Икона «всех скорбящих радость»: от скорби

Петербургский список «Всех скорбящих Радость с грошиками»

Пречистая Дева изображена на иконе во весь рост с распростертыми руками. Над Ней в облаках восседает Спаситель. По сторонам образа находятся изображения ангелов и страждущих. Позади Богоматери изображены зеленеющие ветви. И непременные

двенадцать монет

.

Богородица с горошинками

По преданию, этот образ был прибит волнами к имению купцов Куракиных на Неве. Впоследствии икона перешла к купцу Матвееву, мать которого происходила из рода Куракиных, который пожертвовал её Тихвинской часовне деревни Клочки под Петербургом, находившейся вблизи Петербургского стекольного завода. На этом месте для образа выстроили часовню. 23 июля 1888 года разразилась страшная гроза, молния ударила в часовню, обожгла внутренние стены и иконы, но не коснулась образа Богоматери. Икона оказалась на полу от удара, но лик Богоматери, давно потемневший от времени и копоти, просветлел и обновился. Двенадцать медных монет из разбитой кружки для подаяний оказались навсегда прикрепленными в разных местах к образу

(на списках с иконы монеты изображаются краской)

. Весть о чудесном сохранении образа разнеслась по всей столице, почитание его росло день ото дня, и милость Божия прославила икону дивными чудотворениями.

Первое исцеление, получившее всероссийскую известность, произошло 6 декабря 1890 г., когда от иконы излечился с детства страдавший припадками 14-летний сирота Николай Грачёв

(впоследствии учился в рисовальной школе Императорского общества поощрения художеств)

. 7 февраля 1891 г. исцелилась 26-летняя жена писаря с фабрики Торнтона Вера Белоногина, лишившаяся голоса из-за болезни горла.

Церковь Пресвятой Троицы «Кулич и Пасха»

В честь иконы установлено отдельное празднование —

23 июля (5 августа).

В настоящее время икона находится в

церкви Пресвятой Троицы «Кулич и Пасха» (Санкт-Петербург).

Московская и Петербургская версия иконы

Московская версия является одной из самых почитаемых, ведь именно перед ней произошло первое чудо в далеком 1688 году. Череда исцелений больных людей продолжается и в наше время, что доказывает удивительную силу образа.

Петербургская версия – это явный конкурент Московской иконе. К счастью, обе иконы заслуживают внимания, так как каждое из двух изображений Богородицы дарит веру и надежду нуждающимся. Икона в Питере появилась в 1711 году благодаря царевне Наталии Алексеевне, но после этого знаменательного события образу пришлось пережить нелегкие времена. Однако икона все-таки уцелела.

В настоящее время обе иконы по-прежнему спорят, кто же является самым старшим из них. Многие исследователи отмечают, что первенство одерживает Москва. На самом деле правильный ответ относительно возраста не важен, ведь обе иконы и сделанные списки с них оказываются чудотворными. Самым важным, как и прежде, остается не возрастная категория исцеляющего религиозного предмета, а возможность использовать его силу по прямому назначению.

Интересно отметить, что петербургская икона приобрела название, свидетельствующее о необычном событии с грошиками 1888 года. Именно тогда часовня в Питере возгорелась. Оказалось, что уцелела только икона, причем к ней невидимым образом приклеились 12 медных монет. После этого образ получил название в народе – «Богоматерь с грошиками». Такой удивительной истории у московской версии не удается найти в истории, но череда чудесных исцелений и удивительной помощи продолжается издавна.

Икона Троеручица

В данном случае мы поговорим о «трехрукой» версии известной богородичной иконы «Троеручица».

Встретив такое вот изображение, неискушенный зритель испытывает известное удивление.

Троеручица, деревенская икона XIX века

Ведь на иконе у Богородицы три руки! Что бы это значило? И здесь есть два варианта – полезть в специальную литературу или выдумать свою собственную версию, более или менее заковыристую, в зависимости от фантазии. Приходилось, например, сталкиваться с ситуацией, когда люди, склонные к оккультизму и «мудрости востока», немедленно проводили параллель с многорукими восточными божествами. И это объяснение звучат не более и не менее нелепо, чем «три руки символизируют Св. Троицу».

Но если мы сравним это изображение с оригиналом, хранящимся в афонском монастыре Хиландар, то увидим существенное различие: «третья» рука не написана на иконе, но изготовлена из металла и наложена на поверхность образа.

Троеручица, монастырь Хиландар, Афон

Чудотворные свойства Божественного изображения

Одно из первых чудес, произведенных образом, случилось в начале 19 века. Тогда в деревне Караулово (возле Арзамаса) в одной избушек в сенях был найден список этого лика.

Чуть позднее Г. Г. Караулов страдающий заболеванием глаз, которое привело к практически полной потери зрения. Сам больной тогда из-за спорной доли общего наследства находился со своим родным братом Сергеем в ссоре. Во сне дворянин увидел старика, который для излечения недуга велел ему помириться с братом и отстоять службу перед Святым ликом, однако он не сказал, где именно находится святыня.

Лучшая статья для Вас, переходите: О чем молятся Макарию Желтоводскому и Унженскому

После продолжительных поисков мужчина все-таки нашел чудотворное изображение, отслужил с водосвятием молебен, помирился с братом и отдал ему оспариваемую долю. Он сделал все, как было велено, и божественная благодать снизошла на него и дворянин прозрел;

Другой случай исцеления произошел в 1766 г. в деревни Сошниково Вологодской губернии. Тяжело больной крестьянке в сновидении явился образ самой святыни Богоматери, будто бы находится он в подвале храма Богоявления, под алтарем. Проснувшись, женщина смогла полностью исцелиться.

Икона Божией Матери «Скоропослушница»

История этой иконы связана с одним из афонских монастырей, а именно Дохиаром, где и явлена была благодатная сила этого чудотворного образа. Предполагают, что фреска, послужившая прообразом иконы, была написана еще в X веке при основателе Дохиарской обители преподобном Неофите. Она находилась в нише наружной стены, перед входом в монастырскую трапезную.

В 1664 году трапезарь Нил, проходя в ночное время в трапезную с горящей лучиной, услышал от иконы голос: «Впредь не приближайся сюда с зажженной лучиной и не копти Моего образа». Инок вначале испугался, но потом, решив, что это шутка кого-то из братии, скоро забыл об этом случае. Через некоторое время, когда Нил проходил вечером мимо иконы, раздался тот же голос: «Монах, недостойный этого имени! Долго ли тебе так беспечно и так бесстыдно коптить Мой образ?!» После этих слов монах Нил был поражен слепотой и расслаблением тела. Раскаявшийся инок упал перед иконой на колени и всю ночь, до прихода братии, молил Пресвятую Деву о прощении. Когда иноки узнали о произошедшем чуде, сразу же затеплили неугасимую лампаду и с благоговением пали перед чудотворной иконой.

Нил же в надежде на великое милосердие Божией Матери остался возле иконы и решил не уходить от нее, пока не получит исцеление. Через некоторое время, стоя на коленях перед иконой, он опять услышал знакомый голос: «Нил! услышана твоя молитва, ты прощен, и зрение снова дается очам твоим. Когда получишь ты эту милость от Меня, возвести братии, что Я – их покров, промышление и защита их обители, посвященной Архангелам. Пусть они и все православные христиане обращаются ко Мне в нуждах, и Я не оставлю никого; всем с благоговением ко Мне прибегающим буду предстательство, и молитвы всех будут исполняемы Сыном и Богом Моим, ради Моего ходатайства пред Ним, так что с этой поры будет именоваться сия Моя икона Скоропослушницею, потому что скорую всем притекающим к ней буду являть милость и исполнение прошений».

На Руси списки с чудотворной афонской иконы «Скоропослушница» всегда пользовались большой любовью. Многие из них прославились чудесами.

В знак единства во Христе и молитвенного общения Дохиарского Архангельского монастыря и возрождающейся Архангело-Михайловской обители на Зверинецких пещерах в Киеве была написана точная копия этой древней чудотворной иконы.

У иконы Божьей Матери «Скоропослушница» в Архангело-Михайловском Зверинецком монастыре

Пресвятая Богородица через Свою икону «Скоропослушница» дарует помощь в излечении от различных заболеваний, даже онкологических. Перед Ее святым образом возносят молитву за детей и о помощи в родах – о рождении здорового ребенка, перед различными операциями и совершении особо важных дел.

* * *

Не раз и не два приходилось и мне испытать на себе чудесную помощь Пресвятой Богородицы.

Как-то попросили отснять интерьеры храма Архангело-Михайловского Зверинецкого монастыря, где находится тот самый точный список афонской иконы «Скоропослушница». Сам храм небольшой, камерный; условия съемки таковы, что нужно снимать короткофокусными объективами и без дополнительного освещения. Кто ни пробовал, ни у кого на то время не получалось. Обратились ко мне. А у меня как раз было обострение болезни позвоночника – давала о себе знать застарелая травма после серьезной аварии. Да неудобно было владыке Ионе отказывать, и я, превозмогая боль, поехал.

Да вот незадача: ни один объектив не захватывал потолок. Тогда я лег на пол и стал фотографировать, лежа на спине. За окном – зима, мороз, в храме не топлено, а я в одном свитерке лежу на бетонном полу и холода совсем не чувствую…

«Скоропослушница» в Киевском Архангело-Михайловском Зверинецком монастыре

Полтора часа ушло на съемку, и фотографии получились! Довольный работой, я возвратился домой и только тогда почувствовал, что боли в спине, которые мучили несколько месяцев, прошли. Видимо, не зря звала меня Пречистая Мати Богородица к Себе!

Слава Богу нашему Иисусу Христу и Пречистой Матери Его, о всем людском роде пекущейся, за неусыпную заботу о нас, грешных. Да святится имя Ее ныне и присно и во веки веков!

  • Смоленская икона Божией Матери
  • Икона Божией Матери Владимирская

МОЛИТВЫ ПЕРЕД ИКОНОЙ «ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ»

Цитата сообщения NADIABIМОЛИТВЫ ПЕРЕД ИКОНОЙ «ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ»

Серия сообщений «Исцеляющие молитвы»:
Часть 1 — Исцеляющие молитвы
Часть 2 — СНЫ БОГОРОДИЦЫ СТАРООБРЯДЧЕСКИЕ ОБЕРЕЖНЫЕ

Часть 9 — Защита от сглаза и порчи
Часть 10 — Молитва
Часть 11 — МОЛИТВЫ ПЕРЕД ИКОНОЙ «ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ»
Часть 12 — СНЯТИЕ СГЛАЗА
Часть 13 — Молитва ангелу-хранителю для вечного здоровья

Часть 29 — ФАКС БОГА (цифровая передача просьбы)
Часть 30 — У КОГО КАКОЙ АНГЕЛ ХРАНИТЕЛЬ (БОЖЬЯ ЗАЩИТА)
Часть 31 — ФАКС БОГА (цифровая передача просьбы).

Серия сообщений «Иконы»:
Часть 1 — МОЛИТВЫ ПЕРЕД ИКОНОЙ «ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ»
Часть 2 — Икона Вифлеемской Божьей Матери
Часть 3 — Как правильно разместить иконы в доме.

Часть 11 — Икона — заступница по дате рождения
Часть 12 — ЗАЧЕМ И КАК СТАВИТЬ СВЕЧИ В ХРАМЕ?
Часть 13 — У КОГО КАКОЙ АНГЕЛ ХРАНИТЕЛЬ (БОЖЬЯ ЗАЩИТА)

liveinternet.ru

Дальнейшая судьба иконы

В начале двадцатого века вокруг деревянной часовни была выстроена каменная, так что старая часовня оказалась внутри новой. В 1911-м году около часовни была похоронена местная блаженная Матренушка-босоножка.

В годы Советской власти церковь снесли, а часовня стала приходским храмом. Потом она была отдана обновленцам. Затем ее закрыли, снесли,  а чудотворную икону перенесли в храм Пресвятой Троицы, который называется в народе «Кулич и пасха» за свою внешнюю схожесть с этими атрибутами пасхальной трапезы. Здесь образ находится и по сей день.

В тяжелые годы блокады ленинградцы приходили к этой иконе и получали от нее благодатную помощь.

В 90-х годах часовню без купола вернули церкви. Ее отреставрировали, и сейчас это – действующий храм подворья мужского Зеленецкого монастыря.

Описание и значение иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость»

Такого количества документально подтвержденных чудес не знает, пожалуй, ни одна икона. А началось все во времена царей Иоанна и Петра Алексеевича, в городе Москва. У патриарха Иоакима была сестра Евфимия Папина. Женщина мучилась от страшных и непереносимых болей, причиной которых была рана в боку, – настолько глубокая, что были видны внутренние органы.

Она невероятно страдала, но не переставала молиться. Однажды Евфимия услышала голос, который повелел идти ей в Преображенскую церковь, что на Ордынке, и поклониться иконе «Всех скорбящих радосте». Царице Небесная указала позвать священника из того храма и отслужить водосвятный молебен. Евфимия выполнила наказ и постепенно пошла на поправку. Чудо произошло в 1688 году.

Вскоре к Московскому образу стали приходить богомольцы из далеких городов и деревень. К этому времени относятся первые упоминания о святыне. К иконе обращались и многие высокопоставленные лица, члены царской семьи:

  • Екатерина Первая;
  • Анна Иоанновна;
  • Елизавета Петровна;
  • Екатерина Вторая.

Екатерина Великая особо почитала этот образ после прекращения эпидемии оспы, которая бушевала в Санкт-Петербурге. В 1858 году по повелению императрицы для иконы «Всех скорбящих радосте» изготовили золотой оклад. Он был богато украшен драгоценными камнями – бриллиантами, сапфирами, изумрудами.

На святом образе изображена Богоматерь в полный рост, с Богомладенцем на руке или без Него, окруженная особой формы нимбом и ангелами. Отличительная особенность иконы – это изображение людей, которые страдают от скорбей. Им помогают ангелы. Они от имени Божьей Матери совершают чудеса.

Различные версии иконы

Поскольку Евфимия, исцелившаяся чудом от иконы, была близкой родственницей патриарха, тот решил предпринять достаточно широкую программу действий для того, чтобы распространить почитание этого образа. Владыка Иоаким замышляет издать акафист иконе «Всех скорбящих радосте». И он заказывает несколько гравюр для иконописцев оружейной палаты. В результате появляется несколько Богородичных ликов под одним названием, – «Всех скорбящих радосте».

Московская версия

Церковь на Ордынке, где 330 лет назад произошло чудо исцеления Евфимии, действует и в наши дни. Правда, внешне здание выглядит немного по-другому, чем в 18 веке. Теперь церковь названа в честь иконы «Всех скорбящих радосте». В народе ее называют «скорбященской». Здесь же хранится главная святыня – икона «Всех скорбящих радосте». Это одна из первых копий с оригинала, который был утерян в 1932 году, и до сих пор не найден.

Особенность Московского образа – над страждущими написан ряд святых. Слева – Сергий Радонежский и Федор Сикеот, справа – Варлаам Хутынский и Георгий Декаполит. Над Богородицей расположено изображение Небесного Отечества, а под ее ногами – свиток со строками кондака, посвященного иконе.

Санкт-Петербургский вариант иконы

Был привезен в северную столицу в 1711 году царевной Натальей Алексеевной, сестрой Петра Первого

Иконописный образ привлекает к себе внимание круглыми отметками, грошиками, значение которых останется неясным, если не знать историю их происхождения

При Санкт-Петербургском стеклянном заводе 23 июля 1888 года произошел пожар. В часовне, которая находилась при этом заводе и также была охвачена пламенем, находилась икона «Всех скорбящих радосте». Она упала на опрокинувшуюся кружку с пожертвованиями. Высыпавшиеся наружу грошики чудом или под воздействием огня прилипли к образу. Когда после пожара икона была обретена невредимой, то посчитали это Божьим чудом или знаком. Она стала очень широко почитаться.

Киево-Печерский список

По преданию, в Киево-Печерский монастырь список иконы «Всех скорбящих радосте» принес князь Николай Святоша. Образу определили находиться в больничной церкви, и по молитвам перед ним сразу стали происходить исцеления. После каждого такого случая в палате видели женщину, которая на вопрос о том, кто она, отвечала: «Я – скорбящих радость».

Списки чудотворной иконы хранятся в самых разных уголках России: Москве и Санкт-Петербурге, Тамбове и Воронеже, Твери и Пскове, и многих других городах. По молитвам к чудотворному образу находят утешения страждущие, немощные, больные, – все те, до кого никому нет дела, и кто остался наедине со своими бедами, проблемами и болезнями.

История иконы

Храм на Ордынке. Церковь была перестроена в конце XVIII века Василием Баженовым, а после пожара Москвы в 1812 году — Осипом Бове.

Прославление

Икона «Всех Скорбящих Радость» впервые прославилась как чудотворная в 1688 году, в Москве, в Преображенской церкви на Ордынке. Когда и при каких обстоятельствах икона попала в этот храм, точных сведений нет. Скорее всего, это произошло в 1685 году, когда церковь была заново отстроена из камня на пожертвования Евдокии Васильевой Акинфовой. К 1688 году икона была уже настолько ветхой, что после прославления её укрепили вставками кипарисового дерева.

Чудо, прославившее икону, по преданию, заключалось в исцелении по молитве к иконе родной сестры Патриарха Московского Иоакима Евфимии Петровой Папиной. Церковная запись Преображенской церкви сообщает: «В Лето 7196 месяца Октовриа в 24-й день… в царствующем граде Москве… Бе некая вдова именем Евфимия, Петрова дщерь, по реклу Папина, Святейшего же кир Иоакима патриарха единоутробная сестра… лежаше она на одре своем еле жива сущи, продолжашебося болезнь ея годичное время, яко видетися уже ей к смерти, но и внутреннимъ являтися из боку ея».

По преданию, взывая к Богородице о избавлении от болезни, Ефимия Папина однажды во время молитвы услышала голос:

Придя в себя, Евфимия узнала от родных, что действительно в храме Преображения на Ордынке есть икона «Всех скорбящих Радость», попросила принести её к себе в дом и после молебна пред нею получила исцеление. Это произошло 24 октября, и с того времени, по церковному преданию, эта икона являла множество чудесных исцелений. Эта история известна из «Сказания об иконе», написанного практически сразу после совершения чуда. Служба иконе «Всех скорбящих Радость» по образцу службы иконе Божией Матери «Одигитрия» и сказание были составлены сразу после прославления образа, особый акафист написан в 1863 году профессором Московской духовной академии П. С. Казанским.

Дальнейшая история

Уменьшенный точный список с московской иконы (1710 год)

Событие получило широкий отклик (так как Ефимия была родной сестрой покойного патриарха), «помимо Сказания были составлены служба и молитвы иконе, а изографы царской иконописной мастерской при Оружейной палате стали создавать с неё списки». Церковь Преображения на Ордынке стала известной в народе не как Спасо-Преображенская, а как Скорбященская — по приделу, посвящённому чудотворному образу. Согласно одной из версий, в 1711 году икону увезла из Москвы царевна Наталья (см. ниже), оставив вместо неё список. По другим версиям, царевна, напротив, увезла список, оставив оригинал в Москве.

При советской власти церковь была закрыта и превращена в фондохранилище Государственной Третьяковской галереи. По некоторым сведениям, хранившаяся там икона бесследно исчезла. Та икона, которая хранится сейчас на Ордынке, по одной из версий, является вкладом патриарха Алексия I, подарившего её храму, когда в нём в 1948 году были возобновлены службы. Это точный список с первоначальной иконы, созданный, по-видимому, во второй половине XVIII века. По другой версии, это именно та икона, которая находилась там до закрытия храма.

Особенности иконографии

Московская икона «Всех скорбящих Радость» изображает Богородицу с Младенцем, над которыми парят два ангела с рипидами. Ещё одна пара ангелов изображена среди страждущих людей. Особенностью является изображение над страждующими ряда святых: слева — Сергия Радонежского и Феодора Сикеота, справа — Григория Декаполита и Варлаама Хутынского. Это указывает на патрональный характер иконы, которая вероятно была написана именно для Спасо-Преображенской церкви на Ордынке, где находился придел преподобного Варлаама Хутынского (до постройки каменного храма на его месте была деревянная церковь в его честь). Над Богородицей помещено изображение Отечества (один из иконографических вариантов икон Святой Троицы, запрещённый на Большом Московском соборе 1667 года), а под её ногами картуш, заключающий в себя текст кондака иконе.

Икос 10

Стена еси необоримая и заступление крепкое, Богородице Дево, всем с молитвою к Тебе прибегающим. Темже убо и нас, недостойных, огради от лютых болезней и от всякаго злаго обстояния и подаждь во всех делех благовременную помощь и укрепление взывающим Ти:

Радуйся, Заступнице наша и похвало; радуйся, Хранительнице наша и утверждение.

Радуйся, Отрадо наша и дивное о нас попечение; радуйся, известное прибежище наше во всех скорбных обстояниих.

Радуйся, младенцев воспитание; радуйся, юных наставнице целомудрия.

Радуйся, супругом любовь и согласие дарующая; радуйся, благоговейных старцев к мирной кончине жития приводящая.

Радуйся, верных пастырей Святыя Церкве укрепляющая и вразумляющая; радуйся, в иноческом образе подвизающимся ходатаице вечнаго радования.

Радуйся, в мире благочестиво живущих не оставляющая Своим заступлением; радуйся, всем христианом предивное вспоможение.

Радуйся, Благодатная Целительнице душ и телес наших.

Икона «Всех скорбящих радость» — что означает название?

Соняа

Обычно названия икон Богородицы берутся из слов молитв обращённых к Ней. В самом названии «Всех скорбящих радость» заключён молитвенный смысл этой иконографии Божьей Матери.

На этой иконе Божья Матерь изображена в окружении просящих людей. Икона призывает молитвенно обращаться к Богородице во всех бедах и печалях. Это одна из самых почитаемых икон в России. По преданию самое первое чудо произошедшее от этой иконы относится к 1688 году 6 ноября в память об этом чуде установлено празднование в честь иконы «Всех скорбящих радость».

Мила жужу

Для меня смысл в иконе «Всех скорбящих радость» такой, что все,у кого есть печаль, горе, скорбь, и кто кротко и терпеливо, с верой и надеждой молится у этой иконы, прося помощи и заступления у Богородицы, тот получит радость избавления от этих скорбей и печалей.

Елизавета ветрова

Я вам больше скажу — в Библии вообще говорится, что у икон нет никакого смысла, кроме как поклонения идола. Исход 20:4, 5: *Не делай себе резное или какое-либо другое изображение того, что в небесах вверху, на земле внизу или в водах ниже земли*. Поэтому о какой сути может идти речь? Их рисуют штабелями. И люди не всегда, как это помягче сказать, богоугодны, что ли. Этих икон столько, что люди не знают уже к какой и как молится. Все, что сделано руками человека для поклонения мерзко для Бога: *Иеремии 10:14 Всякий мастер по металлу устыдится идола, потому что его литой идол — ложь, и нет в них духа. 15 Они — суета, они — посмешище*.

bolshoyvopros.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector