Роберт рождественский

С песней по жизни

В середине 50-х годов в СССР появилась эстрадная поэзия, и Рождественский стал ярчайшим ее представителем. Он оказался одним из ведущих поэтов-песенников, с которым сотрудничали лучшие композиторы страны. Среди них Д. Тухманов, А. Бабаджанян, Ю. Саульский, Т. Хренников и десятки других. Со второй половины 60-х годов из-под их пера выходили настоящие шедевры, которые безустанно пела вся страна. Причем это были как глубоко проникновенные песни о войне («Если мы войну забудем», «Даль великая», «Баллада о бессмертии»), так и душевные, лиричные («Вся жизнь впереди», «Мои года», «Притяжение земли», «Позвони мне, позвони»).

Проба пера

В 1950 году он поступает в Карело-Финский университет на историко-филологический факультет, но пребывает там недолго. Год спустя молодой человек начинает учиться в Московском литинституте им.А.М. Горького, который с успехом закончит спустя 5 лет. Уже на втором курсе молодого человека без возражений приняли в союз писателей, что тогда расценивалось как высшее признание.

В 1950 году журнал «Новый свет» начал публикацию первых взрослых стихов, принятых довольно тепло. В студенческие годы выходят первые сборники стихотворений Рождественского — «Испытание» и «Флаги весны». В 1955 году к ним добавляется поэма в стиле любовной лирики «Моя любовь» и выходит первая песня, написанная на его стихи «Твое окно» (композитор А. Флярковский).

Краткая биография — Роберт Рождественский

Вариант 1

Рождественский Роберт Иванович, (1932 ‑1994), русский советский поэт

Родился в селе Косиха Алтайского края, в семье военнослужащего. После того как родители ушли на фронт, воспитывался в детских домах. В 1950–1951 учился в Петрозаводском университете на филологическом факультете, затем в 1951–1956 в Литературном институте.

Первым изданным сборником стала книга «Флаги весны» (1955). За ней последовали «Испытание», «Дрейфующий проспект», «Ровеснику», «Голос города», «Это время», «Возраст»; поэмы «Реквием», «Письмо в тридцатый век», «210 шагов». Рождественский проявил себя как один из представителей (наряду с Е.А. Евтушенко, А.А. Вознесенским, Б.А. Ахмадулиной) «молодой поэзии» 1960‑х.

Его творчество отличала не только искренность и свежесть поэтического языка, но и ярко выраженная гражданственность, высокая патетика, масштабность и контрастность изображения. Обращаясь к актуальным поэтическим темам (борьба за мир, преодоление социальной несправедливости и национальной вражды, уроки Второй мировой войны), проблемам освоения космоса, красоты человеческих отношений, Рождественский со своим энергичным, пафосным, «боевым» письмом выступил продолжателем традиций В.В. Маяковского.

В 1990‑е опубликовал сборники стихов «Бессонница», «Пересечение», стихи для детей «Алёшкины мысли».

19 августа 1994 года Рождественский умирает в Москве от инфаркта. Похоронен в Переделкино. В том же году в Москве вышел сборник «Последние стихи Роберта Рождественского».

Вариант 2

Роберт Станиславович Петкевич родился 20 июня 1932 года в селе Косиха Троицкого района Алтайского края. С 1934 года Роберт жил с родителями и бабушкой в Омске. В 1943 году учился в военно-музыкальной школе.  В 1950 году в журнале «На рубеже» (Петрозаводск) вышли первые публикации стихов поэта.

Рождественский пробует поступить в Литературный институт им. М. Горького, но неудачно. Год учится на историко-филологическом отделении Петрозаводского государственного университета. В 1951 году со второй попытки поэту удается поступить в Литературный институт, и он переезжает в Москву. Рождественский закончил Литературный институт им. М. Горького в 1956 году. В 1955 году в Карелии издаётся книга молодого поэта «Флаги весны», а в 1956 здесь же выходит поэма «Моя любовь» и сборник стихов «Испытание».

В 1955 году Роберт во время практики на Алтае познакомился со студентом консерватории Александром Флярковским, с которым была создана первая песня поэта Рождественского — «Твоё окно». В 1972 Роберт Рождественский получает премию Ленинского комсомола. В 1979 году удостоен Государственной премии СССР. Член КПСС с 1977 года. В начале 1990 года Рождественский тяжело заболел, врачи поставили диагноз рак головного мозга. В результате операции, сделанной во Франции, Рождественский прожил ещё более 4 лет и продолжал писать.

19 августа 1994 года Рождественский умирает в Москве от инфаркта. Похоронен в Переделкино. В том же году в Москве вышел сборник «Последние стихи Роберта Рождественского».

Вариант 3

Рождественский Роберт Иванович (настоящая фамилия — Петкевич) родился 20.06.1932 г. на Алтае в селе Косиха. Его детство в военное время мало отличалось от других: холод, голод, ожидание весточек с фронта и страх за близких.

Роберт поступил на первый курс военно-музыкального училища, которое так и не удалось закончить, т.к. отчим писателя был военным, и его семье приходилось часто переезжать. Рождественский жил в Кенигсберге, затем в Каунасе, после в Таганроге и даже в Вене. Свое школьное образование Роберт заканчивал в Ленинграде. В 1951 г. он поступил учиться в Московский Литературный институт. Там в 1953 году писатель встретил свою будущую жену — Кирееву Аллу.

Приобретя популярность, Роберт Иванович старался объездить весь мир, и материально никогда не нуждался: книги быстро продавались, вечера проходили при заполненных залах. Рождественский возглавил комиссию Владимира Высоцкого по литературному наследию при писательском Союзе. К тому же, писатель работал в анимационном и игровом кино и был членом жюри 26 и 32 кинофестивалей в Канне.

В 1970 г. поэту присуждают премию Московского комсомола, в 1972 г. — премию Ленинского комсомола, после, в 1979 г. Роберт награждается Государственной премией.

В 1993 г. Роберт Иванович подписывает со своими единомышленниками «письмо 42‑х Борису Ельцину, где требуют запрета националистических и коммунистических партий. Рождественский, уже будучи тяжело больным, создал «Последние стихи Роберта Рождественского», которые опубликовали после его смерти.

Роберт Рождественский умер от инфаркта в 1994 г. и похоронен на кладбище в Переделкино.

Будь, пожалуйста, послабее…

Стихотворение было написано в 1962 году, его лирический герой обращается к возлюбленной с необычной просьбой: «Будь, пожалуйста, послабее». Эта просьба не простой каприз влюбленного мужчины, он желает быть опорой для любимой женщины, стать сильнее и решительнее, но не думает, что ей это необходимо, так как лирическая героиня «сильней и уверенней».

Данное произведение сохраняет актуальность и в наши дни, современные женщины привыкли многое взваливать на себя, мужчины перестают чувствовать себя главой и опорой семьи, отсюда вытекают многочисленные споры и разлады в отношениях.

Автор призывает дам быть чуть послабее, чтобы мужчина смог стать для них рыцарем.

Анализ стихотворения «Помните» Рождественского

Стихи «Помните» Роберта Ивановича Рождественского – завершающий фрагмент поэмы «Реквием», посвященной Великой Отечественной войне.

Стихотворение датируется 1960 годом. Его автору в эту пору исполнилось 28 лет, он окончил Литературный институт, опубликовал несколько сборников, известен в читательских кругах, женат на А. Киреевой, с которой прожил всю жизнь. Обращение к теме войны неслучайно в его творчестве. Его отец погиб на фронте, а также четверо братьев матери. Да и сам он ребенок военных лет. С самого начала произведение задумывалось как вокально-симфоническое, на музыку композитора Д. Кабалевского. В жанровом отношении – поэма, реквием, посвящение, синтез нескольких жанров, рифмовка сложная, графически материал располагается интонационной лесенкой, подчеркивающей ритм и темп произведения, его торжественность. В строках слышится звук памятного метронома. Лексика возвышенная. Автор обращается ко всем жителям «бессмертной Земли». Град горьких восклицаний пронизывает ткань стихотворения: помните! Не плачьте! Люди! Расскажите. Поэт заклинает и предостерегает людей от беспамятства. Практически каждая строка – готовый афоризм: памяти павших будьте достойны. Лексические повторы, настойчивые рефрены усиливают напряженность трагического воззвания поэта. Умоляющее «пожалуйста» — как последний призыв к совести. Каждое мгновенье мирной жизнь оплачено слишком высокой ценой. Счастье не пришло само собой, оно было именно «завоевано». Миллионы погибших незримо присутствуют с теми, чьи сердца еще бьются. Поэт описывает, на каких основаниях должна стоять жизнь человечества после войны: труд, творчество, мечта. В ней обязан появиться особый простор, великодушие, благородство. Без червоточины, двуличия, эгоизма. Много образов адресованы поэзии, песне как выражению души народа. Множество раз звучит призыв рассказать правду детям, грядущим поколениям. Эта рана всегда должна быть свежа, всегда отрезвляюща. «К звездам корабли»: особенно актуальная для 1960-х годов тема покорения человеком космоса. Однако и устремленность в будущее, технический прогресс не могут заслонить памяти о пережитом. Образ весны здесь относится не только к пробуждению природы, но и к надежде, которой живут после войны люди. «Убейте войну»: мощное, парадоксальное заклинание. Оно усилено также проклятием. Во имя памяти тех, кто «не придет никогда» — берегите мир. Эпитеты: трепетную, мерцающим, горькие. Повелительное наклонение, обращения ко всем и каждому.

Первая публикация лирико-публицистической поэмы «Реквием» Р. Рождественского состоялась на страницах журнала «Юность».

Поэзия

“… писал о том, во что верил” — сказал Рождественский в своем последнем интервью в 1993г. Так оно и было, главными составляющими его поэзии стали искренность и вера. Взгляды на жизнь могли меняться с возрастом, опытом, меняющейся политической обстановкой, но поэт не изменял себе, он писал именно свое видение ситуации, не стараясь получить одобрение или самоутверждение. В том же интервью, на вопрос о том,  хотел бы он отречься от “Реквиема” и “210 шагов”, Рождественский ответил, что писал искренне и ничего менять не стал бы.

За время учебы  поэт увлеченно и много писал. Это позволило ему по окончании института издать свой первый сборник стихов “Флаги весны” (1955г.). Затем последовали “Моя любовь” и “Испытание” (1956г.). Всего прижизненно у Рождественского было издано более 70 книг,а  после смерти в свет вышла книга “Последние стихи Роберта Рождественского”.

Тематика его стихов настолько разнообразна, насколько это возможно для талантливого человека, уверенного, что поэзия может и должна отображать жизнь во всех ее проявлениях, будь то, гражданская позиция, отношения между людьми, поиски смысла жизни, роль личности в обществе, чувство долга и др. Особое место в его творчестве занимала тема войны (“Реквием”, “Баллада о бессмертии”, “Если мы войну забудем”), ведь именно на то время пришлось его детство и он в полной мере ощутил все его тяготы.

Лирические произведения Роберта Рождественского наполнены представлением о любви, как сложном психологическом состоянии, где всегда находится место драме, а поиск любви неотделим от поиска смысла жизни (“Все начинается с любви”, “Будь, пожалуйста, послабее”).

Поэт не относил себя к диссидентам, но и ему пришлось испытать на себе гнев власти за произведения, не соответствующие генеральному курсу партии. Так, в 1963г. на встрече с интеллигенцией  Н.Хрущев подверг критике Р.Рождественского, после чего его перестали замечать. Но, в целом, за счет своей уверенной гражданской позиции в творчестве, патриотизма и высокой нравственности, поэт находился среди уважаемых руководством страны деятелей искусства.

Личная жизнь

Роберт Рождественский был женат на известной художнице и литературном критике Алле Киреевой, с которой прожил вместе свыше 40 лет. Они познакомились, еще будучи студентами Литинститута. Тогда Роберт не произвел большого впечатления на будущую жену, но запомнился ей своими добрыми и нежными глазами. Многие произведения великий поэт сочинял для нее и во имя нее, нежно называя супругу своей музой. Как вспоминала Алла Борисовна, Роберт часто произносил: «Что бы ни случилось, ты, пожалуйста, живи, счастливо живи всегда».

В 1957 году у пары родились старшая дочь Екатерина, переводчица, ныне популярный фотохудожник, чья серия снимков под названием «Частная коллекция» с участием звезд первой величины стала событием в культурной жизни страны. В 1970 году появилась на свет младшая дочка Екатерина, ставшая впоследствии журналисткой, специализирующейся в области кино и литературы.

В 1990 году Рождественскому был поставлен страшный диагноз — опухоль головного мозга. Но он воспринял это известие в ироничном тоне, написав стихотворение «Неотправленное письмо хирургу». Роберт перенес две сложнейшие операции во Франции, но даже после них врачи опасались давать какие-либо гарантии. По возвращении в Союз у поэта развился перитонит. Его буквально вытащили с того света. Ему советовали отдыхать, но Роберт Станиславович продолжал работать до последнего дня жизни. Он скончался от сердечного приступа 19 августа 1994 года, похоронен на Переделкинском кладбище.

Благодарю тебя

Произведение “Благодарю тебя” можно также отнести к любовной лирике. Большинство стихов данной тематике автор посвящал своей супруге – литературному критику Алле Киреевой.

В данном стихотворении лирический герой выражает благодарность своей возлюбленной, причем не только за приятные моменты, но и за горькие.

Также в произведении проскальзывает чувство тревожности и драматизма, которое как бы намекает о скором расставании влюбленных. Об этом могут свидетельствовать следующие строки:

«Благодарю тебя за то, что со мной была,Ещё за то, что не забудешься».

Обрыв нити

Так часто бывает в архивных поисках: история жизни героя начинает «разматываться», как клубок, с конца нити судьбы, с ее обрыва… Вот и семь лет назад благодаря поисковикам из «Мемориала» удалось найти место последнего приюта Станислава Петкевича – увы, Роберт Рождественский до конца жизни не знал, где похоронен его отец. Мемориал в латвийском поселке Слампе подтвердил информацию о времени гибели С. Петкевича, ибо данные об этом разнились: одни родственники считали, что погиб он в самом начале войны, другие – что пал смертью храбрых под Сталинградом. На самом же деле жизнь отца поэта оборвалась незадолго до окончания Великой Отечественной, 22 февраля 1945 года.

Что еще было известно о Станиславе Петкевиче? Весьма и весьма немного – поляк, работал в НКВД, с будущей супругой познакомился в Косихе. Дальше «вступали» подробные воспоминания матери поэта, присланные мне Ксенией Робертовной Рождественской: рассказы о первой встрече со Станиславом, о любви, о рождении сына… Но «докосихинская» биография С. Петкевича никак не вырисовывалась. Барнаульские Петкевичи считали, что семья Станислава, как и семья Веры, бежала в Сибирь из Петрограда от голода и Гражданской войны. Как жил Станислав до встречи с Верой, чем занимался? Информации об этом не было. Буквально до последнего времени.

Хотя и сейчас в судьбе нашего героя остается немало белых пятен, но многое благодаря последним находкам прояснилось. Начиная с имени: некоторые родные вспоминали, что звали отца поэта и Ксаверием, и Савелием. Как он стал Станиславом? На этот вопрос герой ответил сам в «Анкете специального назначения работника НКВД»: «Старое имя Савелий изменил в следствии того что не хорошее склонение». (Здесь и далее орфография и стилистика документов сохранены. – Прим. авт.) Рассказывая о его судьбе, будем и мы называть героя именем, выбранным им самим.

Станислав Никодимович Петкевич родился в многодетной польской семье 7 января 1906 года в Петербургской губернии, в Шлиссельбурге. О своих родителях наш герой сообщал в автобиографии: «Отец по происхождению сын кр-на бедняка, происходит из Виленской губ. Свентянского уезда, Лынтупской волости, деревня Щербишки. Мать тоже кр-ка батрачка, происходит из той же деревни. По национальности Поляки, никаких профессий не имеют, технически совершенно не грамотны. В гор. Шлиссельбург родители прибыли задолго до моего рождения и весь этот период до Мая м-ца 1918 года отец работал на пороховом и динамитном заводах в качестве чернорабочего, а последнее время работал на ситце-набивной фабрике в кочегарке тоже в качестве чернорабочего. Мать брала на дом стирку, была домашней хозяйкой».

В зените славы

В 1972 году он был удостоен премии Ленинского комсомола, а в 1978 году вступил в КПСС, несмотря на категорические возражения жены. В перестроечное лихолетье разочарованный в бездействии партии Роберт Станиславович положит партбилет на стол со словами:»Я больше не хочу быть членом партии Полозкова».

Роберт Рождественский, наряду с Б. Ахмадуллиной, Е. Евтушенко, А. Вознесенским, относился к когорте представителей «молодой поэзии» 1950-60 годов. Их стихи были проникнуты глубокой искренностью и гражданственностью, они отличались сочетанием определенной рационалистичности и высокой патетики. Роберт Станиславович писал на злобу дня, о том. что было актуально и о чем говорила вся страна. Он очень точно чувствовал время, что находило яркое выражение в его стихах и песнях. Круг тем, интересовавших поэта, был достаточно широк — от военной тематики и соцреализма до любовной лирики.

Социальная активность поэта была связана с попыткой донести до народа творческое наследие многих известных поэтов. Деятельность Роберта Станиславовича способствовала широкому знакомству общества с произведениями М. Цветаевой, О.Мандельштама, В. Высоцкого. К примеру, благодаря Рождественскому, был издан первый сборник произведений Владимира Семеновича под названием «Нерв».

Роберт Станиславович с воодушевлением принял перестроечные реформы. В 1986 году он вместе с А. Вознесенским открыто выступил с требованием начать процессы демократизации и отмены цензуры, а четыре года спустя призвал первого президента СССР осудить антисемитизм. Однако в конце перестройки поэт оказался в числе критиков политики М. Горбачева.

За того парня

Поэт знал о войне не понаслышке, его родители ушли на фронт, когда он был совсем мальчишкой, самому ему тоже пришлось увидеть и испытать на себе ужасы того времени.

Он был почти одних лет с теми воинами, которые отдали жизнь в борьбе с фашизмом, в связи с этим Рождественский испытывал повышенное чувство ответственности за мир на родной земле. За себя жизнь прожить можно, так как нравится, а жить на Земле «за себяи за того парня» как придется не получится.

Имя героя стиха неизвестно, но он отдал свою жизнь, чтобы смогли жить другие, по этому на мир стоит смотреть его глазами и если будет необходимость суметь повторить его подвиг.

Анализ стихотворения «Монолог женщины» Рождественского

В «Монологе женщины» Роберт Иванович Рождественский исследует женскую натуру, ее чаяния и бездны отчаяния.

Стихотворение датируется 1982 годом. В эту пору поэту исполнилось 50 лет, он давно получил читательское признание, регулярно издает сборники, соавтор множества популярных песен. В жанровом отношении – поэма, драма, исповедь. На эти стихи М. Таривердиев написал музыку. Лирическая героиня – женщина с неистребимой надеждой на «обычное счастье». Она дает в газету объявление о знакомстве. Приведен и сам текст объявления, такой будничный в своей простоте, типичный, в общем-то, но сколько страхов и беззащитного доверия в нем. Получив отклик, она торопится на встречу, приходит раньше незнакомца, которого в мыслях уже зовет «любимым». Мучительный внутренний монолог, как маятник, качается то в одну, то в другую сторону. Героиня досадует, раздражается, ощетинивается гордостью – и вместе с тем умоляет и плачет сердцем. То и дело ее мысли прерываются авторскими отступлениями (скажем, с третьего по пятое четверостишие, ода современной Женщине). Героиня пытается смягчить очередную неудачу иронией, сарказмом. Так легче, так даже почти не больно. Попутно она размышляет о тайнах мужской психологии. Выводы неутешительны: самодовольный пол, хотя, ну как назло, все кажутся красавцами. Впрочем, «потасканные тигры» к настоящей любви и не способны.

Она почти успокоила себя, однако «голос несчастья» все еще мечется над городом. Мужчина из «изнеженного льва» превращается в ее «повелителя», она представляет себя с ним наедине. Опомнившись, зарекается называть его «любимым», и сразу же, не замечая того, именно так и называет. «Одиночество смерти» гнетет ее озябшее в житейских бурях, внешне неунывающее, сердце. Свою нерастраченную нежность она обещает любому, кто хоть «немножечко полюбит». Вредные привычки не помеха, вредный характер тоже. Даже если гол как сокол – «приди же, любимый!» Пусть не навсегда, все равно станет лучшим воспоминанием, опорой. Затем град проклятий, пристрастных насмешек над медлящим «Ромео». И тут же: «Я буду ждать до самого конца!» В финале героиня поднимается до широкого обобщения, чувствуя связь с «незнакомыми сестрами», которые, вопреки всему, надеются и ждут. Возникает образ памятника Женщине, которая ждет счастья. Звенящая от слез, но почти оптимистическая нота «дождусь!» сменяется умоляющей просьбой: приди же! В строчках россыпь заклинающих рефренов, анафор (рядом с бронзой, не придется). Эпитеты: вселенской, взрывчатом, разжиревших. Метафора: печаль пью. Мимоходом затронуты темы войны, истории, города, семейных отношений. Водопад вопросов, восклицаний.

«Монолог женщины» Р. Рождественского стал основой для оперы М. Таривердиева «Ожидание».

Анализ поэмы «Реквием» Рождественского

Поэма «Реквием» Роберта Ивановича Рождественского – симфония общечеловеческого горя и памяти, стихи к оратории о Великой Отечественной войне.

Поэма создана в 1960 году. Ее автор – выпускник Литературного института, уже имеющий известность начинающий поэт. Тема войны – одна из главных в его поэзии. Для него она, как и для большинства людей того поколения, еще и очень личная. Ему было 9 лет, когда началась Великая Отечественная война. Его родители были призваны на фронт. Отец погиб в 1945 году. Как и почти все братья матери. По жанру – реквием, эпитафия, клятва. Рифмовка сложная, в том числе, тавтологическая. Текст расположен интонационной, смысловой лесенкой. Произведение состоит из 10 частей. Общеизвестно, что текст был написан по просьбе композитора Д. Кабалевского. В печати стихи впервые появились в журнале «Юность». Название – отсылка к католической заупокойной мессе. Первая часть открывается с прославления героев – и просто павших, градом повторов. Поэт призывает к скорби о миллионах погибших солдат, чтобы «живые» в беспамятстве не дошли до расчеловечивания. Строки заряжены самой высокой риторикой, патетикой, мощью, надрывом. В них раздается гром орудий и стук метронома. «Разве для смерти рождаются дети?» Родина одушевлена, для поэта именно она – мерило всех вещей, ее правда и есть истина в последней инстанции.

В третьей главе поэт называет цену Победы – кровь. Следующие главы достигают вершин эпоса. Неизвестный солдат из символа, монументального образа становится обычным пареньком, с мамой, которая ласково звала его по имени. Пятая часть поэмы – плач, песня матери, потерявшей сына, причитания в народном духе. В шестой – дерзкий вызов грядущему. После всех испытаний, считает поэт, люди имеют на это право. Седьмая часть – песня победы, и клятва впредь хранить, а не разрушать мир. Мотив весны, созидания, надежды. Мир как будто рождается заново. Восьмая глава элегична – голоса мертвых, тоскующих по земле, ее солнцу, ветру, золотым хлебам в поле. В девятой автор философски размышляет о себе, о том, что жизнь и смерть не должны быть бессмысленными. В финале – бескомпромиссное требование помнить. И жить достойно. Лексика от возвышенной до фольклорной («красное солнце», горюшко»), интонация от торжественной до лирической. Синтез жанров. Тема войны в творчестве невоевавших поэтов. В ней слышны голоса и живых, и павших. Стихи афористичны. Поэтизация долга, связи поколений. Россыпь так называемых звуковых глаголов, часто связанных с криком. Град чеканных восклицаний и вопросов. Экспрессивные рефрены («навстречу раскатам»), риторические обращения. Эпитеты: ясной жизни, печальная медь, войны безрадостной (еще и инверсия), есть и эпитет с градацией «багровый» (он же входит в состав метафор). Перечисления, контрасты, многосоюзие, умолчания, анафоры. Метафоры: небо оглохнет, время движется над ними. Гиперболы: крикнут люди земного шара, убейте войну.

«Реквием» Р. Рождественского – героико-лирическое произведение о войне, положенное на музыку Д. Кабалевским.

Позвони мне

“Позвони мне” литературоведы часто относят к песенной поэзии, многие поклонники творчества Рождественского знают стихотворение как песню в исполнении Жанны Рождественской из киноленты «Карнавал».

В стихотворении очень сильна разговорная интонация и романтическая патетика. Также автор активно использует прием контрастного изображения, гиперболу, что делает схожим стихотворение с русскими народными, лирическим и историческими песнями.

Для раскрытия темы и образа произведения поэт применяет тавтологическую рифму:

«Позвони мне, позвони,Позвони мне, ради бога».

Семейное счастье

Роберт Иванович, по выражению его дочери, относился к однолюбам, такой же была и его жена Алла Киреева (1933-2015гг.). Они познакомились еще будучи студентами. Алла была его однокурсницей и обучалась на литературного критика. Поженились через два года после знакомства и сумели сохранить свои чувства на протяжении более 40 лет. Именно своей жене Рождественский посвящал самые прекрасные стихи и песни о любви (“Мы совпали с тобой…”, “Ноктюрн”).

Если жена была любимой женщиной, то две дочери  Екатерина (1957г.р.) и Ксения (1970 г.р.) были обожаемыми.  Для них в любой из поездок в первую очередь покупались подарки, им с детства читались новые стихи и даже  позволялось высказывать свое мнение.

Дочери Рождественского, выросшие в творческой атмосфере выбрали себе соответствующие профессии. Екатерина занималась переводами художественной литературы, стала известным фотографом. Особенно известен ее проект “Частная коллекция” в журнале “Караван историй”.  Ксения получила профессию журналиста, сотрудничала с ведущими изданиями (“Ведомости”, “Известия”).

Еще довелось Рождественскому увидеть и внуков Алексея (1986г.р) и Дмитрия (1989г.р), а третий внук Данила (2001 г.р) родился уже после его смерти. Именно рождение первого внука вдохновило поэта на написание детских стихов “Алешкины мысли”.

Семейная жизнь

Свою будущую жену Рождественский заметил еще на 1 курсе института. Ее имя – Алла Киреева

Роберт Иванович обратил внимание на девушку, когда ее ругали за курение в учебном заведении

Многие девушки были влюблены в Рождественского. Несмотря на это на Аллу он не произвел сильного впечатления, хотя ей сразу понравились его выразительные глаза. Она около года тесно общалась со студентом института Леонидом и ни разу не появлялась в компании Роберта. Для всех стала неожиданностью свадьба Аллы и Роберта. Она состоялась в 1953 г.

После окончания учебы Алла стала литературным критиком. В 1957 г. у супругов появилась дочь. Её назвали Екатерина. А в 1970 г. родилась вторая дочь Роберта Рождественского – Ксения.

Теперь Екатерина переводит тексты на русский язык и изучает искусство фотографии, а Ксения – журналист, она специализируется на кино и литературе. Девушка использует псевдоним, потому что боится опозорить фамилию плохим качеством текста, хотя многим нравится творчество девушки.

После того, как поэт стал популярен, у него появилось большое количество поклонниц. Ходили слухи его романах, но родственники и друзья пары заявляют, что Роберт Иванович ни разу не изменял жене. Он только Алле писал стихотворения о любви, ставшие текстами популярных в СССР и в государствах, образовавшихся после его распада, песен. Супруги провели вместе 41 год.

Биография Рождественского по годам

  • Роберт Иванович Рождественский родился 20 июня 1932 года в селе Косиха Алтайского края.
  • Отец поэта, Станислав Никодимович Петкевич, работал в ОГПУ-НКВД. Развелся с матерью Роберта, когда ему было пять лет. Погиб на фронте в 1941 году.
  • Мать Рождественского, Вера Павловна, до войны была директором сельской начальной школы, одновременно училась в медицинском институте. С началом войны была призвана на фронт.
  • 1941 год – с уходом матери на войну Роберт остается с бабушкой. Бабушка вскоре умирает, и Вера Павловна решает забрать будущего поэта к себе, оформив его как сына полка. Однако по дороге, в Москве, изменяет свое решение, и Роберт попадает в Даниловский детский приемник.
  • 1943 год – учеба в военно-музыкальной школе.
  • 1944 год – Вера Павловна выходит замуж за однополчанина, офицера Ивана Ивановича Рождественского. Роберт получает фамилию и отчество отчима. Родители забирают его в Вену, где оба служат.
  • После Победы Рождественские переезжают в Ленинград.
  • 1948 год – переезд в Петрозаводск.
  • 1950 год – в журнале «На рубеже» (Петрозаводск) появляются первые публикации стихов Роберта Рождественского.
  • Этот же год – Рождественский пробует поступить в Московский литературный институт имени М. Горького, но неудачно. Год учится на историко-филологическом отделении Петрозаводского государственного университета.
  • 1951 год – со второй попытки поэту удается поступить в Литинститут, он переезжает в Москву.
  • 1955 год – в Карелии издается книга молодого поэта «Флаги весны». Год спустя здесь же выходит поэма «Моя любовь».
  • 1956 год – окончание Литинститута.
  • 1965 год – в Москве выходит сборник Роберта Рождественского «Радиус действия». Через год – сборник «Сын Веры».
  • Поэт входит в группу шестидесятников, очень любимых читателями. Евтушенко, Вознесенский, Ахмадуллина, Окуджава и Рождественский собирают стадионы, чтобы читать свои стихи.
  • 1970 год – поэт Роберт Рождественский получает премию Московского комсомола.
  • 1971 год – издается книга «Радар сердца», сборник путевых очерков «И не кончается земля».
  • 1972 год – Рождественскому присуждается премия Ленинского комсомола.
  • 1973 год – выходит юбилейный сборник «За двадцать лет».
  • 1977 год – опубликована книга «Голос народа».
  • 1979 год – Роберт Рождественский удостоен Государственной премии.
  • В 1970‑е годы Рождественский работает в соавторстве с композиторами Александрой Пахмутовой и Михаилом Таривердиевым. В этих творческих союзах рождаются песни «Мгновения», «Песня о далекой Родине», «Позвони мне, позвони», «Погоня», «За того парня», «Эхо любви» и другие.
  • 1980 год – издается сборник «Семидесятые».
  • 1982 год – в Карелии выходит книга поэта «Двести десять шагов» и сборник стихов «Выбор».
  • 1988 год – Рождественский выпускает очередной сборник своих стихов «Возраст».
  • 1991 год – опубликованы сборники «Бессонница», «Алешкины мысли» (стихи для детей, посвященные внуку).
  • 1992 год – издан сборник «Пересечение».
  • 1993 год – Роберт Иванович вместе с единомышленниками подписывает «письмо 42‑х», адресованное Борису Ельцину. Авторы письма требуют запретить коммунистические и националистические партии, оппозиционные демократическому курсу.
  • 19 августа 1994 года – Роберт Петрович Рождественский умирает в Москве. Похоронен в Переделкино.
  • Этот же год – в Москве выходит сборник «Последние стихи Роберта Рождественского».
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector