Кыпчаки в китае: на службе у чингисхана и успешные походы на японию и вьетнам
Содержание:
- Союзники болгар
- Отношения с Русью
- В авангарде грузинского войска
- Политическое положение
- Донецкие против дербентских
- Опасное соседство
- Кыпчаки – европеоиды или азиаты?
- Жизнь
- Победы Рюриковичей
- Половцы и Византия
- Самый известный мамлюк с бельмом
- Пережитки прошлого
- Расселение кыпчаков
- На службе у халифа
- Казахи и киргизы – монголы или кыпчаки?
Союзники болгар
Если с греками кыпчаки враждовали, то с болгарами с тех же Балкан их почти всегда связывали союзнические отношения. Впервые эти два народа воевали на одной стороне в 1186 году. В то время болгары перешли Дунай и помешали императору Исааку II Ангелу подавить восстание их соотечественников на Балканах. В походе славянам активно помогали половецкие орды. Именно их стремительные атаки приводили в ужас греков, не привыкших сражаться с подобным противником.
В 1187 – 1280 гг. правившей династией в Болгарии были Асени. Именно их отношения с кыпчаками были примером крепкого союза. Например, в начале XIII века царь Калоян вместе со степняками не раз беспокоил владения своего соседа венгерского короля Имре. Тогда же произошло эпохальное событие – западноевропейские рыцари захватили Константинополь, уничтожили Византийскую империю, а на ее руинах построили собственную – Латинскую. Болгары сразу же стали заклятыми врагами франков. В 1205 году произошло знаменитое сражение под Адрианополем, в котором славяно-половецкое войско разбило латинян. Крестоносцы потерпели сокрушительно поражение, а их император Балдуин даже попал в плен. Решающую роль в победе сыграла маневренная конница кыпчаков.
Отношения с Русью
В первой половине XI века начались русско-половецкие войны. Кочевники не пытались завоевать восточнославянские княжества, но приходили на чужие земли ради грабежа и новых рабов. Степняки отбирали имущество и скот и опустошали сельскохозяйственные земли. Их нападения были неожиданными и стремительными. Как правило, кочевники успевали исчезнуть задолго до того, как к месту их нашествия прибывали княжеские дружины.
Чаще всего страдали земли вокруг Киева, Рязани, Переяславля, а также Поросье и Северщина. Именно на их богатые земли и города нацеливало свои беспощадные атаки Кыпчакское ханство. 11 – начало 13 века – период регулярных столкновений степняков с русскими дружинами. Из-за опасности на юге люди старались перебраться поближе к лесам, что заметно стимулировало миграцию восточнославянского населения во Владимирское княжество.
В авангарде грузинского войска
Кыпчаки Отрока при переселении в Грузию наткнулись на противодействие со стороны аланов. Грузины урегулировали конфликт, заняв перевал и взяв в заложники часть аланских и кыпчакских аристократов. В Галицко-Волынской летописи указано, что кыпчаки перешли через «Железные ворота». Я. и Г. Федоровы предполагали, что «Железные ворота» — это «Эльхотовские ворота». С. Плетнева же считала, что это Дарьяльский перевал. Вполне возможно, что кыпчаки перешли через Мамисонский перевал («Карские ворота»), а не через «Железные ворота». «Железными воротами» часто называли Дербентский перевал, который вел во владения ширваншаха, но не Грузии. З. Анчабадзе, М. Мургулия, С. Плетнева, П. Голден считают временем миграции кыпчаков 1118 год. При этом они делают некоторые оговорки. З. Анчабадзе и М. Мургулия указывали, что переселение происходило на протяжении 1118—1120 гг. Вообще, эта идея популярна в грузинской историографии со времен И. Джавахишвили. П. Голден сообщает, что переселение кыпчаков в Грузию произошло около 1118 г.
М. Мургулия предположила, что царь Давид и хан Отрок поддерживали контакт между собой через город Тмутаракань (Матарху). Ал-Идриси и Вильгельм Рубрук указывали только на обособленность Матархи от степи и ее связь с городами Крыма. Рихард сообщал, что Матарха находилась в стране Сихия (Зихия). Смена правителя была не нова для Матархи. На протяжении нескольких веков она находилась в составе разных держав. Упоминание в хронике Рашид ад-Дина о вожде черкесов Тукара рядом со страной Мерим (Крым) и кыпчаками совсем не случайно, поскольку Матарха была соседом Дешт-и-Кыпчак. Кочевники, которые жили около Матархи, могли быть огузами и печенегами, но не кыпчаками. В «Слове о Полку Игореве» упомянут «Тмутараканский болван». Но, как и указанные в этом источнике территории (Посулье, Поморье, Судак и Корсунь), это географический ориентир, который обозначал границы Дешт-и-Кыпчак. Таманский полуостров был отдельным от Дешт-и-Кыпчак регионом.
Маттэос Урхаеци упоминал о 15 тыс. кыпчаков в составе грузинского войска во время Дидгорской битвы. Ибн ал-Асир сообщал, что 200 кыпчаков пребывали в авангарде грузинского войска, что, конечно, является сознательным приуменьшением. Грузинские источники сообщали о 40 тыс. кыпчаков в грузинском войске и 5 тыс. монаспа. Исследователи предполагали, что вместе с семьями мигрантов могло быть 200—225 тыс. С. Плетнева предполагала, что в Грузию мигрировали 40 тыс. воинов, в том числе 5 тыс. элитных воинов. Она считала, что вместе с семьями кыпчаков было около 230—240 тыс. И. Джавахишвили считал, что в Грузию переселилось 40 тыс. семей кыпчаков. Его гипотезу поддержали Ш. Месхия, С. Малакатия, Р. Метревели. М. Думбадзе, А. Киквидзе и З. Анчабадзе считали, что переселилось 45 тыс. кыпчакских семей. М. Мургулия полагает, что войско кыпчаков в Грузии насчитывало 50 тыс. воинов. Согласно гипотезе И. Джавахишвили, кыпчаки расселились в Картли. С. Еремян считал, что они жили в районе Арича и Агарцина. Ш. Месхия придерживался мнения, что кыпчаков, помимо Картли, расселили еще в Нижнем Картли, в Сомхити. Но, скорее всего, 40 тыс. кыпчаков — это шаблон средневековой европейской исторической традиции, который обозначал большое количество «варваров». По нашему мнению, во всей Грузии было 15 тыс. кыпчакских воинов, и практически всех их грузинский царь должен был выставить против турок-сельджуков в битве при Дидгори.
Во всей Грузии было 15 тыс. кыпчакских воинов и практически всех их грузинский царь должен был выставить против турок-сельджуков в битве при Дидгори. Мемориальный комплекс в Дидгори. Фото turbina.ru
Политическое положение
С XI века почти на всей территории Казахстана, кроме Жетысу, властвовали кыпчаки.
Кыпчаки стали стремиться к захвату южных степных районов Руси, южных городов Казахстана и Средней Азии.
Преградой являлись огузы.
В конце X и начале XI веков Огузское ханство переживало упадок. Воспользовавшись этим, сельджуки захватили город Дженд.
В конце X и начале XI веков кыпчаки вторглись в Огузское ханство с севера и северо-востока и расширили свои границы до среднего течения Сырдарьи до Аральского моря и реки Волги.
Затем они завоевали Южнорусские степи, Кавказ, Крым и земли до Дона.
В русских летописях кыпчаков называли «половцами».
Дошедших до берегов Дуная кыпчаков венгры называли «кунами» (гуннами) или «команами».
Кыпчакские ханы вели борьбу со среднеазиатским государством Хорезм.
В начале XIII в. между шахом Хорезма Мухаммедом и Кыпчакским ханством произошли сражения за овладение присырдарьинскими городами. Хорезмийцы умело использовали внутренние междоусобицы кыпчаков. Из-за отсутствия единства внутри страны кыпчаки потерпели поражение и вынуждены были отступить на север.
В начале XIII в. регион Аральского моря, города Отрар и Сыгнак долгие годы являлись местами столкновений кыпчаков и хорезмийцев.
Противоборство окончательно прекратилось после завоевания этих городов монголами.
Донецкие против дербентских
Борьба шла за обладание северокавказскими и восточноевропейскими степями. Во время кыпчакской экспансии главными противниками кыпчаков были огузы. К сожалению, грузинские источники не сообщали о войнах между ними. Ранние упоминания грузинских источников о кыпчаках фантастичны и вымышлены. Достоверная информация о кыпчаках впервые фиксируется только в «Житии царя царей Давида». Рядом с кыпчаками Отрока грузинский летописец упоминал «дербентских кыпчаков». Грузины Давида IV Cтроителя и кыпчаки Отрока воевали против этих «дербентских кыпчаков» и лезгин. Очевидно, эта война была продолжением более давней вражды. Кыпчаки Отрока, переселившись из донецких степей на Северный Кавказ, должны были столкнуться с местными кыпчаками.
Следует отметить также вражду кыпчаков Отрока с аланами. Во время переселения кыпчаков Отрока в Грузию грузинам пришлось принудить аланов и кыпчаков помириться. Русский князь Юрий (сын Андрея Болголюбского) прятался от своего родственника Всеволода «Большое Гнездо» в городе кыпчакского хана Севенджа (Севинча). Река Сунжа у русских была известна под названием, похожим на имя кыпчакского хана Севинча. З. Папаскири предполагает, что город назывался Сунджа и находился поблизости от реки Сунжа. Не исключено, что и город, и река получили свое название от имени вождя «дербентских кыпчаков» Севинча.
Долгое время «дербентские кыпчаки» находились в тени донецких кыпчаков, о которых источники упоминали чаще. Галицко-волынский летописец сообщал, что после походов Владимира Мономаха Отрок бежал в «Обезы». После смерти Владимира Мономаха Сырчан отправил в Грузию певца Ора. По легенде, Ор напомнил Отроку о родине песнями и запахами травы «евшан», и тот решил вернуться в родные степи. Но причиной миграции кыпчаков в Грузию были не только победы войск Владимира Мономаха, но и предложение царя Давида IV Строителя переселиться в Грузию. В 1121 г. кыпчаки участвовали в Дидгорской битве. В 1123 г. кыпчаки Отрока в составе грузинских войск атаковали Ширван.
Отрок вернулся в степи в 1125 г. после смерти Давида IV Строителя. Однако часть его людей все-таки осталась в Грузии. В грузинских источниках упоминались два вождя тюркского происхождения — Кубасар и Кутлу Арслан. На службе у царицы Тамары были так называемые «бывшие кыпчаки», то есть потомки кыпчаков Отрока. Они интегрировались в грузинское общество. Но после свадьбы царицы Тамары с аланским князем Давидом Сосланом «бывшие кыпчаки» попали в опалу. Однако грузинская держава все еще нуждались в тюркских воинах. Поэтому на смену «бывшим кыпчакам» пришли «новые кыпчаки». Очевидно, они принадлежали к «дербентским кыпчакам», и их мог возглавлять Салават (брат хана Севинча).
Судьбы кыпчаков были тесно связаны с Азербайджаном. Некоторые из них даже смогли возглавить государство атабеков Азербайджана. Одним из таких любимчиков фортуны был Шамс ад-Дина Ильдениз (Ильдегиз). Когда он был еще ребенком, его продали в рабство.
После свадьбы царицы Тамары с аланским князем Давидом Сосланом «бывшие кыпчаки» попали в опалу. Монета Грузии с именами Тамары и Давида. Фото wikipedia.org
Опасное соседство
Благодаря упорству славянских дружин остановилась та экспансия, которую на протяжении многих десятилетий продолжало Кыпчакское ханство. Кратко говоря, ресурсов половцев не хватило на то, чтобы поколебать суверенитет Руси. Рюриковичи старались бороться с непрошенными гостями любыми доступными способами. Князья устраивали приграничные укрепления и селили в них мирных оседлых тюрков – черных клобуков. Они жили на юге Киевской земли и значительное время выполняли функции щита Руси.
Владимир Мономах первым не только разбил кыпчаков, но и предпринял попытку начать наступление в бескрайнюю степь. Его поход 1111 года, к которому подключились другие Рюриковичи, был организован по примеру Крестового, в рамках которого западные рыцари отвоевали у мусульман Иерусалим. В дальнейшем практика наступательных войн в степи стала традицией. Самым знаменитым в русском фольклоре был поход северского князя Игоря Святославовича, события которого легли в основу «Слова о Полку Игореве».
Кыпчаки – европеоиды или азиаты?
Если верить антропологическим данным учёных, то кыпчаки были типичными европейцами. Все описания говорят о том, что у «кипчаков» были белокурые или рыжеватые волосы, серые или голубые глаза… Другое дело, что в процессе ассимиляции они смешивались с монголами, и их потомки уже обретали монголоидные черты.
Сегодня среди ногайцев, казахов, башкир, татар, киргизов, алтайцев встречаются потомки племён с родовыми названиями «кипчак», «кыпшак», «кыпсак» со сходными генетическими гаплогруппами.
Во время массовых волн миграции часть кыпчаков стали уходить далеко от своих первоначальных мест обитания, направляясь подальше от берегов Днепра. Эта отделившаяся группа позже получила отдельное название – куманы.
Кубаны в болгарии
Кстати, даже сегодня сохранились пусть и малочисленные группы, но все же активно существующие, под названиями кубаны и команы. Их можно встретить при изучении контрольного среза народностей, проживающих в современной Болгарии.
А среди венгров изредка можно натолкнуться на тех, кто знаком с таким термином, как «куны». Так называли людей, которые попали в волну миграции кипчаков, став их частью.
Венгерские половцы — куны
Ряд исследователей полагают, что отдаленные потомки половцев также встречаются среди украинцев, поляков, чехов, болгар и даже немцев.
Таким образом, кровь кипчаков может течь во многих народах не только Азии, но и Европы, и даже славянских, не исключая, разумеется, и русских…
Жизнь
Кыпчаки были хорошими скотоводами, разводили овец, коней, верблюдов. Их образ жизни был приближен к кочевому. Стоянки случались только в зимний и летний периоды. Основным способом добычи денег были грабеж и разорение. Современники утверждают, что половцам удавалось награбить много золота и серебра, которые они выменивали на нужные им товары. Городов почти не строили, предпочитая захватывать поселения и использовать для собственных нужд. Захватывая территории, половцы могли взымать дань. Кыпчакское население делилось в основном на воинов и ремесленников, отдельно стояли ханы, которые вели роскошный образ жизни. Всем бытом занимались женщины, причем в обществе они ценились очень высоко. Известно, что у половцев была распространена кровная месть. Военное дело стало ключевым фактором развития в жизни половцев. Покоренные ими народы отмечали высокую организацию и превосходную тактику сражения. Основным оружием, используемым кыпчаками в бою, были лук, дротики и искривленные сабли. Колчаны воины носили ближе к боку, чтобы можно было быстро доставать стрелы. Один воин мог иметь при себе несколько лошадей, а основную силу армии составляла конница. В сражении половцы набрасывали на воинов противника арканы, закалывали врагов копьями. Поэтапное развитие военного дела привело к появлению тяжелых воинов, облаченных в кольчуги. Для защиты тела половцы стали использовать панцири и шлемы. Распространенным оружием стали тяжелые самострелы и особый вид вооружения — греческий огонь, представляющий собой горючую смесь. Для улучшения боевых навыков воины не только тренировались, но и охотились. Охота стала одним из основных занятий половцев, помогая добывать пищу и пушнину, из которой изготавливали шубы. Женщины шили наряды для воинов из овечьей шерсти, которые помогали преодолеть длинные расстояния на морозе. Таким образом, многие из занятий кыпчаков так или иначе были связаны с военным делом.
Победы Рюриковичей
Средневековое Кыпчакское ханство, политический строй и внешние связи которого напоминают классический пример орды, долгое время успешно терроризировало русские земли. Тем не менее поражения восточных славян не могли продолжаться вечно. Олицетворением нового витка борьбы с половцами стал Владимир Мономах.
В 1096 году этот князь разбил кыпчаков на реке Трубеже. В сражении погиб лидер кочевников Тугоркан. Интересно, что основатель Кыпчакского ханства, доподлинно историкам неизвестен. Сведения остались только о тех правителях, которые объявляли войны соседним державам или вступали с ними в дипломатические связи. Хан Тугоркан был одним из них.
Половцы и Византия
Русь была не единственным европейским государством, с которым контактировало Кыпчакское ханство. Краткое содержание отношений степняков с Византийской империей известно по средневековым греческим хроникам. В 1091 году половцы вступили в краткий союз с русским князем Василько Ростиславичем. Целью коалиции был разгром других кочевников – печенегов. В XI веке они были вытеснены половцами из причерноморских степей и теперь угрожали еще и границам Византийской империи.
Не желая терпеть присутствие орды у своих рубежей, греки вступили в союз с Василько и кыпчаками. В 1091 году их объединенная армия, во главе которой стоял император Алексей I Комнин, разбила войско печенегов в битве при Лебурне. Однако дружба с половцами у греков не сложилась. Уже в 1092 году ханство поддержало самозванца и претендента на власть в Константинополе Лжедиогена. Половцы вторглись на территорию империи. Византийцы разбили непрошенных гостей в 1095 году, после чего те еще долгое время не пытались выйти за пределы родной степи.
Самый известный мамлюк с бельмом
Бейбарс является, пожалуй, наиболее известным из кыпчакских правителей мамлюкского султаната Египта. Во время «Великого Западного похода» много кыпчаков попало на рынки невольников. Среди них был Бейбарс. Ибн Шеддад сообщал следующую информацию: «Султан Байбарс родился в стране кипчаков приблизительно в 1225 году. Во время монгольского нашествия племя Байбарса обратилось к булгарскому хану Анару с просьбой разрешить переправиться через крымский Судак и воспользоваться тамошними землями. Хан любезно предложил межгорную котловину, а во время их перекочевки вероломно напал на них, многих поубивав, а многих пленив. В числе пленников оказался и Байбарс, которому в то время было около четырнадцати лет. Пленников погнали на невольничий рынок в Сивасе. Там судьба разлучила нас, но в городе Халаб, на базаре Хан ибн Кылыш, мы встретились вновь. С арестом его хозяина эмира Айтегина аль-Бундуктара Байбарс переходит в собственность султана» .
Бейбарс является наиболее известным из кыпчакских правителей мамлюкского султаната Египта
Похожие данные имелись в хронике Ибн Шеддада. Но правитель, который предал кыпчаков, был назван Унус-ханом правителем улагов. В обоих источниках было указано на море Судакское и город Судак, что должно свидетельствовать о происхождении Бейбарса из причерноморских степей.
Относительно дат рождения и смерти Шамс ад-Дин аз-Захаби считал, что Бейбарс умер в возрасте 57 лет. Ибн ал-Фувати утверждал, что Бейбарс умер в возрасте 60 лет, то есть он должен был родиться в 1217 году. Ибн Тагриберди сообщал, что Бейбарс родился в 1223 году. Согласно показаниям Бадр ад-Дина Байсары, Бейбарс родился в 1227—1228 годах. В нескольких научных исследованиях считается, что Бейбарс родился около 1229 года. К. Саки сообщал, что датой рождения султана могли быть 1223 или 1225 годы. По мнению А. Кадырбаева, Бейбарс родился в 1233 году. А. Гаркавец утверждает, что большинство арабских хронистов датирует рождение Бейбарса 1223 годом.
Ал-Макризи отметил главные события жизни Бейбарса: 23 октября 1260 года — убийство султана Куттуза, 9 июля 1261 года — присяга перед халифом, 22 июня 1277 года в возрасте 57 лет — смерть. Правил Бейбарс 17 лет и 2 месяца. А. Гаркавец указывал, что при датировке переводчиками сведений ал-Макризи было допущено несколько ошибок. Дата смерти Куттуза — это или среда 20 октября 1260 года или четверг 21 октября 1260 года. Присяга халифу была принесена не 9 июля 1260 года, а 9 или 10 июня 1261 года. Смерть Бейбарса соответственно произошла или в понедельник 21 июня или во вторник 22 июня 1277 года. Относительно продолжительности правления Бейбарса, по арабскому лунному календарю это действительно 17 лет и 2 месяца, но по христианскому григорианскому календарю это 16 лет и 8 месяцев. В рабство Бейбарс попал еще юношей. По информации ал-Йунуни, ему тогда было не более 14—15 лет. А. Гаркавец сообщает, что данные К. Саки о Бейбарсе не согласовываются с данными источников.
Имя Бейбарс в арабском написании в латинской транскрипции могло читаться как Baybars, Baibars, Baïbars, Beybars, Beyburs , Beibars и Bibars . Зеркальное арабское отображение этого имени — это Барсбай или Барсбей. При этом, Бейбарс — это скорее огузская форма имени. Казахской формой имени является Байбарыс. Для татарского, карачаевского, кумыкского языка характерна форма Бийбарс. Древнетюркская форма этого имени Бегбарс. Именно древнетюркскую форму заимствовали летописцы Руси, сообщая о Багбарсе, Бегбарсе, Бегварсе. При этом характерно, что практически все упомянутые вожди возглавляли кыпчаков восточноевропейских степей. Таким образом, в летописи попала наиболее архаичная форма имени. Относительно особенных примет Бейбарса, то А. Кадырбаев считал, что одной из них был глаз с бельмом, а другой глаз был синим. Волосы Бейбарса были черными. Он имел высокий рост, громогласный голос, живой ум. Бейбарс был физически силен.
Продолжение следует
Ярослав Пилипчук, фото wikipedia.org
Справка
Ярослав Пилипчук окончил Национальный педагогический университет им. М.П. Драгоманова в Киеве в 2006 году по специальности «История и право». В 2010 году в Институте востоковедения им. А.Ю. Крымского НАН Украины защитил диссертацию по специальности «Всемирная история. Монгольское завоевание Дешт-и-Кипчак в XIII веке».
ОбществоИстория
Пережитки прошлого
Вытеснение языческих пережитков христианством в жизни кипчаков было постепенным. Быстро перенимали христианские обычаи люди, приближенные к королевскому двору. В погребениях обычных кипчаков еще долго оставались следы прежних верований. Многие традиционные формы погребений дожили до середины XIV века. В XIV и XV веках погребения кипчаков представляли собой смесь традиционных тюркских кочевнических и христианских обычаев. Последние следы язычества исчезли лишь в XVI веке. «Скорость» принятия христианства не была одинаковой и среди кипчакских общин — одни делали это быстрее, другие медленнее.
В Венгрии было найдено около 300 объектов с традиционными кипчакскими погребениями, ориентированными на восток. В погребениях находили предметы разного происхождения, 40% их были близки вещам из степей Восточной Европы. Из вещей западноевропейского происхождения часто отмечаются пояса воинов, которые им дарили латинские крестоносцы. Также свидетельствовали о христианстве и крещении кипчаков кресты на погребениях. Они использовались кипчаками как амулеты. В могилы клали оружие и украшения. Со временем кипчаки начали хоронить своих умерших около церквей, но продолжали оставлять на их могилах еду.
Для кипчаков было характерно погребение с конем или частью коня, однако в Венгрии найдены лишь три погребения с конем и нет ни одного с частями коня. С переселением в Венгрию они, очевидно, начали хоронить коней в отдельных могилах. В одной из кипчакских могил были найдены останки собаки
Это животное занимало важное место в религиозных воззрениях кипчаков. Над трупом собаки они произносили клятву
В могилах кипчаков находили также амулеты, роль которых играли кристаллы, конская челюсть, кости животных. В женских погребениях находили яйца и зеркала. Памятники, свидетельствующие о язычестве погребенных, встречались на протяжении двух-трех поколений с момента переселения в Венгрию. На раннем этапе проживания кипчаков в Венгрии кипчаки продолжали поклоняться предкам. Только со временем они отказались от сооружения курганов.
Предметы обихода кипчаков (музей г. Карцага, Венгрия). Фото e-history.kz
Расселение кыпчаков
История кыпчакских племен была тесно связана с кимаками.
Территория Кимакского каганата в XI в. полностью вошла в состав Кыпчакского ханства.
Территория Кыпчакского ханства:
- На востоке — до Алтая и Иртыша.
- На западе — до Волги и Южного Урала.
- На севере — до озера Балхаш и Кулундинских степей.
- На юге — до Джунгарского Алатау.
Усилившись, Кыпчакское ханство расширило свои южные границы до среднего и южного течения Сырдарьи, степей Приаралья и Прикаспия.
Представители кыпчакской знати стали правителями присырдарьинских городов.
Кыпчаки кочевали в приречных районах Ишима, Нуры, Илека и Сарысу. Зимовали на Мангыстау и Устюрте.
Летом перекочевали в долины рек Эмба, Сагыз, Уил, Хобда и Урал (Яик).
По арабским источникам, были исторически укоренившиеся маршруты кочевий.
Земли между Алтаем и Волгой называли Кыпчакской степью (Дешт-й Кыпчак).
На службе у халифа
Нам известно, что мамлюки были рабами, являлись основой египетского войска и в середине ХІІІ века захватили власть в Египте. Использование рабов в исламском контексте практиковалось еще при Мухаммеде (пророке, — прим. ред.) и при первых халифах. Это были мавла, то есть люди, зависящие от своих хозяев. Во время Омейадов уже начали упоминаться гулямы и мамлюки. Эти термины обозначали лично несвободных людей. Гвардия халифа комплектовалась из немусульман. Отряды невольников насчитывали от нескольких сотен человек до нескольких десятков тысяч. Некоторые рабы-гвардейцы были охранниками халифа.
Со времени правления халифа ал-Мустасима в гвардию начали привлекаться тюрки. Первыми тюрками-рабами в мусульманском мире были огузы. Потом халифы начали покупать рабов-хазар. Тюрков приобретали на рынках рабов в Мавераннахре и Хорасане. Первым тюркским мамлюком, сделавшим великую карьеру, стал Тулун, который был наместником в Бухаре при Аббасидах. Тюрки были более сплоченными, по сравнению с другими группировками, и обособились в городе Самарра от других гвардейцев-невольников. Именно с этого времени началось доминирование тюрок среди гулямов. Они постоянно тренировались и улучшали военные навыки. Гражданские войны, восстания зинджей и берберов убеждали халифов в необходимости формирования гвардии из числа людей, которые не входили в мусульманскую ойкумену.
Со времени правления халифа ал-Мустасима в гвардию начали привлекаться тюрки
После того, как реальная политическая власть багдадского халифа превратилась в номинальную, а халиф оставался лишь религиозным лидером всех мусульман, тюркские гулямы использовались многими правителями для удержания власти. Среди этих правителей можно назвать Саманидов в Мавераннахре и Газневидов в Иране и Афганистане. Ал-Джахиз написал книгу, в которой обосновывал преимущества тюркских гулямов над другими народами. Тюрки были очень хорошими всадниками-лучниками. Их навыки по ведению войны были лучше, чем у иранцев, славян, нубийцев и армян, которые также были мамлюками. Эпоха правления Аййубидов была временем, когда в Египте и Сирии доминировали курдские командующие и командиры. Только султан Салих стал масово покупать рабов-кыпчаков, готовясь дать отпор монголам. Он создал элитные войска мамлюков. Тюрки перенимали общественную организацию, характерную для арабских стран. Во главе государства находился султан. Значительными полномочиями владели наиб, устадар, амир джандар, хаджиб ал-худжаб, амир силах, сахиб ал-инша, давадар. Приближенные султана заседали в диване — восточном аналоге королевского совета. Эмиры из мамлюков имели большую власть и получали за службу икта. Переняв политическую власть, они оставили арабам заниматься духовными делами. За соблюдением шариата следили кади (мусульманские судьи).
Арабы обучали новоприбывших кыпчаков исламу. Для более быстрого обращения тюрков в ислам арабы пользовались услугами суфиев, что позволяло учитывать особенности мировоззрения тюрков. Кыпчаки учились исламу в суфийских завийе (ханаках). В них тюрки провозглашали зикр и придерживались других суфийских экстатических практик. В войне с монголами кыпчаки руководствовались идеологией священной войны — джихада. Расцвет мамлюкской армии выпал на время доминирования кыпчаков в Египте. Пребывая на службе у мусульманских правителей, тюрки тем не менее не забывали своих обычаев. Тюркские кыпчакские мамлюки продолжали пить кумыс и есть конское мясо. Употребление кумыса было одним из языческих пережитков исламизированных мамлюков. Обычно мусульмане осуждали этот обычай, поскольку у кочевников-язычников употребление кумыса было важным религиозным ритуалом. Обычай употребления кумыса исчез только тогда, когда бахритских кыпчакских мамлюков оттеснили бурджитские черкесские мамлюки. Обычай употреблять кумыс был зафиксирован и при дворе Чагатаидов и Тимура.
Мамлюки обучаются конному копейному бою (настенная роспись в Каире)
Казахи и киргизы – монголы или кыпчаки?
Как только началась монгольская экспансия в XIII веке, кыпчаки потеряли свою независимость. Со временем их типичная внешность (светлые глаза, рыжие волосы) стала стираться, замещаясь рядом черт, присущих именно монголоидной расе. Также верно будет утверждение: монголы растворились в кыпчаках, а не наоборот, ведь у большинства народов национальность определяется по отцу.
Сегодня нельзя уверенно сказать, что, например, казахи и киргызы – это кыпчаки. Былые кыпчаки давно растворились во множестве народов, но антропологически, безусловно, они были европейцами.
Тогда встаёт закономерный вопрос: современные казахи и киргызы — это кыпчаки или монголы? Ведь антропологически они в большинстве своём восточно-азиаты, а не европейцы. Ответить на этот вопрос может генетика.
Российские и зарубежные учёные выявили основные коренные (базисные) монгольские гаплогруппы по Y-хромосоме, передающиеся от отца к сыну, это N1a1a, C2a3-F4002. Так вот, те народы, у которых массово присутствуют указанные гаплогруппы, можно условно отнести к монгольским народам, а не кыпчакским, потому что гены были переданы от отца к сыну.
Кыпчакская гаплогруппа — это R1a. У киргизов отмечена очень высокая доля носителей Y-хромосомной гаплогруппы R1a — 63,4%.
Наибольшее распространение R1a имеет в Центральной и Южной Азии, в Центральной и Восточной Европе. Высокая частота R1a кроме киргизов также встречается у этнической группы хотонов в Монголии, брахманов, ягнобцев в Таджикистане, поляков, латышей.
Тем не менее, однозначно ответить на вопрос об этническом срезе касательно кыпчаков вряд ли получится, ведь на самом деле из-за текучей миграции, а также постоянных военных конфликтов наблюдалось постоянное смешение кровей.
Не говоря уже о том, что племенные союзы тут существовали недолго, регулярно распадаясь и заключаясь с другими, более подходящими этносами.
Кыпчакский воин