «плотяность», «дебелость» по слову Отцов. Цикл «питания-выделения», безусловно, является свойством падшего мира. Святой Григорий Палама пишет, что «наслаждение, идущее от тела к уму, делает весь ум телесным, нисколько не освящаясь от слияния с высшим, а, наоборот, предавая уму свою низменность, от чего и весь человек становится «плотью»».

Хотя потребность в пище и относится к естественным страстям, современный человек редко удовлетворяется простым насыщением, а волей-неволей впадает в грех чревоугодия, в форме как чревобесия (стремления к поеданию большего количества), так и гортанобесия (гурманства). Более того, человеческий организм устроен таким образом, что само по себе переваривание пищи (особенно тяжелой) требует усиленного кровоснабжения пищеварительной системы, что снижает кровоток, например, головного мозга. Как пишет прп. Григорий Синаит: «Когда стомах (желудок) отягчен бывает и ум чрез то помутится, тогда не может человек творить молитву крепко и чисто». Здесь, кстати, кроется ответ на вопрос, почему рыба «постнее» мяса. Мясо содержит тугоплавкие жиры, и на его переваривание требуется большее количество энергии, а значит и более длительное перераспределение кровотока.

Таким образом, стяжание молитвы, стяжание Благодати является наиважнейшей целью поста. Пост без молитвы превращается в бессмысленную диету, которая в условиях хронического стресса, свойственного миру сему, не сможет покрыть потребность человека в питательных веществах (в среднем умеренный стресс повышает энергопотребность организма на 10%). Молитва же, стяжая Благодать, выводит человека из «юрисдикции» мира сего. Старец Иосиф Ватопедский, комментируя прп. Никиту Стифата, говорит: «Когда Благодать воздействует на душу человека, она изменяет свойства сущего. Благодать, входя в ум и душу, воздействует на тело, у которого на начальной стадии духовной жизни укрепляются природные силы и умножаются возможности».

Мы знаем, что аскетические подвиги в сочетании с непрерывной молитвой всецело изменяли тела подвижников, вплоть до того, что они могли месяцами питаться одной просфорой. По словам св. Григория Паламы: «Духовная сладость, переходящая от ума на тело, и сама нисколько не ухудшается от общения с телом и тело преображает, делая его духовным, так что оно отбрасывает злые плотские стремления и уже не тянет душу вниз, а поднимается вместе с ней, от чего и весь человек становится тогда «духом», как написано: «Рожденный от Духа есть дух» (Ин. 3, 6, 8)».

Исходя из вышесказанного, становится понятным установление Рождественского Поста. Только надлежащим образом подготовив себя, мы способны воспринять Благодать Рождения Самого Господа. Что получается в противном случае, мы видим на примере западного мира, забывшего про пост и молитву, и часто в шуме праздника забывающего, Чье Рождество празднуется.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector