В чем заключается право ребенка на образование

Что написано в школьном уставе?

У меня возник конфликт с администрацией школы, в которой учится сын. Не вдаваясь в подробности, могу сказать, что он связан с построением программы. Директор стала ссылаться на устав, но я его не видела. До зачисления нас никто не предупреждал, что на детях будут «обкатываться» какие-то новые программы.

Статья 16 Закона об образовании гласит: школа должна ознакомить родителей будущего ученика со своими учредительными документами и иными материалами, регулирующими образовательный процесс

Прежде всего родителям следует обратить внимание на устав образовательного учреждения. В нем оговаривается, как, в каком порядке принимаются в школу дети, срок обучения, порядок оценки знаний, как оплачиваются дополнительные услуги

Устав школы не должен противоречить Закону об образовании и иным нормативным актам, регулирующим процесс образования. Если противоречие все же наблюдается, то родители могут оспорить все незаконные положения (например, о проведении вступительных экзаменов при зачислении в 1-й класс) в судебном или административном порядке.

Организация образовательного процесса в школе строится на основе учебного плана, разрабатываемого ею самостоятельно в соответствии с примерным учебным планом, и регламентируется расписанием занятий. Учебные нагрузки обучающихся не должны превышать норм предельно допустимых нагрузок, определенных уставом школы на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения. Продолжительность учебного года в 1-х классах длится 30 недель, во 2-11(12)-х классах — не менее 34 недель. Продолжительность каникул устанавливается в течение учебного года не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для обучающихся в первых классах в течение года устанавливаются дополнительные недельные каникулы. Годовой календарный учебный график разрабатывается и утверждается школой самостоятельно.

Основные обязанности ребенка по конституции

Какие обязанности у ребенка? Существуют главные обязанности детей до 18 лет, которые основываются на конституции. До достижения 14 лет — ребенок считается малолетним.

До 6 лет закон не возлагает на человека, каких либо обязанностей. Права, потребности ребенка представляют его родители, либо люди, приравненные к ним (по закону).

С 6 лет список обязанностей ребенка:

  • слушаться старших (родителей, воспитателей, учителей) исключения составляют случаи, когда происходит насилие, оскорбление относительно малолетнего человека;
  • закон об образовании статья 44, пункт 4 гласит, что общее образование обязательно для каждого;
  • соблюдение примерного поведения необходимо для пребывания в общественных местах, образовательных, воспитательных организациях;
  • после 8 лет возлагаются обязанности по соблюдению устава детского общеобразовательного учреждения;
  • с 14 лет появляются обязанности – иметь документ удостоверяющий личность (паспорт);
  • добросовестно выполнять трудовую деятельность, соблюдать дисциплину в рабочем коллективе (Трудовой кодекс 13 статья, 2 часть);
  • справляться с возложенными обязанностями, на основании контракта либо правил учено-трудового законодательства;
  • правила молодежной общественной организации необходимо так же выполнять;
  • с 16 лет молодые люди (юноши) должны готовиться к военной службе (Федеральный закон о воинской обязанности, 13 статья, 1-2 части);
  • с 17 лет юноша обязан пройти процедуру постановки на военный учет (закон о воинской обязанности, 9 статья, 1 часть);
  • освоить военно — учетные специальности (закон о воинской обязанности, 15 статья, 1 часть).

Права школьника

Права школьника регламентируются Уставом школы, в которой он проходит обучение. Тем не менее необходимо перечислить основные права учащегося, которые приняты в каждом российском общеобразовательном учреждении:

  1. Право на получение основного образования, о чем говорится и в статье № 43 Конституции Российской Федерации.
  2. Каждый ученик имеет право принимать участие в управлении школой.
  3. Школьник — это полноценная личность, которая заслуживает уважения как со стороны преподавательского коллектива, так и других сотрудников учреждения.
  4. Обучающийся имеет право знать свою отметку за письменные работы и устные ответы.
  5. Ученик может принимать участие в любых школьных и внешкольных мероприятиях, которые организовываются образовательным учреждением и которые соответствуют его возрастной категории.
  6. Школьник может добровольно участвовать в любой трудовой деятельности.
  7. , включенной в образовательную программу.
  8. Абсолютно каждый обучающийся вправе организовывать объединения, которые не противоречат школьному Уставу.
  9. Школьник вправе иметь свободное время между уроками и в каникулярный период.
  10. Каждый обучающийся имеет право на то, чтобы его выслушала администрация школы, педагоги и другие ученики.
  11. И в учебное время, и во внеклассной работе абсолютно каждый обучающийся вправе отстаивать свои принципы, взгляды, мировоззрение, понятия в тех случаях, когда возникает спорная или конфликтная ситуация.
  12. Обучающийся в любое время, независимо от обстоятельств, имеет возможность перейти в другое образовательное учреждение.
  13. Школьник вправе обучаться на дому, экстерном, а также досрочно сдать ОГЭ и ЕГЭ.
  14. Ученик имеет право высказывать свое мнение на уроке.
  15. Ребенок имеет право появится на уроке позже, предварительно предупредив учителя. Кроме того, при необходимости он имеет право покинуть учебную аудиторию во время урока, спросив разрешения у педагога.
  16. Школьник вправе исправить учителя, если второй оговорился, допустил неточность, касающуюся темы урока.
  17. По истечении урока школьник вправе покинуть учебную аудиторию.
  18. Ученик вправе обучаться в хорошо освещенных помещениях, где также должны соблюдаться чистота и порядок.
  19. Школьник имеет право рассчитывать на стопроцентную безопасность, находясь в стенах школы.

Родители не только могут, но и должны следить за тем, как соблюдаются права их детей в школе. В этих целях создаются родительские комитеты.

К тому же каждый родитель или законный представитель ученика имеет право в любое время посетить учебное заведение, чтобы оценить условия образовательного процесса.

Счастье двоечника

В нашей школе оценка — не мерило знаний, а средство шантажа. Моему сыну-десятикласснику постоянно угрожают отчислением из школы из-за двойки по химии…

Моя дочь была вынуждена сдавать экзамены по четырем предметам при переводе в среднюю (!) школу. Законно ли это?

По действующему законодательству каждая школа имеет право выбирать вид аттестации учащихся самостоятельно. Согласно ст. 15 Закона об образовании, образовательные учреждения свободны в определении системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации. Поэтому родителям не стоит удивляться, если окажется, что даже в первом классе придется проходить разнообразные тестирования.

Что же делать, если ребенок по каким-либо причинам не достаточно хорошо усваивает школьную программу, получает неудовлетворительные отметки? Могут ли оставить его на второй год? Что именно следует предпринимать родителям? Статья 17 Закона об образовании гласит, что ученики начальной и средней школы, получившие годовые двойки по двум или более предметам, «по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся в классы компенсирующего обучения с меньшим числом обучающихся на одного педагогического работника образовательного учреждения или продолжают обучение в форме семейного образования. Обучающиеся на указанных ступенях образования, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному предмету, переводятся в следующий класс условно. Ответственность за ликвидацию обучающимися академической задолженности в течение следующего учебного года возлагается на их родителей (законных представителей). Перевод обучающегося в следующий класс в любом случае производится по решению органа управления (педагогического совета) образовательного учреждения».

На практике это правило означает, что без согласия родителей школьника он не может быть переведен даже в класс для отстающих. Но в то же время родитель несет полную ответственность за последующую успеваемость ребенка. Надо отметить, что школьные учителя и администрация учебных заведений большей частью идет навстречу ученикам. Наиболее распространенный вариант — это организация дополнительных занятий. Вот здесь у школы появляется полное и вполне законное право взимать плату с учеников. Однако следует отметить, что возможность подобных уроков и плата за их организацию должна быть прямо предусмотрена уставом школы.

Наиболее болезнен вопрос исключения учеников из школы. Родителям следует знать, что исключить ребенка, не достигшего 14 лет, школа вообще не имеет права. Согласно ст. 19 Закона об образовании ученика, достигшего 14 лет, можно выгнать из школы «за совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения устава образовательного учреждения» — проще говоря, за хулиганство и плохое поведение. После принятия решения об исключении администрация школы обязана в трехдневный срок проинформировать о принятом решении местный орган самоуправления. Тот в свою очередь принимает меры по устройству исключенного на новое место учебы. Решение об исключении ребенка из школы можно оспорить как в административном (путем обращения с жалобой в органы управления образованием), так и в судебном порядке.

И последнее, что я скажу – про отношение родителей к учителям и школе.

Частая ошибка родителей – ругать учителей и школу за какие-то недочёты в их работе:

1) «Ваша училка по биологии какая-то тупая – за две ошибки уже ставит «тройку»!»

2) «Ненавижу нашу дибильную школу, что за отвратительное место!»

3) «Я умнее вашего классного руководителя!»

И прочее и прочее.

Все эти негативные отзывы о школе в ребёнке формируют негатив к месту, где он учится. Учителей он перестаёт уважать. Какой результат? – Плохая успеваемость, нет дисциплины, ребёнок может стать «изгоем» для злопамятных учителей. К чему это ведёт? – К комплексам неполноценности, недостаточности знаний и т.д.

Если учитель хороший – скажите ребёнку: «Как тебе повезло с учителем!», а если нет, то не высказывайте свой негатив вслух при ребёнке. Учителя и школа – вторая семья для ребёнка, его работа. А нелюбимая работа сами знаете к чему приводит. А мы ведь хотим только самого лучшего своему ребёнку!

Читайте законы, устав школы. Посещайте родительские собрания и уроки. Не ругайте учителей при ребёнке. У него не будет неприязни к школе, а вы будете в курсе всех дел. Добрых вам благ, до новых встреч.

В каких законах говорится о правах ребенка

Основные права ребенка изложены в:

  1. Декларации прав ребенка, провозглашенной Резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН 20.11.1959.

Декларация установила 10 принципов, следовать которым призывались все желающие обеспечить детям счастливое детство:

Принцип 1 — ребенку должны принадлежать все указанные в Декларации права.

Принцип 2 — ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и .

Принцип 3 — ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.

Принцип 4 — ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения.

Принцип 5 — ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния.

Принцип 6 — ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании.

Принцип 7 — ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях.

Принцип 8 — ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.

Принцип 9 — ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации.

Принцип 10 — ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации.

Конституции РФ, которой предусмотрено:

— обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства ();

— материнство и детство, а также семья находятся под защитой государства ().

Семейном кодексе РФ, которым предусмотрены следующие права ребенка:

— жить и воспитываться в семье (статья 54);

— знать своих родителей и общаться с ними (статьи 54, 55);

— на заботу родителей (статья 54);

— на совместное проживание с родителями (статья 54);

— на защиту своих прав и законных интересов (статья 56);

— выражать свое мнение, которое должно учитываться если ребенок достиг возраста 10 лет (статья 57);

— на имя, отчество фамилию (статья 58) и изменение фамилии и имени (статья 59).

Законе № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Статья написана и размещена 2 января 2014 года. Дополнена — 05.01.2014, 12.10.2014

ВНИМАНИЕ!

Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector