Преподобный нил столобенский
Содержание:
- На новом месте
- История
- Жизнь в безмолвии Нила Столобенского
- Устрашить святого
- Почитание преподобного Нила Столобенского
- Откуда родом мишки косолапые с конфеты
- Путь к пустынному острову
- Нило-Столобенская пустынь
- Скульптурные изображения преподобного Нила Столобенского
- Гостиный двор Нило-Столобенская пустынь
- Краткое жизнеописание святого
- Анализ литературных произведений
- Сообщение Бога
- Нилова пустынь
- Борьба с искушениями духа и плоти
- В одинокой лесной келье
- Деревянная скульптура
На новом месте
Придя на остров в конце осени, он не имел возможности до наступления холодов построить келью и первую зиму провёл в землянке, вырытой на лесной поляне. Лишь на следующий год святой отшельник построил себе жилье и воздвиг возле него часовенку. Как и в прежние годы, питался Нил Столобенский исключительно лесными дарами, лишь изредка дополняя их рыбой, пожертвованной ему рыбаками.
Но враг рода человеческого, прежде посрамлённый Нилом, решил отомстить ему. Он ожесточил против святого старца сердца окрестных жителей, вдруг пожелавших вырубить лес на острове и использовать его под пашню. Они полагали, что когда подожгут поваленные деревья, пламя уничтожит и мешавшую им келью отшельника. Но Сила Господня не оставила Нила и в этот раз. По его молитве огонь, охвативший остров, не причинил вреда ни келье, ни часовне, поселив в то же время страх в сердцах его недоброжелателей.
История
Происхождение названия
Относительно названия острова — «Столо́бный» — существуют две версии. По первой, он получил название из-за своей формы, похожей на столб, а по второй, на нём в древности существовало капище, и стоял языческий жертвенный столб.
Преподобный Нил
Преподобный Нил Столобенский родился в конце XV столетия недалеко от Великого Новгорода. Как его звали в миру, сейчас неизвестно, как и то, кем были его родители. Известно, что после их смерти он отправился в Иоанно-Богословский Крыпецкий монастырь, который находится около Пскова. Там он принял постриг под именем Нил в честь преподобного Нила Постника.
В 1515 году преподобный Нил покинул Крыпецкий монастырь и срубил в лесу во Ржевском уезде у реки Серемхи небольшую келью. Жил уединённо, питался травами и дубовыми желудями, всё время проводил в молитвах.
По преданию, однажды к преподобному Нилу пришли разбойники, решившие его убить. Однако он, сотворив молитву, вышел к ним с иконой Пресвятой Богородицы. Разбойникам привиделось, что преподобный окружён множеством вооружённых людей. В ужасе они упали к его ногам, раскаялись и стали просить прощения.
Постепенно слава об отшельнике разнеслась по окрестным селениям. Люди стали приходить к нему, прося молитв и наставлений. Такая молва стала тяготить преподобного, и через 13 лет после поселения у реки Серемхи, в 1528 году, он перебрался на новое место — остров Столобный на озере Селигер, в семи верстах от Осташкова. Первый год он жил в выкопанной землянке, потом построил себе келью и часовню для молитв. По легенде, дьявол насылал различные напасти на отшельника — пожары, нападения разбойников, пытался сбросить его келью в озеро. Однако преподобный Нил оставался непреклонен, преодолевая все нападения молитвой и верой.
Преподобный Нил прожил на острове 27 лет и перед смертью завещал построить на этом месте монастырь, что и было позже сделано.
Существует поверье, что преподобный Нил дал обет нележания, в связи с чем никогда не находился в горизонтальном состоянии. И даже спал, подвесив себя за плечи верёвками или на крюках, вбитых в стену.
В 1555 году Нил преставился и был погребён на острове Столобном. В 1594 году с разрешения патриарха Иова была открыта монашеская обитель. Так началась история мужского монастыря Нило-Столобенской пустыни. Основателем монастыря был иеромонах Герман.
Монастырь
На ведуте 1789 года
По кончине преподобного Нила близ его могилы на острове стали селиться отшельники-молитвенники, ими и был основан монастырь.
До революции 1917 года Нило-Столобенский монастырь был в числе самых почитаемых в России, ежегодно сюда приезжали тысячи людей. В 1820 году обитель посетил император Александр I. В 1858 году вокруг острова соорудили гранитную набережную.
В начале XX века число постоянно живущих насельников достигало 1000 человек, на территории монастыря была даже своя больница.
В 1919 году все церковные ценности были изъяты, мощи преподобного Нила вскрыты. Монастырь действовал до 1927 года, в дальнейшем он пережил несколько изменений. На конец 1980-х годов значительная часть построек была либо утрачена, либо находилась в полуразрушенном состоянии. В разные годы в Нило-Столобенской пустыни находились:
План монастыря в начале XIX века
- в 1927—1939 — трудовая коммуна, колония для малолетних преступников;
- в 1939—1940 — лагерь для польских военнопленных;
- в 1941—1945 — госпиталь;
- в 1945—1960 — снова колония;
- в 1960—1971 — дом престарелых;
- в 1971—1990 — турбаза.
В 1990 году комплекс Нило-Столобенской пустыни передали Русской православной церкви.
В 1995 году в монастырь возвращены мощи преподобного Нила.
Жизнь в безмолвии Нила Столобенского
Существование Нила Столобенского было в этих краях крайне суровым. Святой беспрестанно совершал молитвенный подвиг, а отдыхал всегда стоя. Питался он хлебом, возделанным самостоятельно, и посеянными собственноручно овощами. Выручали также лесные ягоды, о которых уже упоминалось ранее. И все бы хорошо, но дьявол не оставлял праведника в покое. Он насылал на Нила кошмарные видения, пытаясь сломить дух святого. Как-то раз нечистый, явившись к преподобному со своей бесовской свитой, чуть не утопил келию в Селигере, но праведнику хватило сил молитвенных, чтобы защитить свое жилище и прогнать чертей.
Нескончаемое терпение, доброта и крепость духа Нила Столобенского были вознаграждены Творцом. У подвижника открылся дар прозрения тайн и мыслей других людей. Населявший окрестности народ глубоко почитал святого и даже помогал тому с пропитанием, посылая частенько свежую рыбу. Нил Столобенский провел на острове 27 лет.
Устрашить святого
В 1515 году, «чтобы избежать мирской славы», преподобный по благословению настоятеля покидает монастырь и отправляется на поиски места для пустынножительства.
Нелегкий путь пришлось пройти святому, пока он не остановился в пустынном лесистом месте в Ржевской земле близ реки Серемхи. Здесь преподобный выстроил себе келью и «предался подвигам непрестанной молитвы и воздержания». Питался святой лишь теми дарами, которыми был богат лес.
«Бесы, чтобы устрашить святого и прогнать его из пустыни, являлись ему в виде свирепых зверей и гадов. Они с пронзительным свистом и шипением устремлялись на него, но святой подвижник отгонял их молитвой и крестным знамением. Не имея возможности изгнать преподобного из пустыни, бесы научали злых людей причинять ему вред».
Несмотря на сокрытость кельи монаха от посторонних глаз, через некоторое время весть о его безмолвном подвиге достигла людей. Первыми пришли разбойники – в надежде найти какие-либо сокровища. «Узнав об их приходе, преподобный Нил сотворил молитву и вышел навстречу с иконой Божией Матери в руках. Разбойникам показалось, что с преподобным идет множество вооруженных людей. Они испугались и стали просить у святого прощения. Святой Нил с любовью принял их покаяние и отпустил с миром».
Вскоре уже в поисках других – духовных – сокровищ к подвижнику стали стекаться жители окрестных селений. «Многие стали приходить к нему за благословением, наставлениями и советами. Подвижническая жизнь святого отшельника вызвала мирскую хвалу, и это крайне огорчало смиренного инока. В ночных молитвах он со слезами просил Пресвятую Богородицу наставить его на путь уединенных подвигов».
Тринадцать лет подвизался святой на берегу реки Серемхи.
Почитание преподобного Нила Столобенского
Узнав о случившемся, митрополит Новгородский Питирим установил в этот день праздник. С этих пор день Нила Столобенского отмечается православной церковью 27 мая (обретение мощей) и 7 декабря (память блаженной кончины). В октябре 1669 года были завершены работы по возведению каменного храма, и мощи были помещены в одном из его пределов в специально изготовленной раке.
Незадолго до этого решением Святейшего Синода среди прочих угодников Божьих к лику святых был причислен и преподобный Нил Столобенский. Акафист, составленный в его честь, подробно рассказывает о пути служения Господу, пройденном этим великим подвижником, и призывает его вознести пред Господом молитвы обо всех, кто ещё не покинул юдоль земной жизни.
В наши дни во многих православных храмах можно увидеть его образ. Икона Нила Столобенского нередко встречается и в домашних иконостасах верующих людей. В дни его памяти в церквах, как правило, бывает многолюдно. Это говорит о всеобщем почитании и уповании на молитвы, которые возносит о нас пред Господом Нил Столобенский. В чем помогает он и о чём принято его просить?
За те столетия, что миновали со дня его блаженной кончины, нужды людские не сильно изменились. Так же как и в прежние времена, к нему прибегают в поисках исцеления от недугов, испрашивают благополучия себе и близким, а отправляясь в дальнюю и трудную дорогу – благословения на добрый путь.
Откуда родом мишки косолапые с конфеты
А леса здесь удивительно хороши. Изрезанные берега озера поросли вековыми соснами. Они стоят под солнцем все в золоте, как генералы на параде. Воздух настоян на аромате хвои. Художник Иван Шишкин писал здесь этюды к «Утру в сосновом лесу» с хрестоматийными мишками.
Рыбка плещется в воде. Кузнечики в траве стрекочут. Птичий хор исполняет произведения местных пернатых композиторов. Сказка…
Но навигатор — озик говорит, что до Ниловой Пустыни осталось всего ничего. И вот в просвете между соснами мелькнули купола – она. Мы въезжаем на взгорок мимо туристического комплекса и перед нами распахивается бесконечное пространство Селигера с бело-желтым монастырем питерского вида. Башенки, колонны, гранитные набережные, укрепляющие берега.
Припарковались. Идем в монастырь мимо торговых палаток, лодок, затем несколько десятков метров по деревянному мостику. Вход – через проездную арку Светлицкой башни. Башню построили сравнительно недавно – в 1863 году. Она всегда выполняла функцию пропускных ворот, и сейчас здесь контролируют внешний вид посетителей, приходящих в обитель.
Но была у нее еще одна важная роль — она служила спасительным маяком в непогоду. В бурю или пургу на ее шпиле зажигали фонарь.
Путь к пустынному острову
Так, в непрестанных молитвах и постах, провёл Нил Столобенский тринадцать лет. Но свет Божьей истины, обильно источаемый им, не мог укрыться от мира. Вскоре к одинокой лесной келье потянулись жители окрестных деревень. Приходили они, чтобы испросить у праведника молитв, благословений, а также мудрого совета во всех житейских делах. Чуждаясь мирской славы, святой просил Царицу Небесную наставить его на путь истинного пустынножительства и уединенных подвигов.
Пресвятая Богородица не оставила без ответа его молитв и вскоре, явившись ему в тонком сне, повелела оставить свою келью и держать путь к озеру Селигеру. Там, переправившись на остров Столобный, поселиться в уединённом месте и продолжить подвиг молитвы и постничества. Исполнив волю Царицы Небесной, святой Нил совершил своё путешествие в 1528 году. Об этом доподлинно известно из записей, сохранившихся в книгах Нило-Столобенской обители.
Нило-Столобенская пустынь
После смерти преподобного Нила на остров Столобный приходили иноки из разных монастырей, странствовавшие по святым местам, и жили в его келье некоторое время. Около 1590 года инок Герман поселился на острове Столобном, где в то время жил странник Борис Холмогорец. По благословению митрополита Новгородского Александра они построили деревянный храм в честь Богоявления с приделом во имя блаженного Василия, Христа ради юродивого. Вскоре возникла обитель с общежительным уставом, получившая название Ниловой пустыни. Первым настоятелем ее был священноинок Герман. В 1595 году монахи-иконописцы Тверского Оршина Вознесенского монастыря Иов и Нифонт написали образ преподобного Нила, который был возложен на гробницу преподобного. В 1598-1600 годах Филофей (Пирогов), инок Гефсиманского скита Троице-Сергиевого монастыря, составил стихеры и канон преподобному Нилу и написал его Житие.
План Нило-Столобенского монастыря в начале XIX века
В 1665 году в монастыре произошел пожар, сгорели все деревянные строения, в том числе и храм. Для совершения богослужений была построена временная деревянная церковь, а 27 мая 1667 года над гробницей преподобного Нила был заложен новый каменный храм. Во время копания рвов для храма земля осыпалась, обнажив гроб; таким образом были обретены нетленные мощи преподобного Нила. Чудотворные мощи его были переложены в новую гробницу и поставлены в деревянном Покровском храме.
Нило-Столобенская пустынь. 1910 год, фото Сергея Прокудина-Горского
В 1919 году все церковные ценности были изъяты, мощи преподобного Нила вскрыты. Монастырь действовал до 1927 года, в дальнейшем он пережил несколько изменений. В конце 1980-х годов значительная часть построек была либо утрачена, либо находилась в полуразрушенном состоянии. В 1990 году комплекс Нило-Столобенской пустыни передали РПЦ. В 1995 году в монастырь были возвращены мощи преподобного Нила.
Нило-Столобенская пустынь
Скульптурные изображения преподобного Нила Столобенского
Образ преподобного Нила Столобенского получил наибольшее развитие в виде деревянной резной скульптуры или барельефов. В скульптурных изображениях «Нил Столобенский изображается сидящим со склоненной на грудь головой и опирающимся на деревянные костыли. В таком необычном положении изможденный старец скончался во время молитвы». Существуют две традиции таких изображений: в виде скульптуры высотой от 10 до 40 см или небольшого прорезного рельефа 20 на 25 см. Такие статуэтки изготавливались в большом количестве для паломников, посещавших Нило-Столобенскую пустынь. Известны и крупные скульптуры в человеческий рост, которые создавали по заказам частных лиц или для часовен и церквей.
Преподобный Нил Столобенский. Скульптура на территории Ниловой пустыниПреподобный Нил Столобенский. 1770–1780-е годы, Конягин Кондратий Семенов (?) Осташков, Вознесенский собор Знаменского монастыря
Объемное изображение (Верхневолжье) является близкой копией храмового скульптурного образа преподобного Нила Столобенского, выполненного в последней трети XVIII столетия. Плоская и неокрашенная тыльная сторона скульптуры, а также отверстие для крепежного шканта на нижнем торце указывают на изначальное помещение образа в киоте. Это одно из самых ранних известных повторений почитаемого образа из Ниловой пустыни. На создание памятника в конце XVIII века указывают особенности стиля: реалистично исполненные черты лика и фигуры, многочисленные живописные складки облачения, а также характерный для этого времени синий пигмент, которым расцвечен куколь святого.
Преподобный Нил Столобенский. Верхневолжье, конец XVIII века, Собрание Ф. А. КопелевичаПреподобный Нил Столобенский. Первая половина XIX века. Происходит из часовни деревни Невская, Бежецкого уезда, Тверской губернии. Санкт-Петербург, Государственный Русский музей
Другая скульптура, исполненная в стиле народного примитива, восходит к почитаемому храмовому образу из Нило-Столобенской пустыни. Подобные небольшие скульптуры, предназначавшиеся для паломников, создавали резчики из города Осташкова и окрестных деревень. Особенностью публикуемого памятника является отсутствие костылей, на которые опирается святой. Возможно, что отказ от этой детали продиктован абсолютной обобщенностью форм фигуры, благодаря чему образ достиг знаковой выразительности. Роспись облачений «в горошек» также является уникальным плодом авторского творчества.
Преподобный Нил Столобенский. Верхневолжье, XIX век. Собрание Ф. А. Копелевича
Четкой иконографии деревянная скульптура преподобного Нила не выработала (за исключением его позы) — «одни мастера изображали его как щуплого старика, другие — как былинного богатыря». Отмечают, что схиму преподобного на скульптурах традиционно окрашивают в черный цвет, однако известны отдельные скульптуры, расписанные яркими цветами и золоченые, при этом кресты и надписи на схиме являются рельефными. Образ преподобного Нила Столобенского запечатлен на гербе Фировского района Тверской области.
Гостиный двор Нило-Столобенская пустынь
Во второй двор ведет арочный проход через высокую ярусную башню церкви Петра и Павла.
В нем, среди прочего, располагается монастырская гостиница на триста человек. За пожертвование в ней находят приют паломники, которые могут при желании бесплатно пообедать в обители. Но с меню тут такое дело: иноки мясо не едят и другим не предлагают, да еще три дня в неделю все монастырские жители соблюдают пост.
Однако у одного блогера, который воспользовался гостеприимством Ниловой пустыни, прочитала, что ни в одном из монастырей обедать вкуснее ему не приходилось. Хозяева предлагают богомольцам наваристый рыбный борщ, каши, пюре из картошки, жареную рыбу, соленья, салаты, аджики, душистый хлеб, медовое печенье…
В гостинице тоже хорошо: чистота, порядок, горячая вода. Правда, кельи в основном рассчитаны группы из десятка человек и удобства, естественно, общие, зато их хватает на всех.
Краткое жизнеописание святого
Биография преподобного Нила Столобенского известна из записей первого игумена Нило-Столобенской пустыни.
Происхождение
Святой Нил был крестьянского рода. Дата появления на свет – конец XV века. Имена родителей и его имя при крещении неизвестны. Место рождения – одно из поселений в южной части Новгородской земли (по территориальному делению XIV-XVIII веков).
Житие и служение Богу
Мальчик осиротел в раннем возрасте и нашел приют в монашеской обители преподобного Саввы Крыпецкого, где в 1505 году постригся в монахи и нарекся Нилом. Молитвами и постом Нил старался побороть плотские желания и искушения дьявола. Через 10 лет, почувствовав способность самостоятельно противостоять лукавому, Нил испросил благословения у настоятеля монастыря на отшельнический подвиг.
Слава о святом отшельнике распространилась по окрестным деревням и селам. К Нилу стали приходить за молитвой, советом. Нил никому не отказывал в помощи, но известность и восхваления тяготили Нила. Монах стал молиться Божьей Матери, чтобы она подсказала ему, как избежать славословия и продолжить служение Иисусу Христу.
Однажды в полусне отшельник услышал голос, повелевавший идти на озеро Селигер. Разузнав, что речка Серемуха впадает в озеро Селигер, Нил собрал нехитрый скарб и отправился по направлению ее течения. Оказавшись на берегу водоема, Нил выбрал необитаемый остров Столобный. Для зимовки отшельник выкопал в горе пещеру. На следующий год на вершине Столобного Нил построил деревянную келью и часовню. В келье вместо лежанки отшельник вбил в стену два крюка, на которые опирался во время ночного отдыха, стоя на коленях. Для пропитания Нил выращивал на острове овощи, рожь, собирал грибы и ягоды, ловил рыбу.
Окрестные крестьяне невзлюбили Нила. Однажды они приплыли на остров, вырубили весь лес и подожгли его. Отплыв на безопасное расстояние, поджигатели наблюдали, как пожарище охватило весь остров, поднимаясь к часовне и келье Нила. Отшельник вышел навстречу огню с иконой Божьей Матери, и языки пламени потухли сами собой, не причинив постройкам вреда.
Рыбаки иногда приставали к острову и отдавали Нилу часть улова. Отшельник проводил дни в молитвах и трудах. Прошло несколько лет, на Столобном снова выросли деревья. Местный крестьянин решил снова срубить молодые деревца и переправить на лодке на берег, чтобы использовать как дрова.
Срубив часть молодой поросли, он не смог сдвинуть ее с места, сколько не пытался. Осознав свой грех, крестьянин покаялся перед Нилом и был им прощен. После этого случая дьявольская пелена спала с глаз жителей прибрежных сел. Они стали приплывать к отшельнику за советом, молитвой, почитая его как святого. Нил не принимал даров от людей с греховной совестью и телесной нечистотой.
Разбойники решили, что в келье хранятся несметные сокровища в виде даров от мирян. Приплыв к Столобному, они потребовали у Нила указать, где хранятся богатства. На что святой сказал им, что главная ценность находится в углу кельи.
Войдя в нее, разбойники ослепли от нестерпимого света, исходившего от иконы Божьей Матери. Испуганные грабители упали перед Нилом на колени, прося прощения. Милосердный отшельник простил их и благословил на добрые дела.
Праведная жизнь сделала Нила ясновидцем, способным совершать чудеса. По его молитве стихали волнения на озере, спасая тем самым жизнь рыбакам.
Смерть
Зная о приближении смерти (ему были открыты день и год, когда это произойдет), Нил молился Богу, чтобы он послал ему духовника для причастия. Господь надоумил настоятеля одного из местных монастырей навестить отшельника. 6 декабря 1555 года он приплыл на остров, причастил пустынника и пообещал вернуться на следующий день. Нил сообщил ему, что на острове со временем будет монашеская обитель. Вернувшись на остров 7 декабря, игумен Сергий обнаружил Нила в келье мертвым, стоящим на коленях с опорой на крюки. Монахи похоронили тело в часовне. В Столобенской пустыне отшельник прожил 27 лет.
Через 5 лет над могилой святого была сооружена гробница. Спустя 35 лет в келье Нила поселились другие иноки. Рядом с часовней был построен храм. Затем образовалась монашеская обитель, существующая и поныне под названием Нило-Столобенская пустынь. В 1665 году в обители случился пожар, от которого сгорели деревянные строения, в том числе часовня, где был погребен святой. Когда через 2 года на этом месте стали возводить каменную церковь, могила обнажилась, открыв нетленные, благоухающие кости преподобного. Они были перезахоронены во вновь построенном храме.
Анализ литературных произведений
Нил Постник работал над толкованием Писаний, изъяснял христианские догматы. Его сочинения пропитаны искренностью и ясной мыслью, в них он подражал художественному стилю Иоанна Златоуста.
В большой сборник подвижнических писаний под названием «Добротолюбие» вошли божественные наставления Постника, которые подразделены на шесть частей. Редактированием занимался святитель Феофан Затворник.
Христианские наставления Нила отвечают главной цели подобных высказываний: они умеют дать духовное руководство человеку, искренне ищущему праведный путь жития, а также помогают побороть низменные склонности человеческого естества. Эти литературные разделы, мысли и увещания приводят к осознанию того, что необходимо стремиться к добродетельности и свершению полезных поступков, что приведет к постепенному и полному очищению сердца от скверны. Говоря о тщеславных поступках, святитель утверждает, что подобное поведение присуще невежественным людям, стремящимся продемонстрировать окружению свое возвеличенное эго
Сердце же Божьего угодника никогда не обращает внимание на обретение мирской славы, оно хочет остаться в неизвестности и незаметности. Сознание праведников сияет собственным светом добродетели и постепенно приобретает вечную божественную награду
В произведениях Нила Постника сочеталась нежная печаль и светлая тоска, что свойственно многим литературным текстам христианских богословов
Обширность познания святителя объединяется с искренней кротостью памятования о гибельной суетности бытия. Логичные высказывания, его суждения смиренно оттеняются неоспоримым авторитетом строгой мысли древних отцов христианства и подчеркиваются наивысшей мудростью Господа, которая извечно живет в Писаниях. Наставлениям Постника-аскета об истинах Православия и догматах веры присуща грамотная точность формулировок.
В «Седьмом сказании» преподобный повествует об эмоциональном состоянии своем и своего сына, когда на Синайской горе сарацины убивали Отцов и уводили Феодула на казнь. Сочинение построено в форме диалога и переполнено колоссальной любовью к милосердному Творцу. Нил Постник подчеркнул здесь: Феодул претерпел тысячу опасностей в ожидании физической смерти, что в корне отличается от самой кончины. Нил отметил, что при усечении главы чувствуешь меньше боли, чем во время ожидания самой казни, которое усиливается страхом и мучительной тоской.
Отец молился Господу и давал обет сурового воздержания и поста, если Бог вызволит благодарного Феодула из страшной беды.
Сообщение Бога
Пока преподобный Нил Столобенский сражался с сатаною, о нем по округе распространились людские слухи. Скоро к святому начали захаживать местные жители с просьбами помолиться об их грешных душах, наставить на путь истинный, помочь мудрым советом. Никого из прибывающих с покаянием гостей Нил Столобенский не отпускал без благословения, каждый уходил от подвижника утешенным и ободренным. И, разумеется, такое доброе отношение к людям еще больше прославило святого: со всех сторон он слышал в свой адрес похвалы и восхищенные отзывы.
Данное положение дел стало мало-помалу тяготить ярого последователя Христа. В сложившейся ситуации Нил Столобенский видел опасность для души своей, ведь так и возгордиться было не долго. Сердце отшельника воспылало желанием дать Богу обет молчания. Стал святой молиться Творцу и Деве Марии с еще пущим усердием. В каждой молитве его содержалась искренняя просьба о наставлении, об указании верного выхода и пути. И помощь не замедлила явиться.
Однажды преподобный Нил отдыхал после долгого, изнурительного общения с Господом. Вдруг услышал праведник голос, велевший ему отправляться на остров Столобенский, что находился на озере Селигер. Голос невидимого собеседника утверждал, будто именно в этом месте святой сумеет спастись. Подвижника очень заинтересовала полученная информация, потому он стал спрашивать у своих прихожан об острове, надеясь получить от них хоть какие-то сведения. Ожидания не обманули святого: вскоре праведник узнал, что место, упомянутое божественным голосом, находится на расстоянии семи верст от города Осташкова, что там нет ни души и по этой причине оно превосходно подходит для проживания отшельника. В 1528 году Нил ушел из обжитой им Серемхской пустыни, держа путь на Столобенский остров.
Нилова пустынь
В течение 40 лет вокруг кельи селились монахи и отшельники, строили маленькие кельи и рыли пещеры, потом обнесли все оградой и основали Нилову пустынь, монастырь, драгоценную святыню Русской Православной церкви.
Мужской монастырь Нило-Столобенская пустынь в Тверской области
В конце лета 1665 года пожар невероятной силы буквально слизал все постройки, но монахи не сдались. Архиепископ Нектарий обратился к царю Алексию Михайловичу за разрешением и помощью в строительстве каменного храма. Строительство велось под опекунством игумена Германа Второго.
В 1667 году во время копания нового фундамента земля стала осыпаться сама по себе, открыв гроб с сохранившимися костями.
Важно! 27 мая были обретены святые мощи Нила. Этот день отмечается в православной церкви, как день поминовения преподобного
Поклониться мощам, которые и поныне хранятся в серебряной раке, можно в Богоявленском соборе Столобенского монастыря.
Борьба с искушениями духа и плоти
Известно, что в первые годы иночества особенно тяжело бывает молодым монахам, на которых дьявол с особой яростью насылает искушения, земными страстями отвращая их разум от богомыслия. Чтобы с честью противостоять врагу, Нил Столобенский вооружился молитвой и, изнуряя плоть постами и бдением, подготовил себя к тому, чтобы впоследствии сделаться избранным сосудом Духа Божьего.
Много пришлось молодому иноку понести трудов, возложенных на него настоятелем монастыря, но никто не слышал от него ни единой жалобы. Для всей братии он являл собой пример кротости и беззлобия. Очень скоро молва о его добродетелях вышла далеко за стены монастыря, и к его келье потянулись люди, чтобы взглянуть на молодого праведника.
В одинокой лесной келье
Сторонясь мирской славы, Нил Столобенский испросил благословение у настоятеля обители игумена Германа и принял на себя подвиг пустынножительства. Долго странствуя непроходимыми лесными чащобами, он, наконец, пришёл в Ржевскую землю, где на берегу небольшой речки Черемхи построил себе келью. Здесь, вдалеке от людей, будущий святой предался непрестанной молитве, обращая все свои помыслы к Горнему Миру.
Чтобы поддержать свои силы, Нил Столобенский вкушал то, что удавалось собрать в лесу: ягоды, грибы и жёлуди. Как поведал он своему духовнику, бесы не раз пытались устрашить его и заставить покинуть пустыню. Являясь в облике диких зверей и гадов, посланники мира тьмы издавали под окнами кельи пронзительный свист и шипение. В этих случаях отшельник изгонял их крестным знамением. Хуже было, когда по бесовскому наущению являлись злые люди, чтобы причинить ему вред.
Деревянная скульптура
Скульптура XVIII века, почитается чудотворной
В иконографии образ преподобного Нила Столобенского получил наибольшее развитие в виде деревянной резной скульптуры или барельефов. В скульптурных изображениях «Нил Столобенский изображается сидящим со склонённой на грудь головой и опирающимся на деревянные костыли. В таком необычном положении измождённый старец скончался во время молитвы». Существуют две традиции таких изображений: в виде скульптуры высотой от 10 до 40 см или небольшого прорезного рельефа 20 на 25 см. Такие статуэтки изготавливались в большом количестве для паломников, посещавших Нило-Столобенскую пустынь. Известны и крупные скульптуры в человеческий рост, которые создавали по заказам частных лиц или для часовен и церквей. Скульптуры украшали вотивными приношениями (крестиками, образками, кольцами и серьгами, бусами, лоскутками ткани) в знак благодарности за исцеления по молитвам к святому.
Чёткой иконографии деревянная скульптура преподобного Нила не выработала (за исключением его позы) — «одни мастера изображали его как щуплого старика, другие — как былинного богатыря». Отмечают, что схиму преподобного на скульптурах традиционно окрашивают в чёрный цвет, однако известны отдельные скульптуры, расписанные яркими цветами и золочёные, при этом кресты и надписи на схиме являются рельефными.
Образ преподобного Нила Столобенского запечатлен на гербе Фировского района Тверской области.