Недооценённая чукотка. что нужно знать о самом нелюбимом туристами регионе?

Чукотка: самое восточное материковое поселение

На мысе Дежнёва – самой восточной континентальной точке России и Евразии – находится поселок Уэлен. В нем всего три улицы, но по площади он гораздо больше, чем самый западный американский поселок: Уэйлс поместится там 23 раза. И в нем в 4 раза больше жителей – около 620 человек.

Поселок ютится на узкой косе (ширина от 300 до 50 м), которая на востоке упирается в крутой берег мыса.

С нулевых Уэлен сильно изменился, стал ярким и насколько возможно современным. Еще при губернаторе Абрамовиче здесь построили первые канадские коттеджи на сваях. Хотя в 2008-м журнал «Русский репортер» над ними посмеялся: «Выглядят они намного привлекательней советских построек, но уэленцы их не жалуют: коттеджи с чукотским климатом не дружат – при сильном ветре они начинают подрагивать, создавая у тех, кто внутри, ощущение, что их поселили в мчащийся поезд».

Однако в соцсетях пишут, что коттеджи прекрасные, теплые и уютные. Похожие строятся в Уэлене и сейчас, в частности, в 2016-м было сдан 27-квартирный дом на центральной улице Ленина.

Местный детский сад приятен глазу, как и школа в Уэйлсе, и так же хорошо обустроен внутри.

В поселке, конечно, остается еще много ветхих домов, но их постепенно заменяют новыми или ремонтируют. В 2016-м, например, открыли новое здание врачебной амбулатории вместо запущенной участковой больницы 40-летней давности.

Впрочем, поддерживать фасады в первозданном виде здесь не позволяет погода, тем более что Уэлен стоит на семи ветрах.

Мобильная связь и интернет здесь есть с 2011 года, но, похоже, доступны не всем и не всегда. Чукотский путешественник Евгений Басов, который побывал в Уэлене в 2015-м, пишет, что у одних операторов телефоны ловят, у других нет.

Об интернете тоже отзываются по-разному. Одни пишут, что его вообще нет. Другие – что есть, но «очень медленный и с платным трафиком, поэтому народ особо не пользуется». Третьи возмущенно опровергают первых двух – якобы «интернет отличный».

Почти все необходимое, от еды и шампуня до мебели и техники, завозится в Уэлен на сухогрузах в короткий период навигации. При этом причала нет – разгрузка и торговля осуществляется прямо с баржи.

В 2017-м в Уэлене заново укрепили берег, так как старое штормовое укрепление разрушилось. Из-за этого однажды осенью, перед окончанием навигации, сухогруз с запасами продуктов и товаров на зиму так и не смог подойти к берегу и ушел в Лаврентия (административный центр Чукотского района в 100 км к югу). Продукты первой необходимости доставлялись в Уэлен вездеходами по зимнику.

В одном из уэленских магазинов в 2017 году

Цены на продукты здесь в 2-3 раза выше московских. На снимке видно, что литр сока «Любимый» стоит 150 рублей, банка консервированных помидоров – 450 рублей. Свежести (как здесь называют овощи, фрукты и зелень), а также молочные продукты стоят еще дороже: во-первых, сложность и редкость доставки, а во-вторых, недолгий срок хранения.

В Уэлене живут рыболовством и морской охотой. Журналисты пишут, что вместо салата оливье здесь едят на Новый год такие «деликатесы», как «тушеные кишки нерпы, нафаршированное вымя моржихи, китовое сало».

Кстати, тем, кто верит в увещевания Росстата, что на Чукотке самые высокие зарплаты, стоит ознакомиться с этими цифрами, найденными на сайте администрации Чукотского района:

  • в 2015 году зарплата работников морзверобойного промысла составляла 7-13 тысяч рублей в месяц;

  • в 2017-м их средняя зарплата «достигла» 27 тысяч рублей.

Мастера знаменитой Уэленской косторезной мастерской награждены грамотами

Большим подарком для поселка стала в 2017 году опреснительная станция, которая, наконец, разрешила многолетнюю критическую ситуацию с водой. Жители умывались соленой морской водой, пили соленый чай и ели соленый хлеб, а также заливали морскую воду в систему теплоснабжения, из-за чего трубы быстро портились и протекали. Теперь производительности станции хватает на котельную, а в суровые морозы и непогоду, когда доставка воды на машине из пресного ручья невозможна, у жителей останется доступ к питьевой воде.

Глава Чукотского района Лариса Юрочко на опреснительной станции

Чукотка: остров с видом на Америку

В отличие от своего младшего американского собрата, российский остров Ратманова необитаем. Когда-то здесь было два эскимосских поселка, но еще до Второй мировой большинство их жителей самостоятельно переселились на американский остров. А оставшихся 30 человек советское правительство принудительно переправило на материковую часть Чукотки в начале холодной войны, чтобы не допустить пограничных контактов.

Сейчас на острове Ратманова находится только погранзастава ФСБ, где служит дюжина человек. Обычных туристов, даже российских, сюда не пускают, а прочим визитерам требуются разрешение и военный эскорт. Продукты и топливо сюда доставляют военные моряки и вертолетчики.

На вершине скалы – наблюдательный пункт с радиолокатором, внизу – бараки пограничников

В репортаже «Вестей» 2005 года (журналистка и оператор были доставлены на остров на в сопровождении целой армейской бригады) сообщалось, что там нет ни радио, ни телевизора.

Зато тогда же сюда привезли священников, под чьим руководством солдаты установили в самой высокой точке огромный деревянный крест. Ведущая рассказывала, как это символично, хотя, на взгляд со стороны, куда более символично, что Россия начинается с принудительно выселенного и закрытого острова.

Спустя три года, в 2008-м, журналисты доложили, что у пограничников появились компьютеры и видеоигры вроде «Сталкера». А вот спортзал и теннисный стол пришлось сделать своими руками. Про радио, ТВ и интернет так и не упоминалось.

Обитатели заставы

Внешность

Чукчи относятся к смешанному типу, который в общем является монголоидным, но с отличиями. Разрез глаз чаще горизонтальный, чем косой, лицо бронзового оттенка, скулы несильно широкие. Встречаются среди чукчей мужчины с густой растительностью на лице и почти курчавыми волосами. Среди женщин чаще встречается монгольский тип внешности, с широким носом и скулами.

Женщины собирают волосы в две косы по обеим сторонам головы и украшают их пуговицами или бусами. Замужние женщины иногда выпускают на лоб передние пряди. Мужчины часто очень гладко стригут волосы, спереди оставляют широкую бахрому, на темени оставляют два пучка волос в виде ушей зверя.

Одежда чукчей шьется из меха подросшего осеннего теленка (детеныша оленей). В повседневной жизни одежда взрослого чукчи состоит из следующих элементов:

  1. двойная меховая рубаха
  2. двойные меховые штаны
  3. короткие меховые чулки
  4. меховые невысокие сапоги
  5. двойная шапка в виде женского капора

Зимняя одежда чукотского мужчины состоит из кафтана, который отличается хорошей практичностью. Меховая рубаха еще называется ирын, или кукашка. Она очень широкая, с просторными в области плеча рукавами, сужающимися в районе кистей. Такой покрой позволяет чукче выдергивать руки из рукавов и складывать их на груди, принимать удобное положение тела. Пастухи, спящие у стада в зимнее время, прячутся в рубаху с головой и закрывают отверстие воротника шапкой. Но такая рубаха не длинная, а до колен. Более длинные кукашки носят только старики. Воротник рубахи вырезан низко и обшит кожей, внутрь опущен шнурок. Снизу кукашка опушена тонкой линией собачьего меха, который молодые чукчи заменяют мехом росомахи или выдры. В качестве украшений на спину и рукава рубахи пришиты пенакалгыны — длинные кисти, окрашенные в пунцовый цвет, сделанные из кусочков шкурок молодых тюленей. Такое украшение более свойственно для женских рубах.

Женская одежда также своеобразна, но отличается нерациональностью и состоит из цельных сшитых двойных штанов с низко вырезанным корсажем, который стягивается в области талии. У корсажа в области груди имеется разрез, рукава очень широкие. Во время работы, женщины высвобождают руки из корсажа и работают на морозе с голыми руками или плечами. Старые женщины надевают на шею шаль или полоску оленьей шкуры.

Летом в качестве верхней одежды женщины носят балахоны, сшитые из оленьей замши или покупных материй пестрого цвета, и камлейку их шерсти оленя с тонким мехом, расшитую различными обрядовыми нашивками.

Шапка чукчи шьется из меха пыжика и теленка, лап росомахи, собаки и выдры. Зимой, если предстоит идти в дорогу, поверх шапки надевают очень большой капюшон, сшитый в основном из меха волка. Причем кожа для него берется вместе с головой и оттопыренными ушами, которые украшают красными лентами. Такие капюшоны носят в основном женщины и старики. Молодые пастухи надевают даже вместо обычной шапки головной убор, прикрывающий только лоб и уши. Мужчины и женщины носят рукавицы, которые шьют из камуса.

Вся внутренняя одежда надевается на тело мехом внутрь, верхняя одежа — мехом наружу. Таким образом, оба типа одежды плотно прилегают друг к другу и образуют непроницаемую защиту от мороза. Одежда из оленьей шкуры мягкая и не вызывает особого дискомфорта, носить ее можно без белья. Нарядная одежда оленных чукчей белого цвета, у приморских чукчей она темно-коричневого оттенка с белыми редкими пятнами. Традиционно одежда украшена нашивками. Оригинальные узоры на одежде чукчей имеют эскимосское происхождение.

В качестве украшений чукчи носят подвязки, ожерелья в виде ремешков с бусами и повязки. Большинство из них имеет религиозное значение. Есть и настоящие украшения из металла, различные серьги и браслеты.

Грудных детей одевали в мешки из оленьей кожи, с глухими разветвлениями для ног и рук. Вместо пеленок раньше использовали мох с оленьей шерстью, который служил памперсом. К отверстию мешка пристегнут клапан, из которого ежедневно вынимали такую пеленку и меняли на чистую.

Последние статьи

  •   Для чего итальянцы в XVII веке придумали «винные окна», и Как чумная традиция возродилась в наши дни сегодня, 15:40
  •   Анонимные «письма счастья»: Кто и зачем их пишет, о чём они и где их можно обнаружить сегодня, 13:55
  •   Портрет Елизаветы II в самоизоляции, богиня-мать и волшебные миры: Магический реализм Мириам Эскофет сегодня, 11:47
  •   Почему звезда фильма «Экипаж» ушла из профессии: Встречи и расставания Ирины Акуловой сегодня, 11:02
  •   5 голливудских актеров, которые стали прообразами персонажей мультфильмов Диснея сегодня, 09:32
  •   9 оптимистичных фильмов о потере памяти, которые дарят надежду 18.08.2020, 21:57
  •   Чем запомнились 5 знаменитых советских стэндаперов времён, когда и слова такого не знали 18.08.2020, 21:32
  •   Как сегодня живёт знаменитая голландская деревня, в которой жители поголовно страдают деменцией 18.08.2020, 18:53
  •   Чем русские удивляли иностранцев в Лондоне и Париже 150 лет назад 18.08.2020, 17:22
  •   9 российских знаменитостей, которые оказались плохими бизнесменами: Михаил Галустян, Ольга Бузова и др 18.08.2020, 14:43

Все статьи

Культура и религия чукчей

По своим верованиям чукчи — анимисты; они персонифицируют и обоготворяют отдельные области и явления природы (хозяева леса, воды, огня, солнца, оленей), многих животных (медведя, ворону), звезды, солнце и луну, верят в сонмы злых духов, причиняющих все земные бедствия, включая болезни и смерть, имеют целый ряд регулярных праздников (осенний праздник убоя оленей, весенний — рогов, зимнее жертвоприношение звезде Алтаир) и множество не регулярных (кормление огня, жертвоприношения после каждой охоты, поминки покойников, обетные служения).

Фольклор и мифология чукчей очень богаты и имеют много общего с таковыми американских народов и палеоазиатов. Язык чукчи очень богат как словами, так и формами; в нем довольно строго проведена гармония звуков. Фонетика очень трудна для европейского уха.

Главные психические черты чукчей — чрезвычайно легкая возбудимость, доходящая до исступления, склонность к убийствам и самоубийствам при малейшем поводе, любовь к независимости, настойчивость в борьбе; наряду с этим чукчи гостеприимны, обычно добродушны и охотно приходят на помощь своим соседям, даже русским, во время голодовок. Чукчи, особенно приморские, прославились своими скульптурными и резными изображениями из мамонтовой кости, поражающими своей верностью природе и смелостью поз и штрихов и напоминающими замечательные костяные изображения палеолитического периода. Традиционные музыкальные инструменты — варган (хомус), бубен (ярар). Кроме ритуальных танцев были распространены также импровизированные развлекательные танцы-пантомимы.

Обвинения туристов: далеко и дорого!

Истцы — блогер-путешественник Илья Ковякин, летом снимавший фильм о Чукотке, и Алексей Лапик, консультант компании VISAGIO, побывавший на Чукотке этой весной. 

Главный тормозящий фактор для туристов — стоимость авиаперелетов, да и в принципе жизни на Чукотке. Билеты Москва — Анадырь в летний период в среднем обходятся в 60 тыс. рублей туда-обратно. 

— Ночь в обычной гостинице Анадыря стоит около 8 тыс. рублей за стандартный номер. Зимой доставка продуктов затруднена из-за навигационных особенностей, поэтому цены на продукты выше, чем в Москве: две бутылки воды и пачка печенья обошлись мне в 700 рублей. Больше всего заметна разница в цене на свежие овощи и фрукты: килограмм лимонов стоит 300–500 рублей, — говорит Алексей. 

— В Анадыре есть два кафе, которые работают не каждый день, и один пафосный ресторан, в котором обед стоит от 3000 рублей, — добавляет Илья. 

Сам Анадырь — это очень маленький город на 14 000 жителей, и объектов для осмотра в городе и окрестностях почти нет. Лететь 8 часов из Москвы, чтобы побродить вокруг Анадыря, — не имеет никакого смысла. Надо ехать в тундру, что сделать очень непросто. 

— Я был в двух крупных (по меркам региона) городах: Анадырь и Эгвикинот. Между ними нет автомобильного сообщения, а перемещаться можно только на самолёте. Местные жители рассказывали, что иногда быстрее лететь с пересадкой в Москве, чем ждать транспорта из одного города в другой. Сообщение развито очень слабо, во многие места добраться можно только зимой на грузовиках, — рассказывает Алексей. 

Ещё один бич туризма на Чукотке — это пограничный режим. 

— Нельзя просто так собраться и приехать на Чукотку. Необходимо приглашение от принимающей стороны и разрешение ФСБ на посещение. Нарушение этих правил грозит штрафом для гражданина России и депортацией для иностранца. Кроме того, чтобы ехать дальше, например на сплав по чукотским рекам, необходимо подготовить кучу бумаг для той же пограничной службы. Иначе просто не выпустят, — жалуется Илья.

Супругу дарят другу

— Раз уж мы затронули такую деликатную тему, у чукчей есть гомосексуалисты?

— Условий для возникновения гомосексуализма у них мало. Девушка и замужняя женщина легко заводит себе любовника или дополнительного мужа. Который, к слову, может являться добрым другом основного супруга. Бывает так, что два мужчины договариваются: это лето ты проведешь с моей женой, а я — с твоей. На время рыбалки или охоты. А к зиме снова поменяемся. Такой обычай называется «нгэвтумгын»: буквальный перевод — «товарищество по жене». А человека, который состоит в таких отношениях, называют «нгэвтумгыт». Раньше существовал некий ритуал для таких случаев, сейчас и этого не стало. По их морали ревность — это гнусное чувство, недостойное собственничество. Не уступить жену — это даже хуже, чем долг не отдать.

— Зная это, с трудом верится, что чукчи практикуют инцест. В том самом тексте описывается ситуация, когда взрослый чукча забирает из интерната дочь: «Зачем ей учиться? У меня жена умерла…»    

— Я слышал только про один случай инцеста, но мне об этом рассказывали с возмущением — вот, мол, какой мерзавец. При этом у нас, в современном обществе, допустимо расписаться с троюродной и даже двоюродной сестрой, хотя церковь и не одобряет. У чукчей же нет — на троюродной можно жениться только по определенной линии, есть серьезные нюансы. Один знакомый чукотский парень даже стал спиваться, когда ему такой брак не позволили — очень любил девушку. Вот, я знаю, в Венесуэле, в районе города Аякучо, индеец из племени Яномамо проживал со своей матерью, которая была старше его на 15 лет. И то это там не приветствовалось. Что касается северных народов, думаю, это неправда. Скажем, на Таймыре живут нганасаны. Их всего полторы тысячи человек, и найти пару проблема. Но межродственные связи — жесткое табу.

— Согласно вышеупомянутому тексту, до русских чукчи мылись максимум раз в год в горячих источниках. Когда они под влиянием русских стали мыться регулярно, кожа их якобы стала покрываться кровавыми трещинками. Далее цитата: «Пот у чукчей — это не вода, а капельки жира. Они спасают от ветра». Также автор упоминает про сильный запах от чукчей.

— Во-первых, и чукчи, и народы этого региона — эвены, якуты, нанайцы, удэгейцы и так далее — все они сейчас моются. И бани в поселках имеются. Хоть и не очень часто: раз в две недели — раз в месяц. А во-вторых, в отличие от нас они не воняют. У них пот не имеет резкого неприятного запаха. В дезодорантах у северных народов нет нужды. Интересно, что это еще как-то связано и с ушной серой — она у них другая. У нас липкая, а у них сухая — высыпается мелким порошком из ушей. А про капельки жира — это, конечно, вздор.

Физико-географическая характеристика

Основная статья: Физическая география Чукотского автономного округа

Вид с самолёта

География

Чукотский автономный округ расположен на крайнем северо-востоке России. Занимает весь Чукотский полуостров, часть материка и ряд островов (Врангеля, Геральд, Айон, Ратманова и др).

Омывается Восточно-Сибирским и Чукотским морями Северного Ледовитого океана и Беринговым морем Тихого океана.

На территории округа находятся крайние точки России: восточная точка — остров Ратманова, восточная континентальная точка — мыс Дежнёва. Здесь расположены: самый северный город России — Певек и самый восточный — Анадырь, а также самое восточное постоянное поселение — Уэлен.

Округ находится в часовой зоне Камчатское время. Смещение Всемирного координированного времени UTC относительно составляет +12:00 (UTC+12). Разница с Московским временем — 9 часов.

Климат

Большая часть территории округа расположена за Северным полярным кругом. Поэтому климат здесь суровый, субарктический, на побережьях — морской, во внутренних районах — континентальный. Продолжительность зимы до 10 месяцев.

Средняя температура января — от −15 °C до −39 °C, июля — от +5 °C до +10 °C. Абсолютный минимум зарегистрирован — −61 °С, абсолютный максимум — +34 °С. Осадков 200—500 мм в год.

На Чукотке было зарегистрировано множество климатических рекордов: минимум часов солнечного сияния, наименьший для этих широт радиационный баланс, максимум среднегодовой скорости ветра и повторяемости ураганов и штормов в России (мыс Наварин).

Вегетационный период в южной части округа — 80—100 дней. Повсеместно распространена вечная мерзлота.

Рельеф

На Чукотке преобладает горный рельеф, и только в приморской части, а также по долинам рек находятся небольшие территории, занятые низменностями, крупнейшая из которых — Анадырская.

Континентальная часть имеет чётко выраженный уклон на севере — к Северному Ледовитому океану, на востоке — к Тихому океану.

Горный пейзаж представлен в центральной части средневысотными Анадырским плоскогорьем и Анюйским нагорьем, над которыми возвышаются горные хребты высотой от 1 км, а также Чукотским нагорьем на востоке.

Высшая точка — безымянная гора (Чантальский хр.) — 1887 м.

Гидрология

Территория Чукотки богата водными ресурсами. Здесь протекают свыше 8000 рек длиной более 10 км, бо́льшая часть которых относится к горным. Питание рек преимущественно снеговое и дождевое, для них характерен длительный ледостав (7—8 мес), высокие и бурные паводки, неравномерность стока. Русла многих рек промерзают до дна при повсеместном образовании наледей. Вскрытие рек сопровождаются заторами из-за более позднего освобождения рек ото льда в нижнем течении. Особенностью равнинных рек региона является постоянная изменчивость их русла (блуждаемость) из-за протаивания ископаемых льдов и последующего за этим оседании почвы. Почти все реки, впадающие в океан, подвержены влиянию морских приливов, как следствие наблюдается существенный подъём уровня вод в низовьях и их противотечение.

Основные реки: Анадырь (с притоками Майн, Белая, Танюрер), Омолон, Великая, Амгуэма, Большой и Малый Анюи.

Большинство озёр имеет термокарстовое происхождение, лишь немногие находятся в горной части округа. Прибрежные озёра Ледовитого океана имеют лагунное происхождение, вследствие чего вода в них является солёной. Большинство озёр являются проточными, при этом низинные нередко зарастают и превращаются в трясины.

Крупнейшие озёра — Красное, Майниц, Пекульнейское, а также уникальное озеро Эльгыгытгын, изучение которого позволит понять, каким был климат на Земле тысячелетия назад.

Всего открыто 44 месторождения подземных вод, из них 19 используются по хозяйственному назначению.

На территории Чукотки расположено 18 термоминеральных источников, крупнейшие из которых — Мечигменские, Лоринские, Чаплинские, Сенявинские.

Природные ресурсы

Имеются значительные запасы полезных ископаемых: нефти, природного газа, угля, золота, олова, вольфрама, ртути, меди, урана. Наиболее известные месторождения: рудного золота — Купол, Майское, Каральвеемское, Двойное, Кекура, Валунистое; россыпного золота — Ичувеем, Рывеем, Пильхинкууль; рудного олова — Пыркакайские штокверки, Иультинское, Валькумейское; вольфрама — Иультинское; угля — Анадырское буроугольное, каменноугольное Бухты Угольной, Дальнее; меди — Песчанка; ртути — Тамватнейское, Западно-Палянское. В морских отложениях прибрежной части Восточной Чукотки выявлены единичные зёрна алмазов.

Заповедник Остров Врангеля.

Язык, письменность и литература

Основная статья: Чукотская письменность

По происхождению чукотский язык относится к чукотско-камчатской группе палеоазиатских языков. Его ближайшие родственники: корякский, керекский (исчезнувший в конце XX в.), алюторский, ительменский и др. Типологически относится к инкорпорирующим языкам (слово-морфема приобретает конкретный смысл только в зависимости от места в предложении, при этом может существенно деформироваться в зависимости от сопряжения с другими членами предложения).

В 1930-х годах чукотский пастух Теневиль создал для чукотского языка оригинальную идеографическую письменность (образцы хранятся в Кунсткамере — Музее антропологии и этнографии АН СССР), которая, однако, так и не вошла в широкое употребление. С 1930-х годов чукчи пользуются алфавитом на основе кириллицы с добавлением нескольких букв. Чукотская литература создаётся, в основном, на русском языке (Ю. С. Рытхэу и др.).

Примечания

  1. ↑ . Дата обращения 25 июля 2018.
  2. Леонтьев В. В., Новикова К. А. Топонимический словарь Северо-Востока СССР / науч. ред. Г. А. Меновщиков; ДВО АН СССР. Сев.-Вост. комплекс. НИИ. Лаб. археологии, истории и этнографии. — Магадан: Магад. кн. изд-во, 1989. — С. 422. — 456 с. — 15 000 экз. — ISBN 5-7581-0044-7.
  3. Там же, стр. 284
  4. Измерением по карте google
  5. Ополовникова Е.А. Русские крепости в Сибирском Заполярье. // Памятники быта и хозяйственное освоение Сибири (сборник). — Новосибирск, 1989. — С. 64. — 192 с. — ISBN 5-02-029059-9.
  6. Леонтьев В. В., Новикова К. А. Топонимический словарь Северо-Востока СССР / науч. ред. Г. А. Меновщиков; ДВО АН СССР. Сев.-Вост. комплекс. НИИ. Лаб. археологии, истории и этнографии. — Магадан: Магад. кн. изд-во, 1989. — С. 294-295. — 456 с. — 15 000 экз. — ISBN 5-7581-0044-7.
  7. . Дата обращения 25 ноября 2014.
  8. . Дата обращения 29 марта 2015.
  9. . Дата обращения 31 мая 2014.
  10. . Дата обращения 16 ноября 2013.
  11. . Дата обращения 2 августа 2014.
  12. . Дата обращения 6 августа 2015.
  13. (31 июля 2017). Дата обращения 31 июля 2017.

Население

Численность населения округа, по данным Росстата, составляет 49 348 чел. (2018). Плотность населения — 0,07 чел./км2 (2018). Городское население — 70,51 % (2018).

Урбанизация

Всё и городское население (его доля) по данным всесоюзных и всероссийских переписей:

Национальный состав

Согласно переписям населения , , , , и , национальный состав населения округа был следующим:

Народ 2010
Русские 5183 (24,08 %) 28 318 (60,65 %) 70 500 (69,7 %) 96 400 (68,9 %) 108 297 (66,06 %) 27 918 (51,87 %) 25 068 (49,61 %)
Чукчи 12 111 (56,27 %) 9975 (21,36 %) 11 000 (10,9 %) 11 300 (8,1 %) 11 914 (7,27 %) 12 622 (23,45 %) 12 772 (25,28 %)
Украинцы 571 (2,65 %) 3543 (7,6 %) 10 400 (10,3 %) 20 100 (14,4 %) 27 600 (16,84 %) 4960 (9,22 %) 2869 (5,68 %)
Эскимосы 1064 (2,28 %) 1100 (1,1 %) 1300 (0,9 %) 1452 (0,88 %) 1534 (2,85 %) 1529 (3,03 %)
Эвены 817 (3,80 %) 820 (1,76 %) 100 (1,0 %) 1000 (0,7 %) 1336 (0,81 %) 1407 (2,61 %) 1392 (2,76 %)
Чуванцы 944 (0,58 %) 951 (1,77 %) 897 (1,78 %)
Белорусы 60 (0,28 %) 578 (1,24 %) 1700 (1,6 %) 2 400 (1,7 %) 3045 (1,86 %) 517 (0,96 %) 364 (0,72 %)
Татары 48 (0,22 %) 504 (1,08 %) 1600 (1,6 %) 2000 (1,4 %) 2272 (1,39 %) 534 (0,99 %) 451 (0,89 %)

История

Основная статья: История Чукотского автономного округа

Чукотский национальный округ был образован постановлением ВЦИК от 10 декабря 1930 года «Об организации национальных объединений в районах расселения малых народностей Севера» в составе Дальневосточного края. Включал следующие районы: Анадырский (центр — Ново-Мариинск, он же Анадырь), Восточной тундры (центр — Островное), Западной тундры (центр — Нижнеколымск), Марковский (центр — Марково), Чаунский (центр в районе Чаунской губы) и Чукотский (центр в Чукотской культбазе — губа святого Лаврентия), переданные:

а) из Дальне-восточного края Анадырский и Чукотский районы полностью;

б) из Якутской АССР территорию Восточной тундры с границей по правому берегу реки Алазеи и Западной тундры, районы среднего и нижнего течения реки Омолона.

При районировании края в октябре-ноябре 1932 года оставлен «в прежних границах как самостоятельный национальный округ, непосредственно подчинённый краю».

22 июля 1934 года ВЦИК постановил включить в состав Камчатской области Чукотский и Корякский национальные округа, однако такое подчинение носило достаточно формальный характер, поскольку с 1939—1940 годов территория округа находилась в ведении «Дальстроя», осуществлявшего в полной мере административное и хозяйственное управление на подчинённых ему территориях.

С 28 мая 1951 года решением Президиума ВС СССР округ был выделен в непосредственное подчинение Хабаровскому краю.

С 3 декабря 1953 года находился в составе Магаданской области.

В 1980 году после принятия закона РСФСР «Об автономных округах РСФСР» с соответствии с Конституцией СССР 1977 года Чукотский национальный округ стал автономным.

16 июля 1992 года Чукотский автономный округ вышел из состава Магаданской области и получил статус субъекта Российской Федерации.

В настоящее время является единственным автономным округом из четырёх, не входящим в состав другого субъекта Российской Федерации.

История

С начала XVIII века русскими землепроходцами началось активное исследование земель Колымы и Чукотки, были основаны поселения-крепости, в их числе и Анюйский острог, где стала проводится самая крупная на Чукотке Анюйская ярмарка. Крепость располагалась на острове посреди Малого Анюя. Из описания поселения, данного побывавшим здесь полярным исследователем Ф. Ф. Матюшкиным:

Из-за постоянного весеннего разлива реки крепость неоднократно переносилась, пока в 1848 году после очередного наводнения не была разрушена большая часть острова и сам острог, и поселение было перенесено на левый берег, — на 30 километров[источник не указан 338 дней] ниже по течению. Тем не менее, местные жители по традиции называли эту крепость «Островной», это название и закрепилось за современным селом, стоящим на месте бывшего острога.

В советское время в Островном раньше, чем в других селениях Чукотки, оленеводы стали переходить к оседлости. Здесь был создан первый чукотский колхоз — «Турваургин», (с чукот. — Новая жизнь), который позднее был реорганизован в одноимённый совхоз. В 1934 году в селе была оборудована радиостанция, срублено здание школы, первая больница и пекарня.

В годы войны на средства жителей села была создана танковая колонна «Чукотский колхозник».

В 1930—1952 годах Островное являлось административным центром района Восточной Тундры Чукотского национального округа.

Жилище

Чукчи живут в жилищах, называемых ярангами. Это шатер больших размеров, неправильной многоугольной формы. Покрывают ярангу полотнищами из шкур оленей таким образом, чтобы мех был снаружи. Свод жилища опирается на 3 шеста, которые расположены в центре. К покрову и столбам шалаша привязывают камни, что обеспечивает устойчивость напору ветра. С пола ярангу наглухо заделывают. Внутри шалаша посередине расположено огнище, которое окружено санями, загруженными различными принадлежностями для хозяйства. В яранге чукчи живут, едят и пьют, спят. Такое жилище хорошо прогревается, поэтому обитатели ходят в нем раздетыми. Отапливают чукчи свое жилье жировой лампой из глины, дерева или камня, где и готовят пищу. У приморских чукчей яранга отличается от жилья оленеводов тем, что в ней нет дымового отверстия.

Жизнь

Чукчи первоначально охотились на северного оленя, постепенно они одомашнили этих животных и начали заниматься оленеводством. Олени дают чукчам мясо для пищи, шкуру для жилища и одежды, являются для них транспортом. Чукчи, которые живут у берегов рек и морей, занимаются охотой на морских обитателей. Весной и зимой они ловят тюленей и нерпу, осенью и летом — китов и моржей. Ранее для охоты чукчи использовали гарпуны с поплавком, ременные сети и копье, но уже в 20 веке научились пользоваться огнестрельным оружием. На сегодняшний день сохранилась лишь охота на птицу с помощью «бола». Рыболовство развито не у всех чукчей. Женщины с детьми собирают съедобные растения, мох и ягоды.

Чукчи в 19 веке проживали стойбищами, в которые входило 2 или 3 дома. Когда еда для оленей заканчивалась, они кочевали в другое место. В летний период некоторые жили ближе к морю.

Орудия труда были сделаны из дерева и камня, постепенно их заменили на железные. В обиходе чукчей широко используются топоры, копья, ножи. Утварь, металлические котлы и чайники, оружие сегодня используются в основном европейские. Но и по сей день в быту этого народа есть много элементов первобытной культуры: это костяные лопаты, сверла, мотыги, каменные и костяные стрелы, наконечники для копий, панцири из железных пластин и кожи, сложный лук, сделанные из костяшек пращи, каменные молотки, кожи, стебла, снаряды для добычи огня путем трения, лампы в виде плоского судна круглой формы, сделанные из мягкого камня, которые заполняли жиром тюленей.

Легкие сани чукчей тоже сохранились в первобытном виде, они оснащены подпорками дугообразной формы. Запрягают в них оленей или собак. Чукчи, жившие у моря, для охоты и передвижения по воде издавна использовали байдарки.

Приход советской власти затронул и жизнь поселений. Со временем в них появились школы, культурные учреждения и больницы. Сегодня уровень грамотности чукчей в стране находится на среднем уровне.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector