Егэ. обществознание. теория по кодификатору. право. 5.12. право на благоприятную среду

Экологическая безопасность населения

Право граждан на благоприятную окружающую среду предполагает то, что человек должен иметь реальную возможность проживать в местности, которая отвечает не только российским, но и международным стандартам. Кроме того, это означает возможность участвовать в принятии решений, связанных с экологией, контролировать выполнение решений, получать своевременную и точную экологическую информацию и требовать ущерб в случае нарушений.

Как обеспечивается экологическая безопасность? Здесь важную роль играет нормирование и планирование, принятие мер по улучшению качества окружающей среды и предотвращению вредной с точки зрения экологии деятельности, недопущение и ликвидация последствий катастроф, аварий и стихийных бедствий при помощи государственного и социального страхования населения, создание частных и государственных фондов, организации доступной медицинской помощи. Также следует регулярно следить за состоянием экологии и контролировать исполнение законодательства.

Права и обязанности

Экологические права и обязанности человека – это совокупность юридических норм, определяющих меру возможного и допустимого поведения человека при взаимодействии с природой. Среди них основными являются права:

  • на благоприятную окружающую среду;
  • на доступ к полной и достоверной информации о ее состоянии;
  • на несудебные методы защиты природной среды;
  • на пользование природными ресурсами;
  • на возмещение ущерба, полученного в результате экологического правонарушения;
  • на участие в разработке и принятии экологически важных решений;
  • на охрану здоровья от вредного воздействия неблагоприятной окружающей среды;
  • на радиационную безопасность.

Они относятся к категории основных неотчуждаемых прав человека. Полученные в момент рождения, сохраняются за ним на всю жизнь. Никто, никогда и ни при каких условиях не может лишить человека этих прав.

Субъектами экологических правоотношений выступают физические, юридические лица, государственные органы и должностные лица, общественные объединения. Для реализации и защиты своих прав граждане могут:

  • формировать общественные организации, деятельность которых направлена на охрану окружающей среды и контроль над ее состоянием, становиться их членами, вносить свои сбережения;
  • принимать участие в акциях, пикетах, демонстрациях, имеющих целью привлечение внимания общественности к проблемам окружающей среды;
  • требовать от соответствующих органов достоверной и полной экологической информации, данных о санитарно-эпидемиологической обстановке, соответствия продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, оказываемых услуг требованиям экологической безопасности;
  • обращаться в органы власти с жалобами, заявлениями, предложениями;
  • подавать судебные иски о нарушении своих экологических прав и требовать запрета на функционирование экологически вредных объектов, привлечения к ответственности виновных, возмещения ущерба.

В целях сохранения природной среды граждане обязаны:

  • осуществлять свою деятельность в соответствии с требованиями природоохранного законодательства;
  • оказывать помощь органам государственной власти в решении вопросов охраны природной среды;
  • принимать активное участие в охране и восстановлении окружающей среды;
  • прививать подрастающему поколению культуру взаимодействия с природой;
  • не нарушать экологических прав других людей.

Право на благоприятную окружающую среду охраняется государством, для этого разработан комплекс активных мер:

  • мониторинг, охрана и восстановление природной среды;
  • предупреждение и ликвидация последствий природных и техногенных катастроф;
  • образование фондов помощи и страхования;
  • контроль над соблюдением природоохранного законодательства.

Органы государственной власти и уполномоченные должностные лица обязаны создавать все условия для реализации экологических прав граждан:

  • разрабатывать природоохранные нормативы;
  • привлекать виновных к юридической ответственности;
  • осуществлять финансовую поддержку экологических мероприятий и программ из средств бюджетов различных уровней;
  • предоставлять экологическую информацию;
  • учитывать экологические требования и нормативы в ходе планирования застроек;
  • осуществлять экологический контроль;
  • проводить экологические экспертизы.

За невыполнение этих обязанностей предусмотрена дисциплинарная, материальная, гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность. Для защиты экологических прав граждан предусмотрены государственные гарантии, которые заключаются в правах:

  • судебного обжалования решений и действий (бездействия) органов государственной власти, должностных лиц, общественных объединений;
  • возмещения государством вреда, полученного в результате действий или бездействия органов власти и должностных лиц;
  • обращения в международные органы защиты прав и свобод.

Конституция позволяет гражданину защищать свои права любым способом, не противоречащим закону.

Общественные объединения, деятельность которых направлена на защиту окружающей среды, имеют право:

  • разрабатывать, пропагандировать и осуществлять природоохранительные программы, защищать интересы граждан;
  • вести пропаганду в сфере охраны и воспроизводства природных ресурсов;
  • организовывать и проводить общественную экологическую экспертизу или рекомендовать своих представителей для проведения государственной экспертизы;

В своей деятельности общественные объединения подчиняются требованиям законодательства и могут осуществлять те же экологические права, что имеются и у рядовых граждан.

Право на благоприятную среду обитания

Жизнь человека напрямую зависит от того в какой среде он живет и осуществляет свою деятельность. Природная среда будет благоприятной, если она соответствует установленным нормативам качества и безопасности.

Так, загрязненный воздух является причиной различных заболеваний дыхательных путей человека и работы его важных органов. В той местности, где радиационный фон превышает допустимые пределы, влечет заболевание щитовидной железы, развитие онкологических заболеваний и напрямую влияет на рождаемость населения.

Важным является и то, какую питьевую воду и продукты питания человек употребляет в пищу. Поэтому праву гражданина на благоприятные условия жизни способствует в реализации – обязанность государства обеспечивать нормальный уровень качества природной среды и продуктов питания путем установления нормативов и технических регламентов.

В современном мире все сложнее и сложнее становится достигнуть благоприятной почвы для жизни и здоровья человека, в связи с этим гражданину остается лишь право обращаться в органы государственной власти для защиты или возмещения вреда, причиненного негативной окружающей средой и деятельностью человека.

↑ Способы (механизмы) защиты права на благоприятную окружающую среду

НормативыНесудебные способы

  • Непосредственное участие в общественных объединениях, фондах и иных некоммерческих организациях, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды.
  • Обращение в органы государственной власти РФ, её субъектов, органы местного самоуправления, в иные организации и к должностным лицам:
  • в целях получения своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, мерах по её охране;
  • с жалобами, заявлениями, предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на неё.
  • Активное участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству РФ акциях.
  • Выдвижение предложений о проведении общественной экологической экспертизы и участие в её проведении в установленном порядке.
  • Оказание содействия органам государственной власти РФ, её субъектов, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды.
  • Обращение в правоохранительные органы по фактам совершения уголовно наказуемых деяний экологического характера, а также обжалование действия (бездействия) органов власти и их должностных лиц в вышестоящие органы и должностным лицам, а также в органы прокуратуры.

Судебные способы, используемые гражданами:

  • Обращение граждан в суды общей юрисдикции. Нарушенные экологические права восстанавливаются путём вынесения решения, например:
  • в возмещении вреда, причинённого здоровью или имуществу физического лица экологическим правонарушением или стихийным бедствием;
  • об обязании уполномоченного органа власти представить гражданину запрошенную информацию о состоянии окружающей среды;
  • об отмене решения органа власти о запрете на проведение митингов и иных массовых мероприятий экологического характера;
  • об отмене решения органа местного самоуправления об отказе в регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы и др.
  • Обращение граждан в арбитражный суд, если имеют место следующие факты, например:
  • отказ специально уполномоченного органа в выдаче лицензии на природопользование;
  • нарушение одной из сторон договора, например, страховщиком по договору об экологическом страховании, своих обязанностей;
  • принятие органом государственной власти решения, ограничивающего конкуренцию в сфере природопользования, например, о недопущении гражданина- предпринимателя к участию в конкурсе на освоение участка недр.

Экономические способы, используемые государством:

  • Планирование и финансирование природоохранных мероприятий.
  • Установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов.

Поскольку человек не может не воздействовать на окружающую среду — не забирать воду, не выбрасывать загрязняющие вещества, не извлекать минеральных ресурсов и т. д., установлены научно обоснованные пределы (нормы) такого воздействия. С этой целью вводится экологическое нормирование — закреплённые в нормативных правовых документах экологические критерии (нормативы) предельно допустимого химического, физического и биологического воздействия на окружающую среду.Нормативы качества — это нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ и предельно допустимых уровней вредных физических воздействий.Нормативы устанавливают пределы допустимых выбросов и сбросов вредных веществ для различных источников воздействия на окружающую среду.

  • Установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду; размещение отходов и другие виды вредного воздействия.
  • Предоставление юридическим и физическим лицам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий, нетрадиционных видов энергии.
  • Возмещение вреда, причинённого окружающей природной среде и здоровью человека.

Защита права на благоприятную окружающую среду станет эффективной, если граждане будут выполнять свои экологические обязанности.

Режим самоизоляции НЕ противоречит Конституции РФ. Привожу все статьи. В стране мало профессиональных юристов, увы

Слева и справа крики: “Караул! Нарушают права и свободы! Власть наплевала на Конституцию! Нас держат за рабов!”.

Интересно, вы также ругаетесь на светофор, когда он ограничивает Ваше движение? Нет? Странно. А как же право на свободу передвижения?

А самое ироничное, что многие “юристы”, что дают свои комментарии ведущим изданиям, аккуратно выражают свою позицию в ту же сторону: “власть не имела права”, “власть противоречит самой себе”, “термина “самоизоляция” нет в юридической практике””.

Давайте договоримся на берегу об одном: есть суть или дух закона, принцип справедливости. А есть буква закона, которую пытаются трактовать в угоду личных удобств.

Это означает, что порой дух/суть закона могут быть неверно выражены в букве. Но неверное выражение в букве не должно умалять принцип справедливости. И при обнаружении подобного искажения – требуется исправления буквы, опять же, без умаления принципа справедливости.

Да, в законах нет слова “самоизоляция”, но это не означает, что нет фразы “ограничительные меры”, из которой и вытекает слово “самоизоляция”.

Самоизоляция – это ограничительная мера? Или Вы дальше будете упирать в букву?

Итак, а теперь статьи Конституции и Федеральных законов.

Статьи Конституции:

СТАТЬЯ 55 КОНСТИТУЦИИ РФ3.

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Ограничения вводятся, чтобы защитить здоровье, права и законные интересы всего населения! А не интересы отдельно взятых представителей. Чувствуете разницу?

Именно исполнение ограничительных мер введёт к исполнению конституционного права каждого человека (каждого!) на охрану здоровья, и как следствие – право на свободу жизнедеятельности.

Если будет повально заражение населения, как Конституция защитит моё право на благоприятную среду? На свободу передвижения, которое будет попрано страхом или реальной возможностью заразиться?

Далее..

СТАТЬЯ 42 КОНСТИТУЦИИ РФКаждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.СТАТЬЯ 41 КОНСТИТУЦИИ РФ1.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Вроде, здесь всё понятно. КАЖДЫЙ имеет право на благоприятную окружающую среду, которое единственно может защитить моё право на свободу передвижения и свободу жизнедеятельности.

Каждый имеет право на то, чтобы государство принимало меры по охране и защите его здоровья.

Где же это защита, если я столкнусь с массовым заражением населения?

Меры принимаемые для защиты – будь ЧС, ЧП, военное положение, ограничительные меры, карантин или какие другие – это уже вопрос иного порядка. Вопрос принятия решений в границах минимальных потерь.

Знаете, проесть бюджет за пару дней, выдавая каждому по 50 000 рублей – это много ума не надо.

А какие последствия тому, представляете? Видимо, нет, не представляете, что может быть с государством, у которого дыра в бюджете, не считая о последствиях свободного выброса денег, которые процентов эдак на 90 в итоге уйдут за рубеж (многие компании, работающие на территории России или товары и услуги – принадлежат забугорным хозяевам, если что).

Далее…

СТАТЬЯ 90 КОНСТИТУЦИИ РФ2.Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.3.

Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Президент издал Указ? Издал.

Судя по статьям выше – они не противоречат Конституции РФ, тем более их духу – защите прав, свобод и интересов ВСЕГО населения.

Федеральные законы

А вот о режиме повышенной готовности. Неожиданно.

В соответствии с п. 10, ст.4.

1, ФЗ N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» при введении режима повышенной готовности допускается:Ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а также в зону чрезвычайной ситуации;Приостанавливать деятельность организации, оказавшейся в зоне чрезвычайной ситуации, если существует угроза безопасности жизнедеятельности работников данной организации и иных граждан, находящихся на ее территории.

Угроза возникновения ЧС есть? Есть. Угроза безопасности жизнедеятельности имеет место? Имеет.

Вопросы?

Экологические обязанности граждан

  1. Бережное отношение к окружающей среде;
  2. Не нарушать природоохранительное законодательство и действующие экологические нормативы;
  3. Содействовать в развитии экологической культуры и расширению знаний о природе;
  4. Участвовать в природоохранных мероприятиях.

За нарушение норм экологического законодательства наступает юридическая ответственность. Степень наказания напрямую зависит от степени общественно-опасного вреда, нанесенного окружающей среде. Различают такие виды ответственности:

  • административная ответственность (взыскания, штраф, лишение особых прав);
  • гражданско-правовая ответственность (возмещение ущерба);
  • дисциплинарная ответственность (предупреждение или выговор сотруднику, который не соблюдал эколого-правовые нормы);
  • уголовная ответственность за тяжкие нарушения в сфере природопользовании (ограничение свободы до 5 лет, лицам, достигшим 16- летнего возраста).

Смотрите также:

  • Правовое регулирование отношений супругов. Порядок и условия заключения и расторжения брака
  • Особенности административной юрисдикции
  • Международное право (международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени)
  • Споры, порядок их рассмотрения

Право на информированность о состоянии природной среды

Каждый из нас обладает правом на достоверную, объективную и полную информацию о текущем состоянии природной среды и достаточности природных ресурсов. Для этого желающий может обратиться с соответствующим запросом в местные органы власти, чтобы получить необходимую информацию.

Представители власти не имеют право отказать в приеме обращения, так как за это следует уголовная или административная ответственность. Другой вопрос в том насколько будет информация достоверной и полной.

В настоящее время большинство информации человек может подчеркнуть в среде интернет, где располагаются официальные сайты органов исполнительной власти, ведущих ежедневный мониторинг окружающей среды.

В режиме онлайн Вы можете ознакомиться с погодными условиями, радиационным фоном, уровнем загрязнения атмосферы вредными веществами. А также наряду с официальными органами власти действуют общественные организации, цель которых параллельно осуществлять мониторинг окружающей среды и предоставлять гражданам полученную информацию.

Поэтому каждый может обратиться за информацией в официальные источники и соотнести ее с источниками общественных организаций для получения наиболее полной и достоверной картины о загрязненности среды.

Особенности экологического права

Экологическое право имеет сейчас уникальную возможность стать высокоразвитым правовой отрасль, исполнению норм которой будет уделяться большой общественный вес.

В связи с возрастанием количества правонарушений в сфере экологии, касающихся не только разрушения самих природных комплексов, но и нарушением права каждого гражданина на благоприятную экологическую среду и утаивания информации про реальное положение дел по охране значимых природных объектов, каждый гражданин должен иметь четкое представление о следующих вопросах:

— какие законы Российской Федерации регулируют основы природопользования в России;

— что можно, а что нельзя делать на лоне природы, что означает понятие «экологическое преступление», а именно какие действия образуют состав экологических преступлений;

— что входит в совокупность экологических прав человека и гражданина;

— какие способы предусмотрены законом для восстановления нарушенных экологических прав человека и гражданина

Право на возмещение ущерба, причиненного неблагоприятной средой обитания

К сожалению, не все хозяйствующие субъекты, осуществляющие свою экономическую деятельность, следят за тем вредом, который причиняется окружающей среде. В связи с чем, это отражается на нашем здоровье.

И когда мы сталкиваемся с различными заболеваниями, результат которых – это деятельность промышленных предприятий, то у нас имеет конституционное право на возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью.

Проблема в реализации данного права в том, что нам в суде нужно доказывать причинно-следственную связь того, что конкретное предприятие оказало вред на наше здоровье. Это может выражаться в проведении различных дорогостоящих экспертиз.

Кроме того, до сих пор в России еще не налажена практика взыскания многомиллионных сумм за вред полученный в результате экологического правонарушения, как это развито в западных странах.

Классификация экологических прав человека в зависимости от интересов

В зависимости от того, какие интересы регулируются, принято выделять следующие экологические права:

  • в области гражданского права – призваны защищать здоровье, имущество человека от неблагоприятного воздействия окружающей его природы;
  • в области политических норм – предоставляют право гражданину участвовать любыми не запрещенными способами в решении вопросов экологической безопасности страны (путем проведения референдума, обжалования в судебных инстанциях принятых решений, действий или бездействий чиновников, должностных лиц, которые привели к нарушению признанных экологических прав, свобод человека);
  • в области культуры – направлены на культурное развитие индивида;
  • в области экономических, социальных норм – направлены на обеспечение достойного существования человека путем провозглашения экологической безопасности на рабочих местах, защищенности Общества от неблагоприятного воздействия природных факторов. В государстве действуют специальные институты, обучающие специалистов в области экологии.

На данный момент для экологических прав не характерна самостоятельность. Они не являются отдельной разновидностью и их нормы содержатся во всех основных отраслях права.

Организации по охране природы:

Международный уровень:

  • Международный союз охраны природы и природных ресурсов, МСОП(англ. International Union for Conservation of Nature and Natural Resources, IUCN) .основан в 1948 г. При  ООН имеет статус наблюдателя. Цель: освещения экологических проблем, поведение с этой целью конгрессов в разных странах мира. Штаб-квартира в Швейцарии, в  городе Гланде. Это неправительственная организация, от РФ её членами являются Министерство  природы, Всероссийское общество охраны природы, Институт эволюционной морфологии и экологии животных РАН.
  • Программа ООН по окружающей среде – ЮНЕП. Создана в 1972 г. штаб-квартира в Кении, в городе Найроби. ЮНЕП имеет Совет управляющих, Совет по координации ООС и Международный Фонд ООС.
  • ЮНЕСКО— организация при ООН, осуществляет руководство экологическими программами, включая более 100 стран. Создана в 1948 г., штаб-квартира в Париже.
  • Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), созданное в 1957г.  Цель —  обеспечение ядерной безопасности и охраны природы от радиоактивного загрязнения. МАГАТЭ разрабатывает правила строительства и эксплуатации АС, проводит их экспертизу при проектировании и реконструкции, дает оценку влияния радиации на окружающую среду и др.
  • Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), созданная в 1946г., занимается вопросами охраны здоровья человека и влиянием на него изменений окружающей среды.
  • Сельскохозяйственная и продовольственная организация ООН создана в 1945г. и занимается мировыми продовольственными ресурсами и сельскохозяйственными вопросами, охраной земель, животного мира и биоресурсов Мирового океана.
  • Гринпис (англ..green peace — «зелёный мир») — международная независимая неправительственная экологическая организация, созданная в 1971 году в Канаде. Рассматривает проблемы : глобальное изменение климата, коммерческий китобойный промысел,  радиационная опасность, развитие возобновляемых источников энергии (ВИЭ) и ресурсосбережение, загрязнение окружающей среды опасными химическими веществами и др.В РФ – с 1989 г.
  • Римский клуб — международная общественная организация, созданная в 1968 г., объединяющая представителей мировой политической, финансовой, культурной и научной элиты. Организация внесла значительный вклад в изучение перспектив развития биосферы и пропаганду идеи гармоничного отношения человека и природы.

Российский уровень:

  • Государственные органы: Правительство Российской Федерации, Министерство охраны природы и природных ресурсов, Государственный комитет по метеорологии и мониторингу окружающей среды (Госгидромет), Федеральная служба лесного хозяйства России (Рослесхоз), Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора РФ, соответствующие департаменты Министерства сельского хозяйства РФ (Департамент по охране и рациональному использованию ресурсов охотничьих животных и Департамент по рыболовству), Министерства здравоохранения РФ и др.
  • Рациональное использование природных ресурсов и охрану окружающей среды в 89 субъектах РФ осуществляют органы исполнительной власти регионов и территориальные органы.
  • Благотворительный фонд «Центр охраны дикой природы”
  • Всероссийское общество охраны природы.
  • Сибирский экологический центр
  • Союз охраны птиц России
  • «Кедр»- конструктивное экологическое движение России
  • «Зелёный патруль»- общественная организация
  • Российская экологическая партия «Зелёные» и др. В

( в каждом субъекте РФ).

Природа — наш дом, наша жизнь. Охрана её — долг каждого, живущего на планете Земля.

 «Управлять природой можно лишь подчиняясь ей».

                                                                                           (Ф.Бэкон)

             Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Механизмы государственного регулирования

Естественное право каждого человека на природопользование должно быть уравновешено правом его и других людей на благоприятную среду. Необходимым условием является рациональное использование природных ресурсов ввиду их ограниченности, а зачастую и невосполнимости. Государством предусмотрена система активных мер для охраны окружающей среды. Механизм экологического регулирования содержит административную и экономическую составляющие. Административно-контрольный механизм регулирования природопользования включает в себя:

  • природоохранное законодательство;
  • экологические стандарты и нормативы, сертификацию, экспертизу проектов;
  • систему лицензирования хозяйственной деятельности;
  • методики прогнозирования и разработки программ, направленных на охрану окружающей среды.

Экономический механизм охраны окружающей среды предполагает использование комплекса мер:

  • платность природопользования;
  • учет экологического фактора при ценообразовании на ресурсы;
  • система налогообложения;
  • субсидии и кредитование на льготных условиях;
  • штрафы;
  • платежи за загрязнение и размещение отходов;
  • контроль над рынком природных ресурсов.

Важнейшим инструментом регулирования здесь выступает экологизация производства: внедрение безотходных, малоотходных технологий, восстановление лесов, почв.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector