Кризис 5 лет у ребенка: особенности и методы преодоления

Всё можно исправить

Но что если по каким‑то причинам кризис пройден в негативном ключе? Неужели уже ничего не исправишь? Конечно, это не так. У любого человека на протяжении всей жизни есть возможность измениться. А дети очень гибки и пластичны, они способны «добирать» то, чего им не хватило когда‑то. Например, дети, лишенные в младенчестве родительского тепла и любви, пережившие эмоциональное отвержение или потерю родителей, могут вырасти вполне адаптированными взрослыми, если будут получать больше любви и внимания на следующих этапах. Однако в процессе взросления неправильно пережитый кризис будет отражаться на поведении ребенка, на его эмоциональном мире до тех пор, пока не разрешится «с другим ­выводом».

Поэтому родителям важно понимать две вещи. Первое — последствия негативного выхода из детского кризиса отражаются на качестве жизни человека всю оставшуюся жизнь

Второе — если во время кризиса допущены какие‑то ошибки, их можно исправить и дать ребенку, независимо от его возраста, возможность пережить этот конфликт в другом ­ключе.

Почему наступает кризис 5-го года у ребенка?

В 5 лет ребенка очень сильно одолевает одно желание – быть взрослым. Из этого желания и стремления вытекают все симптомы и причины кризиса:

  • Маленький человек умеет говорить, фантазировать, выражать свои чувства. На фоне этого у него просыпается стремление стать «большим», но это пока невозможно. Подражание взрослым, подслушивание, подглядывание за ними – это характерно для пятилетнего малыша. Происходит конфликт внутренних желаний и реальных возможностей. Ребенок разочарован, а потому зол, неуравновешен, агрессивен.
  • Происходит активное биологическое развитие коры головного мозга, что влияет на количество и качество эмоций. Пятилетний малыш учится выражать свои эмоции и контролировать их. И пока этим искусством он не владеет, взрослым нужно быть терпеливее.
  • Ребенок начинает понимать, что существуют гендерные различия между людьми. Он ощущает отличия полов и пытается себя осознать в этом контексте. Это приводит к замкнутости.
  • У пятилетнего ребенка проявляется способность фантазировать и формировать свое личное мнение о мире, жизни и окружающих людях. Начало осознания себя как личности приводит к тому, что ребенок не всегда может найти объяснение своим мыслям и чувствам, а потому вероятны капризы и истерики.
  • Просыпается стремление общаться с детьми, которые окружают малыша пяти лет. Интерес к сверстникам, любознательность и жажда обучения могут только усугубить кризис, потому что не всегда малыш получает то, что хочет.
  • Малыш знакомится с чувством одиночества, поскольку часто ему не с кем поделиться своими чувствами и эмоциями.

Родителям и близким малыша необходимо запастись выдержкой и создать для него комфортные условия жизни. Не стоит спешить записывать малыша к психологу, постарайтесь справиться с кризисом сами – посторонние люди только усугубят сложность непростого периода.

Кризис пяти лет у детей может начаться внезапно и точно так же закончиться. Продолжительность его зависит от индивидуальных особенностей ребенка: от нескольких недель до года. Процесс может происходить почти незаметно, а иногда видны сильные изменения психики и характера ребенка

Задача родителей в период кризиса – окружить малыша заботой, лаской, вниманием и любовью.

Я взрослый, считайтесь со мной

Кризис 4 лет у ребёнка начинает проявляться тогда, когда малыш осознаёт себя отдельно от матери, они теперь не единое целое. Теперь он личность. Начинает понимать, что у него было прошлое и с упоением может слушать рассказы о себе маленьком снова и снова.

Ребёнок в четыре года берёт на себя функции взрослого, он с удовольствием делает замечания тем, кто, по его мнению, неправильно себя ведёт. Дома от «воспитателя» также достаётся всем членам семьи. Кроха поучает, делает замечания. Если мать объясняет малышу, что кричать нельзя, а сама при этом иногда повышает голос, малыш непременно отреагирует на подобное поведение критикой, начнёт отчитывать, говорить, что так неправильно.

Кризис 4 лет проявляется у детей по-разному. Многое зависит от темперамента ребёнка, окружения, образа жизни, индивидуальных особенностей. А некоторые родители о возрастных кризисах узнают из рассказов друзей и статей в интернете (вот, везёт же). Психологи выделяют несколько признаков:

  • упрямство, непослушание;
  • противоречивость;
  • обиды, замкнутость;
  • длительные истерики.

Любая просьба или предложение родителя может идти в противовес. Дети способны противоречить во всём на протяжении длительного времени.

В четыре года кроха, как правило, стабильнее и спокойнее. В некоторых ситуациях проблемы в поведении четырёхлетки являются продолжением кризиса 3 лет. В других негативные проявления в поведении появляются вследствие определённых причин.  Психологи выделяют несколько возможных факторов, влияющих на поведение детей.

Причина
Что делать родителям
Резкая смена привычной обстановки: посещение детского сада, если кроха только в 4 года начал посещать ДОУ, адаптационные проблемы
1.      Благоприятный и позитивный настрой самих родителей на успешное посещение дошкольного учреждения.
2.      Заранее сообщить ребёнку о том, что он пойдёт в детский сад. Можно прогуливаться рядом с территорией ДОУ, заинтересовывать малыша рассказами.
3.      Научить чадо делать то, что уже умеют дети в его группе: одеваться и раздеваться самостоятельно, резать ножницами, катать из пластилина шарики, делать простые аппликации (всё это можно узнать заблаговременно, если обратиться к воспитателям за помощью).

Нет смены видов деятельности, однообразная обстановка
Для благополучного физического и психического развития дети 4 лет должны много двигаться, познавать новое. У крохи должен быть налажен чёткий режим. Обязательны длительные прогулки на улице и занятия дома: лепка, аппликации, рисование, вырезание (разнообразный досуг). Занятия лучше проводить в первой половине дня, продолжительностью не более 15-20 минут.
Привлекайте ребёнка в помощь, домашние дела исполнять вместе будет куда интереснее, а малыш с гордостью станет хвастать своими успехами.

Проблемы во взаимоотношениях со сверстниками
Некоторым деткам в четыре года сложно найти общий язык со сверстниками в силу характера. Кто-то отбирает игрушки у других детей, а кто-то безропотно их отдаёт и отдаляется от подобных взаимоотношений. Активных малышей учите договариваться, а скромных – вступать в диалог и отстаивать свои интересы. Проводите «разбор полётов» после неудачных инцидентов на площадке при общении со сверстниками. Настаивайте на том, чтобы ребёнок вслух произносил просьбу, отказ или предложение вступить в совместную игру.
Недостаток внимания со стороны родителей
Самая частая причина возникновения кризиса в 4 года

Важно качество, а не количество времени, которое вы уделяете малышу. Просто находиться рядом недостаточно, активно участвуйте в игре, занятиях, прогулках, когда у вас есть свободная минута

Иногда следует пожертвовать рабочим временем в угоду интересам вашего чада.
Замкнутость, стеснительность
В 4 года кроха, может быть, замкнутым и не уверенным в себе, плохо разговаривать.  Возрастные речевые проблемы помогут решить занятия с логопедом или дефектологом. Неуверенность можно победить, используя следующие приёмы:
Прямое внушение. Говорите чаще, что он отлично ладит с детьми (приводите удачные примеры), о том, что он умный, правдивый, приятный в общении. Помогите крохе поверить в себя.
Хвалите малыша
Обязательно обращайте внимание и поощряйте инициативность, самостоятельность, правильный выбор или решение ребёнка.
Дайте возможность реализовать себя в заботах о ком-то из членов семьи. Не отказывайте, если малыш хочет вам помочь в любом деле.
Спрашивайте совета у своего чада
Выносите решение по какому-либо вопросу с учётом его пожеланий, делайте на этом акцент.

Кризис 7 лет

Кризис 7 лет, в отличие от кризиса 3 лет, может наступить раньше или позже. В целом он приходится на время, когда меняются первые молочные зубы на первые коренные. Если зубы меняются рано, — это может быть особенность семьи. Если зубы выпадают рано у одного ребенка из всех – может быть, он ранний по созреванию. Кризис 7 лет во многом имеет социальное происхождение и связан с началом школьного обучения.

Новообразования кризиса 7 лет:

— это, во-первых, произвольное внимание, которое ребенок может удерживать столько, сколько он хочет, на том, на чем он хочет. До этого внимание было более неподвластным ребенку

Это один из признаков, почему не стоит отдавать детей шестилетних в школу – очень важны полгода между 6,5 – 7, когда назревает внимание и еще множество вещей, связанных со зрительно-моторной координацией и с координацией глаз – рука. Педагоги всегда знали, что классы шестилетних и семилетних детей – это небо и земля.

— это, во-вторых, ученическая позиция, которая состоит из возможности адекватно реагировать на порицание, связанное с успехами, и умение принимать авторитет учителя. До прохождения кризиса 7 лет ребенок на любой упрек обижается и расстраивается. После этого кризиса ребенок понимает, что мама так говорит не для того чтобы обидеть, а чтобы умение ребенка стало лучше (т.е. буква «А» стала более красивой).

— Кроме того, ребенок хочет, может и стремится к тому, чтобы перенимать образцы поведения, образцы мысли, образцы действия от другого взрослого, т.е. от учителя. И тут ребенку гораздо проще, если этот учитель не является родителем, потому что один из признаков кризиса 7 лет – это противопоставление себя родителям, негативизм и мысли о том, что родители понимают что-то хуже, чем новый авторитет.

Появление «Марьиванны, которая сказала» — нормальная примета новообразования, того, что теперь учитель будет для ребенка главным человеком в плане учебы. Это нельзя переламывать, это бесполезно. Спускать с небес этот невероятно прекрасный образ учительницы можно только в самых крайних случаях – при явном негативном настрое педагога к вашему ребенку.

Такое бывает, потому что у всех педагогов бывают любимчики и те, кого они не переносят на дух. Этого не должно быть видно, но так бывает редко: удобных и симпатичных себе детей педагог выбирает, шумных, активных, драчливых – не выбирает. Мальчикам здесь сложнее, чем девочкам, потому что девочки в начальной школе – очень удобные ученики.

Фото: JustLooking, photosight.ru

Система образования в начальной школе подстроена под человека быстро реагирующего, быстро адаптирующегося, выносливого, способного быстро менять виды деятельности. Индивидуальный подход возможен только в маленьких классах частных школ либо в малокомплектных школах.

Если ваш ребенок выпадает из нормы по особенностям темпа, надо готовиться к тому, что он может не очень успешно это обрамлять, потому что ребенку очень важно, чтобы новый авторитет (учительница) к нему одобрительно относился. Неодобрительное отношение может разрушающе действовать

Сделать с этим ничего нельзя. Критическая оценка появится потом, в средней школе. В начальной школе учитель – божество.

В целом, кризис 7 лет подвигает ребенка к освоению новых социальных ролей. Учитель – ученик – вертикальные отношения. Подчиняться и уметь подчинять себе младших – горизонтальные отношения. Все, что ребенок освоил в школе, он принесет в семью и будет проигрывать на младших братьях и сестрах, на куклах. Если ребенок пошел в школу, стоит очень внимательно наблюдать, что же он такое им говорит, и вы тогда узнаете, что и как говорит «Марьиванна», какие слова употребляет.

Поиграть в школу можно заранее, в дошкольном возрасте. Можно сходить в школу и посмотреть, как там шумно на переменках, какие там парты. Нужно рассказывать истории про разных учительниц, вообще больше рассказывать историй из своей жизни про школу.

Мысль о том, что учительница – это человек со своими недостатками, достоинствами и слабостями, — в кризисе 7 лет ребенку не близка. Для него она божество в это время. Если божество милостивое – то вам повезло. Если нет – злобное, несправедливое, изрыгающее громы и молнии, — то не очень. Лучше готовить ребенка немного заранее к тому, что учительницы бывают разные.

Кризисные симптомы

Хотите наверняка диагностировать у своего чада кризис 3 лет? Ответьте «да» или «нет» на несколько вопросов о поведении и взаимоотношениях. Чем больше ответов «да», тем более вероятно, что пора изменить стиль воспитания дошкольника.

Экспресс-тест

  1. Возникает ли у вас ощущение, что ребенок как будто назло выводит из себя родителей, нарушает правила, действует поперек существующих запретов, перепроверяет границы личного пространства взрослых?
  2. Возникают ли у ребенка капризы и истерики на ровном месте, сопровождающиеся фразами: «Не хочу», «Не буду», «Хочу другое»?
  3. Часто ли вы сталкиваетесь бескомпромиссными «Я сам» и «Не трогай, это мое»?
  4. Случались ли рыдания в магазине с требованием «Хочу эту игрушку!» (падать на пол при этом необязательно, достаточно просто ныть)?
  5. Убегает ли ребенок от вас на улице так далеко, что не в состоянии вернуться самостоятельно или не реагирует на зов?
  6. Бывает ли, что малыш остро и с обидой реагирует на запреты либо игнорирует их и даже не пытается переставать нарушать правило по требованию?
  7. Часто ли ребенок отказывает вам в выполнении каких-то простых просьб?
  8. Часто ли в целом вы сталкиваетесь с отрицанием, даже если предложенное раньше было приятно ребенку?
  9. Проявляет ли ребенок агрессию по отношению к взрослым в конфликтных ситуациях (кидает или ломает игрушки, рвет книги, говорит грубости, пытается хамить и драться, бить или кусать взрослого)?
  10. Замечали ли вы за своим трехлеткой проявления деспотизма или ревности, которые ранее не были ему свойственны?

7 достоверных признаков

Кризис периода «Я сам!» хорошо изучен.

Удалось выявить основные его признаки и выработать универсальные тактики, как вести себя родителям. Необязательно проявятся все симптомы одновременно, некоторые могут и вовсе никогда не возникнуть. Это так называемое семизвездие кризиса 3 лет.

Все дети разные, но закономерности их психологического развития едины во всем мире. На этом и строится теория семизвездия. У ребенка кризис, если в возрасте 2,5-3,5 года ярко проявляются ранее не замеченные поведенческие особенности:

Негативизм. Ребенок в любой ситуации действует поперек мнения старших, поступает наоборот.

Упрямство

Он упорно отстаивает свое мнение даже по самым незначительным вопросам, с радостью вступает в спор и борется до конца.Важное замечание! Не путайте упрямство и настойчивость. Первое – временные негативные проявления в поведении

Второе – положительная черта характера дошкольника. Отличить их просто: по предмету спора. Упрямство может касаться самых обыденных вещей, настойчивость – только принципиально важных.

Строптивость. Своеобразное сопротивление всему устоявшемуся, появление сомнения по поводу любого утверждения старшего.

Своеволие. Ребенок утверждает, что он достаточно взрослый, чтобы делать взрослые дела наравне со старшими, да еще и действовать по собственному плану! Имеет значение развитость самооценки.

Бунтарство. Конфликтность и агрессивность активизируются по любому незначительному поводу, буквально на ровном месте.

Обесценивание. Все, что раньше казалось незыблемым и ценным, вдруг перестает быть важным.

Ребенок больше не признает старых правил, не любит свои старые игрушки, не дружит с прежними друзьями.

Деспотизм. Малыш стремится захватить власть над младшими и старшими, подчинить мир своей воле через манипуляции, ревность, капризы и настойчивые требования.

Если сына или дочь стало трудно переубеждать, настаивать на своем, прежние воспитательные модели не работают, а выработать новые не получается, лучше обратитесь к педагогу или психологу за родительской консультацией.

Останавливать сопротивление во время кризиса нельзя. Научный подход учит преодолевать кризисный этап, приобретать опыт. Помогать детской психике побеждать возрастные трудности — задача родителей. Это требует постоянной сосредоточенности и контроля, но продлится недолго.

Какие из этих 7 симптомов чаще всего проявляются у вашего ребенка?
Poll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser.

Такжесмотрите

  • Омолаживающие стрижки для женщин после 35, 40, 50 и 60 лет

    29 февраля

  • Модная короткая стрижка боб-каре в 2020 году

    14 января

  • Модные стрижки- 2020: каре для блондинок и брюнеток

    9 января

  • Стильные стрижки на короткие волосы 2020

    18 декабря

  • Виды и разновидности стрижек каре

    6 февраля

  • Модные тенденции,Стрижки

    Женские стрижки 2020: модный каскад

    20 июня

  • Ступенчатые женские стрижки лесенка и каскад в 2020 году

    3 сентября

  • Модные вязаные кофты 2020

    6 сентября

  • Модные вечерние платья — 2020

    17 февраля

  • Сервировка стола своими руками: описание и фото

    28 января

  • Сервировка стола бумажными салфетками

    28 февраля

  • Асимметричные косые стрижки 2020

    12 ноября

Признаки кризиса 5-ти лет

Критический период, конечно же, не начинается точно с наступлением пятилетнего возраста. Временные рамки изменений – от 4 до 6 лет. Это время быстрого развития эмоциональных и социальных навыков, плацдарм для успешного начала школьной жизни. Если исследовательская деятельность малыша эффективна, то пятилетка учится обращаться с предметами, собственным телом и другими людьми конструктивными способами. Если же малыша строго критикуют, одергивают, запрещают и наказывают за активность, то формируется постоянное чувство вины и неумелости.

По каким признакам можно определить кризисный период:

  • частое вранье, чтобы избежать неприятностей;
  • появились страхи, которых раньше не было;
  • боровшийся раньше за самостоятельность малыш вдруг становится «маминым», просит родителей оставаться рядом, не отпускает от себя;
  • ребенок стал очень чувствительным к окружающим: тяжело переносит малейшие размолвки между родителями, старается помочь, пожалеть, переживает и плачет вместе с другими;
  • появляется сильный страх смерти родителей;
  • именно в этом возрасте взрослых заваливают просьбами «завести» братика, сестричку или хотя бы кошечку или хомячка;
  • предприимчивость, инициативность и любопытство развиваются так бурно, что результаты некоторых детских «экспериментов» заставляют родителей хвататься за таблетки.

Психология кризиса детского возраста в 6-7 лет

Однако если рассматривать сложившуюся ситуацию с точки зрения психологии, то в кризисе у ребенка 7 лет ничего удивительного нет. Это вполне закономерный этап развития его личности, когда он переживает один из важнейших периодов своей жизни. Психологическое пространство образовавшегося кризиса представляет собой ту самую область, где ребенок начинает пробовать свои формирующиеся способности.

Дело в том, что прежде чем понять, каково это — действовать по определенным правилам, ребенок сначала должен осознать эти правила, выделить их из сложившейся жизненной ситуации. Именно это и служит причиной кризиса и непонимания между ним и его родителями. Дети постепенно выделяют те правила, которые были установлены для них, и первая их реакция — нарушение, что является вполне закономерным явлением.

А как понять, что у детей 7 лет начался кризис на физиологическом уровне? Молодой организм проходит активную стадию биологического созревания. К этому возрасту окончательно формируются лобные отделы больших полушарий головного мозга. Благодаря этому ребенок приобретает способность целенаправленного и произвольного поведения, он оказывается в состоянии планировать свои дальнейшие действия.

В этом же возрасте увеличивается подвижность нервных процессов, однако по-прежнему ключевыми являются процессы возбуждения, именно из-за них малыш непоседлив, его эмоциональная возбудимость находится на повышенном уровне. На развитие кризиса ребенка в 7 лет воздействует целый ряд окружающих неблагоприятных факторов. Психика малыша начинает по-новому реагировать на разного рода вредные внешние раздражители. К примеру, если малышу плохо, то у него возникают психомоторные возбуждения, заикания или тики. В младшем школьном возрасте у многих детей повышена общая эмоциональная возбудимость, регулярно появляются симптомы и синдромы страхов, он начинает чаще, чем раньше, проявлять агрессию.

Близость школьной скамьи также провоцирует кризис ребенка 7-го года жизни, и это связано с образованием внутренней позиции будущего первоклассника. В этом возрасте ребенок постепенно утрачивает свою детскую непосредственность. В более младшем возрасте его поведение является относительно понятным для окружающих его людей, в первую очередь для родителей. Когда у него начинается кризис семилетнего возраста, даже посторонний наблюдатель сможет заметить, что малыш лишился своей наивности и непосредственности в поведении. В общении с окружающими людьми, как со сверстниками, так и со старшими, тоже происходят определенные изменения. Его действия, начиная с этого возраста, объяснить не так легко.

Утрата непосредственности связывается с тем, что в поведение ребенка начинает вклиниваться интеллектуальная составляющая. В некоторых случаях поступки кажутся искусственными или натянутыми, они не всегда четко проявляются. Поэтому наиболее существенная черта кризисной ситуации этого возраста — разведение внешней и внутренней стороны личности, из-за которой возникает большое количество разного рода переживаний.

В этом возрасте он впервые пробует обобщить те эмоции, которые происходят внутри него. Если ситуация повторялась с ним неоднократно, то малыш в состоянии осмыслить ее и сделать вывод, как относиться к самому себе, своим успехам и положению. Он может примерно представлять себе, как отреагируют окружающие на тот или иной его поступок. Однако у переживаний есть и другая сторона — зачастую они вступают в конфликт друг с другом, что, в конечном счете, приводит к возникновению внутренней напряженности. Это не может не сказаться на психике ребенка.

Очень часто бывает, что переживания ребенка связаны с тем, что он впервые в жизни сталкивается с новыми трудными или неприятными ситуациями, из которых ему приходится искать выход. Однако обобщение переживаний является одним из ключевых моментов для того, чтобы малыш смог преодолеть кризис семилетнего возраста.

Поведение ребенка перестает быть сиюминутным, он постепенно начинает осознавать свои возможности, в его голове начинают формироваться такие жизненно важные понятия, как самолюбие и самооценка. Они в значительной степени отличаются от того, что происходило с ним раньше. Ребенок младшего возраста очень любит себя, однако самолюбия (если его воспринимать в качестве обобщенного отношения к своей личности) и самооценки в нем не наблюдается.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector