Статья 14 конституции российской федерации

Светское государство: характеристика, признаки

В государственной и правовой теории четко установлено, что зависимо от отношений, которые сложились между государством и церковью различают три основных вида государств:

  1. государство теократического вида;
  2. государство клерикального вида;
  3. государство светского вида.

Теократическое государство

Первый вид, теократическое государство (от греч. «Бог» и «власть»), представляет собой форму государственной власти, при которой сама власть абсолютно полностью или частично является принадлежащей церкви.

Пример 1

К примеру, Монголия до 1921 г. или сегодняшнее государство Ватикан, которое является теократической монархией, где законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежат Папе Римскому.

Клерикальное государство

Определение 1

Государство клерикального вида (от лат. «церковный») являет собой форму государственной власти, при которой церковь, основываясь на закон, влияет на государственную политику и важные жизненные сферы общества.

Пример 2

Примером служит Исламская республика Иран. Здесь, кроме светских органов, к которым относятся парламент и правительство, существует и духовный государственный лидер. Именно его верующие люди тотально боготворят, всецело поклоняются ему.

Точно так же, деятельность государства может быть напрямую связана с церковной сферой в еще одной дополнительной форме. Это государственная церковь. Суть такой церкви заключается в том, что одна из конфессий полностью признается частицей официальной государственной организации, т.

е. воспринимается как главная в стране. И тогда, как правило, все должности страны занимают определенные представители государственной единой религии. Подобный институт имеется в Исландии, Швеции, Дании, Греции, Великобритании, Иордании, Иране. Также был и в России до 1917 года.

Основные признаки светского государства

Перечисленные в таблице признаки соответствуют идеальной модели светского государства. На практике часто наблюдаются отступления и переходные состояния.

Например, учёные-политологи спорят о том, к какому типу государства относить Израиль: клерикальному или светскому.

В этой стране нет официальной религии. Однако иудаизм, который исповедуют почти 77% населения, оказывает огромное влияние на политику, право и образование.

Признак Что означает
Свобода выбора Граждане сами решают, во что им верить, и верить ли вообще.
Равноправие всех конфессий Представители всех вероисповеданий и атеисты пользуются равными возможностями в политике и гражданской жизни. А если власти и устанавливают преференции (это что?) для какой-либо церкви, то не должны ущемлять права меньшинств.
Непредвзятое отношение государства к религиозным организациям Власти стараются не вмешиваться в деятельность церквей и сект. Ограничительные меры затрагивают лишь те организации, которые нарушают действующее законодательство или создают угрозу для жизни и здоровья людей.
Отсутствие религиозного санкционирования Для принятия законов не требуется одобрение духовных лидеров. Хотя правовые нормы могут отражать ценности, которые соответствуют мировоззрению большинства верующих (пример – ст. 5.60 КоАП «Клевета»)
Недопустимость наделения религиозных организаций политической властью В государственном аппарате отсутствуют структуры, которые отвечают за распространение определённого мировоззрения в стране и нравственное воспитание граждан. Не стоит путать этот признак с финансированием культурно-просветительской деятельности церкви.
Светскость государственной службы При занятии должностей религиозная принадлежность кандидата не учитывается.
Светскость образования В государственных школах нет обязательного изучения религии. Дети получают лишь базовые знания из курса истории.

Происхождение и практика

Светские государства становятся светскими или после создания государства (например, Соединенные Штаты Америки или после Индии) или на отделение церкви от государства государства (например, Франция или Непал). Движения за laïcité во Франции и за отделение церкви от государства в Соединенных Штатах определили современное понятие атеизма. Исторически, процесс передачи для мирских целей государств, как правило, включает предоставление религиозной свободы, отмену государственных религий, остановку государственных фондов, которые будут использоваться для религии, освобождение правовой системы от религиозного контроля, освобождение система образования, признание граждан, которые изменяют религию или воздерживаются от религии, и позволяющий политическое руководство прийти к власти независимо от религиозных верований.

Не все юридически светские государства абсолютно светские на практике.

  • Во Франции, например, много христианских церковных праздников — официальные праздники для государственного управления, и учителя в католических школах оплачиваемые государством. В некотором европейце заявляет, где атеизм противостоит monoculturalist филантропии, некоторые главные христианские секты и секты других религий зависят от государства для некоторых финансовых ресурсов для их религиозных благотворительных учреждений. Распространено в законе о Корпоративном праве и Благотворительности мешать им использовать те фонды, чтобы организовать религиозное вероисповедание в отдельном храме или для преобразования; сама религиозная организация должна обеспечить религиозное довольное, образованное духовенство и неспециалистов, чтобы осуществить его собственные функции и может предоставить часть их времени на отдельные благотворительные учреждения. К тому эффекту некоторые из тех благотворительных учреждений основывают светские организации, которые управляют частью или всеми пожертвованиями от главной религии (й). Религиозные и атеистические организации могут просить эквивалентное финансирование от правительства и получить субсидии любой основанный на оцененных социальных результатах, где есть косвенное религиозное фондирование, иногда та оценка — просто число бенефициариев тех организаций. Это напоминает Благотворительный выбор в Соединенных Штатах. Откровенное прямое фондирование религий в целом сомнительно в соответствии с Европейской конвенцией по правам человека, хотя это, еще казалось бы, не было решено на наднациональном уровне в прецедентном праве ECtHR, происходящем от прав в Международном пакте по Гражданским и Политическим правам, который передает под мандат недискриминацию в предоставлении ее co-listed основных социальных прав; определенно, финансирование определенных услуг не согласовалось бы со справедливым актом государственной власти.
  • В Индии правительство дает субсидию в стоимости авиабилетов для мусульманского продолжения паломничество Haj (См. субсидию Haj). В 2007 правительство должно было потратить Rs 47,454 за пассажира. После значительного давления мусульманских групп и Министерства Дел Меньшинства, правительство Конгресса в 2010 решило начать постепенно сокращать субсидию Haj, которая была в действии с 1993. Центральный Комитет Haj Индии будет работать через Министерство Внешних связей, чтобы реструктурировать стоимость авиабилетов так, чтобы более богатые Хаджи заплатили премию за более бедных паломников. Вся реструктуризация, как ожидают, займет приблизительно семь лет и будет закончена к 2017. Индия — также единственная страна большинства non-Muslim/Christian в мире, где у мусульман и христиан есть отдельные законы.

многих государств, которые в наше время являются светскими на практике, могут быть юридические остатки более ранней установленной религии. У атеизма также есть различные облики, которые могут совпасть с определенной степенью официальной религиозности. В Соединенном Королевстве глава государства все еще обязан давать 1688 предписанную Клятву Коронации, клянущуюся поддержать протестантскую Преобразованную религию в Соединенном Королевстве и сохранить государственную церковь Англии. Соединенное Королевство также поддерживает положения в Палате лордов для 26 старших священнослужителей Англиканской церкви, известной как лорд Спиритуэл.

Обратная прогрессия может также произойти, государство может пойти от того, чтобы быть светским в религиозное государство как в случае Ирана, где секуляризуемое государство династии пехлеви было заменено исламской республикой (упоминают ниже). За прошлые 250 лет была тенденция к атеизму.

]]

Светскость в современном мире

Сегодня в мире, несмотря ни на что, продолжают сохраняться государства, в которых есть своя официальная религия. Например, это Израиль (иудаизм), Англия (англиканская церковь) и т. д. В большинстве же стран установлено равенство всех конфессий (Германия, Япония, Италия и т. д.). Также отдельно стоит отметить теократические государства, верховная власть в которых принадлежит церкви. Ярким примером такой системы остается Ватикан.

Что значит светское государство? Что власть не слита с церковью. Схожая конфигурация присутствует в клерикальном государстве, однако есть в нем и принципиальные отличия. В такой системе церковь с помощью легальных институтов влияет на решения власти. Их взаимодействие происходит опосредованно, что, однако, не ослабляет оказываемого на жизнь общества эффекта. К примеру, в клерикальном государстве в школах обязательно изучаются церковные догматы.

Россия — светское государство

Это означает, что Россия такое государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается ни обязательным, ни предпочтительным.

В светском государстве религиозные объединения, принадлежащие к любым вероисповеданиям, не вправе оказывать влияние на государственный строй, деятельность государственных органов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства. Религиозные организации, действующие в государстве, выполняют другие (негосударственные) функции, к числу которых относятся следующие:

  1. нравственное воспитание людей;
  2. психологическая поддержка верующих;
  3. социальная поддержка верующих, а также людей, не относящихся к таковым (благотворительная деятельность);
  4. борьба за мир;
  5. борьба за установление согласия в обществе и участие в качестве арбитра в разрешении социальных споров;
  6. экологическая функция и др.

Взаимоотношения церкви и государства на протяжении всего периода развития человечества менялись. Было время, когда церковь находилась над государством и оказывала решающее воздействие на государственную политику через государственные институты, а школьное’ образование в обязательном порядке включало изучение духовных догматов. В Западной Европе это имело место в Средние века, в России — до правления Петра I, в странах арабского мира такие взаимоотношения церкви и государства существуют и в настоящее время.

Затем чаще всего устанавливались, правда, как правило, на короткий срок, гармоничные отношения церкви и государства, отношения паритета, «двоевластия». Это связано с укреплением и усилением государства как социального института и расширением знаний людей об окружающем мире. На более поздних этапах развития человечества, в частности европейской цивилизации, церковь в сфере государственного управления оказывается «под» государством и не имеет уже определяющего влияния на ход общественного развития.

В России, как светском государстве, религиозные объединения отделены от государства. Они не вмешиваются в государственную политику. Государство, в свою очередь, не вмешивается в дела церкви: оно занимает нейтральную позицию в вопросах свободы вероисповедания и убеждений и не становится на сторону какой-либо религии.

Религиозные объединения в России действуют на основе Закона РФ от 25 октября 1990 г. «О свободе вероисповеданий». Помимо этого они разрабатывают собственные нормы, которые в совокупности представляют целую корпоративную нормативную систему. Религиозные нормы не должны противоречить законодательству Российской Федерации.

Деятельность религиозных объединений, нарушающая требования законодательства, их уставных документов или условия регистрации, влечет ответственность в соответствии с законодательством, и, в частности, она может быть прекращена решением суда.

Светский характер государства отнюдь не препятствует ему в интересах обеспечения прав религиозных меньшинств оказывать отдельным конфессиям церкви и религиозным общинам материальную помощь из государственного бюджета.

Многоликость светскости

Помимо тенденции конвергенции в развитии светскости наблюдаются и другие закономерности. Одна из важнейших – диверсификация. Она заключается в стремлении вести собственную уникальную политику по отношению к церкви. Иначе говоря, диверсификация противоположна конвергенции. Сохранить самобытное светское государство, несмотря на членство в ЕС, сегодня пытаются власти Франции и Германии. Подобная политика прослеживается и в других странах.

Сравнение опыта разных государств показывает, что везде есть собственное понимание светскости. Более того, отношение к религии сегодня меняется на глазах. Для всего мира стали характерны быстрые трансформации, на которые раньше тратились десятилетия и столетия. Нынешняя светскость полисемична – многозначна и разнообразна. В то же время везде она основывается на двух фундаментальных принципах – запрете на установление обязательной религии и отделении религиозных организаций от государства.

Список светских государств континентом

Европа

— Статья 20 конституции обеспечивает: Никто не может быть обязан способствовать в любом случае безотносительно действиям и церемониям религии, ни отметить дни отдыха.

Полностью в Юго-западной Азии, но наличие социополитических связей с Европой.

Частично признанный.

Северная Америка

— см. Преамбулу к канадскому Чартеру Прав и Свобод

— Статья 77 конституции обеспечивает (в переводе): Это гарантирует свободное функционирование всех религий и культов без предшествования, если они не нарушают законы и общественный порядок. Министры различных религий, могут не занять правительственный пост или участвовать в любой форме политической пропаганды, на основании религии или использующий в качестве средства с этой целью религиозных верований людей.»

— Статья 130 мексиканской конституции

— У Соединенных Штатов нет официальной религии или на федеральном или на государственном уровне. Есть некоторая традиционная таможня, такая как использование Библии, давая клятвы в суде, или для президента Соединенных Штатов во время присяги при вступлении в должность, но ни один из них не требуется или шифруется законом. Первая Поправка к конституции Соединенных Штатов написана, поскольку «Конгресс не должен делать закон, уважая учреждение религии, или запрещая свободное функционирование этого; или сокращение свободы слова, или прессы; или право людей мирно, чтобы собраться и подать прошение правительству относительно удовлетворения жалоб» и, как считается, применено к различным Американским штатам через Четырнадцатую Поправку. Кроме того, Статья Шесть из конституции Соединенных Штатов запрещает использование любого религиозного теста как квалификация для любого государственного учреждения. Тем не менее, официальный девиз Соединенных Штатов «В Боге, которому мы доверяем», принял в 1956. Есть некоторые Американские штаты с законами, которые препятствовали бы тому, чтобы атеисты исполняли обязанности, такие как Арканзас, Мэриленд, Миссисипи, Пенсильвания, Теннесси, Южная Каролина и Техас. Однако эти законы недействительные и не имеющие законной силы, потому что они заменены статьей Sixth американской конституции, которая запрещает им.

Океания

— Раздел 116 конституции обеспечивает: Содружество не должно делать закон для установления никакой религии, или для наложения никакого религиозного соблюдения, или для запрещения свободного функционирования никакой религии, и никакой религиозный тест не должен требоваться как квалификация ни для какого офиса или общественного доверия под Содружеством.

— Статья 4 текущей конституции Фиджи, принятой в 2013, явно обеспечивает, что Фиджи — светское государство. Это гарантирует религиозную свободу, заявляя, что «религиозная вера личная», и что «религия и государство отдельные».

— Раздел 2 Статьи IV конституции обеспечивает: Никакой закон не может быть принят, уважая учреждение религии или ослабив свободное отправление религии, за исключением того, что помощь может быть предоставлена приходским школам в нерелигиозных целях.

Россия – это светское государство?

В статье 14 Конституции прямо указано, что Российская Федерация – это светское государство.

А далее утверждение раскрывается в других положениях основного закона:

  • отсутствие обязательной религии;
  • равенство религиозных объединений перед законом;
  • свобода вероисповедания;
  • свобода мысли и слова;
  • право гражданина заменить военную службу на альтернативную гражданскую в случае, если несение первой противоречит его вере.

Однако одного закрепления принципов в Конституции недостаточно. Чтобы определить «светскость» государства, нужно посмотреть, как они реализуются на практике.

И тут учёные-политологи отмечают следующие расхождения России с идеальной моделью светского государства:

  • Государственная символика. В российском гербе присутствует два символа православия: двуглавый орёл и изображение Георгия Победоносца. Первый символизирует принятие Россией наследия христианской державы – Византийской Империи. А Георгий Победоносец – святой великомученик Русской Православной Церкви (РПЦ).
  • Статус РПЦ. В преамбуле (это что?) федерального закона РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» 1997 года указано, что Федеральное Собрание признаёт особую роль православия в российской истории. В то же время, эта религия не названа официальной.
  • Усиление влияния РПЦ на общественную жизнь. С середины 2000-х годов в СМИ стали появляться новости об интеграции РПЦ с Кремлём и усилении религиозной пропаганды. Журналисты писали, что в государстве развернулось строительство новых храмов, а церковь стала проникать в образование.

Однако сегодня реальное влияние православия на общественную жизнь далеко от стандартов клерикального государства. Причина в отсутствии поддержки со стороны населения.

Так, согласно данным Европейского социального опроса (ESS) 2018 года 49% граждан РФ в возрасте 16-29 лет не верят в Бога. А большая часть старшего поколения хоть и относят себя к православной конфессии, но не участвуют активно в приходской жизни.

Таким образом, Россию можно скорее расценивать как светское государство. Хоть и с рядом отступлений.

История концепции и её реализации

В Древней Греции гражданская жизнь людей была в значительной степени отделена от религии. Однако всё мировоззрение было пронизано религиозными ценностями, а каждый народ приписывал себе покровительство какого-либо бога. В системе воззрений греков и других народов на государство и мир над верховной властью так или иначе стояло высшее божество. Долгое время глава государства считался помазанником божьим или вовсе отождествлялся с богом. Таким образом, государство было неразрывно связано с религией, светская власть так или иначе зависела от Церкви.

Одним из первых мыслителей, разделивших власть государственную и власть божественную, был Аврелий Августин. Он преодолел слияние божественной и мирской власти, говоря о том, что они должны быть разведены, однако им необходимо помогать друг другу для лучшего управления. Хотя Августин ещё не употреблял самих терминов «светское государство», «светская власть», говоря о государственной власти, он имел в виду именно их. Однако, несмотря на то что в его системе была выделена сама идея светской власти, не связанной с Церковью, сама эта власть, по его мнению, стояла ниже последней.

Мартин Лютер, также принадлежа к противникам слияния государственной и церковной власти, говорил о необходимости жёсткого разграничения их сфер деятельности, при этом отдавая явное преимущество власти церковной. В его рассуждениях также выражена идея о светской власти, которая не имеет никакого отношения к божественному провидению, но которая должна в первую очередь защищать Церковь и её сторонников от зла, которого в мире больше, чем добра.

К идее светского государства обращался и Жан Боден в процессе поиска путей урегулирования споров во Франции между протестантами и католиками. Он пришёл к выводу, что только государство, основанное на ценностях веротерпимости, способно предотвратить подобные споры.

В начале XVII века активно развивали идею светского государства и английские философы. Так, Томас Гоббс писал о том, что только светская сильная власть способна предотвратить человечество от возвращение в состояние войны «всех против всех». Один из родоначальников классического либерализма, Джон Локк, писал о необходимости создания светского государства на основе веротерпимости, так как выбор вероисповедания — пространство свободы каждого человека.

Значительный прорыв в разработке идей светского государства произошёл в эпоху Просвещения. Такие мыслители как Шарль Монтескьё, Жан-Жак Руссо, Вольтер и другие выступали за свободу вероисповедания и отказ церкви от участия в управлении государством. В это время происходила разработка уже целостной концепции светского государства в Америке, автором которой стал Томас Джефферсон. Он писал о необходимости соблюдения свободы слова, свободы вероисповедания, выступал против института государственной религии, считая все религии равноправными.

В России

В эти же годы происходит и зарождение общественно-политической мысли в России. Так, идеолог Петра I Феофан Прокопович, опираясь на ценности православия, высказал идею о необходимости подчинения церкви светскому самодержавному монарху, а отделение её от государства считал пороком католицизма. Кроме того, он положительно отзывался об учреждении Синода, считая коллективное управление церковными делами наилучшим. В его сочинениях нашло своё отражение не только стремление оправдать реформы царя, но и ещё раз обличить действия патриарха Никона, который считал, что «священство выше царства».

В дальнейшем многие русские мыслители укреплялись во мнении об одновременной необходимости веры для русского человека и о подчинённом положении церкви по отношению к светской самодержавной власти. Так, Владимир Соловьёв писал о том, что церковь просто не может конкурировать в борьбе со светской властью. Бердяев же писал о том, что ввиду различия происхождения религии и государства, а также разницы в их назначении, церковь не должна стремиться заменить собой государство, а то, в свою очередь, не должно вмешиваться в духовную жизнь граждан, выполняя лишь свои прямые светские функции.

Конвергенция законодательств

Светскость на своем нынешнем этапе развития полна противоречий. Это явление развивается в разных, порой оппозиционных друг другу направлениях. В современном мире сложилось невиданное прежде многообразие светских государств. Оно объясняется уникальным правовым, культурным и социально-политическим развитием каждой конкретной страны.

Сегодня институт светскости становится повсеместным благодаря глобализации мира. Это, помимо всего прочего, поддерживает тенденцию конвергенции (сближения) законодательств разных стран. К примеру, эту тенденцию испытала на себе Российская Федерация. Светское государство в нашей стране было построено по западной модели. Другим, еще более ярким, примером конвергенции является Европейский Союз. Страны Старого Света, вошедшие в эту организацию, испытывают на себе результаты политики интеграции. Их национальные законодательства сближаются и унифицируются.

Светский характер общества

Светский характер общества позволяет нам жить рядом, несмотря на различия мнений и убеждений. Вот почему светский характер общества — это благо и необходимость. Это не антирелигиозность. Напротив, это антиклерикализм (не позволяющий Церкви подчинить себе государство) и антитоталитаризм (не позволяющий государству подчинить себе Церковь). Понятно, почему Израиль, Иран или Ватикан не относятся к светским государствам: в каждом из них провозглашена официальная, или привилегированная, религия. Однако Албания при Энвере Ходже также не была светским государством, ибо в ней был провозглашен государственный атеизм.

Теперь становится ясным, что же такое светский характер государства — это не его идеология, а отказ со стороны государства подчиняться какой-либо идеологии. Государство подчинено не правам человека и не моральным нормам, а своим собственным законам и собственной конституции, а права человека имеют значение лишь постольку, поскольку их гарантия содержится в конституции. В демократических государствах права человека включены в основной закон потому что так решил народ. Тем самым государство поставлено на службу людям, как это и должно быть, а не наоборот. Но то же самое соображение не позволяет возводить права человека в ранг государственной религии. Это явления разного порядка, и государство не должно претендовать на безраздельное господство над людскими умами и душами. Государство не берется судить о том, что истинно, а что ложно; оно лишь указывает, что разрешено, а что запрещено. Государство не имеет ни религии, ни морали, оно не придерживается той или иной доктрины. Разделять то или иное учение — дело граждан, если, конечно, они того желают. И это не означает, что государство должно или может быть терпимо к чему угодно. Однако запрещать оно может только действия, но никак не мысли, и то лишь в тех пределах, в каких эти действия вступают в противоречие с законом.

В подлинно светском государстве за мнение не судят. Каждый думает что хочет и верит во что хочет. Держать отчет он должен за свои поступки, а не за бродящие в его голове идеи, и отвечать за то, что делает, а не за то, во что верит. В светском государстве права человека — не идеология и тем более не религия. Это воля, а не убеждение, закон, а не точка зрения. Каждый имеет право не соглашаться с законом. Но никто не имеет права его нарушать.

Основные черты

Законодательство светского государства может соответствовать (полностью или частично) религиозным нормам; «светскость» определяется не наличием противоречий с религиозными установками, а свободой от таковых. Например, запрет абортов является светским решением, если это обосновывается общегуманистическими соображениями (точнее — медико-биологической целесообразностью), а не религиозными предпосылками.

В светском государстве каждый человек вправе рассчитывать на то, что он сможет жить, не обращаясь к религиозным институтам. Например, заключение браков и осуществление правосудия является в нём прерогативой государства. В светском государстве последователи всех религий равны перед законом.

Принцип светскости предполагает отделение государства от религиозных догм, но не означает удаление религии из общественной жизни. Также он способствует разграничению сфер влияния государства и религиозных организаций при сохранении роли государства, как основной формы организации общественно-политической власти.

В социологической науке представлена типология светских и несветских государств по различным основаниям. Критерии классификации светских государств: 1) наличие партнёрства государства и религиозных организаций и 2) степень влияния религии на правовую систему государства. Данные критерии позволяют выделить четыре типа светских государств:
преференциальный, эквипотенциальный (государство стремится к максимально возможной изоляции религиозных организаций от государственной жизни), контаминационный, идентификационный (сотрудничество государства с религиозными организациями).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector