Марк антокольский
Содержание:
- Содержание летописи
- Монастырская жизнь и стремление к знаниям
- Кончина
- Начало жизни в монастыре
- Почитание святого
- Ученый монах Нестор
- История мощей
- Кто такой Андрей Колесников
- Значение деятельности Нестора
- Главные труды летописца
- Интервью Колесникова Дудю
- Память в Православной Церкви
- Труды в обители
- «Повесть временных лет». Исследования
- На пути к иночеству
- Таланты, профессия, карьера
Содержание летописи
В «Повести временных лет» описывалось все: начиная от точных событий и заканчивая библейскими преданиями.
Целью создания было написать хронику, запечатлеть события, восстановить хронологию, чтобы понять, откуда берут корни русские люди, как образовалась Русь.
Нестор писал, что славяне появились давно от сына Ноя. Всего у Ноя их было трое. Они разделили между собой три территории. Одному из них — Иафету досталась северо-западная часть.
Затем идут статьи о князьях, восточнославянских племенах, которые произошли от «нориков». Именно тут упоминается Рюрик с его братьями. Про Рюрика говорится, что он стал правителем Руси, основав Новгород. Это объясняет то, почему есть очень много сторонников нормандской теории происхождения князей от Рюриковичей, хотя нет фактических подтверждений.
Рассказывается о Ярославе Мудром и многих других людях и их правлении, о войнах и других значительных событиях, которые и сформулировали историю Руси, сделали её такой, какой мы её знаем сейчас.
Монастырская жизнь и стремление к знаниям
17-летним юношей Нестор обратился в Киево-Печерскую обитель к преподобному Феодосию и стал там послушником, а по истечении трехлетнего срока, как полагалось в те годы, принял постриг. Посвятил его в сан преемник преподобного Феодосия игумен Стефан. Именно он и возвысил его до звания иеродиакона. Монах Нестор Летописец знаменит, главным образом, тем, что вместе с другими святыми отцами принимал участие в изгонении дьявола из Никиты Затворника. Но основным послушанием, наложенным на него, стало летописание.
Отметим, что тогда монастыри являлись средоточием научной и культурной жизни. Обитавшие в них монахи были образованными, они учились грамоте и умели писать, тогда как простому народу это было недоступно. В Киево-Печерской обители многие иноки занимались летописанием и созданием житий святых.
Во время своего пребывания в монастыре Нестор постепенно обнаруживает неодолимую тягу к получению знаний. Он прилежно изучает Евангелие, а затем жития греческих святых. Нестор глубоко почитал истинное знание, объединенное со смиренностью. Не мыслил свою жизнь без чтения, исследовал творения святых отцов и наставлял в этом других. Он высказывается о книге как о глубочайшем и чистейшем вечном источнике мудрости. Несомненно, Нестор был одним из самых просвещенных и грамотных людей своего времени.
Кончина
Преподобный Нестор скончался около года, завещав печерским инокам-летописцам продолжение своего труда. Его преемниками в летописании стали игумен Сильвестр, придавший современный вид «Повести временных лет», игумен Моисей Выдубицкий, продливший ее до года, наконец, игумен Лаврентий, написавший в году древнейший из дошедших до нас списков, сохранивших «Повесть» преподобного Нестора («Лаврентьевскую летопись»). Наследником агиографической традиции печерского подвижника стал святитель Симон, епископ Владимирский, спасатель «Киево-Печерского Патерика». Рассказывая о событиях, связанных с жизнью святых угодников Божиих, святитель Симон нередко ссылается, среди других источников, на Летописи преподобного Нестора.
Преподобный Нестор погребен в Ближних пещерах преподобного Антония Печерского.
Начало жизни в монастыре
Преп. Нестор Летописец родился в 50-х годах ХI века в Киеве . Юношей он пришел к преп. Феодосию и стал послушником . Постриг будущего летописца преемник преп. Феодосия, игумен Стефан . По Греческому церковному правилу поступающие в монастырь три года остаются на испытании, а посвящаемому в диакона следует быть не меньше 25 лет. И преп. Феодосий установил: поступающего не спешить постригать в монахи, а велеть ему ходить в своей одежде, пока ознакомится с монастырским чином. После этого одеть его в черную одежду и испытывать послушаниями, а затем уже облекать в монашескую мантию. Так и для блаженного Нестора трехгодичный искус окончился уже при преп. Стефане, при котором удостоен он и сана диаконского, не раньше года.
В Печерской обители было тогда много высоких мужей, у которых можно было обучиться духовному совершенству. Обитель процветала тогда духовной жизнью. Блаженный Нестор так пишет об этом сам:
Статуя летописца работы М. Антокольского
Блаженный Нестор, под влиянием таких примеров, под управлением таких наставников, при своей ревности к подвижничеству, спешно возрастал в духовной жизни. Как было глубоко смирение его, — это видно каждый раз, как только касается он своей личности в своих писаниях. Иначе не называет он себя, как худым, недостойным, грешным Нестором, меньшим из всех в монастыре преподобного отца Феодосия; или окаянным, с грубым и неразумным сердцем, Нестором грешным. Если напоминает он другим о нужде покаяния, о потребности помнить отношения свои к Богу , то спешит обратиться к себе самому с укоризной. Так, рассказав о победе половцев, последовавшей накануне памяти св. Бориса и Глеба , говорит он: «бысть плач в граде, а не радость, грех наших ради… В лепоту паче инех казними есмы. Се бо аз грешный и много и часто согрешаю во вся дни».
Чистотою своей жизни, молитвою и усердием юный подвижник превзошел вскоре даже самых известных печерских старцев. А о его высокой духовной жизни говорит и то, что он в числе других преподобных отцов участвовал в изгнании беса из Никиты затворника (впоследствии Новгородского святителя).
Почитание святого
В 1114 году преподобный Нестор отошел в мир иной, братия похоронила его в Ближних пещерах преподобного Антония Печерского. В этом же месте мощи находятся и сейчас. Сотни или даже тысячи паломников со всего мира каждый день здесь молятся Нестору Летописцу
К нему обращаются многие, особенно важно просить помощи этого святого всем тем, кто работает с письменным словом, интересуется историей
Сотни писателей каждый день ломают голову, как написать бестселлер. Более 900 лет нет в живых преподобного. А его «Повесть временных лет» и «Житие Феодосия Печерского» до сих пор вызывают интерес даже у требовательного современного читателя и издателя.
Конечно, преподобный Нестор отнюдь не гонялся за славой, успехом, известностью, почитанием. Но память о нем уже веками не утихает, дата его памяти — 9 ноября — считается днем славянской письменности. Но не менее интересно то, что печерского летописца чтит также и Римско-католическая церковь. Дивен Бог во святых своих!
Ученый монах Нестор
Кем же был преподобный Нестор? Предание говорит, что, будучи семнадцатилетним отроком, он пришёл в обитель к святому старцу Феодосию Печерскому (ок. 1008–3 мая 1074 г.), где принял иноческий сан. Несомненно, что в монастырь Нестор пришел уже достаточно грамотным и даже, по уровню того времени, образованным юношей. К тому времени в Киеве было немало учителей, у которых и мог учиться Нестор.
В то время, по словам преподобного Нестора
И дни монаха Нестора были неотличимы от дней других черноризцев. Только его послушание отличалось: он по благословению настоятеля Феодосия Печерского писал историю Руси. В своих литературных трудах летописец называет себя «грешным», «окаянным», «недостойным рабом Божиим». В этих оценках себя проявляется смирение, богобоязненность: человек, достигший таких высот смирения, видит в своей душе мельчайшие прегрешения. Чтобы представить духовный уровень святых, достаточно вникнуть в такое изречение: «Святые принимали за грех тень мысли о грехе», даже малейший помысел, а часто даже и оплакивали свои добродетели как грехи.
История мощей
На месте, где тело преподобного Нестора было предано земле, спустя многие столетия, в 19 веке, была установлена медная дощечка, украшенная позолотой, с указанием имени летописца.
Обретение
Нестор Летописец был канонизирован Русской православной церковью в чине преподобного, потому что своими молитвами, постом и трудами стремился уподобиться Иисусу Христу. Он входит в список святых Римско-Католической церкви.
Текущее местоположение
Сегодня у православных христиан есть возможность поклониться мощам святых старцев, которые хранятся в Киево-Печерском монастыре, относящемся к нижней части Лавры. Захоронения размещены в двух больших подземных городах, именуемых Ближними и Дальними пещерами. Доступ открыт ежедневно с утра и до самого вечера.
Мощи преподобного Нестора хранятся в Ближних пещерах преподобного Антония Печерского . Здесь много ходов, низкие своды, хотя есть некоторые и в человеческий рост. В наше время в этих многочисленных коридорах и переходах установлено освещение, а вдоль стен размещены раки с мощами. Над ними висят таблички с именами святых угодников и временем их погребения.
Сюда приходят паломники, первые лица государств, представители духовенства. Посетители возносят Нестору свои молитвы для укрепления и возвышения духа.
Чудодейственная сила
В Киево-Печерскую Лавру стекаются молящиеся, свято веря в чудодейственную силу мощей. К раке Нестора Летописца приходят не только люди, умудренные жизненным опытом, но и молодые. Преподобному монаху молятся с просьбой освятить путь в учебе и науках.
О чудесах, которые происходят у мощей, свидетельствуют не только верующие, но и ученые, не способные пока объяснить многие загадочные явления, что доказывает особую святость этих мест.
Посмотрите видеоролик о Несторе Летописце, от которого люди по сей день получают благодатную помощь.
Кто такой Андрей Колесников
Андрею Колесникову 53 года. Он родился в Ярославской области в поселке Семибратово. В 1988 году окончил факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова.
С 1996 года работает специальным корреспондентом в «Коммерсанте». Является автором многочисленных статей о Владимире Путине.
В 2000 году вместе с Наталией Геворкян и Натальей Тимаковой Колесников подготовил книгу-интервью с Владимиром Путиным «От первого лица».
В 2004 году выпустил первую книгу «Я Путина видел!»
В 2004 и 2007 году Колесников стал обладателем премий «Золотое перо России». Также журналист – лауреат национальной премии «Элита».
В 2008 году стал главным редактором журнала «Русский пионер».
В 2012 году назначен исполнительным директором «Коммерсантъ-Холдинга».
Значение деятельности Нестора
Значение деятельности Нестора настолько велико, что нельзя им не восхищаться. Он создал энциклопедию времен зарождения и становления христианства на Руси, проследил в своих трудах деяния монахов, имена которых благодаря ему стали известными и почитаемыми в народе. Летописец поведал о строительстве первых храмов, о молитвенных подвигах иноков, чьим путем потом пошли многие, пришедшие в монастыри. В его трудах был создан свод правил послушников через описание житий святых.
Кроме боголюбивых героев, в писаниях Нестора присутствуют первые русские князья, защищавшие родную землю, одерживающие победы не только мечом и копьем, но и мудростью. Не одно значимое историческое событие не прошло мимо взора, памяти и пера летописца, открыв читателю истоки истории Государства Российского.
Главные труды летописца
За время своего летописного служения Нестор написал около 10 трудов, посвящённых истории молодого русского государства, христианской церкви и жизни первых русских святителей. В работе над ними инок проявил себя не только как летописец, но и как талантливый агиограф, этнограф, идеолог, проповедник и знаток фольклора.
Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба
Труд посвящён описанию жизни первых русских святых — братьев-мучеников Бориса и Глеба. В повествовании рассказывается о высокой духовности сыновей Владимира Крестителя. Они принимают смерть от руки старшего брата князя Святополка.
Зная о планах брата, Борис проводит ночь перед нападением в молитве и со смирением принимает уготованную ему участь. В 1072 г. обоих братьев похоронили в общей усыпальнице в Вышгороде.
Памятник Нестору Летописцу в Киеве
Основной идеей произведения является осуждение междоусобных конфликтов, которые разобщали русских князей и ослабляли молодое славянское государство. Жизнь Бориса и Глеба, описанная летописцем служит примером праведности и кротости, которыми должны обладать истинные христиане.
Житие преподобного Феодосия Печерского
Нестора называют основоположником житийного жанра. Он является составителем жития основателя Киево-Печерской лавры святого Феодосия Печерского. В повествовании последовательно описывается жизнь праведника с детских лет до земной кончины. Особенно автор отмечает следующие качества своего наставника:
- праведность;
- стремление к единению с Богом;
- трудолюбие;
- смирение;
- милосердие;
- прозорливость.
Подробно описывая жизненный путь и духовные добродетели Феодосия, Нестор составлял для современников и потомков портрет истинного христианина, к облику которого должен стремиться каждый верующий человек.
Повесть временных лет
Главный труд Нестора-летописца — Повесть временных лет. Это повествование охватывает огромный временной период — от библейских времён до начала XII в. Автор подробно рассказывает об истории появления славянской нации и её развитии.
Нестор Летописец. Повесть временных лет
На описание ключевых событий влияют религиозные и нравственные взгляды монаха
Особое внимание он уделяет вопросу прихода на Русь христианства и его положительному влиянию на жизнь славян. В произведении отмечаются черты следующих жанров:
- житийной литературы;
- исторические записки;
- народные предания;
- философские рассуждения.
- Древнейший свод (IX в.);
- Начальный свод (XI в.);
- свод Никона (70-е гг. XI в.);
- хроника Георгия Армонтола;
- славянский фольклор.
«Повесть временных лет» многие века остаются основным источником по истории восточных славян и Древнерусского государства. Её изучают как один из уникальных образцов славянской словесности.
Летопись Нестора включалась в большинство местных летописных сводов, ведущихся в удельных княжествах. Главным достоинством повествования является непредвзятость в изложении исторических фактов и описании ключевых личностей в древнерусской истории.
Новое издание Повести временных лет
Интервью Колесникова Дудю
В феврале 2020 года Андрей Колесников дал интервью журналисту Юрию Дудю.
Хоккейные матчи Путина
«Что вы чувствуете, когда смотрите за хоккейными матчами Владимира Путина?» – спросил Дудь у своего гостя, написавшего накануне о переговорах президентов России и Белоруссии в Сочи, где те сыграли в хоккей.
«Во-первых, это безумно интересно, – поделился Колесников. – Владимиру Владимировичу Путину нравится играть в хоккей, вот он и играет. Кому-то нравится подыгрывать, вот они подыгрывают. Не буду говорить от его имени, мне кажется, ему нравится не игра в поддавки, а именно хоккей. У него есть чувство гола. Он забивает очень непростые голы, и они такие… четкие: в одну девяточку, в другую. Я думаю, ему это не может не нравиться, любого человека будет воодушевлять такое».
Кадр видео
Дудь показал Колесникову видеоролик, на котором Путин забивает гол.
«На один неудачный бросок, может быть, есть один удачный», – прокомментировал увиденное журналист «Коммерсанта».
«Я не тот человек, который будет защищать весь этот хоккей. И все мы видим, что Владимира Путина аккуратно объезжают, чтобы не травмировать, а то травмированный на хоккее президент – это всей стране плохо».
По словам Колесникова, накануне Нового года министр обороны Сергей Шойгу, который играл в одной команде с Путиным, предъявил команде Ротенберга, что те слишком жестко играют.
Купание Путина в кефире
«Сколько раз ваши тексты вызывали в Кремле шухер», – спросил Дудь.
Колесников рассказал историю об одной из первых командировок в качестве журналиста «кремлевского пула». По его словам, Путин тогда нырнул в тазик с кефиром, чтобы достать оттуда зубами монетку (национальная татарская забава), и долго не всплывал.
«И последняя фраза там была в заметке: «А мог бы и утонуть»», – вспомнил Колесников.
Журналист рассказал, что ему звонили из Кремля и намекали, что так нельзя писать про президента.
Память в Православной Церкви
Дни памяти:
- 27 октября (9 ноября)
- 28 сентября (11 октября) — собор преподобных отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах
Тропарь, глас 4:
Великих князей русских деяния и преподобных отец Печерских жития и чудеса написавый, свое же, Богомудре Несторе, многих ти ради добродетелей имя написано на небеси стяжавый, моли и нам написатися в Книги Животныя.
Кондак, глас 2:
Яко сый богоноснаго Феодосия ученик и истинный жития того подражатель, первый честных его мощей самовидец сподобился еси, яже с прочими святолепно пренес, наследил еси с темиже Царство Небесное, еже получити и нам, чтущтим тя, Господеви молися.
Труды в обители
В монастыре преподобный Нестор нес послушание летописца. Преп. Нестор глубоко ценил истинное знание, соединенное со смирением и покаянием. В 80-х годах он написал «Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба» в связи с перенесением их святых мощей в Вышгород в году. В 80-х годах преподобный Нестор составил житие преподобного Феодосия Печерского, а в году, накануне престольного праздника Печерской обители, игумен Иоанн поручил ему ископать из земли для перенесения в храм святые мощи преподобного Феодосия:
Преп. Нестор
Главным подвигом жизни преподобного Нестора было составление к — годам «Повести временных лет». Необычайно широкий круг источников (предшествующие русские летописные своды и сказания, монастырские записи, византийские, различные исторические сборники, рассказы старца-боярина Яна Вышатича, торговцев, воинов, путешественников), осмысленных с единой, строго церковной точки зрения, позволил преподобному Нестору написать историю Руси как составную часть всемирной истории, истории спасения человеческого рода.
Инок-патриот излагает историю Русской Церкви в главных моментах ее исторического становления. Он говорит о первом упоминании русского народа в церковных источниках — в году, при святом патриархе Константинопольском Фотии; повествует о создании славянской грамоты святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием, о Крещении святой равноапостольной Ольги в Константинополе. Летопись преподобного Нестора сохранила нам рассказ о первом православном храме в Киеве (под годом) об исповедническом подвиге святых варягов-мучеников (под годом), о «испытании вер» святым равноапостольным Владимиром ( год) и Крещении Руси ( год). Первому русскому церковному историку обязаны мы сведениями о первых митрополитах Русской Церкви, о возникновении Печерской обители, о ее основателях и подвижниках. Время преподобного Нестора было нелегким для Русской земли и Русской Церкви. Русь терзали княжеские междоусобицы, степные кочевники-половцы хищными набегами разоряли города и села, угоняли в рабство русских людей, сжигали храмы и обители. Преподобный Нестор был очевидцем разгрома Печерской обители в году. В летописи дано богословское осмысление отечественной истории. Духовная глубина, историческая верность и патриотизм «Повести временных лет» ставят ее в ряд высочайших творений мировой письменности.
Изображение преп. Нестора работы Виктора Васнецова
«Повесть временных лет». Исследования
Первым исследователем «Повести временных лет» стал российский историк и географ В. Н. Татищев. Немало интересного о летописи удалось выяснить археографу П. М. Строеву. Он высказал новый взгляд на «Повесть временных лет», как на свод нескольких более ранних летописей, и такими сводами стал считать все дошедшие до нас летописи.
Известный русский филолог и историк конца XIX–XX вв. А. А. Шахматов выдвинул версию, что каждый из летописных сводов — это историческое произведение со своей собственной политической позицией, продиктованной местом и временем создания. Историю летописи он связал с историей всей страны. Результаты его исследований изложены в работах «Разыскания о древнейших русских летописных сводах» (1908 год) и «Повесть временных лет» (1916 год). По версии Шахматова, первую редакцию «Повести временных лет» Нестор написал в Киево-Печерском монастыре в 1110–1112 годах. Вторая редакция была написана игуменом Сильвестром в киевском Выдубицком Михайловском монастыре в 1116 г. В 1118 г. была составлена третья редакция «Повести временных лет» по поручению, или даже политическому заказу, новгородского князя Мстислава I Владимировича.
Советский исследователь Д. С. Лихачев предполагал, что в 30–40-е годы XI века по распоряжению Ярослава Мудрого была произведена запись устных народных исторических преданий о распространении христианства. Этот цикл послужил будущей основой летописи.
Александр Сергеевич Пушкин, создавая своего летописца Пимена в драме «Борис Годунов» (1824–1825 гг., опубликована в 1831 г.), брал за основу черты характера летописца Нестора, стремящегося к правде, даже если она кому-то и не нравится, ничуть «не украшает пишущего».
Преподобный Нестор пережил пожар и разорение Киево-Печерской Лавры в 1196 году. Последние его труды пронизаны мыслью о единении Руси, о сплочении её верой христианской. Летописец завещал печерским инокам продолжать дело всей своей жизни. Его преемники в летописании: преподобный Сильвестр, игумен Выдубицкого Киевского монастыря; игумен Моисей, продливший летопись до 1200 года; игумен Лаврентий — автор знаменитого Лаврентьевского летописного свода 1377 года. Все они ссылаются на преподобного Нестора: для них он высочайший учитель — и как писатель, и как молитвенник.
Как установили современные ученые, преподобный Нестор скончался в возрасте 65 лет. Ныне мощи преподобного Нестора пребывают нетленными в Ближних пещерах (Антониевых) Киево-Печерской Лавры. В начале XXI века «Общество любителей истории при Киевском университете» оковало серебром раку преподобного.
___________________________________________
Вниманию всех любителей русской истории Лицевой летописный свод. Читать онлайн ___________________________________________
Русская летописная история — это монументальный памятник древнерусского книжного искусства, по масштабности и широте охвата исторических событий, а также по форме представления материала не имеющий аналогов в мире. В коллекции собраны погодные (по годам) летописи, повести, сказания, жития русской летописной истории на протяжении четырёх с половиной столетий (XII–XVI века).
На пути к иночеству
Преподобный Нестор Летописец был родом из Киева. О точной дате рождения, о подробностях его детства и юношества нам ничего не известно. Есть основания полагать, что Нестор появился на свет в 50-х годах XI столетия.
В семнадцатилетнем возрасте Нестор, желая связать свою жизнь с монашеским деланием, явился к двум блаженным отцам: преподобному Антонию (основателю русского иночества) и преподобному Феодосию. Разумея в подвижниках святых Божьих праведников, он смиренно просил их не изгонять его прочь, а дозволить ему пребывать при них в послушании.
В это время Антоний жил в уединённой пещере, в священном безмолвии, угождая Богу непрестанной сердечной молитвой. Феодосий же занимался устроением иноческой обители. Промыслом Божьим Нестор остался при преподобных отцах.
Ещё до посвящения в иночество он обнаруживал перед ними готовность жить строгой иноческой жизнью. Несмотря на юность и многочисленные трудности, связанные с немощью плоти, Нестор являл отцам твёрдость в желании следовать спасительным путём.
Через них он освящался и просвещался как через два великих Божьих светильника. Он ревностно и безропотно исполнял назначаемые ему послушания, приучаясь к смирению, кротости, пощению, бдению, сердечной молитве и вольной нищете. Питая к наставникам самое искреннее уважение и любовь, всякое слово он исполнял безропотно, с радостью и доверием.
Таланты, профессия, карьера
Выбор профессии: Нестор не любит следовать проверенным и надежным правилам. Это прирожденный первооткрыватель. Он может быть геологом, археологом, научным сотрудником в любой области, писателем, историком.
Благосостояние: Нестор честолюбив, старается вращаться в высших кругах, может зарабатывать большие деньги, но не особенно привязан к ним, способен вложить большую сумму в сомнительное мероприятие.
Нестор всегда стремится быть первым в коллективе или в совместной работе. У него острый критический ум, внутренняя сила протеста не позволяет принимать все подряд, без разбора. Нестор придает огромное значение трудолюбию, усердию, но не терпит напрасного труда. Если видит пользу мероприятия, он сразу включается в него, очень эффектно борется за самое слабое звено. Нестор не боится рисковать и даже любит во всяком действии «ходить по краю». Головокружительной карьеры он не сделает, хотя обладает волевым качествами и организаторскими способностями. Нестору мешают резкость, порывистость, неумение подчиняться. Больших успехов он добьется, организовав собственное дело. Он может быть хорошим врачом, ученым-исследователем, инженером, экспедитором. Нестор может стать замечательным актером, берущимся в случае необходимости за самые разные роли.
День ангела Нестора: Нестор дважды в году отмечает именины:
- 13 марта (28 февраля) — Священномученик Нестор, епископ Магидийекий, во время правления Детия после тяжких мучений был распят на кресте в Пергаме.
- 9 ноября (27 октября) — св. мученик Нестор с благословения и по молитвам св. великомученика Димитрия поборол на поединке языческого бойца, убивавшего христиан, за что и был казнен в 306 г.
Приметы: Если на Нестеров день, 13 марта, с крыши капает, охотникам надо собираться на охоту на зайцев. В этот день длинные сосульки — долгий лен.