Право на получение общедоступного среднего образования

Содержание права на образование.

Основная суть права на образование заключается в улучшении доступа к образованию для всех на основе принципа равенства и недопущения дискриминации, свободы выбора формы и содержания обучения.

Право на образование предусматривает следующие права и свободы:

  • право на бесплатное и обязательное начальное образование;
  • право на доступное (и в перспективе бесплатное) среднее образование (включая профессионально-техническое образование);
  • право на равный для всех доступ к высшему (и в перспективе бесплатному) образованию на основе способностей каждого;
  • право на получение базового образования для тех, кто не проходил или не закончил полный курс начального образования;
  • право на качественное образование как в государственных, так и в частных учебных заведениях;
  • свобода родителей выбирать учебные заведения для своих детей в соответствии со своими религиозными и нравственными убеждениям;
  • свобода отдельных лиц и органов создавать учебные заведения и руководить ими в соответствии с минимальными стандартами, установленными государством;
  • академическая свобода преподавателей и студентов и независимость учебных заведений.

Закон об образовании: права и обязанности родителей

Помимо установленных обществом моральных норм, необходимость воспитания ребенка родителями, развитие детей определяется еще и федеральным законодательством.

Основным документом, который регламентирует это, является Федеральный закон «Об образовании», статья об обязанностях родителей № 44 «Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся».

В ней указана главная обязанность родителей — «…заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».

Права родителей

Законодательство РФ четко регламентирует права и обязанности родителей в школе. В соответствии с законом об образовании, у родителей есть возможность выбрать:

  • форму обучения ребенка — в школе, дома, экстерном;
  • учебное заведение и возможность сменить его, выбрав другое;
  • язык, на котором проводятся уроки;
  • факультативы, кружки и секции.

Родителям разрешается запрашивать:

  • правоустанавливающие документы школы, к примеру, устав, аккредитации и прочие;
  • информацию о методиках преподавания и выбрать наиболее оптимальную;
  • данные о квалификации учителя.

В ходе учебного процесса родители могут:

  • знакомиться с оценками ученика;
  • знакомиться с учебными планами;
  • узнавать планы внеклассных мероприятий;
  • участвовать в учебно-воспитательном процессе (например, входить в состав родительского комитета);
  • присутствовать при обследовании детей (допустим, психологами);
  • присутствовать на уроке (с разрешения учителя);
  • получать консультации педагогов по вопросам, связанным как со школьной, так и с внешкольной деятельностью ученика.

Роль государства в законе определена весьма однозначно: оно обязуется помогать родителям (в соответствии со ст. 44 закона «Об образовании»).

При этом родителям гарантируется полная конфиденциальность информации о ребенке и его физическом или психологическом развитии. Мамы и папы при желании напрямую участвуют в управлении делами класса или школы — входят в состав родительского комитета. Среди возможностей родителей — организация культурного досуга их отпрысков: экскурсии в музеи и поездки в другие города, посещение промышленных предприятий и походы в лес.

Обязанности родителей в новом законе «Об образовании»

В соответствии с законом, родители обязаны создать для ребенка все условия для получения среднего образования. То есть обеспечить его:

  • одеждой (при необходимости, формой);
  • местом для подготовки уроков и домашних заданий;
  • необходимыми школьными принадлежностями (ручками, карандашами, тетрадками и так далее);
  • комфортными бытовыми условиями для получения знаний (создать благоприятную обстановку в семье);
  • полноценными условиями для отдыха после занятий.

Контроль деятельности ребенка входит в обязанности родителей по обучению детей в школе. Исключительно родители, а не кто-то еще, должны следить за:

  • регулярным посещением школы ребенком;
  • соблюдением им всех правил поведения, предусмотренных правоустанавливающими документами школы (уставом, правилами внутреннего распорядка и т. д.);
  • соблюдением правил безопасности по пути в школу и обратно;
  • уважением ребенком чести и достоинства работников школы.

Родители должны своевременно извещать педагогов о состоянии здоровья ребенка, об особенностях его поведения, о причинах пропуска занятий, если они имеют место. Если любимое чадо, расшалившись на перемене, разбило стекло, родители обязаны компенсировать школе нанесенный ущерб.

Родители или законные представители школьников обязаны посещать родительские собрания, где рассматриваются и обсуждаются важнейшие для развития ребенка темы, подводятся итоги четверти.

Таким образом, по российским законам (опять же, оставляя в стороне требования общественной морали), родители являются полноценными участниками учебно-воспитательного процесса, и их роль в нем не менее важная, чем роль учителя.

Современное образование. Пресловутое ЕГЭ.

Годы перестройки оказали влияние не только на политику и экономику, образование тоже претерпело изменения.

  1. школьное образование,
  2. средне специальное,

Поступление в старшие классы происходит по конкурсу.

Высшее образование гражданин бесплатно имеет право получить один раз.

По окончании школы выпускник сдает ЕГЭ.

ЕГЭ — это западный образец проверки знаний. Чтобы избежать нарушений со стороны учителей, завышающих оценки некоторым ученикам, а также исключить взятки при поступлении в высшие учебные учреждения.

Несомненно, на первых порах такая форма проверки помогла поступить многим ребятам в престижные вузы, избежать взяток. Но постепенно нашлись пути подкупа, подмены заданий и их решений. Появились завышенные оценки особенно у выпускников некоторых республик. Оказалось, что учителя просто диктовали ответы и поэтому такие результаты.

Система ЕГЭ, как проверка знаний учащихся имеет и плюсы и минусы.

Одно ясно, она требует доработки и усовершенствования. Пришедшая с запада система проверки в виде ЕГЭ, не учитывает российские условия и особенности. В итоге она лишь ухудшила знания учеников, которые в годы перестройки были утеряны.

В настоящее время получить работу без образования практически невозможно. И образование в вузе, который требует хороших знаний, также ценится работодателем. Найти выпускнику работу престижного вуза, гораздо проще, чем закончившему вуз, который дает слабые и оплаченные знания. Причем нужен не только диплом как бумажка, а знания по специальности.

Руководители предприятий, особенно частные предприниматели, очень тщательно подбирают персонал. И не желают платить деньги ничего не знающему специалисту. Ценность права на образование все увеличивается. Хотя и здесь достаточно нарушений. Ранее, можно было купить диплом и заняться практической деятельностью. Особенно страшно, что покупали дипломы медиков. И здоровье оказывалось в руках мошенников.

Не менее худшим, по последствиям, является покупка оценок на экзаменах. Создавались целые группировки по работе со студентами. Иногда, знающий студент, не мог сдать экзамен из-за завышенных требований.

Государство борется с такими случаями, но полностью устранить такие перегибы не удается. Случаи взяток за поступление и экзамены все равно встречаются. Преподаватели продают, написанные прежде дипломные работы, руководителями которых являлись. Студенты предпочитают покупать такие работы, чтобы обезопасить себя от необоснованных придирок. Страдает не только право на образование, но и население, которое вынуждено пользоваться услугами таких специалистов.

Внимание! В данной статье информация могла устареть! Для уточнения информации заполните заявку ниже и квалифицированный юрист поможет решить вашу задачу или позвоните по телефонам указанным на сайте. Консультация или звонок бесплатно!

АУДИОВЕРСИЯ СТАТЬИ

Право ребенка на образование

В этой сфере есть некие правомочия, например, как право самостоятельно действовать в обществе. Ребенок имеет право на образование, на выбор его языка и формы. Он вправе требовать предоставить возможность учиться и соответственные условия для него.

Государство гарантирует основное бесплатное образование своим гражданам, однако среднее специальное и высшее осуществляется на основе конкурсного отбора или на коммерческой основе.

Все права воспитанников устанавливаются уставом данного учебного заведения.

  • Люди, достигшие совершеннолетнего возраста, вправе выбрать учебное заведение и форму учебы.
  • Воспитанники имеют возможность получать такую учебу, которая соответствует нормам и стандартам РФ.
  • Все выпускники школ имеют равноправное положение во время поступления в другие учебные заведения.
  • Строго запрещается принудить учащихся вступить в общественно-политические организации или политические движения.
  • Все воспитанник могут посещать разные мероприятия свободно от учебного плана.
  • Все учащиеся и воспитанники могут переводиться в другие учебные заведения.

Среди возможностей, предоставляемых образовательной системой можно отметить важные функции учебных заведений. Они имеют цель создать общий культурный облик личности, помочь адаптироваться в обществе, помочь выбрать будущую профессию, воспитать понятие об уважении к свободе человека, к природе, к родителям, учить, как создать здоровый образ жизни. Есть определенные нормы для учащихся общеобразовательных учреждений.

Комментарий к Ст. 5 закона «Об образовании в Российской Федерации»

Ключевой в комментируемой главе, безусловно, выступает ст. 5 Закона о содержании и гарантиях реализации права на образование. Рассматриваемая статья не является новой для отечественного образовательного законодательства, поскольку аналогичные положения были закреплены в ст. 5 Закона N 3266-1, а также в ряде его отдельных норм. Кроме того, в преамбуле Закона декларировалось, что право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.

Право на образование в комментируемой статье 5 Закона Об образовании России объявлено одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан РФ. Это означает, что право на образование включено Законом в число естественных прав и свобод человека и гражданина, возникает с рождением, прекращается в момент смерти человека и может быть ограничено только в целях, установленных Конституцией страны и комментируемым Законом. То есть в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, законности и правопорядка. В этой связи необходимо отметить законодательную новеллу, в соответствии с которой принцип гарантии равного права на образование независимо от открытого перечня обстоятельств, отличающих людей друг от друга, уравновешен указанием на то, что предпочтения и преимущества, установленные при реализации рассматриваемого права для лиц, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, не является дискриминацией в правах иных обучаемых (см. п. ч. 5 настоящей статьи).

Часть 2 комментируемой статьи почти текстуально воспроизводит норму ч. 2 ст. 19 Конституции России о равноправии граждан применительно к сфере образования.

В части 3 комментируемой статьи вновь подтверждена общедоступность и бесплатность основных видов довузовского образования и бесплатность первого высшего образования, получаемого на конкурсной основе, частичная государственная финансовая поддержка получения образования социально незащищёнными категориями граждан (см. п. 3 ч. 5 ст. 5). В проекте Закона также подтверждалась возможность получения полилингвального образования, которая, к сожалению, изъята из окончательного его текста.

В части 4 комментируемой части статьи 5 Закона Об образовании в РФ вновь подтверждается малореальная в настоящей жизни норма о создании соответствующих социально-экономических условий для обучения человека на протяжении всей его жизни.

В завершающей 5 части статьи перечислены отдельные категория обучаемых, обладающих особым правовым статусом по сравнению с иными гражданами в сфере образования. Две из них охарактеризованы выше, осталась категория одарённых детей, которым по смыслу комментируемой нормы должно оказываться содействие всеми органами публичной власти.

Обязательства государств в отношении права на образование.

Право на образование предусматривает определенные обязательства со стороны правительства. Государства должны уважать, защищать и осуществлять право на образование.

Обязательство уважать требует от государств воздерживаться от принятия мер, которые прямо или косвенно затрудняют или препятствуют осуществлению права на образование. Государства должны, в частности, уважать свободу родителей выбирать частные или государственные учебные заведения для обучения своих детей и право обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями. Следует в равной степени уважения относится к обучению мальчиков и девочек, как и представителей всех религиозных, этнических и языковых групп.

Обязательство защищать требует от государств принимать законодательные, административные и иные меры для недопущения посягательств со стороны третьих лиц на осуществление права на образование. Государствам следует обеспечить, чтобы частные школы не допускали дискриминационную практику или не применяли телесные наказания.

Обязательство осуществлять требует от государств принятия соответствующих законодательных, административных, бюджетных, судебных, стимулирующих и иных мер содействующих и помогающих отдельным лицам и общинам пользоваться правом на образование. Лучшим примером для иллюстрации данной обязанности является статья 14 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, согласно которой новые государства-участники, которые еще не установили обязательное бесплатное начальное образование, обязаны «выработать и принять подробный план мероприятий для постепенного проведения в жизнь — в течение разумного числа лет … принципа обязательного бесплатного всеобщего образования».

Ответственность лиц, нарушивших права детей

По законам РФ все права родителей реализуются в соответствии с интересами детей. Родители или законные представители несовершеннолетних детей, все должностные органы и другие ответственные лица должны нести ответственность в случае нарушения прав несовершеннолетних. Среди всех причин лишения родительских прав главным является грубое обращение с детьми. Если родители или другие законные представители не исполнят свои обязанности, которые включают в себя содержать и воспитать его, они будут нести административную ответственность по законодательству Российской Федерации.

В случае жестокого обращения с малышом или подростком по статье 156 уголовного кодекса РФ данное лицо подлежит уголовной ответственности. В случае вовлечения его к употреблению алкоголя или других продуктов, содержащих спирт, должностное лицо будет нести уголовную ответственность по статье 151 РФ. В случае вовлечения в попрошайничество дееспособное лицо должно нести уголовную ответственность по той же статье РФ.

История права на образование.

До эпохи Просвещения образованием детей в Европе занимались главным образом их родители и церковь. Только со становлением современного светского государства образование стало рассматриваться как предмет общественного интереса и ответственности государства. В начале 16-го и 17-го столетия выдающиеся философы Джон Локк и Жан-Жак Руссо сформулировали в своих работах основы современной концепции индивидуального права на образование.

Вместе с тем, в таких классических документах, утверждающих права личности, как британский Билль о правах 1689 года, американская Декларация независимости 1776 года или французская Декларация прав человека и гражданина 1789 года, не содержалось никаких положений, непосредственно относящихся к праву на образование.

В связи с зарождением идей социализма и либерализма в 19-м веке право на образование все чаще стало рассматривается в качестве одного из основных прав человека. К. Маркс и Ф. Энгельс предложили воспринимать государство в качестве партнера или слуги общества. Либеральные и антиклерикальные мыслители 19-го века также повлияли на развитие образовательных прав, защищая и продвигая идею освобождения науки, исследований и преподавания от вмешательства церкви и государства.

Во второй половине 19-го века право на образование получает явное признание. Конституция Германской империи 1871 года содержала раздел, озаглавленный «Основные права немецкого народа», аналогичным образом в немецкую Веймарскую конституцию 1919 года был включен раздел «Образование и школьное обучение», в котором прямо признается обязанность государства гарантировать образование на основе системы бесплатного и обязательного школьного обучения.

Различные международные договоры, заключенные после Первой мировой войны и, в частности, Женевская декларация прав ребенка в 1924 года, способствовали признанию права на образование на международном уровне.

В течение 20-го право на образование было закреплено в ряде международных пактов и конвенций о правах человека, а также включено в национальные конституции или нормы внутреннего законодательства большинства стран.

Права, обязанности и ответственность родителей

По закону РФ каждый малыш должен быть под ответственностью своих родителей. Он должен быть окружен любовью и заботой. Родители должны обеспечить его материально. По семейному кодексу РФ есть конкретные родительские права, которые осуществляются до 18 летнего возраста. Они заключаются в следующем:

  1. Получить из государства обеспечение бесплатного основного общего образования для своих детей.
  2. Возможность для выбора формы образования своих детей.
  3. Право на осуществление программы общего образования для своих детей и возмещение затрат на учебу.
  4. Возможность на прием своих детей в местное учебное заведение.
  5. Ознакомиться с установленными нормами местного учреждения для реализации учебы.
  6. Возможность на совместное участие в делах управления учебного заведения.
  7. Ознакомиться с учебным процессом в целом и оценками.
  8. Дать согласие для прохождения военной подготовки.
  9. Обсуждать с учителем или директором свои жалобы.
  10. Получать помощь со стороны государственных органов в процессе обучения.
  11. Воспитать его своими религиозными пониманиями.
  12. В случае необходимости защищать своего сына или дочь в судах.

Помимо правил, все родители имеют конкретные обязанности. Они обязуются:

  • обеспечить права ребенка на образование;
  • защищать своих детей, не нанести вред его здоровью;
  • обеспечить основное общее образование до 15 лет в школе или в другом учреждении;
  • соблюдать все нормы устава учебного заведения;
  • обеспечить для него нормальные условия проживания.

Родители ответственны за невыполнение своих обязанностей. Они несут ответственность за своих детей так же в случае нарушения им прав других граждан. По законодательству РФ есть установленные нормы, когда родители могут лишаться своих родительских прав:

  • если не выполняют свои обязанности как родители;
  • злоупотребляют своими правами;
  • в случае плохого обращения и насилия;
  • в случае совершения преступления.

Закон об образовании

2012 года, 21декабря Госдума РФ принял этот закон. Данный документ был одобрен 26 декабря со стороны совета федерации России. В законе есть точные объяснения, которые касаются всех пунктов данной области.

В основе закона лежат отношения, которые касаются осуществления и гарантии прав на образование и свободы человека. Закон предусматривает создание возможностей для учебы. По данному закону РФ устанавливаются все условия для организации учебы в РФ. По закону устанавливается политика РФ и права участников этой области.

Конвенция о правах ребенка

Документ был принят Генеральной Ассамблеей ООН Ν 44/25 в 20 ноября 1989 года.  Это главный международный акт о правах детей, который вступил в силу 02.09.1990. В СССР была утвержден 13 июня 1990 года Ν 1559-1. В данной конвенции изложены важные понятия, связанные с развитием культуры, государства и народа в целом, где большую роль играет понятие о на образование.

Российская Федерация утвердила Конвенцию. По признанию РФ, образование необходимо, чтобы развить следующие гуманистические цели.

  1. Развить все умственные и физические способности личности.
  2. Воспитать понимание о свободе человека.
  3. Воспитать уважение к родителям и к национальной принадлежности человека.
  4. Подготовить к жизни в обществе, где гражданин должен выступить самостоятельно. Понимать окружающий мир, роль мужчин и женщин в обществе.
  5. Воспитать понимание к природе и уважать ее.

Компоненты права на образование.

В Замечаниях общего порядка 13 Комитета по Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах указаны четыре взаимосвязанных компонента права на образование, а именно: наличие, доступность, приемлемость и адаптируемость.

Наличие – на территории страны должно быть открыто достаточное количество учебных заведений и программ. Количество необходимых для их функционирования ресурсов обусловлено множеством факторов, включая уровень развития государства. Например, для всех учреждений и программ, по всей видимости, потребуются специализированные здания, санитарно-технические системы для обоих полов, безопасная питьевая вода, квалифицированные преподаватели, получающие конкурентоспособную на внутреннем рынке зарплату, соответствующие учебные материалы и пособия и т. д. Развитые страны могут позволить себе более дорогостоящие объекты и оснащение такие, как библиотеки, компьютерное оборудование и информационные технологии.

Доступность – образовательные учреждения и программы должны быть доступны для всех без какой-либо дискриминации на территории государства. Доступность имеет три взаимосвязанных критерия:

  1. недопущение дискриминации – образование должно быть доступно для всех, особенно для наиболее уязвимых групп населения, де-юре и де-факто без дискриминации по каким бы то ни было признакам;
  2. физическая доступность – образование должно быть в пределах безопасной физической доступности: географическое размещение образовательных учреждений должно производиться с учетом удобства посещения (например, районные школы), внедряться современные технологии (например, программы «дистанционного обучения»);
  3. экономическая доступность – образование должно быть доступным для всех. Этот критерий доступности зависит от дифференциальной формулировки статьи 13 (2) Международного пакта в отношении начального, среднего и высшего образования: тогда как начальное образование должно быть «бесплатным для всех», государства должны стремиться к постепенному введению бесплатного среднего и высшего образования.

Приемлемость – форма и содержание образования, включая учебные планы и методики преподавания, должны быть приемлемыми (например, учитывать культурные особенности и быть надлежащего качества) для учащихся и в соответствующих случаях для родителей. Школы также должны соответствовать стандартам охраны здоровья и безопасности, учителя должны иметь соответствующую профессиональную квалификацию, а дисциплинарная политика не должна умалять «достоинство» ребенка.

Адаптивность – образование должно быть достаточно гибким, чтобы адаптироваться к потребностям меняющегося общества и отвечать потребностям учащихся, находящихся в разных социальных и культурных условиях. Например, образовательные программы должны адаптироваться к потребностям детей из разных социальных и расовых групп, детей, которые не говорят на основном языке школьной системы, и детей с ограниченными возможностями.

Право:

Новый Закон об образовании в РФ ввел одно принциипальное изменение, которое возможно не все до конца осознали — по новому закону об образовании государство гарантирует общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами не только основного общего (до 9 класса), но и среднего общего образования (до 11 класса).

В нашей стране право каждого на образование гарантировано статьей 43 Конституции РФ:

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования

а также статьей :

1. В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование.

2. Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

3. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

4. В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.

Общедоступность образования означает, что

  • получить образование начиная с детского сада до 11 класса общеобразовательной школы имеет право каждый вне зависимости от национальности, места жительства, материального достатка и других обстоятельств.
  • каждому должна быть предоставлена возможность поступления или перевода в образовательную организацию с 1 по 11 класс бесплатно, без дополнительных условий и конкурсных процедур
  • претендовать на поступление в 10 и 11 класс можно вне зависимости от возраста и количества троек.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector